Журнал по санкционированию

В пункте 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также в приложении 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н) перечислены обязательные журналы операций (ф. 0504071):

    • журнал операций по счету «Касса»;
    • журнал операций с безналичными денежными средствами;
    • журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
    • журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
    • журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
    • журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
    • журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
    • журнал по прочим операциям.

В методических указаниях (приложение 5 к Приказу № 52н) разъясняется порядок оформления перечисленных журналов. Журнал по прочим операциям применяется для учета операций, которые не нашли отражения в других журналах.

Для счетов санкционирования отдельного журнала операций не предусмотрено. Согласно п. 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами ведется в журнале по прочим операциям. Основанием для записей в журнале служат первичные документы (учетные документы), установленные финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств — учреждением).

В письме Минфина России от 21.11.2018 № 02-06-10/83915 указывается, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) и Главной книге (ф. 0504072).

В прежних редакциях п. 11 Инструкции № 157н (с 2011 по 2016 гг.) для учета операций санкционирования предусматривался отдельный журнал. Это требование было реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», журналу присвоен номер 9. Поскольку информация по счетам санкционирования плановая, такое решение представляется логичным. Однако приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н упоминание журнала по санкционированию исключено из п. 11 Инструкции № 157н.

Поскольку учреждения вели журнал по санкционированию на протяжении шести лет, многие из них продолжают отражать эти сведения в отдельном журнале операций, закрепив такое решение в учетной политике. На наш взгляд, это может вызвать претензии контролеров. Дело в том, что в учетной политике устанавливаются особенности ведения учета, которые не регулируются нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 4 СГС «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н). Однако в рассматриваемой ситуации п. 314 Инструкции № 157н содержит прямое указание, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в журнале по прочим операциям. Поэтому, если подходить к вопросу формально, претензии ревизоров являются обоснованными.

Главная » Бухгалтеру » Формирование финансовых обязательств

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Финансовые обязательства

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а, в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал — на предприятиях ряда отраслей экономики объем заемных средств, которые используются, значительно превышает объем собственного капитала. В связи с этим управление с привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Ссудный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).
Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:
1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные кредитные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность за финансовую помощь, которая была оказана на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в установленный срок.
2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в следующем периоде, так и не погашены в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; оплатой труда, с дочерними предприятиями, с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.
Классификация привлеченных заемных средств
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма разнообразны.
С учетом приведенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемных средствах на разных этапах его развития. Разнообразие задач, решаемых предприятием в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой сфере на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.
Процесс привлечения заемного капитала

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, которая заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
На первом этапе изучают динамику общего объема привлечения заемных средств в периоде, который рассматривается; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.
На втором этапе выявляют основные формы привлечения заемных средств, анализируют динамику удельного веса сложившихся финансовых кредитов, товарного кредита и кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.
На третьем этапе устанавливают соотношение объемов заемных средств, используемых предприятием, за периодом их использования. С этой целью проводится соответствующее группировки ссудного капитала, используемого по этому признаку, изучают динамику соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств и их соответствие объема оборотных и внеоборотных активов, используемых.
На четвертом этапе изучают состав конкретных кредиторов предприятия, условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.
На пятом этапе изучают эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. С этой целью используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в определенных объемах и формах.
2. Определение цели привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий дальнейшего эффективного их использования.
Основной целью привлечения заемных средств являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, занимающихся производственной деятельностью, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование недостаточного объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация), обновления основных средств (финансовый лизинг); г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи средств своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные нужды;
д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется, как правило, на короткие сроки и в небольших объемах.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Поскольку объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе — общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. Согласно ей рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа определяется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит, в дальнейшем, снижение стоимости привлечения по учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в ссудном капитале.
5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств базируется целью их использования в будущем периоде. На долгосрочный период (более 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования объема инвестиционных ресурсов, которого не хватает (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечение формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных потребностей их использования.
Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их дальнейшего использования. Целью этих расчетов является определение сроков использования заемных средств, привлекаемых для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяется полный и средний срок использования заемных средств.
Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления в погашение всей суммы долга.
Он включает в себя три временных периода:

а) срок полезного использования — это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
б) льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемными средствами. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов происходит не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями, в течение определенного периода времени по установленному графику.
Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов, исходя из их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.
Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они в использовании на предприятии.
Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; за вовлеченной суммой заемных средств в целом.
Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; других форм. Выбор формы привлечения заемных средств предприятие осуществляет, исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются, как правило, его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие отношения, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших условий относятся: а) срок предоставления кредита; б) процентная ставка за кредит; в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты основной суммы долга; г) другие условия, связанные с получением кредита.
Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит — на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит — на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).
Процентная ставка за кредит характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.
По формам различают процентную ставку (для наращивания суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть предоставлена процентной ставке, поскольку в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
По видам различают фиксированную ставку процента (установленную на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка). Время, в течение которого процентная ставка остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия лучшей является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.
Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженном в годовом исчислении.
Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплаты всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплаты суммы процента равномерными долями; выплаты всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях найоптимальнишим третий вариант.
Условия выплаты основной суммы долга характеризуются предсказуемыми периодами его возвращения. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы долга в течение общего периода функционирования кредита; полного возврата всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия наиболее оптимальным.
Другие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита относительно суммы залога или задатка.
9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступает показатель оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
10. Обеспечение расчетов по кредитам. С целью обеспечения возврата кредитов может заранее резервироваться специальный обратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности. На предприятиях, которые привлекают большие объемы заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть впоследствии детализирована в разрезе указанных форм кредита.

Федеральный бюджет
Финансовая отчетность
Финансовые показатели, глоссарий и план бухгалтерских счетов
Финансовый метод


| | Вверх

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета.

Журнал операций по счету «Касса».

Применяется для учета движения денежных средств в кассе учреждения. Записи в указанном регистре производятся ежедневно на основании отчета кассира.

Журнал операций с безналичными денежными средствами, который является регистром учета движения средств по лицевому счету учреждения.

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами.

В нем учет ведется линейным способом по каждому подотчетному лицу в сумме выданного аванса, произведенного расхода, сданного в кассу остатка неиспользованного аванса. Записи в этом регистре производятся на основании авансовых отчетов.

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками формируется по каждому договору с поставщиками и подрядчиками и предназначен для аналитического учета производимых с ними расчетов в сочетании с синтетическим учетом. Регистр ведется на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг по каждому поставщику и подрядчику.

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов.

Журнал операций расчетов по оплате труда составляется на основании сводных расчетно-платежных ведомостей с приложенными к ним первичными документами (табель учета рабочего времени, приказы руководителя и др.).

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов используется для списания с бюджетного учета и внутрихозяйственного перемещения объектов основных средств, нематериальных активов, для учета сумм начисленной за отчетный период амортизации. Бухгалтерские записи в данном регистре составляются на основании соответствующих актов о списании нефинансовых активов и накопленной на дату списания суммы амортизации, отраженной в инвентарных карточках.

Журнал по санкционированию

В нем учитываются финансово-хозяйственные операции, которые не нашли отражения в других Журналах.

Все Журналы операций имеют одинаковую форму. Для того чтобы в Главной книге было видно, из какого Журнала операций занесены показатели, каждому из них присваивается порядковый номер, что должно найти отражение в приказе учреждения «Об учетной политике». Журналы операций должны быть подписаны главным бухгалтером учреждения, а также исполнителем, который составил данный Журнал операций, с указанием должности.

Ежемесячно обороты по счетам из Журналов операций записываются в Главную книгу в следующей последовательности:

  • 1) все обороты из Журнала операций с безналичными денежными средствами переносятся в Главную книгу;
  • 2) из Журнала операций по счету «Касса» в Главную книгу переносят все обороты. Исключение составляют получение наличных денежных средств с лицевого счета в кассу учреждения и внесение наличных денежных средств из кассы учреждения на лицевой счет;
  • 3) из Журнала операций расчетов с подотчетными лицами в Главную книгу не переносятся обороты по выдаче и возврату подотчетных сумм, отраженные в Журнале операций по счету «Касса»;
  • 4) из Журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками переносятся те обороты, которые не включают операции по оплате, отраженные в соответствующих Журналах операций;
  • 5) из Журнала операций расчетов с дебиторами по доходам переносятся обороты, включающие операции по начислению доходов администраторами поступлений в бюджет на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета;
  • 6) из Журнала операций расчетов по оплате труда переносятся все обороты, за исключением операций с безналичными и наличными денежными средствами;
  • 7) из Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов и Журнала по прочим операциям в Главную книгу переносятся обороты, которые не были перенесены в нее из предыдущих Журналов операций.

Правильность отражения в Главной книге оборотов из Журналов операций проверяется следующим образом:

  • — сумма остатков на начало соответствующего периода по дебету всех счетов должна быть равна сумме остатков по кредиту всех счетов на начало этого периода;
  • — сумма оборотов по дебету всех счетов за соответствующий период должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов.

Хранение документов

При организации хранения документов о деятельности учреждения помимо Закона о бухгалтерском учете необходимо руководствоваться положениями НК РФ и приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», где указаны сроки их хранения.

Например, согласно вышеназванному документу уставы, положения организации (типовые и индивидуальные) должны храниться:

  • а) по месту разработки и/или утверждения — постоянно;
  • б) в других организациях — 3 года (после замены новыми).

К документам постоянного хранения (до момента ликвидации организации) относятся: сводная годовая отчетность, аналитические документы к ней; передаточные, разделительные, ликвидационные балансы; сводные годовые отчеты об исполнении бюджетной сметы; отчеты по перечислению денежных сумм в государственные внебюджетные фонды; документы о переоценке основных средств и оценке стоимости имущества; годовые налоговые декларации.

Лицевые счета работников по расчету заработной платы и документы, подтверждающие применение льгот, подлежат хранению в течение 75 лет.

1С для торговли и складов

Автоматизация оптово-розничной и оптовой торговли, в том числе FMCG, работы торговых представителей, управления складами на «1С:Управление торговлей» и других системах. Ускорение отгрузки на складах с помощью радиотерминалов.

1С для магазинов

Автоматизация продуктовых и непродуктовых магазинов и розничных сетей Челябинска и Челябинской области на базе «1С:Розница» и других конфигурациях 1С. Поставка сканеров, весов, терминалов сбора данных и другого торгового оборудования. Автоматизация магазинов самообслуживания под ключ — от поставки оборудования до консультаций по технологиям работы. Для продуктовых магазинов мы рекомендуем «1С-Рарус: Торговый комплекс 8».

1С для бухгалтерского учета

У нас вы можете купить программу 1С для бухгалтерии, ведения налогового учета, сдачи регламентированной отчетности. Самый популярный выбор — «1С:Бухгалтерия». Обучение и консультации, помощь в закрытии месяца. Консультации, обучение пользователей ведению учета персонала и расчета зарплаты в программах 1С.

1С для управления финансами

Консультации по выбору подходящих программных продуктов для ведения бюджетирования (БДР, БДДС). Помощь в написании регламентов и построении работающей системы бюджетирования и казначейства.

1С для автоматизации отраслевого учета (общепит, автобизнес, аренда и другие отрасли)

Мы поможем выбрать и купить наиболее подходящее для вас решение на платформе 1С из огромного числа отраслевых тиражных продуктов партнеров фирмы «1С». Мы имеем большой опыт внедрения таких популярных отраслевых программ, как «1С-Рарус:Альфа-Авто», «1С:Общепит», «1С:Управление автотранспортом».

1С для производственных предприятий, комплексные решения

Главный программный продукт фирмы «1С» для автоматизации производства — это, конечно, «1С:Управление производственным предприятием». Мощная комплексная система ERP-класса содержит в единой конфигурации подсистемы оперативного, регламентного, финансового, кадрового и производственного учета. Для небольших производственных и сервисных компаний мы советуем «1С:Управление небольшой фирмой».

Аренда 1С

Современное облачное решение ИТ-задач. Пробовать можно бесплатно 14 дней.

Настройка, доработка и внедрение 1С

Мы поможем выбрать и купить нужную вам программу 1С, проконсультируем и сделаем необходимые доработки, обучим ваших пользователей работе в 1С. Мы работаем для клиентов в Челябинске и Челябинской области.

Термоэтикетки для принтеров и весов, чековая лента, сканеры штрихкода, терминалы сбора данных, POS-системы и другое оборудование

У нас вы можете недорого купить любое торговое оборудование, подключаемое к системе автоматизации. При этом мы не просто поставляем оборудование, но, в первую очередь, совместно с вами продумываем, как с его помощью будут решаться ваши конкретные задачи. Мы подключаем оборудование к 1С, настраиваем его, обучаем персонал правильному использованию, обеспечиваем своевременную поставку расходных материалов.

Может ли казенное учреждение в рамках своей учетной политики оставить журнал операций по санкционированию и вести данные операции отдельно от журнала по прочим операциям? Какие документы необходимо подшивать к журналу по санкционированию?

8 июня 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Так как никаких прямых запретов действующим законодательством не установлено, казенное учреждение вправе вести учет операций по санкционированию в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071). Первичным документом по учету операций по санкционированию расходов, прилагаемым к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), должна быть Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Решение о необходимости подборки и подшивки иных первичных документов к рассматриваемому в вопросе регистру бухгалтерского учета казенное учреждение принимает самостоятельно в рамках формирования учетной политики, исходя из графика документооборота и утвержденной номенклатуры дел.

Обоснование вывода:
Порядок применения форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ), п. 28 федерального стандарта «Концептуальные основы…», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), п. 11 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н)). Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Аналогичная норма содержится и в СГС «Концептуальные основы», и в Инструкции N 157н.
Наряду с указанными выше нормативными актами, в отношении обязательных к применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждения государственного сектора должны руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Методические указания).
Согласно п.п. 314, 318 Инструкции N 157н учет операций по санкционированию расходов ведется в регистре бухгалтерского учета, а именно, в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) на основании первичных документов (учетных документов) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики. В соответствии с положениями Методических указаний Журналы операций (ф. 0504071), в том числе и Журнал по прочим операциям (ф. 0504071), формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа. Нумерация таких регистров бухгалтерского учета устанавливается самим учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом каких-либо запретов о формировании нескольких Журналов по прочим операциям (ф. 0504071) нормативными документами не установлено. Казенное учреждение вправе принять решение об учете операций по санкционированию расходов обособленно от остальных хозяйственных операций — в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071).
Отметим, что перечень первичных учетных документов, прилагаемых к какому-либо из Журналов по прочим операциям (ф. 0504071), Методическими указаниями прямо не установлен. Более того, в п. 11 Инструкции N 157н и в нормах СГС «Концептуальные основы» дается подробное описание о систематизации и накоплении информации, которая должна содержаться в регистрах бухгалтерского учета. Однако рекомендованные формы первичных документов, которые должны прилагаться к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), также не поименованы.
По общему правилу, основанием для принятия бюджетных обязательств являются заключенные учреждением контракты, договоры, соглашения. Судебной практикой не выработано единого мнения по вопросу, является ли договор первичным учетным документом, или нет. До недавнего времени судебные инстанции указывали, что договоры не относятся к первичным учетным документам (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2015 N Ф06-23899/2015 по делу N А57-13648/2014, постановлением Верховного Суда РФ от 25.09.2015 N 306-АД15-9349 оставлено без изменения). Такой позиции суды придерживались до 2017 года, пока Верховный Суд РФ не вынес два противоположных акта, установив при этом, что гражданско-правовые договоры не относятся к документам бухгалтерского учета (Определение ВС РФ от 13.04.2017 N 304-АД16-18025), а в Определении ВС РФ от 25.04.2017 N 306-АД16-17822, вошедшем в Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 12.07.2017, — относятся. Поэтому, в связи с неоднозначностью ситуации в отношении отнесения контрактов (договоров, соглашений) к первичным учетным документам, унифицированной формой по учету операций по санкционированию расходов, прилагаемой к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), однозначно будет Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Решение о необходимости подборки и подшивки иных первичных документов к рассматриваемому в вопросе регистру бухгалтерского учета казенное учреждение принимает самостоятельно в рамках формирования учетной политики, исходя из графика документооборота и утвержденной номенклатуры дел.
Обратим внимание на то, что согласно п. 22 СГС «Концептуальные основы», п. 6 Инструкции N 157н, в целях организации и ведения бухгалтерского учета правила документооборота утверждаются субъектом учета в рамках формирования его учетной политики. В обновленной редакции п. 6 Инструкции N 157н прямо указано, что в составе учетной политики обязательно должны быть утверждены правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе график документооборота.
Соответственно, каждое учреждение госсектора имеет возможность самостоятельно для себя определить порядок формирования журналов операций и документов, прилагаемых к ним, исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна