Характеристики качества образовательных услуг организации дополнительного образования

Содержание

Турыгина С.В.
зам. директора по учебно­методической работе,
МАОУ ДОД «Дом детского творчества», г. Камышлов, Свердловская обл.

На сегодняшний день проблема качества образования является одной из прио­ритетных государственных и общественных проблем.

Дополнительное образование наравне с другими видами образования подчиняется всем закономерностям образовательного процесса и нацелено на достижение качественного результата, за который несет ответственность в соответствии с п.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.

Взаимосвязь образовательного процесса и его качества в учреждениях дополнительного образования целесообразно рассматривать через соотношение понятий «дополнительное образование» и «качество образования».

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 пункт 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ).

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ст. 75 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ).

Особенности дополнительного образования детей фундаментально представ­лены в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» и характеризуются нижеперечисленными тезисами.
Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.
В сравнении с институтами основного образования система дополнительного образования детей потенциально обладает следующими преимуществами:

  • свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;
  • широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей;
  • ограниченная регламентация поведения и общения, более широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), для проявления инициативы, индивидуальности и творчества;
  • гибкость (мобильность) образовательных программ;
  • более тесная связь с практикой (социальной, профессиональной);
  • возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;
  • возможности межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных пере­ходов.

Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.

В этом заключается важнейший образова­тельно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.

Рассмотрим понятие «качество образования».

Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям (Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001).В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать – это и значит обладать качеством .

К тому же, качество – это:

  • объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств;• совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.Итак, качество, как понятие относительное, имеет два аспекта:
  • первый – это соответствие стандартам или спецификации;
  • второй – соответствие запросам потребителя.

В последнее время сфера образования представлена как сфера специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры. Соответственно, к качеству образования можно подходить как к качеству услуги.

Еще один подход позволяет рассматривать качество образования не только как результат, но и как процесс, обладающий сложной динамикой развития, обусловленной как изменениями деятельности образовательных учреждений и самой личности, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.

Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике и теории образования, при этом единства в его трактовке до сих пор нет.
В своих научных работах В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов подразумевают под образовательным процессом «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».
И.П. Подласый определяет образовательный процесс как «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых».
У В.А. Ясвина образовательный процесс рассматривается, как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержа­щихся в ее окружении».
По мнению Б.Т. Лихачёва, образовательный процесс – «целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя».

Таким образом, в широком толковании понятие «образовательный процесс» представляет собой совокупность всех условий, средств, методов, используемых в образовательном процессе, направленных на решение глобальной задачи – образование; в узком смысле – сосредоточение содержания, средств, методов, форм организации обучения на каком-то отдельном субъекте (субъектах) для получения конкретного результата.

Исходя из данного определения, крите­риями качества образовательного процесса являются:

  • условия (нормативноправовые, учебные, методические, кадровые, информационные, материально-технические, психологические, финансовые);
  • средства (материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления образовательного процесса);
  • методы и формы организации образова­тельного процесса.

Показателями данных критериев выступают:

  • соответствие критериев современным требованиям;
  • положительная динамика результатов образовательного процесса (изменения деятельности образовательных учреждений и самой личности обучающегося, трансформация окружающей социальной, экономической, технологической и политической среды), удовлетворение потребностей индивидов, групп и всего педагогического сообщества.

Анализ различных определений образовательного процесса позволил установить, что субъектами образовательного процесса являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто образовывает (воспитатель, педагог), и тот, кого образовывают (воспи­туемый, обучающийся, ребенок). При этом образовательный процесс эффективен лишь при условии взаимодействия и того, кто воздействует, и того, на которого он направлен.
В ряде исследований указывается, что образовательный процесс имеет структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов.

В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов:

  1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.
  2. Принципы – определение основных направлений.
  3. Содержание – часть опыта поколений.
  4. Методы – действия педагога и учащихся.
  5. Средства – способы работы с содержанием.
  6. Формы – логическая завершенность процесса.

