Контрольно счетный орган

Вопрос:

Существует ли законная возможность создания контрольно-счетного органа муниципального образования при представительном органе местного самоуправления и без образования отдельного юридического лица? Если это возможно, то обязательно ли для создания такого контрольно-счетного органа вносить изменения в структуру органов местного самоуправления, закрепленную в уставе муниципального образования?

Ответ:

На сегодняшний день действующее законодательство предусматривает возможность создания на муниципальном уровне контрольных органов двух типов – это, во-первых, контрольно-счетный орган муниципального образования, отдельно входящий в структуру органов местного самоуправления, и, во-вторых, орган муниципального финансового контроля местной администрации.

До 2013 года бюджетным законодательством предусматривалась возможность осуществления финансового контроля представительными органами. Это давало возможность создавать органы финансового контроля при представительных органах муниципального образования, причем полномочия этих контрольных органов должны были быть производными от полномочий представительных органов. С принятием Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» такая возможность утрачена.

Согласно частей 2 и 3 статьи 256 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, а орган муниципального финансового контроля местной администрации — внутренний муниципальный финансовый контроль. Соответственно, контрольно-счетный орган муниципального образования и орган муниципального финансового контроля местной администрации имеют принципиально разный правовой статус и исполняют принципиально различные полномочия.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования. Однако, в отличие от представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации его создание в каждом муниципальном образовании не является обязательным. Особенности правового статуса и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования помимо законодательства о местном самоуправлении также регулируются в специальном Федеральном законе от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ). Частью 2 статьи 3 Закона предусматривается, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Состав и структура контрольно-счетных органов, а также порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, а также многие другие важные аспект их деятельности определяется непосредственно в Федеральном законе № 6-ФЗ.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на то, что контрольно-счетный орган образуется представительным органом муниципального образований, он является отдельным органом местного самоуправления, не входящим в структуру представительного органа, имеющим собственные полномочия по решению вопросов местного значения и закрепленным в структуре органов местного самоуправления, определенной в уставе муниципального образования.

В свою очередь, исходя из положений статей 157 и 256 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган муниципального финансового контроля создается в структуре местной администрации для осуществления внутреннего финансового контроля. Согласно части 8 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. При этом, в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Требования о закреплении структуры местной администрации в уставе муниципального образования в Федеральном законе № 131-ФЗ не предусматривается.

Следует также отметить, что в силу того, что контрольно-счетный орган муниципального образования и орган муниципального финансового контроля местной администрации осуществляют разные виды финансового контроля, они наделены разными полномочиями. Так, в соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют бюджетные полномочия по:

  • аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
  • экспертизе проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
  • экспертизе муниципальных программ;
  • анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
  • подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
  • другим вопросам, установленным Федеральным законом № 6-ФЗ.

В свою очередь, согласно части 4 статьи 157 Бюджетного кодекса органы муниципального финансового контроля в составе местной администрации проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств (за исключением контрольно-счетного органа муниципального образования) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ

«О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОМ ОРГАНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и определяет основные задачи, полномочия и статус Контрольно-счетного органа муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

1. Общие положения

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется советом депутатов муниципального образования. Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом местного самоуправления.

2. В своей деятельности контрольно-счетный орган руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующим законодательством Российской Федерации и Ленинградской области, Уставом муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и иными муниципальными правовыми актами, а также настоящим Положением.

3. Полное наименование – контрольно-счетный орган муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

4. Сокращенное наименование – контрольно-счетный орган муниципального образования.

5. Юридический адрес контрольно-счетного органа: Российская Федерация, Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138.

2. Статус контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным советом депутатов муниципального образования, и подотчетен совету депутатов муниципального образования и отчитывается перед советом депутатов о своей деятельности не менее одного раза в полгода.

2. Контрольно-счетный орган муниципального образования обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

3. Деятельность контрольно-счетного органа не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий совета депутатов муниципального образования.

4. Контрольно-счетный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба муниципального образования.

5. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с советом депутатов муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

3. Основные полномочия контрольно-счетного органа.

1. Контроль за исполнением местного бюджета.

2. Экспертиза проектов местного бюджета.

3. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета.

4. Организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

6. Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности.

7. Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ.

8. Анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование.

9. Подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в совет депутатов муниципального образования и главе муниципального образования.

10. Участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

11. Контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района.

12. Иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами совета депутатов муниципального образования.

4. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетным органом:

1) в отношении органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования;

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета.

5. Планирование деятельности контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются им самостоятельно.

2. Планирование деятельности контрольно-счетного органа осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений совета депутатов, предложений и запросов главы муниципального образования.

3. Поручения совета депутатов оформляются решением совета депутатов муниципального образования. Указанное решение совета депутатов вступает в силу с момента его принятия и в течение десяти календарных дней с момента его принятия направляется в контрольно-счетный орган муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования в течение месяца включает поручение совета депутатов в план деятельности контрольно-счетного органа и информирует совет депутатов муниципального образования о сроках и порядке осуществления контрольных мероприятий в соответствии с данным поручением.

4. Запросы главы муниципального образования в письменном виде направляются в контрольно-счетный орган муниципального образования.

По результатам запроса контрольно-счетный орган направляет мотивированный ответ в течение пятнадцати календарных дней с момента получения запроса.

В случае необходимости получения контрольно-счетным органом дополнительной информации и документов срок ответа на запрос может быть продлен до 30 календарных дней.

Поручение главы муниципального образования оформляется распоряжением главы муниципального образования.

Указанное распоряжение вступает в силу с момента его принятия и в течение десяти календарных дней с момента его принятия направляется в контрольно-счетный орган муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования в течение месяца включает предложение главы муниципального образования в план деятельности контрольно-счетного органа и информирует главу муниципального образования о сроках и порядке осуществления контрольных мероприятий в соответствии с данным предложением.

6. Структура и штатное расписание контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя, заместителя председателя и аудиторов.

2. Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов относятся к муниципальным должностям муниципального образования.

3. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность советом депутатов муниципального образования. Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом или регламентом Совета депутатов муниципального образования.

4. Структура и штатное расписание контрольно-счетного органа муниципального образования утверждаются советом депутатов муниципального образования по представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования.

5. Граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории муниципального образования.

6. На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет.

7. Председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетного органа являются должностными лицами контрольно-счетного органа.

8. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

9. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

10. Должностные лица контрольно-счетного органа подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетного органа в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения, а также насильственные действия, оскорбления, а равно клевета в отношении должностных лиц контрольно-счетного органа либо распространение заведомо ложной информации об их деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

12. Права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетного органа определяются Федеральным законом № 6-ФЗ от 07.02.2011 г., законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

13. Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий совета депутатов.

14. Председатель контрольно-счетного органа:

— является руководителем контрольно-счетного органа;

— представляет контрольно-счетный орган в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных органах и иных организациях, действует от имени контрольно-счетного органа без доверенности;

— утверждает должностные инструкции сотрудников контрольно-счетного органа;

— несет ответственность за целевое использование выделенных контрольно-счетному органу бюджетных средств, за достоверность и своевременность установленной отчетности и иной информации, связанной с деятельностью контрольно-счетного органа;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

7. Представление информации по запросам контрольно-счетного органа.

1. Органы местного самоуправления, учреждения, организации, в отношении которых контрольно-счетный орган вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, обязаны представлять в контрольно-счетный орган по его запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2. Непредставление или несвоевременное представление вышеуказанными органами и организациями в контрольно-счетный орган по его запросам информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

8.Представления и предписания контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, проверяемые учреждения и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

2. Органы местного самоуправления, учреждения, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

3. В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетного органа контрольных мероприятий контрольно-счетный орган направляет в органы местного самоуправления, проверяемые учреждения и организации и их должностным лицам предписание.

4. Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем.

5. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

6. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

7. В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

9. Взаимодействие контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также со Счетной палатой Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счетный орган вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

2. Контрольно-счетный орган вправе вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации.

3. В целях координации своей деятельности контрольно-счетный орган и иные муниципальные органы могут создавать как временные, так и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы.

4. Контрольно-счетный орган муниципального образования по письменному обращению контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут принимать участие в проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

10. Обеспечение доступа к информации о деятельности контрольно-счетного органа

1. Контрольно-счетный орган в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на официальном сайте Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет) и опубликовывает в средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах в порядке, утвержденном председателем контрольно-счетного органа.

