Кандалакшский торговый порт сайт

Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива, который представляет собой удобную, защищенную от морских волнений губу с надежной якорной стоянкой и глубинами, доступными для захода крупнотоннажных судов. Порт располагает 5 грузовыми причалами длиной причальной линии 584,5 метра, способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 33 метров, осадкой до 10 метров.

По итогам 2019 года грузооборот порта, переваливающего в основном энергетический уголь, составил 2,5 млн тонн. В начале 2020 года объемы перевалки угля сократились в результате экономического кризиса и падения цен на уголь в Европе, значительно снизилось и число судозаходов. Однако Служба капитана морского порта Кандалакша продолжает осуществлять все возложенные на нее властные и надзорные функции в полном объеме, в том числе по обеспечению безопасности мореплавания.

Виктор Бородачев, капитан морского порта Кандалакша ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Динамика грузооборота

Морской порт Кандалакша ориентирован на перевалку навалочных и генеральных грузов. Единственным оператором морского терминала в порту является ООО «Кандалакшский морской торговый порт» (ООО «КМТП»), входящий в угольный холдинг ГК ТАЛТЭК. Основной груз, перегружаемый в порту, – энергетический уголь – поставляется главным образом в страны Европы и Северной Африки, генеральные грузы направляются по Северному морскому пути на проекты по освоению Арктики, включая оборонные.

В 2019 году грузооборот порта увеличился до 2,5 млн тонн, что на 13,6%, или на 300 тыс. тонн, больше, чем в 2018 году. Количество судозаходов за год составило 102 единицы, что на 3 больше, чем в предыдущем году. Из них 75 судозаходов совершили балкеры, 26 – танкеры, 1 – лоцмейстерское судно. Все балкеры подавались под погрузку угля.

Объем перевалки в порту за 4 месяца 2020 года резко сократился, снизившись на 77,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, и составил 173,2 тыс. тонн (774,9 тыс. тонн за январь-апрель 2019 г.). Падение грузооборота составило 601,7 тыс. тонн. Это связано с падением цен на энергетический уголь в Европе и, как следствие, сокращением его перевозок. За январь-апрель 2020 года судозаходы в порт Кандалакша составили 12 единиц, из них под российским флагом – 3, под иностранными флагами – 9.

До конца текущего года перевалка экспортного угля в морском порту Кандалакша прогнозируется на уровне 120 тыс. тонн в месяц (3-4 судовые партии). Следовательно, объем перевалки угля по итогам года также будет ниже показателей 2019 года. Ожидаемый грузооборот составит около 1,2 млн тонн.

В такой ситуации основной оператор порта ООО «КМТП» предпринимает усилия по обеспечению дополнительной загрузки порта. В настоящее время ведется активный поиск новых клиентов для заключения долгосрочных контрактов на перевалку различных грузов, таких как железорудный концентрат, 20/40-футовые контейнеры, трубная, металлургическая и другая продукция, доставляемых в порт морским и железнодорожным транспортом.

В планах компании ГК ТАЛТЭК поддерживать стабильный уровень отгрузки с угольных шахт/разрезов и сохранить объем перевалки на запланированном уровне для недопущения дальнейшего снижения грузооборота ООО «КМТП».

Итоги периода ледокольных проводок

Морской порт Кандалакша – замерзающий порт; среднее число дней в году с ледовым покровом составляет 183, максимальная толщина льда достигает 1,2 метра. При этом навигация в порту осуществляется круглогодично. Лоцманская проводка в порту является обязательной и осуществляется круглосуточно лоцманской службой Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт».

Вершина Кандалакшского залива зимой покрыта неподвижным припаем. Ледовый режим в порту наблюдается с ноября по май. В этот период суда, заходящие в морской порт, должны иметь ледовое усиление. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов устанавливаются распоряжением капитана морского порта.

