Бюджетное учреждение финансируется из соответствующего бюджета

Ежакова Е.Н.

студент ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Илюшин В. Е.

канд. экон. наук, зав. кафедры экономических дисциплин Тамбовского филиала ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

г. Мичуринск, Россия

К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности финансирования бюджетных учреждений. Анализируется планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, а также выполнение государственного (муниципального) задания в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, государственное задание, финансовое обеспечение, государственные субсидии.

Ezhakova E. N.

student of Michurinsk state agricultural university

Ilyushin V. E.

Michurinsk, Russia

TO THE QUESTION OF FINANCING OF THE BUDGETARY

Key words: budgetary establishments, state task, financial security, state subsidies.

В современных условиях реформирования бюджетной сферы возникает необходимость в изучении механизма становления и развития бюджетных учреждений нового типа с целью разработки актуальных направлений их совершенствования в рыночной среде.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий, соответственно, органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

При сравнении нового понятия бюджетного учреждения, и определения, действующего до вступления изменений в силу, которое содержится в Бюджетном Кодексе РФ, напрашивается вывод, что перенос определения бюджетного учреждения из одного нормативного правового акта в другой не случаен. Действительно, бюджетное учреждение перестает быть получателем бюджетных средств и фактически участником бюджетного процесса, его доходы перестают быть доходами бюджета.

В условиях рыночной экономики бюджетные организации, для того, чтобы восполнить недостаток бюджетных средств на финансирование расходов, вынуждены были искать иные источники поступления денежных средств. Доходы от предпринимательской деятельности и явились таким дополнительным источником финансирования. В настоящее время, в большинстве бюджетных учреждений более половины всех ресурсов составляют доходы от предпринимательской деятельности.

Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор в большинстве случаев функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от

принципов оптимальности и достаточности предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом общее количество учреждений, входящих в указанную систему, весьма велико.

У бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности собственной деятельности, что вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Плюс к этому очень высока степень закрытости управления большинства бюджетных учреждений, как от рядовых сотрудников этих учреждений, так и от потребителей государственных (муниципальных) услуг.

Важнейшей новацией является изменение принципа финансового обеспечения бюджетных учреждений — если раньше оно осуществлялось на основе бюджетной сметы (т. е. фактических расходов учреждения без прямой связи с эффективностью его деятельности), то теперь средства из бюджета бюджетным учреждениям будут предоставляться в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания. Тем самым размер субсидии бюджетному учреждению будет напрямую зависеть от уровня (качества и количества) оказываемых им услуг (выполняемых работ) — чем эффективнее деятельность учреждения, тем оно должно быть богаче.

При этом предусмотрено два вида таких субсидий — субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, включая содержание имущества, и субсидии на иные цели. Второй вид представляет собой разовые выплаты целевого характера, которые могут быть направлены на закупку техники, оборудования и их установку, приобретение программного обеспечения, проведение инвентаризаций, аудита, мероприятий по ресурсо- и энергосбережению, обучение и повышение квалификации специалистов. Эти субсидии могут финансироваться в рамках целевой программы развития государственных учреждений, в которой выплаты разового характера увязываются с целью повышения эффективности функционирования государственных учреждений и

улучшения качества оказанных ими государственных услуг в долгосрочной перспективе. Предоставление иных субсидий может быть обусловлено влиянием «неуправляемых» факторов, например, наводнением, пожаром. Кроме вышеперечисленных направлений расходов бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции.

Однако бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения размера таких услуг устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Иными словами, обязательный объем бесплатных и платных услуг в рамках задания прямо регулируется органами государственной власти и местного самоуправления.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год, а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году. Неиспользованные до конца финансового года суммы субсидий, предоставленных на выполнение госзадания, остаются в распоряжении учреждения.

В отличие от финансового обеспечения по смете, подразумевающего стабильность положения учреждения, финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения в виде субсидии предполагает жесткую связь с результатом. Количество оказываемых учреждением услуг в течение года может существенно колебаться, соответственно и объем ассигнований не будет постоянным, присутствует определенная нестабильность в получении доходов. При этом учреждение должно функционировать круглый год. В такой ситуации ключевым является правильный выбор методики расчета субсидии.