2. Контрольно-счетный орган не менее одного раза в полгода представляет отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в совет депутатов. Указанные отчеты контрольно-счетного органа опубликовываются в средствах массовой информации и размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения советом депутатов. Отчеты о деятельности контрольно-счетного органа должны быть размещены на официальном сайте муниципального образования и опубликованы в официальном печатном органе муниципального образования в течение пятнадцати календарных дней с момента их утверждения советом депутатов муниципального образования.

11. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа

1. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на него полномочий.

2. Контроль за использованием контрольно-счетным органом бюджетных средств, муниципального имущества осуществляется на основании решения совета депутатов.

Правовые основы статуса органов внешнего муниципального финансового контроля

Обязанность или право наделения контрольно-счетного органа правами юридического лица

Согласно нормам ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 131-Ф3) органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Они образуются исключительно для осуществления управленческих функций и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Следует отметить, что, приобретая статус юридического лица, органы местного самоуправления стано­вятся самостоятельными субъектами отношений, регулируемых гражданским зако­нодательством, но участвуют в них как казенные учреждения, а не как органы публич­ной власти.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Федеральный за­кон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования согласно уставу муниципального образования и (или) нормативному правовому акту пред­ставительного органа муниципального образования может обладать правами юри­дического лица.

Необходимо учитывать, что органы местного самоуправления, в т. ч. контроль­но-счетные органы муниципальных образований, наделяются статусом юридиче­ского лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятель­ности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения ис­ключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Статус юридического лица позволяет органам местного самоуправ­ления иметь в своем ведении обособленное муниципальное имущество, которое закрепляется за ними на праве оперативного управления и необходимо для обес­печения собственной деятельности данных органов. В связи с этим гражданско-правовой статус нужен органам местного самоуправления для повышения эффек­тивности их управленческих функций в целях осуществления полномочий по ре­шению вопросов местного значения, а также для обеспечения их организационной и финансовой самостоятельности.

Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, а так­же участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального об­разования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений. Наличие или отсутствие статуса юридического лица у органов местного самоуправ­ления прямо не влияет на структуру органов местного самоуправления в муни­ципальном образовании, на объем и порядок реализации этими органами пу­бличных полномочий и возможность участия их в гражданских правоотношени­ях от имени и в интересах муниципальных образований, а также на подчиненность и подотчетность органов местного самоуправления и их структурных подраз­делений.

Таким образом, на сегодняшний день наделение контрольно-счетного органа муниципального образования правами юридического лица не является обязательным. Такая возможность может быть предусмотрена уставом соответствующего муници­пального образования. В то же время нельзя не отметить, что без наделения контрольно-счетного органа муниципального образования таким статусом на практике будет достаточно сложно обеспечить его полную самостоятельность, а также организаци­онную и функциональную независимость.

Согласно нормам Федерального закона № 131-ФЗ (ч. 3 ст. 41) в качестве юри­дических лиц могут регистрироваться структурные подразделения только одного органа местного самоуправления — местной администрации. Положения Феде­рального закона № 131-Ф3 не предусматривают возможность наделения статусом юридического лица структурных подразделений иных органов местного самоуправ­ления. В связи с этим контрольные органы, созданные в структуре представитель­ных органов муниципальных образований, не могут наделяться статусом юриди­ческого лица.

Несогласованность законодательства в вопросах внешнего муниципального финансового контроля

В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ (ч. 2 ст. 2) правовое регулирова­ние организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных об­разований основывается также на нормах Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ). В то же время в разных статьях БК РФ используется различная терминология относи­тельно наименования органов муниципального финансового контроля и порядка их создания, что обусловливает появление проблем по их системному и единообразно­му применению на практике в муниципальных образованиях. Так, в настоящее время нормы БКРФ (ст. 153, 157, 184.2, 264.4, 265, 270) устанавливают понятия «органы, осу­ществляющие контроль за исполнением соответствующих бюджетов», «органы муни­ципального финансового контроля»,»собственные контрольные органы представи­тельных органов муниципальных образований»,»контрольные органы муниципальных образований». При этом в нормах БК РФ не раскрывается содержание данных понятий. С другой стороны, в нормах БК РФ не применяются понятия «контрольно-счетный орган субъекта РФ» и «контрольно-счетный орган муниципального образования». Со­гласно ч. 1 ст. 157 БК РФ органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами муниципальных образований, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законо­дательства Российской Федерации.

