Изменения оплаты труда государственных гражданских служащих

Содержание

Журавлева Т.А.

Система оплаты труда и мотивация государственных гражданских служащих: обзор международной практики

Журавлева Татьяна Андреевна — кандидат политических наук, ассистент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: zhuravlevatati@,gmail.com SPIN-код РИНЦ: 9404-1628

Аннотация

В статье приводится аналитический обзор международной практики функционирования системы оплаты труда государственных гражданских служащих. Приводятся различные методики поощрения госслужащих с учетом особенностей государственного управления, необходимость применения которых обусловлена конкуренцией с частным сектором, а также зависит от степени централизации и разницы предельных значений размера зарплат.

Ключевые слова

Государственная служба, государственное управление, оплата труда.

Современная практика государственного управления требует все более высокой эффективности деятельности госслужбы. Усложнение процессов принятия государственных решений, связанное с объективными социально-экономическими и технологическими процессами, актуализирует вопрос повышения результативности деятельности государственных гражданских служащих. На фоне критики длительности сроков рассмотрения отдельных проблем и принятия решений, раздутой численности и общей неэффективности государственной службы одним из ключевых вопросов становится формирование оптимальной системы оплаты труда, содержащей наиболее эффективные элементы стимулирования деятельности чиновников для достижения конкретных результатов.

Сравнительный анализ практик различных стран — Казахстана, Южной Кореи, КНР, Канады, Бразилии, Японии, Турции, Франции, Сингапура, ФРГ, Новой Зеландии, Финляндии и др. — показывает значительное разнообразие применяемых структурных элементов и механизмов стимулирования и мотивации государственных гражданских служащих. Несмотря на это, стоит отметить всеобщий тренд повсеместного и постепенного внедрения системы оплаты труда по результатам (performance related pay) как наиболее адекватного способа оценки и стимулирования деятельности государственных гражданских служащих. В рамках данного подхода в различных странах формируются уникальные композиции элементов стимулирования и мотивации деятельности чиновников, которые во многом зависят от системных характеристик государственной гражданской службы.

На данный момент в мировой практике условно сложились три типа систем государственной гражданской службы, которые задают формат и рамки для определения системы оплаты труда государственных гражданских служащих (см. Рисунок 1).

Характеристики системы оплаты труда государственных гражданских служащих

Карьерная (романо-германская) система

Корпоративная (азиатская) система

Позиционная (англосаксонская) система

конкурентоспособность с частным сектором

преобладают нематериальные выгоды

социальный статус + конкуренция с частным сектором

соизмеримая оплата труда

фиксированная сетка оплаты труда

тарифная сетка

гибкая система тарифных

элементы оплаты труда по результатам

должность, стаж, ранг (чин)

привязка индивидуальных показателей к страновым

инивидуальные

результативности

Рисунок 1. Системы оплаты труда государственных гражданских служащих

Карьерная система государственной гражданской службы и, соответственно, оплаты труда представлена такими странами, как Франция, Германия, Япония и др.; она является наиболее «жесткой». Традиционно ориентируясь больше на нематериальные выгоды, такие как статус и значительный социальный пакет, данная система базируется на фиксированной сетке оплаты труда, применяемой ко всем государственным служащим. Размер заработной платы государственных служащих устанавливается на основе уровня и ступени, а индивидуальное вознаграждение определяется, с одной стороны, профессиональной группой, а с другой — базовым значением заработной платы. В результате достигается требуемое значение оплаты труда в тарифной сетке.

Например, в Японии размер заработной платы определяется двумя показателями: квалификацией (разряд, градация) и стажем (ступень в иерархии). В типовых сетках на данный момент существует 11 градаций и 32 ступени. Переход от одной градации к другой осуществляется по итогам оценки результатов деятельности госслужащего и, как правило, происходит каждый год-два работы. Однако, на первый взгляд классическая карьерная система на данный момент дополняется элементами позиционной за счет того, что уровень оплаты труда госслужащих прямо пропорционально зависит от показателей производственного сектора. Задача государственного аппарата в данной системе

заключается в обеспечении достойного уровня жизни населения через экономический рост. С увеличением макроэкономических показателей идет повышение зарплаты в производственном секторе, а следовательно, появляются основания для повышения оклада государственным служащим — и наоборот. Согласование увеличения либо уменьшения зарплаты госслужащих осуществляется Парламентом по представлению Правительства Японии.

Страны с так называемой «корпоративной» (азиатской) системой продвинулись дальше в вопросе совмещения страновых и индивидуальных показателей результативности деятельности. Совмещая в себе элементы романо-германской и англосаксонской систем, система оплаты труда госслужащих таких стран как, например, Сингапур и Южная Корея состоит из фиксированной части и ежегодных бонусов, рассчитываемых по специальной формуле по результатам работы конкретного чиновника, министерства и развития экономики страны в целом. Помимо базовых расчетов, зарплата госслужащих привязана к аналогичной в частном секторе и отстает от нее не более, чем на 10-20%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другой полюс представляет позиционная система оплаты труда, распространенная традиционно в англо-саксонских странах — Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. Ориентированная на конкуренцию с частным сектором, данная система нацелена на предоставление максимальных свобод ведомствам и подразделениям при определении оплаты труда государственных гражданских служащих. Наибольшей степени индивидуализации достигла Новая Зеландия, передав практически все вопросы оплаты труда на уровень отдельных ведомств. В пределах широких бюджетных рамок каждое ведомство самостоятельно разрабатывает собственные системы оплаты труда и обязано финансировать их из собственных средств.

При этом системы оплаты труда должны быть приспособлены к специфическим потребностям каждого ведомства и направлены на достижение результатов и поддержание / повышение эффективности его деятельности путем:

1. развития и поддержки потенциала организации по достижению целей, указанных в заявлениях о намерениях;

2. предоставления сотрудникам стимулов и возможностей приобретения необходимых компетенций и повышения эффективности их деятельности.

Ведомства устанавливают уровень вознаграждения, исходя из следующих факторов:

— рыночный спрос на труд сотрудников, обладающих соответствующими компетенциями и опытом и выполняющих аналогичные обязанности;

— факторы найма и удержания сотрудников;

— финансовые возможности в рамках бюджета;

— сравнение с другими группами в рамках ведомства;

— политика правительства в будущем, направленная на достижение сравнимых результатов для сотрудников в целом или определенных групп;

— иные определяемые ведомством значимые факторы.