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

Исходя из этого, учреждение сможет в дальнейшем самостоятельно рассчитать размер финансового обеспечения выполнения им государственного (муниципального) задания.

В результате вводится связь между финансовым обеспечением учреждений и результатом их работы. Это будет служить мотивацией к эффективному использованию бюджетных средств для повышения качества оказываемых услуг.

Порядок формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания определяется: Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ; местной администрацией — в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Государственное задание формируется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели, в виде субсидии.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и

нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Однако нормировать можно не все расходы учреждений. В мировой практике к числу нормируемых относятся, прежде всего, трудовые и материальные затраты. В целом нормированию поддаются только те расходы, которые находятся в прямой зависимости от количества потребителей соответствующих услуг или объема выполняемых работ (переменные расходы). Расходы, которые не связаны с количеством потребителей услуг или объемом работ (постоянные расходы), экономически нецелесообразно финансировать на основе нормативов.

Формат государственного (муниципального) задания предполагает установление порядка контроля за его выполнением.

В целях проведения оценки деятельности учреждения, значения показателей качества оказания услуги могут быть проанализированы как в статике (соотношение с целевыми индикаторами), так и в динамике (улучшение или ухудшение результативности деятельности учреждения в течение рассматриваемого периода времени).

В настоящее время нормативно-правовые акты регионального и муниципального уровня, регулирующие процедуры работы с государственными (муниципальными) заданиями, иногда предусматривают оценку эффективности использования средств соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, при которой выполнение задания рассматривается с учетом кассового исполнения бюджета и фактического освоения учреждением средств. Имеются случаи, когда при невыполнении государственного (муниципального) задания в

нормативно-правовых актах предусмотрено применение и соответствующих санкций (например, недофинансирование учреждений). Хотя, несомненно, плохая организация учреждением своей работы может требовать установления для учреждения или его руководителя определенных негативных последствий, однако же на данном этапе работы с государственными (муниципальными) заданиями подобные меры представляются преждевременными. Они могут лишить учреждения и главных распорядителей бюджетных средств заинтересованности в установлении наиболее прогрессивных показателей качества оказания услуг. Более того, наказания в форме сокращения (приостановления) бюджетного финансирования вряд ли будут способствовать улучшению работы учреждения.

Таким образом, при установлении корректной системы показателей качества услуг в государственном (муниципальном) задании и регулярной оценке их выполнения создается действенный рычаг, позволяющий эффективно контролировать деятельность учреждения и выполнение им государственного (муниципального) задания. Однако стоит помнить о том, что целью установления показателей качества оказания услуг и их соблюдения является не применение к учреждению неких санкций, а повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг, чему в большей степени будут способствовать меры поощрения учреждений за лучшие результаты работы.

Реформа государственных бюджетных учреждений только разворачивается, успех ее будет зависеть в большей степени от подзаконных актов соответствующего государственного уровня это: решения Правительства России, высших исполнительных органов государственной власти субъектов России и администраций муниципальных образований. Цель реформы государственных бюджетных учреждений — финансировать количество и качество государственных услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов.

Таким образом, государство создает новый правовой и финансовый механизм способный гибко и адекватно обеспечивать стремительно меняющиеся потребности нашего общества, в условиях масштабной модернизации страны.

Список литературы

1. Беспалов М. В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 14. С. 2-9.

2. Беспалов М.В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 10 -13.

3. Беспалов М.В. Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 8 С. 10-13.

4. Беспалов М.В. Порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 2. С. 14-17.

7. Рудник Б.Л. Совершенствование организационно-финансовых механизмов оказания государственных и муниципальных услуг: результаты экспертного анализа // Вопросы государственного и муниципального управления . 2013. №3. С.70-89.

