НДС в кыргызстане

Внести в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) следующие изменения:

1) пункт 14 дополнить абзацем следующего содержания:

«При импорте товаров с территории одного государства-члена на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Союза, функционирующей в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2016 г. (далее – СЭЗ), налогоплательщиками, являющимися резидентами СЭЗ, на дату принятия товаров на учет НДС исчисляется и уплачивается в соответствии с абзацем четвертым пункта 19 настоящего Протокола. Если указанные товары не были реализованы либо были реализованы без НДС до завершения месяца, в котором истекают 180 календарных дней с даты принятия их на учет, то исчисленный НДС подлежит уплате налогоплательщиками, являющимися резидентами СЭЗ, в части импортированных товаров, которые не были реализованы либо были реализованы без НДС. При этом налоговая база по указанным товарам, не реализованным либо реализованным без НДС до завершения месяца, в котором истекают 180 календарных дней с даты принятия их на учет, определяется в соответствии с настоящим пунктом.»;

2) пункт 19 изложить в следующей редакции:

«19. Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

принятия на учет импортированных товаров, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;

срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

Уплата НДС по товарам, импортированным с территории одного государства-члена на территорию СЭЗ и не реализованным либо реализованным без НДС до завершения месяца, в котором истекают 180 календарных дней с даты принятия их на учет, производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают 180 календарных дней с даты принятия этих товаров на учет.

Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства-члена.»;

3) дополнить пунктом 201 следующего содержания:

«201. Налогоплательщик, являющийся резидентом СЭЗ, обязан представить налоговую декларацию и документы, предусмотренные пунктом 20 настоящего Протокола (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 2 пункта 20 настоящего Протокола), не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Кроме того, налогоплательщик, являющийся резидентом СЭЗ, обязан также представить налоговую декларацию, предусмотренную пунктом 20 настоящего Протокола, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают 180 календарных дней с даты принятия на учет товаров, импортированных с территории одного государства-члена на территорию СЭЗ. В налоговой декларации подлежат отражению сведения об указанных импортированных товарах, не реализованных и (или) реализованных в течение 180 календарных дней с даты принятия их на учет. В отношении нереализованных либо реализованных без НДС импортированных товаров одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик, являющийся резидентом СЭЗ, представляет в налоговый орган выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате НДС, если это предусмотрено законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары. При наличии у налогоплательщика, являющегося резидентом СЭЗ, излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты НДС по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату НДС по импортированным товарам, не представляется.».

Кыргызские силовики в течение последнего месяца активно борются с незаконным возвратом налога на добавленную стоимость. Спецслужбы обнаружили, что правительственная комиссия незаконно вернула бизнесменам больше 800 млн сомов НДС. Что это за налог и как бизнесмены с помощью чиновников могут зарабатывать на нем? Объясняем.

Почему это важно: Махинации с возвратом НДС из государственного бюджета — распространенная коррупционная схема почти во всем мире. Теперь о них постоянно говорят и в Кыргызстане. Налогообложение — это довольно сложно (особенно если вы не бухгалтер и не налоговый юрист). Чтобы понять, как именно государственные деньги «пилят» при помощи возврата НДС, надо понять, что это за налог и как работают механизмы его возмещения.

Доступно объяснить о том, что такое НДС и как его незаконно возвращают, нам помогла бухгалтерская компания «Чериков и партнеры». Многие вещи в статье сильно упрощены для понимания, поэтому при принятии важных решений проконсультируйтесь с налоговыми специалистами.

Что случилось?

В марте в СИЗО ГКНБ водворили замглавы Государственной налоговой службы Кубанычбека Кумашова. Ему предъявили обвинения по делу о незаконном возмещении НДС двум компаниям из государственного бюджета.

Позже, 20 марта, генпрокуратура сообщила о том, что правительственная комиссия по возврату НДС незаконно вернула частным компаниям больше 800 миллионов сомов.

