Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг
Статус: | действующий |
Обозначение: | Постановление 901 |
Название рус.: | О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг |
Дата проверки текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в библиотеку: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 27.07.1996 |
Разработан в: | Правительство Российской Федерации |
Утверждён в: | Правительство Российской Федеpации (27.07.1996) |
Опубликован в: | Российская газета № 151 1996 |
catalog/catalog.cgi?c=1&f2=3&f1=II001′> Нормативно-правовые документы
|
По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 декабря 2019 года в Российской Федерации насчитывается 11,88 млн инвалидов, в том числе 684,3 тыс. детей-инвалидов.
За семь лет, истекших после ратификации в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, в Российской Федерации осуществлен ряд изменений в государственной политике по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности. Изменения, прежде всего, направлены на поэтапное формирование правозащитного подхода к вопросам инвалидности.
Принят Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым определены правовые механизмы привлечения виновных к административной ответственности за правонарушения, связанные с необеспечением законодательно установленных условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
В 2019 году завершено формирование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам и услугам.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» реализуется с 2011 года.
За восемь лет количество доступных наиболее важных и часто посещаемых (приоритетных) объектов, отобранных с участием самих инвалидов, возросло с 5 тыс. до более чем 24 тыс. (с 14,4 % до 64,1 % от общего количества – свыше 38 тыс.).
В 2019 году в рамках госпрограммы субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета на мероприятия по:
- созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (субсидия по линии Минпросвещения России, ранее – Минобрнауки России, с 2011 года по 2020 год включительно);
- поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, закупаются оборудование, инвентарь и экипировка, компьютерная и оргтехника, транспортные средства для оснащения указанных учреждений (субсидия по линии Минспорта России, с 2011 года по 2020 год включительно).
Ежегодно в рамках госпрограммы проводятся репрезентативные социологические исследования, в результате которых зафиксирована положительная динамика.
Так, доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности выросла с 31,9 % в 2011 году до 65,2 % к концу 2019 года. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов увеличилась с 32,2 % в 2011 году до 67,4 % к концу 2019 года. Доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан выросла с 35,5 % в 2014 году до 66,2 % к концу 2019 года.
В рамках госпрограммы предоставляется финансовая поддержка регионам на реализацию мероприятий региональных программ развития системы реабилитации и абилитации. На выделенные средства регионами осуществлено оснащение реабилитационных организаций компьютерной техникой и программным обеспечением для проведения обучения специалистов в сфере реабилитации.
С 1 января 2020 года в лицензионные требования включена обязанность обеспечивать доступность продукции средств массовой информации в объеме не менее пяти процентов объема вещания в неделю любым способом адаптации, в том числе путем применения телеканалами различных способов субтитрирования, скрытого субтитрирования, перевода на русский жестовый язык, способом «бегущей строки».
В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина в тесном взаимодействии с общественными и экспертными организациями осуществляется разработка проекта госпрограммы до 2025 года.
Реализация мероприятий по созданию установленных законодательством условий доступности для инвалидов должна осуществляться регионами в пределах их полномочий за счет собственных средств, в том числе мероприятий «дорожных карт», принятых в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов».
Федеральный реестр инвалидов
С 1 января 2017 года начала функционировать федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов». Ее создание осуществлялось поэтапно в соответствии с решениями Правительства России.
Для ее формирования был определен широкий круг участников информационного взаимодействия: федеральные министерства, внебюджетные фонды, регионы, учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и иные организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги инвалидам (участвующие в предоставлении таких услуг).
Для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА).
Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.
Предусматривается и возможность подачи инвалидом заявлений на досудебное обжалование действий (бездействий) должностных лиц при оказании государственных услуг.
Кроме того, размещена информация по основным жизненным ситуациям, с которыми инвалид сталкивается: оформление инвалидности, пенсионное обеспечение, социальные выплаты, материнский (семейный) капитал, трудоустройство, получение образования. В доступной форме описан алгоритм решения конкретной жизненной ситуации.
Важным решением стала отмена обязанности инвалидов предоставлять справки об инвалидности и индивидуальные программы реабилитации при получении государственных и муниципальных услуг. Теперь эти документы специалист, который предоставляет услуги, обязан получить из Реестра инвалидов. Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года (Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 184-ФЗ).
С начала 2019 года назначение пенсий и ежемесячных денежных выплат инвалидам осуществляется на основе реестра. Использование Реестра позволяет в более короткий срок произвести назначение пенсий и выплат.
Федеральным законом от 6 февраля 2019 года № 7-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка представления сведений и размещение указанных сведений в Федеральном реестре инвалидов.
Технические средства реабилитации и услуги
Важной составляющей работы по оказанию помощи инвалидам является своевременное обеспечение их качественными техническими средствами реабилитации (ТСР).
По сравнению с прошлыми периодами финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов ТСР стало стабильным и существенно увеличено.
В 2019 году на финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов ТСР предусмотрено свыше 31 млрд рублей. В 2020-2022 годах финансирование значительно увеличено – до 35,5 млрд рублей ежегодно. Это позволит улучшить качество предоставляемых изделий и своевременность оказания протезно-ортопедической помощи.
В 2019 году с 30 до 7 дней сокращен срок обеспечения ТСР инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минтруд России подготовил законопроект, предусматривающий возможность предоставления электронного сертификата на приобретение технических средств реабилитации.
Основная цель законопроекта – минимизировать недостатки действующих механизмов обеспечения. Электронный сертификат позволит инвалидам самостоятельно выбирать, модель, функционал и марку изделия.
Медико-социальная экспертиза
За последние годы процедура медико-социальной экспертизы была существенно усовершенствована. Так, с 2018 года по поручению Президента Российской Федерации обмен документацией между медицинскими организациями и учреждениями медико-социальной экспертизы при направлении граждан на освидетельствование осуществляется без участия инвалидов. Поэтапно осуществляется переход на электронный обмен.
Постановлением Правительства России от 28 марта 2018 года № 339 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» утвержден перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается при первом обращении бессрочно, а детям – до 18 лет. Это позволяет исключить многократные ежегодные освидетельствования граждан при заведомо неблагоприятном течении заболевания.
Конкретизирован вопрос заочного установления инвалидности. Теперь, когда состояние здоровья очевидно тяжелое, либо личное присутствие для инвалида невозможно в силу территориальной удаленности, решение принимается заочно (без личной явки) – на основании документов.
Постановлением Правительства России от 16 мая 2019 года № 607 в отношении установления инвалидности существенно изменены и упрощены Правила признания лица инвалидом.
Исключена обязанность подавать заявление на освидетельствование. Достаточно дать согласие на это в организации здравоохранения, где гражданин получает лечение, и которая направляет его на медико-социальную экспертизу.
Совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 31 января 2019 года № 52н/35н утвержден перечень обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. Это избавляет граждан от необходимости проходить дополнительные или уточняющие исследования.
Постановлением Правительства России от 27 июня 2019 года № 823 в Правила признания лица инвалидом внесены изменения, предусматривающие установление категории «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет при освидетельствовании детей с инсулинозависимым сахарным диабетом.
С учетом результатов пилотного проекта и совместной работы с главными внештатными специалистами и главными внештатными детскими специалистами Минздрава России приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года № 585н утверждены новые классификации и критерии, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, предусматривающие одновременно количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма граждан в возрасте 18 лет и старше и количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма детей в возрасте до 18 лет. Вступление в действие приказа предусмотрено с 1 января 2020 года.
С целью урегулирования вопросов, связанных с повышением доступности услуги по первичному протезированию для инвалидов, постановлением Правительства России от 4 июня 2019 года № 715 в Правила признания лица инвалидом введена норма, предусматривающая раннее, в течение трех рабочих дней, направление на медико-социальную экспертизу гражданина, находящегося в стационаре медицинской организации после перенесенной операции по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), нуждающегося в первичном протезировании, и проведение ему МСЭ в течение трех рабочих дней с даты поступления данного направления. Это позволяет в короткий срок рассмотреть вопрос об установлении инвалидности такому гражданину, сформировать ИПРА и организовать процедуру обеспечения его необходимыми ТСР, включая протезирование.
Учреждения МСЭ оснащены автотранспортной техникой. Завершена работа по оснащению учреждений МСЭ средствами аудио- и видеофиксации. В последующем будет продолжена точечная работа по дооснащению структурных подразделений учреждений МСЭ и замене вышедшего из строя оборудования.
С 2017 года ведется работа по оснащению учреждений МСЭ системой управления электронной очередью. По итогам 2019 года ею будет оснащено
70 % учреждений.
74 % учреждений МСЭ в 2018-2019 годах оснащены оборудованием для объективизации степени выраженности нарушенных функций лиц в возрасте до 18 лет.
Выплаты по уходу за детьми-инвалидами
Согласно Посланию Президента России с 1 июля 2019 года размер ежемесячной выплаты по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы увеличен с 5,5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей. Право на данную выплату имеют неработающие родители, усыновители, опекуны, попечители. Среднегодовая численность получателей такого пособия – около 470 тыс. человек.
Участие общественных организаций инвалидов в мониторинге соблюдения прав инвалидов
Конвенция ООН о правах инвалидов предусматривает обязанность государств вовлекать в процесс наблюдения за соблюдением прав инвалидов представляющих их интересы общественные организации.
В связи с этим Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривается обязательность привлечения общественных организаций инвалидов к участию в подготовке решений, затрагивающих интересы инвалидов.
За последние годы в несколько раз выросли объемы государственной поддержки общественных организаций инвалидов, в том числе их деятельности, направленной на защиту интересов инвалидов и мониторинг соблюдения их прав органами государственной власти.
Вместе с тем, по оценке Комитета ООН по правам инвалидов, участие общественных организаций инвалидов в мониторинге соблюдения Конвенции и качество их взаимодействия в этих целях с государством нуждаются в улучшении. Такой вывод сделан при рассмотрении первоначального доклада Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции.
С целью реализации данного замечания Минтруд России издал приказ от 22 ноября 2019 года № 729 «Об организации участия общероссийских общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положений Конвенции о правах инвалидов на период 2019-2020 годов», предусматривающий меры по активизации участия общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положения Конвенции.
Приказом Минтруда России № 729 от 22 ноября 2019 года создана рабочая группа по организации этой работы, а также утвержден План мероприятий на период 2019-2020 годы в целях оказания содействия общественным организациям инвалидов в осуществлении ими мониторинга соблюдения прав инвалидов.
Создания современной доступной и качественной системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (сопровождаемое проживание)
Цель реабилитационного процесса – обеспечить максимально самостоятельный и независимый образ жизни инвалида.
Работа в этом направлении ведется в рамках госпрограммы «Доступная среда» с 2016 года.
За этот период сформированы единые подходы и методические документы, которые позволяют организовать реабилитационный процесс в регионах по общим правилам.
Принятые приказы Минтруда России содержат в том числе:
- примерный порядок и модель организации межведомственного взаимодействия реабилитационных организаций;
- методику оценки региональной системы;
- примерные положения о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов;
- примерный перечень оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов.
С 2017 года оказывается поддержка регионам на оснащение реабилитационных организаций оборудованием, развитие региональных информационных систем и обучение специалистов.
К концу 2020 года объем поддержки составит более 1,65 млрд рублей:
- в 2017 году – 300 млн рублей (2 пилотных региона);
- в 2018 году – 300 млн рублей (2 пилотных региона);
- в 2019 году – 503 млн рублей (18 регионов);
- в 2020 году – 554 млн рублей (39 регионов).
Важной составляющей в формировании системы комплексной реабилитации является развитие технологий сопровождения. К ним относится ранняя помощь, сопровождаемое проживание инвалидов и сопровождаемая трудовая деятельность. 68 регионов включились в работу по организации сопровождаемого проживания, в том числе инвалидов с ментальными нарушениями.
1. Часть вторую статьи 4 изложить в следующей редакции:
«На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.».
