Кодекс о таможенном деле в рк

С.Т. АЛИБЕКОВ,

главный научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области бюджетного, финансового, налогового и таможенного права Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

КРАТКИЙ ОБЗОР КОДЕКСА «О ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА (ЕврАзЭС)

В Казахстане 30 июня 2010 года принят Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан», подготовленный в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и вступившим в силу с 1 июля 2010 года. (Кодекс Республики Казахстан — 2 части, 8 разделов, 61 глава, 504 статьи).

Таможенным делом (регулированием) в Республике Казахстан признается регулирование отношений на части таможенной территории Таможенного союза (территории Республики Казахстан), на которой Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей и налогов, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, таможенным законодательством Республики Казахстан. Сферой таможенного дела является область государственного управления при реализации таможенного дела.

Субъекты, кроме таможенных органов -декларант, таможенный представитель, специалист по таможенному декларированию, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, владелец свободных складов, уполномоченный экономический оператор и др.

Допускается предварительное таможенное декларирование товаров, неполное таможенное декларирование товаров; периодическое таможенное декларирование товаров; временное таможенное декларирование товаров.

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации,

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) экспорт; 3) таможенный транзит; 4) таможенный склад; 5) переработка на таможенной территории; 6) переработка вне таможенной территории; 7) переработка для внутреннего потребления; 8) временный ввоз (допуск); 9) временный вывоз; 10) реимпорт; 11) реэкспорт; 12) беспошлинная торговля; 13) уничтожение; 14) отказ в пользу государства; 15) свободная таможенная зона; 16) свободный склад; 17) специальная таможенная процедура.

Под таможенной очисткой товаров понимаются совершение таможенных операций, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для применения к товарам иной таможенной процедуры.

При таможенном декларировании товаров, в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой,

~90 7 № 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

в случаях и порядке, которые определяются Кодексом или решением Комиссии Таможенного союза.

Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа.

Таможенным представителем является юридическое лицо Республики Казахстан, отвечающее определенным условиям. Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Реестр таможенных представителей ведется уполномоченным органом в сфере таможенного дела.

Таможенным перевозчиком является юридическое лицо Республики Казахстан, отвечающее определенным условиям. Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков. Реестр таможенных перевозчиков ведется уполномоченным органом в сфере таможенного дела.

К таможенным платежам и налогам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 5) таможенные сборы (таможенный сбор за таможенное декларирование товаров, за таможенное сопровождение, плата за предварительное решение).

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, взимаемые таможенными органами, устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан и (или) законодательством Республики Казахстан и взимаются для взимания ввозной таможенной пошлины.

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: деньгами; банковской гарантией; поручительством; залогом имущества; договором страхования.

Формами таможенного контроля являются: 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение объяснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр; 6) таможенный досмотр; 7) личный таможенный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) таможенный осмотр помещений и территорий; 10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним; 12) таможенная проверка.

Под взаимной административной помощью понимаются действия таможенного органа, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства — члена Таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства Таможенного союза.

Взаимная административная помощь включает в себя: 1) обмен информацией таможенных органов с таможенными органами государств -членов Таможенного союза; 2) взаимное признание решений, принятых таможенными органами; 3) проведение отдельных форм таможенного контроля, установленных настоящим Кодексом, таможенным органом одного из государств — членов Таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства — члена Таможенного союза.

Взаимная административная помощь может включать и иные виды взаимодействия таможенных органов в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.

В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловед-ческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

Местами временного хранения товаров являются: 1) склады временного хранения; 2) склады хранения собственных товаров; 3) таможенные и свободные склады; 4) помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченных экономических операторов; 5) иные места.

Произошли некоторые изменения, коснувшиеся реального упрощения таможенных процедур (таможенного администрирования) на общей таможенной и государственной границах. Ранее ежегодно (например, Россия), при экспорте и импорте товаров оформлялись порядка 160 тысяч грузовых деклараций, то с момента отмены оформления эти документы не подаются. Это прямая

экономия финансовых ресурсов и времени для бизнеса. Сократились расходы в таможенной инфраструктуре декларантов (предпринимателей) на оформление таких документов. Например, стоимость услуг таможенных брокеров в связи с декларированием товаров и оформлением грузовой таможенной декларации составляла от 10 до 20 тысяч тенге. Хранение товаров на складах временного хранения (СВХ) составляли от 3 тысяч тенге в сутки. Не надо уплачивать таможенные сборы за оформление таможенной грузовой декларации — 50 евро и 20 евро за дополнительный лист соответственно.

Также во взаимной торговле не применяются меры нетарифного регулирования, запреты и ограничения, то есть требования лицензий, разрешений, соблюдения квот. Не действуют ограничения по вывозу наличной валюты и другие формы валютного контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перемещение и продажа товаров в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь процедурно не отличается от свободы торговли внутри страны. Правда, на казахстанско-российской границе временно сохраняется нефискальный таможенный контроль (выборочный) до 1 июля 2011 года.

Благодаря единой таможенной территории между странами-членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение.

Ранее для беспошлинного провоза требовалось подтверждение в виде сертификата происхождения, а товары третьих стран облагались пошлиной, что ограничивало потенциал взаимной торговли. По линии косвенных налогов на импорт (НДС и акцизы) налогоплательщики получили отсроченный механизм их уплаты. Все перечисленное касается взаимной торговли между Казахстаном, Беларусью и Россией.

Для других субъектов таможенных правоотношений упразднены лицензируемые виды деятельности. Ранее лицензировались таможенные склады — их 115, свободных таможенных складов — 56, складов временного хранения (СВХ) -200, магазинов беспошлинной торговли — 10. Все они ранее лицензировались и сборы составляли от 5 до 20 тысяч евро. В настоящее время вместо лицензирования осуществляется регистрация в таможенных органах путем подачи соответствующих документов. Если компания соответствует квалификационным требованиям, то она становится в реестр без выдачи лицензии. Увеличи-

лись также сроки временного хранения и, соответственно, подачи грузовой таможенной декларации до 4 месяцев.

При благоприятном инвестиционном климате в нашей стране в течение последних лет создавались необходимые условия для развития бизнеса, в том числе несырьевого сектора. Планомерно снижалась налоговая нагрузка, применялись преференции. Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) у нас устанавливалась в размере 20%, сейчас — 12%, корпоративный подоходный налог (КПН) снизился с 30 до 20%, социальный налог — с 26 до 11 %.

Сохраняются упрощенные режимы для малого бизнеса. Наши партнеры по Таможенному союзу также ослабляли налоговую нагрузку, но у нас самые низкие ставки в регионе, это имеют в виду и иностранные инвесторы, исходя из того, что рынок Казахстана теперь расширился до границ Таможенного союза. Предпринимаются шаги и по снижению административных барьеров, все это отражается в мировых рейтингах ведения бизнеса нашей страны. Основным препятствием пока оставался объем общего рынка сбыта, и с созданием Таможенного союза это устраняется.

Конечно, таможенного оформления теперь нет, но обязанность по уплате косвенных налогов (НДС и акцизов) сохраняется. Для бизнеса это означает, по сути, отсрочку в их погашении более чем на месяц (обязанность уплачивать НДС на импорт и акцизы возникает не момент пересечения границы, а на 20-е число следующего месяца). При этом ставки косвенных налогов сохранились и регулируются Налоговым кодексом, несмотря на то, что мы уже работаем в ТС. Правда, в России они 18%, в Казахстане — 12%. Порядок и сроки возврата НДС из бюджета, то порядок остался прежним, в течение 60 дней он возмещается экспортерам. Исчисление и взимание налоговых платежей — передача части администрирования от таможни дает предпринимателям определенные удобства. В свою очередь этот шаг требует от налоговых органов новых механизмов администрирования, поскольку на границе налоговики не стоят. И такие механизмы во взаимодействии с нашими партнерами разработаны: при импорте товара из России налогоплательщик на 20-й день следующего месяца обязан подать декларацию и 3 экземпляра заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, и факт его уплаты является подтверждением факта вывоза для его российского партнера. Последний получает возмещение НДС из бюджета

~§2 7 № 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

своей страны, что гарантирует добросовестность ведения бизнеса.

