Налоги 9 класс

1. Законодательство по налогам и сборам РФ включает в себя:
в) Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
2.Выберите наиболее полное определение налоговой системы:
а) совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей;
б)совокупность установленных государством условий налогообложения;
3. Цель введения налогов в современном обществе — это (допускается несколько ответов)
б) реализация целей политики государства;
в) только регулирование экономических процессов в обществе;
4. Для налогов характерны следующие признаки (несколько ответов):
б) безвозмездность;
в) обязательность;
5. Пропорциональный метод налогообложенияозначает, что:
в) с ростом налоговой базы средняя налоговая ставка возрас-
тает;
6. Равный метод налогообложения означает, что:
б) для каждого налогоплательщика установлена равная ставка налога;
7. Налог — это
б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований;
8. Сбор — это:г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений и лицензий.
9. Местные налоги и сборы вводятся:
б) Налоговым кодексом РФ изаконами местных органов власти;
10. Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов предусматривает:
в) запрет на установление каких-либо налогов, не входящих в этот перечень.
11. Применяется ли законодательство о налогах и сборах к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных и платежей:
б) нет;
12. Разграничивая сферы применения налогового и таможенногозаконодательств. Налоговый кодекс РФ устанавливает особые правила в отношении:
в) налога на добавленную стоимость и акцизов при экспорте и импорте товаров.
13. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:
б) в пользу налогоплательщика;
14. Акты местных органов самоуправления, федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органовгосударственных внебюджетных фондов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
б) не могут изменять и дополнять законодательство о налогах, сборах;
15. Акты законодательства, устанавливающие новые налоги и сборы, начинают свое действие по срокам:
г) с 1-го числа следующего налогового периода, но не ранее одного месяца со дня опубликования.
16. Акты, вносящие изменение в законодательство о налогах исборах, начинают свое действие по срокам:
а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
17. Акты законодательства о налогах и сборах имеют обратную силу, т.е. распространяются на прошлый период в случае, если (допускается несколько ответов):
а) смягчается или устраняетсяответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливаются дополнительные гарантии защиты прав
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
г) отменяются налоги и (или) сборы, снижаются размеры ставок налогов и сборов, устраняются обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие ихположение.
18. Признание нормативного акта недействительным происходит:
в) в судебном порядке или вышестоящими органами в порядке до судебного рассмотрения;
19. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ, если он (несколько ответов):
а) отменяет или ограничивает права налогоплательщика;
в) запрещает…

§ 1 Виды налогов: прямые и косвенные

Механизм сбора налогов тысячелетиями совершенствовался человечеством. Зачатки современной налоговой системы сложились еще во времена древнеримской и древнегреческой цивилизаций.

Налогов существует великое множество. Выясним, какие же бывают виды налогов, и какие функции они выполняют.

По различным признакам налоги можно разделить на:

– прямые и косвенные;

– федеральные, региональные и местные;

– налоги с физических и юридических лиц.

По способу платежа выделяют два основных вида налогов: прямые и косвенные.

К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество, на наследство). Они взимаются с конкретного физического либо юридического лица. Плательщиком является владелец собственности и получатель дохода. Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Мы всегда знаем точно, сколько мы заплатили и с какого дохода или имущества.

Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги — это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета.

К косвенным налогам относятся налоги на обращение и потребление. Они ориентируются не на лица, а на вещи. Они менее справедливы, чем прямые, их легче получать. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина.

Мы не знаем, величины этого налога. Плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого продавец перекладывает налог через прибавку к цене. Например, из-за границы ввозится какой-то товар. Возможно, что данный товар производится в этом государстве. Для того, чтобы поддержать отечественного производителя, защитить его, вводится таможенная пошлина, которая включается в стоимость товара. Таким образом, стоимость ввозимого товара увеличивается по сравнению с отечественным: если покупатель желает купить товар импортного производства и поддерживать экономику другой страны, у него есть это право, но заплатить он должен больше, чем за товар отечественный. Это справедливо, ведь деньги за товар из страны уходят.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

В развивающихся странах, с бедным населением, больше налоговых поступлений приходится на косвенные налоги. Прямые налоги имеют большее значение в экономически развитых странах с зажиточным населением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз.

3 Налоги. Кривая Лаффера

Источником финансовых средств государства являются денежные средства, которые правительство собирает со своих подданных — физических и юридических лиц.

Обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства, называются налогами.

Они собираются на безвозмездной основе в принудительном порядке и используются для осуществления государством своих функций. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке. Развитие цивилизации привело к вытеснению налогами всех других видов платежей, в том числе натуральных.

Законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

Она может включать два звена — государственные и местные налоги, либо три звена — государственные налоги, налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации (региональные), местные налоги.

Основополагающие принципы налогообложения были в свое время сформулированы А. Смитом и сводятся к следующему:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу;

2) налог должен быть точно определен с точки зрения срока уплаты, способа платежа и его суммы. Иначе лицо, облагаемое налогом, находится во власти сборщика налогов;

3) каждый налог должен взиматься во время или способом, наиболее удобным плательщику.

4) каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу;

2) налог должен быть точно определен с точки зрения срока уплаты, способа платежа и его суммы. Иначе лицо, облагаемое налогом, находится во власти сборщика налогов;

3) каждый налог должен взиматься во время или способом, наиболее удобным плательщику.

4) каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

«Если собирание налога требует такой армии чиновников, жалованье которых поглощает значительную часть суммы налога, то он будет удерживать из кармана народа значительно больше, чем приносит казначейству» (А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцгиз, 1935. Т. 2. С. 341–343).

Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени, став аксиомами налоговой политики, на которых базируются требования и к современным налоговым системам.

Налоговая система должна быть:

· обязательной и всеобщей

· предельно простой

· эффективной и достаточной

· стабильной и гибкой обязательной и всеобщей, т.е. налог должен принудительно и неизбежно изыматься для финансирования государства и местных органов власти со всех субъектах хозяйствования и части физических лиц;

· предельно простой, легко доступной для понимания плательщиков;

· нейтральной, обеспечивающей равные налоговые стандарты для налогоплательщиков;

· эффективной и достаточной — налоговые поступления должны покрывать необходимые государственные расходы, не нарушая при этом эффективного распределения ресурсов;

· стабильной и гибкой — ставки налогов и порядок исчисления налоговых взносов должны оставаться длительное время стабильными, создавая вместе с тем через систему льгот предпочтительные условия развития для отдельных направлений деятельности.

Реализация практического значения налогов проявляется через их функции:

· Фискальная функция.

· Регулирующая функция.

· Стимулирующая функции.

· Распределительная функция.

Фискальная функция налогов предполагает формирование финансовых ресурсов государства и его административных единиц. Она призвана способствовать созданию материальных основ функционирования государства. Отсюда следует важный вывод: уровень налогов в стране обусловлен масштабами государственных расходов.

Регулирующая функция налогов заключается в избирательном изменении налоговых ставок, позволяющем целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, инфляцию, занятость и т.п.

Она предопределяет существование стимулирующей функции налогов — создание предпосылок для повышения деловой активности, поощрения некоторых видов предпринимательской деятельности.

Распределительная функция налогов призвана перераспределять доходы между государственными и местными бюджетами, распределять налоговое бремя между субъектами хозяйствования и социальными группами.

Посредством реализации контрольно-учетной функции налогов отслеживаются направления и объемы движения финансовых потоков. Правильное сочетание функций налогов создает предпосылки для развития национального производства и установления социального мира в государстве.

Налоги — это сложная система взаимоотношений, включающая в себя ряд элементов, к которым относятся:

· субъект налогообложения (или налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность оплачивать налог;

· носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог. Налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Часто субъект и носитель налога совпадают.

· объект налогообложения — доход или имущество, с которого начисляется налог. Это может быть заработная плата, прибыль, доходы от недвижимости и т.д.

· ставка налога — величина налога на единицу обложения. Ставки налога классифицируются по ряду признаков. Так, в зависимости от степени изменяемости различают общие, повышенные и пониженные ставки налога. По способу определения суммы налога выделяют прогрессивные, регрессивные, твердые и пропорциональные ставки налога. Прогрессивная ставка налога повышается по мере нарастания дохода, регрессивная — понижается по мере нарастания дохода. Пропорциональная налоговая ставка не меняется при изменениях дохода, например, 12% от дохода. Твердая налоговая ставка устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода, (например, 100 руб. за 1 кв. м площади)

На практике используется несколько подходов к классификации налогов. Рассмотрим важнейшие из них.

I. По принципу построения выделяют налоги:

— пропорциональные налоги, к которым относят, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц;

— регрессивные налоги, составляющие большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Они используются для стимулирования роста объема крупных покупок. Например, по мере роста расходов на покупку определенных товаров снижаются акцизные сборы;

— прогрессивные налоги, при которых обладатели больших доходов уплачивают большие налоги как в абсолютном, так и в относительном выражении.

II. По объектам налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества юридических и физических лиц. Их объектом выступают доходы — заработная плата, прибыль, процент, или стоимость имущества налогоплательщика — земля, дача, машина. Достоинством прямых налогов является то, что их трудно переложить на плечи других лиц. Исключение составляют налоги на землю и другую недвижимость, которые включаются в арендную или квартирную плату или в цену сельскохозяйственной продукции.