2. В статье 7:
1) в названии слово «Контроль» заменить словами «Государственный контроль», слово «доступа» заменить словами «доступности для», слова «к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» заменить словами «объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур города Москвы и предоставляемых услуг»;
2) часть первую изложить в следующей редакции:
«Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов и иных маломобильных граждан объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур города Москвы и предоставляемых услуг осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы при осуществлении регионального государственного строительного надзора, регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, государственного контроля в области благоустройства, а также при осуществлении иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.»;
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Москва,
Московская городская Дума
17 мая 2018 года
N 11
Налоговые льготы
инвалидам и фирмам, где они работают
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Налог | Льгота | Комментарий |
|——————————————|————————————————————————|———————————————————————————————|
|Налог на при-|Налогооблагаемую прибыль|Льготой могут воспользоваться|
|быль (подп. 38|уменьшают все расходы,|только те организации, где|
|п. 1 ст. 264|направленные на социаль-|среднесписочная численность ин-|
|Налогового ко-|ную защиту инвалидов|валидов не менее 50 процентов.|
|декса РФ) |(чтобы улучшить условия|При этом их зарплата должна|
| |их труда, обучить, уста-|составлять не менее 25 процен-|
| |новить специальное обо-|тов от общей суммы расходов на|
| |рудование и т. п.). Но|оплату труда. |
| |только при условии, что|В среднесписочную численность|
| |истраченные средства вы-|инвалидов не включаются те, кто|
| |делил собственник орга-|работает внешним совместителем|
| |низации |или по гражданско-правовому до-|
| | |говору |
|——————————————|————————————————————————|———————————————————————————————|
|ЕСН (подп. 1|Налогом не облагаются|Суммы, начисленные обычным сот-|
|п. 1 ст. 239|суммы, начисленные инва-|рудникам, от уплаты ЕСН не ос-|
|Налогового ко-|лидам I, II, III групп,|вобождаются |
|декса РФ) |в пределах 100 000 руб.| |
| |в год на каждого челове-| |
| |ка | |
|——————————————|————————————————————————|———————————————————————————————|
|Страховые |Организация вправе на-|Таким организациям нужно соста-|
|взносы от нес-|числять страховые взносы|вить список работающих инвали-|
|частных случа-|для инвалидов I, II, III|дов, указав в нем группу инва-|
|ев (п. 1 ст. 2|групп по ставкам, кото-|лидности каждого человека, но-|
|Федерального |рые составляют 60 про-|мер пенсионного удостоверения,|
|закона от 12|центов от обычных тари-|номер и дату справки об инва-|
|февраля 2001|фов |лидности. |
|г. N 17-ФЗ) | |Затем руководитель и главный|
| | |бухгалтер должны этот перечень|
| | |подписать и поставить на нем|
| | |печать фирмы |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Льготы для самих инвалидов
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Налог | Льгота | Комментарий |
|——————————————|———————————————————————————|————————————————————————————|
|Налог на дохо-|Уменьшается на 3000 руб. в|Чтобы воспользоваться нало-|
|ды физических|месяц налогооблагаемый до-|говым вычетом, инвалиду нуж-|
|лиц (подп. 1 и|ход: |но написать на имя организа-|
|2 п. 1 ст. 218|- граждан, получивших инва-|ции, которая выплатила до-|
|Налогового ко-|лидность во время катастро-|ход, заявление. Причем сде-|
|декса РФ) |фы на Чернобыльской АЭС или|лать это достаточно один раз|
| |на работах по ликвидации ее|- подавать новое заявление|
| |последствий, а также во|каждый год не надо |
| |время других радиационных| |
| |катастроф; | |
| |- инвалидов Великой Отечес-| |
| |твенной войны; | |
| |- тех, кто получил инвалид-| |
| |ность I, II, III групп на| |
| |военной службе. | |
| |Уменьшается на 500 руб. в| |
| |месяц налогооблагаемый до-| |
| |ход: | |
| |- инвалидов с детства; | |
| |- инвалидов I и II групп | |
|——————————————|———————————————————————————|————————————————————————————|
