Журнал для экономиста

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Оптимизация прибыли: выбор модели ценообразования

Считается, что для того, чтобы увеличить прибыль, компании должны в первую очередь наращивать объемы реализации продукции. А лучшим инструментом для увеличения объемов считается снижение цен на продукцию и предоставление различных скидок покупателям. Но при этом упускается из виду, что цель коммерческой организации — получить максимально возможную прибыль, а не просто реализовать продукцию. Выясним, действительно ли рост выручки является самым эффективным способом получить максимальную прибыль.

Гребенников А. А.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Как организовать финансовое бюджетирование на предприятии: пошаговая инструкция

Проанализируем общие принципы и методику внедрения системы бюджетировании в компании вне зависимости от ее размеров, штатной численности, оборота и специфики деятельности.

Дубоносова А. Н.

Специфика отраслевого бюджетирования: каждый год начинаем с нуля

Многие предприятия вынуждены практически заново каждый год формировать показатели своих бюджетов. Прежде всего это относится к компаниям, производящим не массовую продукцию или услуги, а работающих на основе отдельных заказов, объектов, договоров и т. д. Рассмотрим особенности формирования бюджетов «с нуля».

Гребенников А. А.

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

Денежные потоки медицинской организации

Как управлять денежными потоками медицинской организации? Как анализировать денежные потоки? Как улучшить финансовое состояние медицинской организации? Ответа на эти вопросы вы найдете в статье.

Красникова М. В.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Составляем управленческую отчетность на основе бухгалтерских данных

Управленческий учет так же важен, как и бухгалтерский, и включает в себя бюджетирование, прогнозирование, аналитику. В статье мы рассмотрим только один аспект данного направления деятельности — формирование фактического отчета P&L на базе бухгалтерской информации.

Сотникова М. В.

Отчеты по клиентам: Excel поможет

Поговорим о том, как оперативно подготовить отчеты о самых выгодных клиентах, используя Excel. Это решение поможет оперативно найти среди клиентов лидеров по объемам продаж и прибыли. Навыки программирования не потребуются, затраты времени минимальны. Отчеты сформируем «сводными таблицами».

Волкова В.

ПЕРСОНАЛ

Анализируем фонд заработной платы

Поговорим о том, как планировать фонд заработной платы, как выявить экономию (перерасход) фонда заработной платы и как проанализировать эффективность использования фонда заработной платы и трудовых ресурсов.

Дубоносова А. Н.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Модель стратегического планирования в индустрии быстрого питания

Успех компании зависит от выбранной стратегии развития и управления бизнесом. Приведем пример стратегии развития востребованной в наше время индустрии фастфуда на примере кафе быстрого питания.

Анисимова А.

Как строить и создавать стратегию компании под новые экономические условия?

Мы расспросили экспертов, нужно ли строить стратегию долгосрочного развития предприятия в современной нестабильной экономической ситуации, когда условия меняются каждый день и никто не знает, что будет завтра; какой должна быть работающая стратегия предприятия; отличается ли технология написания стратегии от сферы деятельности компании.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Вопрос — ответ

Нужно ли в ЖКХ пробивать чеки за 2019 г. по окончании моратория?

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Стратегия компании и сотрудника: как их объединить?

Чтобы бизнес был эффективным и работал успешно и долго, он должен иметь стратегию, в которую входит множество составляющих. При этом в общую стратегию компании нужно вписать сотрудников: они должны разделять миссию компании, ее цели, подходить по личностным и профессиональным навыкам. Тогда и компания будет идти в нужном направлении, и сотрудники будут довольны. Итак, как же объединить стратегию компании и ее сотрудников?

Боровков О.

The New Palgrave Dictionary of Economics (2018), 3-е изд., Представляет собой 20-томный справочник по экономике, опубликованный Palgrave Macmillan . Он содержит около 3000 статей, в том числе многие классические эссе из оригинального словаря Inglis Palgrave, а также значительное увеличение числа новых статей из предыдущих изданий наиболее выдающихся экономистов в этой области, среди которых 36 лауреатов премии Sveriges Riksbank Prize в области экономических наук в Память об Альфреде Нобеле . Статьи классифицируются в соответствии с кодами классификации Journal of Economic Literature ( JEL ) .