Разделы:
Сведения о медицинской организации
История больницы
Информация для пациентов
Территориальная программа гос. гарантий
Диспансеризация
Платные услуги
Правила внутреннего распорядка
Информация для специалистов
Орг. структура
Медицинские работники
Лекарственное средства
Центр здоровья
Отзывы пациентов
Рекомендации врача
Запись на прием
Пресса о нас
Меры соц. поддержки
Страховые организации
Показатели доступности
Наш профсоюз
Антитеррор

Полное наименование учреждения Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Городская клиническая больница №5 г.Владимира»
Адрес и схема проезда Ознакомиться можно по ссылке > Контакты
Дата гос. регистрации 28.10.1994 >
Сведения об учредителе Департамент здравоохранения администрации Владимирской области >
Лицензии Ознакомиться с лицензиями можно по ссылке > Лицензии
Организационная структура Ознакомиться можно по ссылке > Орг.Структура
Правила внутреннего распорядка Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка можно по ссылке > Скачать

ГБУЗ ВО «ГКБ №5 г.Владимира» — учреждение здравоохранения, оказывающее экстренную и плановую медицинскую помощь, имеющее в своем составе многопрофильный стационар на 472 круглосуточные койки со стационаром дневного пребывания, территориальную поликлинику на 1100 посещений в смену, поликлинику (ул.Северная 1а) на 350 посещений в смену, два дневных терапевтических стационара, дневной хирургический стационар, женскую консультацию на 100 посещений в смену, дневной гинекологический стационар, отделение охраны репродуктивного здоровья, Центр здоровья, отделение медицинских осмотров и освидетельствований, кабинеты неотложной и паллиативной медицинской помощи, центр амбулаторной онкологической помощи.

Центр амбулаторной онкологической помощи. Основные задачи специалистов центра амбулаторной онкологической помощи — своевременное выявление онкологических заболеваний на ранней стадии, проведение всех необходимых обследований человека с подозрением на злокачественное новообразование, чтобы в случае подтверждения диагноза пациент мог как можно скорее приступить к лечению, осуществление диспансерного наблюдения пациентов, перенесших онкологическое заболевание. Центр оснащен полным спектром оборудования для диагностики основных видов онкопатологии. В арсенале специализированной службы – 32-срезовый компьютерный томограф фирмы «Philips», портативный УЗИ-аппарат, видеоэндоскопическая стойка и другое высокотехнологичное оборудование.

Круглосуточный стационар ГБУЗ ВО «ГКБ №5 г.Владимира» имеет в своем составе профильные клинические отделения (отделение анестезиологии и реанимации, эндокринологическое, хирургическое, неврологическое, офтальмологическое, оториноларингологическое, ревматологическое, кардиологическое, гастроэнтерологическое, терапевтическое, пульмонологическое) и диагностические отделения (рентгеновское, ОФД и УЗИ, КДЛ, эндоскопическое отделение), отделение восстановительного лечения, патологоанатомическое отделение.

Внедрены новые медицинские технологии (тромболизис при болезнях системы кровообращения, высокотехнологичная медицинская помощь на базе ревматологического отделения (методика лечения генно-инженерными препаратами) и эндокринологического отделения (комплексное лечение сахарного диабета, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом).

Функционирует кабинет усиленной наружной контрпульсации для пациентов кардиологического профиля в восстановительном и реабилитационном периоде.

В офтальмологическом отделении выполняются операции факоэмульсификации с установкой интраокулярной линзы, лазеротерапия.

В хирургическом отделении проводятся лапароскопическая холецистэктомия, эндовазальная лазерная облитерация вен, диагностическая артроскопия, артроскопические операции на суставах, лапароскопический сальпинголизис и др.
В отделении функциональной диагностики проводятся УЗДГ экстракраниальных, транскраниальных и периферических сосудов.

Работает Центр здоровья, целью которого является диагностика и мониторирование факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, проводится консультирование, обучение и формирование у населения принципов приверженности к здоровому образу жизни.

Учреждение интегрировано в единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ). На текущий момент медицинская информационная система доступна на всех автоматизированных рабочих местах медицинских работников. Реализовано ведение расписаний приема врачей в электронном виде и обеспечена возможность дистанционной записи граждан на прием к врачу с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Реализовано ведение электронных медицинских карт пациентов. Осуществляется обмен в форме электронных документов (направлениями и результатами лабораторных исследований).

Развиваются сервисы «Электронная регистратура», «Лабораторная информационная система», «Электронная очередь», «Электронный листок нетрудоспособности», «Электронная медицинская карта».

Сизонова О., главный редактор журнала

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2020

Учредитель планирует сменить тип бюджетного учреждения на казенное. Как изменится правовое положение учреждения?

Правовое положение казенного учреждения во многом отличается от правового положения бюджетного учреждения. Для наглядности в таблице сравним правовое положение бюджетного и казенного учреждений.

Критерии сравнения

Бюджетное учреждение (БУ)

Казенное учреждение (КУ)

Нормативный документ, регламентирующий правовое положение учреждений

Федеральный закон № 7-ФЗ* (особенности его правового положения определены ст. 9.2 указанного закона)

Бюджетный кодекс (особенности его правового положения определены ст. 161 БК РФ)

Основная деятельность

Выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (является основанием для формирования государственного (муниципального) задания) (п. 1 – 3 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (ст. 6 БК РФ)

Финансовое обеспечение основной деятельности

Субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Бюджетная смета (ст. 6, п. 2 ст. 161 БК РФ)

Приносящая доход деятельность

Осуществляется, если преду­смотрена в учредительных документах. Доходы и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 ГК РФ)

Осуществляется, если преду­смотрена в учредительных документах. Доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Имущественные права

Имущество закрепляется за БУ на праве оперативного управления (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

БУ не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, БУ вправе распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ)

Имущество закрепляется за КУ на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

КУ не вправе распоряжаться всем имуществом без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Заключение договоров, (контрактов), исполнение обязательств

От своего имени. Собственник имущества БУ не несет ответственности по обязательствам БУ (за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам, в отношении которых собственник имущества БУ несет субсидиарную ответственность при недостаточности имущества учреждения) (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ)

От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (п. 5 ст. 161 БК РФ). Собственник имущества КУ несет субсидиарную ответственность по обязательствам КУ (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Кассовое обслуживание

Через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства (финансовых органах) (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства (финансовых органах) (п. 4 ст. 161 БК РФ)

Закупки

В рамках Федерального закона № 44-ФЗ**. При этом в отдельных случаях бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки с соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ***

В рамках Федерального закона № 44-ФЗ

Бухгалтерский учет и отчетность

План счетов для бюджетных учреждений

Бюджетный план счетов

* Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

** Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

*** Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В силу ст. 161 БК РФ казенное учреждение по своему правовому статусу, в отличие от бюджетного, является получателем бюджетных средств. Так, если БУ предоставляются субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, средства которых расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, то КУ финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по бюджетной смете. Если БУ осуществляет приносящую доход деятельность и доходы от нее поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, то при ведении такой деятельности КУ доходы поступают в бюджет. Однако в упомянутом случае у учредителя есть право довести эти средства учреждению в виде дополнительного финансирования.

Какие мероприятия необходимо провести при изменении БУ на КУ?

Согласно п. 2 ст. 17.1 Федерального закона № 7-ФЗ порядок принятия решения об изменении типа бюджетного учреждения установлен:

  • для федеральных учреждений – в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 539;

  • для учреждений субъектов РФ – в постановлениях высших исполнительных органов госвласти субъекта РФ;

  • для муниципальных учреждений – в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

Распоряжение об изменение типа учреждения готовит соответствующий орган власти – учредитель. В нем указываются:

  • наименования существующего и создаваемого учреждений с указанием их типов;

  • наименование органа-учредителя;

  • информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности учреждения;

  • информация об изменении (сохранении) штатной численности;

  • перечень мероприятий при изменение типа учреждения с указанием сроков их проведения.

В данном перечне, в частности, предусматриваются следующие мероприятия:

1) подготовка и утверждение изменений в уставе учреждения, направление изменений на государственную регистрацию, переоформление лицензий;

2) внесение изменений в реестр участников бюджетного процесса;

3) размещение информации на официальном сайте;

4) замена печатей и штампов, бланков;

5) уведомление руководителя и работников об изменение типа учреждения, подготовка дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителем и работниками учреждения;

6) проведение инвентаризации всех активов и обязательств учреждения;

7) формирование заключительной отчетности БУ;

8) организация ведения бухгалтерского учета (перевод остатков с плана счетов БУ на план счетов КУ);

9) закрытие лицевых счетов БУ, открытие лицевых счетов КУ;

10) уведомление контрагентов (кредиторов, дебиторов, налоговой службы и иных органов) об смена типа учреждения и подготовка дополнительных соглашений к договорам (контрактам).

При изменении типа БУ на КУ могут ли остаться неисполненные обязательства перед кредиторами в рамках деятельности по выполнению муниципального задания (в том числе просроченная кредиторская задолженность)?

При изменении типа учреждения все незавершенные расчеты с кредиторами (остатки по соответствующим аналитическим счетам) подлежат переводу с плана счетов бюджетного учреждения на план счетов казенного учреждения.

Что касается просроченной кредиторской задолженности, учреждению до изменения типа следует выяснить причины ее образования и принять меры по ее погашению. А в случае, если кредиторская задолженность не будет востребована кредиторами (не будет подтверждена кредитором), она подлежит списанию с балансовых счетов и принятию на забалансовый счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Если выяснится, что в отношении данной задолженности срок исковой давности истек, а также в случае ликвидации юридического лица (смерти физического лица) кредиторская задолженность списывается с учета безвозвратно на основании решения инвентаризационной комиссии (комиссии по поступлению и выбытию активов) в порядке, установленном в учетной политике учреждения.

При изменении типа КУ на БУ подлежит ли переносу дебиторская задолженность по расчетам по доходам (в том числе просроченная)?

При изменении типа учреждения все незавершенные расчеты по доходам (остатки по соответствующим аналитическим счетам) подлежат переводу с плана счетов бюджетного учреждения на план счетов казенного учреждения.

В отношении просроченной дебиторской задолженности учреждению следует до изменения типа выяснить причины ее образования и принять меры по ее возврату, а в случае ее признания сомнительной – списать с балансового учета на забалансовый учет.

Дебиторская задолженность признается сомнительной, когда она не погашена в срок и по ней в обозримом будущем поступление денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) данной задолженности не ожидается. Под обозримым будущим понимается период не менее трех лет (Письмо Минфина РФ от 17.04.2019 № 02-07-10/27662).

При признании дебиторской задолженности сомнительной она подлежит списанию со счетов балансового учета и переносу на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность».

Если просроченная дебиторская задолженность, числящаяся на балансовых счетах, признана безнадежной к взысканию, она подлежит списанию без принятия ее на забалансовый счет 04.

Сомнительная задолженность может быть списана с балансового (забалансового) учета на основании решения инвентаризационной комиссии (комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов) о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.

Какие корреспонденции счетов используются при переводе остатков в связи с изменением БУ на КУ?

При смена типа учреждения с бюджетного на казенное следует руководствоваться инструкциями № 162н, 174н. При этом необходимо учитывать:

  • Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенные Письмом Минфина РФ от 25.04.2011 № 02-06-07/1546;

  • Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенные Письмом Минфина РФ от 22.12.2011 № 02-06-07/5236.

В силу указанных рекомендаций перевод остатков по счетам при изменении типа учреждения осуществляется на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением:

  • счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» – если переход осуществляется в течение финансового года;

  • счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» – с начала финансового года.

Например, операции по переводу остатков по счетам при изменении типа учреждения с БУ на КУ в течение финансового года оформляются следующими бухгалтерскими записями (за исключением операций с денежными средствами и по расчетам с учредителем):

Дебет

Кредит

В учете БУ – передающей стороны (п. 146, 147 Инструкции № 174н)

Переданы нефинансовые активы, в том числе:

– основные средства

0 304 06 832

0 101 хх 410

– нематериальные активы

0 102 хх 420

– непроизведенные активы

0 103 хх 430

– материальные запасы

0 105 хх 44х

– вложения в нефинансовые активы

0 106 хх ххх

– нефинансовые активы в пути

0 107 хх ххх

– себестоимость готовой продукции (в части незавершенного производства продукции)

0 109 60 ххх

Переданы суммы начисленной амортизации на объекты нефинансовых активов, в том числе:

– основные средства

0 104 хх 411

0 304 06 732

– нематериальные активы

0 104 39 421

Переданы суммы убытка от обесценения нефинансовых активов, в том числе:

– основных средств

0 114 хх 412

0 304 06 732

– нематериальных активов

0 114 39 422

– непроизведенных активов

0 114 6х 432

Переданы финансовые активы (за исключением денежных средств)

0 304 06 832

0 201 35 610

0 204 хх ххх

0 205 хх 66х

0 206 хх 66х

0 208 хх 66х

0 209 хх 66х

0 210 11 66х

0 210 12 66х

0 210 13 66х

Передана дебиторская задолженность:

– при расчетах по доходам, с подотчетными лицами, по ущербу имуществу и иным доходам (кредитовое сальдо)

0 205 хх 56х

0 208 хх 56х

0 209 хх 56х

0 304 06 732

– при переплате обязательных платежей в бюджет (дебетовое сальдо)

0 304 06 832

0 303 хх 73х

Передана кредиторская задолженность (в сумме возникших обязательств)

0 302 хх 83х

0 303 хх 83х

0 304 02 83х

0 304 03 83х

0 304 06 732

Передан финансовый результат учреждения в части:

– доходов текущего финансового года

0 401 10 ххх

0 304 06 732

– доходов будущих периодов

0 401 40 ххх

– резервов предстоящих расходов

0 401 60 ххх

– расходов текущего финансового года

0 304 06 832

0 401 20 ххх

– расходов будущих периодов

0 401 50 ххх

В учете КУ – принимающей стороны (п. 111.1 Инструкции № 162н)

Приняты к учету нефинансовые активы, в том числе:

– основные средства

1 101 хх 310

1 304 06 732

– нематериальные активы

1 102 хх 320

– непроизведенные активы

1 103 хх 330

– материальные запасы

1 105 3х 34х

– вложения в нефинансовые активы

1 106 хх ххх

– нефинансовые активы в пути

1 107 хх ххх

– себестоимость готовой продукции (в части незавершенного производства продукции)

1 109 60 ххх

Принята к учету сумма начисленной амортизации на объекты нефинансовых активов, в том числе:

– основные средства

1 304 06 832

1 104 хх 411

– нематериальные активы

1 104 39 421

Принята сумма убытка от обесценения нефинансовых активов, в том числе:

– основных средств

1 304 06 832

1 114 хх 412

– нематериальных активов

1 114 39 422

– непроизведенных активов

1 114 6х 432

Приняты к учету финансовые активы (за исключением денежных средств)

1 201 35 510

1 204 хх ххх

1 205 хх 56х

1 206 хх 56х

1 208 хх 56х

1 209 хх 56х

1 210 11 56х

1 210 12 56х

1 210 13 56х

1 304 06 732

Приняты к учету расчеты по обязательствам

1 304 06 832

1 302 хх 73х

1 303 хх 73х

1 304 хх ххх

Приняты к учету показатели финансового результата в части:

– доходов текущего финансового года

1 304 06 832

1 401 10 ххх

– доходов будущих периодов

1 401 40 ххх

– резервов предстоящих расходов

1 401 6х ххх

– расходов текущего финансового года

1 401 20 ххх

1 304 06 732

– расходов будущих периодов

1 401 50 ххх

При переходе с плана счетов бюджетного учреждения на план счетов казенного учреждения необходимо учитывать следующее.

Исходящие остатки на счетах БУ по КВФО 2, 4 при изменении типа у КУ отражаются как входящие по КВФО 1.

Исходящие остатки на счетах БУ по КВФО 3 при изменении типа у КУ отражаются как входящие остатки по КВФО 3.

Исходящие остатки БУ по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» не передаются КУ. Порядок отражения операций по завершению таких расчетов у БУ необходимо согласовать с учредителем.

Денежные средства на лицевых счетах БУ (в том числе от приносящей доход деятельности, остатки субсидий) перечисляются в бюджет в порядке, установленном учредителем.

В части входящих остатков по счетам расчетов по доходам (поступлениям), подлежащим зачислению в бюджет (входящие дебетовые остатки у КУ по счетам 1 205 00 000, 1 209 00 000, 1 303 00 000), надлежит сформировать дополнительную бухгалтерскую запись по начислению задолженности учреждения перед бюджетом по кредиту счета 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам счета 0 500 00 000, отраженные в учете БУ, не переносятся в учет КУ. При этом показатели (остатки) неисполненных обязательств текущего финансового года БУ подлежат перерегистрации у КУ.

Данные, отраженные у БУ на забалансовых счетах, переносятся на соответствующие забалансовые счета КУ.

Часть 22 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

На этой странице Вы можете:

— ознакомиться с публикациями и иными материалами по внебюджетной деятельности, и, при необходимости, скачать их для себя;

— перейти по ссылкам на страницы сайта с решениями судов по этой же теме.

Кликните мышкой на выбранную Вами публикацию, затем, после появления файла в нижней части экрана, раскройте его для просмотра и скачивания.

Раздел А. Публикации по внебюджетной деятельности.

а) Публикации по вопросам контроля.

10.2. Вопрос- Ответ. Нецелевое использование средств от приносящей доход деятельности. Гарант. 2012.

10.2. О нецелевом расходовании средств, полученных от приносящей доход деятельности. Извлечения. С. Валова. 2010.

10.2. Вопрос — Ответ. Контроль ОФК над внебюджетными средствами, смета доходов и расходов и налог на прибыль. А. Бирюков. 2010.

10.2. Вопрос — Ответ. Выплата зарплаты по бюджетной деятельности за счёт средств от предпринимательской деятельности. Гарант. 2009.

10.2. Типовой блок программы «Внебюджетная деятельность». 2009.

10.2. Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер. Извлечения — проверка внебюджетной деятельности казнчейством. Ю.А. Васильев. 2009.

10.2. Проверка расходов по договорам ДМС в бюджетных учреждениях. Извлечения. А. Беляев. 2009.

10.2. Контроль выручки от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. И.Ю. Гарнов. 2007.

Ревизор конечно же должен знать и бюджетный учёт по проверяемому направлению деятельности учреждения. В связи с этим для ревизоров приводятся также и отдельные публикации по бухгалтерскому учёту.

Размещённые ниже публикации также будут полезны для бухгалтеров и финансистов учреждений.

б) Публикации по вопросам учёта:

10.2. Вопрос об определении стоимости платной услуги. А. Гусев. 2015.

10.2. Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений. М. Г. Гусев. 2014.

10.2. Приносящая доход деятельность в военном учебном заведении. С. Валова. 2010.

10.2. Вопрос — Ответ. Нецелевое использование внебюджетных средств. С. Валова. 2010.

10.2. Вопрос — Ответ. Учёт расходов при исчислении налога на прибыль. О. Заболонкова. 2010.

10.2. Вопрос — Ответ. Нецелевое использование внебюджетных средств. Письмо Минфина РФ от 30.06.2010 № 02-07-10/2383

10.2. Особенности бюджетного учета и налогообложения операций по производству и реализации готовой продукции в сфере общественного питания бюджетных учреждений. И.Ю. Гарнов. 2009.

10.2. Производство и реализация готовой продукции в сфере общественного питания бюджетных учреждений. И.Ю. Гарнов. 2009.

10.2. Санкционирование расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. Отражайте верно! Ю.А. Васильев. 2009.

10.2. Особенности учета животных в подсобных хозяйствах образовательных учреждений. С. Гулиева. 2008.

10.2. Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений. Сергеева И.В. Сергеев Е.А. 2006.

10.2. Учет медикаментов. Извлечения. И. Зернова 2006.

Раздел Б. Переход на другие страницы сайта, к судебным решениям по внебюджетной деятельности.

Направление бюджетных средств на расходы, которые должны осуществляться за счёт внебюджетных средств

Направление бюджетных средств на восстановление внебюджетных средств, направленных ранее на бюджетные расходы

Нецелевое использование внебюджетных средств

Незаконное расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности