Акт проверки бюджетного учреждения

АКТ
о результатах проверки и контроля за деятельностью муниципального бюджетного учреждения «Культурно-спортивный комплекс «Уренгоец»

п. Уренгой «29» марта 2019 года

Основание для проведения проверки: на основании постановления Администрации муниципального образования поселок Уренгой от 25 мая 2016 г. № 76 «Об утверждении порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений муниципального образования поселок Уренгой», распоряжения Администрации муниципального образования поселок Уренгой от 25 февраля 2019 г. № 63-РА «Об утверждении комиссии, времени и даты проведения фактической (выездной) проверки муниципальных учреждений муниципального образования поселок Уренгой» и в соответствии с муниципальным заданием, Уставом учреждения, Учредитель вправе осуществлять контроль за деятельностью муниципального бюджетного учреждения муниципального образования поселок Уренгой.

Цель проверки: определение законности, целевого характера, результативности и эффективности использования средств бюджета и муниципального имущества, исполнение муниципального задания.

Предмет проверки: соблюдение требований к зданию, помещениям и прилегающей территории; соблюдение требований к режиму работы; соблюдение требований к персоналу; соблюдение требований к организации работы; ведение кадрового делопроизводства; ведение делопроизводства; нормативно-правовая работа; организация работы спортивных секций; проверка фактического исполнения муниципального задания за 2018 год (подтверждение показателей первичными документами); инвентаризация основных средств, материальных запасов в 2018 году.

Объект проверки: муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-спортивный комплекс «Уренгоец» (далее – учреждение).

Проверяемый период: 2018 год.

Результаты проверки: контроль деятельности учреждения осуществлялся с использованием форм предварительного, текущего и последующего контроля, а также в форме камеральной и выездной проверок.
Предварительный контроль осуществлялся отделом экономики, бюджетного планирования и прогнозирования Администрации муниципального образования поселок Уренгой до совершения финансовых операций по исполнению муниципального задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Текущий контроль осуществлялся отделом экономики, бюджетного планирования и прогнозирования, отделом бухгалтерского учета и отчетности Администрации муниципального образования поселок Уренгой в процессе исполнения муниципального задания, анализа текущей отчетности.
Последующий контроль осуществлялся составом комиссии, утвержденным распоряжением Администрации муниципального образования поселок Уренгой от 25 февраля 2019 г. № 63-РА «Об утверждении комиссии, времени и даты проведения фактической (выездной) проверки муниципальных учреждений муниципального образования поселок Уренгой» после совершения финансовых операций путем проведения фактической (выездной) проверки в соответствии с графиком 1, 4, 5 марта 2019 г.

п. 1 «Соблюдение требований к зданию, помещениям и прилегающей территории»:
Площадь, занимаемая учреждением 6 540,3 кв.м., обеспечивает размещение работников и потребителей муниципальной услуги в соответствии с санитарными нормами и правилами. Уборка помещений проводится регулярно. Дератизация проводилась два раза в год (Договор№ 112-У/18 от 15.01.2018 г.с ООО «Санэпидемсервис», акт об оказании услуг № 29 от 03.04.2018 г., акт об оказании услуг № 122 от 19.10.2018 г.) Помещение оборудовано огнетушителями в количестве 41 штук. В соответствии со штатным расписанием должностные обязанности по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда исполняет специалист по охране труда Смолина Юлия Леонидовна (Приказ № 21 от 16.03.2016 года).
План эвакуации при пожаре имеется в количестве 3 шт. В 2018 год учреждение получало предписание от пожарной службы (№ 272-2-9-28 от 27.04.2018 г.). Все имеющееся оборудование отвечает требованиям стандартов, технических условий, нормативных документов. Оборудование находится в исправном состоянии. Здание учреждения оснащено системой видеонаблюдения, ведется круглосуточный контроль.
Имеется доступ людям с ограниченными возможностями в помещения учреждения (2, 3 этажи). Учреждение оснащено телефонной связью (5 телефонных номеров), интернетом. К зданию, где расположено учреждение, имеется свободный проезд для служебной, специальной (пожарная, спасательная) техники. Территория очищена от снега и льда. В темное время суток территория освещена. Мусор вывозится регулярно (договор № 11/2018 от 15.01.2018 г. с ООО «АСА»).
Доступность:
— имеется мнемосхема – тактильный стенд;
— таблички на двери и по периметру;
— подъемник для инвалидов в бассейне;
— 3 инвалидные коляски;
— на входе дорожка «антикаблук»;
— по всему зданию система вызова персонала;
— крючки для костылей;
— самоклеящиеся, противоскользящие полосы на пролеты лестницы;
— ходунки для инвалидов;
— одноуровневый поручень в душевой комнате – прикрепленный к стене.

п. 2 «Соблюдение требований к режиму работы»:
График работы учреждения:
Понедельник – суббота с 9-00 до 22-00 часов.
Воскресенье – 12-00 до 16-00 часов работает бассейн.
Воскресенье – 09-00 до 18-00 часов работает тренажерный зал.
санитарный день – последний день месяца.
График работы учреждения размещен при входе в здание МБУ «КСК «Уренгоец».
Информация о работе учреждения опубликована на официальном сайте Администрации МО поселок Уренгой

п. 3 «Соблюдение требований к персоналу»:
В соответствии с утвержденным штатным расписанием (65 шт. единиц). Фактически замещено на конец отчетного периода (31.12.2018 г.) 54 штатных единиц (с учетом внутренних и внешних совместителей). Вакантно 11 штатных единиц. В наличие имеется штатное расписание на 2018 год, штатное замещение.

п. 4 «Соблюдение требований к организации работы»:
Информационная оснащенность:
1. На информационных стендах в фойе КСК «Уренгоец» на 1 этаже в доступном для посетителей месте размещены:
— информация о режиме работы КСК «Уренгоец»;
— правила поведения в бассейне;
— правила посещения сауны, тренажерного зала, бассейна;
— расписание работы бассейна;
— порядок приема в спортивные секции;
— расписание учебно-тренировочных занятий;
— план спортивных мероприятий;
— графики работы спортивных секций, бассейна, тренажерного зала;
— местонахождение и график работы учреждения;
— график проведения санитарных дней;
— требования к санитарно-гигиеническому содержанию помещений;
— номера справочных телефонов;
— информация по предоставлению КСК «Уренгоец» платных услуг.
2. На сайте Администрации муниципального образования поселок Уренгой размещен во вкладке «МБУ «КСК «Уренгоец» размещена следующая информация:
— ветераны спорта Уренгоя;
— расписание учебно-тренировочных занятий МБУ «КСК «Уренгоец» 2018-2019гг.;
— Устав МБУ «КСК «Уренгоец»;
— информация о тренерах;
— местонахождение и график работы;
— график работы плавательного бассейна и тренажерного зала МБУ «КСК «Уренгоец»;
— график работы тренажерного зала КСК «Уренгоец»;
— акт о результатах проверки и контроля над деятельностью МБУ «КСК «Уренгоец» за 2017 год.
Соблюдения правил эксплуатации оборудования:
На все имеющееся оборудование в МБУ «КСК «Уренгоец» имеются паспорта, эксплуатация оборудования соответствует требованиям. Все оборудование исправно.
Соблюдение требований к взаимодействию сотрудников учреждения с населением:
Администраторы МБУ «КСК «Уренгоец» организуют во время своего дежурства встречи, приемы и обеспечивают необходимые условия для комфортного нахождения в учреждении посетителей: занимающихся в группах и секциях спортсменов, участников и зрителей спортивно-массовых и зрелищных мероприятий.
Сотрудники учреждения обеспечивают сохранность имущества, соблюдают правила эксплуатации спортивного и другого сопутствующего оборудования.
Книга отзывов (жалоб, предложений) размещена в административном помещении в доступном для посетителей месте.
Письменные заявления на имя директора учреждения и медицинские справки о состоянии здоровья, посещающих спортивные секции, имеются.
Подписи заявителей в журнале прохождения обязательного инструктажа и ознакомления с правилами и инструкциями по соблюдению техники безопасности имеются.

п. 5 «Ведение кадрового делопроизводства»:
В соответствии с договором о кадровом сопровождении от 01.12.2016 г. № 99/2 кадровое делопроизводство осуществляется сотрудниками Администрации муниципального образования поселок Уренгой.
Правила внутреннего трудового распорядка: утверждены приказом от 05 декабря 2017 года № 112, работники учреждения с правилами внутреннего трудового распорядка ознакомлены. Режим работы работников учреждения закреплен в правилах внутреннего трудового распорядка.
Трудовые книжки хранятся в Администрации муниципального образования поселок Уренгой в отделе нормативно-правовой и кадровой работы. Трудовые книжки хранятся надлежащим образом (в сейфе). Журнал учета и движения трудовых книжек ведется надлежащим образом.
Ведение личных карточек формы Т2: Личные карточки формы Т2 ведутся и хранятся в Администрации муниципального образования поселок Уренгой в отделе нормативно-правовой и кадровой работы. Личные карточки формы Т2 хранятся надлежащим образом.
Положение об аттестации работников: Положение о порядке аттестации работников муниципального бюджетного учреждения «Культурно-спортивный комплекс «Уренгоец», относящихся к категории специалистов в области физической культуры и спорта, утверждено приказом от 01 апреля 2015 года №16.
График отпусков на 2018 год: утвержден.
Штатное замещение за 2018 год: ведется ежемесячно.
Договор о полной (индивидуальной) ответственности: договоры заключены.
Приказы о работе в выходные и праздничные дни: оформляются, согласия работников учреждения с работой в выходные и праздничные дни имеются.
Приказы по личному составу, отпускам, командировкам – приказы издаются, работники учреждения с приказами ознакомлены. Ведутся журналы регистрации приказов.
Письменные обращения граждан, жалобы, журнал ведения письменных обращений: Ведется книга отзывов, жалоб и предложений.
Защита персональных данных работника – имеется (Положение «Об обработке и защите персональных данных в МБУ «Культурно-спортивный комплекс «Уренгоец», утверждено приказом от 27 декабря 2013 года №52/1. Работники учреждения с Положением письменно ознакомлены. Согласия на обработку персональных данных имеются.
Соответствие образования по специальности, квалификации, профессиональной подготовки (для выполнения возложенных на специалиста обязанностей): образование работников учреждения соответствует возложенным на специалистов обязанностям.
Наличие должностных инструкций: имеются на всех работников, все подписаны работниками.
Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему: трудовые договоры и дополнительные соглашения имеются на каждого работника. Экземпляры учреждения хранятся в отдельной папке.

п. 6 «Ведение делопроизводства»:
Ведение журналов входящей и исходящей документации: в учреждении имеются журналы входящей и исходящей документации. Письма подшиваются в соответствующие папки.
Ведение журналов регистрации договоров, учета мероприятий: ведутся отчеты проводимых мероприятий, издан приказ о формировании групп.

По п.7 «Нормативно-правовая работа»:
В ходе проверки использовались договоры, контракты, приказы, документация о проведении закупок, журналы регистрации, нормативные и правовые документы.
Нормативные правовые акты разработаны и применяются в непосредственной деятельности учреждения.
Договорная работа соответствует требованиям действующего законодательства. Нарушений порядка закупок товаров, работ и услуг, предусмотренного Федеральным законом от 05.07.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не выявлено.
Регистрация договоров осуществляется в специальном журнале, что соответствует нормам действующего законодательства.
Контрактный управляющий назначен приказом №15/1 от 17.02.2017 г.
Положение о договорной работе присутствует.
Контроль за исполнением договоров ведет руководитель.
План график закупок ведется в соответствии с Федеральным законом от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

п. 8 «Организация работы спортивных секций»:
В КСК «Уренгоец» созданы условия для обеспечения поселения физической культурой и спортом:
— организация и проведение спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий среди различных групп населения поселка;
— организация и проведение спортивных, оздоровительных, учебно-тренировочных занятий и спортивных праздников и др.;
— организация занятий физической культурой и спортом.
Воспитанники, занимающиеся в МБУ «КСК «Уренгоец» регулярно принимают участие в соревнованиях различного уровня. Среди них есть победители и призеры Спартакиад, чемпионатов и первенств Пуровского района, Ямало-Ненецкого АО и Уральского ФО, участники и призеры Всероссийских соревнований.
В здании МБУ «КСК «Уренгоец» имеются:

  • два больших универсальных игровых зала: волейбольный и баскетбольный + мини-футбольный, с балконами для зрителей;
  • универсальный зал для настольного тенниса;
  • залы для аэробики, дартс, шахмат;
  • тренажерный и борцовский залы;
  • бассейн;

В дополнении к ним:

  • лыжная база (в пределах поселка Уренгой).

На постоянной основе в КСК «Уренгоец» работают 39 групп спортивной направленности по 16 видам спорта: «Баскетбол», «Дзюдо», «Лыжные гонки», «Плавание», «Тяжелая атлетика», «Пауэрлифтинг», «Футбол», «Волейбол», «Шахматы», «Греко-римская борьба», «Настольный теннис», «Дартс», «Гиревой спорт», «Атлетическая гимнастика», «Адаптивная физическая культура», «Аквааэробика».
Занятия в спортивных группах дают возможность эффективно развивать такие физические качества, как: быстрота, выносливость, гибкость, сила, правильная осанка, координация движений, а также помогают овладеть другими физическими навыками во многих видах спорта. Плюс к этому, они поднимают настроение, укрепляют мышцы, повышают общий тонус организма и придают уверенность в себе.
Проведена беседа с сотрудниками учреждения, в ходе которой установлено, что сотрудники учреждения хорошо владеют знаниями о порядке предоставления муниципальной услуги. Представлено расписание учебно-тренировочных занятий на 2018-2019 гг.
Мероприятия проводятся в соответствии с календарным планом, графиком работы секций. Разработаны программы по спортивным секциям. Тренера ведут журналы учета посещаемости.

п. 9 «Проверка фактического исполнения муниципального задания за 2018 год»:
По факту проведения камеральной проверки отклонений в деятельности учреждения по исполнению муниципального задания не выявлено. Бюджетные средства использованы по целевому назначению. Отчеты в течение года предоставлялись своевременно в соответствие с требованиями муниципального задания.
Согласно муниципальному заданию, утвержденному 29 декабря 2017 года И.п. Главы Администрации, Учреждению на 2018 год утверждена работа «Организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий».
В 2018 году запланировано оказание муниципальной работы в объеме — 180 единиц с допустимыми возможными отклонениями в 10%, в том числе:
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые на территории муниципального образования (муниципальные) (уникальный реестровый номер -30001100100100000002) – 115 единиц;
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с календарным планом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводимые на территории муниципального образования (межмуниципальные) (уникальный реестровый номер -30001100200100000002) – 15 единиц;
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с календарным планом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводимые на территории муниципального образования (региональные) (уникальный реестровый номер -30001100200200000002) – 50 единиц.
Показатели, характеризующие качество работы, а именно «количество участников мероприятий» запланированы в следующем объеме – 1950 человек с допустимыми возможными отклонениями в 10%, в том числе:
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые на территории муниципального образования (муниципальные) (уникальный реестровый номер -30001100100100000002) – 1600 человек;
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с календарным планом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводимые на территории муниципального образования (межмуниципальные) (уникальный реестровый номер -30001100200100000002) – 100 человек;
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с календарным планом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводимые на территории муниципального образования (региональные) (уникальный реестровый номер -30001100200200000002) – 250 человек.
Проверка выполнения муниципального задания на предоставление указанных муниципальных услуг (работ) проведена по следующим направлениям:
• соответствие качества оказываемых муниципальных услуг (работ) параметрам муниципального задания;
• соответствие объема оказываемых муниципальных услуг (работ) параметрам муниципального задания.
Фактические показатели выполнения муниципального задания за 2018 год, а именно показатель объема по количеству мероприятий по выполнению работы «организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий» составил 203 единицы (исполнение — 112,8% от годового плана), в том числе:
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые на территории муниципального образования (муниципальные) (уникальный реестровый номер -30001100100100000002) – 111 единиц (исполнение – 96,5% от годового плана);
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с календарным планом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводимые на территории муниципального образования (межмуниципальные) (уникальный реестровый номер -30001100200100000002) – 42 единицы (исполнение – 280% от годового плана);
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с календарным планом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводимые на территории муниципального образования (региональные) (уникальный реестровый номер -30001100200200000002) – 50 единиц (исполнение – 100% от годового плана).
Показатели, характеризующие качество работы, а именно «количество участников мероприятий» фактически составили 3 403 человека (исполнение — 174,5% от годового плана), в том числе:
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые на территории муниципального образования (муниципальные) (уникальный реестровый номер -30001100100100000002) – 2889 человек (исполнение – 180,6% от годового плана);
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с календарным планом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводимые на территории муниципального образования (межмуниципальные) (уникальный реестровый номер -30001100200100000002) – 188 человек (исполнение – 188% от годового плана);;
— Официальные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с календарным планом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводимые на территории муниципального образования (региональные) (уникальный реестровый номер -30001100200200000002) – 326 человек (исполнение – 130,4 от годового плана).
Работа выполняется в интересах общества, на безвозмездной основе.
Все качественные и количественные показатели муниципального задания подтверждены первичными документами:

  • ведутся журналы спортивных групп (39 спортивных групп оздоровительной направленности по 16 видам спорта; количество занимающихся в секциях – 664 чел., в том числе: 508 детей и подростков и 156 взрослых);
  • отчеты о фактически проведенных и выездных мероприятиях составляются ежемесячно и по итогам года (количество занимающихся, принявших участие в выездных соревнованиях – 514 чел.). Замечание: в пояснительной записке к годовому отчету о выполнении муниципального задания указан показатель – 465 человек (не соответствует данным отчета о выполнении муниципального задания).
  • ведется книга отзывов, жалоб и предложений, в которой за 2018 год оставлено 20 положительных отзывов.Замечание: в пояснительной записке к годовому отчету о выполнении муниципального задания указан показатель – 16.
  • Приказы о присвоении спортивных разрядов имеются в наличии (количество занимающихся, которым присвоены спортивные разряды – 22 человека, из них 3 человека — кандидаты в мастера спорта; 2 человека — I разряд; 17 человек – III разряд).

Для выполнения муниципального задания МБУ «КСК «Уренгоец» на 2018 год выделена субсидия в размере – 37 975 000,00 рублей, исполнено 36 692 258,53 рублей или 96,6%. Субсидия на иные цели выделена в размере 7 056 967,02 руб. (исполнено 6 979 698,50 рублей или 98,9%; в том числе: выплаты материального стимулирования 5 417 140,70 руб., исполнено 5 400 192,56 руб. или 99,7 %, образована экономия от уплаты страховых взносов в сумме 16 948,14 руб.; реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и массового спорта: приобретение спортивного инвентаря и оборудования, 130 000,00 руб., исполнено 130 000,00 руб. или 100%; компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно в сумме 605 826,32 рублей, исполнено 605 826,32 рублей или 100%; оплата переезда из районов Крайнего Севера направлено 40 000,00 рублей исполнено 40 000,00 рублей или 100%; реализации мероприятий, направленных на развитие физической культуры и массового спорта направлено 154 000,00 рублей исполнено 154 000,00 рублей или 100%; в целях достижения минимального размера оплаты труда сумме 710 000,00 рублей исполнено 649 679,62 рублей или 91,5%, экономия образована в связи с тем, что доплата до МРОТ в декабре 2018 года не начислялась. За счет средств выделенных на иные цели укреплена материально-техническая база учреждения: приобретен спортивный инвентарь (мячи для минифутбола и баскетбола, мячи и ракетки для настольного тенниса, гонг настольный, хвостовики и оперения, секундомеры, вышка судейская).
Плановые назначения поступлений от оказания платных услуг по МБУ «КСК «Уренгоец» – 3 100 00,00 руб. (исполнено 3 007 264,64 рублей или 97,0%). Плановые назначения поступлений спонсорской помощи 106 000,00 руб., исполнено 106 000,00 руб. или 100%). Средства, полученные от спонсорской помощи, были направлены на участие спортсменов в соревнованиях по борьбе дзюдо.
Остатки прошлых лет на начало года по муниципальному заданию составили — 515 896,95 руб, исполнено 515 896,95 рублей, или 100%. Данные средства направлены на оплату коммунальных услуг по теплоснабжению и начислений на выплаты по оплате труда.
Остатки средств прошлых лет на начало года от приносящей доход деятельности (платные услуги) по МБУ «КСК «Уренгоец» составили 6 242,31 рублей, исполнено 6 242,31 рублей или 100%.
План финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год первоначально утвержден 29.12.2017 года. В течение года изменения вносились 11 раз, что свидетельствует о некачественном планировании расходования бюджетных средств.

п.10 «Инвентаризация основных средств и материальных запасов в 2018 году»:
В соответствии с приказом от 08.10.2018 года № 83 «О проведении инвентаризации основных средств, материальных запасов и имущества на забалансовых счетах» в период с 12.11.2018 года по 20.11.2018 года проведена инвентаризация основных средств и материальных запасов по состоянию на 01.11.2018 г. Фактов хищения имущества, излишков и недостач в результате проверки не выявлено.

Итоги проверки и контроля деятельности учреждения:
1. Соблюдение требований к зданию, помещениям и прилегающей территории удовлетворительное.
2. Требования к персоналу соблюдены в соответствии с утвержденным штатным расписанием.
3. Проверка ведения кадрового делопроизводства нарушений не выявила.
4. Ведение делопроизводства осуществляется на должном уровне.
5. Нормативно-правовая работа проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства.
6. Организация работы спортивных секций проводится в течение всего календарного года, в соответствии с графиком работы.
7. Степень выполнения муниципального задания соответствует предмету и целям деятельности. Бюджетные средства расходовались эффективно по целевому назначению.
8. Выявлены замечания по плану проверки п. 9.

Руководителю учреждения:
1. Принять меры по недопущению предоставления недостоверной информации в отчетах и пояснительной информации к ним. Усилить контроль за предоставлением отчетности по выполнению муниципального задания.
2. Назначить ответственных сотрудников учреждения за своевременную актуализацию информации на сайте Администрации в меню «подведомственные учреждения». Данная рекомендация отражена в акте проверки учреждения за 2017 год и не принята к сведению руководителем.
3. Расходовать бюджетные средства строго в соответствии с первоначально утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на текущий год.
4. Усилить контроль за выполнением муниципального задания.
5. Своевременно и в полном объеме размещать информацию о деятельности учреждения на официальном сайте Администрации МО поселок Уренгой и официальном сайте www.bus.gov.ru.
6. Соблюдать утвержденный план мероприятий на текущий год.

Начальник отдела экономики, бюджетного планирования и прогнозирования В.П. Нагорная
Начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Н.А. Шутихина
Ведущий бухгалтер отдела бухгалтерского учета и отчетности Т.А. Лидерс
Начальник юридического отдела Н.Н. Якоб
Главный специалист отдела экономики, бюджетного планирования и прогнозирования Т.Н. Кузнецова
Начальник отдела организационной работы С.Н. Корнишина
Начальник отдела нормативно-правовой и кадровой работы Т.В. Смольникова
Главный специалист по кадрам отдела нормативно-правовой и кадровой работы Н.Л. Дегтярева
Главный специалист по делам ГО и ЧС и административной практике А.Н. Золотов
С актом ознакомлен: Директор МБУ «КСК «Уренгоец» А.Б. Трофимов

Об утверждении Положения о порядке проведения проверок целевого использования бюджетных средств отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга

АДМИНИСТРАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 марта 2002 года N 292-ра
Об утверждении Положения о порядке проведения
проверок целевого использования бюджетных средств
отраслевыми и территориальными исполнительными органами
государственной власти Санкт-Петербурга *

(с изменениями на 17 октября 2012 года)

На основании пункта 2.3 Программы реформирования бюджетной системы Санкт-Петербурга, утвержденной распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2000 N 1346-р, в целях надлежащего обеспечения поставленных перед отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга задач по осуществлению государственного финансового контроля, единообразия организации проверок целевого использования бюджетных средств:

1. Утвердить Положение о порядке проведения проверок целевого использования бюджетных средств отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

2. Пункт исключен с 19 октября 2012 года — постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2012 года N 1115..

3. Считать утратившим силу распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 29.10.1997 N 1125-р «О порядке проведения ревизий и проверок организаций, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга».

4. Контроль за выполнением распоряжения остается за губернатором Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
5 марта 2002 года
Регистрационный N 714

Положение о порядке проведения проверок целевого использования бюджетных средств отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Администрации
Санкт-Петербурга
от 04.03.2002 N 292-ра

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения проверок целевого использования бюджетных средств исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (далее — проверки).

1.2. Под проверкой в настоящем Положении понимаются контрольные действия или исследования отдельных вопросов использования бюджетных средств на основании бухгалтерских, плановых, отчетных и иных документов.

1.3. Отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга проводят проверки учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, и иных получателей бюджетных средств (далее — организации) на основании настоящего Положения.

1.4. Сотрудники отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — проверяющие) при проведении проверок руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга, распоряжениями и приказами Администрации Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и нормативными актами соответствующих исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

1.5. При проведении проверок проверяющие обеспечивают гласность проводимых мероприятий в целях привлечения дополнительной информации от общественности, соблюдая при этом требования по охране государственной и служебной тайны.

По решению руководства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга результаты проверок могут предаваться широкой гласности через средства массовой информации.

Цель и задачи проверок

2.1. Целью проверок является обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, обоснованностью операций, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Проверки должны способствовать увеличению доходов бюджета Санкт-Петербурга, укреплению финансовой дисциплины.

2.2. Основными задачами проверок являются контрольные действия и исследования отдельных вопросов использования бюджетных средств по следующим направлениям:

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

обоснованность расчетов сметных назначений;

исполнение смет расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом;

операции с основными средствами и нематериальными активами;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение.

Организация и проведение проверок

3.1. Проверки проводятся по квартальным планам, утвержденным руководителем отраслевого или территориального исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.

3.2. Темы и объекты проверок включаются в планы проверочной работы в соответствии с квартальным планом работ, на основании решений или поручений губернатора Санкт-Петербурга, руководителей отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, изучения отчетов о ходе исполнения бюджета Санкт-Петербурга, данных о состоянии дел по обеспечению сохранности денежных средств и материальных ценностей, писем о нарушениях финансовой дисциплины.

В планах необходимо предусматривать периодические проверки выполнения решений, предложений, принятых по ранее произведенным проверкам.

При необходимости могут проводиться внеплановые проверки.

3.3. На проведение каждой проверки проверяющему или руководителю проверочной группы выдается специальное удостоверение, подписанное руководителем органа, назначившего проверку.

3.4. Срок проведения проверки и состав проверяющих назначаются с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой организации. Срок проведения проверки не может превышать 45 календарных дней. Продление первоначально установленного срока проверки осуществляется руководителем органа, назначившего проверку по мотивированному представлению руководителя проверочной группы (проверяющего).

3.5. Проведению проверки должна предшествовать тщательная подготовка, изучение имеющихся плановых, отчетных, статистических данных, материалов предыдущих проверок. Руководитель проверочной группы до начала проверки знакомит ее участников с содержанием программы проверки и распределяет вопросы и участки работы между проверяющими.

3.6. Программа проверки утверждается руководителем органа, ее назначившего, или по его поручению другим должностным лицом. Программа проверки включает ее тему, период, который она должна охватить, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих проверке. Программа проверки в ходе ее проведения, с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих проверяемую организацию, может быть изменена и дополнена.

Наряду с программой проверки разрабатывается план проведения ревизии касс и инвентаризации материальных ценностей.

3.7. До начала проведения проверки руководитель проверочной группы предъявляет полномочия на ее проведение руководителю проверяемой организации и знакомит его с задачами проверки.

3.8. Руководитель проверяемой организации по согласованию с руководителем проверочной группы создает надлежащие условия для проведения проверки (предоставляет необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.п.), для чего назначает своего ответственного представителя.

3.9. Руководитель проверяемой организации принимает меры к тому, чтобы материально ответственные лица присутствовали при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ и других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности этих материально ответственных лиц.

3.10. Проверки проводятся путем осуществления:

проверки учредительных, плановых, отчетных, бухгалтерских документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметической правильности содержащихся в них расчетов, соответствия документов установленным формам;

фактической проверки действительности совершения операций;

сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными, сопоставления данных по одним операциям с данными по другим операциям;

проведения встречных проверок;

проведения счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов;

проверки правильности указываемых в отчетности плановых показателей.

По требованию руководителя проверочной группы (проверяющего) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель проверяемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем проверочной группы (проверяющим) по согласованию с руководителем проверяемой организации.

3.11. Участники проверочной группы (проверяющие) исходя из программы проверки определяют необходимость и возможность применения тех или иных проверочных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

В случае непредставления работниками проверяемой организации необходимых документов либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению проверки, руководитель проверочной группы (проверяющий) сообщает об этих фактах руководителю органа, назначившего проверку.

3.12. При отсутствии бухгалтерского учета в проверяемой организации руководителем проверочной группы (проверяющим) составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Положения, и докладывается руководителю органа, назначившего проверку. Руководитель органа, назначившего проверку, направляет руководителю проверяемой организации и(или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью проверяемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверяемой организации.

Проверка проводится после восстановления в проверяемой организации бухгалтерского учета.

3.13. Проверяющие имеют право:

проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бумаги и материальные ценности, требовать представления объяснений должностных лиц и необходимых справок по вопросам, возникающим при проведении проверки;

проводить инвентаризацию материальных ценностей, опечатывать кассы, кладовые, архивы;

привлекать к проверке специалистов;

получать от учреждений банка в установленном порядке справки и копии документов по операциям проверяемых организаций;

получать от других организаций в установленном порядке справки и копии документов по операциям проверяемых организаций.

3.14. Проверяющие обязаны:

принимать меры к устранению фактов нарушения финансовой дисциплины, незаконного и нецелевого расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства и хищений бюджетных средств и представления недостоверной отчетности;

принимать меры к возмещению ущерба в ходе проверки;

быть объективными, оказывать практическую помощь проверяемым организациям в постановке финансовой работы и контроля за правильным и эффективным расходованием денежных средств, обеспечением их сохранности.

3.15. При выявлении фактов нарушений устанавливается размер причиненного ущерба, причины нарушений, виновные должностные лица.

3.16. При выявлении злоупотреблений проверяющие получают от должностных лиц копии или выписки из документов или справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения соответствующих должностных лиц.

3.17. По мере выявления нарушений финансовой дисциплины и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации следует информировать об этом ее руководителя для принятия в ходе проверки необходимых мер к устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечению сохранности бюджетных средств, предотвращению нарушений и злоупотреблений, возмещению материального ущерба.

Оформление и реализация результатов проверки

4.1. О выявленных в процессе проверки нарушениях и недостатках составляется акт в двух экземплярах, при отсутствии нарушений составляется справка о проверке. Акт (справка) проверки подписывается руководителем проверочной группы (проверяющим), руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации.

Один экземпляр оформленного акта проверки вручается руководителю проверяемой организации или лицу, им уполномоченному, под расписку в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) проверяемой организации по согласованию с руководителем проверочной группы (проверяющим) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом проверки и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту руководитель и главный бухгалтер делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют возражения, подкрепленные документами, не позднее пяти дней со дня подписания акта.

Правильность фактов, изложенных в возражениях, должна быть проверена проверяющим и по ним дано письменное заключение не позднее пяти дней со дня получения возражений.

4.2. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и(или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе проверки составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником проверочной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы проверки, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами проверяемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт проверки.

4.3. Один экземпляр акта проверки и заключения по представленным возражениям вручается руководителю проверяемой организации под расписку.

4.4. Результаты проверки излагаются в акте на основе:

проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в проверяемых организациях документов и материалов;

данных о результатах произведенных встречных проверок;

фактических проверок совершения операций;

результатов взвешивания и обмера сырья и материалов, проведения контрольных обмеров.

В изложении акта проверки должна быть соблюдена системность, строгая объективность, ясность и точность описания выявленных фактов и данных.

Не допускается включение в акт не подтвержденных документами данных о финансовой деятельности проверяемой организации.

4.5. Акт (справка) проверки состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть должна содержать следующую информацию:

наименование темы проверки;

дату и место составления акта (справки) проверки;

кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер проверки или ссылку на задание);

проверяемый период и сроки проведения проверки;

полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

сведения об учредителях;

основные цели и виды деятельности организации;

имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в Комитете финансов;

кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

кем и когда проводилась предыдущая проверка, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта проверки может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.

Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе проверки, и должна содержать:

общие данные о выполнении хозяйственных и финансовых планов, смет;

выявленные факты бесхозяйственности, недостач, хищений и присвоения денежных средств и материальных ценностей, нецелевого использования бюджетных средств;

какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения;

размеры причиненного ущерба, фамилии, должности лиц, по вине которых они допущены;

выявленные при проверке дополнительные возможности увеличения накоплений и сокращения затрат, резервов снижения себестоимости продукции, стоимости строительства, сокращения аппарата управления и удешевления стоимости его содержания, ликвидации потерь и непроизводительных расходов.

4.6. Не допускается включение в акт проверки различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.

В акте проверки не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, квалификация их поступков, намерений и целей.

Объем акта проверки не ограничивается, но проверяющие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы проверки.

4.7. Материалы проверки состоят из акта (справки) и надлежаще оформленных приложений, на которые имеются ссылки в акте (справке) (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Материалы каждой проверки в делопроизводстве органа, назначившего проверку, должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

4.8. Материалы каждой проверки принимаются должностным лицом органа, назначившего проверку, с отметкой на последней странице «Акт (справка) проверки принят(а)», с указанием даты и подписью.

4.9. По результатам проверки руководитель проверяемой организации в пятидневный срок по окончании проверки издает в соответствии с действующим законодательством приказ (распоряжение) о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, о мерах по устранению причин возникновения данных нарушений и направляет приказ руководителю органа, назначившего проверку.

В тех случаях, когда принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, в приказе (распоряжении) устанавливаются сроки устранения по каждому конкретному нарушению.

Справки об устранении нарушений представляются руководителю органа, назначившего проверку.

Для оперативного контроля к акту проверки прикладывается справка об устранении выявленных нарушений, составляемая проверяющим, в которой отражаются суммы, восстановленные в бюджет, удержанные с виновных лиц, меры, принятые к виновным должностным лицам, информация о передаче материалов проверки в правоохранительные органы и принятые ими решения. К указанной справке прикладываются копии приказов, изданных по результатам проверки.

4.10. При причинении работниками материального ущерба проверяемой организации и в случае отказа в добровольном возмещении ущерба руководитель обязан предъявить иск к лицам, виновным в причинении материального ущерба, в соответствии с требованиями гражданского и гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации.

Возмещение ущерба в размере, не превышающем средний месячный заработок, производится в порядке, установленном статьями 137 и 248 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.11. Руководитель проверяемой организации несет в соответствии с действующим законодательством ответственность в случае, если меры по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц не приняты или таких мер недостаточно.

4.12. На основе материалов проверки руководитель органа, назначившего проверку, обязан принять необходимые меры не позднее чем в десятидневный срок по окончании проверки.

Датой окончания проверки является дата подписания акта (справки), а при наличии возражений — дата подписания заключения по ним.

В случае возникновения ситуаций, не регламентированных настоящим Положением, работники, осуществляющие проверочную работу, обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Официальный
электронный текст
ИПС «Кодекс»

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Транскрипт

1 «Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 7 ПРОВЕРКА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: МЕТОДЫ, ПРОЦЕДУРЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ Освоение методики проверки кассовых операций в бюджетных учреждениях, и в частности в учреждениях здравоохранения, является важным по нескольким причинам. Во-первых, денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов организации. Кроме того, денежные операции носят массовый и распространенный характер. Все это делает данный участок хозяйственной деятельности учреждения наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. Среди них можно выделить основные — выдачу средств на оплату труда, на оплату административно-хозяйственных расходов, подотчетным лицам и др. В представленной статье рассмотрены основные моменты проверки кассовых операций с учетом действующего законодательства. Приведенные недостатки и нарушения, которые встречаются при проверке кассовых операций, рассмотрены в разрезе основных этапов методики ее проведения в организации. Основные законодательные и нормативные акты В ходе проверки кассовых операций контрольные органы выявляют нарушения следующих нормативных актов: — Федерального закона от N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; — Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ от N 40; — Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ от N 14-П; — Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от N 49; — Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от N 168н <*>;

2 — Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от N 25н; — Приказа Минфина России от N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» <*> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации меняются практически ежегодно, поэтому необходимо отслеживать происходящие изменения, утверждаемые приказами Минфина России. Предмет проверки В отношении кассовых операций проверке подвергаются: — наличие в кассе денежных средств, денежных документов, отраженных в учете; — полнота и правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, Кассовой книги, платежных ведомостей и т.д.; — соблюдение порядка поступления и выдачи денег из кассы; — соблюдение установленного лимита хранения наличных денег в кассе; — соблюдение установленного порядка и лимита наличных расчетов с юридическими лицами; — наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения; — правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций; — наличие в организации действующей системы проведения инвентаризаций кассы. Документы, проверяемые в ходе проверки Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные и расходные кассовые ордеры, Кассовая книга. С другой — кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, расчетами с подотчетными лицами, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами и др. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить кассовые документы с прочими первичными документами других разделов учета. Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке кассовых операций, являются: — Журнал операций по счету «Касса»; — Баланс исполнения бюджета (ф ); — Отчет о финансовых результатах деятельности (ф );

3 — анализ счета «Касса»; — Кассовая книга (ф ); — отчеты кассира; — Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. КО-3 ( )); — приходные кассовые ордеры (ф. КО-1 ( )); — расходные кассовые ордеры (ф. КО-2 ( )); — инвентаризационные описи наличных денежных средств (ф ); — Ведомость на выдачу денежных средств из кассы под отчет (ф ); — платежные ведомости; — оправдательные документы к кассовым документам; — авансовые отчеты и др. Процедуры, осуществляемые в ходе проверки кассовых операций При проверке кассовой дисциплины в организации проводятся следующие процедуры: — инвентаризация кассы; — осмотр (обследование) помещения кассы; — просмотр документов; — сравнение документов; — инспектирование, которое представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов ревизор получает доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также эффективности средств внутреннего контроля над процессом обработки; — наблюдение, которое представляет собой отслеживания ревизором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами; — запрос и опрос, то есть поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами проверяемого лица. Запрос может быть как официальным письменным, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам учреждения; — подтверждение, которое представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях; — пересчет, который представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнения ревизором самостоятельных

4 расчетов; — аналитические процедуры. Они представляют собой анализ и оценку полученной ревизором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого учреждения с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете хозяйственных операций, выявление причин таких искажений. Результатами выполнения аналитических процедур является выявление ревизором наличия или отсутствия необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение доказательств. Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Все они построены по единой схеме: наименование, цель процедуры; средства, необходимые для ее выполнения; техника исполнения процедуры; оформление результатов. Приведем основной набор процедур, который используется контрольными органами при проверке кассовых операций: 1). для выявления хищения денежных средств: — инвентаризация кассовой наличности; — проверка наличия на приходных расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица; — проверка наличия на расходных кассовых документах подписей руководителя учреждения или уполномоченного лица; — проверка наличия на расходных кассовых документах подписей получателей денег; — устный опрос лиц, получивших деньги по расходным кассовым ордерам, но не подтвердившим этот факт распиской; 2). для выявления случаев неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм и, в частности, неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм из банка: — проверка чековой книжки учреждения на полноту; — проверка полноты оприходования денежных средств в кассу учреждения, полученных из банка по чеку; 3). для выявления случаев неоприходования и присвоения денежных сумм, поступивших от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам: — проверка своевременности расчетов сотрудников учреждения по командировочным расходам; — проверка своевременности расчетов сотрудников по средствам, выданным на хозяйственные нужды; — проверка соответствия приходных кассовых ордеров записям в Журнале регистрации приходных кассовых ордеров; — проверка одновременности оформления кассовых ордеров и движения денег по ним; 4). для выявления случаев неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм от различных юридических лиц по доверенностям:

5 — проверка Журнала учета выданных доверенностей; — проверка правильности оприходования сумм по доверенностям; 5). для выявления излишнего списания денег по кассе путем повторного использования одних и тех же документов: — проверка полноты первичных приходных и расходных кассовых документов, сброшюрованных с Журналом операций по счету «Касса»; — проверка правильности и своевременности погашения приложений; 6). для выявления излишнего списания денег по кассе неправильным подсчетом итогов в кассовых документах: — проверка совпадения входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за предыдущий день; — проверка итогов кассовых отчетов; 7). для выявления излишнего списания денег по кассе без оснований или по подложным документам: — проверка совпадения кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров; — проверка доброкачественности первичных документов; — проверка обоснованности включения лиц в расчетно-платежные ведомости; 8). для выявления излишнего списания денег по кассе путем подлога в законно-оформленных документах с увеличением сумм списаний: — проверка полноты регистрации платежных ведомостей в журнале регистрации платежных ведомостей; — проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета по расчетам с персоналом; 9). для выявления случаев присвоения сумм, законно начисленных разным лицам и организациям, в частности, депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям: — проверка соответствия платежных реестрам депонированных сумм; — проверка полноты и своевременности сдачи в банк депонированных сумм; — проверка полноты оприходования депонированных сумм на расчетный счет в банке; — проверка соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов; — проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных сумм; 10). для выявления случаев присвоения сумм, причитающихся другим организациям, производится проверка достоверности доверенностей от других предприятий на получение денег;

6 11). для выявления случаев нарушений расчетов суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину, с другими юридическими лицами: — проверка осуществления расчетов наличными деньгами с другими юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину; — проверка соблюдения установленного банком лимита остатка кассы; — проверка соблюдения учреждением предельных сумм расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами, поступающими в кассу; 12). для выявления случаев нарушений при расчетах с населением наличными денежными средствами за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги с применением контрольно-кассовой техники: — проверка правильности ведения книг кассира-операциониста; — проверка полноты оприходования в кассу учреждения выручки контрольно-кассовых машин; — проверка своевременности постановки на учет контрольно-кассовых машин в налоговом органе; — проверка своевременности снятия с учета в налоговом органе контрольно-кассовой техники; 13). для выявления некорректного отражения кассовых операций в регистрах синтетического учета производится проверка соответствия котировки, проставленной на первичных кассовых документах, записям в Журнале операций по счету «Касса». В условиях автоматизированного составления отчета кассира и ведения Кассовой книги необходимость в проведении многих из указанных процедур отпадает. Методы, применяемые ревизорами в ходе ревизий Существует несколько методов сбора доказательств при проведении проверки кассовых операций: — наблюдение или участие в инвентаризации; — наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций; — устный опрос; — получение письменных подтверждений; — проверка документов, полученных клиентами от третьих лиц; — проверка документов, подготовленных на предприятии клиента; — проверка арифметических расчетов; — анализ. Кроме того, при проведении проверки кассовых операций бюджетных учреждений

7 здравоохранения ревизоры учитывают следующие моменты. Денежные средства поступают в кассу: из банка, от работников организации в оплату каких-то услуг, как остатки неиспользованных авансов и др. Ревизор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, неиспользованные чеки хранятся у главного бухгалтера учреждения в условиях, исключающих возможность их утери, испорченные чеки погашаются надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков. В случае осуществления бюджетным учреждением здравоохранения внебюджетной деятельности ревизором должна быть тщательно проверена полнота оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, если данные хозяйства имеют место в исследуемом учреждении. При этом сверяются записи в Кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг). При этом ревизор выявляет случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях. С ноября 2001 г. в соответствии с Указанием ЦБ РФ от N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» установлен лимит размера расчетов наличными между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены руб. по одной сделке. Сумма штрафа, налагаемого на организацию, составляет от 400 до 500 МРОТ, а на руководителя учреждения — от 40 до 50 МРОТ. Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица. Ревизор проверяет расходование наличных денег из кассы. Для этого необходимо знать, что заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. При этом все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а саму доверенность прилагает к ведомости. Выдача по расходным кассовым ордерам возможна в случаях оплаты работы внештатным сотрудникам (по договорам гражданско-правового характера), единичной выдачи заработной платы работнику (при увольнении и др.). Кроме того, необходимо проверить целевое расходование бюджетных средств из кассы в соответствии с требованиями бюджетной классификации. При проверке расходования денежных средств подотчетными лицами ревизор руководствуется порядком ведения кассовых операций, согласно которому лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. При этом ревизор выясняет, своевременно ли в организации закрываются подотчетные суммы. Если данное требование не выполняется, он требует письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Также проверяется соблюдение порядка применения контрольно-кассовой техники. Необходимо учитывать, что при денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) контрольно-кассовых машин, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в

8 Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Полнота оприходования выручки через контрольно-кассовую машину устанавливается путем сверки на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, Кассовой книги. Одновременно необходимо проверить, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации. В случае если учреждение использует бланки строгой отчетности, необходимо удостовериться в правильности их оформления, хранения, выдачи и учета. Инвентаризация кассы Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от N 40 (далее — Порядок ведения кассовых операций), и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от N 49. Целью инвентаризации является проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в Кассовой книге фактическому остатку в кассе. В сроки, установленные руководителем учреждения, а также при смене кассиров производится внеплановая ревизия кассы с полным полистным пересчетом денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денег в кассе сверяется с данными учета по Кассовой книге. Для проведения ревизии кассы приказом руководителя учреждения назначается комиссия. По результатам проверки составляется инвентаризационная опись наличных денежных средств по форме <*>. В случае установления расхождений данных бюджетного учета с фактическим наличием денежных средств в кассе составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф ) <*> Форма утверждена Приказом Минфина России от N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета». До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность денежных средств, берется расписка. Она включена в заголовочную часть инвентаризационной описи. При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах. Один из них передается материально ответственному лицу, принявшему денежные средства, второй — материально ответственному лицу, сдавшему денежные средства, третий — в бухгалтерию. Выявленная недостача денег взыскивается с кассира, излишки приходуются в кассу. В условиях автоматизированного ведения Кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств и обработки кассовых документов. Инвентаризационная комиссия составляет инвентаризационные описи в двух экземплярах, один из которых остается в делах бухгалтерии, другой — у кассира. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в актах указываются их сумма и обстоятельства

9 возникновения. Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя учреждения, главного бухгалтера и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с требованиями законодательства РФ. Например, в соответствии со ст Кодекса об административных правонарушениях РФ на должностные лица (руководителя, главного бухгалтера или кассира) за нарушение порядка ведения кассовых операций может быть наложен штраф в размере от 40 до 50 МРОТ, а на само учреждение как юридическое лицо — от 400 до 500 МРОТ. Кроме того, проверяется техническая укрепленность касс, обеспечение условий сохранности денег и ценностей в учреждении. Характерные ошибки и нарушения Характерными нарушениями совершения кассовых операций являются: — недостача или излишек денег в кассе; — несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных сумм; — хищение денежных средств; — ненадлежащее заполнение кассовых документов (отсутствие реквизитов, недооформление и т.д.); — отсутствие первичных кассовых документов; — превышение лимита остатка денежной наличности в кассе; — непроведение инвентаризации кассы; — наличные расчеты с юридическими лицами сверх установленного предела (на данный момент — 60 тыс. руб.); — выдача денег посторонним лицам без оформления доверенностей; — отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения; — использование денежных средств не в соответствии с бюджетной классификацией; — некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах; — арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков; — излишнее списание денежных средств по кассе при повторном использовании одних и тех же документов, либо в результате неправильного подсчета итогов в кассовых документах и отчетах, либо в результате списания сумм без оснований или по подложным документам; — неправильная корреспонденция счетов;

10 — осуществление расчетов с населением наличными и оказанные услуги без применения контрольно-кассовых машин либо без регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах; — нарушение расходования средств из кассы; — отсутствие или недостаточный внутренний контроль над движением денежных средств в кассе. Признаками отсутствия или недостаточного внутреннего контроля, в свою очередь, являются: — отсутствие в учреждении налаженной системы проведения внеплановых ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе; — отсутствие приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок; — наличие признаков формального проведения ревизий кассы, а именно регулярное назначение в комиссии по проведению ревизий одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.; — предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам, помимо главного бухгалтера и руководителя учреждения; — отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на работника бухгалтерии без письменного распоряжения руководителя учреждения; — отсутствие договоров о полной материальной ответственности с кассиром; — отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура не является для него постоянной. Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому ревизор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц. В заключение отметим, несмотря на то, что в последнее время наблюдается тенденция уменьшения расчетов внутри бюджетных учреждений, в том числе учреждений здравоохранения, наличными денежными средствами, например, заработная плата перечисляется на счета работников или их банковские карточки, значение учета кассовых операций и использование наличных денег от этого не уменьшается. Даже при незначительном объеме наличных денежных средств у учреждения должны соблюдаться требования законодательства в данной области, а также обеспечиваться своевременное оприходование денежных средств в кассу, их строгое целевое расходование и сохранность. Эксперт журнала «Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение»

11 М.ВОЛЧКОВА Подписано в печать