1201 03

Нормы для списания чистящих и моющих средств: как установить?

  1. Убедитесь, что в инструкции по применению чистящего и моющего средства есть отметка «Рекомендовано для применения в детских/образовательных организациях/детям».
  2. Узнайте, как рассчитать норму средства для мытья посуды, основываясь на указаниях инструкции.
  3. Чтобы применить нормы производителя, учтите площадь обрабатываемого помещения.

По каким нормам выдавать работникам и списывать бухгалтерии чистящие и моющие средства в школе или детском саду?

Если заглянуть в законодательную базу, найдем лишь устаревший нормативный документ. Это Методические указания об организации учёта и инвентаризации имущественно-материальных ценностей у материально ответственных лиц в учреждениях системы Минпроса СССР, утвержденные приказом Минпроса СССР от 28.01.1986 № 45.Но этот документ уже изжил себя. В нем нет современных препаратов. К тому же не указаны нормы для пищеблоков, бассейнов и т. д. Нормы Минпроса СССР не отражают реалии сегодняшнего дня. В частности, в перечень не включены салфетки, средства гигиены, туалетная бумага и др. Документ не соответствует фактическим расходам материалов в учреждении. Так есть ли необходимость применять его сегодня?\Нет. Кроме того, это методические указания. Значит, организации надо разработать собственные нормы и утвердить их в локальном акте. При этом учитывают требования СанПиН и правила расхода соответствующих материалов, указанных на упаковке, и т. п.

Какие средства применять?

Конкретного списка средств, разрешённых к применению в образовательных организациях, нет. Поэтому при выборе чистящего или моющего препарата каждая организация должна поступить следующим образом:

  • убедиться, что в инструкции есть отметка «Рекомендовано для применения в детских/образовательных организациях/детям»;
  • запросить необходимый сертификат у поставщика;
  • если организация сомневается в правильности применения того или иного средства, сделать запрос в Роспотребнадзор.

При выборе средства необходимо обратить внимание, чтобы средство:

  • обладало широким спектром активности в отношении микробов, спор, вирусов, грибков;
  • легко смывалось с предметов обстановки и любых поверхностей;
  • не имело раздражающего действия или запаха;
  • имело длительный срок годности (хранения);
  • просто утилизировалось после отработки.

Использовать в детских организациях можно дезинфицирующие средства только 4-го класса опасности.

Для правильного выбора препарата надо внимательно ознакомиться с инструкцией по его применению, которая должна содержать следующие разделы:

  1. Общие сведения (характеристики, назначение и сфера применения данного средства).
  2. Приготовление рабочих растворов (расчёты по препарату или по действующему веществу).
  3. Область применения средства (объекты, рекомендованные условия применения, концентрации, время экспозиции или длительность остаточного действия, продолжительность защитного действия). В последнем разделе должно быть особо отмечено, что средство разрешено для использования в детских организациях.

Как определить нормы?

На двух примерах рассмотрим, как рассчитать потребность детского сада в моющих и дезинфицирующих средствах.

Проводим опыты:

Нормы можно определить опытным путём, то есть установить их согласно расходованию средств за какой-то определённый период. Рассмотрим на примере, как установить норматив для группы детского сада с наполняемостью 25 человек.

Базовый период – с января по июнь. Расход можно выполнить в табличном виде. На основании данных рассчитывается средний расход каждого средства. Таким образом, получится средний показатель расхода каждого из перечисленных препаратов на одну группу.

Указанный метод имеет недочеты.

Во-первых, такие нормы – максимально допустимые и не учитывают сезонность. То есть, исходя из нашего расчета, например, средства для мытья окон можно выдать уборщикам служебных помещений максимум 0,67 бутылки в месяц. Хотя в весенние и летние месяцы его требуется гораздо больше.

Во-вторых, лучше устанавливать нормы в литрах, граммах, штуках и т. д. Так как у одного и того же средства в зависимости от производителя может быть разная тара.

Образовательным организациям лучше утвердить положение о нормах потребности в чистящих и моющих средствах как приложение к учётной политике.

Изучаем инструкцию:

Чтобы воспользоваться нормами, установленными производителем, необходимо принять в расчёт площадь обрабатываемого помещения, а также численность воспитанников. Необходимо рассчитать норму средства для мытья посуды, основываясь на указаниях инструкции.

Пример 1.

Бухгалтер в детском саду определил нормы по средству для мытья посуды. В инструкции средства для мытья посуды сказано, что на 5 л воды необходимо взять 30 мл средства. Средний объем раковины составляет 10 л, соответственно, для замачивания потребуется 60 мл средства. К этому количеству бухгалтер прибавил еще 30 мл на промывку посуды и очистку её от остатков пищи. В детском саду пятиразовое питание, следовательно, за день происходит пять циклов мытья посуды. Ежедневный расход равен 450 мл (60 мл + 30 мл) × 5)). В неделю на группу необходимо выдавать 2,25 л (450 мл × 5) моющего средства для посуды. В среднем месячная норма его списания составит 9 л (2,25 л × 4).

Нормы, рассчитанные этим способом, тоже не всегда отражают реальный расход. Поскольку наполняемость групп может быть разной, как и количество посуды, используемой ежедневно.

Теперь рассмотрим другой случай. Рассчитаем норму по дезинфицирующему средству «Макси-Дез». Данный препарат используют не ежедневно, а по мере необходимости. Например, его можно применять во время генеральных уборок, а также для дезинфекции помещений в период инфекционных заболеваний. В расчёте учитывается площадь помещения.

Пример 2.

Площадь дезинфицируемого помещения составляет 40 кв. м. Бухгалтер рассчитал норму средства «Макси-Дез». В инструкции к средству сказано, что «поверхность в помещениях, жесткую мебель протирают ветошью, смоченной в растворе средства, из расчета 100 мл/м кв. на одну обработку». Следовательно, для дезинфекции пола необходим раствор объёмом 4000 мл (4 л). Согласно инструкции, нужен раствор с концентрацией 0,5 процента. Для приготовления 1 л такого раствора понадобится 5 мл «МаксиДеза» и 995 мл воды. А для 4 л – 20 мл «Макси-Деза» и 3980 мл воды.

Для того чтобы обосновать и утвердить нормы списания, наиболее верно соответствующие действительности, нельзя за основу брать что-то одно. Все критерии должны работать в совокупности. Исходите из фактически сложившихся данных, норм инструкции, площади помещения.

Дезинфекционные средства даже сходного состава могут иметь отличающиеся нормы расхода, способы и сферу применения. Поэтому единственный руководящий документ, из которого можно подчерпнуть нормы, – это инструкция по применению конкретного средства. Например, в детских садах часто используют инсектицидные и инсектоакарицидные препараты.

Для них норма расхода составляет:

  • 20 г/м кв. обрабатываемой поверхности или 3 г/м куб. помещения при обработке против нелетающих насекомых (тараканы, клопы, блохи, муравьи);
  • 1 г/м куб. – против летающих насекомых (комары, мухи, москиты, бабочки моли). Эта норма также зависит от вида поверхности: обычно обрабатывают из расчета 50 мл/м кв. для невпитывающих влагу поверхностей и 100 мл/м кв. для впитывающих.

Нужно обратить внимание, что в учреждениях образования любые обработки проводят только в отсутствие детей и персонала после окончания работы учреждения или в санитарные и выходные

Источник: Общероссийский профсоюз образования

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Дефицит мест в детских садах сегодня является одной из самых острых проблем России. Однако кое-какие шаги для покрытия дефицита правительство России уже предприняло. Речь идет об изменениях в СанПиН (санитарных нормах и правилах для детских дошкольных учреждений), согласно которым группы в детских садах можно вполне официально «уплотнить».
До 1 октября 2010 года Типовым положением о ДОУ (дошкольные образовательные учреждения), Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)» и СанПиН для ДОУ были установлены достаточно жесткие условия работы детских садов. Предельно допустимое количество детей в группах было строго регламентировано, а руководство детского сада не имело права самостоятельно устанавливать режимы пребывания детей в группах. Однако 15.05.2013 главный санитарный врач России подписал Постановление № 26, согласно которому в действие вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Напомним, согласно санитарным правилам СанПиН 2.4.1.1249-03 количество детей в группах определялось исходя из их предельной наполняемости. А именно:
до 1 года — не больше 10 детей;
до 3 лет — не больше 15 детей;
3-7 лет — не больше 20 детей (оптимально 15 детей).
Согласно новым санитарным правилам норму количества детей в группе стали рассчитывать исходя из общей игровой площади (включая площадь, занятую мебелью) помещения:
для ясельных групп — не меньше 2,5 кв.м. на одного ребенка;
для дошкольных групп — не меньше 2 кв.м. на одного ребенка.
Нормы рассчитываются, исходя из площади игрового помещения. Расчет прост. Если площадь игровой комнаты составит 70 квадратных метров, то одновременно в ней могут находиться 28 ясельников или 35 воспитанников с 3 до 7 лет. При этом количество обслуживающего и педагогического персонала не увеличивается. Учитывается только фактический список пребывания детей в садике в данный момент, по списку их может быть 45–49. Еще одним новшеством в нормативном документе стало разрешение на переоборудование игрового помещения на время сонного часа в спальню. Детский сад приобретает раскладушки, воспитатели расставляют их в игровой комнате для тех, кому стационарных кроватей не хватает. После сна оборудование убирается, игровая зона свободна. Стоит учитывать, что 2 или 2,5 квадратных метра на ребенка — это условный показатель. По факту игровая комната выполняет роль столовой, учебного помещения. Здесь стоят столы, стулья, игрушки, методическое оборудование. То есть половина зала занята мебелью. Таким образом, остается 50 процентов площади.
Новый СанПиН превращает дошкольное учреждение из детского сада, где ребята имели возможность разносторонне развиваться под руководством педагога в «площадку молодняка», где воспитатель, в лучшем случае, может наблюдать за тем, чтобы дети по возможности были целы.

Казахстан. Продукт «Арида: Детский сад» фирмы «Арида-Софт» получил сертификат «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие»

Сертификат «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие» получил программный продукт «Арида: Детский сад», разработанный и тиражируемый фирмой ТОО «Арида-Софт» и представленный на сертификацию как дополнение к типовой конфигурации «Бухгалтерия для Казахстана», ред. 3, разработанное в среде «1С:Предприятия 8.3» в режиме управляемого приложения.

«Арида: Детский сад»

Продукт «Арида: Детский сад» расширяет возможности бухгалтерского учета в учреждениях дошкольного образования в нескольких направлениях: учет питания (складской учет продуктов, меню и калькуляции, быстрое списание использованных продуктов по данным калькуляций, нормы потребления нутриентов, контроль за суммовыми договоренностями с поставщиками); медицинский учет (история заболеваемости, проведение мед. осмотров, табельный учет посещаемости детей, контроль достаточности питания и витаминизации, отчетность); расширенные возможности по начислениям за услуги детского сада.

Особенности и возможности программы:

  • составление меню для питания детей и персонала (с учетом веса порций и расходуемых продуктов);
  • формирование меню-требования на выдачу продуктов питания;
  • ежемесячный расчет фактической стоимости продуктов на одну суточную порцию, а также количества порций и стоимость в целом по детскому саду;
  • списание продуктов со склада на основании заполненных документов по питанию;
  • задолженность персонала за питание с последующим удержанием;
  • ведение учета дополнительных кружков и секций (с гибкой настройкой);
  • начисление задолженности за питание и содержание детей с учетом дней фактически проведенных в детском саду и количества потребляемых суточных порций;
  • учет посещаемости воспитанников детского сада в разрезе различных событий и видов времени, учет списочного состава групп детского сада;
  • регистрация фактов заболеваемости с возможностью формирования отчетных форм для поликлиники и для внутреннего учета;
  • гибкий механизм регистрации данных профилактических осмотров любого характера.