Государство всегда было изобретательно по части прямых налогов. Так, в Византийской империи их было более двадцати — поземельный, подушный, налог на рекрутов, на оружие для солдат, на взвешивание продуктов и т.д. Во Флоренции 14в. существовал «витринный налог», который уплачивали владельцы магазинов и мастерских. Поскольку летом было жарко, витрину затеняли занавеской, за что надо было платить налог. Россия была не менее изобретательной по части налогообложения. Так, введение налога на дым из трубы заставило население топить избы по-черному; налог на бороды, введенный Петром I, должен был способствовать становлению «европейского имиджа» русских бояр.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги и включаются в издержки производства, что способствует повышению цен на товары и услуги. Косвенные налоги могут перекладываться в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на конкретный товар, на конечного потребителя. Однако у данного вида налогов есть неоспоримое преимущество — взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом.

Основные косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины.

Акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Ими облагаются товары массового производства: спиртные напитки, табак, соль, сахар, телефонные переговоры, и др.

Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет обложения товаров массового спроса, производство которых монополизировано государством. Это могут быть золотые украшения, меховые изделия или другие товары.

Таможенные пошлины — косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары. Они уплачиваются всеми субъектами, осуществляющими внешнеторговые операции.

III. По сфере распространения выделяют общегосударственные и местные налоги.

Как правило, к первым относят те из них, которые связаны со стабилизационной макроэкономической политикой или с распределением ресурсов. Так, в Республике Беларусь к общегосударственным налогам относят подоходный налог с граждан, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, экологический налог и др. Местные налоги поступают в распоряжение региональных органов власти. В нашей стране существуют следующие местные налоги: налог на право торговой деятельности, на рекламу, на продажу алкогольных напитков, сбор за пользование автостоянками и др.

Следует различать налоги и сборы. Налоги строятся на безвозмездной основе, а сборы — на эквивалентной, как плата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставленные права, при этом они всегда имеют целевое назначение.

IV. По источникам средств для выплаты налогов различаются:

— платежи из прибыли (налог на прибыль, таможенные пошлины);

— платежи, включаемые в издержки (налог на имущество, экологический налог);

— платежи, входящие в цену товара сверх издержек и прибыли (акцизы, НДС).

Налоговое бремя исчисляется по доле налоговых отчислений в валовом внутреннем продукте:

Следует избегать двойного налогообложения — взимания различных видов налогов с одного источника доходов или применения двух систем налогообложения одновременно.

Двойное налогообложение бывает: а) экономическим, б) международным.

Экономическое двойное налогообложение — это взимание налогов с одного источника доходов на разных уровнях. Это наблюдается при функционировании акционерных обществ: 1) прибыль, 2) дивиденды.

Международное двойное налогообложение — это одновременное удержание аналогичных налогов в различных странах вследствие подчиненности объектов налогообложения юрисдикции данных государств.

Вопросы о размерах критического обложения давно волнуют экономистов.

«Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают и той, которая у них остается», — говорил Монтескье.

Сторонники снижения налоговой нагрузки и стимулирования инвестиций опираются на позицию американского экономиста А. Лаффера, который пытался доказать, что высокие ставки налогов могут привести к затуханию экономической активности. Им исследовалась связь между объемом поступающих в бюджет налоговых средств и ставками налогов. Графическое отображение этой зависимости получило название «кривая Лаффера»,которая строится в координатах, где на оси абсцисс откладываются налоговые поступления Т, а на оси ординат — налоговые ставки t.

Из рисунка видно, что рост налоговой ставки ведет к увеличению налоговых поступлений. Оптимальный размер ставки te обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет Те. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 % налогообложении сводятся к нулю — налоговые поступления и вовсе прекращаются.

Однозначного ответа, какая величина налоговой ставки является оптимальной, нет. Сам А. Лаффер считал, что оптимальная ставка налога на прибыль должна составлять около 35%. О переходе критической точки налогообложения свидетельствуют косвенные признаки – замедление темпов поступлений в государственную казну, рост числа налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов и концентрирующих свои финансовые ресурсы в теневом секторе экономики.

Хозяйственная практика свидетельствует о том, что кривая Лаффера имеет в большей степени теоретическое значение, надежные методы ее построения применительно к конкретным налоговым системам на сегодняшний день отсутствуют.

Органической частью экономической политики государства является финансовая политика — совокупность мероприятий государства по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. В ее рамках осуществляется выработка научной концепции развития финансовой системы государства, определяются главные направления их использования, реализуются цели макроэкономического регулирования.

Одним из направлений финансовой политика является фискальная политика (от лат. fiscus — государственная казна) — совокупность финансовых мероприятий, проводимых правительством в области государственных расходов и налогообложения. Если речь идет только о достижении равновесия бюджета, такие меры называют бюджетированием или бюджетной политикой.

Согласно классической теории, роль фискальной политики незначительна, поскольку она лишь перераспределяет средства от частного к государственному сектору, не влияя на уровень национального дохода и занятости. Ее функция состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами.

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и его последователей. Согласно кейнсианской теории, фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования: по мере роста государственных расходов и снижения налогов растет совокупный спрос и национальный доход, что обеспечивает рост сбережений как дополнительного источника финансирования государственных расходов. Взгляды современных экономистов относительно сущности фискальной политики в основном совпадают со взглядами кейнсианцев.

Основные цели фискальной политики — сглаживание циклических колебаний и обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции, стимулирование экспортного потенциала. В зависимости от сложившейся экономической ситуации текущими задачами фискальной политики могут быть макроэкономическая стабилизация, ускорение темпов экономического роста или сдерживание экономической активности. В первом случае принимаются меры, способствующие приближению реального объема ВВП к потенциально возможному; во втором реализуются мероприятия, увеличивающие объемы национального производства, а в третьем — уменьшающие его. Однако большинство экономистов сходятся на том, что меры фискальной политики особо эффективны в период экономического спада.

Основными инструментами реализации фискальной политики являются государственные расходы (G) и налоги (Т).

Компонентами государственных расходов выступают, во-первых, государственные закупки в форме государственных инвестиций, государственного потребления товаров и услуг, оплаты труда работников бюджетной сферы и, во-вторых, государственные трансферты в виде субсидий, пособий, финансирования образования. При этом государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь его перераспределяют.

В зависимости от механизмов реагирования фискальная политика может выступать как дискреционная и недискриционная (автоматическая).

Дискреционная фискальная политика — это активная фискальная политика правительства, которая представляет собой сознательные целенаправленные изменения в области государственных расходов и налогов с целью осуществления макроэкономической стабилизации.

Дискреционная фискальная политика бывает стимулирующей (экспансионистской и сдерживающей (рестрикционной).

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде направлена на преодоление циклического спада и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде это снижает инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе фискальная рестрикция может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, автоматически приводящих к изменению налоговых поступлений и государственных расходов. В отличие от дискреционной политики, политика встроенных стабилизаторов не требует оперативного вмешательства государства, постоянного изменения налогов и государственных расходов. Автоматические встроенные стабилизаторы — это механизмы, автоматически сокращающие чувствительность экономики к колебаниям экономической конъюнктуры. Их действие уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса. В качестве встроенных стабилизаторов выступают подоходный налог, косвенные налоги, трансферты.

Правительство устанавливает прогрессивные налоговые ставки на доходы. В период подъема ВВП объем налоговых поступлений автоматически увеличивается. Доля дохода, остающаяся на руках населения и фирм, уменьшается, их расходы увеличиваются более плавно, что сдерживает совокупный спрос, противодействуя перегреву экономики и инфляции. Когда же ВВП падает, налоговые поступления автоматически сократятся, увеличится доля доходов, остающихся у предприятий и населения. Это позволит сдержать падение совокупного спроса, будет способствовать смягчению экономического спада.

К механизмам, работающим в режиме автоматического регулирования, относят пособия по безработице и социальные выплаты. Механизм их действия таков: во время экономического спада они увеличиваются и сокращаются во время экономического подъема. Данные стабилизаторы выступают в качестве амортизатора: если, например, наблюдается спад, люди теряют работу и выплаты по безработице отчасти компенсируют падение их потребления. Объемы потребления колеблются меньше, чем занятость.

В этом же автоматическом антициклическом режиме работает система индексации доходов.

Таким образом, система автоматических встроенных стабилизаторов позволяет в той или иной степени поддерживать стабильность в экономике без специальных мер правительства. Хотя следует заметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

Политика встроенных стабилизаторов имеет преимущества по сравнению с дискреционной политикой, поскольку стабилизаторы включаются автоматически, и нет нужды, чтобы кто-то решал о времени их вступления в действие. Из-за автоматических стабилизаторов изменилась картина цикла: спады стали более короткими и легкими. Это было невозможно раньше, так как и налоги и пособия по безработице были очень низки.

Одна из причин, по которым экономисты считают невозможным повторение Великой Депрессии — действие автоматических стабилизаторов, уменьшающих мультипликативное воздействие падения совокупного спроса и совокупного предложения.