«С 2016 года по январь 2018-го комиссия путем подделки и использования заведомо подложных документов принимала решения о возмещении из государственного бюджета денежных средств в счет уплаты задолженности по НДС за фиктивный экспорт товаров», — сообщили в прокуратуре.

Председатель правительственной комиссии — заместитель министра экономики, в нее входят замминистра финансов, зампредседателя Государственной налоговой службы, а также сотрудники Центрального казначейства, таможенной службы и финполиции. До 3 февраля 2017 года в комиссии также состоял заместитель начальника управления ГКНБ.

11 апреля Антикоррупционная служба ГКНБ обыскала офисы четырех кыргызских компаний по уже заведенному уголовному делу о незаконном возврате НДС — по информации спецслужбы, эти компании незаконно получили из госбюджета больше 290 миллионов сомов.

Двух руководителей этих компаний заключили под стражу.

Что такое НДС?

В общих чертах налог на добавленную стоимость — это наценка на продукт или услугу. Например, если вы продаете товар за 100 сомов, то должны прибавить к цене еще 12% (это стандартная ставка НДС в Кыргызстане). В итоге цена будет 112 сомов. На практике отечественные продавцы чаще всего указывают сразу конечную цену (с уже включенным НДС).

Кроме этого НДС взимается и с импортируемых товаров. Например, если вы ввозите в Кыргызстан продукцию из Китая на сумму 100 тысяч сомов, то должны заплатить нашим таможенным органам 12% от этой суммы.

При начислении НДС есть много нюансов (стоимость облагаемого импорта, регистрационный порог и прочее). Но для общего понимания, что из себя представляет этот налог, можно не загружать себя лишними деталями.

Что такое зачет НДС?

Допустим, вы — предприниматель, и купили товар у поставщика. Вы заплатили ему цену с уже начисленными 12% НДС. Давайте обозначим сумму этого НДС буквой Х.

Потом вы перепродали этот товар, тоже с начислением 12% НДС (условно обозначим эту сумму буквой Y).

И тут самое интересное: вы как налогоплательщик должны заплатить в бюджет не всю сумму Y, а только разницу между Y и X (то есть Y — X). Например, если вы приобрели у поставщика товар за 56 сомов (из которых 6 сомов — это НДС) и затем перепродали его за 112 сомов (12 сом из них — НДС), то государству вы должны заплатить лишь 6 сомов разницы.

Таким образом государство разрешает вам зачесть НДС, который вы оплатили поставщику, в счет вашего НДС (который вы взяли со своего покупателя). Это и есть механизм зачета НДС.

В каких случаях государство должно вернуть НДС налогоплательщику?

В приведенном выше примере мы рассмотрели типичную ситуацию, когда Y больше, чем X. Но что, если Y окажется меньше?

Такое возможно, когда вы, например, экспортируете купленный товар. Кыргызстан, как и большинство других стран, поощряет экспорт своей продукции — поэтому такие продажи облагаются нулевой ставкой НДС.

Получается, что Y в этом случае будет равна 0 сомов. Значит, итоговая сумма НДС к уплате (Y — X) будет отрицательная. То есть мало того, что вы не должны платить НДС, так еще и государство становится должно вам.

В нашем примере государство было бы должно вам 6 сомов, которые вы уже заплатили своему поставщику в качестве НДС.

Что происходит дальше с этим отрицательным НДС?

По умолчанию государство разрешает вам его зачесть в счет текущей налоговой задолженности (если она есть) или будущих налогов. Но что делать, если у вас постоянное отрицательное значение НДС, и оно не перекрывается даже другими налогами?

В этом случае государство должно вернуть вам уже уплаченный НДС на ваш банковский счет. Для этого должны соблюдаться некоторые условия:

• В течение полугода не меньше 50% ваших продаж — это продажи с нулевой ставкой НДС

• Ваши обязательства по НДС и другим налогам не перекрывают ваш отрицательный НДС

Как незаконно возвращают НДС?

Логически для этого нужно либо завысить X, либо занизить Y (сделать так, что ставка была нулевой).