Продукт «Арида: Детский сад» разработан как дополнение к типовой конфигурации «Бухгалтерия для Казахстана», ред. 3.0 на платформе «1С:Предприятия 8.3» и включает все функциональные возможности данной конфигурации.

Конфигурация «Арида: Детский сад» не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной типовой конфигурации «Бухгалтерия для Казахстана», ред. 3.0 на базе платформы «1С:Предприятие 8.3», версии не ниже 8.3.10.

Конфигурация не использует защиту.

Срок действия данного сертификата – до 11.09.2020 года.

]]> Возврат к списку

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев»

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2011 года N 21

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев»

постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 июня 2011 года.

Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 марта 2011 года,
регистрационный N 20279

Приложение. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2843-11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев

Приложение

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2843 -11

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность по оказанию санаторно-курортной помощи детям, одновременно с организацией образовательной деятельности или без нее (далее — детские санатории).

1.2. Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей при получении ими медицинских и образовательных услуг, оказываемых организациями, осуществляющими медицинскую и образовательную деятельность, в период пребывания детей в детском санатории.

1.3. Санитарные правила распространяются на все виды детских санаториев, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Дополнительные требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев туберкулезного профиля устанавливают другими нормативными документами.

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий детских санаториев, лечением, воспитанием и обучением в них детей.

1.5. Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями медицинской и образовательной деятельности в детском санатории допускается при наличии документов, подтверждающих соответствие данной деятельности требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам.

1.6. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

II. Требования к участку при размещении детского санатория

2.1. Земельный участок под строительство детского санатория должен соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

2.2. Участок, отводимый для размещения детского санатория, должен находиться за пределами промышленных объектов и производств, санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
Вновь строящиеся здания детских санаториев размещают вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, а также на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов.
Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука, ионизирующего излучения на участке строительства детского санатория не должны превышать гигиенические нормативы, установленные для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки; почва должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека веществ в почве.

2.3. Через участок детского санатория не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).
На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка для предупреждения его затопления и загрязнения.

2.4. При отводе участка под строительство детского санатория на территории жилых микрорайонов для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и территории должны соблюдаться разрывы от жилых и общественных зданий в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.

III. Требования к территории детского санатория

3.1. Территория детского санатория должна быть благоустроена, озеленена и ограждена.
Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади всего участка детского санатория, включая игровые площадки и полосу зеленых насаждений вдоль ограждения территории. Допускается сокращение площади озеленения деревьями и кустарниками в районах Крайнего Севера с учетом климатических условий.
При озеленении участка не используют колючие кустарники, а также растения с ядовитыми плодами.
Деревья высаживают на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от светонесущих проемов зданий детского санатория, в целях предупреждения снижения естественной освещенности и инсоляции в помещениях здания и на территории.

3.2. Территория детского санатория планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих обособленных зон, в зависимости от их функционального назначения. На территории детского санатория выделяют следующие зоны: зона приемного отделения, зона проживания, парковая зона, зона физкультурно-оздоровительных сооружений, зона изолятора и хозяйственная зона. Для зонирования территории могут использоваться зеленые насаждения.

3.3. Зона приема должна иметь отдельный въезд, располагаться у входа в приемное отделение.

3.4. В зоне проживания располагают здания, включающие спальные корпуса, помещения для обучения, питания, лечения, культурно-массового и административно-бытового назначения.

3.5. На территории парковой зоны размещают игровые площадки, число которых должно соответствовать количеству дошкольных и младших школьных групп в детском санатории.
Размер игровых площадок в существующих детских санаториях определяют из расчета не менее 5 м на одного ребенка, во вновь строящихся и реконструируемых детских санаториях — из расчета не менее 9 м на 1 ребенка. Игровые площадки организуют с соблюдением принципа групповой изоляции; площадки друг от друга рекомендуется отделять полосой зеленых насаждений.
Оборудование на игровых площадках должно соответствовать возрасту и росту детей. Игровые площадки для детей дошкольного возраста оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

3.6. Зона физкультурно-оздоровительных сооружений должна включать площадки для занятий лечебной физкультурой, оборудованные с учетом возраста детей и медицинского профиля детского санатория.
Зону физкультурно-оздоровительных сооружений размещают на расстоянии не менее 50 м от спальных и учебных помещений.

3.7. Покрытие игровых и физкультурных площадок может быть травяным, утрамбованным грунтом, в районах 1 строительно-климатической зоны (с вечномерзлыми грунтами) — дощатым. Возможно выполнение покрытия площадок строительными материалами (синтетическими и полимерными покрытиями) безвредными для здоровья детей.

3.8. Для сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны должны быть установлены раздельные контейнеры с плотно закрывающимися крышками, на площадках с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м со всех сторон. Расстояние от контейнеров до зданий, мест отдыха, игровых и физкультурных площадок должно быть не менее 25 м. Площадку оборудуют с трех сторон ветронепроницаемым ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров.

3.9. Зона изолятора должна иметь отдельную зону с оборудованными игровыми площадками для выздоравливающих детей и подъездные пути для эвакуации больных детей в медицинские организации инфекционного профиля.

3.10. Подходы и подъезды к зданиям детского санатория должны иметь твердое покрытие, в том числе оборудованные пандусами.

3.11. Размещение на территории детского санатория организаций, функционально с ним не связанных, не допускается.

3.12. Продолжительность инсоляции на игровых и физкультурных площадках, зонах отдыха независимо от географической широты должна составлять не менее 3 часов в день не менее чем на 50% площади территории.

3.13. Территория детского санатория в темное время суток должна иметь искусственное освещение, обеспечивающее уровень искусственной освещенности не менее 10 лк на земле.

3.14. Уровни шума на территории детского санатория должны отвечать гигиеническим требованиям, установленным для территории жилых и общественных зданий.

IV. Требования к зданию и оборудованию помещений

4.1. Во вновь строящихся зданиях детских санаториев этажность спальных и учебных корпусов определяется профилем детского санатория, его вместимостью и возрастом оздоравливающихся детей.

4.2. Входы в здания детского санатория оборудуют тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха в соответствии со строительными нормами и правилами.
Для детей с ограниченными возможностями в передвижении должны быть предусмотрены специальные устройства, обеспечивающие их передвижение на входах и внутри здания (пандусы для колясок, разноуровневые перила, лифты или подъемники, специально оборудованные санитарно-бытовые помещения, достаточные по ширине входы и коридоры в помещениях и другие аналогичные архитектурно-конструктивные решения). Во вновь строящихся зданиях детских санаториев оборудование для детей, имеющих ограничение возможностей в передвижении, предусматривается независимо от профиля детского санатория.
В детских санаториях для лечения детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата и нервной системы следует предусматривать лифты для перемещения детей на кроватях-каталках и других средствах передвижения.

4.3. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, помещения, предназначенные для пребывания детей, палаты, физкультурные и обеденные залы, помещения культурно-массового назначения.

4.4. Высота спальных, игровых и учебных помещений во вновь строящихся зданиях должна быть не менее 3,6 м.

4.5. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений медицинского назначения, их отделка и оснащение должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к зданиям и помещениям организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

4.6. Набор помещений приемного отделения и их площади определяются профилем, вместимостью детского санатория и организацией приема детей.
Приемное отделение должно быть расположено на первом этаже и включает: холлы с гардеробными, помещения для медицинского персонала, осуществляющего регистрацию и прием детей, кабинет первичного медицинского осмотра, туалеты отдельно для взрослых и детей.

4.7. Во вновь строящихся зданиях детских санаториев палатные секции, лечебно-диагностические, учебные помещения, столовую, помещения отдыха, досуга и физкультурного назначения следует размещать в одном корпусе или отдельных блоках, соединенных отапливаемыми переходами. Палатные секции для детей дошкольного возраста рекомендуется размещать не выше 2-го этажа.

4.8. В палатных секциях для детей предусматривают: спальни (палаты), игровые для детей дошкольного и младшего школьного возраста, помещения отдыха для детей школьного возраста, гардеробные с сушильными шкафами, помещения санитарно-бытового назначения, рекомендуемая площадь которых представлена в приложении N 1 настоящих санитарных правил.
Помещения игровых одновременно могут использоваться для приема пищи (далее — игровые-столовые).
Необходимо предусмотреть комнату для отдыха медицинского и педагогического персонала.

4.9. Вместимость спальных помещений для детей дошкольного возраста во вновь стоящихся и реконструируемых зданиях не должна превышать 8 мест. Спальные помещения для мальчиков и девочек школьного возраста должны быть раздельными, их вместимость не должна превышать 4 мест.
Спальные помещения оборудуют стационарными или специализированными кроватями в зависимости от профиля детского санатория, шкафами для повседневной одежды и обуви и индивидуальными прикроватными тумбочками. Для детей школьного возраста прикроватных тумбочек должно быть две: для личных вещей и школьных принадлежностей. Количество отделений в шкафах должно соответствовать количеству спальных мест в комнате.
Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом, и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств.

4.10. Помещения санитарно-бытового назначения для детей дошкольного возраста оборудуют отдельно для каждой группы (наполняемость группы — не более 16 человек) в количестве не менее: ванной (детская) — 1 или душевой кабиной — 1; умывальниками — 2; мойками для ног — 2; унитазами — 2; мойкой для мытья горшков — 1; полками-стеллажами для хранения горшков, открытыми шкафчиками для хранения полотенец и умывальных принадлежностей. Для детей с 5 лет необходимо предусматривать раздельные туалеты для мальчиков и девочек.

4.11. Помещения санитарно-бытового назначения для детей школьного возраста должны быть раздельными для мальчиков и девочек и оборудованы: умывальниками, из расчета не менее — 1 умывальник на 5 человек, не менее — 2 ногомойками на 15 человек, не менее — 2 унитазами на 15 девочек, не менее — 1 унитазом и 1 писсуаром на 15 мальчиков, душевыми кабинами, из расчета не менее — 1 рожок на 15 человек; кабиной гигиены девочек, оборудованной поддоном с гибким шлангом и умывальником.

Во вновь строящихся зданиях детских санаториев туалеты и душевые кабины рекомендуется оборудовать при каждом спальном помещении.

4.12. Во всех палатных секциях в составе санитарно-бытовых помещений предусматривают комнату для глажения и чистки одежды и санитарную комнату, которую оборудуют сливом и умывальником, а в детских санаториях, где имеются лежачие дети, — установкой для обработки суден.
Туалет для персонала, оборудованный умывальником в шлюзе, должен быть предусмотрен в отдельном помещении.

4.13. Унитазы в туалетах для детей оборудуют закрывающимися кабинами высотой 1,2 м на расстоянии 15 см от пола.
В туалетах и санитарных комнатах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги, мыло. Мыло, туалетная бумага должны быть в наличии постоянно.

4.14. На каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды со смесителем.

4.15. Игровые-столовые для детей дошкольного возраста оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.
Для детей школьного возраста предусматривают обеденные залы при пищеблоках из расчета не менее 1,5 м на одно посадочное место. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях должна быть обеспечена одномоментная посадка 100% детей в обеденных залах. Около обеденного зала необходимо предусмотреть установку раковин для мытья рук (в отдельном помещении или в расширенном коридоре перед столовой), из расчета не менее 1 умывальник на 10 посадочных мест.
Установку умывальников следует проводить с учетом росто-возрастных особенностей детей: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для детей в возрасте до 10-11 лет; на высоте 0,7-0,8 м от пола до борта раковины для детей в возрасте от 11 лет и старше.

4.16. В палатных секциях для лежачих больных площади и оборудование помещений для раздачи пищи и мытья столовой посуды предусматривают в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

4.17. В зависимости от профиля детского санатория, предусматривают набор помещений медицинского назначения, административно-хозяйственные и вспомогательные помещения, набор и оборудование которых должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

4.18. Изолятор проектируют из расчета не менее 5% коек от вместимости детского санатория. Помещения изолятора должны предусматривать возможность изоляции больных с инфекционными заболеваниями — не менее чем для двух инфекций (желудочно-кишечные, воздушно-капельные). Площадь и оборудование помещений изолятора должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
В изоляторе необходимо предусматривать кабинет врача и медсестры, помещение раздачи пищи и мытья посуды (площадью не менее 5 м), туалет для детей, оборудованный унитазом и умывальником в шлюзе (площадью не менее 4 м), ванную (душевую) комнату и помещение для хранения дезинфицирующих средств и уборочного инвентаря (площадью не менее 3 м). Туалет для персонала (с умывальником в шлюзе) должен быть в отдельном помещении.
Во вновь строящихся детских санаториях в состав помещений изолятора включают одноместные палаты типа «бокс» с туалетом и отдельным входом. Число мест в боксах должно составлять не менее 25% вместимости изолятора.

4.19. Для организации занятий лечебной физкультурой во вновь строящихся и реконструируемых зданиях детских санаториев предусматривают плавательный бассейн с ванной площадью не менее 18 м и с переменной глубиной от 0,6 до 0,8 м — для детей дошкольного возраста; для детей школьного возраста — ванной площадью не менее 36 м и с переменной глубиной от 0,7 до 1,0 м.
По периметру ванны оборудуют обходные дорожки шириной не менее 0,75 м, со стороны выхода из душевых — 1,5 м. В местах выхода из душевой на обходную дорожку устанавливают ножные ванны длиной и шириной не менее 0,8 м и глубиной 0,1 м.

4.20. Для занятий лечебной физкультурой площадь зала определяют из расчета не менее 5 м на 1 ребенка, а общая площадь кабинета для индивидуальных занятий — не менее 12 м.
Для занятий физической культурой может быть предусмотрен спортивный зал, площадь и оборудование которого определяется профилем и вместимостью детского санатория. При спортивном зале оборудуют кладовые для хранения спортивного инвентаря.

4.21. При наличии бассейнов их эксплуатация должна соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

4.22. Используемые в детском санатории медицинская техника, мебель, игрушки, игровое и спортивное оборудование, изделия медицинского назначения, технические средства обучения, строительные и отделочные материалы должны соответствовать гигиеническим требованиям безопасности для здоровья человека.

4.23. Для организации образовательного процесса по реализации программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования должны быть предусмотрены учебные помещения, которые рекомендуется группировать в учебные секции: для обучающихся 1-4 классов и обучающихся 5-11 классов.

4.24. Площади и оборудование учебных помещений и рекреаций, отделка помещений, подбор учебной мебели (парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. В зависимости от профиля детского санатория может быть увеличено расстояние между рядами парт (столов, конторок) при использовании детьми средств, обеспечивающих их передвижение.
Для обучения лежачих больных детей необходимо предусмотреть специальное оборудование.

4.25. Площади и оборудование кабинетов информатики и других помещений, в которых используют персональные компьютеры, должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

4.26. Уровни шума в помещениях детского санатория должны соответствовать гигиеническим требованиям, установленным для помещений жилых и общественных зданий.

V. Требования к водоснабжению и канализации

5.1. Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие здания детских санаториев должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным холодным и горячим водоснабжением в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.
При наличии собственного источника водоснабжения он должен отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к источникам водоснабжения.

5.2. Вода, используемая для хозяйственно-питьевого назначения, должна соответствовать гигиеническим требованиям безопасности к питьевой воде.

5.3. Очистка и обеззараживание сточных вод от детского санатория должна осуществляться на общегородских или локальных канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод.
Отвод сточных вод от помещений медицинского назначения должен осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.