Контрольно-счетные органы также осуществляют полномочия в сфере муници­пального финансового контроля, поэтому они могут относиться к органам муници­пального финансового контроля, о которых идет речь в нормах БК РФ. Вместе с тем положения ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ предусматривают, что постоянно дей­ствующими органами внешнего государственного финансового контроля и внешне­го муниципального финансового контроля, образуемыми соответственно законода­тельными (представительными) органами государственной власти и представитель­ными органами муниципальных образований, являются контрольно-счетные органы субъектов РФ и контрольно-счетные органы муниципальных образований. При этом нормы Федерального закона № 6-ФЗ не предусматривают иного наименования ука­занных органов внешнего государственного и муниципального финансового контро­ля. В то же время отсутствие четкого и единого понятия «органы муниципального финансового контроля»в БК РФ создает правовую неопределенность по ряду вопро­сов, касающихся порядка организации и осуществления внешнего финансового кон­троля в муниципальных образованиях.

Пример. Такая неопределенность позволяет трактовать нормы ст. 264.4 БК РФ таким образом, что внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществлять не только контрольно-счетный орган муниципального образования как орган местного самоуправления, но и контрольный орган, сформированный в структуре представитель­ного органа муниципального образования.

Нормы ст. 264.4 БК РФ предусматривают возможность проведения внешней про­верки годового отчета об исполнении местного бюджета органом муниципального финансового контроля, сформированным не только представительным органом муниципального образования, но и на муниципальных выборах. В то же время со­гласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муници­пального образования может образовываться только представительным органом муниципального образования.

Необходимо также учитывать, что в отличие от БК РФ нормы Федерального за­кона № 6-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 9) прямо предусматривают, что контрольно-счетные органы муниципальных образований также осуществляют контроль за соблюдением уста­новленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в му­ниципальной собственности. В связи с этим полагаем, что отдельные нормы БК РФ, определяющие порядок организации и осуществления муниципального контроля, статус органов внешнего финансового контроля, также нуждаются в согласовании с положениями Федерального закона № 6-ФЗ.

Следует отметить, что в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» говорилось о необходимости завершить в 2011 г. разработку поправок и внести изменения в БК РФ по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законода­тельства Российской Федерации. Таким образом, указанные проблемы и недостат­ки в правовом регулировании порядка организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также в целом вопросов государственного и муниципального финансового контроля в ближайшее время должны быть устранены путем внесения соответствующих изменений в нор­мы БК РФ.

Правовое положение председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа

Нормы Федерального закона № 6-ФЗ (ч. 2 ст. 5) предусматривают, что контроль­но-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа, т. е. данным Федеральным законом опре­делены лишь минимальные требования к составу указанного органа. При этом в состав аппарата контрольно-счетного органа входят также инспекторы и иные штатные работники. Уставом муниципального образования или нормативным правовым ак­том представительного органа муниципального образования в составе контрольно- счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председа­теля контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа. Конкретная структура контрольно-счетно­го органа муниципального образования определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа соответствующего муни­ципального образования.

Председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.

Следует отметить, что согласно нормам Федерального закона № 6-ФЗ (ч. 3 ст. 5) должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счет­ного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым ак­том представительного органа муниципального образования в соответствии с за­коном субъекта РФ. При этом необходимо также учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Рос­сийской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ) должности муниципаль­ной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым за­коном субъекта РФ.

Таким образом, в данном случае законом субъекта РФ может быть предусмотре­но, что должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно- счетного органа муниципального образования могут относиться только к муници­пальным должностям, или только к должностям муниципальной службы, или к тем и другим категориям должностей. В последнем случае вопрос о том, какие должности должны занимать данные лица, будет определяться нормативным правовым актом представительного органа конкретного муниципального образования, принимаемым в соответствии с законом субъекта РФ.

Согласно положениям Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальных служа­щих, к числу которых могут быть отнесены указанные лица, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Феде­ральным законом. Вместе с тем на председателя, заместителя председателя и ауди­торов контрольно-счетного органа муниципального образования, замещающих муниципальные должности, не будет распространяться действие Федерального за­кона № 25-ФЗ. В этом случае такие лица не будут являться муниципальными служа­щими и их статус будет идентичен статусу лиц, замечающих муниципальные долж­ности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления).

В то же время существует позиция, что в целях установления единообразных подходов в субъектах РФ относительно статуса указанных лиц категории их долж­ностей должны устанавливаться исключительно законом субъекта РФ. Поэтому Фе­деральным законом от 30.11.2011 № 361-Ф3 «О внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации»в нормы Федерального закона № 131-Ф3 внесены изменения, согласно которым должности председателя, заместителя пред­седателя и аудитора контрольно-счетного органа могут быть отнесены к муниципаль­ным должностям только в соответствии с законом субъекта РФ. Это может вызвать определенную несогласованность с нормами Федерального закона № 6-ФЗ.

Срок полномочий председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа

В соответствии с нормами ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 6-ФЗ срок полно­мочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетно­го органа устанавливается соответственно законом субъекта РФ или муниципаль­ным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа. Нормы Федерального закона №6-ФЗ предусматривают требования только к минимальному сроку полномочий указанных лиц. Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо тре­бований или ограничений относительно максимального срока полномочий данных должностных лиц.

В тоже время необходимо учитывать, что срок полномочий других лиц, замеща­ющих муниципальную должность (депутата, члена выборного органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправления), имеет огра­ниченный срок действия. Он устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет (ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе­дерации» (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ) срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается уставами муниципальных образо­ваний. При этом он не может составлять менее двух и более пяти лет. Срок полномо­чий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одно­временно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят (ч. 5 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» полномочия председателя Счетной палаты РФ, заместителя председателя Счетной палаты РФ и аудиторов Счетной палаты РФ имеют ограничен­ный срок действия. Они назначаются на должность на срок шесть лет. Практически все субъекты РФ также устанавливают срок полномочий председателя и аудиторов контрольно-счетных органов соответствующих субъектов РФ. Полагаем, что при ре­шении вопроса о сроке полномочий председателя, заместителя председателя и ау­диторов контрольно-счетного органа целесообразно применять аналогичный подход. В связи с этим в муниципальных нормативных правовых актах в отношении предсе­дателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муници­пального образования, назначаемых на муниципальные должности, целесообразно определять конкретный срок действия полномочий данных лиц.

Важно также отметить, что в целях определения срока полномочий указанных лиц следует различить понятия «срок полномочий представительного органа муни­ципального образования, установленный уставом муниципального образования», о котором идет речь в ч.4 ст. 5 Федерального закона № 6-ФЗ, и «срок полномочий представительного органа муниципального образования конкретного состава». В част­ности, фактическая продолжительность срока полномочий представительного ор­гана муниципального образования конкретного состава в зависимости от случаев, предусмотренных федеральным законодательством и уставами муниципальных об­разований (досрочное прекращение полномочий этого органа, перенесение сроков выборов данного органа, начало работы представительного органа муниципального образования нового созыва), может не совпасть со сроком полномочий представи­тельного органа муниципального образования, установленным уставом муниципаль­ного образования.

Положения устава муниципального образования, устанавливающие срок полно­мочий представительного органа соответствующего муниципального образования в указанных пределах, носят постоянный характер и должны применяться при опре­делении срока полномочий представительного органа данного муниципального об­разования любого состава (например, четыре года, пять лет и т. п.). Поэтому срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счет­ного органа не может быть менее общего срока полномочий представительного ор­гана соответствующего муниципального образования, указанного в уставе.

Нормы ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 6-ФЗ предусматривают основания для досрочного освобождения от должности должностного лица контрольно-счетного органа муниципального образования, замещающего муниципальную должность. Вто же время положения этого же Федерального закона не устанавливают какого-либо основания для досрочного освобождения от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в связи с досрочным пре­кращением полномочий представительного органа муниципального образования.

Кроме того, в случае прекращения полномочий упомянутых лиц одновременно с досрочным прекращением срока полномочий представительного органа муници­пального образования соответствующего состава будет фактически приостановлена деятельность контрольно-счетного органа такого муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2,5 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ.

В связи с изложенным полагаем, что срок полномочий указанных лиц не может быть связан с фактическим сроком полномочий, осуществляемых представительным органом муниципального образования конкретного состава депутатов.

Журнал «Практика муниципального управления»
№6 июнь 2012 г.

______________________________
Дата изменения: 01.08.2019 12:06

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГУСЛЕВСКОЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 декабря 2017 года N 24

О передаче контрольно-счетному органу Талдомского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа сельского поселения Гуслевское Талдомского муниципального района по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на 2018 г.

Руководствуясь частью 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», на основании статьи 31.1 Устава сельского поселения Гуслевское Совет депутатов

Р е ш и л :

1. Передать Контрольно-счетному органу Талдомского муниципального района полномочия контрольно-счетного органа сельского поселения Гуслевское Талдомского муниципального района по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на 2018 год.
2.Поручить Председателю Совета депутатов сельского поселения Гуслевское заключить Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с передачей из бюджета сельского поселения Гуслевское Талдомского муниципального района в бюджет Талдомского муниципального района межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий.

3. Настоящее решение вступает в силу с даты его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя Совета депутатов сельского поселения Гуслевское Паскиду В.П.

Председатель Совета депутатов
сельского поселения Гуслевское:
В.П.Паскида
Глава сельского
поселения Гуслевское:
А.Ю.Гаврилов

СОГЛАШЕНИЕ о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля

N __5___
(регистрационный номер соглашения)

г.Талдом «27__» ___12_____20_17_ г. (место составления соглашения) (дата регистрации соглашения)

В целях реализации Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Совет депутатов Талдомского муниципального района Московской области (далее — представительный орган муниципального района) в лице председателя Парамонова Ивана Васильевича, действующего на основании Устава Талдомского муниципального района Московской области, Контрольно-счетный орган Талдомского муниципального района Московской области в лице председателя Любшева Михаила Александровича, действующего на основании Положения о Контрольно-счетном органе Талдомского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Талдомского муниципального района от 25 октября 2017 г. N 31

и Совет депутатов сельского поселения Гуслевское Талдомского муниципального района Московской области (далее — представительный орган поселения) в лице председателя Паскиды Владимира Петровича действующего на основании Устава сельского поселения Гуслевское, далее именуемые «Стороны», заключили настоящее Соглашение во исполнение решения Совета депутатов Талдомского муниципального района Московской области от 27.12.2017 N 77 и решения Совета депутатов сельского поселения Гуслевское Талдомского муниципального района Московской области от 12.12.2017 N 24 о нижеследующем.

Предмет Соглашения

1.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Контрольно-счетному органу Талдомского муниципального района (далее — контрольно-счетный орган района) полномочий контрольно-счетного органа поселения (далее – контрольно-счетный орган поселения) по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и передача из бюджета сельского поселения Гуслевское (далее – поселение) в бюджет Талдомского муниципального района межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий.

1.2. Контрольно-счетному органу района передаются полномочия контрольно-счетного органа поселения, установленные федеральными законами, законами Московской области, уставом поселения и нормативными правовыми актами поселения.

1.4. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертиза проекта бюджета поселения ежегодно включаются в план работы контрольно-счетного органа района.

1.5. Другие контрольные и экспертно-аналитические мероприятия включаются в план работы контрольно — счетного органа района на основании предложений органов местного самоуправления поселения, представляемых в сроки, установленные для формирования плана работы контрольно-счетного органа района.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в соответствии с настоящим соглашением включаются в план работы контрольно — счетного органа района отдельным разделом (подразделом). Количество указанных мероприятий определяется с учетом средств, переданных на исполнение полномочий.

Срок действия Соглашения

2.1. Соглашение заключено на срок три года и действует в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г.

2.2. При отсутствии письменного обращения какой-либо из сторон о прекращении действия Соглашения, направленного до истечения срока действия Соглашения, Соглашение считается пролонгированным на срок три года.

2.3. В случае если решением представительного органа поселения о бюджете поселения не будут утверждены межбюджетные трансферты бюджету муниципального района, предусмотренные настоящим Соглашением, действие Соглашения приостанавливается с начала финансового года до момента утверждения соответствующих межбюджетных трансфертов.

Порядок определения и предоставления ежегодного объема межбюджетных трансфертов

3.1. Объем межбюджетных трансфертов на очередной год, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет муниципального района на осуществление полномочий, предусмотренных настоящим Соглашением, определяется как произведение следующих множителей:

стандартные расходы на оплату труда;

индекс роста оплаты труда;

коэффициент иных затрат;

коэффициент объема работ.

3.2. Стандартные расходы на оплату труда устанавливаются в размере 62000 рублей и определены исходя из размера 1/3 годового фонда оплаты труда с начислениями главного инспектора (работника) контрольно-счетного органа района, осуществляющего предусмотренные настоящим Соглашением полномочия, и доли его рабочего времени, затраченного на осуществление указанных полномочий.

3.3. Индекс роста оплаты труда равен темпу роста должностных окладов муниципальных служащих муниципального района в очередном году по сравнению с первым годом реализации настоящего Соглашения. Указанный темп роста на очередной год равен произведению фактических темпов роста за годы, прошедшие с момента реализации Соглашения, и планируемого темпа роста на очередной год.

3.4. Коэффициент иных затрат устанавливается равным 1,25.

3.5. Коэффициент объема работ равен среднему арифметическому из коэффициентов численности населения и объема расходов:

3.5.1) коэффициент численности населения равен отношению численности населения поселения в последнем отчетном году к средней численности населения поселений района в последнем отчетном году;

3.5.2.) коэффициент объема расходов равен отношению объема расходов бюджета поселения в последнем отчетном году к среднему объему расходов бюджетов поселений района в последнем отчетном году.

3.6. Расчетный объем межбюджетных трансфертов на очередной год, определенный в соответствии с настоящим Соглашением, и значения показателей, использованных при расчете, доводятся контрольно-счетным органом района до представительного органа поселения и администрации поселения не позднее чем за 3 месяца до начала очередного года.

3.7. Объем межбюджетных трансфертов на первый год действия Соглашения, определенный в установленном выше порядке, равен 62000 рублей.

3.8. Для проведения контрольно-счетным органом района контрольных и экспертно-аналитических внеплановых мероприятий в соответствии с предложениями органов местного самоуправления поселения, может предоставляться дополнительный объем межбюджетных трансфертов, размер которого определяется дополнительным соглашением в установленном настоящим Соглашением порядке.

3.9. Ежегодный объем межбюджетных трансфертов перечисляется ежеквартально. Дополнительный объем межбюджетных трансфертов перечисляется в сроки, установленные дополнительным соглашением.

3.10. Расходы бюджета поселения на предоставление межбюджетных трансфертов и расходы бюджета муниципального района, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов, планируются и исполняются по соответствующему разделу бюджетной классификации

3.11. Межбюджетные трансферты зачисляются в бюджет муниципального района по соответствующему коду бюджетной классификации доходов.

Права и обязанности сторон

4.1.Представительный орган муниципального района:

4.1.1) устанавливает в муниципальных правовых актах полномочия контрольно-счетного органа района по осуществлению предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;

4.1.2) устанавливает штатную численность контрольно-счетного органа района с учетом необходимости осуществления предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;

4.1.3) может устанавливать случаи и порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального района для осуществления, предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;

4.1.4) получает от контрольно-счетного органа района информацию об осуществлении предусмотренных настоящим Соглашением полномочий и результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

4.2. Контрольно-счетный орган района:

4.2.1) включает в планы своей работы:

ежегодно — внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертизу проекта бюджета поселения;

в сроки, не противоречащие законодательству — иные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия с учетом финансовых средств на их исполнение;

4.2.2) проводит предусмотренные планом своей работы мероприятия в сроки, определенные по согласованию с инициатором проведения мероприятия (если сроки не установлены законодательством);

4.2.3) для подготовки к внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета поселения имеет право в течение соответствующего года осуществлять контроль за исполнением бюджета поселения и использованием средств бюджета поселения;

4.2.4) определяет формы, цели, задачи и исполнителей проводимых мероприятий, способы их проведения, проверяемые органы и организации в соответствии со своим регламентом и стандартами внешнего муниципального финансового контроля и с учетом предложений инициатора проведения мероприятия;

4.2.5) имеет право проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятий совместно с другими органами и организациями, с привлечением их специалистов и независимых экспертов;

4.2.6) направляет отчеты и заключения по результатам проведенных мероприятия представительному органу поселения, вправе направлять указанные материалы иным органам местного самоуправления поселения;

4.2.7) размещает информацию о проведенных мероприятиях на своем официальном сайте в сети «Интернет»;

4.2.8) направляет представления и предписания администрации поселения, другим проверяемым органам и организациям, принимает другие предусмотренные законодательством меры по устранению и предотвращению выявляемых нарушений;

4.2.9) при выявлении возможностей по совершенствованию бюджетного процесса, системы управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности поселения, вправе направлять органам местного самоуправления поселения соответствующие предложения;

4.2.10) в случае возникновения препятствий для осуществления предусмотренных настоящим Соглашением полномочий может обращаться в представительный орган поселения с предложениями по их устранению;

4.2.11) обеспечивает использование средств предусмотренных настоящим Соглашением межбюджетных трансфертов исключительно на оплату труда своих работников с начислениями и материально-техническое обеспечение своей деятельности;

4.2.12) имеет право использовать средства предусмотренных настоящим Соглашением межбюджетных трансфертов на компенсацию расходов, осуществленных до поступления межбюджетных трансфертов в бюджет муниципального района;

4.2.13) обеспечивает предоставление представительному органу поселения, администрации поселения ежегодных отчетов об использовании предусмотренных настоящим Соглашением межбюджетных трансфертов в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

4.2.14) ежегодно предоставляет представительному органу поселения информацию об осуществлении предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;

4.2.15) имеет право приостановить осуществление предусмотренных настоящим Соглашением полномочий в случае невыполнения настоящего Соглашения в части обеспечения перечисления межбюджетных трансфертов в бюджет муниципального района.

4.3. Представительный орган поселения:

4.3.1) утверждает в решении о бюджете поселения межбюджетные трансферты бюджету муниципального района на осуществление переданных полномочий в объеме, определенном в соответствии с предусмотренным настоящим Соглашением порядком, и обеспечивает их перечисление в бюджет муниципального района;

4.3.2) направляет в контрольно-счетный орган района предложения о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые могут включать рекомендации по срокам, целям, задачам и исполнителям проводимых мероприятий, способы их проведения, проверяемые органы и организации;

4.3.3) рассматривает отчеты и заключения, а также предложения контрольно-счетного органа района по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

4.3.4) имеет право опубликовывать информацию о проведенных мероприятиях в средствах массовой информации, направлять отчеты и заключения контрольно-счетного органа района;

4.3.5) рассматривает обращения контрольно-счетного органа района по поводу устранения препятствий для выполнения предусмотренных настоящим Соглашением полномочий, принимает необходимые для их устранения муниципальные правовые акты;

4.3.6) получает отчеты об использовании предусмотренных настоящим Соглашением межбюджетных трансфертов и информацию об осуществлении предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;

4.3.7) имеет право приостановить перечисление предусмотренных настоящим Соглашением межбюджетных трансфертов в случае невыполнения контрольно-счетного органа района своих обязательств.

4.4. Стороны имеют право принимать иные меры, необходимые для реализации настоящего Соглашения.

Ответственность сторон

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) предусмотренных настоящим Соглашением обязанностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

5.2. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) контрольно-счетным органом района предусмотренных настоящим Соглашением полномочий, представительный орган муниципального района обеспечивает возврат в бюджет поселения части объема предусмотренных настоящим Соглашением межбюджетных трансфертов, приходящихся на непроведенные (ненадлежаще проведенные) мероприятия.

5.3. В случае неперечисления (неполного перечисления) в бюджет муниципального района межбюджетных трансфертов по истечении 15 рабочих дней с предусмотренной настоящим Соглашением даты представительный орган поселения обеспечивает перечисление в бюджет муниципального района дополнительного объема межбюджетных трансфертов в размере 10% от неперечисленной суммы.

5.4. Ответственность сторон не наступает в случаях предусмотренного настоящим Соглашение приостановления исполнения переданных полномочий и перечисления межбюджетных трансфертов, а также, если неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей было допущено вследствие действий администрации муниципального района, администрации поселения или иных третьих лиц.

Заключительные положения

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания всеми Сторонами.

6.2. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение могут быть внесены по взаимному согласию Сторон путем составления дополнительного соглашения в письменной форме, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

6.3. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено досрочно по соглашению Сторон либо в случае направления представительным органом муниципального района или представительным органом поселения другим Сторонам уведомления о расторжении Соглашения.

6.4. Соглашение прекращает действие после окончания проводимых в соответствии с ним контрольных и экспертно — аналитических мероприятий.

Коэффициент численности населения менее подвержен ежегодным изменениям, а коэффициент объема расходов позволяет учесть больший объем работ из-за дополнительных направлений расходов (в качестве оценки объема работ может быть использованы как оба приведенных коэффициента так и один из них)