В современной мировой практике сложно выделить «чистые» системы государственной гражданской службы, которые бы относились к тому или иному типу. Использование элементов различных типов систем, основанных, как правило, на анализе лучших практик, говорит о переформатировании, в частности, систем оплаты труда в различных странах и необходимости переосмысления и формулирования новых параметров для концептуальных моделей.

В странах, тяготеющих к карьерной и корпоративной системам, можно наблюдать действие модели, отражающей степень централизации / децентрализации системы оплаты труда на государственной гражданской службе. Данная модель включает в себя такие параметры, как:

— нормативное закрепление положений об оплате труда государственных гражданских служащих;

— субъектность при определении оплаты труда государственных гражданских служащих;

— гибкость тарифной сетки;

— ограничения предельных значений суммы оклада и штатной численности.

В качестве правовой базы для определения системы оплаты труда государственной гражданской службы могут выступать Конституция (либо иной основной документ страны), Указы либо Постановления, отдельный Закон о государственной гражданской службе, положения трудового законодательства страны либо трехстороннее коллективное соглашение.

Второй важной составляющей модели является субъектность — т. е. определение субъекта, отвечающего за систему оплаты труда в данной стране. Это может быть Правительство, Министерство государственной службы и кадров или ведомственное определение заработной платы.

При оценке гибкости тарифной сетки, а также возможных устанавливаемых ограничений предельной штатной численности и предельной суммы оплаты труда оценивается разница между крайними значениями по отдельным категориям и группам должностей.

По итогам качественной оценки предельных значений каждого параметра по шкале от 1 до 4 формируется факторная модель децентрализации системы, на основе которой исследуемые страны можно расположить следующим образом в порядке возрастания степени децентрализации системы управления оплатой труда государственных гражданских служащих (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Степень централизации / децентрализации системы оплаты труда на

государственной гражданской службе

Стоит особо отметить общий тренд децентрализации системы оплаты труда. Внедрение ведомственных, групповых и индивидуальных показателей результативности деятельности во многом определяет постепенную передачу вопросов оплаты труда сотрудников на более низкий уровень.

Исключением среди исследуемых стран является Казахстан, где, согласно п. 2 ст. 21 Закона Республики Казахстан «О государственной службе», система оплаты труда политических государственных служащих определяется Президентом Республики Казахстан. Оплата труда административных государственных служащих осуществляется на основании Единой системы оплаты труда, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.

Интересно, что подобная сильно централизованная система принятия решений о назначении оплаты труда государственных служащих существует на фоне внедрения отдельных элементов системы оплаты труда по результатам. Так, в 2008 г. в Казахстане была внедрена рейтинговая система оценки государственных органов, а также введены «Правила оценки качества работы государственных служащих», согласно которым

результативность работы является одним из ключевых оснований для установления должностного оклада, надбавок и бонусов.

Другим немаловажным аспектом оценки системы оплаты труда на государственной гражданской службе является ее конкурентоспособность по сравнению с частным сектором занятости. Данный параметр необходим, в первую очередь, для формирования эффективной системы удержания и привлечения наиболее квалифицированных кадров на рынке труда.

Сравнение материального вознаграждения государственного и частного сектора позволяет также оценить ожидания потенциальных работников и предоставляет возможности для формирования иных компенсационных механизмов в случае значительного отличия в уровнях оплаты труда.

Подобная статистика ведется как отдельно на уровне страны, так и различными международными организациями. На Рисунке 3 представлены средние значения заработной платы частного и государственного секторов в странах ЕС в 2006 и 2010 гг. по данными Всемирного банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Средние значения заработной платы между частным и государственным секторами в странах ЕС (%, почасовая оплата труда)1

Статистические данные, представленные Европейским центральным банком, показывают, что в большинстве европейских стран средняя заработная плата на государственной службе превышает аналогичное среднее значение в частном секторе.

В то время как сотрудники частного сектора стремятся работать большее количество часов, госслужащие компенсируют недостаточный уровень заработной платы с помощью дополнительных премий, бонусов и надбавок.

Существенным недостатком подобных оценок является то, что за основу берутся средние значения и игнорируются различия в понимании того, кто относится к государственным гражданским служащим в той или иной стране, а также дифференциация между группами должностей.

В рамках данного исследования были проанализированы системы оплаты труда в ряде стран на предмет конкурентоспособности денежного содержания государственных гражданских служащих по сравнению с зарплатами работников частного сектора. При этом предполагается единое понимание сущности государственного гражданского служащего и используется дифференцированный подход к группам должностей.

Таким образом, анализ проводился на основе двух основных параметров:

6) ориентация на частный сектор при определении оплаты труда государственных гражданских служащих;

1. дифференциация оплаты труда в зависимости от группы государственных гражданских служащих (условно — младшей, средней и высшей группы должностей).

Рисунок 5. Конкурентоспособность оплаты труда государственных гражданских

служащих

Проведенный анализ показал, что при рассмотрении соотношения вознаграждений на различных уровнях государственной службы позиция отдельных стран в общем рейтинге конкурентоспособности претерпевает значительные изменения.

Ярким примером тому служит Италия. Постоянное обновление коллективных договоров в промышленной сфере страны происходит на фоне медленного проведения отдельных точечных реформ в государственном аппарате. В 1990-х гг. в Италии был предпринят ряд инициатив по обеспечению большей прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов. Важной составляющей реформ стало внедрение

принципов гибкого и эффективного использования человеческих ресурсов, но только в рамках «Старшей государственной службы». В данном контексте была введена оплата труда по результатам, закрепленная в соответствующих коллективных соглашениях (1998-2001 гг.) и Законе № 29/1993 (впоследствии пересмотренном и дополненном в Законе № 286/1999).

Проведенная реформа определила, что индивидуальная, изменяющаяся часть оплаты труда состоит из варьирующейся дополнительной выплаты, связанной с конкретной должностью и устанавливаемой самостоятельно органом власти, и оплаты труда по результатам, рассчитываемой как процент от ежегодной премии за замещаемую должность. Фиксированным остается минимальный уровень соотношения двух составляющих, однако на практике положительные результаты оценки приводят к премиям, которые представляют собой надбавку к постоянной составной части вознаграждения руководителей. В связи с этим оплата труда высшего и среднего управленческого персонала на государственной гражданской службе Италии в целом соответствует заработной плате в рыночном секторе и даже несколько превышает ее. Так, на конец 2013 г., по данным OECD, среднегодовой доход чиновников высшего звена в Италии составлял $ 650 000, в то время как аналогичное среднее значение по Европе составило $ 232 000.