Для этого недобросовестный налогоплательщик заключает фиктивные сделки или просто подделывает документы. То есть он может подделать документы как о покупке товара с НДС, так и о его дальнейшей продаже за рубеж.

Кроме экспорта товаров нулевая ставка НДС применяется также к международным перевозкам (кроме перевозок железнодорожным транспортом) и связанным с ними услугам; к услугам, связанным с электроснабжением насосных станций, занимающихся поливом сельхозугодий и обеспечением населения питьевой водой.

НДС за материальные ресурсы, приобретенные на территории КР и на сумму свыше 300 тыс. сомов, не подлежит зачету, — Минфин

Законом КР от 18 января 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» предусмотрено введение нормы, при которой НДС к зачету не подлежит по приобретенным в КР материальным ресурсам за наличный расчет на сумму свыше 300 тыс. сомов за отчетный налоговый период по НДС.

Как разъясняет Министерство финансов, согласно статье 268 Налогового кодекса, налоговым периодом при исчислении НДС по облагаемым поставкам является один календарный месяц.

Одной из задач указанного дополнения в Налоговый кодекс является развитие безналичных расчетов и платежей, что предусмотрено в рамках Госпрограммы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на период 2012-2017 годов, утвержденной постановлением правительства и Национального банка КР от 14 мая 2012 года №289/5/1.

Министерство финансов КР считает, что применение данного положения не создает проблемы для налогоплательщиков, поскольку указанное ограничение в сумме 300 тыс. сомов относится к общей стоимости приобретенных на территории КР за оплату в наличной форме материальных ресурсов без учета НДС и налога с продаж за отчетный календарный месяц, то есть сумма НДС за приобретенные за отчетный календарный месяц на территории Кыргызской Республики за оплату в наличной форме материальные ресурсы свыше 300 тыс. сомов не подлежит зачету.

Данное дополнение также не увеличивает налоговое бремя добросовестных налогоплательщиков, поскольку если плательщик добросовестный, то ему нет необходимости скрывать свои денежные операции по приобретению материальных ресурсов, так как, перечисления через банки могут быть легко проконтролированы соответствующими органами исполнительной власти.

Минфин приводит наиболее часто встречающиеся вопросы по применению данной нормы налогового законодательства и разъяснения на них:

Вопрос: Установленное ограничение применяется в отношении материального ресурса, приобретенного по одной счет–фактуре или в отношении материальных ресурсов, приобретенных по нескольким счетам-фактурам по НДС, стоимость которых в совокупности превышает 300 тыс. сомов и оплачена наличными?

Ответ: Ограничение, установленное частью 8 статьи 271 Налогового кодекса применяется в отношении материальных ресурсов, приобретенных за оплату в наличной форме по всем счетам-фактурам по НДС, стоимость которых в совокупности превышает 300 тыс. сомов.

2. Компания, являющаяся плательщиком НДС, осуществила в отчетном периоде приобретение материальных ресурсов, включая запасы, основные средства, работы и услуги. Общая сумма приобретений без учета НДС и налога с продаж составляет 800 тыс. сомов. НДС равен 96 тыс. сомов.

Вопрос: В том случае, если компания оплатила наличными за приобретение материальных ресурсов по счетам-фактурам НДС 300 тыс. сомов (без учета НДС и налога с продаж), а остальные счета (на сумму 500 тыс. сомов без учета НДС и налога с продаж) были оплачены безналичным способом, имеет ли право Компания отнести к зачету всю сумму НДС за материальные ресурсы в размере 96 тыс. сомов?

Ответ: В данном случае Компания имеет право при исчислении НДС отнести в зачет всю сумму НДС в размере 96 тыс. сомов, поскольку оплата в наличной форме не превысила установленное ограничение в сумме 300 тыс. сомов.

3. Компания получила 3 счета-фактуры за апрель 2014 года на общую сумму 800 тыс. сомов. При этом из полученных счетов-фактур на сумму 800 тыс. сомов: 300 тыс. сомов оплачено наличными в апреле 2014 года, 350 тыс. сомов оплачено безналичным путем в апреле 2014 года, только 150 тыс. сомов подлежат оплате. Предполагается, что оплата будет осуществлена в мае 2014 года. Данная сумма отражена как кредиторская задолженность компании. Уплаченный НДС в сумме 78 тыс. сомов по счетам-фактурам на 300 тыс. сомов и 350 тыс. сомов компания может взять к зачету. Но компания ещё не знает, каким образом она осуществит расчеты по счету-фактуре за материальные ресурсы на 150 тыс. сомов: наличным или безналичным способом.

Вопрос 1: Имеет ли право компания отнести в зачет НДС на сумму 18 тыс. сомов по счету-фактуре НДС на сумму 150 тыс. сомов?

Ответ: В том случае, если налогоплательщик намерен оплатить счет-фактуру на суму 150 тыс. сомов безналичным способом, то данный налогоплательщик имеет право отнести в зачет НДС в сумме 18 тыс. сомов при расчете НДС за апрель 2014 года, поскольку согласно части 1 ст. 270 и ст.271 НК КР сумма НДС, приходящаяся на счета, подлежащие оплате, подлежит зачету.

Вопрос 2: Какие доказательства может предоставить налогоплательщик НДС для доказательства того, что оплата по счету-фактуре на 150 тыс. сомов будет осуществлена безналичным способом?

Ответ: Доказательством намерения об оплате счета-фактуры на сумму 150 тыс. сомов являются условия договора о поставке материальных ресурсов, в которых должно быть отражено, что оплата будет осуществлена безналичным способом.

Вопрос 3: В том случае, если произойдут изменения в условиях оплаты и фактически оплата на сумму 150 тыс. сомов будет произведена в мае 2014 года не безналичным, а наличным способом, следует ли внести корректировку в сумму НДС, подлежащую зачету, и за какой период?

Ответ: Налоговый кодекс устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда производится корректировка НДС, подлежащего зачету. При этом Налоговый кодекс не устанавливает требование по корректировке НДС к зачету в случае изменения условия оплаты за поставку.

При изменении условий оплаты, в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса налогоплательщику необходимо представить уточненный отчет по НДС за апрель 2014 года и уменьшить НДС к зачету за апрель 2014 года на 18 тыс. сомов.

4. Компания получила 5 счетов-фактур за апрель 2014 года на общую сумму 800 тыс. сомов. При этом из полученных счетов-фактур на сумму 800 тыс. сомов 120 тыс. сомов оплачено наличными в апреле 2014 года, 170 тыс. сомов оплачено наличными в апреле 2014 года, 30 тыс. сомов оплачено наличными в апреле 2014 года, 480 тыс. сомов оплачено безналичным путем в апреле 2014 года. Следовательно, в отношении какой-то одной из счетов-фактур НДС, оплаченных наличным способом, нельзя взять НДС к зачету полностью, а можно взять к зачету только часть, т.к. общая сумма оплаты наличными на 20 тыс. сомов превышает 300 тыс. сомов, установленный нормой статьи 271 Налогового кодекса.

Вопрос: По какой счет-фактуре НДС налогоплательщик не имеет права на зачет НДС?

Ответ: Налогоплательщик имеет право самостоятельно установить, по какой счет-фактуре НДС не отнести зачету.

5. Компания импортировала материальные ресурсы на 800 тыс. сомов и произвела оплату НДС на таможне, внеся наличные денежные средства в кассу таможни.

Вопрос 1: Имеет ли право налогоплательщик отнести в зачет всю сумму НДС, уплаченного в кассу таможенных органов наличным способом?

Ответ: Сумма НДС, уплаченная наличным способом на таможне, в полном объеме относится в зачет, поскольку в соответствии с определением термина «Оплата стоимости приобретенных материальных ресурсов в наличной форме» наличной формой является только оплата наличных средств в кассу поставщика.

