Лидеры и последователи

Совместная деятельность людей в современном мире является источником обеспечения их жизнедеятельности и развития общества. Почти все, что окружает и чем пользуется современный человек, является продуктом совместной деятельности больших и (или) малых групп людей. Люди, составляющие эти группы, обладают разными способностями, трудовым потенциалом (включая, напомним, такие его составляющие, как профессионально-квалификационный, лидерский, творческий, коммуникативный, нравственно-мотивационный и др.), разными психическими характеристиками, включая мотивы, потребности, ожидания, характер и т.п. Возникает необходимость управлять этими разными работниками и личностями, чтобы достичь общих целей, ради которых люди и собираются в группы разного типа (анализировать происходящее, определять проблемы, ставить общие цели, планировать и организовывать совместную деятельность, стимулировать и наказывать участников совместной деятельности, контролировать, координировать, регулировать их усилия, оценивать промежуточные и конечные результаты и т.п.). Появляется потребность в управленце — менеджере или лидере. Сразу следует оговориться, что потребность в лидере появляется не во всех ситуациях, не во всех группах, и даже в одной и той же группе на разных этапах ее развития и при выполнении разных заданий такая потребность может возникать и исчезать. Да и лидеры, приводящие группу к успеху, могут быть разными, обладать разными качествами и свойствами. Достаточно прочитать и сравнить материалы, описывающие жизнь, личность и деятельность видных бизнесменов, политических и государственных деятелей, публикуемые в СМИ, чтобы убедиться в их несхожести. Собственно, и понятия «успех», «эффективность лидера», как и все понятия, термины, относящиеся к категории оценки теми или иными субъектами, приобретают субъективное содержание и отражают субъективность «оценщика».

Лидерство (руководство) осуществляется в отношении людей, включает фактор влияния и используется для достижения целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, именно влияние используется для достижения целей. Лидерство можно определить как способность влиять на людей, чтобы достигать организационных целей. Это определение предполагает, что лидеры вовлекают других людей в процесс достижения целей. Понятия «влияние», «вовлечение», «взаимоотношения» предполагают, что лидерство — это воздействие на душу человека.

Лидерство — это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели.

Лидер — авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи.

Менеджмент — это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства (мотивации) и контроля над организационными ресурсами. Менеджер управляет всеми ресурсами, которые он рассматривает как одинаково важные и использует для управления людьми и административно-правовые, и экономические, и социально-психологические методы, лидер отдает приоритет человеческим ресурсам и пытается оперировать по преимуществу социально-психологическими методами.

В настоящее время общепринятым можно считать представление, что лидер в организации — индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер — использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или просто неформальный лидер, не имеющий статусной власти. Лидер в организации — это единство менеджера, реализующего законные полномочия и обладающего компетенциями определять, структурировать, контролировать, принуждать, поощрять, наказывать, и лидера, реализующего личный авторитет и обладающего компетенциями побуждать, увлекать, убеждать, ободрять, мотивировать, объединять4. Доказано, что менеджер, обладающий лидерскими качествами и применяющий их наделе, способен получить от подчиненных ему людей гораздо большую отдачу, если сумеет сформировать команду единомышленников и достичь синергетического эффекта, будь то физическая или умственная деятельность.

Лидерство — явление, происходящее в среде людей, есть форма человеческой деятельности, т.е. деятельности в условиях прямого контакта между людьми; оно отличается от канцелярского администрирования, основанного на написании бумаг, или деятельности по решению проблем. Лидерство динамично и включает в себя использование власти.

В последние годы было много написано о лидерской роли менеджеров. Менеджмент и лидерство одинаково важны для организаций. Популярное определение менеджмента вполне сходно с определением лидерства: достижение целей организации с помощью подчиненных менеджеру людей. Основные функции менеджера организации — анализ ситуации, планирование, организация деятельности, стимулирование (в некоторых источниках — лидерство), учет, контроль, координация, регулирование. В менеджменте достаточно много специализаций, связанных с уровнем управления, основным объектом и предметом управления. Эффективные менеджеры должны быть также и хорошими лидерами, потому что с понятиями лидерства и менеджмента ассоциируются различные характеристики, которые обеспечивают различные аспекты сильных сторон организации. Из табл. 4.1 следует, что менеджеры и лидеры имеют два различных ряда характеристик и навыков, которые нередко есть у одного и того же человека. Индивидуум может обладать большим количеством характеристик из одного набора по сравнению со своим коллегой, но в идеальном варианте менеджер достигает баланса между менеджментом и лидерством.