Ледокольное обеспечение осуществляется ледоколами ФГУП «Росморпорт» в соответствии с графиком расстановки и распоряжением Штаба ледокольных операций в Белом море. В период ледокольных проводок 2019-2020 годов проводка судов в морской порт Кандалакша осуществлялась ледоколом «Капитан Косолапов».

Начало периода ледокольных проводок в 2019 году объявлено распоряжением капитана порта с 30 ноября. Этим же распоряжением были введены ограничения для судов с ледовым классом не ниже Ice1, следующих в/из морского порта. С 10 декабря были введены ограничения для судов с ледовым классом не ниже Ice2, с 15 февраля 2020 года для судов с ледовым классом не ниже Ice3.

Разрушение ледового покрова в морском порту началось с 9 апреля 2020 года. С 25 апреля было разрешено плавание судов с ледовым классом не ниже Ice1. 30 апреля акватория и подходы к порту полностью освободились ото льда, ледокольная проводка и ограничения плавания по ледовому классу судов были отменены.

Всего период ледокольных проводок продолжался 152 суток. За это время ледоколом «Капитан Косолапов» было совершено 5 ледокольных проводок, проведено 5 судов. Максимальная протяженность и продолжительность ледокольной проводки (от северной кромки льда до морского порта Кандалакша) составили 256 миль и 25 часов 15 минут (по рекомендованным ШЛО маршрутам).

В период ледокольных проводок в порт совершено 13 судозаходов, из них 11 – балкерами, 2 – танкерами. Аварийных случаев, связанных с плаванием судов в ледовых условиях, не зафиксировано. Грузооборот в период зимней навигации составил 334,8 тыс. тонн.

Работа Службы капитана порта

Административно-властные полномочия в морском порту осуществляет филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» в морском порту Кандалакша, в состав которого входит Служба капитана порта. Структура Службы позволяет в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в морском порту, пожарную, экологическую и транспортную безопасность.

Специалисты Службы обеспечены обустроенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи. Коллектив филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Кандалакша хорошо подготовлен к выполнению текущих и перспективных задач.

В 2019 году инспекторами государственного портового контроля Службы капитана порта было осмотрено 9 судов, из них под российским флагом – 4, под иностранными флагами – 5. Задержаний судов не было.

Основные замечания, предъявленные к российским судам, были по разделам «навигация», «аварийное оборудование», «средства борьбы с пожаром», по МАРПОЛ, а также эксплуатационные недостатки, относящиеся к СОЛАС. К иностранным судам, осмотренным в соответствии с Парижским меморандумом, замечаний не было. Задержаний судов и аварийных случаев в течение 2019 года не происходило.

Начало 2020 года в работе Службы капитана порта было осложнено особыми условиями, связанными с объявленной пандемией коронавируса и мерами по противодействию распространению инфекции. Часть сотрудников Службы была переведена на дистанционный режим работы, однако это не повлияло на безопасность мореплавания в морском порту.

Морские порты №4 (2020)

Текст: Румянцева Ирина

Не прошло и трех лет, как у Кандалакшского морского торгового порта вновь сменился хозяин. Причем событие это вызвало большой интерес как у СМИ, в том числе и столичных, так и у аналитиков, специализирующихся в области экономики.

Но вначале обратимся к прошлому. Осенью 2004 года это федеральное госпредприятие, незадолго до того преобразованное в ОАО, было выставлено на торги. Победителем аукциона стало в одночасье созданное и никому неизвестное ЗАО «Кандалакшский морской торговый порт». Как оказалось впоследствии, за ним стояла одна из структур Виктора Вексельберга, входящего в список крупнейших бизнесменов страны. Она и заплатила за КМТП 60 миллионов рублей.

Год назад порт возглавил 27-летний Борис Юшманов, ранее работавший в Москве в группе «Ренова», которой руководит Вексельберг. Не так давно Юшманов покинул этот пост, но тогда, приступая к обязанностям, главной своей задачей он называл увеличение грузооборота и улучшение финансового положения предприятия. Однако объем грузооборота в 2006-м по сравнению с предыдущим годом сократился почти на четверть — на 24,6 процента. При этом снизился объем экспорта, а импортных грузов не было вовсе. В целом порт оказался загружен менее чем на треть от своих возможностей.

Справедливости ради надо сказать, что положение КМТП объективно непростое. К примеру, время транзита до портов Западной Европы из Кандалакши на двое суток больше, чем из Мурманска. Повысить показатели работы с навалочными грузами не позволяют ограничения как по качеству перевалки, так и по объемам хранения. Обеспечить техническую возможность обработки грузов достаточно сложно, так как портовское оборудование имеет значительный срок эксплуатации.

Вероятно, недавние собственники предприятия питали надежду на строительство второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода, которая могла бы гарантировать загрузку порта в большом объеме. Однако, как известно, два месяца назад было заявлено о том, что в ближайшее время возведение этого промышленного объекта не планируется. По всей видимости, также возникли сомнения в возможности появления грузов, связанных с обустройством Штокмановского месторождения, — стройматериалы, оборудование, техника. Ведь Мурманский торговый порт по развитию соответствующих мощностей значительно опережает Кандалакшский. Это соотношение сил естественным образом сказывается на конкурентоспособности, и изменить его в обозримом будущем вряд ли возможно.

Тем не менее в нынешнем году наметился экономический прорыв. Общий объем грузоперевалки в первом квартале почти в два раза превысил показатель аналогичного периода прошлого года.

Вот на этом фоне, когда показатели скакнули вверх, и случилась нынешняя сделка. В начале апреля 99-процентную долю в уставном капитале Кандалакшского порта приобрела барнаульская инвестиционная компания «ЮКАС-Холдинг». Непосредственным покупателем стала структура инвесткомпании — ЗАО «Талдинская топливно-энергетическая компания» (ТалТЭК), владелец двух угольных шахт в Кемеровской области.

Наиболее подробно о заключенной сделке рассказала в конце минувшей недели газета «Коммерсант». В статье цитируются слова официального представителя «Реновы» Андрея Шторха: «Мы наладили систему управления в порту, разработали проект развития и привлекли дополнительный грузопоток. Объем законтрактованной перевалки на 2007 год примерно в четыре раза выше уровня 2005-2006 годов».

По данным информагентства «Интерфакс», сумма сделки составила около 30 миллионов долларов. Кстати, эта цифра у опрошенных «Коммерсантом» экспертов вызвала весьма интересные комментарии. Сделав сравнительный анализ некоторых произведенных в последнее время сделок купли-продажи аналогичных объектов, они полагают, что прежние собственники Кандалакшского порта поставили своеобразный рекорд, причем мирового масштаба.

К примеру, морской порт Санкт-Петербурга был продан летом 2004 года за 140 миллионов долларов. Его оценили по реальной перевалке в 10 долларов за тонну. Оборот порта был в тот год 14,6 миллиона тонн, а мощность терминала составляет около 20 миллионов тонн. Терминал в Стамбуле обошелся покупателю в 38 долларов за тонну контейнерного оборота. Мощность Кандалакшского терминала — 2,5 миллиона тонн. Эксперты пришли к выводу, что сумма сделки в пересчете на реальную перевалку составляет более 100 долларов за тонну.

Правда, у этой международной методики расчета стоимости порта, основанной на показателях грузооборота и мощности терминала, есть оппоненты, считающие, что применять ее без адаптации к российским реалиям нельзя. Однако и они считают: барнаульские угольщики сильно переплатили.

А если нет? Если названная «Интерфаксом» сумма — реальная рыночная цена предприятия (с учетом, допустим, неизвестных даже экспертам факторов)? Тогда получается, что в 2004 году государство в очередной раз показало себя до странного неумелым продавцом, уступив его, напомним, за 60 миллионов рублей. Нынешняя цена — практически 780 миллионов. Разница -13 раз. С учетом же тогдашнего соотношения курсов рубля и доллара она будет еще больше…

Ирина РУМЯНЦЕВА.