69 н приказ минфина

Содержание

Установлены новые правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Расширен круг лиц, имеющих право формировать учетную политику. Теперь это может быть не только главный бухгалтер, но и другое должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации. Утверждает учетную политику, как и прежде, руководитель.

Организациям предоставлено право самим утверждать все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности.

Изменение учетной политики теперь может производиться с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Ранее изменение учетной политики должно было вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. Если изменения оказали существенное воздействие на финансовое положение организации, то такие последствия должны отражаться в бухгалтерской отчетности ретроспективно (за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть произведена с достаточной надежностью).

Кроме того, введены правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменении оценочных значений. Таким изменением признается корректировка стоимости актива или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ Федерации

ПРИКАЗ

от 10 октября 2019 г. N 164н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ,

ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА КОТОРЫЕ ГРАЖДАНЕ

И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ КОТОРЫХ РАБОТНИКИ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ

СВЕДЕНИЯ О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ,

ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1670; 2019, N 20, ст. 2422) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Признать утратившими силу:

а) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2018 г. N 230н «Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52856);

б) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2019 г. N 108н «О внесении изменений в перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2018 г. N 230н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2019 г., регистрационный N 55523).

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации —

Министр финансов

Российской Федерации

А.Г.СИЛУАНОВ

Утвержден

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 10.10.2019 N 164н

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ,

ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА КОТОРЫЕ ГРАЖДАНЕ

И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ КОТОРЫХ РАБОТНИКИ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ

СВЕДЕНИЯ О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ,

ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

1. Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее — ФКУ «Пробирная палата России»):

1.1. В центральном аппарате:

руководитель;

первый заместитель руководителя;

заместитель руководителя ;

советник руководителя;

начальник управления контроля за использованием, обращением и переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней;

начальник отдела контроля за использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;

заместитель начальника отдела контроля за использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;

начальник отдела контроля за переработкой, аффинажем и попутным извлечением драгоценных металлов;

заместитель начальника отдела контроля за переработкой, аффинажем и попутным извлечением драгоценных металлов;

начальник финансово-планового управления — Главный бухгалтер;

начальник отдела бухгалтерии — заместитель главного бухгалтера;

начальник отдела финансового планирования;

заместитель начальника отдела финансового планирования;

начальник управления финансового мониторинга, государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов и организации специального учета;

заместитель начальника управления финансового мониторинга, государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов и организации специального учета — начальник отдела государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов;

начальник отдела финансового мониторинга и организации специального учета;

заместитель начальника отдела финансового мониторинга и организации специального учета;

заместитель начальника отдела государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов;

начальник административно-хозяйственного управления;

заместитель начальника административно-хозяйственного управления;

начальник отдела организации государственных закупок;

заместитель начальника отдела организации государственных закупок;

начальник инспекторского отдела;

заместитель начальника инспекторского отдела;

1.2. В государственных инспекциях пробирного надзора:

начальник;

заместитель начальника;

начальник отдела контроля за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней;

начальник отдела контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;

начальник отдела контроля за производством, использованием, обращением и государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов и драгоценных камней;

начальник экспертно-пробирного отдела;

начальник геммологического сертификационного центра;

заместитель начальника геммологического сертификационного центра;

ведущий специалист по государственным закупкам;

специалист по государственным закупкам 1 категории;

главный бухгалтер;

ведущий бухгалтер геммологического сертификационного центра;

главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ;

ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ;

контролер I категории по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ;

главный пробирер .

2. Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации»:

руководитель;

первый заместитель руководителя;

заместитель руководителя ;

советник руководителя;

главный бухгалтер;

в Управлении учета и расчетов:

начальник управления — главный бухгалтер по ценностям Госфонда;

начальник Отдела капитального и текущего ремонта;

в Управлении бюджетирования Госфонда России:

начальник управления;

заместитель начальника управления;

начальник отдела приобретения и отпуска ценностей Госфонда;

в Управлении государственного контроля (надзора):

начальник управления;

заместитель начальника управления;

в Управлении делами:

начальник управления;

заместитель начальника управления;

советник управления;

начальник отдела материально-технического снабжения;

начальник транспортного отдела;

начальник отдела по организации государственных закупок;

в Управлении контроля и автоматизированного учета ценностей Госфонда:

начальник управления:

заместитель начальника управления;

начальник отдела эксплуатации вычислительной техники;

в отделе постоянного государственного надзора в АК «АЛРОСА» (ПАО) (г. Москва):

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

главный эксперт;

главный специалист;

ведущий эксперт;

ведущий специалист;

специалист 1 категории;

в отделе постоянного государственного надзора на производственных объектах организации:

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

главный эксперт;

главный специалист;

ведущий эксперт;

в отделе государственного контроля при ввозе и вывозе драгоценных камней:

начальник отдела;

заместитель начальника отдела — начальник хранилища;

заместитель начальника отдела;

главный эксперт;

главный специалист;

ведущий эксперт;

ведущий специалист;

в отделе организации контрольной деятельности:

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

главный эксперт;

главный специалист;

ведущий эксперт;

эксперт 1 категории;

в филиале Гохрана России — «Объект «Урал»:

руководитель филиала;

заместитель руководителя филиала ;

главный бухгалтер филиала;

начальник отдела капитального и текущего ремонта филиала.

начальник отдела материально-технического обеспечения филиала.

3. Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации»:

начальник Учреждения;

заместитель начальника Учреждения ;

главный бухгалтер Учреждения — начальник отдела бюджетного учета, отчетности и контроля;

начальник отдела внутреннего финансового аудита;

начальник отдела государственных закупок (контрактная служба);

начальник планово-экономического отдела;

начальник отдела материально-технического обеспечения;

начальник отдела автотранспортного обеспечения.

4. Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»:

директор;

заместитель директора ;

главный бухгалтер;

главный инженер;

начальник отдела организации и планирования государственных закупок;

начальник отдела материально-технического снабжения.

5. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»:

директор;

первый заместитель директора;

заместитель директора ;

начальник отдела организации государственных закупок.

6. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации»:

руководитель;

заместитель руководителя ;

главный бухгалтер;

руководитель обособленного подразделения «Медицинский центр» — главный врач;

руководитель контрактной службы;

заместитель руководителя контрактной службы;

руководитель филиала;

начальник управления по экономике и финансам филиала;

главный бухгалтер филиала;

начальник отдела закупок — заместитель руководителя контрактной службы.

7. Федеральное казенное учреждение «Государственный научно-технический центр «Гарант»:

генеральный директор;

первый заместитель генерального директора;

заместитель генерального директора ;

главный бухгалтер.

Независимо от наименования должности заместителя руководителя в штатном расписании организации.

Должности центрального аппарата ФКУ «Пробирная палата России» и государственных инспекций пробирного надзора.

Спустя продолжительное время Приказ Минфина РФ от 13.05.2019 № 69н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – Приказ № 69н, Порядок № 209н) прошел регистрацию в Минюсте и вступил в силу 5 августа 2019 года. В новой редакции изложен п. 2 Приказа Минфина РФ № 209н, которым установлен срок применения Порядка № 209н. Согласно новой редакции этого пункта Порядок № 209н (в редакции Приказа № 69н) применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2019 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2019 год, за исключением:

1) пунктов 13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка № 209н, которые применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2020 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2020 год (данные пункты устанавливают правила применения подстатей 546, 569, 649, 669, 739, 839 КОСГУ, которые используются при отражении увеличения и уменьшения задолженности по расчетам с нерезидентами);

2) пунктов 11.5.2, 11.5.3, 12.5.2 Порядка № 209н, которые применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2021 год (данные пункты устанавливают порядок применения подстатей 352, 353, 452, которые используются при отражении операций по осуществлению расходов на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности как с неопределенным, так и с определенным сроком полезного использования).

Поскольку Приказ № 69н вступил в силу 5 августа 2019 года, а Порядок № 209н в редакции этого приказа действует с 1 января 2019 года, за исключением отдельных пунктов, названных выше (установлена более поздняя дата их вступления в силу), учреждениям в отношении операций, по которым изменены коды, следует скорректировать бухгалтерские записи, совершенные за период с января по июль 2019 года.

Рассмотрим, какие изменения в порядке применения кодов следует учесть в 2019 году.

по поступлениям и перечислениям капитального характера.

Пунктом 7 Порядка № 209н установлены общие требования, предъявляемые к структуре кодов КОСГУ. В частности, этим пунктом предусмотрены особенности классификации операций и отнесения поступлений, перечислений к операциям текущего или капитального характера. Напомним, что для операций текущего и капитального характера применяются разные коды КОСГУ (для операций текущего характера – статьи 150 и 240, а для операций капитального характера – статьи 190 и 280).

Подстатья 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ применяется теперь не только при отражении учреждениями доходов, получаемых ими из соответствующих бюджетов, от субсидий на иные цели, субсидий текущего характера, субсидий на осуществление текущих вложений, но и при получении грантов в форме субсидий текущего характера и иных безвозмездных денежных поступлений текущего характера между бюджетными (автономными) учреждениями (новая редакция п. 9.5.5 Порядка № 209н). Аналогичными доходами капитального характера дополнена подстатья 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (новая редакция п. 9.6.2 Порядка № 209н).

Подстатья 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ применяется теперь и при отражении безвозмездных поступлений текущего характера от физических лиц (новая редакция п. 9.5.5 Порядка № 209н). Аналогичная правка внесена в части применения подстатьи 165 «Поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ (п. 9.6.5 Порядка № 209н в редакции Приказа № 69н).

Также названным приказом были внесены уточняющие поправки в части отнесения расходных операций к операциям капитального характера. В новой редакции п. 7 Порядка № 209н уточнено, что перечислениями капитального характера признаются:

  • расходы на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества;
  • расходы на приобретение (создание) основных фондов – объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета основными средствами.

Кроме того, произошли изменения в применении подстатей, отражающих безвозмездные перечисления текущего и капитального характера. Ниже в форме таблицы отразим новшества.

Подстатья КОСГУ

Внесенные дополнения

Пункт Порядка № 209н

Скорректировано название подстатьи 241, и дополнен перечень операций, которые по ней отражаются. В частности, указано, что на данную подстатью КОСГУ относятся операции по безвозмездной передаче:

– нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) внутри сектора государственного управления;

10.4.1, 10.8.1

– финансовых активов и обязательств при реорганизации, ликвидации учреждения.

В отношении применения подстатьи 281 КОСГУ дополнительно установлено, что по ней отражаются:

– операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, в том числе активов в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования;

– показатели, уменьшающие стоимость основных фондов, внутри сектора государственного управления

Приказом № 69н в положения названных пунктов внесено уточнение, устанавливающее, что данные подстатьи применяются при отражении операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления финансовым организациям государственного сектора

10.4.2, 10.8.2

10.4.3, 10.8.3

В названные пункты внесено уточнение, устанавливающее, что:

– подстатья 244 применяется при отражении операций по безвозмездной передаче иных финансовых активов, а также нефинансовых активов (кроме основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления нефинансовым организациям государственного сектора;

– подстатья 284 применяется при отражении операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления нефинансовым организациям государственного сектора

10.4.4, 10.8.4

В положения указанных пунктов внесено уточнение, согласно которому:

– подстатья 245 применяется при отражении операций по безвозмездной передаче иных финансовых активов, а также нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления другим нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора);

– подстатья 285 применяется при отражении операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления иным нефинансовым организациям (кроме нефинансовых организаций государственного сектора)

10.4.5, 10.8.5

Применение статей КОСГУ при отражении операций по начислению

Одно из самых, пожалуй, важных и интересных новшеств произошло в части применения кодов КОСГУ при начислении и уплате налогов, в частности НДС. С 1 января 2019 года Порядком № 209н было предусмотрено относить операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом обложения которыми являются доходы (прибыль) учреждения, в части начисления НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах НДС, и налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ. Поэтому в случае, если учреждение-налогоплательщик, например, получало доход по статье 120 «Доходы от собственности», НДС начислялся по подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ и по этому же коду производилась уплата налога.

После внесения Приказом № 69н в п. 9 Порядка № 209н изменений операции по начислению налогоплательщиками – государственными (муниципальными) автономными и бюджетными учреждениями НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах НДС, отражаются по подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом НДС.

Операции же по начислению (уплате) налогов, объектом обложения которыми являются доходы (прибыль) учреждения, уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах НДС, и начислению (уплате) налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Также п. 9 Порядка № 209н был дополнен новым абзацем, устанавливающим, что поступление доходов подлежит отражению по статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. Поступление в доход платежа, который объединяет различные по своей экономической сути поступления (доходы) и является неделимым, подлежит отражению в рамках той статьи (подстатьи) КОСГУ, которая является основной при получении дохода.

Рассмотрим на примере, как будут применяться освещенные нами новшества.

Автономное учреждение предоставляет в аренду ледовую арену для проведения ледового шоу сторонней организацией. Указанная деятельность облагается НДС по ставке 20 %. Общая сумма арендной платы составляет 150 000 руб. (в том числе НДС – 25 000 руб.). Согласно условиям договора сторонняя организация перечислила на лицевой счет учреждения часть арендной платы в размере 30 % стоимости договора в счет предстоящего оказания услуг в сумме 45 000 руб. (в том числе НДС – 7 500 руб.).

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила на лицевой счет учреждения предварительная оплата аренды ледовой арены

2 201 11 510

17 (код доходов 121)

2 205 21 664

45 000

Исчислен НДС с поступившей предо-платы

2 210 11 56х

2 303 04 731

7 500

Начислен доход от аренды

2 205 21 564

2 401 10 121

150 000

Исчислен НДС с общей суммы доходов

2 401 10 121

2 303 04 731

25 000

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

2 303 04 831

2 210 11 66х*

7 500

Перечислен НДС в бюджет

2 303 04 831

2 201 11 610

17 (код доходов 189)

25 000

Новшества в применении подстатей, отражающих доходы от аренды.

В положения п. 9.2.1 Порядка № 209н внесены изменения, устанавливающие, что подстатья 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ не применяется при отражении доходов, получаемых по договорам аренды земель.

В результате новшеств, внесенных в п. 9.3.5 Порядка № 209н Приказом № 69н, скорректирована сфера применения подста-
тьи 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ. Данная подстатья применяется при отражении доходов от внесения части платы за использование и (или) содержание (возмещение затрат по содержанию) имущества в соответствии:

  • с договором аренды (имущественного найма);
  • с договором безвозмездного пользования (размер платы не зафиксирован в договоре в виде денежного значения и определяется в ходе исполнения договора).

Расширен перечень операций, относимых на подстатью 131

Согласно п. 9.3.1 Порядка № 209н на подстатью 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ относятся доходы от оказания, выполнения платных услуг, работ (за исключением доходов от оказания услуг, выполнения работ по программе обязательного медицинского страхования). В этом же пункте приведен перечень доходов, относимых на данную подстатью. Приказом № 69н он дополнен следующими видами доходов:

  • от реализации готовой продукции, товаров;
  • от внесения платы за пользование служебными жилыми помещениями и общежитиями, включающей в себя плату за использование и плату за содержание жилого помещения;
  • от поступления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе государственного (муниципального) задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Уточнен перечень доходов, при отражении которых применяется подстатья 132 «Доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования» КОСГУ

Доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, иные аналогичные доходы отражаются в учете при применении подстатьи 132 «Доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования» КОСГУ. Соответствующий абзац был введен в п. 9.3.2 Порядка № 209н.

Выбор кода КОСГУ при отражении сумм невыясненных поступлений.

В результате изменений, внесенных Приказом № 69н в п. 9.8.1 Порядка № 209н, суммы невыясненных поступлений отражаются у автономного учреждения по подстатье 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ. До введения новшеств для отражения этих операций применялась подстатья 189 «Иные доходы». Подстатью 181 использовали в части отражения сумм невыясненных поступлений только казенные учреждения.

Изменение сферы применения подстатьи 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Поступление денежных документов при реорганизации, ликвидации учреждения отражается посредством применения подстатьи 189 «Иные доходы» КОСГУ. Этим видом доходов был дополнен п. 9.8.5 Порядка № 209н. В данный пункт внесено уточнение, устанавливающее, что по указанной подстатье КОСГУ отражаются операции по начислению (уплате) налогов, обозначенных в п. 9 Порядка № 209н.

Расширение сферы применения подстатьи 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ

Положения п. 10.1.4 Порядка № 209н согласно Приказу № 69н были дополнены следующими видами расходов, относимых на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ:

  • оплатой проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде к избранному месту жительства военнослужащим и приравненным к ним лицам при увольнении;
  • расходами на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационными выплатами этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;
  • ежемесячными денежными выплатами, осуществляемыми работодателем медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Уточнения в части применения подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

При возмещении расходов, связанных со служебными командировками, подстатья 222 «Транспортные услуги» КОСГУ не применяется (новая редакция п. 10.2.2 Порядка № 209н).

Уточнения в части применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.

Расходы на приобретение твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ (новая редакция п. 10.2.3 Порядка № 209н). Ранее данный пункт не содержал указание о наличии договора о предоставлении коммунальных услуг для того, чтобы расходы на приобретение твердого топлива можно было отнести на названную подстатью.

Новые положения о применении подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Пункт 10.2.6 Порядка № 209н, содержащий перечень расходов, относимых на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, дополнен:

  • расходами на выполнение монтажных работ в части оборудования, требующего монтажа, в случае если данные работы проводятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств;
  • расходами на приобретение (изготовление) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам;
  • расходами на контрольные закупки товаров (работ, услуг).

«Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Много вопросов у бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений вызывает применение подстатьи 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. Приказом № 69н уточнены общие положения в части применения этой подстатьи. Согласно внесенным поправкам на данную подстатью относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной казны РФ, казны республик в составе РФ, казны краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (далее – государственная (муниципальная) казна публично-правового образования).

Также ранее перечень расходов, относимых на названную подстатью, был открытым. В пункте 10.2.8 Порядка № 209н было указано: «Иные аналогичные расходы». В новой редакции данной нормы эта фраза звучит так: «Иные расходы по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования)». Таким образом, согласно внесенным уточнениям подстатья 228 КОСГУ применяется при отражении расходов на приобретение работ, услуг, производимых для целей капитальных вложений.

Иные выплаты текущего характера.

При совершении учреждением выплат текущего характера в части возмещения истцам (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг) судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов применяется подстатья 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ (п. 10.9.7 Порядка № 209н). Эту же подстатью используют при возмещении вреда, причиненного юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу –
производителю товаров, работ, услуг в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

«Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В отношении применения статьи 340 и подстатей данной статьи произошли следующие изменения. Во-первых, внесено уточнение, устанавливающее, что на статью 340 относятся операции по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам. Материальные запасы относятся на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по целевому (функциональному) назначению.

Во-вторых, внесены коррективы в порядок применения подстатей данной статьи. В частности, установлено, что подста-
тья 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» теперь применяется и при отражении операций по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях (п. 11.4.1 Порядка № 209н).

Расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).

Расходы на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) материальных ценностей в целях награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ (п. 11.4.8 Порядка № 209н). В прежней редакции этого пункта был представлен более детальный перечень расходов, относимых на указанную подстатью. Сейчас из него исключили расходы на приобретение:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;
  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;
  • цветов.

Считаем, что введенные в этот пункт слова «Иных материальных ценностей в целях награждения, дарения» являются более емкими и включают в себя все материальные ценности, приобретаемые для указанных в п. 11.4.8 Порядка № 209н целей. Поэтому исключение из названного пункта некоторых видов расходов ни в коем случае не сужает сферу применения данной подстатьи. В то же время согласно внесенным в Порядок № 209н изменениям следует помнить о том, что расходы:

  • на приобретение (изготовление) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;
  • на приобретение цветов с целью награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

Применение статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ.

В завершение обратим внимание на новшества в применении статьи 560 КОСГУ. В новой редакции п. 13.6 Порядка № 209н теперь есть указание на этот счет. В частности, сказано, что она применяется в целях аналитического учета расчетов, за исключением:

  • расчетов по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы РФ от уплаты налогов, государственных пошлин, сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ о таможенном регулировании;
  • платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • взносов, взимаемых в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц;
  • поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • недоимок, пеней и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ;
  • невыясненных поступлений.

Зарегистрирован в Минюсте России 27.11.2008

Соответствует публикации от 20.05.2015 15:16 на официальном сайте Минфина России
www.mimfin.ru

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Учетная политика организации

ПБУ 1/2008

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2008 N 106н

Министерство финансов Российской Федерации

приказ

от 6 октября 2008 г. N 106н

Об утверждении положений по бухгалтерскому учету В редакции от: 11.03.2009 № 22н; 25.10.2010 № 132н; 08.11.2010 № 144н; 27.04.2012 № 55н; 18.12.2012 № 164н; 06.04.2015 № 57н.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л. Кудрин

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации).

(в редакции Приказа Минфина России от 25.10.2010 N 132н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики — на все организации;

в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н, в ред.-06.04.2015 № 57н)

7. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н, в ред.- 27.04.2012 N 55н; 06.04.2015 № 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. Абзац исключен. — Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

— причину изменения учетной политики;

— содержание изменения учетной политики;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Минфин расширил и уточнил перечни операций, отражаемых по многим элементам КОСГУ.

Поступление неделимого платежа, объединяющего различные по своей экономической сути доходы, следует отражать по элементу КОСГУ, который является основным при получении дохода.

Указано, по каким статьям нужно учитывать доходы:

— от реализации готовой продукции, от платы за пользование служебными жилыми помещениями и общежитиями;

— от оказания медуслуг, оказываемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным во время родов и в послеродовой период, и иные аналогичные доходы;

— полученные в рамках правопреемства при реорганизации, упразднении госоргана, учреждения;

— от субсидий на оказание высокотехнологичной медпомощи, не включенной в программу ОМС.

Расходы на монтажные работы не для целей капвложений в объекты капстроительства и капвложения, связанные с капстроительством, отражаются по разным статьям.

Также ведомство урегулировало вопросы отражения расходов на проведение контрольных закупок, приобретение венков для возложения к памятникам, изготовление подарочной и сувенирной продукции.