Критерии территориальных сетевых организаций

Настоящие разъяснения подготовлены ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях разъяснения вопросов его применения в отношении владельцев энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению и оказанию услуг по передаче электрической энергии.

1. Владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не является сетевой организацией и не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация — коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, — с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.

Согласно положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая изложенное, территориальная сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее — Критерии ТСО).

В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Правила госрегулирования) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

Таким образом, с момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).

Указанное означает, что такому юридическому лицу не устанавливается тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, в силу положений Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции, владелец объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, не является субъектом естественной монополии и не занимает доминирующего положения на товарном рынке. К такому лицу не применимы положения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Право владельцев энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики осуществлять технологическое присоединение иных лиц к своим объектам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Исходя из изложенного следует, что государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций.

При этом согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации,в частности с использованием метода сравнения аналогов.

Пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями указанной статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике для сетевых организаций.

Указанное означает, что владелец объектов электроэнергетики, в том числе владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, вправе, но не обязан осуществлять технологическое присоединение к своим объектам.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяются в соответствии с Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97. Полномочиями устанавливать плату за технологическое присоединение, стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности региональные регулирующие органы наделены только в отношении территориальных сетевых организаций.

Учитывая изложенное, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов)не наделен полномочиями и не обязан устанавливать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев объектов электросетевого хозяйства,не являющихся сетевыми организациями.

При этом, учитывая положения абзаца 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (в том числе объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) определяется в гражданско-правовом порядке и по соглашению сторон может быть рассчитана исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории субъекта Российской Федерации.

Так, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 2 февраля 2017 г. № АПЛ16-632 пришел к следующему выводу. Владелец объектов электросетевого хозяйства для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, а также для получения соответствующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии должен соответствовать Критериям. Собственники объектов электросетевого хозяйства, не соответствующие Критериям, обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также соблюдать запрет на препятствование перетоку электрической энергии в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861.

Учитывая изложенное, действия владельцев энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (в том числе объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) по заключению договоров об осуществлении технологического присоединения и определению платы за такое присоединение в гражданско-правовом порядке, в том числе исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории субъекта Российской Федерации, не могут содержать признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Обязанность владельцев объектов электросетевого хозяйства, не соответствующих критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не препятствовать перетоку электрической энергии.

Согласно статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — ПНД), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 по делу № А50-5359/2011 (далее — постановление Президиума ВАС РФ) отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных ПНД.

Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.

Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, потерявший статус территориальной сетевой организации в связи с несоответствием Критериям ТСО, препятствует перетоку электрической энергии через данные объекты электросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) третьих лиц, присоединенных в надлежащем порядке, такие действия собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, должны быть рассмотрены на предмет нарушения пункта 6 ПНД. Ответственность за нарушения указанной нормы ПНД предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

Кроме того, с учетом положений статьи 210 ГК РФ такой собственник объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий Критериям ТСО или потерявший таковой статус, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающем переток электрической энергии на объекты иных лиц. При наступлении аварийных ситуаций, собственник имущества должен принять все необходимые действия для их устранения в нормативно установленные сроки. Нарушение таких требований также влечет привлечение к ответственности в соответствии со статьей 9.21 КоАП.

При этом необходимо учитывать позицию ФАС России, изложенную в Разъяснениях Президиума ФАС России № 7 «Порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжения», утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15.

Председатель
Президиума ФАС России,
Руководитель ФАС России
И.Ю. Артемьев

Вступившим с 14.10.2016 в законную силу Постановлением Правительства РФ от 30.09.2016 № 989 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования территориальных сетевых организаций» (далее – Постановление № 989) скорректированы правила регулирования рынка услуг по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций (далее – ТСО), а именно:

  • уточнены условия формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ТСО;

  • дополнены утвержденные ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, (далее – Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО).

Ключевые изменения в подходе к формированию тарифов ТСО

В части изменения условий формирования тарифов Постановление № 989 определяет, что при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии в отношении ТСО не учитываются расходы в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих указанным организациям и имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электроэнергии (мощности) систем.

Так, согласно внесенным изменениям Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике дополнены нормой, исключающей из тарифов для ТСО расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства:

  • принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ТСО;

  • имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления; а также

  • объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.

