Формы подготовки научных кадров

Поделиться:

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
См. также сравнительный анализ старого и нового законов об образовании, подготовленный экспертами компании «Гарант».

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, ассистентуре-стажировке и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Аспирантура — основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях.

Аспирантом является гражданин, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся по программе подготовки научно-педагогических кадров и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование (специалитет или магистратура).

Допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета.

Адъюнктура — одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в учреждениях Вооруженных сил и других военизированных формирований России.

Адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

Ординатура — одна из форм повышения квалификации врачей и фармацевтов.

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Программы ассистентуры-стажировки] направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются на конкурсной основе лица, имеющие высшее образование в области искусств, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.

Докторантура — подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

В докторантуру принимаются граждане, имеющие ученую степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок пребывания в докторантуре не может превышать 3 лет.

Соискателями ученой степени кандидата наук могут являться лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Соискателями ученой степени доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

Соискатели, работающие над кандидатскими диссертациями, прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру, по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более 2 лет и для подготовки кандидатской диссертации — на срок не более 3 лет.

Соискатели, работающие над докторскими диссертациями, прикрепляются для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим докторантуру по соответствующим научным специальностям и располагающими научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может проводиться на срок не более 4 лет.

Лица, не полностью использовавшие срок пребывания в качестве соискателей, могут быть прикреплены к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям на оставшееся время.

С 1 сентября 2012 г. для аспирантов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Министерством образования и науки РФ, стипендия выплачивается в размере 6 000 руб. Стипендия докторантам составляет 10 000 руб.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеют право на:

  • ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;
  • один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более 2 свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 3 месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

Аспирантам-заочникам при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у образовательной организации предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Гражданам, обучающимся по очной форме в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или ассистентуры-стажировки, предоставляются отсрочки от призыва на военную службу на период установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков освоения соответствующих программ и защиты квалификационной работы (диссертации) — не более одного года после завершения обучения. См. также раздел Военная служба — Отсрочки и освобождение от призыва.

Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников (Устав университета)

7.1. Подготовка научно-педагогических и научных работников осуществляется:

  • 1) в аспирантуре;
  • 2) в докторантуре;
  • 3) посредством перевода работников ВУЗа, имеющих ученую степень кандидата наук, на должности научных работников для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук;
  • 4) в форме соискательства.

7.2. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к ВУЗу и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

7.3. Прием в докторантуру, аспирантуру и прикрепление соискателем к ВУЗу осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

7.4. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки докторантов не должен превышать трех лет.

7.5. Перевод работников высших учебных заведений, имеющих ученую степень кандидата наук, на должности научных работников для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук осуществляется на срок до двух лет.

7.6. В аспирантуру ВУЗа принимаются на конкурсной основе лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной или заочной форме обучения и не может превышать сроков, установленных законодательством Российской Федерации в области образования.

7.7. Прикрепление к ВУЗу лица, имеющего высшее профессиональное образование, соискателем для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов осуществляется на срок не более двух лет, для выполнения кандидатской диссертации — на срок не более трех лет. Прикрепление к ВУЗу лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, соискателями для выполнения докторской диссертации осуществляется на срок не более четырех лет.

7.8. Прием иностранных граждан в аспирантуру, докторантуру и прикрепление соискателями к ВУЗу осуществляется на основе международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации, а также по договорам ВУЗа, заключенным с юридическими и (или) физическими лицами и предусматривающим оплату ими стоимости подготовки.

Прием лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в аспирантуру, докторантуру и прикрепление в качестве соискателей к ВУЗу осуществляются в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации.

7.9. Количество лиц, принимаемых в аспирантуру и докторантуру за счет средств федерального бюджета, и структура определяются в соответствии с государственным заданием на оказание государственных услуг, разрабатываемых на основе контрольных цифр приема, устанавливаемых ежегодно Учредителем.

7.10. ВУЗ вправе осуществлять прием граждан сверх установленных контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру на основании договоров, заключаемых с юридическими и (или) физическими лицами и предусматривающих оплату ими стоимости подготовки.