Таблица 4.1. Основные качества лидера и менеджера

Характеристики лидера

Характеристики менеджера

Душа

Провидчество (умение видеть будущее).

Страстность.

Способность к творчеству. Гибкость.

Вдохновенность и умение вдохновлять.

Инновационность.

Мужество.

Богатое воображение. Стремление к экспериментированию. Способность инициировать изменения.

Личностная власть

Разум

Рационализм.

Консультирование, выдача советов.

Настойчивость. Умение решать проблемы. Сообразительность. Аналитичность. Способность к структуризации. Вдумчивость, осторожность. Официальность, опора на регламент.

Стабилизирование ситуации. Должностная власть

Одно из главных отличий между менеджером и лидером связано с источником власти и уровнем лояльности порожденных им последователей. Идеал — слияние качеств лидера и менеджера в одном лице, занимающем руководящую должность: у такого человека богаче инструментарий и возможности влияния, более гибкие подходы, включая индивидуальный, низкая вероятность появления в команде второго лидера-оппозиционера. Он может быть более «долгоиграющим» и адаптивным к ситуациям, «синтетическим руководителем».

Со своей стороны, считаем, что лидерство можно определить следующим образом.

Лидерство — форма проявления влияния на поведение людей, основанная на преимущественно социально-психологическом контакте и социально-психологических методах управления в достижении целей организации за счет гармонизации интересов организации и интересов последователей лидера и стремления к достижению синергетического эффекта. В этом контексте менеджмент — форма влияния на поведение людей, основанная преимущественно на административно-правовых и экономических методах управления для достижения целей организации. И лидер, занимающий руководящий пост, и менеджер должны владеть всеми методами управления людьми и уметь подобрать в каждом случае наиболее эффективный метод. Различия заключаются в приоритетах, отдаваемых ими тем или иным методам. Повторим, в идеале руководителем должен быть тот человек, который умело сочетает лидерство и менеджмент в одном лице.

Характеристики лидерства в группе

В группе существует несколько компонентов, которые позволяют сложиться лидерству как особому феномену. Без этих компонентов лидерство не может существовать, поскольку каждая часть является неотъемлемой и значимой как для самого лидера, так и для членов группы, независимо от ее размеров. К компонентам относят следующие: деловой компонент, эмоциональный, а также информационные элементы лидерства.

Перейдем к характеристикам видов лидерства в зависимости от того, какой компонент преобладает в каждом из них. Начнем с делового лидерства в группе. Оно характерно преимущественно для формальных групп, которые решают наиболее значимые производственные задачи. На основе этих качества выполнения задач формируются такие черты лидерства, как компетентность и ответственность, умение лучше, чем все остальные понимать организационные задачи и принимать эффективные меры по их решению. Также деловой лидер чаще, чем остальные имеет опыт в конкретной области деятельности, где он собственно и занят.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Лидерство в группе 470 руб.
  • Реферат Лидерство в группе 250 руб.
  • Контрольная работа Лидерство в группе 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Второй тип лидерства в группе – эмоциональное. Оно возникает в неформальных группах на основании сложившихся межличностных отношений и человеческих симпатий (а также антипатий). Здесь очень важно оценить притягательность лидера как участника межличностных отношений и человека, которому можно доверить свою судьбу и принятие наиболее значимых решений.

Эмоциональный лидер владеет следующими чертами:

  1. Он вызывает у человека доверительные чувства, излучает положительную энергетику, может благодаря навыкам психологического анализа снять эмоциональное напряжение в группе;
  2. Эмоциональный лидер – это человек, к которому каждый член группы может обратиться за помощью, за сочувствием, «поплакаться в жилетку, как это обычной говорят в простонародье.

Что касается информационного лидера, то он выступает в некотором смысле в качестве «мозга группы». К этому человеку стремятся обратиться за помощью или за действенным советом, определить свою точку зрения и понять, как лучше поступать, а как поступать нежелательно, учитывая условия. Такой тип лидера всегда эрудирован, он знает, как простым языком можно объяснить самые сложные аспекты жизни.

Замечание 1

Безусловно, для группы лучшим лидером является тот, который сочетает в себе все три из перечисленных компонентов лидерства, но на практике такой универсальный лидер встречается достаточно редко, или он проходит множество обучающих ступеней, и совмещает полученные на них знания со своей внутренней харизмой и психологическим состоянием.