Вопрос 2: Распространяется ли ограничение, установленное частью 8 статьи 271 НК КР, на уплату НДС на облагаемый импорт, произведенную наличным способом?

Ответ: Оплата в кассу налоговых и таможенных органов не учитывается при применении части 8 статьи 271 Налогового кодекса.

6. Компания произвела взаимозачет по дебиторской и кредиторской задолженности с партнером на сумму 800 тыс. сомов.

Вопрос 1: К какой форме оплаты (наличной или безналичной) относится оплата, осуществленная путем проведения взаимозачета?

Ответ: Исходя из определения термина «Оплата стоимости приобретенных материальных ресурсов в наличной форме», проведение взаимозачета не является наличной формой оплаты.

Вопрос 2: Имеет ли право налогоплательщик полностью отнести в зачет НДС в случае проведения взаимозачета на сумму, превышающую 300 тыс. сомов?

Ответ: Налогоплательщик имеет право полностью отнести в зачет НДС в случае проведения оплаты в форме взаимозачета.

7. Компания имеет товар, купленный в рассрочку, до 1 апреля 2014 года. НДС взят к зачету до введения в действие части 8 статьи 271 НК КР.

Вопрос: Необходимо ли пересчитать НДС к зачету, если в дальнейшем товар будет оплачен наличными?

Ответ: НДС, отнесенный в зачет до 1 апреля 2014 года, а также сделки, заключенные до 1 апреля 2014 года, не попадают под ограничение, установленное частью 8 статьи 271 Налогового кодекса.

8. Для реализации требования Налогового кодекса по учету поставок, оплачиваемых в наличной и безналичной форме, необходимо вести учет покупок в разрезе каждого документа «Счет-фактура полученная». На практике крупные налогоплательщики ежемесячно получают сотни счетов-фактур от плательщиков НДС и сотни счетов от неплательщиков НДС.

Выполнение требования по учету формы оплаты в разрезе каждого счета-фактуры существенно утяжеляет учет, что предполагает внесение изменений в программное обеспечение, используемое для ведения финансового и управленческого учета.

В настоящее время существует острая необходимость в разработке единых рекомендаций по механизму учета каждой операции по оплате обязательств, связанных с приобретением материальных ресурсов, а также требуется время на внедрение соответствующих решений в программное обеспечение, используемое для ведения финансового учета.

Ответ: В настоящее время в Государственной налоговой службой при правительстве КР ведется работа разработке единых рекомендаций и по внесению дополнительных показателей реестр счетов-фактур.

Министерство, рассмотрев Ваше электронное обращение от 17 февраля 2020 года №122, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 48 статьи 153 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее – НК КР) экспорт товаров – это вывоз реализуемых товаров с территории Кыргызской Республики на территорию государства-члена Таможенного союза или за пределы таможенной территории Таможенного союза

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» установлено, что свободная экономическая зона (далее — СЭЗ) – это часть территории Кыргызской Республики, определяемая законодательством Кыргызской Республики, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления экономической деятельности субъектами СЭЗ.

Согласно части 2 статьи 375 НК КР, поставка товаров, работ и услуг, предназначенных для использования в производстве, с территории Кыргызской Республики субъектом, не являющимся субъектом СЭЗ, субъекту СЭЗ облагается НДС по ставке, установленной частью 2 статьи 227 НК КР.

Частью 1 статьи 314 НК КР установлено, что объектом обложения налогом с продаж являются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Статьей 319 НК КР установлены ставки налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг оплаченных в наличной форме.

Учитывая вышеизложенное, НК КР не предусмотрена льгота по налогу с продаж при поставке с территории Кыргызской Республики субъекту СЭЗ, следовательно, реализация товара за наличный расчет субъекту СЭЗ облагается налогом с продаж.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Министерства подготовлено в соответствии со статьей 18 НК КР и не является нормативным правовым актом.

Письменные ответы Министерства по вопросам налогового законодательства имеют информационно-разъяснительный характер.