Наряду с этим, ученые предлагают обога­тить структуру образовательного процесса другими компонентами.
Г.А. Ковалёв в качестве компонентов образовательного процесса выделяет физическое окружение, человеческий фактор и программу обучения.

Образовательный процесс как система отличается таким свойством, как целостность. Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег).
Основополагающим условием эффек­тивного образовательного процесса в учреж­дении дополнительного образова­ния можно считать коллективную жизнедеятельность. На основе анализа различных подходов (Г.В. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи, К.Н. Вентцель, С.Т. Щацкий, М.В. Воропаев, М.Г. Казакина, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, А.А. Остапенко) данное явление мы будем трактовать, как совокупность процессов функционирования детско-взрослого коллектива, в ходе которого происходит удов­летворение потребностей индивидов, групп и всего воспитательного сообщества за счет внутри коллективного взаимодействия и взаимодействия с окружающей средой.

Качество образовательного процесса определяется совокупностью показателей и критериев оценивания.
Показатели (оцениваемые параметры) – это те требования, которые предъявляются к качеству образовательного процесса.
Критериями (мерилом) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия требованиям.
Рассмотрим в качестве примера показатели и критерии качества образовательного процесса, принятые педагогическим коллективом Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Камышловского городского округа.

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

Критерий: состояние нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в учреждении.

Показатели:

  • разработка локальных нормативных актов учреждения на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, областного, муниципального уровней;
  • наличие локальных нормативных актов учреждения, обеспечивающих установление государственных гарантий, механизмы реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защиту прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Учебное обеспечение образовательного процесса

Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса учебной документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.

Показатели:

  • наличие образовательной программы учреждения дополнительного образования и соответствие ее миссии, целям и задачам программы развития учреждения;
  • наличие учебного графика и соответствие его расписанию учебных занятий;
  • наличие расписания учебных занятий и соответствие его учебным планам;
  • наличие дополнительных общеобразовательных программ и соответствие их учебным планам;
  • соответствие учебной нагрузки нормам СанПин.

Критерий: состояние учебного плана и общеобразовательных программ педагогов дополнительного образования.

Показатели:

  • учет федеральных требований в учебном плане учреждения и общеобразовательных программах педагогов дополнительного образования;
  • отражение в учебном плане учреждения возможности обучения по индивидуальным учебным планам;
  • раскрытие в «пояснительных записках» воспитательных возможностей предметов и условий их реализации;
  • отражение в учебном плане компетентности выпускника учреждения дополнительного образования;
  • планирование и организация работы с одаренными детьми; наличие коррекционных маршрутов;
  • наличие процедур аттестации обучающихся (стартовой, промежуточной, текущей, итоговой).

Методическое обеспечение образовательного процесса

Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.

Показатели:

  • наличие методической службы, методиста (функционирование методических объединений);
  • наличие творческих групп педагогов, направленных на приобщение к инновационной деятельности;
  • наличие плана методической работы;
  • наличие единой методической темы, принятой к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования педагогов на основе анализа работы за прошедший год.

Информационное обеспечение образовательного процесса

Критерий: обеспечение образовательного процесса современными информационными образовательными технологиями.

Показатели:

  • укомплектованность всех рабочих и учебных мест компьютерным оборудованием и программным обеспечением;
  • наличие для педагогов и обучающихся свободного доступа к информации, необходимой для обучения (доступ в интернет, открытый библиотечный фонд);
  • наличие внешней и внутренней электронной почты;
  • наличие собственного веб-сайта учреждения;
  • наличие достаточного количества принтеров, сканеров;
  • наличие цифровых каталогов Фонотеки, мультимедиа материалов и др.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Критерий: наличие кадров, их квалификация, соответствие функциональным обязанностям.

Показатели:

  • укомплектованность штата учреждения в соответствии со штатным расписанием и в соответствии с лицензионными требованиями;
  • владение педагогами учебным предметом и современными методами обучения и воспитания;
  • наличие у педагогов умения рефлексировать основания своей деятельности (причины успехов и неудач; стабильность в достижении результатов, независимо от состава обучающихся и других факторов);
  • вовлечение обучающихся в образовательный процесс, организацию само­стоятельного исследовательского поиска в процессе «добывания» знания;
  • опора педагогов на личностный опыт детей, воздействие на эмоционально-нравст­венную сферу обучающихся, побуждение их к самовоспитанию;
  • систематическое прохождение педагогами процедур аттестации;
  • постоянное повышение своей педагогической компетентности;
  • периодическое посещение педагогами занятий своих коллег;
  • наличие в учреждении сформулированных критериев качества обучения;
  • принятие критериев качества обучения большинством педагогов.

Критерий: сотрудничество педагогов учреждения дополнительного образования, ориентация на совместные достижения.

Показатели: отношение педагогов к сотрудничеству, к успехам и неудачам коллег; наличие традиции обсуждения занятий, мероприятий; обмен опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами педагогов.

Финансовое обеспечение образовательного процесса

Критерий: подушевое финансирование расходов с целью реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дополнительного образования.

Показатели:

  • наличие расчета стоимости бюджетной образовательной услуги как норматива финансирования для выполнения муниципального задания;
  • наличие нормативно-правовой базы для оказания платных образовательных услуг, не входящих в муниципальное задание.

Критерий: система оплаты труда сот­рудников.

Показатели:

  • наличие базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
  • наличие надбавки и доплаты к должностным окладам;
  • наличие поощрительных выплат по результатам труда;
  • наличие нормативно-правовой базы для стимулирования сотрудников.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Критерий: наличие учебных аудиторий, приспособленных к занятиям в соответствии с целями и технологиями образовательного процесса.

Показатели:

  • соответствие количества помещений для проведения всех видов занятий контингенту обучающихся;
  • уровень состояния аудиторий (соответствие требованиям СанПин);
  • уровень технической оснащенности аудиторий.

Психологическое обеспечение образовательного процесса

Критерий: стиль отношений в коллективе.

Показатели:

  • уважительное отношение к обучающимся со стороны педагогов и администрации;
  • уважительное отношение к педагогам со стороны администрации;
  • уважительное отношение администрации и педагогов к техническому персоналу;
  • доступность администрации для педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Критерий: совместная деятельность вне образовательной деятельности.

  • наличие досуговых форм, позволяющих общаться педагогам между собой во внерабочее время и обучающимся – во внеучебное время;
  • организация праздников и других мероприятий, поддерживающих традиции;
  • возможность организации объединений и клубов по интересам совместно с обучающимися, родителями (законными представителями) и преподавателями.

Результаты образовательного процесса

Критерий: уровень усвоения обучающимися программного материала.

Показатели:

  • преобладание количества обучающихся с высоким и средним уровнем усвоения образовательной программы, обеспечение педагогическим коллективом динамики продвижения всех групп обучающихся в течение учебного года.

Критерий: положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность обучающихся.

Показатели:

  • наличие положительных мотивов с преобладанием интереса и ответственности, организованности, дисциплины, владения основными учебными умениями и навыками самоконтроля.

Критерий: ценности, преобладающие в детских коллективах, ответственность за учебу и поведение, состояние здоровья, отношения детей в объединении, их поведение вне учреждения дополнительного образования.

Показатели:

  • наличие отзывов окружающих о нравственном облике обучающихся, проявление детьми заботливого отношения к окружающим, социально значимая деятельность и гражданская активность;
  • доминирование в коллективах обучающихся нравственных ценностей и гуманных отношений друг к другу и старшим, проявление ответственности за свои поступки; заботливое отношение к окружающим;
  • преобладание в детских коллективах учреждения нравственной атмосферы и социальной направленности видов дея­тельности.

Достижения и успешность педагогов

Критерий: качество предоставления образовательных услуг педагогами.

Показатели:

  • разработка авторских дополнительных общеобразовательных программ;
  • динамика показателей эффективности образовательного процесса;
  • вариативность использования различных видов деятельности обучающихся (походы, экскурсии, акции и т.п.);
  • сохранность контингента обучающихся;
  • количество призовых мест в конкурсных мероприятиях (конкурсы, гранты, фестивали, конференции, марафоны, смотры, отчетные концерты, праздники, утренники, выставки, ярмарки, соревнования и т.д.);
  • доля обучающихся (от охваченных подготовкой по данному направлению у данного педагога), получивших призовые места на мероприятиях разного уровня;
  • признание высокого профессионализма педагогов администрацией учреждения;
  • роль педагогов в профессиональном самоопределении воспитанников;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах;
  • наличие опубликованных авторских методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий;
  • участие педагогов в профессиональных конкурсах;
  • участие педагогов в опытно-экспериментальной деятельности, апробации новых технологий, методик.

Предлагаемые критерии и показатели качества образовательного процесса помогут выявить руководителям и методистам сильные и слабые стороны образовательного процесса в учреждении, своевременно принять управленческие решения по обеспечению его качества. Данная стратегия будет способствовать повышению качества образовательного процесса в дополнительном образовании, удовлетворению потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности, государства.

Литература
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001.
4. Ахлибинский, Б. В. Теория качества в науке и практике: методологический анализ / Б.В. Ахлибинский, Н.И. Храленко. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. – 200 с.

№ 3, 2011

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Л. Н. Шарахова (Мордовский республиканский институт образования)

Раскрываются особенности разработки и апробации республиканской системы мониторинга качества дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации. Доказывается, что использование данной формы позволит комплексно оценить деятельность учреждений дополнительного образования детей, принять решение по созданию условий для их эффективного функционирования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей; качество образования; электронная форма сбора информации; факторы; показатели; результаты мониторинга; анализ.

Государством и обществом дополнительному образованию детей как части целостной системы российского образования отводится важная роль в обеспечении поступательного развития нашей страны. Качество дополнительного образования детей, его результативность сегодня имеют особую значимость в связи с тем, что это образование позволяет ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

На современном этапе необходимо создавать условия для интеграции основного и дополнительного образования и формирования единого образовательного пространства ребенка с целью обеспечения полноценного личностного развития, создания системы взаимодействия учреждений образования с общественностью, родителями и социумом.

Любая образовательная система обладает определенными качествами, которые могут изменяться и совокупность которых в конечном счете оказывает решающее влияние на качество образования. К их числу относятся целенаправленность, управляемость, динамичность, открытость и ряд других качеств, присущих всем социальным системам. Специфическим качеством образовательной системы следует признать ее адаптивность, которая выражается в степени соответствия возможностям учащихся, как материальным, так и познавательным.

Управление дополнительным образованием в настоящее время выступает не

столько элементом, обеспечивающим сохранность системы, сколько главным залогом конкурентоспособности. К сожалению, на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) не сложилась система педагогического мониторинга как способа управления качеством образования, направленная на развитие и обновление содержания и методики образовательной деятельности. Для оценки качества образования и результатов используются управленческие нормы и стереотипы общего образования, не всегда при этом учитываются специфика дополнительного образования и реальная обстановка в данной сфере.

Вопросам управления посвящено значительное количество научных работ. Теории управления образовательными системами раскрываются в исследованиях Т. М. Давыденко, А. А. Орлова, П. И. Третьякова и др. В работах В. С. Аванесова, Г. А. Бордовского, И. А. Зимней, Т. И. Шамовой созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образования. В трудах И. И. Дзегеленка, А. А. Доб-рякова, Д. Ш. Матроса, И. В. Челпанова рассматриваются теоретико-методологические основы использования компьютерных технологий для реализации оценочных систем мониторинговой службы.

Л. Г. Логиновой выявлена специфика дополнительного образования детей как отдельного типа и самоценной подсистемы образования. Ею разработана концепция системы управления качеством до© Шарахова Л. Н., 2011

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

полнительного образования детей, в основе которой лежит системный подход к управлению, предполагающий осуществление управления качеством только в контексте системы дополнительного образования детей в целом; ориентацию субъектов управления на интегрированное качество — качество условий, процесса и результата; совместную разработку этими субъектами собственной модели управления качеством; сооргани-зацию и взаимодействие основных компонентов системы управления качеством (социальный заказ, образовательный процесс, результаты, ресурсы, контроль).

Центром поддержки и сопровождения проектов Мордовского республиканского института образования реализуется проект «Мониторинг оценки качества дополнительного образования детей в Республике Мордовия», утвержденный приказом Министерства образования РМ от 6 марта 2010 г. № 365. Целью данного проекта является изучение системы и качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. В основу проекта заложена электронная форма, выполненная в формате Microsoft Office Excel. Сбор информации ведется по пяти основным направлениям: показатели, характеризующие состояние и развитие системы дополнительного образования детей, доступность качественного образования; условия образовательного процесса; финансовые ресурсы. Комплекс оценочных показателей, разработанный автором статьи, разделен на группы и расположен на шести листах: «Сведения», «Индикаторы», «Кадры», «Качество», «Условия и здоровье», «Финансы».

Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии надежной, достоверной и развернутой информации о ходе образовательного процесса и его результатах . Приоритетными направлениями мониторинга стали учебно-методическое, программное обеспечение педагогического процесса; удовлетворенность учебновоспитательным процессом в УДОД; творческая активность обучающихся и

педагогов; состояние здоровья обучающихся (лист «Качество»). Статистические данные электронного модуля «Программа «Кадры», разработанного и внедренного МРИО ранее, легли в основу мониторинга кадрового потенциала системы дополнительного образования детей (лист «Кадры»). Достаточно подробно представлен блок «Материальнотехническое обеспечение УДОД», в том числе состояние зданий и условия обучения детей, включая все виды благоустройства; оснащенность специализированных кабинетов необходимой техникой и оборудованием; количество компьютеров, число подключенных к сети Интернет (лист «Условия и здоровье»).

Первыми за апробацию электронной формы в 2009 г. взялись Республиканский центр дополнительного образования детей, Дома детского творчества Инсарского и Краснослободского районов, Детско-юношеская спортивная школа № 4 г. о. Саранск. Можно констатировать, что апробацию электронная форма сбора информации прошла успешно, по результатам работы были выявлены некоторые параметры, требующие корректировки. Впоследствии форма была модернизирована. С 2011 г. все учреждения дополнительного образования детей Республики Мордовия ежегодно заполняют файл Excel «Оценка деятельности УДОД» и направляют для обобщения информации и анализа в Центр поддержки и сопровождения проектов МРИО.

На сегодняшний день в республике функционируют 60 учреждений дополнительного образования детей различной направленности с охватом 53 917 детей. Их распределение по возрастным группам показано на рис. 1.

Мониторинг показал, что самыми популярными среди детей являются кружки и секции физкультурно-спортивной (34,8 %) и художественно-эстетической (31,3 %) направленности. Несмотря на то что государственная политика нацелена на военно-патриотическое воспитание детей, допризывную подготовку, этой деятельностью занято всего 1,2 % детей (рис. 2).

20 %

№ 3, 2011 ]

1 % 6 %

25 %

48 %

□ до 7 лет Пот 7 до 10 лет Пот 11 до 14 лет

□ от 15 до 18 лет ■ старше 18 лет

Р и с. 1. Распределение обучающихся в УДОД по возрастным группам

Научно-техническое Спортивно-техническое Физкультурно-спортивное Художественно-эстетическое Туристско-краеведческое Эколого-биологическое Военно-патриотическое Социально-педагогическое Культурологическое Естественно-научное Новые детские объединения

]3,1

Ц 6,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц34,8

Ц 5,8

□ 1,2

] 5,6

□ 1,5 ]0,5

5,4

4,4

□ 31,3

0 5 10 15 20 25 30

Р и с. 2. Распределение детей по творческим объединениям

40 %

Для осуществления диагностики качества образования ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние. В исследовании Л. Г. Логиновой выделены факторы и условия достижения качества дополнительного образования на уровне региональной системы образования . Определив, какой из факторов в каждом конкретном случае влияет на качество образования, руководитель может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение

в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию

По нашему мнению, факторами, влияющими на результативность и качество работы учреждения дополнительного образования, являются грамотно построенная система управления методической деятельностью и учебно-воспитательным процессом, эмоционально-благоприятный микроклимат педагогического коллектива, постоянный состав педагогических кадров, четко сформулированные цели, задачи обучения, воспитания и развития детей, научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения. Среди них — содержание образования, формы и методы обучения, материальнотехническая база и другие факторы, так или иначе влияющие на систему образования. Одним из таких факторов выступает кадровый потенциал. На сегодняшний день в системе дополнительного образования Республики Мордовия работают 2 143 педагога, в том числе основных работников — 722 чел., совместителей — 1 421, женщин — 1 266 чел. Возрастной диапазон педагогов в УДОД

представлен широко, однако большинство относится к группе от 35 до 55 лет, молодых педагогов в возрасте до 30 лет — 13 %.

Анализ кадрового состава показал достаточно высокий образовательный уровень и квалификацию как педагогов дополнительного образования детей, так и административно-управленческого персонала (рис. 3, 4). Однако если учитывать, что курсы повышения квалификации педагогические работники должны проходить не реже одного раза в пять лет, то ежегодно ими должно быть охвачено 429 чел., на самом же деле это число не превышает 75 чел. (17 %).

□ Ученая степень

□ Высшее образование (по направлению деятельности)

□ Высшее педагогическое

□ Среднее специальное

■ Среднее

Р и с. 3. Распределение педагогических работников по образованию

Основными критериями качественного образования являются наличие некоторого набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения. Самый большой блок электронной формы — это «Доступность качественного дополнительного образования». В него включены количественные и качественные показатели по программам дополнительного образования детей развивающего обучения (ими охвачено 20 930 чел.), коррекционной (847), социально-адаптационной направленности

□ Нет категории

□ 1-я категория

□ 2-я категория

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Высшая категория

Р и с. 4. Распределение педагогических работников по категории

(4 685), профессиональной ориентации (5 701 чел.).

Для качественных изменений необходимо многое менять в содержании и структуре программ дополнительного образования детей, организации образовательного процесса (переход к индивидуальным образовательным программам обучающихся, допускающим возможность гибкого графика, который, в свою очередь, обеспечивает высокую степень познавательной самостоятельности детей, уменьшение регламентированности их деятельности, повышение ответственности за результаты), в системе оценивания образовательной деятельности учащихся и педагогов.

Важнейшими аккредитационными показателями качества дополнительно-

№ 3, 2011

го образования выступают направленность, уровни и полнота реализации образовательных программ. Анализ данных электронной формы и качественный анализ программ дополнительного образования детей, проводимый в рамках ак-

кредитации учреждений и аттестации педагогов, показал, что большинство педагогов республики работают по адаптированным программам, при этом срок реализации программ составляет от 1 до 3 лет (рис. 5, 6).

5,0 % 2,0 ‘

□ Типовые

□ Авторские

□ Адаптированные

□ Экспериментальные

□ До 1 года

□ От 3 до 5 лет

□ От 1 года до 3 лет

□ От 5 лет

Р и с. 5. Типы программ дополнительного образования детей, реализуемых в УДОД

В системе дополнительного образования России делается акцент на разработке и реализации многоступенчатых, долгосрочных программ (срок реализации — 5—7 лет). Перед педагогами республики встает задача из 1 500 имеющихся программ, не всегда отвечающих современным требованиям, выбрать наиболее востребованные, доработать или кардинально изменить их, причем как содержательно, так и структурно. Целесообразным представляется объединение кружков в студии, как, например это практикуется во Дворце детского творчества г. о. Саранск.

Востребованным становится дополнительное образование, выполняющее муниципальный образовательный заказ, сформулированный в Программе социально-экономического развития муниципального образования. Организация программ дополнительного образования должна строиться с учетом реальных потребностей населения. Особое значение приобретают программы интегрированного характера, направленные на приобретение детьми навыков, способствующих их успешной социализации.

Западающим направлением дополнительного образования является методическое обеспечение образовательного

Р и с. 6. Распределение программ дополнительного образования детей по срокам реализации

процесса. В 32 учреждениях созданы методические службы, трудятся 43 методиста, 265 инновационно работающих педагогов, опыт которых обобщен на муниципальном и республиканском уровнях. Несмотря на это, число научно-методических публикаций (83), методических разработок и пособий (321), показатель участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, научнопрактических конференциях и семинарах остаются низкими.

Одним из основных факторов успешной деятельности любого учреждения, в том числе образовательного, служит качество его результатов. По-разному складывается картина участия учреждений и обучающихся в соревнованиях, конкурсах, выставках и массовых мероприятиях различного уровня (таблица). Лидером по участию во всероссийских и международных конкурсах является Республиканский детско-юношеский центр эстетического воспитания. Его воспитанники в 2010 г. участвовали в 9 конкурсах, в 3 победили и заняли 7 призовых мест. Самыми активными из районных учреждений стали коллективы Дома детского творчества Краснослободского района и Детско-юношеской спортивной школы Зубово-Полянского района.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Участие УДОД Республики Мордовия в мероприятиях различного уровня

Уровень Кол-во конкурсов Кол-во побед Кол-во призовых мест

Муниципальный 728 695 737

Республиканский 649 279 228

Межрегиональный 76 99 43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всероссийский 68 49 32

Международный 23 30 16

В основу педагогической системы дополнительного образования детей заложена образовательная философия, предполагающая личностное развитие каждого обучающегося, удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных и социальных потребностей. Приоритетное направление деятельности учреждений дополнительного образования детей составляют обучение, развитие, реализация творческих возможностей и социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В кружках и секциях УДОД республики занимаются 524 обучающихся, состоящих на различных видах учета.

В учреждениях дополнительного образования создается безбарьерная среда для интеграции детей-инвалидов в общество через привитие навыков общения, вовлечение в мероприятия, реализацию возможностей для инклюзивного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. По данным на 2010 г., в системе дополнительного образования республики занимались 3 152 ребенка с ослабленным здоровьем, 194 инвалида. Проводимый учреждениями дополнительного образования детей мониторинг состояния здоровья позволяет организовать учебный процесс для каждого ребенка с учетом его физических возможностей, сделать процесс обучения щадящим, предотвратить перегрузку ребенка. Ежегодно организуются более 80 детских оздоровительных лагерей профильной и социально реабилитационной направленности, в которых задействовано свыше 2 000 детей.

В число факторов, влияющих на качество дополнительного образования, входят материально-технические ресур-

сы. Из 60 учреждений дополнительного образования республики 46 достаточно благоустроены, оснащены необходимой техникой и оборудованием. В наличии имеются 215 специализированных кабинетов, 164 кабинета, оснащенных необходимой техникой и оборудованием для занятия разными видами творчества, 28 спортивных сооружений.

Дополнительное образование детей объединяет вокруг себя различные ведомства и консолидирует ресурсы общества для решения огромного количества социально-педагогических вопросов. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей в своей работе тесно взаимодействуют не только с общеобразовательными учреждениями, но и с учреждениями культуры, детскими общественными объединениями и организациями, отделами по физкультуре, спорту и туризму, комиссиями по делам несовершеннолетних и т. д. На 2010/11 учебный год заключено более 240 договоров социального партнерства. Актуальным становится создание оптимальной модели государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей.

Таким образом, предложенная электронная форма позволит руководителям УДОД иметь полную информацию о деятельности учреждения, комплексно оценить как творческую активность обучающихся, так и образовательную деятельность педагогов, выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватное решение по устранению недостатков и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коваль, С. Н. Управление качеством образования / С. Н. Коваль // Сибир. учитель. — 2001. — № 5. — С. 23.

Поступила 18.01.11.