Виды лидерства в группе

В группе не может быть однородного лидерства, и это подтверждают множественные социологические исследования. В зависимости от направленности влияния лидера, а также ориентируясь на результат, к которому ведет лидерство в конкретной организации, принято выделять лидерство с точки зрения следующих групп:

  1. Конструктивное лидерство, которое иначе еще принято называть функциональным лидерством. Оно способствует осуществлению и успешной реализации заданных целей организации, поэтому и деятельность, а также характер механизмов должны соответствовать целям и задачам организации;
  2. Деструктивное лидерство, которое также следует называть дисфункциональным. Оно формируется на базе стремлений, которые могут нанести вред и заметный ущерб организации. Такое лидерство чаще всего проявляется в группах с деструктивным поведением и яркими антисоциальными целями – мошенники, преступники, воры, взяточники;
  3. Нейтральное лидерство – оно не оказывает никакого влияния на эффективность производственной деятельности организации и ее членов. Например, это может быть лидерство в отдельной, достаточно локальной группе – группе садоводов-любителей, группе школьников, которые имеют общие интересы друг с другом.

По стилю лидерства можно также выделить несколько типов лидеров: авторитарный лидер, демократический и попустительский. Иными словами, авторитарного лидера называют еще и харизматическим, а попустительский лидер носит название анархического. К тому же, лидерство в группе носит как формальный, так и неформальный характер. Формальные лидеры – это те люди, которых члены группы выдвигают на формальный пост. Это могут быть бригадиры на производстве, старосты в университете. Формальный лидер всегда связан с формальной организацией. Он обязан соответствовать ее правилам, следить за своим поведением и соблюдением деловых норм.

Неформальный лидер, в отличие от формального, является авторитетным человеком исключительно в сфере своих психологических отношений с остальными членами группы. Он может быть не компетентен в определенных вопросах, но он прекрасно знает, какими может воспользоваться возможностями для того, чтобы наиболее успешно достичь своей цели. Неформальный лидер также может быть нескольких типов: вожак, который обладает особыми физическими качествами (активность, здоровое тело и дух, сила), личностными качествами (приспособляемость и уверенность в себе, авторитет в глазах других членов организации), интеллектуальные способности лидера – ум, умение принять однозначно значимое и правильное решение даже в самой противоречивой ситуации. Также очень важны способности такого лидера, поскольку он должен легко идти на контакт с другими членами группы, обладать легкостью общения и тактичностью.

Лидер в этом случае менее авторитетен, чем вожак в группе. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится мотивировать членов группы к осуществлению действий, и преимущественно делать это на примере собственного опыта. Ситуативный лидер обладает чаще всего личностными качествами, которые могут повлиять на ход событий только в рамках какой-либо конкретной ситуации. Безусловно, важно не только личностное содержание лидера, но и то, как его воспринимают другие члены группы. Если они признают в нем лидера, это будет в еще большей степени мотивировать человека улучшать себя, стараться ради блага группы.

Впервые тему «последователей» затронул Роберт Келли1 в нашумевшей в свое время публикации «In Praise of Followers» (1988). Тогда эта статья вызвала много споров, а поднятые в ней вопросы мало кому понравились. Говорить в «эпоху лидерства» о «не-лидерах» было как-то неприлично (да и сам термин казался не слишком благозвучным). Ничего удивительного: и по сей день в восприятии большинства последователи – это неудачники, у которых власти, влияния и ресурсов гораздо меньше, чем у их руководителей, нечто изначально «второсортное», чему особого внимания и уделять-то не стоит. Наверное, в первую очередь поэтому столь немаловажный для компаний вопрос, как роль последователей в формировании эффективного лидерства, изучен пока еще относительно мало.
Кто вы – кто мы?
Свою концепцию Роберт Келли строит на утверждении, что последовательство – органичная составляющая лидерства, и говорить о лидерах в отрыве от последователей вообще не имеет никакого смысла. К пониманию сути лидерства можно приблизиться, лишь разобравшись в исключительно сложной динамке взаимодействия в связке – «лидер – последователь».
Так, действия подчиненных в немалой степени являются проекцией мировоззрения руководителей, которые сознательно или нет вознаграждают желательные поведенческие проявления и порицают нежелательные. И это очевидно. Но, с другой стороны, последователи тоже воздействуют на формирование мировоззрения лидеров. Правда, такое обратное влияние менее заметно и, как правило, недооценивается. К примеру, если нелидерское большинство компании представляет собой однородную пассивную массу, не будет ли это определять лидерский стиль руководителей? Не станет ли деструктивная пассивность отличительной чертой организационной культуры? И не поэтому ли в итоге люди, которых должность обязывает быть катализаторами изменений и генераторами идей, слишком часто оказываются носителями статус-кво, тормозящими развитие организации?
Как разорвать этот порочный круг? Прежде всего стоит внимательнее присмотреться к последователям – получше узнать тех, кто в большинстве организаций являет собой, если и не всегда молчаливое, то зачастую все же загадочное большинство. Проявляют ли они инициативу в работе? Чувствуют ли себя уверенно в условиях «самоуправления»? Стремятся ли озвучивать свои идеи и сомнения? С каким лидером им комфортнее всего (с диктатором, демократом или «пофигистом»)?