Иными словами, законодатель исключил из перечня подлежащих учету в индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ТСО экономически обоснованных затрат расходы на содержание указанных выше объектов электросетевого хозяйства, связанных общими технологическими системами с комплексами по производству электрической энергии (кроме объектов, производящих электрическую энергию для собственных нужд данных владельцев).

Правовые механизмы реализации Постановления № 989

С целью обеспечения выполнения данного требования Постановление № 989 императивно предусматривает правовые механизмы реализации перечисленных изменений, в соответствии с которыми:

  • уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе проверять информацию, представленную ТСО, посредством направления письменных запросов в адрес АО «СО ЕЭС» и Ассоциации «НП Совет рынка» для получения информации об указанных объектах электросетевого хозяйства;

  • в свою очередь, АО «СО ЕЭС» и Ассоциация «НП Совет Рынка» обязаны дать мотивированный ответ на полученный запрос с представлением запрашиваемого заключения в течение 30 дней со дня получения запроса.

Согласно пункту 2 Постановления № 989 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов поручено до 1 ноября 2016 года с учетом изменений, утвержденных Постановлением № 989, пересмотреть индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.

В отдельных субъектах РФ уполномоченные органы в области тарифного регулирования фактически приступили к пересмотру единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

В настоящее время тарифы пересмотрены в Тульской, Тамбовской, Новосибирской областях и Чувашской Республике.

Ужесточение требований к участникам рынка услуг по передаче электрической энергии

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО дополнены пунктом 6 следующего содержания:

«отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства:

  • расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах,

  • принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии».

В частности, данное нововведение предусматривает запрет на одновременное владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электроэнергии, и имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по ее производству.

Нарушение данного запрета влечет санкцию в виде лишения владельца объектов электросетевого хозяйства статуса ТСО.

При этом данный запрет не распространяется на:

  • владельцев объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

  • владельцев объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии на территории Приморского края до 1 января 2018 года;

  • хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно предназначенных для удовлетворения собственных производственных нужд, при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган.

Выводы и рекомендации

Указанные изменения приняты в рамках Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, направлены на оптимизацию рынка услуг по передаче электрической энергии и повышение качества услуг ТСО и введены с целью нивелирования практики передачи территориальным сетевым организациям собственниками электростанций распределительных устройств и иного пристанционного оборудования, поскольку в большинстве случаев это приводит к значительному росту тарифов на оказание услуг по передаче электроэнергии.

Во избежание правовых рисков ТСО следует проявлять осмотрительность при планировании сделок с данным имуществом, поскольку лишение статуса сетевой организации влечет предусмотренный статьей 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» №35-ФЗ и пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 05.10.2016) запрет на препятствование владельцами объектов электросетевого хозяйства перетоку электрической энергии и требование за это платы.

Утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р.

● Уточнена сфера действия Правил установления охранных зон объектов по производству электроэнергии (постановление Правительства РФ от 15.01.2019 № 5).

Постановлением Правительства РФ от 15.01.2019 № 5 «О внесении изменения в Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», определено, что Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033, не распространяются на атомные электростанции, мобильные (передвижные) генерирующие объекты, генерирующие объекты, функционирующие на основе использования энергии ветра, а также на объекты, расположенные в границах земельного участка, оборудованного инженерно-техническими средствами охраны и защиты, принадлежащего организации, которая осуществляет деятельность в сфере промышленности и основным видом деятельности которой не является производство электрической энергии.

Начало действия документа — 29.01.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Для 8 субъектов РФ утверждены индикативные цены на электроэнергию и мощность на 2019 год (приказ ФАС России от 28.12.2018 № 1894/18).

Приказом ФАС России от 28.12.2018 № 1894/18 «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей — субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка на 2019 год» утверждены индикативные цены раздельно на первое и второе полугодие 2019 года для:

— Республики Саха (Якутия);

— Приморского края;

— Хабаровского края;

— Амурской области;

— Еврейской автономной области;

— Республики Коми;

— Архангельской области;

— Калининградской области.

Согласно постановлению Правительств РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» индикативные цены используются в целях установления уполномоченными органами власти субъектов РФ цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 21.01.2019 за № 53446.

Начало действия документа — 02.02.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России информирует об отмене инструкции по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистемы (приказ Минэнерго России от 08.10.2018 № 852).