7.11. Права, обязанности, социальные гарантии и льготы докторантов, аспирантов, соискателей и лиц, переведенных на должности научных сотрудников для выполнения докторских диссертаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации, Уставом и иными локальными актами ВУЗа.

7.12. Докторанты ежегодно аттестуются кафедрами ВУЗа по итогам выполнения плана подготовки диссертации.

7.13. Аспиранты ежегодно аттестуются кафедрами ВУЗа по итогам выполнения индивидуального плана, утвержденного Ректором или Ученым советом ВУЗа.

7.14. Соискатели, прикрепленные для подготовки кандидатской диссертации, ежегодно аттестуются кафедрами ВУЗа. Соискатели, прикрепленные для подготовки докторской диссертации, ежегодно аттестуются в порядке, определяемом Ученым советом ВУЗа.

7.15. Докторанты, аспиранты, соискатели отчисляются из аспирантуры, докторантуры ВУЗа в порядке, установленном п. 6.16. настоящего Устава.

7.16. Повышение квалификации научно-педагогических работников ВУЗа проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, высших учебных заведениях, а также в ведущих российских и иностранных научных организациях.

ґ

ч,

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

B. ЛАПТЕВ, профессор, проректор по научной работе

C. ПИСАРЕВА, доцент РГПУ им. А.И. Герцена

Подготовка кадров высшей квалификации является одной из важнейших институциональных функций науки. К концу ХХ века в российской науке стала проявляться тревожная тенденция — старение научных и научно-педагогических кадров. Многие авторы констатировали снижение интереса молодых людей к научной и научно-педагогической деятельности, вызванное разными причинами: низкая заработная плата, профессиональная невостребован-ность, ограниченные возможности карьерного роста. Социологический анализ причин нежелания молодежи работать в науке позволяет утверждать, что решение этой проблемы не может быть линейным. В частности, простое увеличение зарплаты лишь отчасти снимает остроту, но не решает ее. Как отмечает А. Карпов, «профессиональное становление ученого и специалиста не сводимо к инфраструктуре его жизни» . Необходимы продуманные действия системного характера.

Кначалу XXI века проблема поиска путей выявления талантливой молодежи и привлечения ее в сферу научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности встала с особой остротой. Совершенно очевидно, что эти взаимосвязанные процессы должны быть реализованы в пространстве интеграции науки и образования, позволяющей выявить стратегические ориентиры совершенствования подготовки кадров высшей квалификации. На наш взгляд, эти ориентиры могут быть определены исходя из анализа трех процессов:

□ изменения статуса и роли науки в современной жизни;

□ развития новых тенденций внутри

Подготовка кадров науки: стратегические ориентиры

самой науки, связанных с расширением ее профессионального характера, распространением методологического плюрализма и трансформацией базовых ценностей;

□ становления экономики знаний и отрасли управления знаниями.

Рассмотрим эти процессы с точки зрения их влияния на проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации.

Изменение статуса и роли науки в современной жизни. Неизмеримо возросший в ХХ веке объем научных знаний способствовал изменению технологической базы разных сфер деятельности, положил начало новому этапу в истории мировой цивилизации. Благодаря имманентно присущим характеристикам непрерывности и поступательности развития, а также экспонен-циальности, т.е. росту в геометрической прогрессии количественных и количественно-качественных параметров, наука стала универсальным средством решения актуальных проблем человечества. Развитие науки в отдельных странах, созданный ею научный потенциал стали определять их социально-экономический уровень, роль и место в мире.

Сегодня этот образ науки, ассоциирующийся с непрерывно прогрессирующей системой знаний об окружающем мире, обеспечивающей человеку возможность удовлетворения всех своих желаний и потребностей, дополняется различного рода глобальными опасениями, порожденными ухудшением экологической ситуации, технологическими катастрофами и т.п. Поэтому, как замечает С.С. Гусев , в последнее время растет разочарование в возможностях человеческогопрогресса на пути исполь-

Обсуждаем проблему

зования научных результатов. Того же мнения придерживается президент Международной ассоциации философских обществ И. Кучуради, отмечая, что реализуемая многими странами «политика развития», ориентированная на рост промышленной продукции и технический прогресс, привела к целому ряду тяжелейших последствий, таких как неконтролируемое использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, угроза ядерной безопасности и т.п.

В современной социологии и политологии начали говорить о необходимости «внести в развитие культурное измерение». В связи с этимразворачивается политика культурного развития, понимаемая в основном как расширение возможностей для масс «иметь доступ к культуре и к участию в ней» . Создание условий для самоопределения личности в разнообразных видах деятельности рассматривается как главное средство «снятия» проблем жизнедеятельности, порождаемых наукой. Возникает ситуация, когда создание реальных условий выбора форм участия в научно-исследовательской деятельности способствует, с одной стороны, самоопределению, а с другой — выявлению талантливой в научном отношении молодежи уже с первых лет обучения в университете.

Развитие новых тенденций внутри самой науки. Первая тенденция — расширение профессионального характера современной науки. К концу ХХ века, отмечает Б.Л. Вульфсон, количество высококвалифицированных специалистов, профессионально занятых в научных исследованиях и экспериментальных разработках, увеличилось с1970 по 1990 гг. следующим образом: в США — на 75%, в Германии — на 85%, во Франции — на 90%, в Японии — на 115%, в Италии — на 180% . Темпы роста профессиональных ученых можно также сравнить по следующим данным. По оценке Д. Бернала, в 1896 г. в мире имелось 50 тысяч человек, которые профессионально вели научно-исследовательские работы .

Через 100 лет численность профессиональных ученых мира и инженеров, занятых в исследованиях и разработках, составила 4,7 млн. чел. . В современном обществе специальная подготовка профессиональных исследователей становится делом чрезвычайной важности, т.к. именно численность научных кадров определяет научный потенциал страны и оказывается одним из факторов социально-экономического развития государства.

Рассмотренную тенденцию усиливающейся профессионализации науки необходимо учитывать при проектировании содержания образования на этапе систематической подготовки в аспирантуре, в содержание которой целесообразно ввести курсы общенаучного характера, ориентирующие аспирантов на профессиональную научноисследовательскую деятельность, такие как «Методология научного исследования», «Методика научного эксперимента», «Практика написания статей» (подобные курсы есть во многих программах подготовки докторов философии, реализуемых в европейских университетах). Кроме того, возможно включение аспирантов в научные исследования за счет часов, отводимых на дисциплины по выбору, что позволит создать среду для развития научного творчества посредством непосредственного погружения в научно-исследовательскую деятельность научного сообщества.

Вторая тенденция — развитие методологического плюрализма — стала возможной благодаря изменению роли познающего субъекта в процессе познания мира. Она может быть определена, с одной стороны, как явление современного этапа научного прогресса, а с другой — как одна из перспективных линий дальнейшего развития.

В классической философии познание в значительной мере толковалось как пополнение «копилки» науки новыми теориями и концепциями, выстраиваемыми в соответствии с общезначимыми стандартами, нормами, эталонами. Сами эти теоретико-познавательные установки и ориентации счи-

Высшее образование в России • № 4, 2006

тались незыблемыми и независимыми от работы и творчества индивидуальных познающих субъектов. В этом была сила «классической» науки. Но в этом была и слабость, поскольку именно оторванность стандартов от живого человеческого опыта делала их невосприимчивыми к тем трансформациям познавательных структур и установок, которые стали проявляться в науке и философии в XX веке. Объясняется это тем, что в качестве образцов научности выступали области научного знания, не учитывающие особенности познающего субъекта . Сегодня в качестве такого образца предлагаются гуманитарные науки. В центре внимания в этом случае — активная роль субъекта в познавательном процессе.

