15 12

№5-289/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

21 июня 2017 года г. Барнаул, ул. Папанинцев, д.130

Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Запарова Я.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Т.А.,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 21 апреля 2017 года 13 апреля 2017 года в 15-00 час. выявлено, что Т.А. в магазине ИП Н.И. по ул. …., осуществляет продажу табачной продукции без акцизной марки в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2016 года №76 и в отсутствие информации на русском языке в нарушение пункта 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011.

Действия Т.А. квалифицированы по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением мирового судьи от 11 мая 2017 года дело передано по подведомственности по месту совершения в Ленинский районный суд г. Барнаула в связи с проведением по делу административного расследования.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 29 мая 2017 года дело передано по подведомственности в Центральный районный суд г. Барнаула, по месту проведения административного расследования.

В судебном заседании Т.А. вину признала, пояснив, что давление на нее в целях подписания протокола не оказывалось, реализацию продукции она осуществляла без ведома ИП Ненашевой, продукцию привезли поставщики в целях пробной реализации.

Выслушав Т.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч с конфискацией предметов административного правонарушения.

По смыслу данной нормы в совокупности с положениями Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» под оборотом понимается, в том числе розничная продажа табачных изделий.

В силу частей 2,3 статьи 18 Федерального закона №15-ФЗ учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей.

В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу ч. ч. 2, 5 ст. 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Согласно пунктам 6,8,12 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года №76, маркировка акцизными марками ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции осуществляется до ее ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи.

При этом содержимое потребительской тары табачной продукции, на которую нанесена акцизная марка, должно соответствовать информации, содержащейся на данной акцизной марке.

При невыполнении требований, предусмотренных пунктами 6 — 11 настоящих Правил, табачная продукция рассматривается как маркированная с нарушением законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона №268-ФЗ информация, подлежащая обязательному доведению до потребителя, должна быть изложена на русском языке и может быть повторена на других языках или нанесена буквами латинского алфавита (в части наименования изготовителя, лицензиара и наименования табачной продукции). Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации.

По смыслу приведенных норм в совокупности лицо, реализующее табачную продукцию, должно убедиться в соответствии продукции требованиям действующего законодательства, в том числе в части наличия акцизных марок на продукции, наличии информации на русском языке.

Факт реализации Т.А. табачной продукции в нарушение приведенных норм без акцизных марок и информации на русском языке подтверждается обращениями в Управление Роспотребнадзора о проведении проверок по фактам незаконной продажи табачных изделий, товарным чеком о продаже табачных изделий, определением о возбуждении дела, актом осмотра помещения магазина, заключением эксперта о контрафактности продукции, протоколом ареста табачных изделий, протоколом об административном правонарушении, объяснениями Т.А. и судье о том, что реализация осуществлена ею самостоятельно.

Санкция части 4 статьи 15.12 КоАП РФ предусматривает наказание для граждан в виде административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения.

При отсутствии в материалах дела доказательств, отягчающих ответственность, судья приходит к выводу о назначении наказания в минимальном размере 4 000 руб. с конфискацией табачных изделий согласно протоколу ареста от 13 апреля 2017 года, находящихся на ответственном хранении у А.В.

Руководствуясь статьями 3.1, 3.9, 4.1, 4.3, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ

признать Т.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения (2 пачек по 20 сигарет с наименованием «FAST»), арестованных согласно протоколу от 13 апреля 2017 года № и находящихся на ответственном хранении у А.В. по адресу: …., ИП Н.И..

Административный штраф подлежит оплате по следующим банковским реквизитам: Банк получателя платежа: отделение Барнаул г. Барнаул, БИК 040173001, ИНН 2225068178, КПП 222501001, код бюджетной классификации: 14111608000016000140, получатель: УФК РФ по Алтайскому краю (Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю), расчетный счет 40101810100000010001, код ОКТМО 01701000 (квитанцию об уплате административного штрафа представить в Центральный районный суд г. Барнаула: ул. Папанинцев, 130, кабинет 507).

Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения постановления в Алтайский краевой суд.

На территории нашей страны действуют несколько нормативно-правовых актов, регулирующих обязательства производителя перед потребителями. В документах прописаны условия выпуска товаров в обращение, среди которых присутствует необходимость оформления сертификата соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Нормативно-правовая база

Требования законодательства

Административная ответственность за выпуск продукции без сертификата

В этой статье мы подробно разберем вопросы, связанные с отсутствием обязательных сертификатов на продукцию. Поясним, что грозит производителю (продавцу, импортеру, уполномоченному лицу), отпускающему товары без разрешительных документов, установленных законодательством.

Нормативно-правовая база

Основные документы, определяющие обязательное наличие сертификата соответствия продукции:

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года (в ред. от 28 июля 2012 года).
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» № 918 от 21 июля 1997 года (в ред. от 27 февраля 2007 года).

Степень ответственности за нарушение обязательных требований установлена в федеральном законе РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).

Требования законодательства

Во всех основных нормативно-правовых документах, относящихся к предпринимательской деятельности, установлены требования к наличию сертификата на продукцию, попадающую под обязательные нормы законодательства – сертификацию соответствия. Так, в главе 4 ФЗ «О техническом регулировании» определены цели, принципы подтверждения соответствия продукции, включая необходимость получения сертификата. При этом в статье 28 закона четко прописаны права и обязанности заявителя в области сертификации.

Схема 1. Права и обязанности заявителя при сертификации

Примечание: * — за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 7 другого закона «О защите прав потребителей» определены требования по наличию у производителя сертификата с точки зрения прав потребителей: «Потребитель имеет право на то, чтобы товар… при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара… являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке».

В статье 30 (пункт 3) главы II правил продажи товаров также указано обязательное получение сертификата на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

Административная ответственность за выпуск продукции без сертификата

Глава 14 КоАП РФ «Об административных правонарушениях» полностью посвящена видам наказания и степени ответственности в области предпринимательской деятельности. В части требований к получению сертификата на продукцию относятся следующие статьи:

  1. Статья 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», где закреплены следующие наказания:
  • наложение административного штрафа в размере до 30 000 руб.;
  • конфискация продукции, в случае повторного совершения правонарушения.
  • Статья 14.7 «Обман потребителей», где закреплено наказание в виде взимания штрафа до 20 000 руб.
  • Статья 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов», где закреплены следующие наказания:
    • наложение административного штрафа в размере до 600 000 руб.;
    • конфискация продукции, в случае повторного совершения правонарушения.
    • приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Статья 14.45 «Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия», где закреплено наказания в виде взимания штрафа до 300 000 руб.
  • Статья 14.46 «Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия», где закреплено наказания в виде взимания штрафа до 1 000 000 руб.
  • Примечание: в перечнях наказаний приведен максимальный размер штрафов для юридических лиц.