В 2010 г. правительство Италии на фоне турбулентной экономической ситуации сократило уровень оплаты труда в центральном государственном аппарате на 5-10%, установив придельное значение оклада для «средней» группы должностей в 90 000 евро. Таким образом, среднее значение оплаты труда государственных служащих среднего звена, по оценкам экономистов, стало ниже примерно в 2,7 раз. Количество же государственных служащих (не включая сотрудников государственных корпораций) составило в 2010 г. 14,2% от общей численности трудоспособного населения, что в целом соответствует среднему значению по Европе — 15,1%. Процент выплат государственным гражданским служащим в том же году составил 11,1% ВВП, что также близко среднеевропейскому показателю в 11,3%.

Логично предположить, что статистика, показывающая примерное соответствие уровня зарплат государственного и частного секторов, достигается за счет усреднения верхних и нижних значений. При дифференцированном же подходе к анализу соотношения зарплат по группам должностей Италия занимает одно из последних мест среди рассматриваемых стран.

Другой составляющей анализа является исследование структуры элементов системы оплаты труда государственных гражданских служащих. При построении

эффективной системы оплаты труда на государственной службе учитывается не только необходимость компенсации проделанной работы, но и мотивационная компонента, призванная удерживать квалифицированных сотрудников и стимулировать выполнение должностных обязанностей с наибольшей эффективностью и результативностью.

Структура оплаты труда государственных гражданских служащих состоит из нескольких элементов, которые были рассмотрены в двух измерениях: временном и материальном.

Нематериальная составляющая традиционно сильна в карьерной системе. В условиях низкой конкурентоспособности материальной части по сравнению с частным сектором статусные позиции являются наиболее важным инструментом удержания ценных кадров на государственной службе.

Материальная часть оплаты труда государственных гражданских служащих формируется, как правило, из постоянной и переменной части выплат. К постоянной части относятся должностной оклад и ряд обязательных набавок, типы, количество и значения которых варьируются в разных странах.

постоянная часть переменная часть

е

ы

н

ь ы

л т

е а

ета з л п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я ы

б в

о

е

д

е

ы

н ь л ы та

е ета л п

з ы

я в

б

о

должностной оклад

надбавки за выслугу лет, условия работы

А

Т Ь

Г

ь

единовременные выплаты по результатам работы (премии, бонусы)

Рисунок 6. Типы элементов системы оплаты труда государственных гражданских

служащих2

2 Источник: Тищенко Е.Н. Состав и соотношение стимулирующих элементов оплаты труда государственных служащих в Российской Федерации и зарубежных странах // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. C. 160-168.

Распределение вознаграждений между постоянной и переменной частью варьируется в зависимости от группы должностей.

Так, соотношение базовой части оклада и общей суммы вознаграждения государственных гражданских служащих выглядит следующим образом3:

Таблица 1. Соотношение базовой части оклада и общей суммы вознаграждения государственных гражданских служащих

Страна Доля базовой части оклада от общего вознаграждения

Австралия Около 100%

Австрия 80-90%

Великобритания Около 100%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Германия 70-90%

Греция 20%

Дания 99%

Ирландия 100% (большинство случаев)

Исландия 100%

Испания 30-100%

Италия 35-65%

Канада 100%

Люксембург 80-100%

Нидерланды 93-100%

Португалия Около 100%

США 100%

Финляндия 65-90%

Франция 75-95%

Швейцария 100%

Швеция 100%

Однако данные цифры довольно условны, поскольку зачастую заработная плата государственных служащих сопровождается рядом выплат, которые носят единовременный и ситуативный характер и не всегда могут быть учтены.

Интересен в этом смысле пример Индонезии, где основную часть денежного содержания составляют надбавки за выполнение отдельных задач (task-based allowances), которые финансируются из бюджета развития. В связи с этим реальная зарплата государственных служащих в действительности намного выше, чем публикуемая официально. Государственные служащие получают надбавки исходя из количества и типа проектов, которыми занимается организация (учреждение). В распространенной среди индонезийских государственных служащих терминологии учреждения делятся на «сухие» и «мокрые» в зависимости от количества ведущих проектов: чем их больше, тем организация «мокрее». Подобная система выплат по задачам включает в себя также

3 Salary Top-Ups // The World Bank .

представительские выплаты, комиссионные, транспортные, проектные бонусы и единовременные платежи. Таким образом, практически невозможно сказать, сколько получает государственный служащий в Индонезии в каждый отдельный месяц.

Другой пример — Япония, где также практикуется выплата единовременных бонусов. Так, помимо постоянных пособий, государственным служащим выплачивается пять должностных окладов в год в виде бонусов в следующем соотношении: 0,8 — в марте; 2 — в июле; 2,2 — в декабре4.

При дифференцированном подходе к анализу соотношения надбавок и базового оклада для условно младшей и высшей группы должностей видно, что чем выше должность, тем больший процент оклада денежного содержания составляют надбавки.

Таблица 2. Разница между минимальным и максимальным уровнем оплаты труда государственных гражданских служащих (%)5

Страна оклад мин/мес, $ % надбавок оклад макс/мес, $ % надбавок

Австралия 4596,83 13% 22781,92 22%

Бразилия 339,00 13% 13362,00 24%

Великобритания 2668,06 47% 11037,32 64%

Индия 35,00 1% 150,00 0%

Италия 1825,20 14% 7186,67 53%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Канада 5375,84 27% 13648,00 49%

Новая Зеландия 6092,80 39% 23870,00 68%

Норвегия 2988,00 119% 16524,00 80%

США 1483,58 8% 10793,08 38%

Турция 880,78 14% 4902,10 72%

Финляндия 1995,00 12% 5224,00 27%

Франция 1965,72 40% 12580,00 22%

ФРГ 2786,00 49% 15719,33 64%

Интересным примером в данном контексте является Турция, где поощрительные компенсации начисляются с брутто-суммы оклада денежного содержания, и они могут достигать 345% от этой суммы. Поощрительные компенсации подразделяются на три основные группы:

— за особую службу (от 60 до 345% оклада, например, для сотрудников Национальной разведывательной организации — до 345%, для кадровых дипломатов МИД — до 140%, для сотрудников консульской службы — до 130%);

— за работу в сфере образования и подготовки кадров (от 85 до 100%);

— за религиозную службу (от 89 до 175%)6.

При согласовании списков премируемых соблюдается следующее условие: в течение каждого финансового года их число не должно превышать 1% от кадровой численности персонала соответствующего ведомства на начало года (для Главного таможенного управления, Министерства образования и Главного управления безопасности в структуре МВД квота увеличена до 2%). Списки поощряемых

представляются в Департамент по делам госслужащих Аппарата Правительства Турции,

«-» 1 который осуществляет общее руководство и координацию процесса награждения7.

Норвегия также, на первый взгляд, не соответствует традиционному представлению о скандинавской стране, а также выявленной общей тенденции. Стоит отметить, что оклад и другие условия труда в этой стране устанавливаются в ходе переговоров между Министерством государственного управления, реформы и по делам церкви и профсоюзами госслужащих; это касается также сотрудников, не состоящих в профсоюзах. На региональном и местном уровнях проводятся отдельные переговоры. Коллективные трудовые соглашения не содержат параметров индексации и поэтому регулярно пересматриваются.

Среднее звено получает на 30% больше, чем эксперты (специалисты и

«-» 8

консультанты), и на 80% больше, чем административный персонал . Колоссальное же значение надбавок для младших групп должностей определяется именно стремлением уровнять выплаты между низшим и высшим звеном. Также около десяти лет назад в органах власти Норвегии были внедрены результативные контракты. Существует два вида контрактов: результативные контракты для организации и контракты директоров, заместителей директоров и руководителей организации. Результативный контракт заключается между соответствующим министерством и руководителем организации на ежегодной основе. Министерство финансов выпустило специальные инструкции по содержанию результативных контрактов, в которых, например, указано, что заработная плата высшего звена не менее чем наполовину зависит от процента исполнения установленных целей деятельности организации9. Таким образом, постоянный рост оплаты труда высшего звена приводит к необходимости повышения переменной части оплаты труда младшей группы должностей.

Данное исследование показывает, что в мировой практике сложилось множество эффективных схем поощрения труда государственных гражданских служащих независимо от особенностей системы государственного управления в той или иной стране. Общая тенденция к открытости и прозрачности выплат госслужащим, а также к поощрению в зависимости от результатов работы требует от российской системы оплаты труда работников государственного сектора изменений не точечного, а институционального характера.

Список литературы:

1. Тищенко Е.Н. Состав и соотношение стимулирующих элементов оплаты труда государственных служащих в Российской Федерации и зарубежных странах // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. C. 160-168.

3. Armstrong J.A. The European Administrative Elite. Princeton: Princeton University Press, 1973.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Tekna . URL: https://www.tekna.no/ (accessed: 18.10.2017).

8. Civil Service Pay . URL: http://www.civilservant.org.uk/information-pay-general.html (accessed: 18.10.2017).

12. Handbook on Performance Management / Finnish Ministry of Labour. May 2012.\

15. Koh B.C. Japan’s Administrative Elite. Berkeley: University of California Press, 1989.

22. Salary Top-Ups // The World Bank .

23. T.C. Devlet Personel Ba§kanligi . URL: http://www.dpb.gov.tr/tr-tr (accessed: 18.10.2017).

25. Tekna . URL: https://www.tekna.no/ (accessed: 18.10.2017).

Zhuravleva T.A.

The System of Remuneration and Motivation of Public Civil Servants: A Review of International Practice

О классных чинах государственной гражданской службы Республики Ингушетия

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ
ЗАКОН
от 30 ноября 2005 года N 46-РЗ
О классных чинах государственной гражданской службы Республики Ингушетия

(с изменениями на 26 февраля 2018 года)

Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
17 ноября 2005 года

Настоящий Закон устанавливает порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Республики Ингушетия (далее — классные чины) государственным гражданским служащим Республики Ингушетия (далее — гражданские служащие).

Статья 1

Классные чины присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Республики Ингушетия (далее — гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Статья 2

Ранее присвоенные государственным служащим квалификационные разряды считаются соответствующим классным чинам государственной гражданской службы Республики Ингушетия, установленным Законом Республики Ингушетия «О государственной гражданской службе Республики Ингушетия».

Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в приложении 1 к настоящему Закону в порядке убывания, начиная с классного чина действительного государственного советника Республики Ингушетия 1-го класса.

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 26.02.2018 N 5-РЗ)

Статья 3

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 24.12.2012 N 47-РЗ)

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы. При этом в соответствии со статьей 4 настоящего Закона учитываются классный чин федеральной государственной гражданской службы, классный чин государственной гражданской службы иного субъекта Российской Федерации, классный чин муниципальной службы, воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы.

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 26.02.2018 N 5-РЗ)

Статья 4

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 26.02.2018 N 5-РЗ)

Гражданскому служащему, имеющему классный чин федеральной государственной гражданской службы, классный чин государственной гражданской службы иного субъекта Российской Федерации, классный чин муниципальной службы, воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, первый классный чин гражданской службы, присваивается в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

Если в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, классных чинов государственной гражданской службы иного субъекта Российской Федерации, классных чинов муниципальной службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, первый классный чин гражданской службы, который должен быть присвоен гражданскому служащему в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, ниже имеющегося у гражданского служащего классного чина федеральной государственной гражданской службы, классного чина государственной гражданской службы иного субъекта Российской Федерации, классного чина муниципальной службы, воинского и специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорского работника, то гражданскому служащему присваивается классный чин гражданской службы на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

Соотношение классных чинов гражданской службы Республики Ингушетия, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, классных чинов государственной гражданской службы иного субъекта Российской Федерации, классных чинов муниципальной службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников установлено согласно Таблице соотношения (приложение 2 к настоящему Закону).

Статья 5

Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая гражданским служащим) являются:

1) для младшей группы должностей гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса;

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

2) для старшей группы должностей гражданской службы — референт государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса;

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

3) для ведущей группы должностей гражданской службы — советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса;

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

4) для главной группы должностей гражданской службы — государственный советник Республики Ингушетия 3 класса;

5) для высшей группы должностей гражданской службы — действительный государственный советник Республики Ингушетия 3 класса.

Статья 6

Первый классный чин присваивается гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.

Очередной классный чин присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему.

Статья 7

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

1) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 и 2 класса — один год;

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

2) в классных чинах советника государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 и 2 класса, государственного советника Республики Ингушетия 3 и 2 класса — два года;

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

3) в классных чинах действительного государственного советника Республики Ингушетия 3 и 2 класса — один год;

4) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса, референта государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса, советника государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса и государственного советника Республики Ингушетия 1 класса сроки не устанавливаются.

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

Статья 8

При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный статьей 7 настоящего Закона для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему.

При назначении гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии со статьей 5 настоящего Закона первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

Статья 9

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 24.12.2012 N 47-РЗ)

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина по инициативе гражданского служащего, указанного в части 1 настоящей статьи, не позднее чем через три месяца после подачи им письменного заявления о присвоении классного чина.

Статья 10

Классные чины действительного государственного советника Республики Ингушетия 3, 2 и 1 класса присваиваются гражданским служащим Главой Республики Ингушетия.

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.10.2011 N 29-РЗ)

Статья 11

Классные чины, указанные в статье 10 настоящего Закона, присваиваются:

1) в органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Глава Республики Ингушетия, — по представлению руководителей этих органов, в иных органах исполнительной власти — по представлению Правительства Республики Ингушетия;

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.10.2011 N 29-РЗ)

2) в иных государственных органах или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.

Статья 12

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Классные чины государственного советника Республики Ингушетия 3, 2 и 1 класса присваиваются гражданским служащим:

1) в органах исполнительной власти Республики Ингушетия — Правительством Республики Ингушетия по представлению руководителя органа исполнительной власти;

2) в иных государственных органах Республики Ингушетия или их аппаратах — руководителем этого органа.

Статья 13

Классные чины советника государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3, 2 и 1 класса, референта государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3, 2 и 1 класса, секретаря государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3, 2 и 1 класса присваиваются гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Республики Ингушетия.

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Статья 14

Классные чины присваиваются гражданским служащим соответственно актом Главы Республики Ингушетия, руководителя государственного органа или представителя указанного руководителя.

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.10.2011 N 29-РЗ)

Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку гражданского служащего.

Статья 15

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин гражданскому служащему может быть присвоен:

1) до истечения срока, установленного статьей 7 настоящего Закона для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, — не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

2) по истечении указанного срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.

Статья 16

Очередной классный чин не присваивается гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Статья 17

Присвоенный классный чин сохраняется за гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданский служащий может быть лишен классного чина решением суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Статья 18

Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19

Предложить Главе Республики Ингушетия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.10.2011 N 29-РЗ)

Статья 20

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Ингушетия
М.ЗЯЗИКОВ

г. Магас

30 ноября 2005 года

N 46-РЗ

Приложение N 1
к Закону Республики Ингушетия
«О классных чинах государственной
гражданской службы
Республики Ингушетия»

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАЗРЯДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ КЛАССНЫМ ЧИНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ»

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Квалификационные разряды государственных служащих

Классные чины государственной гражданской службы

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 1 класса

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 1 класса

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 2 класса

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 2 класса

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 3 класса

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 3 класса

Государственный советник Республики Ингушетия 1 класса

Государственный советник Республики Ингушетия 1 класса

Государственный советник Республики Ингушетия 2 класса

Государственный советник Республики Ингушетия 2 класса

Государственный советник Республики Ингушетия 3 класса

Государственный советник Республики Ингушетия 3 класса

Советник Республики Ингушетия 1 класса

Советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Советник Республики Ингушетия 2 класса

Советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 2 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Советник Республики Ингушетия 3 класса

Советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Советник государственной службы Республики Ингушетия 1 класса

Референт государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Советник государственной службы Республики Ингушетия 2 класса

Референт государственной гражданской службы Республики Ингушетия 2 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Советник государственной службы Республики Ингушетия 3 класса

Референт государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Референт государственной службы Республики Ингушетия 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Референт государственной службы Республики Ингушетия 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы Республики Ингушетия 2 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Референт государственной службы Республики Ингушетия 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 73-РЗ)

Приложение 2
к Закону Республики Ингушетия
«О классных чинах государственной
гражданской службы
Республики Ингушетия»

ТАБЛИЦА СООТНОШЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, КЛАССНЫХ ЧИНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ИНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КЛАССНЫХ ЧИНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, ВОИНСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ, КЛАССНЫХ ЧИНОВ ЮСТИЦИИ, КЛАССНЫХ ЧИНОВ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ

(введена Законом Республики Ингушетия от 26.02.2018 N 5-РЗ)

п/п

Классный чин государственной гражданской службы Республики Ингушетия

Классный чин федеральной государственной гражданской службы

Классный чин государственной гражданской службы иного субъекта Российской Федерации

Классный чин муниципальной службы

Воинское звание <*>

Специальное звание

Классный чин юстиции

Классный чин прокурорского работника

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 1 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1 класса

действительный муниципальный советник 1 класса

генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирал

генерал полиции Российской Федерации, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации, генерал полиции, генерал-полковник полиции (милиции), генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции, генерал-полковник таможенной службы

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1 класса

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 2 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 2 класса

действительный муниципальный советник 2 класса

генерал-лейтенант, вице-адмирал

генерал-лейтенант полиции (милиции), генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции, генерал-лейтенант таможенной службы

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

государственный советник юстиции 2 класса

Действительный государственный советник Республики Ингушетия 3 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 3 класса

действительный муниципальный советник 3 класса

генерал-майор, контр-адмирал

генерал-майор полиции (милиции), генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции, генерал-майор таможенной службы

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

государственный советник юстиции 3 класса

Государственный советник Республики Ингушетия 1 класса

государственный советник Российской Федерации 1 класса

государственный советник субъекта Российской Федерации 1 класса

муниципальный советник 1 класса

полковник, капитан 1 ранга

полковник полиции (милиции), полковник внутренней службы, полковник юстиции, полковник таможенной службы

государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

старший советник юстиции

Государственный советник Республики Ингушетия 2 класса

государственный советник Российской Федерации 2 класса

государственный советник субъекта Российской Федерации 2 класса

муниципальный советник 2 класса

подполковник, капитан 2 ранга

подполковник полиции (милиции), подполковник внутренней службы, подполковник юстиции, подполковник таможенной службы

государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

советник юстиции

Государственный советник Республики Ингушетия 3 класса

государственный советник Российской Федерации 3 класса

государственный советник субъекта Российской Федерации 3 класса

муниципальный советник 3 класса

майор, капитан 3 ранга

майор полиции (милиции), майор внутренней службы, майор юстиции, майор таможенной службы

государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

младший советник юстиции

Советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1 класса

советник муниципальной службы 1 класса

капитан, капитан-лейтенант

капитан полиции (милиции), капитан внутренней службы, капитан юстиции, капитан таможенной службы

советник юстиции 1 класса

юрист 1 класса

Советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 2 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 2 класса

советник муниципальной службы 2 класса

старший лейтенант

старший лейтенант полиции (милиции), старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции, старший лейтенант таможенной службы

советник юстиции 2 класса

юрист 2 класса

Советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 3 класса

советник муниципальной службы 3 класса

лейтенант

лейтенант полиции (милиции), лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции, лейтенант таможенной службы

советник юстиции 3 класса

юрист 3 класса

Референт государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1 класса

референт муниципальной службы 1 класса

младший лейтенант

младший лейтенант полиции (милиции), младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции, младший лейтенант таможенной службы

юрист 1 класса

младший юрист

Референт государственной гражданской службы Республики Ингушетия 2 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 2 класса

референт муниципальной службы 2 класса

старший прапорщик, старший мичман

старший прапорщик полиции (милиции), старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции, старший прапорщик таможенной службы

юрист 2 класса

Референт государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 3 класса

референт муниципальной службы 3 класса

прапорщик, мичман

прапорщик полиции (милиции), прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции, прапорщик таможенной службы

юрист 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса

секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1 класса

секретарь муниципальной службы 1 класса

старшина, главный корабельный старшина, старший сержант, главный старшина

старшина, старший сержант полиции (милиции), старшина, старший сержант внутренней службы, старшина, старший сержант юстиции

Секретарь государственной гражданской службы Республики Ингушетия 2 класса

секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 2 класса

секретарь муниципальной службы 2 класса

сержант, старшина 1 статьи, младший сержант, старшина 2 статьи

сержант, младший сержант полиции (милиции), сержант, младший сержант внутренней службы, сержант, младший сержант юстиции

Секретарь государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса

секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 3 класса

секретарь муниципальной службы 3 класса

ефрейтор, старший матрос, рядовой, матрос

рядовой полиции (милиции), рядовой внутренней службы, рядовой юстиции

Примечание. К воинскому званию пребывающего в запасе гражданина, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова «юстиции» или «медицинской службы».

О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Архангельской области государственным гражданским служащим Архангельской области

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
четвертого созыва (пятая сессия)
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной
гражданской службы Архангельской области государственным
гражданским служащим Архангельской области

(с изменениями на 30 марта 2020 года)

____________________________________________________________________

Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Архангельской области (далее — гражданская служба) государственным гражданским служащим Архангельской области (далее — гражданский служащий), а также соответствие классных чинов гражданской службы должностям гражданской службы.
(преамбула в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 1. Соответствие классных чинов гражданской службы должностям гражданской службы

Статья 1. Соответствие классных чинов гражданской службы должностям гражданской службы
(наименование в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
1. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей гражданской службы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Архангельской области 1, 2 или 3-го класса.
(пункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей гражданской службы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Архангельской области 1, 2 или 3-го класса.
(пункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
3. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей гражданской службы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Архангельской области 1, 2 или 3-го класса.
(пункт в редакции областного закона от 4 мая 2010 года N 152-12-ОЗ; в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
4. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы должностей гражданской службы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Архангельской области 1, 2 или 3-го класса.
(пункт в редакции областного закона от 4 мая 2010 года N 152-12-ОЗ; в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
5. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы должностей гражданской службы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Архангельской области 1, 2 или 3-го класса.
(пункт в редакции областного закона от 4 мая 2010 года N 152-12-ОЗ; в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
6. Классный чин гражданской службы может быть первым или очередным.
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
Первый классный чин гражданской службы присваивается гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 3 настоящего закона учитывается классный чин муниципального служащего в Архангельской области, присвоенный гражданскому служащему по прежнему месту муниципальной службы.
(абзац в редакции областного закона от 13 февраля 2012 года N 426-28-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
7. Первыми классными чинами гражданской службы (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая гражданским служащим) являются:
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
а) для младшей группы должностей гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Архангельской области 3 класса;
(подпункт в редакции областного закона от 4 мая 2010 года N 152-12-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

б) для старшей группы должностей гражданской службы — референт государственной гражданской службы Архангельской области 3 класса;
(подпункт в редакции областного закона от 4 мая 2010 года N 152-12-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
в) для ведущей группы должностей гражданской службы — советник государственной гражданской службы Архангельской области 3 класса;
(подпункт в редакции областного закона от 4 мая 2010 года N 152-12-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
г) для главной группы должностей гражданской службы — государственный советник Архангельской области 3 класса;
д) для высшей группы должностей гражданской службы — действительный государственный советник Архангельской области 3 класса.

Статья 2. Сроки прохождения гражданской службы в классных чинах гражданской службы

Статья 2. Сроки прохождения гражданской службы в классных чинах гражданской службы
(наименование в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
1. Первый классный чин гражданской службы присваивается гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.
(пункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
2. Очередной классный чин гражданской службы присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине гражданской службы, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин гражданской службы, равный или более высокий, чем классный чин гражданской службы, присвоенный ранее.
(пункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
3. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:
а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Архангельской области 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Архангельской области 3 и 2 класса — не менее одного года;
б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Архангельской области 3 и 2 класса, государственного советника Архангельской области 3 и 2 класса, действительного государственного советника Архангельской области 3 и 2 класса — не менее двух лет.
(пункт в редакции областного закона от 4 мая 2010 года N 152-12-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
4. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Архангельской области 1 класса, референта государственной гражданской службы Архангельской области 1 класса, советника государственной гражданской службы Архангельской области 1 класса и государственного советника Архангельской области 1 класса сроки не устанавливаются.
(пункт в редакции областного закона от 4 мая 2010 года N 152-12-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
5. В срок прохождения гражданской службы в классном чине гражданской службы включаются:
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
а) период прохождения гражданской службы со дня присвоения классного чина гражданской службы по день прекращения служебного контракта с гражданским служащим, а в случае поступления на гражданскую службу вновь — со дня начала исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы;
(подпункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
б) время вынужденного прогула при незаконном увольнении с гражданской службы со дня увольнения до дня восстановления в ранее замещаемой должности гражданской службы (до дня увольнения — в случае вынесения решения об изменении даты увольнения);

в)
(подпункт исключен на основании Областного закона от 24 февраля 2015 года N 251-14-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
г) …
(подпункт исключен на основании областного закона от 13 февраля 2012 года N426-28-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
д)
(подпункт исключен на основании Областного закона от 24 февраля 2015 года N 251-14-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
(пункт в редакции областного закона от 29 октября 2008 года N 593-30-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
6. При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин гражданской службы, если истек срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине гражданской службы, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин гражданской службы, равный или более высокий, чем классный чин гражданской службы, присваиваемый гражданскому служащему.
При назначении гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы, являющийся в соответствии с пунктом 7 статьи 1 настоящего закона первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин гражданской службы выше классного чина гражданской службы, который имеет гражданский служащий. В указанном случае классный чин гражданской службы присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине гражданской службы.
(пункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Порядок присвоения классных чинов гражданской службы

Статья 3. Порядок присвоения классных чинов гражданской службы
(наименование в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
1. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности и сроков, установленных настоящей статьей, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Архангельской области в предыдущем классном чине гражданской службы и в замещаемой должности гражданской службы.
(пункт в редакции областным законом от 24 октября 2011 года N 369-25-ОЗ; в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины гражданской службы присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.
Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, предусмотренном указом Президента Российской Федерации.
( пункт в редакции областным законом от 24 октября 2011 года N 369-25-ОЗ- см. предыдущую редакцию)
3. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, а также гражданским служащим, замещающим на определенный срок полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины гражданской службы присваиваются без сдачи квалификационного экзамена.
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
Первый классный чин гражданской службы присваивается гражданским служащим, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не позднее одного месяца со дня окончания установленного срока испытания, а если испытание не устанавливалось, то не позднее четырех месяцев со дня назначения их на должности гражданской службы.
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
Очередной классный чин гражданской службы присваивается гражданским служащим, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не позднее четырех месяцев со дня истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине гражданской службы.
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
(пункт в редакции областным законом от 24 октября 2011 года N 369-25-ОЗ- см. предыдущую редакцию)

4. Классные чины гражданской службы присваиваются правовым актом представителя нанимателя.
Запись о присвоении классного чина гражданской службы вносится в трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) и личное дело гражданского служащего.
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ; в редакции Областного закона от 30 марта 2020 года N 228-15-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
5. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин гражданской службы гражданскому служащему может быть присвоен:
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
а) до истечения срока, установленного статьей 2 настоящего закона для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине гражданской службы, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, — не выше классного чина гражданской службы, соответствующего этой должности гражданской службы;
(подпункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
б) по истечении указанного срока для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине гражданской службы — на одну ступень выше классного чина гражданской службы, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.
(подпункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
6. При поступлении на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин муниципального служащего в Архангельской области, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
(абзац в редакции областного закона от 13 февраля 2012 года N 426-28-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у гражданского служащего классного чина муниципального служащего в Архангельской области, гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина гражданской службы, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.
(абзац в редакции областного закона от 13 февраля 2012 года N 426-28-ОЗ; в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

(абзац исключен на основании областного закона от 13 февраля 2012 года N 426-28-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
7. Классные чины гражданской службы не присваиваются гражданским служащим, не прошедшим аттестацию, имеющим дисциплинарные взыскания, а также гражданским служащим, в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка, до признания их по результатам аттестации соответствующими занимаемой должности, снятия с них дисциплинарного взыскания либо до прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки в отношении указанных лиц.

(пункт в редакции областным законом от 24 октября 2011 года N 369-25-ОЗ; в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Порядок сохранения классных чинов гражданской службы

Статья 4. Порядок сохранения классных чинов гражданской службы
(наименование в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

1. При освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию) присвоенный классный чин гражданской службы сохраняется за гражданским служащим пожизненно.
(пункт в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

2. Ранее присвоенные в соответствии с областным законом от 4 апреля 1996 года N 40-22-ОЗ «О государственной службе Архангельской области» государственным служащим области квалификационные разряды соответствуют следующим классным чинам гражданской службы:
(абзац в редакции Областного закона от 30 сентября 2019 года N 137-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса — действительному государственного советнику Архангельской области 1 класса;
действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса — действительному государственному советнику Архангельской области 2 класса;
действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса — действительному государственному советнику Архангельской области 3 класса;
государственный советник Российской Федерации 1 класса — государственному советнику Архангельской области 1 класса;
государственный советник Российской Федерации 2 класса — государственному советнику Архангельской области 2 класса;
государственный советник Российской Федерации 3 класса — государственному советнику Архангельской области 3 класса;
советник Российской Федерации 1 класса — советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
советник Российской Федерации 2 класса — советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
советник Российской Федерации 3 класса — советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;
советник государственной службы 1 класса — референту государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
советник государственной службы 2 класса — референту государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
советник государственной службы 3 класса — референту государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;
референт государственной службы 1 класса — секретарю государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;

референт государственной службы 2 класса — секретарю государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
референт государственной службы 3 класса — секретарю государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Статья 5. Заключительные положения

Статья 5. Заключительные положения
Настоящий закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава администрации области
Н.И. Киселев

г. Архангельск
20 сентября 2005 г.
N 87-5-ОЗ

Редакция документа
с учетом изменений и дополнений
компания «Двина-Софт»

Порядок выплаты годовой премии

Порядок выплаты годовой премии (премии по итогам работы за год) организация может прописать в:

  • трудовом договоре;

  • коллективном договоре;

  • отдельном локальном документе (например, в Положении об оплате труда, Положении о премировании и т. п.);

  • приказе на выплату премии.

Основание для начисления годовой премии

Основанием для начисления премии является приказ руководителя о поощрении сотрудника (форма № Т-11) или группы сотрудников (форма № Т-11а).

Положение о премировании

Порядок начисления и выплаты премий в учреждении должен быть детально регламентирован, включая определение и оценку показателей премирования.

Для этого нужно разработать внутренний локальный нормативный акт «Положение о премировании» в виде самостоятельного документа или в качестве приложения к Положению об оплате труда.

Система премирования должна быть понятной для персонала учреждения, каждый должен знать, за что и на каком основании получает премию. Все условия премирования, размеры премий, периодичность, источники финансирования необходимо отразить в Положении о премировании. Типовая форма этого документа законодательством не утверждена, учреждение разрабатывает его самостоятельно (с учетом уставной деятельности).

Итак, Положение о премировании, разработанное комиссией либо руководителем и предъявленное коллективу для ознакомления является нормативным актом предприятия.

Документ является локальным актом, что позволяет включать позиции, максимально отражающие специфику деятельности предприятия.

Начисление годовой премии

Трудовое законодательство определяет премиальные выплаты как стимулирующие, являющиеся частью заработной платы работника (ст. 129 ТК РФ).

Особенность назначения премии состоит в необходимости определения показателей, дающих право на поощрительную выплату.

При этом в Положении о премировании устанавливаются основные условия начисления премий.

Кто принимает решение о назначении годовой премии

Для исполнения условий премирования, проверки соответствия лиц требованиям и произведения расчета на предприятии назначается ответственное лицо или комиссия.

Практика показывает, что конечное принятие решения по назначению годовой премии входит в обязанности руководителя.

Виды премиальных вознаграждений

Размер премиального вознаграждения определяется в зависимости от порядка, определенного в Положении о премировании. На предприятии могут быть установлены различные варианты начислений:

  • выплата по среднему заработку пропорционально отработанному в течение года времени.

  • платеж с учетом коэффициента в зависимости от стажа работы на предприятии.

  • сумма, рассчитанная по коэффициенту трудового участия (КТУ) при премировании коллективов цехов, бригадных подрядов.

  • платеж без учета дополнительных условий в размере оклада или фиксированного процента от суммы при соответствии показателям назначения премии.

Приказ и ведомость на выплату премии

Основанием для выплаты премии сотрудникам служит приказ.

В кадровом документообороте используется форма приказа № Т-11 для премирования одного сотрудника или № Т-11а при поощрении группы лиц.

Документы из альбома унифицированных форм не являются обязательными к применению с 2013 года, но продолжают использоваться как наиболее оптимальные бланки для ведения первичного учета.

С данными приказа работник должен ознакомиться под роспись.

В учете используют ведомости:

  • Расчетно-платежной формы Т-49. Используется для размещения данных о начислении и выдаче сумм. Является наиболее оптимальной формой для выплаты премий наличными деньгами.

  • Расчетной формы Т-51. Используется при перечислении премии на зарплатную карту работника.

  • Платежной формы Т-53. Используется при выдаче премии наличностью в межрасчетный период, при выплате которой НДФЛ взимается в общей сумме начислений.

Все ведомости составляются в единственном экземпляре, подписываются должностными лицами и работников при получении наличности.

Документы, связанные с выдачей заработной платы или приравненных к ней платежей, необходимо хранить длительное время (75 лет) в связи с использованием данных для назначения пенсий.

Сроки выплаты премий

Сроки выплат заработной платы и ее частей (премии) установлены новой редакцией ст. 136 ТК РФ.

Вступившая в силу 03.09.2016 измененная статья определяет срок выплат вознаграждений работникам в течение 15 дней после начисления.

Работодатели имеют право установить любую дату для начисления премий:

  • Последний рабочий или календарный день года одновременно с начислением заработной платы.

  • Дату, назначенную после принятия внутренней отчетности учредителями.

  • День, установленный после сдачи годовой отчетности.

В пояснениях Минтруда к новой редакции ст. 136 ТК РФ, размещенные на официальном сайте Министерства, отмечено, что работодатели могут самостоятельно определять срок выплат с закреплением порядка в коллективном договоре, Положении о премировании или приказе.

Трудовое законодательство не будет нарушено, если в локальных актах закрепить положение об установке срока начисления премий приказом.

После начисления премии в установленную дату выплата производится в течение 15 дней.

На работодателя, нарушившего срок выплат работникам после начисления, налагается административный штраф.

Бухгалтерский учет годовых премий

Бухучет годовых премий зависит от того, когда их выплачивают согласно внутренним документам (например, Положению о премировании).

Если выплата премии происходит в следующих за отчетным периодах при достижении соответствующих показателей (условий) в отчетном году, организация в отчетном году признает оценочное обязательство.

Это следует из ПБУ 8/2010.

Сделайте одну из двух проводок:

Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 96 субсчет «Оценочное обязательство на выплату вознаграждений по итогам работы за год»

– произведены отчисления в резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

Дебет 91-2 Кредит 96 «Оценочное обязательство на выплату вознаграждений по итогам работы за год»

– произведены отчисления в резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год за счет чистой прибыли.

В остальных случаях порядок отражения годовых премий в бухучете зависит от того, из каких источников их выплачивают:

  • за счет расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99);

  • за счет чистой прибыли.

При начислении премии по итогам года надо сделать одну из двух проводок:

Дебет (20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 08) Кредит 70

– начислена премия за счет расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 91-2 Кредит 70

– начислена премия за счет чистой прибыли.

Записи с использованием счета 91 следует делать независимо от того, направлена на выплату премии чистая прибыль прошлых лет или текущего года (в т. ч. прибыль по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев).

Дело в том, что отражать подобные расходы с использованием счета 84 нельзя.

Это будут прочие расходы, которые также влияют на финансовый результат организации.

Соответственно, такие расходы нужно отразить по дебету счета 91-2.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счет 70).

НДФЛ и страховые взносы

Годовая премия и страховые взносы

Независимо от системы налогообложения, которую применяет организация, на сумму премии по итогам работы за год начислите:

  • взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование;

  • взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Данное правило применяется независимо от того, предусмотрена премия трудовым договором или нет.

Годовая премия и база по НДФЛ

Сумма годовой премии входит в налоговую базу по НДФЛ.

Сумма премии войдет в налоговую базу по НДФЛ того месяца, в котором она выплачена.

В целях расчета НДФЛ премии, начисленные за период работы более месяца (в т. ч. годовые), нельзя отнести к расходам на оплату труда.

Такой вывод можно сделать на основании пункта 2 статьи 223 Налогового кодекса РФ. В нем говорится, что датой получения дохода в виде оплаты труда является последний день месяца, за который начислен доход.

А указанные премии начисляются за период, превышающий один месяц.

Следовательно, в этом случае датой получения дохода является день выплаты (перечисления на счет сотрудника) премии (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Проводку по удержанию налога надо сделать в момент выплаты премии.

Налог на прибыль: общий порядок

Если премия выплачивается за счет расходов по обычным видам деятельности организации, то включите ее в расходы по налогу на прибыль при соблюдении следующих условий:

  • премия предусмотрена трудовым договором;

  • премия выплачена за трудовые показатели.

Если годовая премия выплачивается за счет чистой прибыли, то налоговую базу по налогу на прибыль она не уменьшает.