СНОСКИ
1 Профессор кафедры бизнеса Университета Карнеги-Меллон. Читает лекции в Гарвардской школе бизнеса. Президент организации Consultants to Executives and Organizations
Реферат статьи Томаса Херрингтона и Патрика Мэлоуна (Thomas Herrington, Patrick Malone, Cracking the Code)
Многие исследователи считают лидерство неизмеримым и неосязаемым, авторы этой статьи с ними не согласны. Лидеров определяют их последователи, утверждают авторы. И действительно, лидер без последователей – это не лидер. Лидерство пронизывает все уровни иерархии, и на каждой ступени у лидера должны быть искренние, всегда готовые действовать последователи. Авторы статьи обращаются к вопросу о том, как лидеру обеспечить искренность, вовлеченность и мотивацию последователей.
Часто вместо формирования группы последователей, отличающихся высокой приверженностью, лидеры концентрируются на развитии и использовании таких собственных качеств, как дар убеждения, способность вызвать интерес, подтолкнуть к действиям. Такие лидеры могут опираться на собственную власть, но после их ухода дело легко может развалиться. Искренние, настоящие последователи – это люди, вовлеченные душой и телом в работу. В отличие от простых подчиненных, эти люди сами принимают решения, вкладывать усилия в какое-либо дело или нет. Но будучи уже вовлеченными, они демонстрируют высокую приверженность делу, что может серьезно повлиять на успех любого начинания.
Для повышения продуктивности работы руководителю следует обязательно прислушиваться к мнению последователей, советоваться с ними, ведь именно их существование делает его лидером. Прежде чем принять какое-либо решение, запустить проект, руководителю стоит рассказать его суть, его выгоды и преимущества своим подчиненным, потенциальным последователям. Лидеру нужно дать последователям понять, что ему интересно их мнение, он хочет этот -проект с ними обсудить, и именно их голос будет решающим в судьбе проекта.
Кроме того, последователи должны понимать, что им лично принесет реализация проекта, предлагаемого решения. Выполнение некоторых рекомендаций при общении с сотрудниками поможет добиться того, чтобы ваши последователи открыто высказывали свое мнение, а вы могли серьезно и объективно его оценивать.
1. Максимально сосредоточьте внимание (не разговаривайте по телефону и не делайте ничего, отвлекающего вас от разговора). Высказывайте свою точку зрения и показывайте вашу искреннюю заинтересованность в том, что говорит другой человек.
2. Отвечайте, причем не обязательно словами (можно кивнуть головой в знак согласия, например). Когда ваш собеседник видит вашу реакцию на сказанное, он понимает, что вы его слушаете и вникаете в то, что он говорит.
3. Демонстрируйте понимание. Констатации «понимаю» тут недостаточно, вы должны показать, что вы не только слушаете, но и слышите, о чем говорят. Задавайте вопросы по существу, чтобы было понятно, что вы понимаете, о чем речь.
4. Демонстрируйте уважение. Относитесь к говорящему серьезно. Старайтесь общаться со своими последователями на равных. Если вы будете уважать их, они, в свою очередь, будут уважать вас как лидера.
Лидеру важно помнить, что приверженность ведомому им делу (делающая простых подчиненных последователями) возникает в результате синтеза решений, принимаемых умом и сердцем. Только всесторонний подход к формированию приверженности сотрудников обеспечит непрерывное динамичное развитие организации и успех любого дела. Темы: HRM , Лидерство

Одна из первых типологий была предложена немецким социо­логом М. Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность «от­давать приказы и вызвать повиновение», М. Вебер различал:

1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам «законно» (или легитимно) становится монархом;

2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность». В нем ли­дер — чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рацио­нальной с точки зрения целостности системы (вспомним годы прав­ления Л. И. Брежнева и К. У. Черненко);

3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъе­стественные способности вождя, на культе его личности. Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой. Харизматическое лидерство, по М. Веберу, возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформи­руется в традиционное или бюрократическое. Обладал определенной харизмой и последний политический лидер Советского Союза М. С. Горбачев. Он смотрелся на фоне быв­ших руководителей страны Л. И. Брежнева и К. У. Черненко особен­но выгодно.

Авторитет традиционного лидера, согласно М. Веберу опира­ется на многолетний обычай. Человек обладает «правом на лидерст­во» благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества.

4) Бюрократическое лидерство присуще индустриальному об­ществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности (хотя лидер должен проде­монстрировать определенный уровень компетентности), а с помо­щью законных бюрократических структур. Бюрократическое ли­дерство обезличено.

Среди отмеченных типов лидерства наиболее большой инте­рес вызывает харизматический. Понятие «харизма» означает «божья благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделен­ным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительны­ми способностями. Они рассматриваются как исходящие из боже­ства и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа ли­дерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как свя­тотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного.

В конце XX века стало очевидным, что и Запад, и Восток в по­следнее время столкнулись с процессом «харизматизации» политического лидерства. Кризисные явления создают в большинстве стран острую, неустойчивую обстановку, которая порождает в по­литическом сознании надежды на некое чудо, способное разом ре­шить все вопросы бытия: знание и обоснованные ориентации начи­нают заменяться верой. Кризис административно-командной моде­ли социализма в конце 80-х годов вызвал к жизни целую плеяду лидеров этого типа.

Порой харизматический лидер способен не только своими по­ступками, но и одной лишь силой морального воздействия, самим фактом своего существования преодолеть разобщенность общест­ва. Но нельзя не видеть и негативных аспектов этого процесса, ког­да харизматический лидер с легкостью окружается ореолом неза­менимого.

По стилю деятельности типы лидера выделяются как автори­тарный и демократический.

Авторитарный — это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контро­лем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие — «железная требовательность», угроза наказания.

Демократическиеже лидеры инициируют максимальное уча­стие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответствен­ность, а стараются распределить ее среди членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Демократический тип лидера признается предпочтительным.

По характеру деятельноститипы лидерства выделяются как:

1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера;

2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определен­ной ситуации.

По содержаниютипы лидерства выделяются как:

а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и орга­низатором.

По видам деятельностиразличают «формальное» и «нефор­мальное» лидерство.

Формальный лидер связан с установленными правилами на­значения руководителя и подразумевает функциональные отно­шения.

Неформальныйлидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочета­ются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство — лидер и его последователи и коллективное лидерство — элита и массы.

Политическое лидерство приписывается обычно одному чело­веку, но многочисленные роли выполняют другие люди, прежде всего ближайший штаб. Решения подготавливаются коллективами людей, профессионалами. В демократических обществах политиче­ские институты обладают высокой степенью автономии, и управлен­ческая машина работает независимо от смены лидеров. Например, в Италии с 1945 года сменилось более 50 глав правительств, но ста­бильность общества сохранилась.

Выделенные политологией типы политических лидеров в чистом виде в реальной практике встречаются редко (если вообще встреча­ются). Как правило, в каждом лидере могут наблюдаться черты ряда рассмотренных или других типов. Политологи обычно вычленяют в структуре индивидуального лидерства — лидера и его последова­телей, а в коллективном лидерстве — элиту и массы.

Политическое лидерство в России. Для политической жизни России от Петра I и до конца февраля 1917 г. характерным был сме­шанный традиционно-харизматический тип лидерства. Традицион­ное лидерство (власть монархов) держалось на вере в святость пе­редачи власти по наследству, на верности народа традиционным ценностям, на привычке подчиняться. Российские императоры рас­сматривались наместниками Бога на земле и не ограничивались ка­кими-либо юридическими нормами.

Советский период породил новую разновидность политического лидерства — вождизм. В массовом сознании советских людей ком­мунистические руководители (В. И. Ленин, И. В. Сталин, а за ними и другие) наделялись харизмой лидера. Западные политологи, как правило, связывали появление харизматических лидеров (Гитлер, Муссолини, Сталин) с тоталитарными системами в отдельных стра­нах. Между тем историческая практика не исключает появление харизматика и в демократических обществах. Свидетельством чему является феномен президента Ф. Рузвельта, генерала де Голля, пре­мьера М. Тэтчер, канцлера Г. Коля и других.

Политическая традиция харизматическо-вождистского лидер­ства сохранялась в Советском Союзе до его раздела, а затем полу­чила продолжение и в современной Российской Федерации. Пере­ход здесь к рационально-легальному типу лидерства сдерживается рядом причин; прежде всего традиционным типом национального самосознания, в котором власть вождя занимает особое место.