|Налог на дохо-|Не облагается НДФЛ стои-|Налогом не облагается только|
|ды физических|мость путевок инвалидам (в|стоимость путевок, которые|
|лиц (п. 9 ст.|том числе не работающим на|приобретены за счет средств,|
|217 Налогового|предприятии) в санаторно-|оставшихся в распоряжении|
|кодекса РФ) |курортные и оздоровительные|работодателя после уплаты|
| |учреждения |налога на прибыль |
|——————————————|———————————————————————————|————————————————————————————|
|Налог на дохо-|Не облагается налогом мате-|С суммы материальной помощи,|
|ды физических|риальная помощь, полученная|превышающей 2000 руб., при-|
|лиц (п. 28 ст.|инвалидом-пенсионером от|дется заплатить НДФЛ. Удер-|
|217 Налогового|бывшего работодателя в пре-|жать и перечислить его в|
|кодекса РФ) |делах 2000 руб. в год |бюджет должна фирма, которая|
| | |выплатила деньги |
|——————————————|———————————————————————————|————————————————————————————|
|Налог на дохо-|Не нужно платить НДФЛ со|Льготой можно воспользовать-|
|ды физических|стоимости медикаментов, ко-|ся только в том случае, если|
|лиц (п. 28 ст.|торую возместили инвалиду,|лекарства назначены врачом и|
|217 Налогового|в пределах 2000 руб. в год |есть документы, подтверждаю-|
|кодекса РФ) | |щие их покупку |
|——————————————|———————————————————————————|————————————————————————————|
|Единый соци-|Доходы индивидуальных пред-|Отчитываться по ЕСН в нало-|
|льный налог|принимателей и адвокатов -|говой инспекции предпринима-|
|(подп. 3 п. 1|инвалидов не облагаются ЕСН|тели и адвокаты должны по|
|ст. 239 Нало-|в пределах 100 000 руб. в|форме, утвержденной приказом|
|гового кодекса|год |МНС России от 13 ноября 2002|
|РФ) | |г. N БГ-3-05/649 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Льготы для организаций, уставный капитал которых полностью состоит
из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов,
среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет
не менее 50 процентов, а их зарплата — не менее 25 процентов
от общей суммы выплат сотрудникам
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Налог | Льгота | Комментарий |
|——————————————|——————————————————|—————————————————————————————————————|
|Налог на иму-|Организация не|Льготой можно воспользоваться только|
|щество (п. 3|платит налог со|в том случае, если уставный капитал|
|ст. 381 Нало-|стоимости имущест-|фирмы состоит из вкладов общественных|
|гового кодекса|ва, используемого|организаций инвалидов, среди членов|
|РФ) |для производства и|которых инвалиды и их законные предс-|
| |реализации продук-|тавители составляют не менее 80 про-|
| |ции |центов. Налогом на имущество все же|
| | |облагаются основные средства, с по-|
| | |мощью которых фирма производит или|
| | |реализует подакцизные товары, мине-|
| | |ральное сырье и иные полезные ископа-|
| | |емые, а также оказывает брокерские и|
| | |посреднические услуги. Также не осво-|
| | |бождается от налогообложения имущест-|
| | |во, используемое при производстве то-|
| | |варов, которые перечислены в специ-|
| | |альном перечне. Он утвержден поста-|
| | |новлением Правительства РФ от 18 фев-|
| | |раля 2004 г. N 90 |
|——————————————|——————————————————|—————————————————————————————————————|
|Налог на до-|Не облагается НДС|Данной льготой можно воспользоваться|
|бавленную сто-|стоимость товаров|только в том случае, если учредителя-|
|имость (подп.|(работ, услуг)|ми фирмы являются общественные орга-|
|2 п. 3 ст.|собственного про-|низации инвалидов, среди членов кото-|
|149 Налогового|изводства, которые|рых инвалиды и их законные представи-|
|кодекса РФ) |реализует органи-|тели составляют не менее 80 процен-|
| |зация |тов. Организация может отказаться от|
| | |льготы на срок не менее года, написав|
| | |в налоговую инспекцию соответствующее|
| | |заявление
|——————————————|——————————————————|—————————————————————————————————————|
|Единый соци-|Не надо платить|С начисленных сотрудникам сумм орга-|
|альный налог|ЕСН с сумм, начис-|низация должна платить в обычном по-|
|(подп. 2 п. 1|ленных каждому|рядке пенсионные взносы |
|ст. 239 Нало-|сотруднику в пре-| |
|гового кодекса|делах 100 000 руб.| |
|РФ) |в год | |
|——————————————|——————————————————|—————————————————————————————————————|
|Страховые |Организация вправе|Сотрудники ФСС России могут потребо-|
|взносы от нес-|начислять страхо-|вать при камеральной проверке список|
|частных случа-|вые взносы по|работников, в котором указана числен-|
|ев (п. 2 ст. 2|ставкам, которые|ность инвалидов. Кроме того, могут|
|Федерального |составляют 60 про-|понадобиться сведения о начисленной|
|закона от 12|центов от обычных|инвалидам заработной плате. Также|
|февраля 2001|тарифов |нужны документы о средствах, которые|
|г. N 17-ФЗ) | |перечислили в уставный капитал фирмы|
| | |общественные организации инвалидов |
|——————————————|——————————————————|—————————————————————————————————————|
|Единый налог|Организации, ус-|Новые организации вправе перейти на|
|при упрощенной|тавный капитал ко-|»упрощенку», подав при постановке на|
|системе нало-|торых полностью|учет в налоговой инспекции соответст-|
|гообложения |состоит из вкладов|вующее заявление. Остальные фирмы мо-|
|(подп. 14 п. 3|общественных орга-|гут применять упрощенную систему на-|
|ст. 346.12 На-|низаций инвалидов,|логообложения с начала следующего го-|
|логового ко-|могут применять|да, если подадут в инспекцию заявле-|
|декса РФ) |»упрощенку» |ние с 1 октября по 30 ноября этого|
| | |года
Льготы для учреждений, имущество которых принадлежит
общественным организациям инвалидов
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Налог | Льгота | Комментарий |
|——————————————|———————————————————————|————————————————————————————————|
|Налог на иму-|Не облагается налогом|Льготой можно воспользоваться|
|щество (п. 3|имущество, которое уч-|только в том случае, если иму-|
|ст. 381 Нало-|реждение использует в|щество учреждения состоит из|
|гового ко-|образовательных, куль-|вкладов общественных организаций|
|декса РФ) |турных, лечебно-оздоро-|инвалидов, среди членов которых|
| |вительных, физкультурно|инвалиды и их законные предста-|
| |-спортивных, научных,|вители составляют не менее 80|
| |информационных целях, а|процентов. Региональные власти|
| |также для реабилитации,|могут предусмотреть дополнитель-|
| |социальной защиты, пра-|ные льготы для учреждений, иму-|
| |вовой и иной помощи ин-|щество которых принадлежит об-|
| |валидам, детям-инвали-|щественным организациям инвали-|
| |дам и их родителям |дов |
|——————————————|———————————————————————|————————————————————————————————|
|Налог на до-|Не облагается НДС стои-|Льготой могут воспользоваться|
|бавленную сто-|мость собственной про-|только те учреждения, которые|
|имость (подп.|дукции, которую реали-|созданы для образовательных,|
|2 п. 3 ст. 149|зует учреждение |культурных, лечебно-оздорови-|
|Налогового ко-| |тельных, физкультурно-спортив-|
|декса РФ) | |ных, научных, информационных и|
| | |иных социальных целей, а также|
| | |для оказания правовой и иной по-|
| | |мощи инвалидам, детям-инвалидам|
| | |и их родителям. При условии, что|
| | |их имущество принадлежит общест-|
| | |венным организациям инвалидов,|
| | |среди членов которых инвалиды и|
| | |их законные представители сос-|
| | |тавляют не менее 80 процентов |
|——————————————|———————————————————————|————————————————————————————————|
|Налог на при-|Включаются в прочие|Средства, полученные на осущест-|
|быль (подп. 39|расходы суммы, истра-|вление расходов на социальную|
|п. 1 ст. 264|ченные на социальную|защиту инвалидов и потраченные в|
|Налогового ко-|защиту инвалидов, а|других целях, включаются в сос-|
|декса РФ) |также на уставную дея-|тав налогооблагаемых доходов |
| |тельность общественных| |
| |организаций инвалидов | |
|——————————————|———————————————————————|————————————————————————————————|
|ЕСН (подп. 2|ЕСН не облагаются сум-|Льготой могут воспользоваться|
|п. 1 ст. 239|мы, начисленные каждому|только те учреждения, которые|
|Налогового ко-|сотруднику в пределах|созданы для социальных целей или|
|декса РФ) |100 000 руб. в год |для оказания правовой и иной по-|
| | |мощи инвалидам, детям-инвалидам|
| | |и их родителям. При условии, что|
| | |их имущество принадлежит общест-|
| | |венным организациям инвалидов,|
| | |среди членов которых инвалиды и|
| | |их законные представители сос-|
| | |тавляют не менее 80 процентов |
|——————————————|———————————————————————|————————————————————————————————|
|Страховые |Организация вправе на-|Льготой могут воспользоваться|
|взносы от нес-|числять страховые взно-|только учреждения, созданные для|
|частных случа-|сы по ставкам, которые|социальных целей или оказания|
|ев (п. 2 ст. 2|составляют 60 процентов|правовой и иной помощи инвали-|
|Федерального |от обычных тарифов |дам, детям-инвалидам и их роди-|
|закона от 12| |телям. Организациям, которые|
|февраля 2001| |воспользовались пониженными|
|г. N 17-ФЗ) | |ставками, нужно при камеральной|
| | |проверке представить сотрудникам|
| | |ФСС России учредительные доку-|
| | |менты
Льготы для общественных организаций инвалидов,
среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80 процентов*
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Налог | Льгота | Комментарий |
|———————————————|——————————————————————|————————————————————————————————|
|Налог на иму-|Не облагается налогом|Если общественная организация|
|щество (п. 3|имущество, которое ор-|инвалидов ведет коммерческую|
|ст. 381 Налого-|ганизация использует в|деятельность, то со стоимости|
|вого кодекса|уставной деятельности |используемых в ней основных|
|РФ) | |средств налог на имущество пла-|
| | |тить нужно |
|———————————————|——————————————————————|————————————————————————————————|
|Налог на добав-|Организации не нужно|Со стоимости реализованных по-|
|ленную стои-|платить НДС со стои-|купных товаров платить НДС при-|
|мость (подп. 2|мости реализованной|дется. Об этом сказано в опреде-|
|п. 3 ст. 149|продукции собственного|лении Конституционного суда РФ|
|Налогового ко-|производства |от 8 апреля 2003 г. N 156-О |
|декса РФ) | | |
|———————————————|——————————————————————|————————————————————————————————|
|Единый социаль-|ЕСН не облагаются сум-|Если организация ежемесячно на-|
|ный налог|мы, начисленные каждо-|числяет каждому работнику не ме-|
|(подп. 2 п. 1|му сотруднику в преде-|нее 2500 руб., то с выплат, пре-|
|ст. 239 Налого-|лах 100 000 руб. в год|вышающих 100 000 руб. в год,|
|вого кодекса| |платить ЕСН нужно по регрессив-|
|РФ) | |ным ставкам |
|———————————————|——————————————————————|————————————————————————————————|
|Страховые |Организация вправе на-|Общественная организация инвали-|
|взносы от нес-|числять страховые|дов, которая воспользовалась по-|
|частных случаев|взносы по ставкам, ко-|ниженной ставкой, должна соста-|
|(п. 2 ст. 2 Фе-|торые составляют 60|вить список всех своих членов и|
|дерального за-|процентов от обычных|поставить на нем свою печать.|
|кона от 12 фев-|тарифов |Данный документ сотрудники отде-|
|раля 2001 г. N| |ления ФСС России могут потребо-|
|17-ФЗ) | |вать при камеральной проверке|
| | |(письмо ФСС России от 5 января|
| | |2004 г. N 02-18/07-15) |
Льготы для общественных организаций инвалидов
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Налог | Льгота | Комментарий |
|——————————————|—————————————————————————|——————————————————————————————|
|Налог на при-|Расходы, направленные на|В конце года организация долж-|
|быль (подп. 39|социальную защиту инвали-|на составить в произвольной|
|п. 1 ст. 264|дов, уменьшают налогооб-|форме отчет о целевом исполь-|
|Налогового ко-|лагаемый доход организа-|зовании средств, полученных на|
|декса РФ) |ции |осуществление расходов на со-|
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ
Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 июля 2019 г. и с 1 июля 2020 г.
Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.
Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., с 1 января 2017 г. и с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.
Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.
Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.
Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу
Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ
Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.
Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ
Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний