Библиотекарь без образования

Содержание

Средняя заработная плата: 18000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 28% Оплачиваемость 32% Конкуренция 29% Входной барьер 38% Перспективы 9% Библиотекарь – это специалист, который занимется обработкой информации, ее организацией и поиском. Работая в библиотечных каталогах, он свободно ориентируется в массе печатных изданий и помогает посетителям отыскать нужные.

  • История
  • Описание
  • Где учиться и на каких специальностях
  • Кому подходит профессия
  • Востребованность и заработок
  • Перспективы карьерного роста

История

Профессия библиотекаря – одна из самых древних. Ее прообраз появился еще XXV веке до нашей эры у шумеров вместе с первыми клинописцами, которые выдавливали знаки на табличках из свежей глины и таким образом создавали письмена. Именно эти таблички и стали первыми библиотечными фондами. С изобретением папируса профессия хранителя этих фондов начинает стремительно развиваться, появляется больше возможностей накопления информации. Особенно развитой была письменность в Древнем Египте: так, у фараона Рамзеса II было около 20 000 папирусов. Само слово «библиотека» («βιβλιοθήκη») появилось много позже, в Древней Греции и означало «место хранения книг». Поначалу эти собрания текстов были исключительно частными, а функции хранителей выполняли рабы. Все изменилось, когда появилась первая публичная библиотека, основанная в VI веке до нашей эры афинским тираном Писистратом. Именно тогда должность хранителя книг стала почетной и уважаемой. Дело в том, что в древности круг обязанностей библиотекарей был намного шире, чем сегодня, и не ограничивался работой с книгами. Например, в Александрийской библиотеке они были еще и смотрителями, «экскурсоводами». Позднее они также начали заниматься исследованиями – описывать труды прошлого – и реставрацией – защищать письмена от воздействия времени.

В эпоху Средневековья профессия стремительно развивалась, но обучались ей преимущественно монахи. Поскольку роль церкви в государстве была огромна, священнослужители занимались в первую очередь религиозными трудами: хранили их, классифицировали, переписывали. В эпоху Возрождения появляются сразу две крупные библиотеки: Ватиканская и имени Лоренцо Медичи. Обе славятся разнообразием и богатством ценных старинных рукописей.

На территории современной России прообраз современного библиотекаря появился значительно позже, чем в Западной Европе. В 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода и переписи книг Древней Греции. С тех пор и началось развитие профессии на Руси.

В наше время компьютерных технологий и интернета труд библиотекаря становится все менее востребованным. С появлением электронных книг читальные залы опустели, а из библиотек остались, в основном, крупные публичные и те, что относятся к учебным заведениями среднего и высшего образования. Профессия библиотекаря постепенно уходит в прошлое.

Описание

Библиотечное дело предполагает в основном бумажную работу, связанную с постоянным поиском и сортировкой книг, а также работу с каталогами – в первую очередь электронными, поскольку большинство библиотек (исключая те, что находятся в мелких населенных пунктах) оснащены компьютерами. Спектр обязанностей сотрудника:

  • Поиск требуемых изданий. Специалист должен хорошо ориентироваться на просторах подконтрольной библиотеки, точно знать расположение каждого типа карточек и каждого раздела фонда.
  • Учет и классификация. Это не такое уж и простое дело. Изданий может быть большое количество – сотни и даже тысячи. Библиотекарь должен их рассортировать таким образом, чтобы любую книгу было легко найти.
  • Составление библиографических указателей. Это особые справочники, в которых книги и периодика сгруппированы по определенному признаку, чтобы читателю было легче их найти.
  • Контроль состояния книг. Сотрудник библиотеки не только следит за сохранностью изданий, но и выполняет при необходимости легкий ремонт – например, подклеивает порванные страницы. Это довольно кропотливая работа, которая требует усидчивости, аккуратности и внимательности.
  • Правильное хранение изданий. Бумага подвержена старению и разрушению. Библиотекарь знает все о том, как нужно хранить новые и старинные книги.
  • Общение с посетителями, выявление их потребностей, помощь в поиске нужной литературы. Для этого нужно не только прекрасно ориентироваться в огромном подчас разнообразии книг, но и обладать развитыми коммуникативными навыками, уметь вести грамотный диалог.
  • Прием новой литературы. Библиотекарь вносит данные нового экземпляра в картотеку и помещает само издание на полку в соответствии с каталогом. Это требует времени, ведь новую книгу нужно правильно оформить.

В целом работа библиотекаря довольно рутинная. Она требует внимательности, усидчивости, кропотливости, педантичности и подойдет далеко не каждому.

Где учиться и на каких специальностях

Чтобы получить возможность работать библиотекарем, необязательно поступать в вуз. Соответствующую специальность можно получить в колледже или техникуме, но стоит иметь в виду, что у выпускника ссуза профессиональные возможности будут ограничены, и на руководящую должность он рассчитывать вряд ли сможет. Специальностей, на которые стоит поступать, не так мало, как может показаться. Вот лишь несколько примеров: «библиотечно-информационная деятельность», «документоведение и архивоведение», «информационно-аналитическая деятельность», «технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов», «современные технологии управления документацией», «библиотековедение», «документационное обеспечение управления и архивоведение». А вот примеры высших и средних специальных учебных заведений, где эти специальности можно получить:

  • Московский государственный институт культуры;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры;
  • Алтайский государственный институт культуры;
  • Белгородский государственный институт искусств и культуры;
  • Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва);
  • Свердловский колледж искусств и культуры (Екатеринбург);
  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств.

Кому подходит профессия

Библиотечное дело подходит в первую очередь спокойным, сдержанным и вдумчивым людям, не любящим спешки. Важны интеллект и эрудированность: специалист должен хотя бы поверхностно ориентироваться в литературе по совершенно разным направлениям и уметь быстро подобрать нужное издание по запросу читателя. А чтобы держать в голове огромные объемы информации, нужна хорошо развитая память.

Востребованность и заработок

Профессия библиотекаря уже отходит в прошлое, и востребованной ее не назовешь. Но это все же не значит, что человек, искренне преданный делу просвещения, не сможет найти работу. Сегодня библиотеки зачастую выполняют функции еще и культурных центров: проводят встречи с интересными личностями, организуют интерактивные мероприятия для читателей – словом, делают все, чтобы вернуть угасающий интерес публики к книгам на бумажных носителях и к чтению как таковому. Это значит, что творческий, предприимчивый и вдохновленный просветитель вполне способен найти себе работу в библиотеке и реализовать там свои благородные стремления.

К сожалению, сыт одними лишь высокими идеалами не будешь, и с точки зрения заработка профессия библиотекаря в России – одна из бесперспективных. Если в Москве и Санкт-Петербурге опытный специалист теоретически может получать порядка 30 000 рублей, то в удаленных от центра регионах зарплата будет вдвое, а то и втрое ниже. Конечно с гуманитарным образованием можно найти себя и в более перспективных с финансовой точки зрения областях, но если вы намерены с библиотечным образованием работать по специальности, то от надежд на высокий достаток стоит отказаться сразу.

Перспективы карьерного роста

Как ясно следует из сказанного выше, библиотекарь – профессия не для карьеристов. Если вы будете жить и работать в крупном городе, то сможете устроиться в публичную библиотеку со множеством подразделений, и тогда кое-какие возможности для роста появятся. Что же касается жителей небольших населенных пунктов, то они, работая библиотекарями, вряд ли поднимутся выше должности заведующего. С другой стороны, если вы человек предприимчивый и активный, то сможете начать собственное дело, связанное, например, с книготорговлей, и тогда полученные в вузе или колледже знания вам, безусловно, пригодятся. Но если вы изначально нацелены на бизнес, пусть даже связанный с литературой, вам стоит выбрать другую специальность – например, «издательское дело».

Читайте далее

Библиотекарь – это сотрудник, который принимает участие в комплектовании библиотечного фонда, создании каталогов, справочно-информационных фондов, популяризации литературы и чтения, и, конечно же, обслуживает посетителей библиотеки. Последнее включает в себя и помощь в выборе книг и периодических журналов, и заполнение необходимых документов (в бумажном и/или электронном виде), и проведение тематических мероприятий. Эту профессию можно отнести к категории «человек-человек» или «человек-знаковая система». Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой библиотекарь?

Когда-то библиотеки были главным источником информации по любой тематике: в них приходили за художественными книгами, за научными материалами, для подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и многого другого. Сейчас значительную часть подобных данных можно найти в электронном виде, с помощью интернета. Поэтому популярность библиотек несколько снизилась, но это не значит, что вакансии библиотекаря перестали существовать.

Особенности профессии

Разные библиотеки по-разному привлекают посетителей. Например, крупные учреждения с внушительным фондом литературы различных жанров могут предоставить читателям те издания, которых не найти в свободном доступе. Многие библиотеки начали раздавать в своих стенах бесплатный Wi-Fi и оборудовали комфортабельные и уютные читательские залы, в которых люди могут не только почитать книги, но и поработать за ноутбуком. Не говоря уже о том, что в большинстве учреждений теперь имеются и электронные каталоги, и даже компьютеры, которыми могут воспользоваться посетители. При этом среднестатистические обязанности библиотекаря можно описать так:

  • Комплектование библиотечного фонда и уход за ним. Речь идет о сохранности книг, аудио- и видеоматериалов, соблюдении правил их хранения, своевременной замене изношенных изданий и т.п.
  • Ведение учета библиотечного фонда, а также картотек и других справочно-информационных сервисов.
  • Обработка новой литературы, поступающей в библиотеку (внесение в электронную базу данных и бумажные каталоги).
  • Оформление заказов на приобретение новых книг в соответствии с нуждами учреждения.
  • Обслуживание посетителей и заполнение их читательских абонементов.
  • Поддержание порядка в читальном зале.
  • Проведение семинаров, выставок, лекций, встреч с писателями и других мероприятий, так или иначе связанных с литературой.

Практически все современные библиотеки, особенно в крупных городах, используют в своей работе современное компьютерное оборудование. В некоторых случаях оно дублируется ведением бумажных каталогов и абонементов, в других учреждениях был выполнен полный переход на электронные технологии. Поэтому современный вариант того, кто такой библиотекарь, немного отличается от образа, ассоциировавшегося с этой профессией 10-15 лет назад. Сегодня от такого специалиста требуется хорошее владение компьютерными ресурсами и быстрая обучаемость использованию нового ПО.

Плюсы и минусы профессии библиотекарь

Плюсы

  1. Возможность читать много книг, расширять кругозор.
  2. Работа в спокойной, приятной атмосфере.
  3. Возможность одновременно с основной работой заниматься научной деятельностью.
  4. Общение с интересными людьми.

Минусы

  1. Скромная заработная плата.
  2. Достаточно большая доля монотонного труда.
  3. Плохое финансирование (особенно в небольших населенных пунктах) и, как следствие, скудность фонда, небольшое количество посетителей.

Важные личные качества

Библиотекарь должен быть усидчивым, спокойным, уравновешенным человеком, способным долго сохранять концентрацию при выполнении однотипных монотонных действий. Он также должен располагать развитыми коммуникативными навыками, аналитическими способностями. Эта работа подойдет умеренно активным людям, которым не нужно постоянно находиться в движении для комфортного самоощущения. Также для библиотекаря важна эрудиция и общий уровень интеллектуального развития.

Обучение на библиотекаря

Есть несколько вариантов того, где получить профессию библиотекаря. Например, если речь идет о среднем образовании, то можно обратить внимание на специальность «Библиотековедение» (код 51.02.03). Для поступления в колледж достаточно аттестата об окончании 9 классов школы, абитуриенты отбираются по среднему баллу. Обучение длится от 2 до 5 лет в зависимости от года поступления и формы обучения (очной, заочной, вечерней).

В вузах для библиотекарей подходят специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (код 51.03.06) и «Документоведение и архивоведение» (код 46.03.02). Для поступления необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознании или иностранному языку. Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет.

Курсы

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) предлагает учебную программу «Библиотекарь», предназначенную для широкого круга слушателей, имеющих высшее или среднее специальное образование. Образовательный курс позволит освоить эту профессию в оптимально короткие сроки, обучаясь в комфортном, дистанционном режиме. МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (удалённо) На этом курсе можно получить профессию библиотекаря дистанционно за 5 месяцев и 9 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Вузы

Оренбургский государственный университет Документоведение и архивоведение (Факультет дистанционных образовательных технологий) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Документоведение и архивоведение (Уральский гуманитарный институт УрФУ) Российский университет транспорта (МИИТ) Документоведение и документационное обеспечение управления (Юридический институт) Российский государственный гуманитарный университет Документоведение и архивоведение (Историко-архивный институт РГГУ) Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики Документоведение и архивоведение (Институт гуманитарных и социальных наук)

Курсы

МАЭО

Это учреждение предлагает обучение на библиотекаря в рамках 5-месячных курсов. Они включают в себя 700 академических часов занятий и предназначены для тех, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование в близкой отрасли (например, филологическое, историческое). Обучение проводится в дистанционном формате, благодаря чему доступно в любом населенном пункте, без отрыва от других занятий.

Лучшие вузы для библиотекарей

  1. СПбГИК
  2. МГЛУ
  3. РГСУ
  4. МФЮА
  5. МИРЭА
  6. РГГУ

Место работы

Библиотекари работают в муниципальных библиотеках, в библиотеках школ, ссузов, вузов, НИИ. Они также могут трудиться в Домах культуры и различных внешкольных детских учреждениях.

Сушкова Светлана Викторовна,заведующая научно-методическим отделом ГУ «Костанайская областная библиотека для детей и юношества им. И. Алтынсарина», Костанай, Казахстан

Именно под таким названием в Костанайской областной библиотеке для детей и юношества им. И. Алтынсарина прошел областной семинар для сотрудников городских и районных библиотек. Тема актуальная, потому что всё чаще в нашей отрасли вакантные должности замещаются работниками, не имеющими специального образования. В библиотеку идут все — от претендентов, имеющих среднее образование, до бухгалтеров и юристов. Видимо, опираясь на традиционное представление — «а что в библиотеке делать, только книжки записывать» — решают, что имеющегося образования достаточно.

Повышение престижа профессии библиотекаря начинается, прежде всего, с самого библиотекаря, с его представления о том месте, которое он занимает, и роли, которая ему отводится. Поэтому семинар отличался широтой тематики и разнообразной направленностью выступлений. Это, прежде всего экскурс в историю возникновения и развития профессии библиотекаря. Вот сейчас, читая данную статью, вспомните знаменитых библиотекарей. Вполне возможно, что ваша память выдаст вам только лишь всем известного баснописца И.А. Крылова. Но в истории библиотечного дела их было много. Вот один из моментов, когда мы сами не знаем важной информации о своей профессии.

Все давно согласны с мнением, что профессия библиотекаря достаточно сложна в психологическом плане.

Одна из особенностей профессий типа «человек-человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимоотношениям личностей. Если не ладится это взаимоотношение, значит, не ладится и работа. И здесь мы сталкиваемся со сложными ситуациями, следствием которых является неуверенность в себе. Я думаю, они всем известны: страх перед аудиторией и соответственно проведением массовых мероприятий, переживание по поводу неточного выполнения запроса, неумение быстро переключаться с одной работы на другую и т.д. Все эти ситуации были выявлены в результате анкетирования, проведенного в библиотеке. Чтобы преодолеть свои страхи, хотелось бы получать хотя бы изредка профессиональную помощь психолога. К счастью, такой помощник у библиотекарей есть. Это практикующий психолог Зуев И.А. Он помогает находить пути разрешения конфликтных ситуаций, в которых требуется принятие незамедлительных мер.

И, конечно же, трудно представить библиотекаря, который бы не изучал постоянно профессиональную литературу. Поэтому на семинаре прошла презентация книги Р. Сукиасяна «Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование». Выпущена она была еще в 2004 г., но, к сожалению, в фонд библиотеки поступила совсем недавно. И пройти просто мимо нее мы не смогли. Ведь в ней столько нужной и полезной информации.

Именно эта книга натолкнула меня на некоторые размышления по поводу профессии библиотекаря. Трудно представить себе юриста, занимающего должность, но не имеющего специального образования, или бухгалтера, не знающего основ бухгалтерского учета. А вот библиотекаря, не имеющего специального образования, встретить можно везде, от крупной областной библиотеки до сельской.

Очень часто в библиотеках работают педагоги. Да, у нас много общего, мы работаем с одним и тем же возрастом, с большой аудиторией. Но почему-то педагоги решили, что этого достаточно для работы в библиотеке. Попробуем рассмотреть ситуацию с другой стороны. Рассудите, могу ли я, имея высшее библиотечное образование, проработав большое время с детьми и подростками, проводя мероприятия, идти работать в школу педагогом? Да меня просто не возьмут, хотя бы по такой простой причине, что я не имею специального педагогического образования, хотя и в колледже культуры, и в институте культуры я изучала и возрастную психологию и основы педагогики. Так почему же я не могу стать педагогом? Кажется, ответ очевиден: в педагогической деятельности столько подводных камней, что нужно много времени и знаний, чтобы освоить эту специальность и стать настоящим педагогом. А еще нужно очень любить свою профессию и ею полностью овладеть.

В процессе работы, общаясь с библиотекарями разного уровня подготовки и разных типов библиотек, я встречаю таких людей, которые случайно попали в библиотеку по многим причинам: заставили, попросили временно поработать, нигде не было работы по специальности, а в библиотеке было место и т.д. И для них такие понятия как ББК, полочные разделители, библиографическое описание, перечесть все не представляется возможным, остаются непонятными, как андронный коллайдер. Люди в библиотеку приходят, не имея ни малейшего представления о её работе, о технологических процессах. Можно, конечно, работать, не умея вести дневник библиотеки, не имея понятия о составе книжного фонда и его содержании. Но именно это и позволяет на местах говорить о закрытии и слиянии школьных и детских библиотек.

Можно долго рассуждать о состоянии материальной базы, проблемах комплектования, но ведь читатели все равно есть, вот они, девчонки и мальчишки, поджидающие библиотекаря у дверей, задающие массу разных вопросов. И есть мы, библиотекари, пытающиеся найти ответы на их постоянные «почему, когда, зачем». Зачем же они идут в библиотеку, расположенную в старом доме или в бывшем клубе, имеющую компьютеры или чуть сохранившую тепло печку?

Скорее всего, идут к библиотекарю, который отличается от окружающих его взрослых. Библиотекарь — не мама с папой, которые в силу загруженности отмахнутся от ребенка или мимоходом ответят на заданный вопрос, не учитель, который укажет, что еще маленький рассуждать на такие темы, или сделано неправильно, иди и выучи урок.

У библиотекаря на все хватает времени: поговорить и выслушать ребенка, подготовить мероприятие, расставить фонд, написать статью в газету.

Часто, требуя у нас отчет о мероприятиях по профилактике правонарушений вредных привычек у детей и подростков, одновременно запрашивают сведения о количестве массовых мероприятий. И не случайно.

Ребенок, проведя полдня в библиотеке, скорее всего, избежит встречи с компанией, которой от скуки делать нечего, и в качестве развлечения она разобьёт окно или устроит потасовку.

Находясь в библиотеке, ребёнок прочтет книгу, предложенную библиотекарем, из которой поймет, что такое доброта, и подберет брошенного котенка, поймёт, как необходима помощь людям и, возможно, без указания бабушки помоет посуду или принесет воды.

В библиотеку приходят дети младшего возраста и подростки, выросшие в разных семьях, имеющих различный достаток. Библиотекарям приходится порой отводить детей домой, умывать и предупреждать об опрятности. Так постоянными беседами, индивидуальным подходом прививается интерес к библиотеке и книге не в ходе проведенного мероприятия, а именно при личном общении.

Так кто же он, библиотекарь? Что нужно сделать, чтобы стать настоящим библиотекарем?

Эдуард Рубенович Сукиасян, обращаясь к библиотечному сообществу, сказал: «Если мы все вместе признаем, что слово «Библиотекарь» пишется с большой буквы, вы поймёте, за что я борюсь». Так давайте сначала мы сами перестанем бояться отвечать на вопрос «Кем ты работаешь?», и с гордостью расскажем (напишем, нарисуем, снимем фильм) о своей профессии, так нужной тем, кто к нам приходит. Разрушим тот стереотип, который висит над профессией библиотекаря. И если уж кто-то, не имея специального образования, решит для себя, что библиотека — это навсегда, пусть обязательно продолжит свое образование.

Вот такие мысли вслух. Я думаю, что многие библиотекари меня в этом поддержат. Что же делать, спросите вы, когда финансирование маленькое, условия работы оставляют желать лучшего? Здесь мне всегда вспоминается героиня известного фильма «Москва слезам не верит», которая говорит: «Меня не интересует почему «нет», меня интересует, что вы сделали, чтобы было «да»».

Время летит так быстро, что не успеваешь и оглянуться! Кажется, что учебный год вот только начался, а для подготовки к ЗНО есть еще куча времени, не так ли? Сначала школьники выпускных классов пару месяцев раскачиваются, потом входят в учебный режим, и, кажется, еще чуть-чуть и начнется подготовка к ЗНО… Но тут резко приходит март, регистрация на внешнее независимое оценивание, хаотичный выбор специальности, сумбурная подготовка к экзаменам. Можно ли в такой спешке добиться хороших результатов? Вряд ли.

В связи с карантином в Украине график ВНО меняется. Следите за новостями на сайте Министерства образования и науки Украины.

Чтобы не столкнуться с неприятностями, мы рекомендуем не затягивать с выбором профессии. Уже сейчас важно определиться с университетом и специальностью, узнать, какие предметы на ЗНО нужно сдать для поступления в выбранное ЗВО, начать подготовку (самостоятельную или с репетитором). В нашей статье вы найдете информацию об обязательных дисциплинах, которые необходимо сдать на экзаменах, а также сможете ознакомиться с перечнем предметов на выбор для поступления на разные специальности.

Предметы на ЗНО: общие вопросы

В 2020-м году выпускники школ буду иметь право сдать три или четыре дисциплины. Если будущий студент определился со специальностью, и планирует подавать документы только туда, то достаточно будет и 3-х предметов. Если же хочется использовать несколько шансов на успешное поступление в университет, то лучше выбрать максимальное количество предметов — 4. Выбор нужно будет сделать из дисциплин, которые изучались в школе:

Обязательным, как и всегда, будет украинский язык. Вторым — математика или история (абитуриент выбирает сам, в зависимости от специальности, куда планируется поступление). Ну а далее — все просто. Выбираете еще 1 или 2 предмета, которые указаны в правилах поступления на нужную профессию. Затем узнаете дату регистрации, регистрируетесь и сдаете ЗНО. Все просто!

Для того чтобы избавить вас от длительного серфинга по интернет-просторам, мы собрали наиболее популярные специальности и указалии список предметов, которые нужно сдать на ЗНО.

Какие предметы нужно сдать на ЗНО в 2020 году для поступления на специальности медицинского направления?

Быть врачом всегда считалось престижно. Не сбавляют позиций медицинские специальности и сейчас. Огромный конкурс на одно бюджетное место тому подтверждение. Для того чтобы поступить в медицинский университет, вам необходимо будет хорошо разбираться не только в биологии и химии, но и в математике. Ведь с 2019-го года врачи сдают на выбор математику или физику. По мнению МОН и МОЗ Украины, будущий врач должен хорошо знать точные науки. Их знание — доказательство того, что специалист аналитически и логически мыслит. А в медицине без этого никак!

Ниже приводим информацию в таблице о том, какие предметы нужно сдавать для поступления на медицинские специальности:

Название специальности из отрасли «Охрана здоровья»

Предметы, которые необходимо сдать

1й обязательный

2й обязательный

3й на выбор

Медицина

Украинский язык

Биология или химия

Математика или физика

Стоматология

Украинский язык

Биология или химия

Математика или физика

Технологии медицинской диагностики и лечения

Украинский язык

Биология или химия

Математика или физика

Медицинская психология

Украинский язык

Биология или химия

Математика или физика

Фармация, промышленная фармация

Украинский язык

Биология или химия

Математика или физика

Физическая терапия, эрготерапия

Украинский язык

Биология или химия

Математика или физика

Педиатрия

Украинский язык

Биология или химия

Математика или физика

Общественное здоровье

Украинский язык

Биология или химия

Математика или физика

Минимальный проходной балл на медицинские специальности в 2019-м году составлял 150 баллов по каждому сертификату. Так что, учитывайте, что поступить в медицинский — задачка не из легких!

Какие предметы нужно сдать на ЗНО в 2020 году для поступления на педагогические специальности?

Поступить в педагогический гораздо легче, чем в медицинский, однако, чтобы занять бюджетное место на желаемой специальности придется постараться, а именно, — вложить свой временной и энергетический ресурс в качественную подготовку к ЗНО. А вот сдавать нужно будет такие предметы:

Название специальности из отрасли «Педагогика»

Предметы, которые необходимо сдать на ЗНО 2020

1й обязательный

2й обязательный

3й на выбор

Дошкольное образование

Украинский язык

История Украины

Математика или биология

Начальное образование

Украинский язык

Математика

Биология или история Украины

Среднее образование, предмет «Украинский язык и литература»

Украинский язык

История Украины

Иностранный язык или география

«Математика»

Украинский язык

Математика

Иностранный язык или физика

«Иностранный язык и литература» (в зависимости от выбранного языка)

Украинский язык

Иностранный язык

География или история Украины

«Биология и здоровье человека»

Украинский язык

Биология

Математика или химия

«История»

Украинский язык

История Украины

Иностранный язык или география

«Химия»

Украинский язык

Химия

Биология или математика

«География»

Украинский язык

География

Иностранный язык или математика

«Информатика»

Украинский язык

Математика

Физика или иностранный язык

Какие предметы необходимо сдавать на ЗНО 2020 для поступления на IT-специальности?

Начиная где-то с 2010-го года, возник бум на специальности, что связаны с информационными технологиями. Быть «айтишниками» захотели тысячи выпускников! Это и неудивительно, ведь высокие заработные платы, возможность удаленной работы и интересная жизнь, которая позволяет путешествовать и развиваться одновременно, вдохновляет каждого! Чтобы поступить на одну из IT-специальностей нужно будет сдать такие предметы на ЗНО:

Название специальности из отрасли «Информационные технологии»

Предметы, которые необходимо сдать на ЗНО 2020

1й обязательный

2й обязательный

3й на выбор

Инженерия программного обеспечения

Украинский язык

Математика

Физика или иностранный язык

Компьютерные науки

Украинский язык

Математика

Физика или иностранный язык

Компьютерная инженерия

Украинский язык

Математика

Физика или иностранный язык

Системный анализ

Украинский язык

Математика

Физика или иностранный язык

Кибербезопасность

Украинский язык

Математика

Физика или иностранный язык

Информационные системы и технологии

Украинский язык

Математика

Физика или иностранный язык

Какие предметы необходимо сдавать на ЗНО 2020 для поступления на специальности, которые связаны с культурой и искусством?

Сейчас, в эру автоматизации, все больше ценятся специалисты, которые умеют взаимодействовать с искусством: рисуют, поют, танцуют. Но, чтобы поступить на одну из творческих специальностей, понадобится разбираться и в «базовых» предметах. Несмотря на то, что часто при поступлении 3-м обязательным экзаменом предусмотрен творческий конкурс, необходимо будет сдать 2 базовых предмета на ЗНО:

Название специальности из отрасли «Культура и искусство»

Предметы, которые необходимо сдать на ЗНО 2020

1й обязательный

1й обязательный

Аудиовизуальное искусство и производство

Украинский язык

История Украины или физика

Музыкальное искусство

Украинский язык

История Украины

Хореография

Украинский язык

История Украины

Сценическое искусство

Украинский язык

История Украины

Дизайн, «Промышленный дизайн», «Дизайн окружающей среды»

Украинский язык

История Украины или физика

Менеджмент социокультурной деятельности

Украинский язык

Иностранный язык или география

Еще немного популярных специальностей…

Одними из самых востребованных по-прежнему считаются: журналистика, право, финансы, маркетинг. Чтобы поступить на одну из этих специальностей, вам понадобится сдать ЗНО в 2020-м году по таким предметам:

Название специальности

Предметы, которые необходимо сдать на ЗНО 2020

1й обязательный

2й обязательный

3й на выбор

Право

Украинский язык

История Украины

Математика или иностранный язык

Журналистика

Украинский язык

История Украины

Математика или иностранный язык

Маркетинг

Украинский язык

Математика

География или иностранный язык

Финансы, банковское дело и страхование

Украинский язык

Математика

География или иностранный язык

Менеджмент

Украинский язык

Математика

География или иностранный язык

Конечно же, в наших таблицах указаны далеко не все специальности, с которыми вы сможете связать свое будущее. Мы указали здесь самые популярные направления, которые вызывают ажиотаж среди современной молодежи. Больше информации вы всегда сможете найти на сайтах университетов, куда планируете поступать, а также на официальном сайте Министерства Украины. Не забывайте своевременно начинать подготовку к ЗНО и регистрироваться на необходимые экзамены! И пусть удача вам благоволит!

Сушкова Светлана Викторовна,заведующая научно-методическим отделом ГУ «Костанайская областная библиотека для детей и юношества им. И. Алтынсарина», Костанай, Казахстан

Именно под таким названием в Костанайской областной библиотеке для детей и юношества им. И. Алтынсарина прошел областной семинар для сотрудников городских и районных библиотек. Тема актуальная, потому что всё чаще в нашей отрасли вакантные должности замещаются работниками, не имеющими специального образования. В библиотеку идут все — от претендентов, имеющих среднее образование, до бухгалтеров и юристов. Видимо, опираясь на традиционное представление — «а что в библиотеке делать, только книжки записывать» — решают, что имеющегося образования достаточно.

Повышение престижа профессии библиотекаря начинается, прежде всего, с самого библиотекаря, с его представления о том месте, которое он занимает, и роли, которая ему отводится. Поэтому семинар отличался широтой тематики и разнообразной направленностью выступлений. Это, прежде всего экскурс в историю возникновения и развития профессии библиотекаря. Вот сейчас, читая данную статью, вспомните знаменитых библиотекарей. Вполне возможно, что ваша память выдаст вам только лишь всем известного баснописца И.А. Крылова. Но в истории библиотечного дела их было много. Вот один из моментов, когда мы сами не знаем важной информации о своей профессии.

Все давно согласны с мнением, что профессия библиотекаря достаточно сложна в психологическом плане.

Одна из особенностей профессий типа «человек-человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимоотношениям личностей. Если не ладится это взаимоотношение, значит, не ладится и работа. И здесь мы сталкиваемся со сложными ситуациями, следствием которых является неуверенность в себе. Я думаю, они всем известны: страх перед аудиторией и соответственно проведением массовых мероприятий, переживание по поводу неточного выполнения запроса, неумение быстро переключаться с одной работы на другую и т.д. Все эти ситуации были выявлены в результате анкетирования, проведенного в библиотеке. Чтобы преодолеть свои страхи, хотелось бы получать хотя бы изредка профессиональную помощь психолога. К счастью, такой помощник у библиотекарей есть. Это практикующий психолог Зуев И.А. Он помогает находить пути разрешения конфликтных ситуаций, в которых требуется принятие незамедлительных мер.

И, конечно же, трудно представить библиотекаря, который бы не изучал постоянно профессиональную литературу. Поэтому на семинаре прошла презентация книги Р. Сукиасяна «Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование». Выпущена она была еще в 2004 г., но, к сожалению, в фонд библиотеки поступила совсем недавно. И пройти просто мимо нее мы не смогли. Ведь в ней столько нужной и полезной информации.

Именно эта книга натолкнула меня на некоторые размышления по поводу профессии библиотекаря. Трудно представить себе юриста, занимающего должность, но не имеющего специального образования, или бухгалтера, не знающего основ бухгалтерского учета. А вот библиотекаря, не имеющего специального образования, встретить можно везде, от крупной областной библиотеки до сельской.

Очень часто в библиотеках работают педагоги. Да, у нас много общего, мы работаем с одним и тем же возрастом, с большой аудиторией. Но почему-то педагоги решили, что этого достаточно для работы в библиотеке. Попробуем рассмотреть ситуацию с другой стороны. Рассудите, могу ли я, имея высшее библиотечное образование, проработав большое время с детьми и подростками, проводя мероприятия, идти работать в школу педагогом? Да меня просто не возьмут, хотя бы по такой простой причине, что я не имею специального педагогического образования, хотя и в колледже культуры, и в институте культуры я изучала и возрастную психологию и основы педагогики. Так почему же я не могу стать педагогом? Кажется, ответ очевиден: в педагогической деятельности столько подводных камней, что нужно много времени и знаний, чтобы освоить эту специальность и стать настоящим педагогом. А еще нужно очень любить свою профессию и ею полностью овладеть.

В процессе работы, общаясь с библиотекарями разного уровня подготовки и разных типов библиотек, я встречаю таких людей, которые случайно попали в библиотеку по многим причинам: заставили, попросили временно поработать, нигде не было работы по специальности, а в библиотеке было место и т.д. И для них такие понятия как ББК, полочные разделители, библиографическое описание, перечесть все не представляется возможным, остаются непонятными, как андронный коллайдер. Люди в библиотеку приходят, не имея ни малейшего представления о её работе, о технологических процессах. Можно, конечно, работать, не умея вести дневник библиотеки, не имея понятия о составе книжного фонда и его содержании. Но именно это и позволяет на местах говорить о закрытии и слиянии школьных и детских библиотек.

Можно долго рассуждать о состоянии материальной базы, проблемах комплектования, но ведь читатели все равно есть, вот они, девчонки и мальчишки, поджидающие библиотекаря у дверей, задающие массу разных вопросов. И есть мы, библиотекари, пытающиеся найти ответы на их постоянные «почему, когда, зачем». Зачем же они идут в библиотеку, расположенную в старом доме или в бывшем клубе, имеющую компьютеры или чуть сохранившую тепло печку?

Скорее всего, идут к библиотекарю, который отличается от окружающих его взрослых. Библиотекарь — не мама с папой, которые в силу загруженности отмахнутся от ребенка или мимоходом ответят на заданный вопрос, не учитель, который укажет, что еще маленький рассуждать на такие темы, или сделано неправильно, иди и выучи урок.

У библиотекаря на все хватает времени: поговорить и выслушать ребенка, подготовить мероприятие, расставить фонд, написать статью в газету.

Часто, требуя у нас отчет о мероприятиях по профилактике правонарушений вредных привычек у детей и подростков, одновременно запрашивают сведения о количестве массовых мероприятий. И не случайно.

Ребенок, проведя полдня в библиотеке, скорее всего, избежит встречи с компанией, которой от скуки делать нечего, и в качестве развлечения она разобьёт окно или устроит потасовку.

Находясь в библиотеке, ребёнок прочтет книгу, предложенную библиотекарем, из которой поймет, что такое доброта, и подберет брошенного котенка, поймёт, как необходима помощь людям и, возможно, без указания бабушки помоет посуду или принесет воды.

В библиотеку приходят дети младшего возраста и подростки, выросшие в разных семьях, имеющих различный достаток. Библиотекарям приходится порой отводить детей домой, умывать и предупреждать об опрятности. Так постоянными беседами, индивидуальным подходом прививается интерес к библиотеке и книге не в ходе проведенного мероприятия, а именно при личном общении.

Так кто же он, библиотекарь? Что нужно сделать, чтобы стать настоящим библиотекарем?

Эдуард Рубенович Сукиасян, обращаясь к библиотечному сообществу, сказал: «Если мы все вместе признаем, что слово «Библиотекарь» пишется с большой буквы, вы поймёте, за что я борюсь». Так давайте сначала мы сами перестанем бояться отвечать на вопрос «Кем ты работаешь?», и с гордостью расскажем (напишем, нарисуем, снимем фильм) о своей профессии, так нужной тем, кто к нам приходит. Разрушим тот стереотип, который висит над профессией библиотекаря. И если уж кто-то, не имея специального образования, решит для себя, что библиотека — это навсегда, пусть обязательно продолжит свое образование.

Вот такие мысли вслух. Я думаю, что многие библиотекари меня в этом поддержат. Что же делать, спросите вы, когда финансирование маленькое, условия работы оставляют желать лучшего? Здесь мне всегда вспоминается героиня известного фильма «Москва слезам не верит», которая говорит: «Меня не интересует почему «нет», меня интересует, что вы сделали, чтобы было «да»».