Согласно приказу Минэнерго России от 08.10.2018 № 852 «О признании не подлежащим применению приказа Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 289 «Об утверждении Инструкции по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем» указанная Инструкция не будет подлежать применению со дня вступления в силу приказа Минэнерго России от 12.07.2018 № 548 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики», которым утверждена новая инструкция.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Обучающие семинары и консалтинговые услуги от нашей группы – поможем разобраться или сделаем за Вас! Установление тарифа, стоимость электроэнергии, условные единицы и много другое! Ищите решение проблемы? Пожалуйста.

● Установлены требования к организации и проведению плавки всех типов гололедно-изморозевых отложений на проводах и грозозащитных тросах воздушных ЛЭП (приказ Минэнерго России от 19.12.2018 № 1185).

Приказом Минэнерго России от 19.12.2018 № 1185 «Об утверждении требований по плавке гололеда на проводах и грозозащитных тросах линий электропередачи» утверждены требования к организации и проведению плавки всех типов гололедно-изморозевых отложений на проводах и грозозащитных тросах воздушных ЛЭП.

Приказом, в частности, устанавливаются:

— условия организации плавки гололеда на проводах и грозозащитных тросах ЛЭП;

— требования к определению схем плавки гололеда и методов плавки гололеда;

— требования к релейной защите средств плавки гололеда;

— правила проведения расчетов параметров режима плавки гололеда;

— требования к разработке инструкций и программ плавки гололеда;

— порядок подготовки и проведения плавки гололеда.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2019 за № 53476.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 23.01.2019 открыт для публичного обсуждения проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 г. № 1233».

Настоящий Проект приказа разработан по результатам применения вышеуказанной Методики, в которую вносятся изменения.

Проект приказа направлен на совершенствование оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в виде комплексного показателя – индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее – ИГС).

В частности, Проектом приказа в Методику вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных оцениваемых показателей для повышения качества оценки. Также Проектом приказа пересмотрен перечень условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Предлагаемые изменения, по мнению разработчиков, позволят повысить объективность оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/01-19/00087875

Ссылка на проект: Посмотреть

● 25.01.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования правил введения ограничения режима потребления электрической энергии и порядка проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика».

Настоящий Проект постановления разработан во исполнение протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17.04.2018 № 1 (пункт 5 раздела I) в целях совершенствования Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также в целях совершенствования порядка проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика.

Проект направлен на совершенствование существующего порядка регулирования и включает следующее:

1. Проектом совершенствуются порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Анализ практики применения действующего порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии (далее – ограничение режима потребления) в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, (далее – Правила № 442) выявил некоторые трудности, с которыми сталкиваются субъекты розничных рынков.

Так, действующая система ограничения режима потребления предусматривает ввод ограничения по всем точкам поставки. Однако количество точек поставки и (или) объектов электроэнергетики, определяемых в договоре, может достигать нескольких сотен. При этом на практике ограничение потребителя по части точек поставки в большинстве случаев является достаточной мерой для прекращения нарушения потребителем платежной дисциплины. Поэтому проектом предлагается предоставление возможности исполнителю ограничивать только часть точек, указанных в договоре.

Проектом дополняется условие возобновления подачи электрической энергии в части необходимости устранения задолженности, образовавшейся не только на дату направления уведомления о введении ограничения, но и в период времени, на который было введено ограничение, включая случай бездоговорного потребления и нарушения введенного порядка ограничения.

Проект уточняет порядок взаиморасчетов между инициатором и исполнителем по оплате компенсации введенного ограничения.

В соответствии с действующим порядком ограничения транзитных потребителей необходимо определять величину потерь, возникших в их объектах электросетевого хозяйства в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 326 (исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства потребителя-неплательщика, который не заинтересован в предоставлении указанных параметров). Проектом упрощается порядок определения объема вводимого ограничения в отношении транзитных потребителей, а именно: величина потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства такого потребителя определяется как 5 процентов предельного объема потребления электрической энергии указанным потребителем в соответствующий час.

Проектом также уточняется порядок определения для целей введения ограничения величины максимальной мощности, в случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, и потребитель электрической энергии (мощности) не обратился в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.

Также Проектом предлагается упрощение составления акта о введении ограничения режима потребления, акта о необеспечении доступа, акта проверки введенного ограничения режима потребления и акта о возобновлении подачи электрической энергии и способов уведомления потребителя о предстоящем введении режима ограничений, а также упрощается порядок уведомлений, предусмотренных Правилами № 442 (включение текста уведомления в счет на оплату, публикация на сайте инициатора в отсутствие предусмотренного договором порядка уведомления). Уточняется также адрес направления уведомления и порядок получения уведомления.

Проектом предусматривается, что перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, утверждаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, носит информационный характер. Возможность введения ограничения режима потребления следует определять вне зависимости от указанного перечня.

2. Проектом совершенствуется порядок проведения конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика в части расчета рейтинга заявителей на участие в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика.

Вводится новый параметр расчета рейтинга – расчетная предпринимательская прибыль, которая в рамках допустимых значений указывается в заявке на участие в конкурсе. Величина расчетной предпринимательской прибыли подлежит учету в следующих трех периодах регулирования при формировании сбытовой надбавки заявителя, в случае присвоения заявителю статуса гарантирующего поставщика по результатам конкурса.

Описывается порядок расчета рейтинга в отсутствие задолженности перед кредиторами оптового рынка электрической энергии и мощности организации, утратившей статус гарантирующего поставщика.

Проектом также уточняется порядок формирования реестра кредиторов оптового рынка электрической энергии и мощности организации, утратившей статус гарантирующего поставщика, а также дата передачи статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса.

3. Проектом совершенствуется порядок расчета объема безучетного потребления, а именно:

— в случае непредставления показаний прибора учета или безучетного потребления приравненными к населению категориями потребителей вместо расчетного способа (учитывающего максимальную мощность энергопринимающих устройств или величину допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля) и количество часов в расчетном периоде), в соответствии с которым объем электрической энергии, учитываемый при расчетах с потребителем, существенно превышает его среднемесячное потребление (в 20 – 1000 раз), проектом предлагается использовать статистику потребления электрической энергии, увеличенную в полтора раза;

— в случае истечения срока межповерочного интервала прибора учета в отношении потребителей (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей) Проектом также предлагается использовать статистику потребления электрической энергии, увеличенную в два раза.

4. Проектом уточняется информация, передаваемая гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в сетевую организацию, по договору оказания услуг по передаче электрической энергии.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/11-18/00085924

Ссылка на проект: Посмотреть

● Замглавы ФАС Сергей Пузыревский: ФАС и Минэкономразвития подготовили законопроект об основах государственного регулирования цен.

В РСПП с участием представителей ФАС, естественных монополий и потребителей состоялось обсуждение законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

Напомним, документ направлен на совершенствование и унификацию тарифного регулирования в России. На сегодняшний день систему ценообразования регулируют 18 федеральных законов, 40 постановлений Правительства РФ и более 100 ведомственных нормативных правовых актов.

«В Российской Федерации так и не появился базовый закон об основах тарифного регулирования. ФАС и Минэкономразвития подготовили проект документа, который содержит перечень регулируемых видов деятельности, единые цели, принципы, формы и методы государственного регулирования тарифов», — сообщил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

На совещании обсуждались вопросы участия советов потребителей в установлении регулируемых тарифов, рассмотрения дел о нарушении законодательства в этой области, проверки обоснованности тарифов, утверждения и согласования инвестиционных программ, а также отраслевые особенности тарифного регулирования.

Сергей Пузыревский подчеркнул «системообразующий» характер законопроекта о тарифах, так как документ выстраивает вертикально-интегрированную систему нормативного правового регулирования тарифообразования для всех сфер регулируемой деятельности и устанавливает «единые правила игры» для всех субъектов регулирования и регулирующих органов.

В заключение замглавы ФАС отметил конструктивную работу представителей делового сообщества с ФАС России и Минэкономразвития.

Источник: Посмотреть

●Кабмин окончательно отказался от перехода на дифференцированные энерготарифы.

Вопрос о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения, которые бы устанавливались в зависимости от нормы потребления, закрыт, заявил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Козак.

Ранее в эфире телеканала «Россия-24» Козак сообщил, что правительство решило отложить этот вопрос на неопределенный срок. Но в беседе с журналистами вице-премьер уточнил, что к этому вопросу возвращаться не планируется.

«Вопрос закрыт. Гадать на кофейной гуще, вернемся мы или не вернемся , бесполезно. Он закрыт», — подчеркнул Козак.

Ранее Козак поручил министерствам и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) внести проекты нормативных документов о введении дифференцированных тарифов потребления электроэнергии для населения. Но на совещании по этой теме, прошедшем 23 января, было принято решение приостановить обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию до тех пор, пока не будут понятны финансовые последствия для различных категорий людей.

В беседе с журналистами Козак отметил, что отказ от идеи введения дифференцированных тарифов отчасти обусловлен и без того высокой финансовой нагрузкой на жителей страны.

«Очень много различных факторов, и самый главный состоит в том, что в текущем году, и, может, на ближайшее будущее, дополнительная финансовая нагрузка на граждан достаточно высокая — это и увеличение НДС, отсюда увеличение стоимости товаров и услуг», — пояснил вице- премьер.

Правительство сосредоточится на реализации других мер по повышению эффективности работы электросетевого комплекса, добавил Козак.

Он также напомнил, что 23 января правительство приняло принципиальное решение о поэтапном введении платы за резерв сетевой мощности, которое позволит устранить перекрестное субсидирование между промышленными потребителями, на сумму более 100 млрд. рублей ежегодно. Вице-премьер отметил, что эта идея также положительно должна сказаться на тарифах на электроэнергию.

Источник: Посмотреть

Обучающие семинары и консалтинговые услуги от нашей группы – поможем разобраться или сделаем за Вас! Установление тарифа, стоимость электроэнергии, условные единицы и много другое! Ищите решение проблемы? Пожалуйста.

● Первый заместитель Министра энергетики Алексей Текслер: «Предстоит много работы в генерации, в сетях, в сбытовой деятельности».

Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер в интервью газете «Ведомости» рассказал о своём видении развития сферы электроэнергетики и перспективах отрасли.

Алексей Текслер отметил, что перечень существующих задач достаточно обширный: предстоит сделать много работы в части генерации, в сетях и в сбытовой деятельности.

«Заканчивается цикл первого ДПМ, в ближайшее время выйдет постановление правительства, запускающее договоры по модернизации и долгосрочный КОМ, который тоже дает дополнительные импульсы отрасли. В 2019 году нужно будет принять решение по продлению программы ДПМ ВИЭ», — сказал Алексей Текслер.

Что касается сетевого комплекса, первый заместитель Министра отметил, что сегодня важно оценить, насколько рационально используется инвестиционный ресурс сетей. «Сейчас у многих сетевых компаний до 40% инвестпрограмм идет на технологическое присоединение новых потребителей, у некоторых компаний этот показатель доходит до 100%. Но результаты этого с точки зрения эффективности объемов полезного отпуска не столь впечатляющие, как объем средств, которые были на это направлены. На это нужно посмотреть более сбалансированно», — сказал он, добавив, что в сбытовой деятельности для повышения ответственности сбытовых компаний до июля 2020 необходимо провести процедуру лицензирования всех организаций.

Отвечая на вопрос журналиста об отношении к оплате сетевого резерва, Алексей Текслер подчеркнул, что в Минэнерго придерживаются позиции обоснованности платы: «В целом согласны, что неправильно строить подстанцию, когда на соседней есть неиспользуемая мощность. Если же у вас блок-станция, которая покрывает ваши собственные нужды, но при этом вы по-прежнему присоединены к сети, которая предполагает возможность этого подключения, и за это кто-то должен платить».

Первый замглавы энергетического ведомства также затронул и тему перекрёстного субсидирования: «Законом было определено снижение объемов перекрестки до 2022 г. до 50 млрд. руб., но пока её объем только наращивается». По мнению Алексея Текслера, проблема может быть решена в случае опережающего роста тарифов, в первую очередь, для населения. «Понятно, что в этом и есть основной камень преткновения. Но нужно быть реалистами и исходить из того, что платежеспособность — это тоже часть рынка. Поэтому ответ на этот вопрос — рост экономики, рост энергопотребления, рост благосостояния. Все это общий большой экономический пакет. И надо исходить из того, что это не всегда вопрос к энергетикам. Это вопрос к тому, как чувствует себя базовая экономика», — сказал он.

В заключение интервью Алексей Текслер остановился на теме возобновляемой энергетики. По его мнению, программу ДПМ ВИЭ надо продлевать с корректировкой условий. «Мы ограничены потолком, что рост нагрузки на потребителя не должен превышать инфляцию, в этом смысле и ДПМ-модернизации, и ДПМ ВИЭ находятся в одном пакете. Поэтому важно сейчас принять решение по ДПМ-модернизации, понять возможности по лимитам для ВИЭ», — сказал первый заместитель Министра. Отвечая на вопрос журналиста о других возможных способах поддержки возобновляемой энергетики, Алексей Текслер привел в пример западный образец, в том числе «зелёные сертификаты». «Есть институции, связанные с тем, что многие ответственные и заинтересованные потребители отдельно покупают возобновляемую энергетику, покупают ее дороже. И мы тоже думаем, что это правильный инструмент. Скорее всего, мы его тоже как опцию заложим в программу поддержки, что может облегчить нагрузку на рынок. Мы с Советом рынка уже проработали ряд предложений по этой тематике», — сказал первый заместитель главы Минэнерго России.

Источник: Посмотреть

● В ФАС настаивают на ужесточении критериев для сетевых организаций.

Критерии для территориальных сетевых организаций следует ужесточить. Об этом во время заседания Коллегии Государственного Комитета по тарифам Республики Татарстан заявил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

«Критерии территориальных сетевых организаций (ТСО) должны пересматриваться. Мы считаем, что их необходимо ужесточить, для того чтобы оставались только те сетевые организации, которые действительно осуществляют свою непосредственную деятельность», — приводит пресс-служба ФАС России слова Королева.

По словам замглавы ведомства, все сетевые организации, которые соответствуют критериям ТСО, должны тарифицироваться по единым принципам и методам. При этом он также заявил о важности обратить внимание Госкомитету по тарифам Республики на то, что на сегодняшний день удельные затраты электросетевого комплекса на условную единицу оборудования в регионе выше, чем те, которые планируются в рамках эталонизации сетей.

Королев положительно оценил работу Госкомитета по тарифам Татарстана, сказав, что «он очень активен, предоставляются инициативные и содержательные предложения в рамках разработки нормативно правовых актов».

Источник: Посмотреть

● «МРСК Сибири» не смогла оспорить в суде штраф Хакасского УФАС, но снизила его до 600 тыс. руб.

Арбитражный суд республики Хакасия удовлетворил частично иск ПАО «МРСК Сибири» (Красноярск) об отмене постановления Хакасского управления ФАС России об административном наказании компании.

Как сообщает антимонопольная служба, арбитраж подтвердил законность постановления УФАС о наложении штрафа. Вместе с тем, он был снижен судом с 650 тыс. рублей до 600 тыс. рублей.

«Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за несоблюдение сроков технологического присоединения. Поскольку сетевая организация ранее уже привлекалась к ответственности за аналогичное нарушение, ее действия были квалифицированы по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ», — говорится в сообщении.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций по вопросу определения уровня напряжения (определение ВС РФ от 21.01.2019 № 306-ЭС18-22999).

Основной вывод: уровень напряжения для целей расчетов между потребителем и энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) не может определяться соглашением сторон и зависит от условий технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям сетевой организации.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

— электроэнергия передается потребителю в точке поставки, которая находится на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств или в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики). Эта точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам;

— нормы пунктов 15(1) и 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861 не предполагают применение в расчетах иного, отличающегося от фактического, уровня напряжения;

— уровень напряжения зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации, а порядок применения уровня напряжения для определения подлежащего применению тарифа предписывается императивными нормами законодательства;

— из буквального толкования абз. 5 п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861 следует, что в случае, если на объекте электросетевого хозяйства сетевой организации не происходит преобразования уровней напряжения (трансформации), расчетный уровень напряжения определяется по границе раздела балансовой принадлежности.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Комитет по тарифному регулированию Мурманской области вновь отстоял в Верховном Суде Российской Федерации интересы потребителей региона (дело № 34-АПГ18-10).

Одна из крупнейших электросетевых компаний Мурманской области – АО «МОЭСК» – в очередной раз пыталась включить в расчет своих тарифов экономически необоснованные затраты, что привело бы в дальнейшем к необоснованной финансовой нагрузке для потребителей региона.

Эти действия предотвратил Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, исключив из тарифных решений дополнительную нагрузку в размере порядка 250 млн. руб.

АО «МОЭСК» с тарифным решением комитета не согласилось и оспорило постановление ведомства об установлении необходимой валовой выручки АО «МОЭСК», единых котловых тарифов и тарифов для расчета между сетевыми организациями сначала в Мурманском областном суде, а затем в Верховном Суде Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 января абсолютно все постановления комитета были признаны законными и обоснованными, соответствующими нормам действующего законодательства РФ и отвечающими интересам потребителей Мурманской области.

Ссылка на административное дело: Посмотреть

Источник: Посмотреть