New Palgrave также доступен в онлайн-версии с . Интернет-контент добавлен к изданию 2018 года, и в будущем будет опубликовано 4-е издание под редакцией Дж. Баркли Россера-младшего , Эстебана Переса Кальдентеи и Матиаса Верненго. Первое издание называлось «Новый Пэлгрейв: экономический словарь» (1987), было идеализировано и отредактировано Джоном Итвеллом , Мюрреем Милгейтом и Питером Ньюманом как способ восстановления наследия известного словаря Инглиса Пэлгрейва. Он был опубликован в четырех томах, а второе издание под руководством Стивена Н. Дурлауфа и Лоуренса Э. Блюма было опубликовано в восьми томах. Оба обсуждаются в разделе ниже.

Доступ к полнотекстовым статьям для всех выпусков и обновлений после 2018 доступен онлайн по подписке, будь то организация, человек или человек через организацию.

Экономика является очень важным предметом изучения. Недаром, профессия экономиста в последние годы приобретает все большую популярность. Но другая сторона медали состоит в том, что с повышением числа дипломированных экономистов понизился их качественный уровень. Если раньше экономист по определению был профессионалом своего дела, то сейчас такое происходит, к сожалению, не всегда. Почему? Любой экономист должен повышать уровень своих профессиональных знаний. Мало быть просто выпускником учебного заведения и сотрудником с некоторым опытом работы. Нужно читать специальную литературу. Одним из таких необходимых источников является журнал Справочник экономиста. Это ведущий экономический журнал. В нем можно получить информацию об изменениях в области законодательства с комментариями, о различных юридических вопросах, о стандартах финансовой отчетности, о практических методах анализа и планирования, о вопросах ценообразования, оплаты труда, мошенничества на предприятиях и т. д. Чтобы быть более грамотным сотрудником, нужно читать журнал Справочник экономиста. В интернете к вашим услугам журнал Справочник экономиста онлайн. Это издание не только для экономистов, но и вообще для всех тех, кто по роду своей деятельности непосредственно связан с финансами. Аудиторы, бухгалтеры, юристы получат на страницах издания много полезной и практически значимой информации. Чтобы повысить эффективность своей работы, нужно скачать журнал Справочник экономиста, изучать его и применять то, что там написано. Все журналы Справочник экономиста станут отличным помощником в практической деятельности, а также помогут расширить и теоретическую базу.

В последние дни перед «выборами» меня одолевают смешанные чувства. С одной стороны, надежда и воодушевленность, порожденная громким голосом общества о том, что оно жаждет перемен. Мое глубокое убеждение — перемены крайне необходимы для развития страны. С другой стороны — нарастающее чувство тревоги. Когда в силу многих причин голос общества неприемлем для власти, становятся вероятны плохие варианты развития событий. Очень хочется надеяться, что такие варианты не реализуются.

О сегодняшней политической ситуации в Беларуси сказано уже много и с различных позиций. Но, на мой взгляд, недостаточно внимания в публичном пространстве уделено конфликту образов и стилей мышления. Он становится все более очевидным. И именно он может стать одной из предпосылок для плохих развязок сложившейся политической ситуации.

У верховных представителей сегодняшней власти, на мой взгляд, мышление находится в орбите концепции геополитического реализма. Эта концепция предполагает, что базовый элемент и сердцевина всех социальных отношений — государство. Одно из обоснований этого — посылка о перманентной пусть и не всегда видимой борьбе на международной арене. Ставка в этой борьбе для сильных мира сего — мировое господство. Те, кто послабее, имеют менее амбициозные цели, но вынуждены учитывать интересы больших игроков.

Участником такой борьбы может быть лишь государство, поскольку лишь оно может выражать некий национальный интерес. Соответственно, государство должно быть сильным (и в эту дефиницию можно вписать что угодно). В отношениях «гражданин — государство» последнее имеет безусловный приоритет. Ведь оно выразитель интереса национального, а не какого-то индивидуального (который при желании можно отождествить с эгоистичным).

Мышление, порождаемое геополитическим реализмом, зачастую полнится конспирологией, теориями заговоров, всевозможным расчетами и раскладами. В рамках такого мышления ничто не может произойти случайно или по воле конкретного человека. За всем обязательно стоит хитрый и коварный план геополитического врага или в лучшем случае недоброжелателя. И даже, если поступки совершают люди, которые никогда не задумывались о каких-то геополитических раскладах, это происходит не по их воле. Мол, просто их воля, сознание, мышление осознанно или неосознанно порабощены чужими интересами.

Когда слышу от адептов концепции аргумент наподобие последнего, я обычно задаю вопрос о том, почему они уверены, что лично их мышление и сознание не порабощено чужой волей. Сколь-нибудь убедительного ответа так ни разу и не довелось услышать. Обычно суть ответа в том, что концепция геополитического реализма верна так как она истинна, и тот, кто познал эту истину, не может заблуждаться.

В отношении геополитического реализма, как и любой другой социальной концепции, неуместны критерии истинности или ложности. Если в чьей-то голове она становится реальностью, то она становится — в результате их действий и поступков — реальностью и для других.

И чем больше у такой концепции адептов, тем более реальной и мощной она становится де-факто. Воображаемые заговоры порождают ответные, уже реальные и действительные.

Материализуясь, эта концепция становится вредной и разрушительной. Вирус геополитического реализма привел к катастрофическим последствиям в мировой истории, особенно в ХХ веке.

В период 1990—2010 гг. он несколько ослаб. Но даже в этот период адепты такого взгляда на мир были уверены, что это лишь иллюзия. Просто игра перешла на более высокий — элитарный — уровень, а все разговоры про расширение границ свобод, прав, сознания личности — мол, именно разговоры, для восприимчивых дурачков. Чтобы не отвлекать настоящих элитариев от настоящей игры.

В Беларуси этот вирус прижился постепенно и отчасти даже случайно. Но в последние десять лет — на фоне усиления геополитического реализма в мире — он стал активно прогрессировать. И на сегодня стал ключевым элементом обоснования существующего социального порядка в стране. Мол, в этом безрассудном, кишащем опасностями и угрозами злом мире только всепроникающее (а-ля сильное) государство может обеспечить сохранение Беларуси.

Элементы концепции и присущий ей стиль мышления используются не только властью. Кто-то проникается атмосферой и начинает искренне верить в то, что все происходящее в Беларуси — результат закулисной борьбы невидимых глазу режиссеров. Для кого-то — это удобный способ оправдать свои действия, движимые другими мотивами.

Означает ли постулируемая мной вредоносность геополитического реализма, что все угрозы, декларируемые ее адептами, являются выдумкой и их можно игнорировать? К сожалению, нет. Точнее не всегда.

Как указано выше, и как говорят социологи, если ситуация рассматривается кем-то как реальная, то она реальна по своим последствиям. Вирус геополитического реализма прочно укоренился, например, в России. И для Беларуси это действительно создает сильное внешнее давление. Например, втягивание страны в «углубленную интеграцию».

Но означает ли наличие геополитических угроз, что все происходящее внутри страны связано с ними? Означает ли, что на все общественные процессы нужно смотреть исключительно через призму геополитики? И здесь мой ответ однозначный — нет. На этом шаге очень важно отделить зерна от плевел.

Состояние белорусского общества и его настроения формировались на основе внутренней повестки, а не под каким-то мифическим влиянием извне. Большинством белорусского общества действительно долго поддерживалась идея «сильного государства» (здесь и далее опираюсь на данные опросов в рамках World Value Survey 1990—2018, результаты последнего из которых были опубликованы недавно). Но такое восприятие обществом роли государства отнюдь не диктовалось соображениями геополитического реализма или же его воздействием извне. Оно отражало внутренние — взгляд на модель взаимодействия индивида и общества — ценностные основания многих белорусов.

Примерно в 2014 г. эти ценностные основания стали изменяться. В обществе существенно усилился запрос на расширение личной свободы и ответственности за себя. В 2018 г. при распределении по 10-балльной шкале ответственности за обеспечение граждан между государством (1) и индивидом (10) 63% возлагают ответственность на индивида (сумма по оценкам от 6 до 10). В 2011-м таковых было лишь 22%.

Несмотря на долгую дискредитацию самого слова демократия в Беларуси, хорошей или очень хорошей демократическую политическую систему в 2018 г. назвали 87%. Общая оценка увеличилась по сравнению с предыдущими опросами не столь стремительно (72% в 2008 г., 85% в 2011 г.). Но при акценте на качество изменение велико: очень хорошей демократическую систему в 2008 г. считало лишь 19%, в 2011 г. — 33%, а в 2018 г. — 45%.

Конечно, на базе лишь этих вопросов не стоит переоценивать качественные изменения в белорусском обществе. Ценности и предпочтения белорусов остаются по многим характеристикам сильно разрозненными. Но наряду с другими прямыми и косвенными данными исследований считаю обоснованным утверждать, что значительная часть белорусского общества требует большей личной свободы и пересмотра ролей в отношениях гражданин-государство. Значительная часть общества считает важным иметь прозрачную и демократическую политическую систему.

В контексте текущей политической ситуации также важны еще два факта.

Во-первых, значительная часть общества не доверяет воздвигаемым декорациям демократии. В 2018 г. 57% оценило белорусскую политическую систему как недемократичную (сумма по оценкам от 1 до 5 по 10-балльной шкале и не имеющих ответа на этот вопрос).

На вопрос о том, как часто на выборах в стране честно подсчитываются бюллетени, ответ «очень часто» выбрало лишь 17%. Тех, кто полагает, что честный подсчет голосов происходит нечасто, не происходит вовсе, или не знают ответа на этот вопрос — 54%.

В международных сопоставлениях восприятия честности подсчета голосов Беларусь оказывается в шестом десятке из 76 стран, вблизи с такими странами как Боливия, Колумбия, Эквадор, Нигерия.

Во-вторых, белорусское общество не приемлет политического насилия. Тех, кто не может его оправдать ни при каких условиях — 64%. В сумме тех, кого можно назвать противниками политического насилия (сумма по оценкам его оправданности от 1 до 5 по 10-балльной шкале) — 91%.

В этом случае можно даже говорить не только о доминирующей позиции неприемлемости политического насилия, а о практически полном консенсусе в обществе по его неприятию.

Все указанные характеристики общества, их динамика и международные сопоставления, дают основания полагать, что образ и стиль мышления многих белорусов сегодня очень близок к образу и стилю мышления «усредненного» восточного европейца.

Не возьмусь его также тесно связать с какой-либо одной социальной теорией или концепцией, как в случае власти. Скорее, это синтез многих таких концепций. Важно, что базовым элементом такого мышления является человек, его интересы, потребности.

Компиляция этих интересов порождает представление об оптимальной модели отношений индивид — государство. И в рамках этого образа и стиля мышления остается мало место соображениям геополитического реализма.

Если через призму вышеописанного свести всё воедино, то мы получаем следующее представление текущей политической ситуации.

Власть в своем мышлении находятся в орбите геополитического реализма. В ее рамках право на сохранение своего положения не подвергается сомнению, а общество должно быть податливым и послушным. Особенно в свете геополитических угроз. И в этой орбите уже не столь важно, насколько реалистичны постулируемые геополитические угрозы, имеет ли место искренняя вера в них или же это просто сознательное введение в заблуждение.

Значительная часть общества мыслит в принципиально иной орбите. Люди хотят изменений модели взаимодействия индивид — государство. Содержание желаемых изменений, наверняка, очень сильно варьируется. Но мощным объединяющим мотивом является неприятие нынешней политической модели и конкретной персоналии, которая с ней отождествляется. Это результат естественной эволюции общества, никоим образом не связанный с каким-либо внешним вмешательством.

И это обитание в разных орбитах мышления, в разных измерениях порождает противостояние. Но это не противостояние внутри общества. Люди, как показано выше, готовы слышать друг друга. Готовы искать механизмы совместного сосуществования, несмотря на заметно отличающиеся ценности и предпочтения. Никто в белорусском обществе не приемлет политического насилия.

Противостояние в этом случае возникает между обществом и властью. Последняя вводит во внутриполитическую повестку внешнее измерение и абсолютизирует его. Мол, это не общество изменилось, это коварный недоброжелатель его возбудил. И борясь с общественными настроениями, власть борется с внешним влиянием. Ради блага этого самого общества, что оно — неразумное дитя — просто не осознает.

Но если угрозы самому существованию страны извне действительно реальны, то может быть стоит пренебречь интересами общества?

Утвердительный ответ на этот вопрос трудно принять или хотя бы понять.

Безусловно, нейтрализация таковых угроз — задача высочайшего порядка. Но нет никаких оснований утверждать, что ее решение невозможно без всепроникающего государства. Таковой тезис — лишь очередной выверт геополитического реализма.

Сами эти угрозы возникли во многом в связи с особенностями функционирования в Беларуси всепроникающего государства, подпитанного геополитическим реализмом с его схемами, раскладами и многоходовками. Переустройство политической системы в направлении расширения свобод личности усиливает правоспособность и субъектность граждан. Граждане своей страны (а не подданные) — наилучшая ее защита от любых внешних угроз.

Поэтому внешние угрозы не могут затмевать собой права общества на реализацию желаемых изменений политической системы. Это задачи одного порядка важности. Они могут быть решены в системе.

Значительная часть общества справедливо уверена в своем праве добиваться желаемых изменений. Причем подчеркнуто мирным и цивилизованным путем.

Власть существует в другом измерении (или убеждает в этом себя и других), в другой орбите мышления. Это дает якобы основания постулировать, что общество стало лишь инструментом в чужих руках. Поэтому в его отношении допустимы все методы, включая силовое подавление. Мол, ради вашего же блага мы вас будем бить, а спасибо скажете потом.

Конфликт образов и стилей мышления рисует нерадостную картину того, как могут развиваться события. В такой диспозиции не вызывает сомнений, что 10 августа будут объявлены традиционные результаты «выборов» (70+%). Но общество заведомо не верит в такие результаты и не сможет их принять. Оно действительно изменилось, и люди будут высказывать гражданский протест.

И вот тут, полагаю, с высокой вероятностью возникает патовая ситуация, найти хороший выход из которой будет сложно.

На первый взгляд представляется, что велика вероятность задействования властями насильственных методов подавления гражданского протеста. Ведь сам собой он не испарится. Причем в этом случае вроде бы логично превентивное задействование силовых методов (например, введение с 10 августа чрезвычайного положения, формальное обоснование для чего сейчас легко найти).

Но после еще одного шага рассуждений такое решение видится не столь вероятным.

Во-первых, вряд ли силовые методы смогут задушить гражданский протест в принципе. Возможно, удастся лишь заморозить его проявления на месяц или два. Скорее, в новом состоянии общества он будет трансформироваться в другие формы, децентрализованные в пространстве и растянутые во времени, которые невозможно будет подавить физически.

Это прямой путь к затянутому противостоянию между обществом и властью, с высокими рисками утраты управляемости во многих сферах.

Во-вторых, силовое подавление — это неизбежные проблемы в международной сфере. Кроме того, именно в этом случае все более реалистичными становятся внешние посягательства на суверенитет страны.

При масштабном, пускай даже задушенном протесте общества, международной изоляции, большом количестве инструментов давления со стороны России, противиться новой итерации «углубленной интеграции» будет крайне сложно. А ведь именно это позиционируется сегодня как ключевой тезис для сохранения действующей власти.

Если страна со следующей недели войдет в этот пат, то, боюсь, он окажется затяжным. И если кто-то лелеет надежды им управлять или хотя бы направлять, то вряд ли им будет суждено оправдаться.

Более вероятно, что исход определит цепь случайных, никем неконтролируемых и непредсказуемых событий. И пока ситуация развивается именно в этом русле.

И здесь я хочу обратить внимание на альтернативный гипотетический сценарий, который сегодня видится как стоящий за гранью научной и ненаучной фантастики. Я практически не допускаю, что он может быть реализован в ближайшие дни. Но если воронка пата будет засасывать страну, то из фантастического этот сценарий быстро может превратить в единственно приемлемый. И что очень важно, этот сценарий исключительно белорусский и практически исключает вероятность какого-либо внешнего воздействия.

Краткая его суть. Согласованный в результате переговоров представителей общества и нынешней власти переходный этап к новой политической системе, который впоследствии будет закреплен в новой Конституции. Предпосылкой для таких переговоров является решение в соответствии со ст. 79 Избирательного кодекса о признании выборов недействительными (оснований для чего уже множество).

Персональный состав участников таких переговоров может быть определен достаточно просто. В Беларуси не так много людей, которые имеют высокий общественный авторитет и олицетворяют собой значимые в масштабах общества интересы. Полагаю, что сегодня в белорусском обществе есть всего около десяти человек, в той или иной степени удовлетворяющих таким критериям. Поэтому вряд ли будет трудно выработать процедуру для визуализации этих людей.

Само собой, что люди из этого списка, находящиеся сегодня в заключении, должны будут быть освобождены (как и все другие заключенные по политическим мотивам). В свою очередь, десять человек из состава нынешней власти могут быть определены решением Лукашенко.

Предмет переговоров — согласование понятных и прозрачных для общества механизмов выработки новой Конституции, выработка плана общих действий в течение переходного этапа, персональный состав переходного правительства, состоящего из представителей нынешней власти и других политических сил.

Хоть перечисленное выше дает ответы на многие вопросы принципиального характера, часто камнем преткновения становится вопрос о личностях. В таком контексте неизбежно встанет вопрос о персоне-гаранте переходного этапа (согласованной на переговорах кандидатуре президента до вступления в силу новой Конституции). Очень важно, чтобы такой человек имел широкую общественную поддержку, был для общества символом надежды и доверия.

За последние два месяца такой человек в Беларуси появился. Ее зовут Светлана Тихановская.