134 ТК

Создание приказа об индексации заработной платы является обязательной частью проведения процедуры повышения оплаты труда сотрудников предприятий и организаций.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать бланк приказа об индексации заработной платы .docСкачать образец приказа об индексации заработной платы .doc

Что такое индексация и как часто ее можно делать

Индексация зарплаты – это повышение оплаты сотрудников, которая должна проводиться с определенной частотой всеми без исключения работодателями, вне зависимости от того, относятся они к государственному бюджетному сектору или являются независимыми коммерческими структурами.

Основная цель данного мероприятия — привести заработную плату в соответствие с ценами на основные продукты питания и потребительским минимумом.
Индексация практически всегда зависит от уровня инфляции, минимального размера оплаты труда и прочих внешних факторов.

При этом следует отличать индексацию от повышения окладов. Разница заключается в том, что индексация проводится всем сотрудникам на один и тот же коэффициент в одно и то же время, а оклад может повышаться отдельным сотрудникам в разные сроки или на разную величину.

Периодичность индексации может устанавливаться работодателем в коллективном договоре с сотрудниками, трудовых соглашениях или иных нормативно-правовых актах, но она должна проводиться не реже одного раза в год. В противном случае, при обнаружении факта игнорирования данной нормы закона, работодатель может быть наказан контролирующими органами через наложение административного взыскания, сопровождающегося крупными штрафными санкциями.

Порядок проведения процедуры по индексации заработной платы

Закон никак не регламентирует процесс индексации на предприятиях и организациях, а это значит, что все в руках руководства компании. Специалисты рекомендуют первым делом ввести в действие документ, определяющий порядок проведения данной процедуры (в случае проверок контролирующими органами его наличие позволит оградить фирму от возможного наказания).
Он должен содержать:

  • периодичность проведения индексации,
  • допустимый размер коэффициентов,
  • сведения о том, какая именно часть зарплаты подлежит индексированию (в большинстве случаев это оклад).

Затем на основании этого документа в определенное время на предприятии необходимо издать приказ о единовременной индексации всем сотрудникам. Приказ этот служит прямым указанием специалистам бухгалтерии для производства перерасчета заработной платы и выплат по вновь установленным окладам и тарифам. Одновременно с этим в форму штатного расписания вносится соответствующее изменение.

Основание для приказа

Как любой другой распорядительный документ, этот также должен иметь под собой какое-либо основание. В данном случае, в качестве такового выступают статьи трудового кодекса РФ, под номерами 130 и 134, которые обязывают работодателей проводить регулярную индексацию зарплаты работников.

Кто составляет приказ

Непосредственным составителем приказа об индексации зарплаты может быть любой сотрудник предприятия, в чьи профессиональные обязанности входит данная задача:

  • юрисконсульт,
  • кадровик,
  • секретарь,
  • бухгалтер.

Единственное условие — этот человек должен иметь определенные знания и навыки по написанию распорядительных документов и после создания передавать приказ на утверждение руководителю предприятия.

Образец приказа об индексации заработной платы

Унифицированного стандарта по написанию приказа на индексацию заработной платы нет, так что компании могут писать его в произвольном виде или же по образцу, утвержденному в учетной политике фирмы.

Однако, следует иметь ввиду, что данный документ должен включать в себя ряд необходимых параметров:

  • номер и дату составления,
  • наименование организации,
  • сведения об индексации, а именно период на который она назначена,
  • конкретный числовой коэффициент.

В приказе также обязательно должно присутствовать основание, которое может быть дано либо в виде ссылки на конкретную статью закона, либо просто письменно обозначено примерно в таком духе: «В целях соблюдения законодательных норм о регулярной индексации заработной платы приказываю…».

Также в документе должны быть установлены ответственные за его исполнение лица с обозначением их персональных данных: должностей и ФИО.

Как оформить приказ

Оформление приказа полностью отдается на откуп его автору. Он может быть написан на простом чистом листе А4 или А5 формата или на фирменном бланке компании, причем как в рукописном, так и в печатном виде. Печатный вариант на фирменном бланке удобен тем, что содержит в себе все необходимые реквизиты, написан разборчиво и понятно, да и выглядит солидно.

В любом случае, вне зависимости от того, каким способом будет оформлен документ, он должен содержать оригинал подписи руководителя или иного сотрудника, уполномоченного на удостоверение подобного рода бумаг.

Кроме того, с приказом под роспись должны быть ознакомлены все, кто в нем упомянут и ответственные за его исполнение лица.

Документ можно заверить печатью, однако на сегодняшний день это необязательно, поскольку требование закона о наличии у юридических лиц печатей и штампов с 2016 года отменено.

Порядок и продолжительность хранения приказа

Существуют определенные нормы по содержанию и хранению внутренней документации фирмы. Все коммерческие организации должны их соблюдать, чтобы в случае надобности быстро отыскать необходимые бумаги.

Приказ об индексации заработной платы входит в перечень распорядительных документов предприятия, которые весь период действия должны лежать в отдельной папке, доступ к которой следует строго ограничивать.

После утраты актуальности он передается в архив, где хранится ровно столько, сколько установлено законом или локальными актами организации (т.е. не менее трех лет), после чего может быть утилизирован.

Полный текст ст. 134 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 134 ТК РФ.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Одной из основных государственных гарантий по оплате труда является принятие мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы (абз.3 ч.1 ст. 130 ТК РФ).

Согласно положениям комментируемой статьи обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

Таким образом, предусмотренная ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя периодически проводить индексацию заработной платы обусловлена исключительно ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработной платы направлена на то, чтобы заработная плата росла не меньшими темпами, чем цены на товары и услуги.

Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 25 марта 2002 года N 23.

Индекс потребительских цен является важным показателем, характеризующим инфляционные процессы в стране, и используется, в том числе, в целях пересмотра минимальных социальных гарантий населению, характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.

2. Законодателем предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Например, согласно положениям письма Минздравсоцразвития РФ от 20 мая 2011 года N 22-1/10/2-4937 «Об индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджетов» в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2014 года бюджетные ассигнования были определены исходя из индексации в 2011 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 1 июня 2011 года на 6,5%. В связи с этим индексация заработной платы работников подведомственных учреждений с 1 июня 2011 года была обеспечена в пределах указанных ассигнований.

Иные работодатели производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, ЛНА.

В письме Роструда от 19 апреля 2010 года N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем» указано, что в случае, если в ЛНА организации не предусмотрен такой порядок, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации ЛНА.

По мнению Р.Яковлева, «государство не устанавливает никаких гарантий относительно заработной платы работников при росте потребительских цен на товары и услуги. Решение всех вопросов индексации заработной платы оно перекладывает на собственников организаций, не предъявляя к ним никаких требований, кроме установления нужного им порядка индексации заработной платы. При этом слова «порядок индексации» собственник организации может понимать так, как он хочет. Не случайно во многих коллективных договорах избранный порядок описывается лаконично: «Работодатель производит индексацию заработной платы по мере изыскания необходимых средств».

________________
Яковлев Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации // Человек и Труд. 2008. N 1.

Аналогичные сведения представлены Зуйковым А., который указывает, что, «как правило, индексация проводится лишь крупными компаниями, присоединившимися к отраслевым соглашениям, в которых это обязательство зафиксировано. В небольших организациях подобная корректировка фонда оплаты труда практически не практикуется. А если и есть упоминание об индексации в коллективном или трудовом договоре либо внутреннем нормативном акте, то с оговоркой: «При наличии у работодателя финансовых возможностей».

________________
Зуйков А. Индексация заработной платы: «гарантийное» право // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2012. N 21. С.17.

Вместе с тем по вопросу конституционности положений ст. 134 ТК РФ КС РФ обращает внимание на то, что индексация заработной платы по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права (см. определение КС РФ от 17 июня 2010 года N 913-О-О).

Помимо индексации начисленной заработной платы перерасчету подлежат иные суммы, связанные с задержкой заработной платы.

Так, согласно п.55 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.

Другой комментарий к ст. 134 ТК РФ

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Консультации и комментарии юристов по ст 134 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 134 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ситуация:

С 1 февраля 2019 г. вступило в силу изменение в п. 2 ст. 366 ГК, согласно которому в случаях, предусмотренных законодательством или договором, кредитор вправе требовать от должника возмещения суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся ему на основании п. 1 ст. 366 ГК. При этом размер долга, увеличенного с учетом инфляции, рассчитывается в порядке, определенном договором, если иное не установлено законодательством.

Как рассчитать сумму долга с учетом инфляции? Какие показатели использовать при расчете? Как сформулировать условия договора?

Сумма долга с учетом инфляции: до и после изменений

Ранее ст. 366 ГК также предусматривала возможность взыскания суммы долга с учетом инфляции (далее — СДИ), однако отсутствовал механизм расчета СДИ. Расчет СДИ осуществлялся в случаях, когда иные акты законодательства предусматривали такую возможность и устанавливали применяемые показатели инфляции (индексации) и (или) порядок их расчета (например, индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ применительно к договорам строительного подряда).

Справочно. Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не может быть удовлетворено, если основной долг не погашен и требование о взыскании суммы основного долга не заявлено (п. 3 постановления Пленума ВХС от 21.01.2004 № 1).

Теперь же при отсутствии в законодательстве указания на порядок расчета СДИ для определенных правоотношений стороны вправе согласовать такой порядок в договоре.

При этом законодатель никак не очертил рамки, в пределах которых у сторон договора есть свобода в согласовании порядка расчета СДИ и уровня инфляции.

Справочно. По данным Национального статистического комитета, индекс потребительских цен на товары и услуги в мае 2019 г. (по сравнению с апрелем 2019 г.) составил 100,33 %.

Неопределенность усугубляется тем, что действующее законодательство использует термины «инфляция» и «уровень инфляции» как синонимы термина «индекс потребительских цен» (Договор о Евразийском экономическом союзе (ст. 63), постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.05.2010 № 56 и от 12.11.2013 № 244**).

Таким образом, законодательство не дает каких-либо ориентиров, которыми субъекты предпринимательской деятельности могут или должны пользоваться при согласовании механизма расчета уровня инфляции и СДИ в договоре между собой.

Такое положение дел можно толковать двояко:

1) стороны полностью свободны в согласовании порядка расчета уровня (индекса) инфляции и СДИ;

2) стороны все же ограничены, например:

— экономическим смыслом понятия «инфляция» и устоявшимися в экономической теории подходами к расчету индекса инфляции в условиях действующей экономики;

— принципом добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений (ст. 2 и 9 ГК).

Полагаем, что хозяйствующим субъектам следует придерживаться второго толкования.

Справочно. В экономической литературе инфляция определяется как повышение общего уровня цен в экономике, продолжающееся в течение некоторого периода времени.

Так что же прописать в договоре?

При согласовании в договоре условий об уплате одной из сторон суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся этой стороне на основании п. 1 ст. 366 ГК, следует предусмотреть:

1) право одной стороны требовать и обязанность второй стороны возместить первой сумму долга с учетом инфляции;

2) условия, при наступлении которых вторая сторона обязана возместить СДИ.

Пример формулировки условия в договоре поставки:

«В случае неоплаты (просрочки оплаты) товара поставщик вправе требовать, а покупатель обязан уплатить поставщику стоимость товара, не оплаченного в срок, увеличенную с учетом инфляции, рассчитываемую по правилам, указанным в п.__ настоящего договора».

3) порядок расчета СДИ, при определении которого полагаем возможным использовать один из следующих подходов.

ПОДХОД 1

Сделать отсылку на один из показателей, порядок расчета которых или уровень которых устанавливается законодательством, например:

— индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ;

— индекс цен производителей на промышленную продукцию;

— индекс потребительских цен.

При данном подходе рекомендуем предусмотреть:

— корректное наименование используемого индекса;

— орган, которым утверждается показатель индекса;

— акт законодательства, которым утвержден механизм расчета показателя индекса;

— источник, к которому следует обращаться для получения информации об уровне индекса.

Пример формулировки условия в договоре поставки:

«Стоимость товара, увеличенная с учетом инфляции, рассчитывается исходя из стоимости товара, оплата которой была просрочена, индекса инфляции в месяце, в котором возник соответствующий долг, и индексов инфляции в каждом последующем месяце по день уплаты долга, включая месяц, в котором соответствующая сумма долга была уплачена.

Применению подлежит следующая формула:

СДИ = СД х ИИ1 % х ИИ2 % х ИИx % х … х ИИy %

или

СДИ = СД х (ИИ1 / 100) х (ИИ2 / 100) х (ИИx / 100) х … х (ИИy / 100)

где СДИ — стоимость товара, увеличенная с учетом инфляции;
СД — стоимость товара, уплата которой просрочена;
ИИ1 — индекс инфляции в календарном месяце, в котором возник долг;
ИИx — индекс инфляции в каждом последующем месяце после месяца возникновения долга;
ИИy — индекс инфляции в месяце, в котором СД была уплачена (взыскана — если на дату взыскания СДИ СД еще не была уплачена).

При этом под индексом инфляции понимается показатель индекса потребительских цен по Республике Беларусь (в процентах к предыдущему месяцу) в отношении текстильных изделий, рассчитанный Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и опубликованный на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (режим доступа: ______________)».

Пример расчета:

Исходные данные: дата поставки товара — 01.01.2019; срок оплаты по договору — по 10.01.2019; стоимость товара, уплата которой просрочена, — 100,00 BYN; дата оплаты задолженности — 01.05.2019.

В соответствии с официальными данными, размещенными на сайте Национального статистического комитета, индексы потребительских цен по Республике Беларусь в 2019 г. составили: в январе — 100,88, в феврале — 101,34, в марте 2019 г. — 100,38, в апреле — 100,04, в мае — 100,33.

Стоимость товара, увеличенная с учетом инфляции (СДИ): 100,00 BYN х 100,88 % х 101,34 % х 100,38 % х 100,04 % х 100,33 % = 102,98 BYN.

ПОДХОД 2

Описать в договоре собственный порядок расчета индекса инфляции (например, по колебанию курса валют, уровня цен).

В данном случае важно предусмотреть:

— какие данные используются;

— источник получения информации о состоянии данных на необходимые даты (например, при расчете индекса инфляции по колебанию курса валют таким источником может быть официальный сайт Национального банка Республики Беларусь);

— орган/иную организацию, устанавливающие (рассчитывающие) такие данные.

«Стоимость товара, увеличенная с учетом инфляции, рассчитывается по следующей формуле:

СДИ = СД х ИИ,

где СДИ — стоимость товара, увеличенная с учетом инфляции;
СД — стоимость товара, уплата которой просрочена;
ИИ — индекс инфляции на дату уплаты СД (взыскания СД — если на дату взыскания СДИ СД еще не была уплачена), рассчитанный согласно п. __ договора.
Индекс инфляции на соответствующую дату рассчитывается по следующей формуле:

ИИ = КЕ2 / КЕ1,

где КЕ1 — официальный курс евро к белорусскому рублю, установленный Национальным банком Республики Беларусь на первый день возникновения задолженности по уплате СД;
КЕ2 — официальный курс евро к белорусскому рублю, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату уплаты СД (взыскания СД — если на дату взыскания СДИ СД еще не была уплачена)».

Исходные данные: срок оплаты товара по договору — по 10.01.2019; стоимость товара, уплата которой просрочена, — 100,00 BYN; дата оплаты задолженности — 01.05.2019.

Официальный курс белорусского рубля по отношению к евро, устанавливаемый Национальным банком Республики Беларусь ежедневно, на 11.01.2019 составлял 2,4851, на 01.05.2019 — 2,3570.

Индекс инфляции (ИИ) = 2,4851 / 2,3570 = 1,05.

Стоимость товара, увеличенная с учетом инфляции (СДИ): 100,00 BYN х 1,05 = 105,00 BYN.

Справочно. Период просрочки платежа исчисляется со дня, следующего за последним днем, предоставленным законодательством или соглашением сторон для исполнения денежного обязательства (ст. 192 ГК).