Журналист с юридическим образованием

Сразу предупрежу, юристов, кому нравится рутинная работа и не тянет на всякое творчество, этот текст не заинтересует. Здесь нет ничего про астренты и ст. 317.1 ГК РФ и прочие чистокровноюридические аспекты. Я адресую это тем, кому не сидится на месте и всегда тянет на освоение каких-то новых смежных знаний. Наверное, многие из вас наслышаны о маркетинге юридических услуг? И я сейчас не о тех маркетологах, которые устраивают фотосессии адвокатов в формате «ню», а о более серьезных товарищах. Тех, что советуют в методы продвижения в обязательном порядке включать инструменты контент-маркетинга. Так вот, о его величестве контенте и пойдет речь, именно контент и является конечной целью в освоении навыков юридической журналистики. Однако этот термин в силу его новизны породил немало заблуждений вокруг себя.

1. Я не хочу становиться журналистом, мне и юристом неплохо живется

Да, знаю прекрасно, что при словосочетании юридическая журналистика многие представляют именно журналиста, который нахватался юридических знаний и пишет теперь на правовые темы. Или юриста, который неожиданно сменил профессию и устроился на постоянную работу в СМИ. Вовсе нет, профессию я менять никого не призываю, если ты юрист от Бога, то и должен оставаться им, но знания из смежных областей еще никому не помешали. Ведь никого не удивляет, когда юрист получает дополнительно экономическое образование. А знание основ журналистики и копирайта многим юристам необходимо ничуть не меньше той же экономики. Навык излагать свои мысли понятным для простого человека языком еще никому не помешал.

2. Реклама не работает, только и только «сарафан»

Да, реклама не работает. Это отчасти правда. Особенно если вы разместили в газете / журнале рекламный блок с текстом а-ля «всевидыюридическихуслуглучшиеценынамаждесятьлет», да еще и на странице с десятью подобными объявлениями (кстати, на сленге журналистов такие странички называются «братские могилы»). Прямая реклама становится все менее эффективной, ее вытесняет контент-маркетинг, об этом трубят уже второй год все маркетологи. Основа его как раз умение написать интересный контент, а уж этот контент (например, статья) будет продавать вас. Чаще всего затраты на такую рекламу составят 0 р. 0 коп. На занятиях я рассказываю конкретные кейсы как статьи и правильное их размещение помогали привести целевых клиентов. Ну а после, конечно, подключается сарафанное радио, куда ж без него. Просто контент-маркетинг – это замечательный способ масштабировать так любимый юристами «сарафан».

3. Мне некогда, лучше найму копирайтера / маркетолога

Было, проходили. Мы сами были пиарщиками у некоторых юристов, от парочки пришлось отказаться, т.к. они никак не могли выдать качественный контент, а кое-кто даже нагло его воровал у других. Есть масса способов помочь юристу оформить его драгоценные мысли в интересную статью, но главное требование – эти мысли должны быть, и должно быть желание ими поделиться. Никто лучше вас не расскажет о вашей юридической практике. А иначе, как говорится в среде пиарщиков, если нет реальных дел, не спасет пиар-отдел.

4. Все это очень интересно, но я не писатель

Я тоже не писатель, я юрист. И на первые мои потуги в журналистике: что научные доклады, что репортажи, без стыда смотреть невозможно. Любой юрист, я имею в виду хороший юрист, а не профессионально невменяемая амеба, может научиться интересно писать. Тут важны два фактора: 1) практика, 2) применение некоторых приемов копирайтинга и журналистики. Вот прямо сейчас, не вставая с места и не читая дальше, представьте, что по электронке клиент задал вам вопрос. Например: «Мне предстоит развод, и в браке мы купили квартиру. Еще до брака я покупал машину. Что моя жена сможет у меня отсудить?». И прямо сейчас напечатайте ответ, лучше даже не заглядывая ни в какие нормативные акты и не копируя оттуда куски статей. Уж ответ на этот вопрос наверняка каждый из вас вспомнит из курса семейного права. Написали? Получился абзац или даже два? Поздравляю! Вы между делом уже написали хоть и маленький, но фрагмент юридической статьи.

5. Я студент / молодой юрист, мне это не нужно

Юный друг, ты наверняка слышал, что юристов сейчас, мягко говоря, переизбыток, и «некому работать на заводах». А еще твои друзья пытались устроится в юрфирмы, и получилось только у пары человек, да и то пока только бумажки носить в госорганы. Ну или сам уже пороха понюхал и знаешь что к чему с трудоустройством молодых юристов, особенно в это нелегкое экономическое время. Так вот знай, что боль всех управляющих партнеров юрфирм – найти человека, который будет от души заниматься продвижением их компании. И если ты помимо теоретических знаний с юрфака принесешь на работу практический навык написания текстов, умение брать интервью, умение написать репортаж о юридическом мероприятии, ты наверняка станешь одним из самых незаменимых сотрудников.

6. Я ученый, к чему мне все эти фишки копирайтеров

Да, И.А. Покровский не знал термин «копирайтинг». Наверное, и Г.Ф. Шершеневич тоже. Но задумывались ли вы в чем феноменальный успех их научных трудов? Конечно в первую очередь в содержании, в умении анализировать и тому подобных вещах, что должен уметь настоящий ученый. Но есть еще один секрет – их не скучно читать, и даже у студента-первокурсника вряд ли запутается мысль, если он будет читать «Основные проблемы гражданского права». Найдете ли вы у этих авторов хоть одно предложение, сформулированное громоздко и непонятно, как, например, в законе 44-ФЗ? Или прочитайте сами и дайте неюристу прочитать статью И.А. Покровского «Перуново заклятье». И обратите внимание чисто в учебных целях не на содержание, а на то как это написано. Так что и ученому-юристу тоже надо уметь упаковываться.

Если это все вас заинтересовало и возникло желание системно обучиться юридической журналистике, записывайтесь к нам на онлайн-курс «Быстрое продвижение юриста: юридическая журналистика». Хотя это будет уже шестой набор, конкурентов у вас с аналогичными знаниями на фоне общей массы юристов будет все равно очень и очень мало, ведь в каждую группу набирается не больше 25 человек.

P.S. Эта статья написана за 56 минут, из которых 1 минута ушла на то, чтобы создать на рабочем столе документ с говорящим названием «Документ Microsoft Word.doc», 5 минут на то, чтобы ответить на неожиданно заставший врасплох телефонный звонок, 3 минуты – чтобы забыться, дойти до холодильника, открыть дверцу и вспомнить, что надо не есть, а писать статью, и собственно 47 минут – придумать и набрать текст.

P.P.S. За котика спасибо Кипишологу.