Аффилированная сделка

Содержание

Сделки с участием аффилированных лиц

Аффилированные лица – это лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую деятельность физических или юридических лиц.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью совершают большое количество разнообразных сделок. В некоторых из них могут быть заинтересованы лица, имеющие влияние на общество и на определение условий сделки. С целью исключения в данном случае возможности злоупотребления при совершении сделок в законодательство введено понятие “заинтересованность в сделке”.

В статье 83 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ “Об акционерных обществах” (Закон 208-ФЗ) установлены требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью совершают большое количество разнообразных сделок. В некоторых из них могут быть заинтересованы лица, имеющие влияние на общество и на определение условий сделки. С целью исключения в данном случае возможности злоупотребления при совершении сделок в законодательство введено понятие “заинтересованность в сделке”.

В статье 83 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ “Об акционерных обществах” (Закон 208-ФЗ) установлены требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.

В решении об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должно быть указано лицо, являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Общее собрание акционеров может принять решение об одобрении сделки между обществом и заинтересованным лицом, которая может быть совершена в будущем в процессе осуществления обществом его обычной хозяйственной деятельности. При этом в решении общего собрания акционеров должна быть также указана предельная сумма, на которую может быть совершена такая сделка.

Аффилированные субъекты юридического и физического лица

Такое решение имеет силу до следующего годового общего собрания акционеров.

Для принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества и общим собранием акционеров решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, цена отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 Закона 208-ФЗ, регламентирующей порядок определения цены (денежной оценки) имущества.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей.

В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций 1000 и менее решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении. Если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, решение по данному вопросу должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении. В случае, если все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества признаются заинтересованными лицами и (или) не являются независимыми директорами, сделка может быть одобрена решением общего собрания акционеров, принятым в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

Независимым директором признается член совета директоров (наблюдательного совета) общества, не являющийся и не являвшийся в течение одного года, предшествовавшего принятию решения:

1 лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе его управляющим, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, занимающим должности в органах управления управляющей организации;

2 лицом, супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные которого являются лицами, занимающими должности в указанных органах управления общества, управляющей организации общества либо являющимися управляющим общества;

3 аффилированным лицом общества, за исключением члена совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров — владельцев голосующих акций в следующих случаях:

1 если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет 2 и более процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта;

2 если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции;

3 если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует одобрения общего собрания акционеров, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, в случаях, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым. Указанное исключение распространяется только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенные в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым, и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров.

В решении об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Общее собрание акционеров может принять решение об одобрении сделки (сделок) между обществом и заинтересованным лицом, которая может быть совершена в будущем в процессе осуществления обществом его обычной хозяйственной деятельности. При этом в решении общего собрания акционеров должна быть также указана предельная сумма, на которую может быть совершена такая сделка (сделки). Такое решение имеет силу до следующего годового общего собрания акционеров.

Для принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества и общим собранием акционеров решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, цена отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона.

Дополнительные требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Контроль цены сделки между взаимозависимыми лицами

Контролируя правильность уплаты налогов, налоговые органы могут проверить, соответствует ли указанная в договоре стоимость сделки рыночной цене. Существенная разница между этими показателями приведет к доначислению налогов, а также начислению штрафа и пени. Однако подвергать налогоплательщика такому "ценовому" анализу контролеры вправе лишь при наличии хотя бы одного из нескольких оснований.

Что послужит толчком для проверки взаимозависимости? Каким образом проверяющие налоговые органы определяют рыночную стоимость проданного товара? Об этом, а также о том, какие изменения готовят законодатели в области трансфертного ценообразования, рассказано в данной статье.

В борьбе за зависимость

Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми считаются юридические и физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности. Это происходит, когда:

  • одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  • одно физическое лицо подчиняется другому в соответствии с должностным положением;
  • лица состоят в родственных отношениях на основании семейного законодательства.

Указанные критерии в высшей степени прозрачны, поэтому на практике налогоплательщикам, как правило, удается выстроить взаимоотношения внутри холдинга таким образом, чтобы отдельные лица под них не подпадали.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ суд может признать лиц взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Чтобы понять логику судей, обратимся к арбитражной практике.

Так, компания и ее поставщик были признаны взаимозависимыми лицами в силу того, что фирма являлась основным покупателем продукции последнего (Постановление ФАС МО от 30.11.2005 N КА-А40/11641-05). При рассмотрении другого спора судьи признали компании взаимозависимыми, выяснив, что генеральный директор организации-налогоплательщика являлся учредителем своего контрагента. При этом одно и то же лицо занимало в обеих организациях должность главного бухгалтера (Постановление ФАС СЗО от 16.06.2006 N А56-19172/2005). Вспомним Определение КС РФ от 04.12.2003 N 441-О, в котором указано, что основанием признания лиц взаимозависимыми может служить факт заинтересованности в совершении хозяйственным обществом сделки, — лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки.

Вот еще один случай: суд признал налогоплательщика и его контрагента взаимозависимыми лицами на основании того, что у одного из партнеров в течение длительного времени была перед другим кредиторская задолженность (Постановление ФАС ЦО от 12.05.2004 N А14-4283-03/130/25). А вот пример, связанный с деятельностью налогоплательщика, осуществляющего экспортные поставки: он и его иностранный покупатель были признаны взаимозависимыми лицами, поскольку учредители организации-экспортера являлись топ-менеджерами компании-покупателя (Постановление ФАС ДВО от 12.07.2006 N Ф03-А51/06-2/1466).

Как видим, у налоговых инспекторов хватает доводов для того, чтобы вменять налогоплательщикам взаимозависимость и успешно доказывать ее в суде. Интересно также мнение по этому вопросу Президиума ВАС РФ, выраженное в Информационном письме от 17.03.2003 N 71. Лиц следует считать взаимозависимыми, если:

  • у компаний-налогоплательщиков одни и те же учредители;
  • генеральный директор одной организации является учредителем другой;
  • одно предприятие владеет контрольным пакетом акций другого предприятия.

Применение положений статьи 40 НК РФ

Итак, допустим, что налоговым органам удалось обнаружить признаки взаимозависимости двоих налогоплательщиков и теперь они вправе проконтролировать, является ли цена, установленная сторонами в договоре, рыночной. Скорее всего, ни один проверяющий не признает, что это так, и попытается доказать обратное. Поскольку в большинстве случаев цена контракта, заключаемого между взаимозависимыми лицами, действительно далека от рыночной, налоговым органам не составит большого труда обнаружить это. Однако одних подозрений здесь недостаточно — чтобы применить соответствующие санкции, им придется доказать, что цена, установленная сторонами, отклоняется более чем на 20% от рыночной. Такое условие предусмотрено п. 3 ст. 40 НК РФ. Как показывает практика, именно оно становится главным препятствием для налоговых органов, стремящихся наказать налогоплательщика.

Отметим, что при определении рыночной цены во внимание должны приниматься скидки, которые вызваны:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары, работы или услуги;
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением или приближением даты истечения сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров, работ или услуг на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При расчете рыночной цены проверяющим необходимо соблюсти целый ряд требований. Сначала контролеры должны попытаться определить ее на основании спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров, и, скорее всего, это им не удастся. Дело в том, что согласно п. 7 ст. 40 НК РФ однородными признаются товары, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При этом учитывается их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения и т.д. Как видим, это определение довольно расплывчато. Поэтому на практике бывает трудно, а подчас и невозможно доказать, что те или иные товары однородны. Кроме того, поскольку цена товара нередко зависит от условий договора, контролерам будет сложно доказать однородность товара, ведь на цену влияют способ и порядок оплаты и доставки, транспортное плечо, обязанность страхования и т.п.

Приведем пример из арбитражной практики. Пытаясь доказать, что компания реализовывала продукцию по цене существенно ниже рыночной, сотрудники налоговой инспекции ссылались на прейскуранты других организаций, которые, по их мнению, продавали идентичные товары. Однако суд указал, что данные документы не содержат сведений о технических характеристиках этих товаров, а потому не позволяют сделать вывод об их идентичности (Постановление ФАС СЗО от 10.02.2006 N А13-4471/2005-19).

Итак, либо однородные товары не существуют на рынке, либо отсутствует информация о ценах на них. Тогда налоговые органы могут последовательно применить метод цены последующей реализации и затратный метод, что предусмотрено п. 10 ст. 40 НК РФ. В первом случае рыночная цена определяется как разница между ценой, по которой товары будут перепроданы покупателем, и его расходами на перепродажу. Причем сумма расходов должна быть увеличена на величину прибыли, полученную перепродавцом. Во втором случае рыночная цена складывается из обычных для этого вида деятельности величин затрат и прибыли.

Источники информации: официальные и не очень

В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. Как видим, и в этом случае налоговое законодательство ограничивается лишь общей формулировкой — непонятно, что следует понимать под официальными источниками.

Как правило, при возникновении споров налогоплательщики предлагают свои источники, а налоговые органы — свои. В результате большая часть судебных решений принималась в пользу первых, поскольку приводимые инспекторами источники не признавались официальными. Приведем пример. Организация продавала земельные участки в Истринском районе Московской области. Сотрудники налоговой инспекции проверили цены некоторых сделок и пришли к выводу, что они не соответствуют рыночным. Доначисляя налоги, они использовали в качестве источника информации сведения, предоставленные коммерческими риелторскими организациями Истринского района Московской области. Однако суд не принял их во внимание, указав, что в данном случае приведены примерные цены реализации земельных участков, предназначенных под дачное строительство, а не цены по фактически состоявшимся сделкам купли-продажи идентичных участков (Постановление ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А41/13620-05).

Между тем в последнее время позиция судей по данному вопросу меняется. Отчасти это вызвано тем, что налоговые органы стали более тщательно выбирать источник официальной информации.

Как проходят сделки между взаимозависимыми лицами?

Так, компания сдавала в аренду игровые автоматы. Проверяющие посчитали, что размер получаемого вознаграждения не соответствует рыночному уровню, и доначислили налог. При этом для определения рыночной цены они обратились в Комиссию по игорному бизнесу Совета предпринимателей при мэре и Правительстве Москвы. Несмотря на то что суд первой инстанции не принял документ комиссии в качестве официального источника, в решениях суда апелляционной инстанции и кассации было указано обратное, поскольку согласно Положению о Комиссии по игорному бизнесу она является постоянно действующим органом, осуществляющим в числе прочего информационное обеспечение и организацию технической экспертизы оборудования, связанного с игорной индустрией (Постановление ФАС МО от 03.11.2006 N КА-А40/10623-06).

Вот еще один случай. Сотрудники инспекции поставили под сомнение соответствие рыночному уровню размера платы, которую налогоплательщик получал от сдачи в аренду помещений. В качестве официального источника информации было представлено письмо информационно-аналитического агентства "RWAY". Поскольку налогоплательщик не привел доказательств того, что данное агентство не имеет права проводить соответствующие исследования и выдавать аналогичные справки, документ был признан официальным источником информации (Постановление ФАС МО от 21.09.2006 N КА-А40/8885-06).

Поправки в трансфертном ценообразовании

В заключение стоит отметить возрастающий интерес к рассматриваемой проблеме со стороны контролирующих органов. Так, в настоящее время специалисты Минфина дорабатывают законопроект, посвященный так называемому трансфертному ценообразованию (это будет новая глава в Налоговом кодексе). В первую очередь, он предусматривает расширение перечня критериев, на основании которых налогоплательщики могут быть признаны взаимозависимыми лицами. Предполагается, что туда будут включены компании с общим владельцем, которому принадлежит больше 20% акций каждой из них, и их дочерние компании, если общему акционеру принадлежит больше половины их уставного капитала. Суд сможет признавать взаимозависимыми работника и работодателя, а также лиц, заключивших договор о совместной деятельности.

Кроме того, законопроект предусматривает обязанность компаний обосновывать выбранную ими цену. Для этого им придется описывать контролерам детали сделки, функции сторон, а также альтернативные способы определения цены. Таким образом, в ближайшее время стоит ожидать ужесточение контроля в этой сфере и еще большее смещение позиции арбитражных судов в сторону налоговых органов.

И.Д.Шмелев

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Аффилированные и взаимозависимые лица — что это?

Какие риски при заключении договора с аффилированными лицами

Отдельные требования по раскрытию сведений об аффилированных лицах проистекают из правовых актов, адресованных эмитентам ценных бумаг. Специальное положение о порядке информирования об аффилированных лицах принято Банком России относительно кредитных организаций. Открытые акционерные общества – эмитенты ценных бумаг обязаны помещать списки своих аффилированных лиц на собственных сайтах в интернете. Список должен обновляться ежеквартально, а срок его размещения составляет не менее трех лет. Сделки с взаимозависимыми лицами В корпоративном праве регулирование сделок с аффилированными лицами осуществляется в рамках института конфликта интересов и сделок с заинтересованностью. Законы об отдельных видах коммерческих корпораций подробно перечисляют субъектный состав сделок с заинтересованностью, который совпадает с определением аффилированных лиц.

Сделки взаимозависимых и аффилированных лиц: контроль за ценами

Для квалификации в качестве группы лиц совокупность физических лиц должна обладать одним или несколькими признаками, перечисленными в ст. 9 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Из приведенного законодательного определения аффилированности следует, что перечень лиц, которые могут признаваться заинтересованными в совершении сделки, не является исчерпывающим. Это находит отражение в судебной практике: рассматривая иски о признании недействительными сделок по признаку заинтересованности, суды в сходных обстоятельствах принимают различные решения исходя из специфики конкретного рассматриваемого дела.

Как проходят сделки между взаимозависимыми лицами?

В схожей ситуации, когда личные интересы лица, выполняющего руководящие функции в акционерном обществе или контролирующего крупный пакет акций, могут повлиять на его деятельность, Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» использует понятие «сделка с заинтересованностью». Согласно п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 83 Закона об АО одобрения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров требуют сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20% и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

10.5. сделки с аффилированными лицами: понятие и порядок заключения

Вместе с тем в законодательстве можно выделить ряд следующих обязанностей:

  • для всех юрлиц — по раскрытию информации об аффилированных субъектах в бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 4, пп. 6, 10–15 ПБУ 11/2008);
  • для ООО — по обеспечению хранения данных об аффилированных субъектах (п. 1 ст. 50 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
  • для АО — о публикации информации об аффилированных субъектах в интернете (п. 73.3 Положения ЦБ РФ от 30.12.2014 № 454-П).

Неисполнение указанных обязанностей может привести к крупным штрафам, которые, в принципе, сопоставимы с экономическими рисками при сделках между взаимозависимыми лицами. Например, если АО не опубликовало сведений об аффилированных субъектах в соответствии с Положением 454-П, то может быть оштрафовано на сумму до 1 млн рублей (должностное лицо — до 50 000 рублей) на основании п. 2 ст.

Сделки с участием аффилированных лиц

15.19 КоАП РФ.

Налоговые риски в группе компаний в 2016 году. защита от претензий

Кто такие заинтересованные лица Аффилированность — один из возможных критериев признания за лицом статуса заинтересованного (в контексте положений п. 1 ст. 19 закона «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Вместе с тем понятие «заинтересованность» в разных правовых контекстах раскрывается еще более чем в десятке федеральных нормативных актов. Например, в таких как:

  • Таможенный кодекс ЕАЭС (вступил в силу с 01.07.2017);
  • ГК РФ;
  • КоАП РФ;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • закон 14-ФЗ;
  • закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ;
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ;
  • закон «Об антидемпинговых мерах» от 08.12.2003 № 165-ФЗ.

Можно отметить, что сделка между взаимозависимыми лицами может заключаться сторонами, имеющими также статус заинтересованных лиц.

Аффилированные субъекты юридического и физического лица

Имея возможность влиять на решения друг друга, такие контрагенты могут неоправданно занизить или завысить стоимость товаров и услуг, что приведет к потерям государства при налогообложении. Исходя из указанной цели, государство дает налоговым органам право проверять правильность определения цены в контрактах между взаимозависимыми лицами. Налоговые органы вправе осуществлять проверки по данному вопросу.

Налоговый кодекс подробно описывает пять методов определения цены для целей налогового контроля при совершении сделок между аффилированными лицами. В любом случае, цена контракта должна быть рыночной. Как определить рыночную цену, налоговый орган решает исходя из описанных в законодательстве методов.


Ряд договоров между аффилированными лицами по налоговому праву попадает под определение контролируемых сделок, о совершении которых налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы.

Привлечение к налоговой ответственности аффилированных (подконтрольных) лиц.

НК РФ.Проверив сделку между взаимозависимыми лицами, ФНС может оштрафовать участников и доначислить налог для его плательщика, если посчитает, что база по нему была безосновательно уменьшена. Признание участников сделки взаимозависимыми осуществляется исключительно в налоговых целях. Узнать больше о контролируемых сделках вы можете в статье: «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2017 год».
Сделки между аффилированными лицами: последствия Взаимозависимость — понятие, очень близкое другому, аффилированности. При этом факт аффилированности (устанавливаемый исходя из критериев, которые определены ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции» от 22.03.1991 № 948-1) сторон сделки в общем случае не предопределяет правовых последствий, аналогичных тем, что характеризуют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами.

Применение законодательства об аффилированных лицах

В избранноеОтправить на почту Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС. Изучим, к каким правовым последствиям может привести их заключение. Кто признается взаимозависимыми лицами Что представляют собой контролируемые сделки Сделки между аффилированными лицами: последствия Кто такие заинтересованные лица Где можно загрузить образец одобрения с заинтересованностью в ООО Итоги Кто признается взаимозависимыми лицами Взаимозависимые лица — несколько субъектов правоотношений (граждан или юрлиц), среди которых есть как минимум 1 субъект, который может влиять (п.


1 ст. 105.1 НК РФ):

  • на участие как минимум 1 другого субъекта в тех или иных сделках;
  • на результаты экономической деятельности, которая осуществляется как минимум 1 другим субъектом.

Подробнее о критериях отнесения лиц к взаимозависимым читайте здесь.

Category: Новости

Операции с аффилированными лицами

Аудиторская проверка операций со связанными сторонами

(аффилированными лицами) регламентируется как Международным

стандартом аудита МСА 550, так и российским Правилом

(стандартом) аудиторской деятельности № 9 «Аффилированные

лица».

Аффилированные лица — юридические и физические лица,

способные оказывать влияние на деятельность других юридических

и (или) физических лиц. Операцией между организацией,

подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным

лицом считается любая операция по передаче каких-либо

активов или обязательств между организацией, подготавливающей

бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.

Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры с целью

получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств,

касающихся аффилированных лиц и раскрытия информации о

них, а также влияния операций с аффилированными лицами на

бухгалтерскую отчетность аудируемого лица. Тем не менее

нельзя ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции

с аффилированными лицами.

Руководство проверяемого субъекта несет ответственность за

определение аффилированное™ сторон и операций с ними и

раскрытие соответствующей информации в бухгалтерской отчетности.

Эта ответственность требует от руководства внедрения соответствующего

бухгалтерского учета и организации системы

внутреннего контроля с целью обеспечения достоверного отражения

и раскрытия в бухгалтерской отчетности операций с аффилированными

лицами.

Аудитору необходимо обладать знаниями о деятельности

аудируемого лица и об отрасли в целом, позволяющими ему

устанавливать события, операции и существующую практику,

которые могут оказать существенное влияние на бухгалтерскую

отчетность. Хотя существование аффилированных лиц и операций

между ними считается обычным для деловой практики,

аудитор должен быть осведомлен о них, потому что:

основные принципы подготовки бухгалтерской отчетности

могут предусматривать раскрытие в бухгалтерской отчетности

определенных взаимоотношений и операций с аффилированными

лицами;

существование аффилированных лиц или операций с аффилированными

лицами может повлиять на достоверность бухгалтерской

отчетности;

источник аудиторского доказательства оказывает влияние на

аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства,

полученные от третьих сторон или подготовленные ими,

обладают большей степенью убедительности;

операции с аффилированными лицами могут мотивироваться

не только обычными деловыми отношениями, но и, например,

распределением прибыли, ставящим целью уход о налогообложения,

или даже мошенничеством.

Аудитор должен изучить информацию, предоставленную руководством

субъекта в отношении аффилированных лиц, а также

выполнить следующие процедуры с целью проверки достоверности

полученной информации:

изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет

определения списка известных аффилированных лиц;

запросить у руководства субъекта информацию об их аффили-

рованности с другими предприятиями;

изучить списки акционеров с целью определения основных

акционеров или, если необходимо, получить список основных

акционеров из реестра акционеров;

изучить протоколы собраний акционеров и совета директоров,

а также другие предусмотренные законодательством документы,

например реестр акционеров;

запросить других аудиторов, участвующих в данный момент в

проведении аудита, или предшествующих аудиторов о том, знают

ли они о существовании каких-либо дополнительных аффилированных

лиц.

Если основные принципы подготовки бухгалтерской отчетности

предусматривают раскрытие информации о взаимоотношениях с аффилированными лицами, аудитор должен убедиться в

том, что такое раскрытие информации является достоверным и

полным.

Аудитор обязательно проводит детальное изучение информации

об операциях с аффилированными лицами, предоставленной

руководством проверяемого субъекта.

При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего

контроля, а также при предварительной оценке риска средств

контроля аудитор должен проанализировать достоверность процедур

контроля учета операций с аффилированными лицами и

формирования информации о них.

В ходе аудита аудитору необходимо обратить внимание на

нетипичные операции и на такие операции, которые могут

указывать на существование ранее невыявленных аффилированных

лиц.

В ходе аудита аудитор осуществляет процедуры, с помощью

которых можно выявить наличие операций с аффилированными

лицами:

проведение детальных процедур в отношении операций и

сальдо по счетам;

анализ протоколов собраний акционеров и заседаний совета

директоров;

анализ регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения

крупных или нетипичных операций или сальдо счетов, при этом

особое внимание уделяется операциям, отраженным в конце или

незадолго до окончания отчетного периода;

анализ документов по выданным и полученным кредитам, а

также банковских гарантий. Такая проверка может обнаружить

существование гарантийных обязательств и других операций с

аффилированными лицами;

анализ инвестиционных сделок, например приобретение или

реализация доли участия в совместной или иной деятельности.

При проверке указанных операций с аффилированными лицами

аудитор может получить достаточные надлежащие аудиторские

доказательства того, что эти операции были надлежащим

образом раскрыты.

С учетом характера взаимоотношений с аффилированными

лицами доказательство операции с ними может быть ограниченным

(например, в отношении наличия товарно-материальных

запасов, находящихся у аффилированного лица на консигнации,

или в отношении того, что материнская компания дала инструкции

дочерней компании по учету лицензионных платежей). Если нет надлежащих доказательств, подтверждающих подобные операции,

аудитор должен рассмотреть необходимость выполнения

следующих процедур:

подтверждение условий и суммы операций с аффилированным

лицом;

изучение доказательств, имеющихся у аффилированного

лица;

подтверждение или обсуждение информации с лицами, имеющими

отношение к данной операции, например с банками,

юристами, гарантами и агентами.

Аудитор должен получить письменные заявления руководства

аудируемого лица о полноте представленной информации относительно

определения круга аффилированных лиц и достоверности

информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности.

Если аудитор не может получить достаточных аудиторских

доказательств относительно аффилированных лиц и операций с

ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта

в бухгалтерской отчетности неясно или неполно, аудитор

должен отразить такую ситуацию в аудиторском заключении.

Изучение и использование внутреннего аудита

Использование внутреннего аудита в ходе аудиторской проверки регламентируется Международным стандартом аудита МСА 610, а также российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

Аудиторская организация должна сформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита.

Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным

фактором при оценке аудиторского риска и СВК и тем самым

существенно сократить объем процедур, которые предстоит выполнить.

Проверяющий составляет программу оценки внутреннего

аудита, а в своей рабочей документации отражает выводы, касающиеся

конкретной работы внутреннего аудитора, которая была

протестирована, изучена и оценена. После этого аудиторская

организация на стадии планирования решает, может ли быть использована

работа внутреннего аудита для целей внешнего аудита.

Содержание, сроки и объем проверок конкретной работы

внутреннего аудита зависят от оценки внешним аудитором аудиторского риска, существенности объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита. Такие проверки могут

предусматривать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом, проверку других интересующих объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита. Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами. Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, которые поставлены перед внешним и внутренним аудитором, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудиторских процедур. Если в результате предварительной оценки внутреннего аудита достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация обязана найти дополнительные доказательства эффективности этой работы.

Для эффективного использования работы внутреннего аудита

аудиторская организация должна рассмотреть план работы службы

внутреннего аудита за интересующий период и обсудить его

на возможно более ранней стадии аудита; определить порядок

встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита; заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.

Аудиторская организация информирует руководство и (или) собственников экономического субъекта и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем.

В ходе проверки аудиторская организация не может полностью полагаться на работу внутренних аудиторов.

10.5. Сделки с аффилированными лицами: понятие и порядок заключения

Надо проводить контрольные проверки статей и операций, уже проверенных внутренними аудиторами. Если они дают сходные (сопоставимые) результаты, коррективы в намеченной работе не требуются. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.

Читайте также:


Аффилированные лица

Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица

  • Аффилированность и аффилированные лица

  • Ответственность юридического лица

  • Полезны ссылки

  • Аффилированные лица

    Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" вводится статья 532 ГК, которая вводит понятие "Аффилированность":

    Статья 532. Аффилированность

    (по состоянию на 01.07.2018)

    В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

    Комментарий к статье 532 ГК

    В последнее время (особенно после поручений Председателя Правительства РФ в декабре 2011 и марте 2012 года) широко используется мудреный термин аффилированный, аффилированное лицо, бенефициар. А что же оно означает?

    Статья 532 ГК содержит отсылочную (бланкетную) норму, включающую в себя только гипотезу, т.е. указание на условия, в которых она действует. Целью данной нормы является легализация использования понятия "аффилированность". ГК не раскрывает ни признаков, ни критериев аффилированности, адресуя участников правовых отношений к закону, не поименованному в ГК.

    До введения статьи 532 ГК понятие аффилированных лиц содержалось в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которому аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

    • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

    • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

    Аффилированный (от англ. аffiliation — соединение, связь) — дочерний; соединенный, связанный.

    Такое же по смысловое значение дано этому понятию в статье 532 ГК.

    Следовательно, аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    В случаях, если ГК или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

    Аффилированными лицами юридического лица являются:

    • член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

    • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

    • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

    • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

    Если организация является участником финансово-промышленной группы, к ее аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

    Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

    • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

    • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

    Эта новелла ГК РФ является важной, т.к.

    Правовые последствия установления аффилированности

    устанавливает единое регулирование юридической связанности лиц: аффилированности и контролирующего лица.

    Согласно статье 532 ГК наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами, что по мнению законодателя должно препятствовать злоупотреблениям в соответствующих сферах.

    Правовое регулирование отношений аффилированности в зависимости от отрасли права и законодательства включает в себя особый порядок совершения сделок (например, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, и сделки по поглощению в акционерном законодательстве), информационные отношения (например, раскрытие информации об аффилированности, направление документов при совершении сделок между формально равными субъектами в федеральные органы исполнительной власти), особый порядок учета и отчетности (бухгалтерской, налоговой и т.п.), исчисления и уплаты налогов, отношения ответственности и др.

    При этом остается открытым вопрос — кто квалифицирует отношения аффилированности в качестве таковых? Каков порядок квалификации?

    Ни Гражданский кодекс РФ, ни Налоговый кодекс РФ ответа на этот вопрос не дают. А между тем наличие общего интереса еще не является противоправным (иначе странно выглядела бы, например, новелла ГК о корпоративном договоре). Следовательно, и координация деятельности также не может квалифицироваться как противоправное деяния. Между тем, все понятия, используемые для определения отношений аффилированности, отражают суть одного экономико-правового явления — имущественной, организационно-управленческой зависимости одного лица от другого.

    В статьях 10 — 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции" содержатся лишь запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. А в других статьях этого же закона (к примеру в пп. 17 ст. 4), содержатся составы правонарушений с указанием характера действий, в некоторой степени — характера вины, последствий деяния.

    Статья написана и размещена 16 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 09.05.2014, 01.07.2017

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

    Полезные ссылки по теме "Аффилированные лица"

    1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

    2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

    3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

    4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

    5. Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

    6. Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    7. Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    8. Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    9. Создание организации

    10. Юридическое лицо — понятие и виды

    11. Подготовка и оформление документов для регистрации

    12. Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

    13. Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

    14. Печать организации

    15. Открытие расчетного счета в банке

    16. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

    17. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

    18. Реорганизация юридического лица

    19. Способы ликвидации организации

    Tags: аффилированные, лица, аффилированные лица