ГК РФ статья 274

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Комментарий к статье 274 Гражданского Кодекса РФ

Сервитут является ограниченным вещным правом, представляет собой юридически гарантированную возможность пользования чужим имуществом в определенных целях (при этом ограниченность относится к объему вытекающих из сервитута прав, но не затрагивает его характеристику как абсолютного, связанную с его вещно-правовой природой). Возникновение и развитие сервитута, восходящее к эпохе римского права, обусловлено необходимостью устранения возможных противоречий между интересами собственников (классическим примером является право прохода к своему участку через территорию чужого участка).

Основы регулирования отношений, связанных с обременением чужого имущества сервитутом, определяются статьей 274 ГК РФ, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим данного обременения, и собственником соседнего участка, в случае недостижения такого соглашения спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В интересах собственника, чей участок обременен сервитутом, ему предоставлено право (если иное не предусмотрено законом) требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут, установленный в порядке статьи 274 ГК РФ, является частным.

В то же время законодательство допускает возможность установления публичных сервитутов. Исходя из части 2 статьи 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. При этом установление публичного сервитута должно осуществляться с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно части 3 указанной статьи публичные сервитуты устанавливаются для:
— прохода или проезда через земельный участок;
— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
— проведения дренажных работ на земельном участке;
— забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
— сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
— использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
— временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
— свободного доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут, как и частный, может устанавливаться бессрочно либо на определенный период времени (соответственно, постоянный и срочный сервитуты).

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Кроме того, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитут, как частный, так и публичный, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Соответственно, право пользования земельным участком у лица, в пользу которого установлен сервитут, возникает с момента его государственной регистрации.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами .

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Комментарий к статье 274 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении.

ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23). Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это, в свою очередь, делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст. 131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако хотя установление сервитута юридически не лишает лицо права пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которым проходят те или иные линии коммуникаций.

3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).

4. Комментируемая статья и п. 6 ст. 23 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерности платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК).

В случае если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).

У собственников земельных участков или иной недвижимости может возникнуть необходимость в проходе, проезде через соседний участок или использовании чужого недвижимого имущества в иных целях, не препятствующих разрешенному использованию участков их владельцами по функциональному назначению. В таком случае они получают возможность требовать права ограниченного использования чужих земельных участков, а его закрепление и называется сервитутом. По своей природе он является типом обременения, а реализация должна осуществляться по правилам ст. 274 ГК РФ.

Сущность сервитута и его правовое обоснование

Справедливость и необходимость сервитута хорошо поймёт каждый владелец недвижимости, которая отделена от подъездных путей или линий электропередачи, водо- и газоснабжения другим земельным участком. Тогда необходим сервитут, который устанавливается по соглашению между владельцами недвижимости или в силу судебного решения. Он подлежит обязательной государственной регистрации, в том же порядке, как регистрируются все права на недвижимое имущество. Обычная устная договорённость между гражданами может рассматриваться лишь предпосылкой для образования легитимного сервитута.

Регулируется отношение сторон договорным правом точно так же, как и всякая другая сделка. Её сторонами становятся сервитуарий и собственник служащей вещи. Условия же могут быть любым, если они не противоречат закону. К примеру, собственник служащей вещи может не заявлять никаких возражений, но требовать установления очень чёткого регламента, в котором были бы расписаны все детали. Впоследствии, если сервитуарий хоть в чём-то от него отклоняется, то и допуска не получает. Его обращение в суд с жалобой лишь подтвердит, что закон допускает конкуренцию между различными способами защиты прав.

Завершающим фактом в юридическом составе становится акт государственной регистрации сервитута. Она происходит на основании ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. Запись должна оказаться в подразделе III ЕГРН в качестве записи об ограничениях права собственности и других прав на недвижимое имущество. Соответственно, если владелец решит продать свою недвижимость, то обязан поставить покупателя в известность о том, что имеется официальное обременение, которое отражено документально и занесено в соответствующий реестр. Если же факт обременения будет скрыт, то это автоматически станет основанием для признания сделки недействительной, со всеми вытекающими из того последствиями.

В отдельных случаях сервитут может быть установлен и тогда, когда предоставляющее участок для ограниченного целевого использования лицо не является его собственником, но он получил право использования или владения на базе каких-то соглашений. Тогда становятся актуальными ещё и ст. ст. 275 и 276 ГК РФ. Может иметь место и монетизация, поскольку п. 5 ст. 274 ГК РФ предусматривает возможность установления владельцем участка, который предоставит его для каких-то целей, соразмерной платы за сервитут.

Если вещь получила обременение в виде сервитута, то она именуется служащей, а вещь, в пользу которой установлен сервитут, — господствующей. Само же ограниченное право следует судьбе имущества.

Если служащая вещь сменит владельца, то сервитут всё равно сохранится по правилам ст. 216 ГК РФ, которые предусматривают, что прекращения иных вещных прав на имущество при смене собственника не происходит.

Теоретически сервитут выглядит в качестве продолжения одной вещи в рамках другой. У какого-то лица имеется участок земли, но нет проезда к транспортным артериям и доступа к магистральным линиям. В таком случае он требует реализации своих прав установления сервитута, который можно представить в виде «распространения» вещи за её физические пределы. Это и называют господством над служащей вещью. При этом владелец служащей вещи может получить некоторые неудобства, тогда это компенсируется деньгами, что происходит по договорённости сторон или решению суда.

Возможны и ситуации, когда нахождение господствующей вещи порождает потребность установления сервитута к нескольким вещам, которые перекрывают подъездные пути или создают какие-то другие препятствия. Объектами сервитута могут быть не только земельные участки, но здания, сооружения и любая другая недвижимость. В судебной практике имеются дела даже об установлении сервитута железнодорожного полотна.

Кроме частного возможен и публичный сервитут, закреплённый в ЗК РФ. Хотя сами попытки такого рода использовать принципиальный подход сервитута для ограничения прав владельцев недвижимости вызывает озадаченность многих правоведов. Публичный сервитут устанавливается правилами законов и иными нормативными актами в том случае, если это необходимо для осуществления интересов государства или местного самоуправления.

К примеру, проведения различных хозяйственных работ на частных участках, обеспечения прохода через них и даже использования участка для целей рыболовства или охоты. Нравится это кому-то или нет, но ст. 23 ЗК РФ содержит положения о том, что публичный сервитут так же подлежит государственной регистрации, хотя наличие лица, в пользу которого он осуществляется, не предполагается.

Судебная практика и её обзор, подготовленный высшим судом в 2017 году

Позицию высшего суда в этой теме отражает Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утверждённый Президиумом ВС РФ 26 апреля 2017 г. В этом документе, который готовится для выработки судами единого подхода в рассмотрении дел, находятся ответы на основные вопросы.

Обращаться в судебные инстанции стороны могу сразу после того, как не удалось найти общий язык, поскольку каких-то специальные требования к урегулированию споров в досудебном порядке в законе нет.

Сервитут для обеспечения прохода к самовольной постройке не устанавливается. Старое это здание, что самовольно реконструировано, или построенное недавно — роли не играет.

В целях доступа к линейным объектам, к примеру, линий газоснабжения, предоставляется публичный сервитут, который определен положениями подпункта 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ и возможен в силу положений ст. 274 ГК РФ, но из этого нельзя сделать вывод о том, что собственник обязан во всех случаях предоставлять доступ к своему участку. Окончательное разрешение спора зависит от обстоятельств дела, которые и должен изучить суд. Если суд начальной инстанции просто указывает правила статей кодексов, но в его постановлении нет анализа частной ситуации, то апелляционный суд вправе вернуть дело на повторное рассмотрение.

Сервитут устанавливается только в случае объективного отсутствия у собственника недвижимости другой возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему имуществом.

Другими словами, если установления права прохода или допуска к чему-либо, что расположенного на земельном участке, находящемся в частном владении, пытаются произвести по той причине, что так проще, лучше, рациональнее, то это недостаточное основание. В качестве иллюстрирующего примера приведена ситуацию с рассмотрением дела, связанного с требованием истца установить сервитут проезда через участок соседа, потому что через него ведёт дорога, которая лучше и проезд к ней короче, чем к другой, находящейся в непосредственной близости от его участка.

В таком случае суд пришёл к правомерному решению об отказе в удовлетворении иска на основании п. 1 ст. 274 ГК РФ. Непременным условием сервитута является необходимость в нём, а не обычное желание истца упростить свою жизнь.

Не подлежат удовлетворению и иски об установлении бессрочного сервитута в том случае, если они лишают владельца участка возможности его разрешенного использования. К примеру, общество требовало от предпринимателя, чтобы тот не препятствовал их работам, связанных с эксплуатацией инженерных систем, находящихся на его участке. Хотя существовала возможность переноса технических устройств с участка предпринимателя.

В результате изучения обстоятельств дела суд, ознакомившись с заключением эксперта, пришёл к выводу о том, что для обеспечения нужд истца возможно решение, отличное от установления бессрочного сервитута, что ограничит ответчика в реализации прав того на разрешенное использование земельного участка, который является его собственностью на законных основаниях. В силу этого в удовлетворении иска было отказано.

Содержит обзор практики и выводы, которые раскрывают особенности рассмотрения платы за сервитут. Указывается, что п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ позволяет её требовать, но размер должен устанавливаться судом исходя из соображений разумности и соразмерности той материальной выгоде, которую получает оплачивающая доступ сторона. При этом бремя доказательства возлагается на истца. Ответчик же получает право не соглашаться с размером оплаты и доказывать свою точку зрения. В обоих случаях немаловажное значение имеют результаты экспертиз.