Физические лица, ввозящие автомобили для личного пользования, не платят НДС на импорт и акциз на импорт, а только таможенные налоги и платежи в виде единого таможенного платежа. Ставка его установлена постановлением Правительства №682 от 1 июля 2010 года «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования». Размер их составляется в зависимости от года выпуска. В целом льготный режим распространяется на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 10 лет. Ставки варьируются от 0,35 евро за кубический сантиметр до 0,6 евро в зависимости от размера двигателя. Также возможен ввоз автомобилей повторно, при ввозе 2 и более автомобилей ставки повышаются. Если машина нг старше 7 лет, обложение производится от 0,85 евро за кубический сантиметр до 2,25 евро. Если авто исполнилось 7 лет, но не старше 10, то обложение — от 2 до 3 евро за кубический сантиметр.

Практика первого месяца функционирования ТС показывает на положительные результаты. По оперативным данным уже ввезено по таможенному приходному ордеру (ТПО), то есть в льготном режиме для личного пользования — 733 автомобиля, в то время как по таможенной грузовой декларации с уплатой общеустановленных таможенных пошлин — 890 машин.

Половина всех ввезенных автомобилей в июле месяце перемещена в страну по льготному режиму. По итогам первой половины 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ввоз автомобилей резко сократился — более чем в 8 раз.

В общеустановленном порядке при ввозе автомобилей до 1 июля текущего года нужно уплатить до 35% от стоимости авто (или 4,4 евро за кубический сантиметр) в виде импортной таможенной пошлины плюс 12% — НДС на импорт и, если объем двигателя превышал 3 литра, акциз на импорт в размере 10%. То есть получается, таможенная очистка составляла почти половину стоимости автомобиля, а если транспорт старый, то и могла превышать в несколько раз. Сегодня по льготному режиму для личного пользования обложение происходит в зависимости от объема двигателя, и платеж заведомо включает в себя НДС и акциз на импорт. Это в 3-4 раза ниже стоимости уплаты пошлин в общеустановленном режиме. Эти ставки касаются авто от 3 до 10 лет, ввозимых в Казахстан из третьих стран.

В структуре внешнеторгового оборота Казахстана Россия и Беларусь имеют увеличение доли в 18,2% и 0,6% соответственно. При этом доля в импорте составила 39% и 1,7% соответственно. Доля России в экспорте товаров — 9,1%, а доля Беларуси — 0,1% от всего экспорта РК. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост доли России во внешнеторговом обороте, а сам товарооборот РК с Россией вырос на 41%. Увеличение произошло в равной степени и экспорта, и импорта в среднем по 1 миллиарду долларов. За полугодие мы стали больше экспортировать минеральных продуктов, изделий из металлов, химической продукции, есть небольшой прирост по текстилю. Из Российской Федерации, помимо сырьевого импорта, увеличился ввоз оборудования, стройматериалов, продовольствия.

Важнейшим условием функционирования Таможенного союза является единый внешний таможенный тариф. Правовой основой формирования Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС является Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г. В соответствии с Мероприятиями по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, на 2003-2006 и последующие годы в 2004 г. планировалось завершить формирование Базового перечня Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС в рамках трех государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Вместе с тем, в настоящее время, в рамках ЕврАзЭС реализуется ряд проектов по осуществлению совместного таможенного контроля. Первый из них — эксперимент, осуществляемый на границе между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Суть эксперимента заключается в том, что на российском пункте пропуска таможенники осуществляют только документальный контроль товаров и средств, вывозимых из России. Отметку о разрешении вывоза товаров с территории России российские таможенники ставят уже на казахстанской стороне после проведения российско-казахстанского таможенного контроля, который предусматривает совместный досмотр товаров и транспортных средств, после чего документы передаются казахстанским коллегам для дальнейшего оформления уже на территории Республики Казахстан. Кроме этого, эксперимент предусматривает оперативный обмен информацией с обеих сторон о количестве перемещаемых товаров и транспортных средств с целью выяв-

ления и пресечения незаконного перемещения грузов через границу.

Тем самым, общие цели, географический фактор, степень, глубина и взаимозависимость экономических связей, ментальная близость народов и иные причины включаются в общий фактор, приводящий к интеграции наших стран. Политические, правовые и экономические предпосылки дальнейших форм интеграции на евразийском пространстве вытекают из самого факта существования Содружества Независимых Государств (СНГ) и его базовых документов. Практическое формирование союзов государств должно быть основано на комплексном подходе, решении всего спектра жизнедеятельности стран в процессе интеграции-.

Экономический потенциал наших стран в отдельности можно рассматривать в контексте возможностей и потенциала единой таможенной и экономической территории ЕврАзЭС, и он является основой для формирования общего интеграционного интереса. Интеграционный формат государств СНГ в перспективе зависит от успеха ЕврАзЭС, а также от объема и содержания наднационального фактора. СНГ вполне резонно рассматривать и с перспективой определения интеграционного образования в статусе конфедерации или даже федерации, не предвосхищая возможных изменений в существующих форматах СНГ либо ЕврАзЭС. Соотношение наднационального фактора необходимо рассматривать с учетом пределов национальной безопасности каждого государства в отдельности и предложений по выработке рекомендаций безопасности в интеграционном объединении (сообществе). Утверждение посягательства на суверенитет конкретного государства для

определения категории «наднациональности» необходимо снять по ряду причин. Во-первых, суверенитет един и неделим; во-вторых, основные законы государств, как правило, предусматривают приоритет международных норм в известных случаях; в-третьих, для механизма реализации учредительных целей и задач международной организации действительно необходим орган (органы);

Таможенный союз в формате ЕврАзЭС может выполнять свои предназначение и задачи при условиях полной унификации инструментов таможенного регулирования, а также специализации на производстве тех или иных товаров в государствах-членах, стабильности тарифов и снижение таможенных пошлин, и может функционировать даже в случае увеличения числа членов Союза в перспективе. При этом опыт таможенных союзов, в первую очередь Европейского союза, вполне применим в части их предназначения, степени влияния региональной интеграции на международное сотрудничество в целом.

Таможенные вопросы и потребности, возникающие в интеграционном процессе, нуждаются в эффективном управлении, которые имеют организационно-правовые проблемы, для чего необходимы соответствующие механизмы их разрешения. Наличие интеграционного интереса при сохранении основ национальных интересов государств-членов Таможенного союза, форма и содержание которых зависит от объема полномочий, передаваемых наднациональным структурам. Фактическое положение дел показывает на проблемы в этом аспекте, что может привести к затяжному характеру национального таможенного регулирования на границах, которые должны быть сняты с учетом общей таможенной границы.

Использованная литература

1. Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан», вступивший в силу с 1 июля 2010 г.

2. Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г.

Автордыц мацаласында Кеден одагыныц цызмет атцаруына байланысты, Евразиялыц эко-номикалыц цогамдастыгы (ЕврАзЭК) уйымыныц шеш1мдерте цысцаша шолу жэне цщъщтъщ талдау жасайды.

Автор в статье дает краткий обзор и правовой анализ решений Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), связанных с деятельностью Таможенного союза.

Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2003 года N 42-э/3
Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению

____________________________________________________________________
Утратило силу с 4 января 2005 года на основании
приказа ФСТ России от 23 ноября 2004 года N 194-э/12
____________________________________________________________________

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст.175), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 года N 328 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, регистрационный N 21, ст.2001), Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации
постановляет:
Утвердить Методические указания по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению.

Председатель
Федеральной энергетической комиссии
Российской Федерации
Г.Кутовой

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 июня 2003 года,
регистрационный N 4854

Методические указания по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
от 28 мая 2003 года N 42-э/3

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее — Методические указания), разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению (далее — розничные цены), и во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст.175), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 года N 328 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст.2001).

2. Методические указания определяют основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен.

3. Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые для личного потребления физических лиц, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями (далее — население), кроме объемов газа, используемых для централизованного отопления.

4. В случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для централизованного отопления, включая потребление газа индивидуальными автономными котельными многоквартирных домов, розничные цены применяются только на цели, указанные в п.1.3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для централизованного отопления. В случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п.1.3, определенный по установленным нормам с учетом перечня бытовых приборов и др. характеристик газопотребления.

II. Принципы формирования розничных цен на природный газ, реализуемый населению

5. Государственное регулирование розничных цен осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из:
а) возмещения организациям, осуществляющим поставку газа населению, экономически обоснованных затрат, связанных с покупкой газа на границе раздела магистральных и распределительных газопроводов по регулируемой оптовой цене, оплатой регулируемых стоимости услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг поставщика газа;
б) установления для организаций, осуществляющих поставку газа населению, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала для развития производства и финансирование других обоснованных расходов по регулируемому виду деятельности);
в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;
г) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы.

6. Розничные цены на территории субъекта Российской Федерации могут устанавливаться едиными или дифференцированными территориально (по зонам обслуживания отдельных газораспределительных организаций; (далее — ГРО). При этом они также могут устанавливаться дифференцированными по направлениям потребления газа.

7. Розничные цены рассчитываются и устанавливаются в рублях за 1000 м газа с учетом в цене налога на добавленную стоимость.

III. Порядок расчета средних розничных цен

8. Средняя розничная цена на территории обслуживания (через газораспределительные сети) конкретной ГРО рассчитывается по следующей формуле:
, (1)
где:
— оптовая цена на газ, реализуемый населению, установленная ФЭК России для данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС);
, — установленные ФЭК России для данной ГРО (по категории населения) ставки за пользование газораспределительными сетями и за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям соответственно (без учета НДС);
— установленные ФЭК России тарифы на транспортировку газа в транзитном потоке для r-й ГРО, по газораспределительным сетям которой осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке для последующей реализации населению через газораспределительные сети ГРО, для территории обслуживания которой рассчитываются розничные цены (без учета НДС);
— установленные ФЭК России размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа (по категории населения), осуществляющих его поставку населению через газораспределительные сети данной ГРО (без учета НДС);
— объем реализации газа населению через газораспределительные сети данной ГРО;
— объем транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям r-й ГРО, для последующей реализации населению через газораспределительные сети данной ГРО;
— объем реализации газа населению через газораспределительные сети данной ГРО m-тым поставщиком;
r — количество ГРО, по газораспределительным сетям которых осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке для последующей поставки населению через газораспределительные сети данной ГРО;
m — количество поставщиков газа, осуществляющих его поставку населению через газораспределительные сети данной ГРО;
— ставка начисления налога на добавленную стоимо

сть.

9. Средняя на территории субъекта Российской Федерации розничная цена рассчитывается по следующей формуле:

, (2)

где:
, — установленные ФЭК России для i-й ГРО, через газораспределительные сети которой непосредственно осуществляется поставка газа населению на территории данного субъекта Российской Федерации, ставки за пользование газораспределительными сетями, за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (по категории населения) соответственно (без учета НДС);
— установленные ФЭК России тарифы на транспортировку газа в транзитном потоке для j-й ГРО, по газораспределительным сетям которой осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке для последующей его реализации населению на территории данного субъекта Российской Федерации;
— установленные ФЭК России размер платы за снабженческо-сбытовые услуги к-го поставщика газа (по категории населения), осуществляющего его поставку населению на территории данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС);
— объем реализации газа населению на территории данного субъекта Российской Федерации через газораспределительные сети i-й ГРО;
— объем транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям j-й ГРО для последующей реализации населению на территории данного субъекта Российской Федерации;
— объем реализации газа населению на территории данного субъекта Российской Федерации к-тым поставщиком газа;
i — количество ГРО, через газораспределительные сети которой непосредственно осуществляется поставка газа населению на территории данного субъекта Российской Федерации;
j — количество ГРО, по газораспределительным сетям которых осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке для последующей поставки населению на территории данного субъекта Российской Федерации;
к — количество поставщиков газа, осуществляющих его поставку населению на территории данного субъекта Российской Федерации.
Установление единых розничных цен на территории субъекта Российской Федерации допускается в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации только одного ГРО, через газораспределительные сети которого осуществляется реализация газа населению, или одного поставщика, реализующего газ населению на территории субъекта Российской Федерации

.

10. Объемы транспортировки (поставки) газа по газораспределительным сетям (здесь и далее) для дальнейшей поставки населению принимаются с учетом фактической динамики поставки газа населению за последние 3 года, изменения уровня газификации региона и других факторов. Объемы транспортировки (поставки) газа определяются с учетом действующих норм расхода газа на бытовые нужды населения.

11. Объем транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям j-го ГРО () для последующей реализации населению определяется исходя из условия последующего распределения транзитного объема газа между населением и прочими потребителями пропорционально общему объему потребления газа указанными категориями потребителей.

12. В случае, если стоимость транспортировки газа в транзитном потоке была учтена при расчете тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных ФЭК России для ГРО (о чем в постановлении ФЭК России делается соответствующая запись), осуществляющих транспортировку газа по газораспределительным сетям для последующей поставки населению на территории данного субъекта Российской Федерации, то указанные расходы при расчете средней розничной цены дополнительно не учитываются.

13. В случае, если для ГРО, осуществляющих транспортировку газа на территории данного субъекта Российской Федерации, ФЭК России не установлены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для последующей реализации населению, то для определения розничной цены в рамках данного субъекта Российской Федерации или для отдельных ГРО используются ставки за услуги, установленные ФЭК России по указанным ГРО для объемной группы потребителей газа с максимальным коэффициентом сложности обслуживания системы газоснабжения.

14. При проведении расчета розничных цен ставки за пользование газораспределительными сетями и за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям учитываются за вычетом специальной инвестиционной надбавки для финансирования программы газификации жилищно-коммунального хозяйства и соответствующих налоговых платежей.

15. В случае, если в рамках данного субъекта Российской Федерации населению реализуется газ, оптовые цены на который не регулируются, в расчете розничных цен учитываются сформировавшиеся рыночные цены на указанные объемы газа.

16. Действующий порядок оплаты населением расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования до утверждения отдельного порядка регулирования указанных услуг остается без изменения, либо эти расходы учитываются при формировании розничных цен на газ (до появления организаций, альтернативных ГРО, занимающихся эксплуатацией и техническим обслуживанием внутридомового газового оборудования), либо взимаются в качестве отдельной платы, либо включаются в платежи за коммунальные услуги. При этом обязательным условием является наличие источника для покрытия расходов на эксплуатацию внутридомового газового оборудования.

17. В случае, если расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования были учтены при формировании розничных цен, они также учитываются при формировании тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для категории населения.

IV. Порядок расчета дифференцированных по направлениям потребления розничных цен

18. Розничные цены могут устанавливаться дифференцированно по следующим направлениям потребления газа:
— на приготовление пищи;
— горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения);
— на отопление жилых помещений при наличии в квартире газовых приборов местного отопления;
— прочие цели.
По согласованию с ФЭК России могут вводиться иные варианты дифференциации розничных цен по направлениям потребления.

19. Средние на территории субъекта Российской Федерации дифференцированные по направлениям потребления розничные цены рассчитываются по следующей формуле:

, (3)

где:
— базовая розничная цена на территории субъекта Российской Федерации;
-коэффициент дифференциации розничных цен по направлениям потребления газа (рекомендуемые значения приведены в приложении).
Коэффициенты дифференциации (их предельные уровни) устанавливаются исходя из удельной (отнесенной к объему транспортируемого газа) сложности обслуживания газораспределительных сетей и оказания поставщиками газа снабженческо-сбытовых услуг по различным направлениям потребления газа.

20. Базовая розничная цена на газ, реализуемый населению на территории субъекта Российской Федерации, рассчитывается по следующей формуле:
, (4)
где:
— суммарный по данному субъекту Российской Федерации объем потребления газа населением по l-му направлению его потребления, рассчитываемый по следующей формуле:
(5)

где:
— объем газа по его l-му направлению потребления населением на территории субъекта Российской Федерации в рамках i-й ГРО, через газораспределительные сети которой осуществляется непосредственная поставка газа населению на территории данного субъекта Российской Федерации.

21. Дифференцированные по направлениям потребления розничные цены для территории обслуживания i-й ГРО, через газораспределительные сети которой осуществляется непосредственная поставка газа населению на территории данного субъекта Российской Федерации, рассчитываются по следующей формуле:
, (6)
где:
— базовая розничная цена на газ, реализуемый населению на территории данного субъекта Российской Федерации через распределительные сети i-й ГРО.

22. Базовая розничная цена на газ, реализуемый населению на территории данного субъекта Российской Федерации через распределительные сети i-й ГРО, рассчитывается по следующей формуле:
. (7)

23. В случае использования для учета объема потребления газа одного счетчика при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления (при отсутствии установленной для такого сочетания направлений использования газа розничной цены) рекомендуется устанавливать выделенную розничную цену, превышающую на 10-25% розничную цену, установленную для отопления жилых помещений.
В случае отсутствия установленной указанной цены должна применяться розничная цена на газ, установленная для видов потребления с коэффициентом дифференциации цен, равным 1,0 (приложение) либо для данного субъекта Российской Федерации, либо для конкретной ГРО, через газораспределительные сети которой осуществляется поставка газа при одновременном учете указанных объемов с соответствующим коэффициентом дифференциации в расчете базовой розничной цены.

V. Порядок установления розничных цен на газ, реализуемый населению

24. При проведении пересмотра розничных цен с задержкой относительно пересмотра ФЭК России составляющих розничных цен учитываются выпадающие доходы организаций, участвующих в процессе поставки газа населению, за время, прошедшее с момента введения в действие пересмотренных оптовых цен на газ, тарифов на услуги ГРО и платы за снабженческо-сбытовые услуги. В целях недопущения возникновения у регулируемых организаций, участвующих в процессе поставки газа населению, выпадающих доходов рекомендуется осуществлять пересмотр розничных цен в месячный срок после пересмотра ФЭК России оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям (для ГРО, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, а также тарифов на транспортировку газа в транзитном потоке), размера платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа, реализующих газ на территории данного субъекта Российской Федерации.

25. В случае изменения нормативно-правовой базы или иных обоснованных причин (изменения объемов реализации газа и т.д.), повлекших за собой убыточность реализации газа населению, розничные цены могут быть пересмотрены с учетом положений настоящих Методических указаний до пересмотра ФЭК России тарифов на услуги ГРО по транспортировке газа и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа с одновременным уведомлением ФЭК России о причинах пересмотра.

26. В решениях о пересмотре розничных цен на газ, реализуемый населению, указываются нормы потребления газа по отдельным направлениям его использования и размер месячного платежа за газ исходя из действующих норм его потребления. При пересмотре норм потребления газа населением оформляется новое решение о размере розничных цен на газ, реализуемый населению, с указанием новых норм потребления газа и размера месячного платежа за газ исходя из пересмотренных норм его потребления.

27. В условиях существования различного уровня розничных цен по разным направлениям потребления газа населением в целях недопущения получения поставщиками газа избыточной прибыли допускается установление розничных цен для конкретного поставщика (возможно также указание районов реализации газа населению данным поставщиком). В этом случае в обязательном порядке утверждается средняя на территории субъекта Российской Федерации розничная цена. В случае появления нового поставщика, реализующего газ населению (или изменения районов реализации действующего поставщика), устанавливается новая (или в случае необходимости изменяется действующая с указаниями района ее применения) розничная цена. До установления новой (или изменения действующей) розничной цены поставщиком применяется средняя на территории субъекта Российской Федерации розничная цена.

28. В случае предоставления различным категориям населения в соответствии с действующим законодательством льгот по оплате газа (скидок с цены) рекомендуется устанавливать для указанных категорий населения уровень розничных цен с учетом предоставляемых льгот (скидок). При этом в соответствующем решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении розничных цен указывается, что для указанных категорий населения розничные цены установлены с учетом предоставления льгот (скидок).

29. В случае если на территории субъекта Российской Федерации сохраняется перекрестное субсидирование розничных цен за счет выручки, получаемой от реализации газа прочим категориям потребителей, рекомендуется розничные цены распространять на содержащиеся за счет прихожан религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке (кроме объемов газа, используемых для централизованного отопления). При этом в расчете розничных цен дополнительно учитывается оптовая цена указанных объемов газа, тариф на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и плата за снабженческие услуги поставщика газа по его поставке.

Приложение 1

Приложение

Наименование бытовых нужд населения

Рекомендуемая величина коэффициента дифференциации

Приготовление пищи

1,0

Горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)

0,9-1,0

Отопление жилых помещений

0,6-0,8

Прочие нужды

1,5-2,5

Текст документа сверен по:
«Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти»,
N 43, 27.10.2003