Необходимо учесть также процессы, протекающие в современной культуре, демонстрирующей не только многочисленные модификации понятия истины в науке, но и разнообразие типов истин (религиозные, научные, художественные, истиныобыден-ного сознания и т.д.).

Анализ исторического развития науки позволил В.С. Степину сделать вывод, чрезвычайно актуальный для обсуждаемой в статье проблемы: по мере изменения типа культуры меняются стандарты научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных ее феноменов .

Данную тенденцию целесообразно учитывать не только в содержании дисциплин образовательной программы подготовки аспирантов, но и в ходе выполнения диссертационного исследования, предполагающего методологическое позиционирование исследователя.

Третья тенденция — трансформация базовых ценностей науки. Наряду с накоплением полезной информации в науке происходят процессы, которые В.Н. Сагатов-ский обозначает как «вненаучные (характер использования ее достижений) и внут-ринаучные помехи» . И те и другие име-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ют аксиологическую основу, т.е. определяют меру добра и зла в использовании результатов научных исследований, а также задают направление научно-исследовательской деятельности изнутри самой науки. Ученый выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на развитие указанных помех: воля к власти самих ученых, абстрактная любознательность, мимикрия под научную деятельность для некоторых ее участников, технократическое и идеологическое давление на науку, массовость и автономизация. Общим итогом соединения ценностной направленности и обстоятельств, по мнению В.Н. Сагатовского, оказывается познавательная и нравственная безответственность. Путь уменьшения влияния вненаучных и внутринаучных помех, как нам представляется, лежит в русле идей научного образования и их реализации в специализированной подготовке современного исследователя.

На наш взгляд, одним из ведущих механизмов научного образования является участие в деятельности научного сообщества (таким сообществом в первую очередь является научная школа). Однако уже существует опыт приобщения молодежи к научным проектам и в более ранние периоды учебы, например в общеобразовательной школе. Как отмечает А. Карпов, «в школьных культурах европейских стран протекают изменения в русле методов обучения через науку» .

Становление экономики знаний и развитие отрасли управления знаниями. В наиболее динамично развивающихся странах образование является ключевой производительной силой общества, важнейшей отраслью экономики, привлекающей серьёзные финансовые средства; оно оказывается в целом конкурентоспособной сферой с точки зрения зарплат, социальных гарантий, престижа.

Примером тому является разработка нового стратегического направления в экономике — «управление знаниями» (knowledge management), которое рассматрива-

Обсуждаем проблему

ется как междисциплинарная сфера, соединяющая в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности. Созвучна с этим направлением и так называемая «знаниевая экономика» (knowledge economy). Эксперт Межвузовского агентства международного консалтинга И. Кузнецова отмечает, что это не просто управление знаниями, а много больше: осознание необходимости постоянного прироста знаний каждым отдельным индивидуумом; умение их использовать, а не просто хранить в долгосрочной памяти или сразу забывать после первого «знакомства»; желание и умение делиться знаниями с окружающими, получая взамен другие знания; вовлечение в процесс глобального информационного обмена между потенциальными конкурентами, что только повысит конкурентоспособность каждого участника в отдельности за счет расширения имеющихся знаний и т. д. .

Мобильный и высококвалифицированный «человеческий капитал» становится сегодня основным ресурсом всех прогрессивных преобразований в обществе, вызываемых необходимостью внесения «культурного измерения» в развитие как мира в целом, так и отдельных государств. В настоящее время, отмечает академик В.Л. Макаров, особое внимание начинает уделяться созданию такой инфраструктуры, которая позволила бы использовать накопленные знания и опыт в производстве и потреблении. Соответственно этим задачам формируется система индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на знания и в целом экономики, основанной на знаниях. В качестве положительного примера ученый приводит систему индикаторов, предложенную OECD, позволяющую сопоставить уровень и динамику развития стран — участниц этой организации. Данная система состоит из 17 комплексных индикаторов, характеризующих такие процессы, как инновационная активность, инвестиции в сектор знаний, численность научных кадров, межстрановые по-

токи знаний, межстрановый обмен результатами изобретательской деятельности и т.п. . В контексте рассматриваемой проблемы особое внимание необходимо обратить на индикатор, обозначенный следующим образом: мобильность ученых и инженеров, особенно высокой квалификации, а также студентов, уезжающих учиться за рубеж.

Для увеличения мобильности отечественных молодых ученых, расширения возможностей для их участия в международных исследованиях, целесообразно в процессе подготовки учитывать европейские тенденции подготовки научных кадров, в частности докторов философии (Ph.D.).

Достаточно интересны требования, предъявляемые в ряде европейских стран к соискателям степени Ph.D., в плане выполнения исследования.

В частности, в Нидерландах прием на обучение по докторской программе возможен только в том случае, если университет (факультет) ведет научную работу по конкретной теме, т.е. докторанта берут под проект. Таким образом, докторант должен внести свой вклад в разработку научной программы, со «своей» темой он прийти не может.

Во Франции докторские школы строят свою работу на представлении о том, что подготовка диссертации — это исследовательская работа в рамках исследовательской команды. В целях гарантии качества необходимо, чтобы диссертация была выполнена в признанной исследовательской команде, с которой подписан договор на подготовку докторов по результатам проведения экспертизы ее деятельности государственными органами.

В Швеции создан Совет по исследованиям (Reseach council), который рассматривает вопросы финансирования и экспертизы исследований и тем самым поддерживает высокий уровень качества исследований, поэтому диссертационное исследование выполняется в рамках специального заказа на его проведение. Заказ может быть

Высшее образование в России • № 4, 2006

инициирован не только государством, но и коммерческими организациями.

Думается, что зарубежный опыт может быть адаптирован к условиям российской действительности на этапе подготовки соискателей ученой степени кандидата наук следующим образом:

□ введение более жестких требований, предъявляемых к поступающим в аспирантуру, главным образом к уровню их методологической подготовки, а также теоретической осведомленности в проблеме (например, по публикациям);

□ интеграция в аспирантуре системы академической и научной подготовки при условии сохранения статуса самостоятельного диссертационного исследования как важнейшего критерия и показателя квалификации соискателя;

□ введение в содержание академической подготовки наряду с подготовкой к сдаче кандидатских экзаменов учебных курсов, готовящих аспирантов к представлению результатов своего исследования в виде публикаций и устных выступлений;

□ увязывание тематики диссертационных исследований не только с личными интересами исследователя или научной школы, в рамках которой он выполняет исследование, но и с задачами развития науки и государства в целом, а также согласование с планами научных исследований академии наук, программой научно-исследовательской деятельности выпускающего университета.

Развитие методологической культуры и исследовательской компетентности у молодых ученых, на наш взгляд, может быть достигнуто включением аспирантов в состав исследовательских коллективов, привлечением аспирантов к участию в грантовых конкурсах научных работ для молодых исследователей.

Совершенствование системы подготовки профессиональных исследователей в нашей стране не должно проходить в замкнутой среде. Необходимо разумно использовать зарубежный опыт, искать пути интеграции отечественной системы подготовки ученых в европейское научное и образовательное пространство.

Литература

1. Гвоздева Е., Высоцкий Е. Есть ли стимул

работать в российской науке? // Высшее образование в России. — 2004. — №12.

2. Карпов А. Молодежь в науке // Высшее об-

разование в России. — 2005. — №5.

3. Гусев С.С. Самоограничительные тенден-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции в науке // Альтернативные миры знания / Под ред. В.Н. Поруса и Е.Л. Чертковой. — СПб., 2000.

4. Кучуради И. Перед лицом мировых про-

блем // Вопросы философии. — 2004. -№3.

5. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития обра-

зования на Западе на пороге XXI века. -М., 1999.

6. Бернал Дж. Наука в истории общества. —

М., 1956. — С. 389.

7. Ковалев Ю.Ю. География мировой науки:

Учеб. пособие. — М., 2002.

8. Ильин В.В. Философия науки: учебник. —

М., 2003.

9. Степин В.С. Теоретическое знание. — М.,