ЗПП 28

Содержание

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2020 г. и с 1 июля 2021 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 425-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения части четвертой статьи 37 настоящего Закона распространяются на отношения, возникшие из договоров на оказание услуг (выполнение работ), заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в абзац восьмой пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона в части доведения до потребителя информации об импортере, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ

Изменения вводятся в действие со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 2 июня 1993 г. N 5076-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

Последняя редакция Ст. 15 Закона о ЗПП

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Комментарий к Статье 15 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Проблема возмещения морального вреда возникает достаточно часто в различных категориях дел. В частности, в спорах и конфликтах по поводу нарушения прав потребителей нередко встает вопрос о возмещении вреда, нанесенного личности. Законом «О защите прав потребителей» определяется возможность взыскания такого вида ущерба с причинившего его субъекта.

Что регулирует статья?

Статья 15 Закона «О защите прав потребителей» регулирует отдельную сторону отношений между потребителем и производителем или продавцом, касающуюся возмещения морального вреда. Этот аспект нередко упускается при рассмотрении дел по защите прав потребителей. Однако не всегда достаточно возмещения материального ущерба, так как потерпевший страдает морально из-за неоправданных ожиданий по поводу качества товара или в связи с нарушением других прав.

Содержание и структура

Статья 15 ЗоЗПП РФ имеет структуру, включающую только один пункт. Он определяет правило, по которому потерпевший, чьи права были нарушены производителем или продавцом товара, вправе претендовать на взыскание компенсации за моральный вред. В статье нет четких правил определения его размера. Более того, закон перекладывает принятие этого решения на плечи суда. Однако статья 15 ЗоЗПП РФ устанавливает, что такой вид ущерба может быть взыскан независимо от материального.

Пояснения и нюансы

Понятие морального вреда определено ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Там сказано, что под этим понятием подразумеваются страдания физического или нравственного типа, которые причиняются лицу путем нарушения его прав или посягая на его имущество. Кроме того, статья 1099 ГК России фиксирует право лица претендовать на взыскание такого вида ущерба в установленных законом случаях.

Судебная практика показывает, что крупные суммы практически никогда не взыскиваются в пользу погашения морального ущерба. Часто суд устанавливает небольшие выплаты или отказывает в погашении вовсе. Практика многих иностранных государств прямо противоположна российской.

Таким образом, статья 15 ЗоЗПП РФ определяет право потребителя на получение денежных средств за причиненные моральные страдания. Однако право определять размер и порядок выплаты предоставляется суду.

Об утверждении Порядка учета зерна и продуктов его переработки

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХЛЕБНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 апреля 2002 года N 29
Об утверждении Порядка учета зерна и продуктов его переработки

Во исполнение ст.8 Федерального закона от 5 декабря 1998 года N 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст.5970)
приказываю:

1. Утвердить Порядок учета зерна и продуктов его переработки с прилагаемым альбомом отраслевых форм учетных документов хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий, согласованные с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике согласно приложению.

2. Инструкцию N 9-1-78 «О порядке ведения учета и оформления операций с зерном и продуктами его переработки на предприятиях хлебопродуктов системы Министерства заготовок СССР», утвержденную приказом Министерства заготовок СССР от 15 февраля 1978 года N 55, и приказ Министерства хлебопродуктов СССР от 22 февраля 1988 года N 50 «Об утверждении форм первичной учетной документации и кратких указаний по их применению и заполнению хлебоприемными и зерноперерабатывающими предприятиями системы Министерства хлебопродуктов СССР» на территории Российской Федерации не применять.

3. Ввести в действие настоящий приказ с 1 июля 2002 года.

Начальник Росгосхлебинспекции —
главный государственный хлебный
инспектор Российской Федерации
О.Лабутина

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 мая 2002 года,
регистрационный N 3490

Порядок учета зерна и продуктов его переработки

УТВЕРЖДЕН
приказом Государственной хлебной инспекции
при Правительстве Российской Федерации
от 8 апреля 2002 года N 29

Порядок учета зерна и продуктов его переработки (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 1998 года N 183 «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст.5970), постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1999 года N 328 «О специально уполномоченном государственном органе в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст.1614), Положением о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2001 года N 191 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1249), Положением о территориальном подразделении Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации от 14 мая 2001 года N 22 (зарегистрированным в Минюсте России 18 июня 2001 года, регистрационный N 2750) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Настоящий Порядок регламентирует ведение количественно-качественного учета и оформление операций с зерном, мукой, крупой, комбикормами и побочными продуктами переработки зерна.
Действие настоящего Порядка распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна и продуктов его переработки, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Контроль за правильностью ведения учета зерна и продуктов его переработки возложен на Государственную хлебную инспекцию при Правительстве Российской Федерации (далее — Росгосхлебинспекция) и ее территориальные подразделения.

I. Общие положения

1. Количественно-качественный учет зерна и продуктов его переработки проводится в целях:
контроля за сохранностью и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки;
определения изменения массы и качества зерна и продуктов его переработки при хранении, обработке, а также при производстве продуктов переработки зерна;
обеспечения правильности расчетов за зерно и продукты его переработки между продавцами (поставщиками) и покупателями (получателями);
предупреждения ухудшения качества зерна и продуктов его переработки.

2. Количественно-качественный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации обо всех хозяйственных операциях с зерном и продуктами его переработки путем их сплошного, непрерывного и документального учета.

3. Количественно-качественный учет ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по формам учетных документов зерна и продуктов его переработки, предусмотренным настоящим Порядком (приложение 1).

4. Организацию и достоверность количественно-качественного учета обеспечивает руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна и продуктов его переработки.

5. Принятый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем порядок учета утверждается приказом или распоряжением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При этом утверждаются:
формы учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций с зерном и продуктами его переработки, по которым не предусмотрены отраслевые формы учетных документов;
правила документооборота и технология обработки учетной документации;
порядок контроля за хозяйственными операциями с зерном и продуктами его переработки, а также другие решения, необходимые для организации количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки;
порядок проведения инвентаризации зерна и продуктов его переработки;

порядок хранения учетных документов.

II. Основные правила ведения количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки

6. Все хозяйственные операции с зерном и продуктами его переработки оформляются документами, которые должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по ее окончании. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется количественно-качественный учет.
Отчет о движении хлебопродуктов (отраслевая форма N ЗПП-37) представляется материально ответственным лицом в бухгалтерию ежедневно.
Записи в журналах количественно-качественного учета хлебопродуктов (отраслевые формы N ЗПП-36 и N ЗПП-36а) производятся ежедневно.
В тексте и цифровых данных учетных документов не допускаются подчистки и неоговоренные исправления.
Ошибки в учетных документах, созданных вручную, исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст и надписывается над зачеркнутым исправленный текст. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.
Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.

7. Руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель имеют право утверждать первичные учетные документы, форма которых не предусмотрена в альбоме отраслевых форм учетных документов, при этом они должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ; содержание хозяйственных операций; количество и качество зерна и продуктов его переработки; наименование должностных лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровка (включая случаи создания документов с применением средств электронно-вычислительной техники).
В зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных документов, методических указаний по ведению и организации учета в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Росгосхлебинспекцией отраслевых форм учетных документов остаются без изменения. Удаление отдельных реквизитов из отраслевых форм учетных документов не допускается.
Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом юридического лица или индивидуального предпринимателя.

8. Для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях с зерном и продуктами его переработки на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы (реестры, журналы количественно-качественного учета и другие).

9. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

III. Зачистка партий зерна и продуктов его переработки

10. При полном израсходовании партий зерна и продуктов его переработки проводится зачистка зернохранилищ с целью установления правильности расходования, а также установления недостач или излишков массы партий зерна и продуктов его переработки и причин их образования.

11. Зачистку проводит комиссия, состав которой и порядок проведения зачистки утверждается приказом или распоряжением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.

12. Комиссия в пятидневный срок после полного израсходования партий зерна и продуктов его переработки составляет акт зачистки по установленной форме (отраслевая форма N ЗПП-30 или N ЗПП-30а).

13. Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель в течение 20 дней извещают территориальное подразделение Росгосхлебинспекции о полном израсходовании партий зерна и продуктов его переработки и составлении акта зачистки.

14. Начальник территориального подразделения Росгосхлебинспекции в течение 5 дней после получения извещения направляет госхлебинспектора для рассмотрения акта зачистки.
Госхлебинспектор в течение 10 дней обязан осуществить проверку, дать письменное заключение в акте зачистки и направить его начальнику территориального подразделения Росгосхлебинспекции.

15. Начальник территориального подразделения Росгосхлебинспекции обязан в десятидневный срок утвердить акт зачистки или сообщить мотивированный отказ.

16. При полном израсходовании партии зерна и продуктов его переработки без изменения массы и качества акт зачистки не составляется.

17. Для установления обоснованности изменения массы зерна и продуктов его переработки, в зависимости от изменения их качества, комиссия по зачистке руководствуется следующим:

а) размер убыли в массе зерна и продуктов его переработки от снижения влажности не должен превышать разницы, получающейся при сопоставлении показателей влажности по приходу и расходу с пересчетом по формуле:

Х= 100 (а-б) : (100-б),

где: X — убыль в массе от снижения влажности, %;
а — влажность по приходу, %;
б — влажность по расходу, %;

б) убыль в массе зерна от снижения сорной примеси, сверх списанных по актам подработки кормовых зернопродуктов и отходов, не должна превышать разницы, получающейся при сопоставлении показателей сорной примеси по приходу и расходу зерна с пересчетом по формуле:

,

где: У — убыль в массе от снижения сорной примеси, %;
в — сорная примесь по приходу, %;
г — сорная примесь по расходу, %;

X — убыль в массе от снижения влажности, %.
Списание убыли по этой формуле сверх 0,2% производится в каждом отдельном случае только с разрешения начальника территориального подразделения Росгосхлебинспекции по запросу руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя после предварительной проверки на месте госхлебинспектором обоснованности такого запроса;

в) естественная убыль зерна и продуктов его переработки при хранении не должна превышать установленных норм естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении (приложение 2) и вычисляется в зависимости от сроков их хранения.

18. Не производится списание убыли массы зерна за счет снижения влажности при частичной или полной реализации партии, хранившейся отдельно и не подвергавшейся сушке.

IV. Зачистка производственного корпуса зерноперерабатывающей организации

19. С целью соблюдения научно обоснованных норм выхода продуктов переработки зерна при их производстве по окончании месяца комиссией должна быть проведена зачистка производственного корпуса.

20. Для мукомольных организаций с высокопроизводительным оборудованием и незавершенным циклом производства, осуществляющих формирование сортов муки из потоков в цехах, процедура зачистки проводится не реже 1 раза в год.

21. Состав комиссии и порядок проведения зачистки утверждаются приказом или распоряжением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.

22. Результаты зачистки на мукомольных и крупяных организациях оформляются актом зачистки производственного корпуса установленной формы (отраслевая форма N ЗПП-117), в котором отражаются базисный, расчетный и фактический выходы продуктов переработки зерна и их качество.
Базисный выход продуктов переработки зерна для мукомольных и крупяных организаций устанавливается в соответствии с правилами организации и ведения технологического процесса, а для субъектов малого предпринимательства — на основании паспортных данных и результатов переработки зерна опытной партии. Базисный выход продуктов переработки зерна согласовывается с территориальным подразделением Росгосхлебинспекции и утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Расчетный выход продуктов переработки зерна определяется на основе базисного выхода с учетом фактического качества переработанного зерна в соответствии с правилами организации и ведения технологического процесса и является обязательным при расчетах между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по переработке зерна, и лицами, передавшими зерно на переработку.
Акты зачистки производственного корпуса подписывают члены комиссии и утверждает руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.

23. Результаты зачистки на комбикормовых организациях оформляются актом-отчетом установленной формы об использовании сырья и выработке готовой продукции (отраслевая форма N ЗПП-121).

24. На комбикормовых организациях с объемным дозированием зачистка должна проводиться ежемесячно, а с многокомпонентным дозированием — ежегодно.

25. До проведения ежегодной зачистки на комбикормовых организациях допускается списывать потери сырья в производстве в размерах, фактически сложившихся на производстве в предшествующем году, но не более 1%, а при увлажнении комбикормов — не более 0,7%.

26. Копии актов о зачистке производственного корпуса и результатах переработки зерна (отраслевая форма N ЗПП-117) и производственных актов-отчетов об использовании сырья и выработке готовой продукции (отраслевая форма N ЗПП-121) представляются в территориальное подразделение Росгосхлебинспекции ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, или один раз в год для предприятий, указанных в п.п.19, 23 настоящего Порядка.

V. Инвентаризация зерна и продуктов его переработки

27. Для подтверждения достоверности данных количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны проводить их инвентаризацию не реже одного раза в три года, а также:
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи;
в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

28. Периодичность проведения инвентаризации определяется руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

29. Росгосхлебинспекция и ее территориальные подразделения вправе назначать инвентаризацию зерна и продуктов его переработки, находящихся в федеральном и региональных фондах и государственном резерве, когда достоверность данных об их остатках вызывает сомнения.

30. Результаты инвентаризации зерна и продуктов его переработки в пятидневный срок с момента окончания перевески партии оформляются актом зачистки данной партии установленной формы (отраслевая форма N ЗПП-30).

31. Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель в течение 20 дней извещают территориальное подразделение Росгосхлебинспекции о проведенной инвентаризации и составлении актов зачистки на проинвентаризированные партии зерна и продуктов его переработки.

32. Начальник территориального подразделения Росгосхлебинспекции в течение 5 дней после получения извещения направляет госхлебинспектора для рассмотрения актов зачистки.
Госхлебинспектор обязан рассмотреть акты зачистки и не позднее 10 дней после их предъявления направить с заключением начальнику территориального подразделения Росгосхлебинспекции.

33. Начальник территориального подразделения Росгосхлебинспекции не позднее десятидневного срока после получения актов зачистки на проинвентаризированные партии зерна и продукты его переработки с заключением госхлебинспектора обязан рассмотреть их и утвердить, а в случае обнаружения недостоверных данных — вернуть, назначив повторную инвентаризацию.

VI. Хранение документов количественно-качественного учета

34. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель хранят первичные и сводные учетные документы в установленном порядке.

35. Организацию хранения первичных и сводных учетных документов обеспечивают руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.

Приложение 1 к Порядку. Альбом отраслевых форм учетных документов зерна и продуктов его переработки

Приложение 1
к Порядку учета зерна и
продуктов его переработки

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХЛЕБНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Росгосхлебинспекция)
АЛЬБОМ
отраслевых форм учетных документов зерна
и продуктов его переработки

Перечень отраслевых форм учетных документов

Номер формы

Наименование формы

Формат

ЗПП-3

Реестр товарно-транспортных накладных на принятое зерно с определением качества по среднесуточной пробе

А4

ЗПП-4

Реестр товарно-транспортных накладных на принятое зерно с определением качества каждой отдельной партии

А4

ЗПП-5

Перечень реестров товарно-транспортных накладных на отгрузку зерна, семян масличных культур и трав

А4

ЗПП-7

Журнал регистрации актов зачистки

А5

ЗПП-10

Приемная квитанция на закупку зерновых и масличных культур

А4

ЗПП-12

Акт на перечисление принятого зерна из одного вида поступления в другой

А5

ЗПП-13

Квитанция на приемку хлебопродуктов в порядке обмена и прочего поступления

А5

ЗПП-14

Приемный акт на поступление хлебопродуктов железнодорожным или водным транспортом

ЗПП-16

Приказ на отпуск (отгрузку) хлебопродуктов

А5

ЗПП-19

Накладная на перемещение хлебопродуктов внутри предприятия

А5

ЗПП-20

Ведомость накладных на отгрузку хлебопродуктов

А4

ЗПП-22

Акт на оприходование сметок

А5

ЗПП-23

Акт на уничтожение негодных отходов

А5

ЗПП-28

Журнал регистрации взвешивания грузов на автомобильных весах

А4

ЗПП-29

Журнал регистрации взвешивания на вагонных весах поступающих и отправляемых грузов

А4

ЗПП-30

Акт зачистки

А4

ЗПП-30а

Акт зачистки (на кукурузу)

А4

СП-31

Товарно-транспортная накладная (зерно)

А4

ЗПП-32

Распоряжение и акт на подработку муки (крупы), упакованных в мешки стандартной массой

А4

ЗПП-33

Распоряжение и акт на обмолот кукурузы в початках

А5

ЗПП-34

Распоряжение и акт на очистку, сушку зерна, зернобобовых и масличных культур

А4

ЗПП-36

Журнал количественно-качественного учета хлебопродуктов

А4

ЗПП-36а

Журнал количественно-качественного учета кукурузы в початках

ЗПП-37

Отчет о движении хлебопродуктов на элеваторах и складах

А5

ЗПП-47

Карточка анализа зерна

А5

ЗПП-47а

Карточка анализа комбикорма (БВД, шрота, жмыха)

А5

ЗПП-47б

Карточка анализа крупы

А5

ЗПП-47в

Карточка анализа муки и крупы манной

А5

ЗПП-49

Журнал регистрации лабораторных анализов среднесуточных проб при приемке зерна

2А21

ЗПП-54

Акт рекламации

А4

ЗПП-55

Журнал регистрации полученных актов рекламации по расхождениям в качестве хлебопродуктов

А5

ЗПП-57

Журнал расчета средневзвешенных показателей качества зерна и продуктов его переработки

ЗПП-59

Журнал регистрации показателей качества зерна, поступающего и отгружаемого железнодорожным и водным транспортом

2А4

ЗПП-66

Журнал наблюдения за хранящимся зерном на складах и в силосах

2А4

ЗПП-67

Журнал наблюдения за хранящейся продукцией

А4

ЗПП-69

Журнал для контроля магнитных установок

А4

ЗПП-70

Журнал пробной выпечки

А4

ЗПП-77

Штабельный ярлык на муку, крупу

А5

ЗПП-78

Штабельный ярлык на зерно

А4

ЗПП-109

Распоряжение на отпуск зерна в переработку

А5

ЗПП-110

Накладная на отпуск зерна в переработку

А5

ЗПП-111

Заборная карта на зерно, отпущенное в переработку по распоряжению

А5

ЗПП-112

Накладная на сдачу продукции из производства на склад

А4

ЗПП-114

Справка о выработке комбикормов и использовании сырья на комбикормовом заводе

А4

ЗПП-115

Накладная на сдачу в подработку нестандартной продукции со склада

А6

ЗПП-117

Акт о зачистке производственного корпуса и результатах переработки зерна

А4

ЗПП-118

Рецепт

А5

ЗПП-119

Требование-накладная на отпуск сырья со склада в производство

А4

ЗПП-121

Производственный акт-отчет об использовании сырья и выработке готовой продукции

А4

ЗПП-141

Журнал для регистрации взвешивания на автоматических весах

А4

ЗПП-171а

Ведомость отвесов на автоматических весах

А5

ЗПП-171б

Ведомость отвесов

А5

ЗПП-172

Акт инвентаризации хлебопродуктов и мешков

ЗПП-174

Акт инвентаризации хлебопродуктов и мешков, находящихся в пути

А4

ЗПП-176

Журнал утвержденных актов зачистки

А4

Отраслевая форма N ЗПП-3

Отраслевая форма N ЗПП-3
УТВЕРЖДЕНА
приказом Росгосхлебинспекции
от 08.04.2002 N 29

Организация_______________

Код по ОКПО

РЕЕСТР
товарно-транспортных накладных на принятое зерно с определением качества по среднесуточной пробе

за «__»__________20____г.

Грузоотправитель

Район

Культура

Сорт

Репродукция

Категория сортовой чистоты

Класс семенного стандарта

Наименование и номер сортового документа

к приемной квитанции N

от

Раздел I.

Номер и дата накладной

Масса, кг

Расстояние, км

Номер и дата накладной

Масса, кг

Расстояние, км

Итого:

Расчет платы за доставку зерна

Масса, кг

Тариф за кг,

Сумма, pуб.

руб.

Натуральная скидка для пересчета за зачетную массу

Стоимость доставки зачетной массы

Итого

Приложение

накладных.

Указанное в данном реестре количество зерна проверил по накладным.

Общая масса

кг.

(прописью)

Принял:

материально-ответственное лицо

(должность, подпись, расшифровка подписи)

Оборотная сторона отраслевой формы N ЗПП-3

Раздел II. Лабораторный анализ среднесуточной пробы N ___________

Показатели качества

Влажность, %

Сорная примесь, %

Итого нату-
ральная скидка надбавка, руб.

Натура, г/л

Зерновая примесь, %

Заражен-
ность (СПЗ), экз./кг

Итого денежная скидка, надбавка

Дополнительные показатели качества

цвет

запах

в числе сорной примеси

испорченные зерна, %

трудно-
отделимая, %

Анализ лаборатории

% скидок — надбавок +

в числе зерновой примеси

Класс

Тип

Подтип

Стекло-
видность,

Клейковина

1. Государственные органы по защите прав потребителей

Согласно главе 4 Закона государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.
В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

  • осуществляет государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть, но не установлены сроки годности или сроки службы, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
  • направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;
  • направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных Законом прав потребителей;
  • вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;
  • вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей.
    Только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей и для которых они являются обязательными.

Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа).
В отношении порядка рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний действует Положение о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвержденное приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.
Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции):

  1. Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
  2. Федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);
  3. Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ;
  4. Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) — в соответствии со своей компетенцией.

Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

  • осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);
  • направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), о снятии с производства товаров (работ, услуг) с нарушением этих требований, о прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;
  • предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания с требованием об их устранении, содержится в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.

П. 2 ст. 43 Закона определяет санкции, которые налагаются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Штрафу подвергаются изготовители (исполнители, продавцы) в следующих случаях:

  1. уклонение от исполнения предписаний наказывается штрафом в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ;
  2. причинение ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям безопасности товаров (работ, услуг), — в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ;
  3. продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортных, без документов о проведении обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, — в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  4. нарушение правил обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предоставление испытательными лабораториями (центрами) недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) — в размере двукратной стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по подтверждению соответствия.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (п. 3 ст. 42 Закона). Так, согласно закону РФ «О стандартизации» Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления; формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ, если иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.
Процедура реализации Госстандартом своих полномочий установлена в Положении о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. № 293. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор. Минздрав РФ является федеральным органом исполнительной власти, правомочным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 3 ст. 46 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» руководство по организации деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ возложено на Главного государственного санитарного врача РФ, а также на главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, городов, районов, на транспорте (водном и воздушном), на главных государственных санитарных врачей федеральных органов исполнительной власти. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей достаточно обширны. Они имеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства; предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства; давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения; устанавливать дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение санитарного законодательства.
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. (с изменениями от 10 июля 2001 г.) предусматривает осуществление государственного экологического контроля. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

  • посещать предприятия, учреждения, организации (независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны);
  • выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;
  • устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
  • назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
  • направлять материалы о привлечении виновных лиц к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущего потенциальную опасность для здоровья человека;
  • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов, а также любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.
Раздел XIII Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает за экологические правонарушения дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность.
Дисциплинарная ответственность налагается на должностных лиц и виновных работников предприятий, учреждений, организаций за такие экологичсские проступки, как невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства.
В соответствии с трудовым законодательством РФ материальную ответственность перед предприятием, учреждением или организацией несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Административная ответственность наступает за экологические правонарушения, и она установлена для должностных лиц, граждан, предприятий, учреждений, организаций, виновных в совершении экологических правонарушений.
Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ.
Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. МАП РФ разработало методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

  • рассматривают жалобы и консультируют потребителей по вопросам защиты их прав;
  • анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выяснения условий, ущемляющих права потребителей;
  • извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;
  • приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией или с просроченными сроками годности, или без указания сроков годности, если их указание обязательно;
  • защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, который назначает и руководителя этих органов.
(к содержанию)

2. Общественные организации по защите прав потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.
Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами. Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах должна быть общедоступной.
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) функционируют на основании уставов, утверждаемых на съездах (конференциях) или на общих собраниях членов объединений.
В уставе общественного объединения потребителей должны быть отражены:

  1. название и цели общественного объединения, его организационно-правовая форма;
  2. структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы этого объединения, территория, на которой оно осуществляет свою деятельность;
  3. условия и порядок членства общественного объединения, права и обязанности его членов;
  4. компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  5. порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения;
  6. источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  7. порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Кроме этого, в уставе общественного объединения потребителей может присутствовать описание символики (эмблема, флаг, вымпел и др.) данного объединения. Символика подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ.
Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены ст. 45 Закона. Данная статья устанавливает, что общественные объединения потребителей полномочны:

  • участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);
  • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать, по поручению потребителей, в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), по снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
  • участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), несоответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами и иными правовыми актами РФ;
  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;
  • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

В 1989 году общественные организации потребителей, функционирующие на территории СССР, объединились в Федерацию обществ потребителей СССР. После распада СССР общества потребителей объединились в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В КонфОП действуют профессиональные службы: юридическая, информационная, отдел потребительского образования, служба по защите интересов потребителей в сфере финансовых услуг и др. В КонфОП входит 8 национальных и более 80 региональных организаций потребителей России, Украины, Беларуси, Грузии и т. д.
В Тульской области уже несколько лет действуют несколько общественных объединений потребителей, в том числе и областная общественная организация по защите интересов потребителей — Тульское общество потребителей (ТОП). ТОП — некоммерческая, неполитическая организация, целью которой является защита прав граждан потребителей товаров (работ, услуг) в Тульской области. Деятельность этой организации направлена не только на обеспечение соблюдения прав потребителей, но также и на пропаганду роли человека в становлении гражданского общества, цивилизованного рынка, роли личной ответственности каждого за позитивные социальные перемены без применения насилия. В качестве основных принципов деятельности ТОП провозглашены «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» ООН, а также действие исключительно в интересах потребителей, непричастность к продвижению коммерческих и партийно-политических дел, абсолютное отсутствие объявлений коммерческого назначения в ее публикациях, независимость акций и мнений от влияния или ограничения из-за получения субсидий. Специалисты ТОП безвозмездно консультируют своих членов, граждан с низким достатком и пожилых людей. Во взаимосвязи с государственными органами по защите прав потребителей члены ТОП делают все возможное, чтобы законодательство РФ по защите прав потребителей проводилось в жизнь на территории Тульского региона. ТОП оказывает методическую помощь объединениям потребителей по месту жительства, работы, учебы, по интересам; отдельным активистам, работающим в области защиты прав потребителей, а также тем, кто собирается приобщиться к этой деятельности. Специалисты ТОП проводят семинары в увлекательной диалоговой форме, часто с использованием фактического материала слушателей.
Во многих общественных объединениях потребителей работают юристы, оказывающие помощь гражданам по вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Они дают советы, оказывают практическую помощь при составлении документов, а если произойдет юридический конфликт между потребителем и изготовителем (исполнителем, продавцом), то отстаивают интересы потребителей в суде. Общественное объединение потребителей, где работает юрист, должно иметь лицензию на право юридической деятельности.
(к содержанию)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Защита прав потребителя: проблемы и тенденции развития

Е.М. Тужилова-Орданская,

доктор юридических наук, профессор,

заведующая кафедрой гражданского права

ФГБОУ ВПО «Башкирский

государственный университет»

Аннотация: В статье рассматриваются перечень прав, предоставляемых потребителям, принципы защиты прав потребителей. Автор исследует основы формирования потребительского права проблемы соотношения российского и международного законодательства в области защиты прав потребителя.

Ключевые слова: потребительское право, развитие гражданского права, потребитель, защита прав потребителей.

Keywords: consumer law, the development of civil law, consumer, consumer protection.

Во многих странах мира сформировалась огромная нормативно-законодательная база в сфере охраны прав потребителей. Так, в европейских странах основные положения в области охраны и защиты прав потребителей содержатся в Директивах, которые затрагивают такие вопросы, как срок, в течение которого потребитель может вернуть некачественный товар, конкретные обязанности продавцов и их ответственность за продажу дефектной продукции и т. п. Необходимо отметить, что гармонизация данных Директив должна проходить во всех европейских странах с целью усовершенствования действующего законодательства в отношении охраны прав потребителей.

Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, когда Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 09.04.1985 № 39/248 были приняты «Руководящие принципы для защиты прав потребителей»1, преследующие следующие цели:

— содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей;

— способствование созданию независимых групп потребителей;

— расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей и другие (ст. 1 Принципов).

Принципы закрепляют следующие права потребителей:

1) право на безопасность;

2) право на информацию;

3) право на качество;

4) право на потребительское образование;

5) право на выбор;

6) право на удовлетворение своих потребностей;

7) право быть услышанным;

8) право на возмещение ущерба.

Все эти основные права нашли свое закрепление и в российском законодательстве.

Последнее десятилетие прошлого века и начало века нынешнего сопровождалось небывалым в истории России развитием законодательства в области защиты прав потребителей, что вызвало к жизни такое правовое явление, как «потребительское право». В связи с этим появилась необходимость в научном осмыслении этого нового для нашей страны правового явления, определении его истоков, правовой природы, места в российской правовой системе, обозначении перспектив дальнейшего развития2. Одновременно возникла необходимость изучения практики применения потребительского законодательства (законодательства о защите прав потребителей) и изданных в соответствии с ним иных правовых актов, выявления их пробелов и, как следствие, необходимость наметить пути дальнейшего совершенствования, повышения эффективности правового регулирования потребительских отношений.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала.

__________________

Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации Закона «О защите прав потребителей»3 у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248.

Закон «О защите прав потребителей» — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Принятие специального закона было вызвано тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих их реальное осуществление на законодательном уровне.

Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Однако следует отметить, что действующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих отдельные группы потребительских отношений.

Перечень нормативных актов, которые регулируют данные правоотношения, следует начать с Конституции РФ (ст.ст. 45, 46)4, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного (ст.ст. 14.8, 14.34, 23.49, 146.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ5) и уголовного законодательства (ст.ст. 182, 236, 200 Уголовного кодекса РФ6).

_______________

Однако основное регулирование отношений с участием потребителей и продавцов осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, гл. 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)7.

С учетом развития потребительских правоотношений, появлением новых производителей на российском рынке, Закон «О защите прав потребителей», естественно, не может регулировать всю специфику вопросов, возникающих при регулировании отношений между потребителями и, например, более сильными экономическими предприятиями, а также касающихся охраны прав потребителей. Он является общей правовой базой для специальных норм, которые направлены на регулирование отдельных правоотношений в области охраны прав потребителей. К числу таких нормативных актов можно отнести прежде всего Закон РФ «О естественных монополиях»8 (ст. ст. 4, 6, 8.), Правила продажи товаров по образцам9, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»10 (ст.ст. 6, 10) и ряд других нормативных актов.

По общему правилу, ГК РФ имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В то же время, понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин-потребитель пользуется также правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе, дополняют друг друга и, соответственно, основное требование, которое предъявляется к подзаконным нормативным актам, регулирующим специфические правоотношения в данной сфере, — они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и ГК РФ, и снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.

Исходя из этого, можно сказать, что одной из специфических черт законодательства об охране и защите прав потребителей является множественность нормативно-правовых актов, вытекающих из неполноты охвата законодательными актами отношений, складывающихся в данной сфере. И эта неполнота ведет к заполнению имеющихся пробелов подзаконными нормативными актами.

_________________

Несмотря на то, что базовый нормативный акт был принят почти 20 лет назад, формирование института защиты прав потребителей в российском законодательстве все еще продолжается. Выступая 16 января 2012 г. на заседании президиума Госсовета «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в РФ» в г. Саранске, Д.А. Медведев отметил в своем вступительном слове, что «в этом направлении за последние 20 лет была создана, по сути, новая отрасль права или, во всяком случае, институт права, который регулирует различные аспекты потребительских отношений». При этом он подчеркнул, что одновременно «была создана и национальная система защиты прав потребителей, которая координирует действия уполномоченных федеральных органов, региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов и общественных объединений», а «главное, что вытекает из существующей в настоящий момент системы защиты прав потребителей в нашей стране» — «потребитель должен быть в полной мере защищен от недобросовестных производителей и продавцов»11.

Хотелось бы обратить внимание на ряд вопросов, имеющих важное значение для развития института защиты прав потребителей.

1. Представляется, что немаловажную роль в этой связи играет определение способов защиты прав потребителей. Как известно ГК РФ в ст. 12 предусматривает 11 способов защиты гражданских прав. Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления. Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности.

2. Возникает вопрос — какое лицо может применять перечисленные способы защиты? Ответ на первый взгляд очевиден — это потребитель. Однако само содержание данного понятия требует корректировки. Закон определяет потребителя как гражданина, который имеет намерение приобрести или заказать, либо который заказывает, приобретает или использует товар (работу, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К последней приравниваются и те случаи, когда гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя, осуществляет на профессиональной основе какую-либо деятельность, приносящую доход: занимается профессиональной фотосъемкой, оказанием платной юридической помощи, репетиторством по иностранному языку и пр.

_________________

Понятием «личные бытовые нужды» охватывается очень широкий круг отношений с участием граждан и поэтому отношения с участием граждан регулируются законом лишь тогда, когда товары (работы, услуги) приобретаются для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. Весьма интересна в этом смысле Директива 2011/83/EU, принятая Европарламентом в 2011 г., расширяющая круг лиц, которые могут рассчитывать на защиту исходя из правил защиты прав потребителей12. Одним из основных изменений эксперты считают изменение понятия «потребитель». Если до сих пор в европейском праве, так же как, впрочем, и в РФ, потребителем считалось физическое лицо, которое использует приобретенные вещи и услуги только вовне своей экономической или профессиональной деятельности, то согласно новой директиве потребителем является лицо, которое использует их в основном вне экономической и профессиональной деятельности. По действовавшим законам, такой случай не рассматривался в качестве казуса прав потребителя. Но по новой директиве такая защита интересов возможна. Записанное в директиву слово «в основном» существенно расширило круг лиц, которые подпадают под защиту. Такое изменение будет также означать решение проблем тех людей, которые обращаются в органы защиты прав потребителей, например, в связи с дефектами компьютеров, используемых как в личных целях, так и для работы. До сих пор такие жалобщики получали ответ, что решение их проблем не относится к компетенции органов защиты прав потребителей. Думается, что такая проблема касается и России, что требует соответствующих изменений в действующий Закон о защите прав потребителя.

3. В литературе вполне справедливо отмечается недостаточное международно-правовое (конвенциональное) регулирование вопросов, связанных с обеспечением прав потребителей. С одной стороны, это объясняется тем, что Россия не является членом Евросоюза (ЕС) и не связана обязательствами перед Европарламентом по применению его актов в национальном законодательстве, с другой стороны, развитие рыночной экономики и усложнение отношений с участием потребителей (в сферах потребительского кредитования, долевого строительства жилья) — процесс непрерывный и потому сопровождается постоянным внесением соответствующих поправок и дополнений в действующее законодательство о защите прав потребителей.

________________

12 Директива 2011/83/EU Европейского парламента и совета от 25.10.2011 «О правах потребителей, вносящая поправки в Директиву совета 93/13/ЕЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и совета и отменяющая Директиву совета 85/577/ЕЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и совета» (Directive 2011/83/EU of the European Parliament and of the Council) // Official journal. — № L 304. — 22.11.2011.

Так, в октябре 2007 г. ГК РФ был дополнен положениями об особенностях дистанционной продажи товаров потребителям13. Одновременно Правительством РФ были утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом14, которые в значительной мере воспроизвели положения Европейской конвенции «О международной почтовой и дистанционной торговле»15 и Директивы 97/7/ЕС «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии»16.

Указанные вопросы являются лишь небольшой частью проблем, которые вызывают, на наш взгляд, необходимость модернизации законодательства о защите прав потребителя в рамках концепции развития потребительского права.

_________________

13 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2007 № 234-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 44. — Ст. 5282.

16 Директива № 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом» (вместе со «Средствами связи, предусмотренными в параграфе 4 статьи 2», Заявлениями Совета и Парламента относительно параграфа 1 статьи 6, Комиссии относительно первого абзаца параграфа 1 статьи 3) (принята в г. Брюсселе 20.05.1997) (в ред. Директивы 2002/65/ЕС Европейского Парламента и Совета от 23 сентября 2002 г., Директивы 2005/29/ЕС Европейского Парламента и Совета от 11 мая 2005 г., Директивы 2007/64/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 ноября 2007 г.) / пер. А.О. Попов // Official journal. — № L 144. 04.06.1997.