Защита прав детей в Германии

Об ограничении и лишении родительских прав в отдельных странах ЕС

4. Германия

4.1 Законодательство об охране детства

Во второй половине 20 в. больше внимания стало уделяться не защите ребенка, а правам детей. Кроме всего прочего, это произошло под влиянием Статей 5 и 8 Европейской Конвенции о правах человека. Не менее важную роль в вопросах защиты несовершеннолетних сыграли и другие договоры, среди которых можно отметить Конвенцию ООН о правах ребенка от 1989 г., которая к настоящему времени вступила в силу в большинстве европейских стран. В 1980-е годы в европейском прецедентом праве появляются четкие положения о том, что всеобщие права человека в равной степени относятся как к взрослым, так и к детям. После того как внимание общественности стало в большей степени уделяться защите интересов ребенка, прецедентное право (а теперь и законодатели) все больше регулируют вопросы защиты прав ребенка.

Перемены в общественном мнении и, в частности, взглядов на помощь привели последнее время к внесению изменений и дополнений в законодательство о защите несовершеннолетних в Германии; кроме того, в настоящее время в этой стране идет работа по подготовке целого ряда законов.

Суть обсуждаемой проблемы можно сформулировать следующим образом: в чем состоит задача органов государственного управления в случае если родители не исполняют (или не могут исполнять) должным образом своих обязанностей по отношению к своим детям, и на каких основаниях государство может вмешиваться в семейную жизнь и личные дела родителей и детей (обоснование вмешательства государства в семейную и частную жизнь родителей и детей)? Как вопросы защиты детей и молодежи регулируются в разных европейских странах? Какие «требования» заложены в договорах относительно защиты детей и молодежи? При разработке данной проблемы необходимо разобраться со следующими вопросами:

  1. Соотношение прав родителей и прав детей.
  2. Кризисные ситуации, например, в случае, если ребенок убежал из дома.
  3. Профилактические меры, к примеру, обязательная регистрация определенных фактов.
  4. Составление перечня групп риска.
  5. Процессуальные права родителей, детей и третьих сторон.
  6. Право на запрос и право на обжалование, имеющееся у родителей, детей и третьих сторон.

В Германии значительное внимание уделяется п. 3. Связанные с этим вопросы интересуют, прежде всего, судебные власти, а уже затем решения судов находят свое отражение в законодательстве. Ответственность государства за своевременную помощь семьям, у которых не все благополучно с воспитанием детей, потребовала комплексной переработки законодательства, в частности публичного и гражданского права, и реорганизации органов по работе с молодежью. Было проведено укрупнение и усиление соответствующих государственных и частных организаций, занимающихся профилактикой в этой области.

4.2 Опека детей в Германии

а) В статье 6, часть I Конституции (Основного Закона) Германии говорится, что брак и семья находятся под особой защитой государства. Понятие «семья» охватывает отношения между родителями и их детьми. Это следует понимать, прежде всего, как конституционную «гарантию института» и как выражение основополагающей ценности, записанных в публичном и частном праве. Более того, это следует понимать как право государства принимать меры, идущие во благо браку и семье.

В соответствии с Частью II Статьи 6 забота и воспитание детей являются естественным правом и первейшей обязанностью родителей. Считается, что это не только конституционная основа принципа, в соответствии с которым главнейшими являются интересы ребенка, но и барьер на пути вмешательства государства.

б) Основным источником семейного законодательства Германии является Четвертая Книга Гражданского кодекса, состоящая из четырех глав. Первые три это «Гражданский брак», «Семейные отношения» и «Опека». Однако многие вопросы регулируются, в основном, прецедентным правом, в частности, подробное описание процедуры получения прав на опеку.

в) Особое значение имеет Закон «О детях и молодежи», являющийся Восьмой Книгой Кодекса социального обеспечения. В соответствии с этим законом в каждом сельском районе и в городах с населением минимум 60 тыс. человек создается специальный орган с широкими полномочиями по делам детей и молодежи, имеющих общественную значимость. В состав данного органа входит совет по делам опеки, занимающийся различными вопросами внешкольного образования детей и детскими приютами.

4.3 Родительская опека

а) Если раньше в Гражданском кодексе признавалась и регулировалась «родительская власть», то сегодня родители осуществляют «родительскую опеку». Эти терминологические изменения являются отражением сути современного принципа, в соответствии с которым главное значение имеют «интересы ребенка», а также то, что необходимо учитывать возрастающую способность ребенка действовать самостоятельно.

При всем том, что по гражданскому законодательству родительская опека, как абсолютное право, защищена от вмешательства третьих сторон, представляется, что в равной степени в ней присутствует понятие обязанности родителей перед своим ребенком.

б) Родительскую опеку законного ребенка осуществляют оба родителя. В случае разногласий по поводу обучения ребенка и других вопросов, касающихся его жизненных интересов, каждый из родителей может обратиться в Суд по делам опеки. Однако последний обладает ограниченными правами на вмешательство. Он не имеет права принимать решения за родителей, но может лишь определить, за кем из них остается последнее слово. Применительно к родительской опеке в законе проводится различие между личными и имущественными интересами ребенка. «Личная опека» предусматривает право и обязанность заботиться о ребенке, решать вопросы его/ее образования и определять место жительства. Определение имени ребенка также входит в сферу личной опеки. По специальному закону в 14-летнем возрасте ребенок уже может самостоятельно решать вопросы, связанные с религией.

в) Родители обязаны также заботиться об имуществе ребенка. На свое собственное содержание и на содержание детей родители могут использовать только доходы от имущества ребенка, если они не требуются для должного управления имуществом или для обеспечения ребенка, и если эти доходы равны доходам от имущества всех членов семьи. Особо важные законные сделки, заключаемые от имени ребенка, например, продажа недвижимости, требуют разрешения со стороны суда по опеке.

Внебрачный ребенок находится исключительно под родительской опекой матери, а отец не имеет никаких прав по опеке. Однако Федеральный конституционный суд вынес постановление, в соответствии с которым следует считать неконституционным исключение совместной опеки со стороны отца и матери после установления законнорожденности, когда родители проживают вместе с ребенком и оба желают выполнять родительские обязанности.

По желанию незамужней матери законным опекуном ребенка может стать государственный орган по делам молодежи. Его задача сводится, главным образом, к обеспечению прав и интересов ребенка в вопросах определения отцовства, содержания и наследования. После объединения Германии мать внебрачного ребенка в Восточной Германии сохраняла за собой право на осуществление полной родительской опеки, которое было у нее в соответствии с прежним Семейным кодексом. Ограничения, устанавливаемые Гражданским кодексом, в данном случае не действуют. Две основные задачи предстоящей переработки Закона о родителях и ребенке предусматривают изменение системы законного попечительства, которую нередко критикуют как ненужное государственное вмешательство, и улучшение законодательного положения отца незаконнорожденного ребенка.

Если личное благополучие или имущественные интересы ребенка находятся под угрозой, то суд по опеке обязан принять все необходимые меры по их защите. В крайнем случае родителей могут полностью или частично лишить прав на родительскую опеку. Подробный перечень дополнительных полномочий органа социального обеспечения молодежи приводится в Законе о детях и молодежи, принятом в 1990/91 гг. Однако вмешательство ограничивается действительно необходимыми мерами.

4.4 Опека после развода

После развода семейный суд также решает, кто из родителей будет осуществлять опеку над детьми. В данном случае право на опеку устанавливают исключительно исходя из соображений обеспечения благополучия ребенка. Если родители пришли к согласию и вместе предлагают решение проблемы опеки, семейный суд, как правило, принимает соответствующее решение. Однако он может принять и иное решение, если этого требует благополучие ребенка или когда предложение родителей противоречит пожеланиям ребенка, достигшего 14-летнего возраста. При рассмотрении характера благополучия, которое требуется ребенку, суды обычно руководствуются принципами, в соответствии с которыми:

    как правило, ребенок передается на попечительство тому из родителей, который может обеспечить наилучшие возможности для развития ребенка;

    необходимо сохранить прежние условия жизни ребенка;

    разделение братьев и сестер обычно нежелательно. В подавляющем большинстве случаев право опеки получает один из родителей. В Гражданском кодексе недавно появилось положение о совместной опеке. Суды приветствуют совместную опеку, но только в том случае, если оба родителя выражают готовность к сотрудничеству. Вопросы совместной опеки подробно расписаны в законодательстве, действует также и прецедентное право.

4.5 Личное общение

Родитель, лишенный права личной опеки, тем не менее, сохраняет право на личные встречи со своим ребенком. Он или она может также требовать информацию о состоянии ребенка, если это касается благополучия последнего. Решение суда о личном общении может выполняться путем применения гражданско-правовой санкции к другому родителю. Бабушки и дедушки, а также иные лица не имеют права на личное общение.

4.6 Лишение родительского права на воспитание

а) Если физическое, психическое или эмоциональное состояние ребенка подвергается серьезному риску, или ему угрожает полная заброшенность из-за того, что родители не занимаются должным воспитанием, или из-за неисполнения обязанностей или ненамеренной неспособности родителей исполнять свои обязанности в отношении ребенка, а также если родители не хотят или не могут предотвратить опасность для благополучия ребенка, суд по делам опеки принимает все необходимые меры для предотвращения такой опасности.

Суд по опеке принимает решение о попечении и воспитании отлученного от родителей ребенка, если это становится необходимым из-за того, что ребенку или молодому человеку грозит заброшенность со стороны родителей или от него на самом деле отказались. Однако по закону (Конвенция о правах человека) попечение и воспитание отлученного от родителей ребенка допускается вне семьи только в том случае, если других способов помощи в воспитании ребенка больше нет.

Попечение и воспитание отлученного от родителей ребенка может осуществлять вышестоящий орган по делам детей и молодежи. В этом случае официальный орган защищает право родителей на воспитание ребенка или молодого человека в той степени, в какой это необходимо для развития ребенка.

В соответствии с Гражданским кодексом «Родителей можно лишать права на воспитание и опеку, если физическое, психическое или психологическое благополучие или имущество ребенка находятся под угрозой вследствие

    злоупотребления правом родительской опеки;

    неисполнения обязанностей в отношении ребенка;

    безответственной неспособности родителей;

    плохого поведения третьей стороны,

и если родители не хотят или не могут предотвратить опасность, то суд по опеке может лишить родителей права на воспитание и опеку, и принять все необходимые меры для устранения этой опасности.»

б) В данном положении благополучие ребенка рассматривается в качестве единственной и важнейшей причины для лишения родителей права на воспитание и опеку. Ответственность родителей за то, что они поставили под угрозу благополучие ребенка, играет всего лишь незначительную роль. Благополучие ребенка это единственная вещь, ради которой и принимается обсуждаемая мера, и поэтому его учитывают прежде любых других условий и последствий. Санкции применяются исключительно в интересах ребенка и не направлены на осуждение родителей. Поэтому суд по опеке имеет возможность выбирать из целого ряда разнообразных условий лишения родителей родительских прав и принимать самые разные решения. Таким образом, суд не обязан судить о личной ответственности представших перед судом родителей (родителя). Это происходит только в случае наличия доказательств очевидности злоупотреблений своими правами и неисполнения обязанностей в отношении ребенка. Но если личную ответственность доказать не удается, судья в любом случае имеет право вынести решение по поводу безответственной неспособности и, соответственно, не прибегать к моральному осуждению представших перед судом родителей (родителя), которые и без того могут пострадать в будущем вследствие несложившихся отношений со своим ребенком.

в) В законодательстве отсутствует описание юридических последствий, но говорится только о лишении родительских прав; однако приемлемая мера такого лишения определяется в суде. Поскольку родительское право на воспитание и попечение включает в себя массу различных прав, судья может вынести решение о принятии только таких мер, которые уместны и достаточны для исправления ситуации в плане воспитания и попечения. К примеру, судья может лишить родителей (родителя) права на родительскую опеку. Вынесение такого ограниченного решения обеспечивает его конституционность по целому ряду аспектов, в частности, принципа пропорциональности, как части принципа законности. В этой связи каждое разбирательство в суде опеки вопроса о праве родителей на опеку должно производиться с учетом принципа пропорциональности.

Это означает, что для предотвращения или недопущения опасности нельзя принимать более строгие, чем это абсолютно необходимо, меры. Ребенка могут отделить от родной семьи только если более мягких мер для предотвращения опасности оказывается недостаточно; иными словами, если дополнительное обучение в интернате или терапевтическая помощь в рамках системы социального обеспечения молодежи не позволяют избежать отделения ребенка от родителей. Далее, родителей могут лишить права на самостоятельное воспитание своего ребенка только в случае если это абсолютно необходимо для предотвращения опасности.

Поэтому в соответствии с конституцией здесь требуется особое законное основание. Функция государства в вопросах опеки имеет — конституционное — ограничение в виде исключительного права родителей на воспитание, но в то же время государство обязано защищать право ребенка на нормальное развитие, если такое развитие не обеспечивается родителями., В частности, если отделение ребенка от семьи становится необходимостью, то выполнять соответствующие распоряжения суда по делам опеки обязаны государственные органы по делам детей и молодежи. В этом случае такие органы оказывают помощь в воспитании ребенка в приемной семье или в детском доме.

При этом делается все возможное для того, чтобы воспитание в приемной семье осуществлялось на добровольной основе. Здесь также играют роль и следующие соображения: органы по делам детей и молодежи предлагают свое содействие в вопросах образования, терапии и в оказании иной бесплатной помощи для предотвращения опасностей или недопущения остановки в развитии молодого человека; сотрудничество на основе партнерства с родителями и молодыми людьми. Если, однако, для защиты права на нормальное развитие не удается избежать вмешательства суда по делам опеки, то, как того требует Конституция, вместо мероприятий по обеспечению заботы и воспитания изъятого из семьи ребенка такое вмешательство возможно только в соответствии с Законом о родительской опеке (может быть частью Гражданского кодекса)

С позиций юридического толкования данного принципа судья обязан рассмотреть, на любом этапе слушаний, какая мера с точки зрения законных прав всех участников судебного разбирательства — родителей и ребенка — будет наименее обременительной с учетом их конституционных прав. Во-вторых, меры, принимаемые по отношению к родителям, должны быть в достаточной степени пропорциональными. Пропорциональность является достаточной, если выгоды в смысле благополучия ребенка, являющиеся следствием принятого решения, сравнимы с правовым и фактическим ущербом для родителей в результате потери ими права на воспитание и опеку ребенка.

С учетом того, что в Конституции Германии права родителей относятся к числу наиболее значимых основных прав, суды вынуждены ставить высокие барьеры перед государственными органами, желающими изъять ребенка из его родной семьи. До того как суд по делам опеки выносит окончательное решение о лишении родителей родительских прав, полностью или частично, он тщательно изучает все меры, которые орган по делам детей и молодежи уже предпринял или предлагает суду на утверждение. Поэтому орган по делам молодежи должен представить суду все что было сделано или планируется сделать по данному случаю на благо ребенка, а также для сохранения родителями возможности и дальше проживать вместе со своим ребенком, или какие меры следует предпринять для обеспечения возврата ребенка в свою семью.

Исходя из этого, можно предположить, что орган по делам молодежи может предложить на рассмотрение суда целый комплекс мер для осуществления профессионального вмешательства на благо ребенка. Соответственно, имеется ряд социально-педагогических мер, которые должны быть предприняты, и которые родители и ребенок имеют право потребовать. Этот набор мер должен быть представлен суду по делам опеки заранее, и только после их тщательного изучения суд может вынести какие-то решения, ограничивающие права родителей.

4.7 Юридические последствия лишения или ограничения прав на родительскую опеку

а) Если суд по делам опеки выносит решение о запрете родителям заниматься теми или иными вопросами воспитания ребенка, то последнему назначается попечитель: если, к примеру, родителям запрещается по закону, из соображений защиты ребенка, осуществлять какие-то юридические действия, например, определять место жительства ребенка.

Орган опеки обязан предложить суду по делам опеки кандидатуры лиц, способных выступать по отдельным вопросам в качестве индивидуальных опекунов или индивидуальных попечителей. Далее этот орган обязан участвовать в контроле за процессом опекунства, осуществляемого отдельными опекунами и отдельными попечителями. Такой контроль осуществляется для обеспечения выполнения ими законодательно установленных обязательств в соответствии с положениями других законов (например, гражданского кодекса). По мере возможности, вместо такого контроля желательно проводить регулярные консультации между отдельными опекунами и попечителями и органом по делам детей и молодежи.

Суд по делам опеки может также назначить в качестве опекуна или государственного попечителя и сам орган по делам детей и молодежи.

4.8 Последующая помощь суда по делам опеки

Орган по делам детей и молодежи обязан сотрудничать с судом по делам опеки, к примеру, в вопросах организации добровольного участия родителей в воспитании при любом устройстве ребенка, даже в тех случаях, когда ребенок был усыновлен или находится на воспитании в приемной семье. Таким образом, предметом решения или постановления суда по делам опеки становятся все аспекты, имеющие существенное значение для благополучия ребенка, в частности, вопросы образования. Данная функция сотрудничества с судом по делам опеки называется помощью суду со стороны органа по делам детей и молодежи. Это касается случаев, когда, к примеру, суд по делам опеки или сам орган по делам детей и молодежи не в состоянии найти подходящего индивидуального опекуна.

4.9 Коллективная опека

Вместо индивидуальной опеки, воспитанием и опекой ребенка может заниматься ассоциация, если в составе ее членов имеются лица, профессионально подготовленные для осуществления данной функции.

Этот обзор будет интересен родителям — настоящим и будущим, тем кто уже воспитывает детей или только задумывается о создании семьи.

Решили ли вы вернуться на работу или учебу после рождения ребенка или просто считаете, что пришло время вашему ребенку побольше бывать в обществе сверстников — поиск приемлемого варианта присмотра за детьми или организации их досуга – дело хлопотное и волнительное. Доверить чужому человеку свое чадо всегда сложно психологически, а в Великобритании это еще и очень накладно в финансовом плане.

Наиболее распространенные варианты платного ухода и присмотра за дошкольниками и детского досуга:

Childminders – предприниматели, работают в основном у себя на дому, иногда с помощником, берут на воспитание обычно нескольких детей – от рождения до 8 лет. Регистрируются и проверяются в Оfsted. Registered childminder имеет право одновременно работать с 6 детьми до 8 лет, включая 3 детей до 5 лет и одного младше года. Регистрация в Оfsted гарантирует, что сhildminder прошел необходимый курс по уходу за детьми и по первой помощи, а также проверен CRB (Criminal Records Bureau). Если сhildminder работает с детьми старше 8 лет, то регистрация в Оfsted не требуется. Обычно сhildminders предлагают гибкий график, могут отводить и забирать детей из школы или игровых групп. Стоимость – не ниже национального зарплатного минимума в час.

Day nurseries – аналог ясли — сада, заботятся о детях с 6 недель до 5 лет. Обычно работают с 8 до 6 в рабочие дни. Стоимость £80 до £120 в неделю (25 часов).

Nannies – няни, работают на дому у нанимателя, присматривают только за детьми из одной семьи. При этом родители считаются работодателями няни и отвечают за уплату ею подоходного налога и страховых взносов. Стоимость £280 — £500 + National Insurance + подоходный налог. Няни могут в добровольном порядке зарегистрироваться в Ofsted.

Au pair – обычно это студенты из безвизовых стран, которые живут в семье, помогают по хозяйству и с детьми (до 30 часов в неделю). Стоимость — £70 — £85 в неделю на карманные расходы, предоставление жилья и питания.

Playgroups – это некоммерческие организации на базе волонтерских организаций или местного самоуправления. Стоимость от £3 до £9 за одно посещение.

Дети с трех до четырех лет имеют право на 15 часов бесплатной childcare в неделю (это может быть nursery, playgroup или даже childminder) через Nursery Education Grant. Всю информацию об этой услуги можно найти в Children’s Information Services (CIS).

http://www.childcare.co.uk/ — ассоциация сhildminders

http://www.pacey.org.uk/ — ассоциация сhildminders

https://www.moneyadviceservice.org.uk/en/articles/childcare-costs — калькулятор расходов на уход за детьми

О компенсации расходов по уходу за детьми

Работающие родители имеют право на неоплачиваемый отпуск — parental leave – 18 недель в общей сложности до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет (но не более 4 рабочих недель в год на каждого ребенка). Родители обязаны уведомить работодателя не менее, чем за 21 день до даты предполагаемого отпуска и по требованию работодателя представить свидетельство о рождении ребенка. Это право не распространяется на категорию worker – работников агентств и контракторов.

Женщины, имеющие детей, могут рассчитывать на гибкий график работы (он включает в себя работу неполный день, гибкий почасовой график, работу только во время школьного года, работу на дому). Женщины могут попросить работодателя о гибком графике, но это право работодателя – предоставлять его или нет. На установленный законом гибкий график могут рассчитывать женщины, отработавшие на своего работодателя не менее 26 недель. После получения вашего заявления работодатель обязан в течение 28 дней назначить вашу встречу с представителями HR-департамента по этому вопросу и в течение 14 дней принять решение. Если вам отказано в гибком графике, вы имеете право обжаловать это решение работодателя.

Здесь вы можете найти информацию о tax credits и компенсации ваучеров работодателем расходов по уходу за детьми:

В английских законах не прописан минимальный возраст, до которого нельзя оставлять ребенка одного. Тем не менее, если вы поставите жизнь и здоровье ребенка под угрозу, оставив его одного, это будет считаться нарушением закона и причиной для социальных служб изъять ребенка из семьи.

Факторы, которые следует учитывать, когда оставляешь ребенка одного:

Возраст ребенка

Уровень зрелости и понимания

Место, где ребенок остается один

Как долго и как часто ребенок остается один

Есть ли в это время с ребенком другие дети

Например, большинство родителей могут спокойно оставить 16-летнего ребенка дома одного вечером, но оставить его одного на неделю будет считаться правонарушением.

Организация National Society for the Prevention of Cruelty to Children не рекомендует оставлять детей до 12 лет дома одних, до 16 лет оставлять ночевать дома одних, и маленьких детей не рекомендуется оставлять без присмотра совсем.

Что важно помнить, когда оставляешь ребенка одного:

Оставить ребенку контактный номер телефона и быть постоянно на связи

Предварительно обсудить с ребенком вопросы безопасности в доме

Запретить ребенку открывать двери незнакомым людям

Дать ребенку четкие инструкции, что делать в экстренных ситуациях и дать телефоны экстренных служб

Оставить ребенку телефоны других взрослых, к которым можно обратиться в экстренных ситуациях

Убедиться, что ребенок не боится оставаться один, сказать точное время, когда вы вернетесь.

Если вы выбираете няню для своего ребенка, то вам помогут эти советы:

Доверьтесь своим инстинктам – если у вас есть сомнения, лучше не нанимайте эту няню

Попросите не менее двух рекомендаций и пообщайтесь с этими людьми

Прислушивайтесь к своему ребенку, если он жалуется на няню

Старайтесь нанимать только чайлдмайндеров, имеющих официальную регистрацию

О других причинах изъятия детей из семьи:

В законодательстве Великобритании предусмотрено наказание родителей, которые халатно относятся к посещению их детьми школы (это касается детей в возрасте от 5 до 16 лет). Штраф за систематические пропуски занятий составляет 60 фунтов, если заплатить в течение 28 дней и 120 фунтов, если позже. Также штрафом будут наказаны родители, разрешившие своим временно исключенным из школы детям появиться в общественных местах.

Подробнее об этом:

Органы местного самоуправления имеют полномочия обеспечить посещаемость детьми школы. В том числе выписать родителям: Parenting Order (предписание посещать родительские курсы и обеспечить посещаемость школы ребенком), Education Supervision Order (если Сouncil считает, что родители не справляются с воспитанием ребенка, то в помощь родителям назначается супервайзер), School Attendance Order (предписание обеспечить посещение ребенком школы, если ребенок не записан ни в одну школу), предписание о штрафе. Также Сouncil может инициировать судебное преследование родителей (штраф – до 2500 фунтов, общественные работы или тюремный срок на срок до 3 месяцев).

Именно так произошло с семьей Сатерлэнд в нашумевшей истории об их несанкционированном школой отпуске в Греции:

Слово (bullying) сложно перевести на русский язык одним словом, но это не значит, что в российских школах этого явления нет. Самый близкий аналог в русском языке – это «издевательство» или «травля». В Великобритании борьбе с этой проблемой уделяется большое внимание как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций. Существует масса организаций, куда можно сообщить о школьном буллинге и получить поддержку:

К буллингу относится как прямое физическое насилие, так и психологическое (если ребенка обзывают, унижают, дразнят или намеренно игнорируют, угрожают или запугивают, распускают слухи). Не важно, где это происходит – в школе, на улице или он-лайн, родители могут обратиться к школьной администрации или в полиции по поводу буллинга.

У родителей есть право перевести своего ребенка на домашнее образование (home schooling), предварительно уведомив Местный Совет и школу, которую ребенок сейчас посещает. Представители Совета будут проверять как проходит обучение на дому, если они будут не удовлетворены, то родителям будет выдан School Attendance Order.

Возраст, когда наступает уголовная ответственность в Англии и Уэльсе – 10 лет. За правонарушения, в том числе анти-социальное поведение, ребенку будет выдан Ордер о комендантском часе — Local Child Curfew или Child Safety Order (ребенок будет находиться под наблюдением команды из представителей полиции и местного самоуправления), а родителям будет выдано предписание участвовать в родительских программах и заключить родительский договор (где оговорено, что родители и дети должны и не должны делать).

Подростки старше 16 лет в Великобритании имеют многие права совершеннолетних:

С 16 лет можно жить отдельно от родителей (правда социальные службы могут поместить в этом случае под опеку), арендовать жилье (взрослый должен выступать гарантом), вступать в брак (требуется разрешение родителей), пить пиво или сидр в пабах или кафе (правда не разрешается покупать алкоголь), получать пособия, работать полный рабочий день и зарабатывать не меньше минимума, установленного законом.

Активность социальных служб Великобритании печально знаменита во всем мире. Число изъятых из семей детей растет год от года. На 31 марта 2013 года количество детей, находящихся под опекой достигло 68110 человек (60 человек на 10000 детей), а за год до этого число таких детей было 67080 (59 из 10000). Нередки случаи, когда представители социальных служб и полиции изымают младенцев прямо в родовой палате госпиталя, с формулировкой «possible emotional abuse” со стороны матери. Основными причинами изъятия статистика называет «neglect” и «emotional abuse”. Чрезмерная любовь тоже может стать причиной изъятия детей из семьи.

Например, 5 детей, страдающих ожирением, были изъяты из семей, где родители их перекармливали.

Еще немного фактов о работе социальных служб в Великобритании:

Причем это происходит и с родителями-гражданами других государств, находящимися на территории Великобритании. Осенью 2013 года произошла нашумевшая история об изъятии только что рожденного ребенка у гражданки Италии, а правительство Словакии после нескольких случаев изъятия детей из семей словаков обратилось с требованием к социальным службам Британии с требованием ставить в известность посольство, прежде чем предпринимать какие-либо действия в отношении граждан этой страны.

Родители, у которых изъяли детей по решению секретных судов, получают предписание не контактировать с ребенком и не разглашать информацию о своем родительстве.

После приватизации многих социальных сервисов, в том числе системы опеки и усыновления, социальная помощь стала прибыльным бизнесом. Местные власти получают из бюджета 13000 фунтов за каждого изъятого ребенка, частные агенства по опеке и усыновлению – 27000 за каждого устроенного в приемную семью ребенка, частные детские дома – до 7000 фунтов в неделю на ребенка, а опекуны, осуществляющие fostering около 400 фунтов в неделю на каждого ребенка. Второй причиной этого явления эксперты называют targets – целевые показатели, которые государственные и муниципальные служащие должны достичь во что бы то ни стало, от этого зависит финансирование отдела в целом и персональные бонусы. А целевые показатели растут год от года.

Между тем, по статистике, около 50 детей, находящихся под опекой, умирает по разным причинам каждый год. А воспитанники из приемных семей имеют высокие шансы оказаться в местах заключения (25% заключенных прошли через care system), заняться проституцией и распространением наркотиков (50% и 80% соответственно).

В интернете есть свидетельства, что социальные службы Британии заинтересованы в изъятии детей из восточно-европейских семей. Stop Forced Adoptions in the UK – так называется организация, возглавляемая Яном Джозефсом:

Вместе с тем, социальные службы Великобритании проводят немало полезной работы, несмотря на перегруженность, необходимость соответствовать многочисленным правительственным целевым показателям и бюрократическую отчетность.

Фильм о работе социальных служб можно посмотреть здесь:

Полезные ресурсы:

Делитесь своим опытом и советами в комментариях

Читать ещё

Постшкольное образование и университеты в Великобритании

Университеты Великобритании являются брендом, известным на весь мир. Но для многих местных жителей они недоступны. Поэтому многие выпускники британских школ выбирают профессионально-техническое образование

Снять жилье в Великобритании

Снять квартиру в Великобритании можно самостоятельно или через агентство. Самостоятельно можно найти квартиру через газеты и на веб-сайтах.

Насилие в семье и Вид на жительство Великобритании для жертв домашнего насилия

Для того чтобы получить вид на жительство в Великобритании как жертва домашнего насилия, вы должны заполнить заявление на сайте UKBA. До того, как ваше заявление не будет принято, вы по прежнему не имеете права доступа к public funds.

О немецкой ювеналке — Jugendamt. Что это такое, чем занимается, статистика отъёма детей в Германии, причины разлучения ребёнка с семьёй.

Вопросы про немецкую «ювеналку” мне задавали не раз. В основном, просили подтвердить или опровергнуть различные страшилки, которыми в последнее время щедро потчуют все виды средств массовой информации. Так что статья на эту тему, что называется, назрела.

Сразу хочу сказать, что я не буду в этой статье говорить о ювенальной юстиции в Германии. Сугубо юридически, термин «ювенальная юстиция” означает «юношеское право”. Это подраздел судебного права, который занимается малолетними преступниками. Если шестнадцатилетний подросток украл что-то в магазине и на него завели дело, то он попадает в руки ювенальной юстиции. Я так понимаю, это совсем не то, что волнует читателей.

Jugendamt

Здесь мы поговорим о Jugendamt — ведомстве по делам молодёжи в Германии. Именно этот орган власти заведует воспитанием немецких детей. И именно его имеют ввиду, когда рассказывают о «зверствах немецкой ювенальной юстиции”. Сначала немного фактической информации: что это вообще такое и чем оно в Германии занимается.

Согласно немецкому закону о правах и защите детей и закону борьбы с беспризорностью, каждый район или город имеет ведомство по делам молодежи. В каждом городе этот орган может называться по-разному, как-то: «Ведомство детей, юношей и семьи”, «Отдел юношества и социального воспитания” и тому подобное. Но круг обязанностей чиновников этого ведомства везде примерно одинаков:

  • Обеспечение процесса всестороннего развития ребёнка
  • Социальная помощь молодёжи
  • Защита прав детей
  • Поддержка молодой семьи
  • Помощь родителям в тяжёлых жизненных ситуациях
  • Организация дневных воспитательных учреждений
  • Помощь в воспитании детей

В рамках своих обязанностей Jugendamt занимается следующими делами:

  • Обеспечивает наличие в подведомственном регионе кружков, секций, молодёжных организаций и тому подобное
  • Информирует старшеклассников о возможностях получения профессии, помогает определиться с направлением
  • Отвечает за проведение агитационной работы среди молодёжи по поводу здорового образа жизни, разъясняет, что наркотики, преступления — это плохо
  • Организует курсы для молодых родителей, где те учатся ухаживать за ребёнком: пеленать, кормить, одевать и так далее
  • Проводит консультации на тему конфликтов с детьми, разрешения кризисных ситуаций
  • Контролирует достаточное наличие и правильное оснащение мест воспитания детей: яслей, детских садов, других дошкольных воспитательных учреждений
  • И, наконец, при наличии проблем в воспитании детей в семье, сотрудники Jugendamt проводят необходимую и достаточную работу по их устранению, начиная с разъяснения родителям их прав и обязанностей и заканчивая изъятием ребёнка из семьи.

Как видите, у работников ведомства по делам молодёжи круг обязанностей весьма обширный, а надзор за нерадивыми родителями — лишь одно из многих дел, которым занимаются работники Jugendamt. Так что само допущение того, что есть некая организация в Германии, которая только и делает, что пытается изъять детей из нормальных семей, является в корне неверным. Но надо понимать, что есть немецкое ведомство, которое отвечает за то, чтобы исправить ситуацию, если у кого-то есть проблемы с воспитанием ребёнка.

Воспитание ребёнка в Германии

И вот тут надо разобраться, что в процессе воспитания ребёнка в Германии с точки зрения ведомства по делам молодёжи является «проблемой”, а что нет. Это ключевой вопрос, ответ на который и порождает массу слухов, сплетен и странных интерпретаций. Я попробую по порядку перечислить основные «горячие” темы.

Самое главное, что надо усвоить родителям в Германии — ребёнка запрещено бить. Запрещает это особый закон, принятый в ноябре 2000-го года, а именно абзац 2 §1631 Второго Свода Гражданских Законов. Вот его примерный перевод: «Дети имеют право на воспитание без насилия. Телесные наказания, нанесение психических травм и другие унижающие человеческое достоинство меры запрещены.”

Таким образом, если кто-то, включая родителей, ударит ребёнка или даже замахнётся на него, или каким-то другим образом нанесёт ему психическую травму — это проблема. Я понимаю, что многим родителям принять это непросто. Самого в детстве пару раз отпороли и я бы не сказал, что это было несправедливо. Но в Германии это запрещено законом, а значит, Jugendamt обязан на это реагировать. Можно долго рассуждать на тему правильный это закон или нет, но в реальной жизни нужно учитывать, что даже такой обычный в России успокоительный подзатыльник разошедшемуся чаду в Германии может стать поводом для изъятия ребёнка из семьи и проведения воспитательных мероприятий с родителями. И не важно, что ребёнок не жаловался. Он может быть в полном восторге от своих папы и мамы. Но с точки зрения немецкого закона они воспитывают его неправильно и это нужно пресекать. Культурные различия и ментальные тонкости иностранцев не в счёт. А незнание закона не освобождает от ответственности.

Нужно понимать, что у Jugendamt нет всевидящего ока, которое днём и ночью наблюдает за родителями. Его роль исполняют обычные обыватели. Громкий крик из соседской квартиры, долгий детский плач, наличие на лице ребёнка ссадин и синяков может навести бюргера на мысль: «Ох, уж не бьют ли они его? Что-то мне как-то не верится, но лучше всё-таки сообщить куда следует”. И в офисе Jugendamt раздаётся звонок, а у «нормальных” родителей в «нормальной” семье начинаются проблемы. В общем, мало просто не бить своих детей. Нужно воспитывать их так, чтобы ни у кого из соседей, знакомых, или прохожих даже мысли не возникало хоть в чём-то обвинить родителей.

Когда можно оставить ребёнка без присмотра в Германии

Ещё одной проблемой, на которую может остро отреагировать Jugendamt, является вопрос с какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома в Германии. По закону родители обязаны присматривать за ребёнком, чтобы защитить его от опасностей и оградить от причинения вреда самому себе (Аufsichtspflicht). Но однозначного регламента (столько-то часов в таком-то возрасте) в теме «один дома” не существует. Родители, несущие ответственность за своего малыша, должны самостоятельно оценивать, какой уровень присмотра ему необходим. Есть довольно расплывчатые ориентиры, которые при вынесении судебных решений являются «нормативными обязательствами”. Нельзя оставлять детей одних дома, если они ходят в детский сад. Но вполне допустимо оставить пятилетнего человечка поиграть полчасика в детской без вашего непосредственного контроля. Со школьного возраста рамки становятся более широкими. Семилетнего ребенка уже можно оставить одного на срок до двух часов.

Но это всё приемлемо лишь при одном условии: пока всё нормально. Если ребёнок без присмотра причинит себе вред или попадёт в опасную ситуацию — это проблема, на которую опять же должен отреагировать Jugendamt. Так что оставлять детей в Германии без присмотра можно, но только будучи абсолютно уверенным, что всё будет в порядке. Пока родителей нет дома, нормальность данной ситуации определяется соседями, знакомыми и прочими обывателями. Всё зависит от того, что происходит, когда ребёнок остаётся один. Приведу утрированный пример: если двухлетний малыш, пока мамы нет дома, гуляет по подоконнику у открытого окна, то, я думаю, не стоит удивляться визиту не только сотрудника Jugendamt, но и полиции, скорой и пожарных с лестницей.

Ещё один момент, о котором забывают родители-иностранцы в Германии, это то, что «без присмотра” касается не только ситуации, когда дети остаются дома одни. Для меня, например, начиная с пятилетнего возраста было нормально гулять самому. Ходить на пруд в двух километрах от дома купаться. В 7 лет я мог встать в четыре утра и пойти на рыбалку, никому об этом не сообщив. В 10 мог вообще отправиться куда угодно, вплоть до прогулок вдоль трассы в поисках баночек из-под пива. В Германии ребёнок один гуляющий по обочине автобана скорее всего вызовет такую панику, что вспоминать это чрезвычайное происшествие будут ещё очень долго. Да, дети тут тоже не находятся под постоянным присмотром со стороны родителей, но всё-таки масштаб свободы совершенно иной. Здесь не бывает лихих набегов детской велосипедной кавалерии на садоводства. Дети не играют в войнушку квартал на квартал. Всюду рамки, всюду границы. У нас напротив дома есть игровая площадка, и дети болгарских родителей одно лето проводили там целый день с утра до вечера. Пока одна немка не позвонила в Jugendamt по той причине, что «у детей не было с собой воды и они были одеты не по погоде”. С тех пор они и носа на площадку не суют.

Роль Jugendamt в Германии

Подведу итог. Чтобы вообще не иметь проблем с Jugendamt в Германии, родители должны как минимум не бить своих детей, не оставлять их надолго без присмотра и обеспечивать их всем необходимым в плане еды, одежды и гигиены. Любое нарушение этих минимальных рамок практически гарантированно приведёт к конфликтам с ведомством по делам молодёжи. Есть и другие причины, из-за которых можно привлечь внимание надзора за воспитанием. Это касается в первую очередь неблагополучных семей: пьянство, наркомания, совершение преступлений могут поставить под вопрос способность заниматься своими детьми. Но это, я думаю, всем и так понятно.

Свой опыт общения с немецким ведомством по делам молодёжи у нас тоже имеется. Однажды, лет пять тому назад, нам пришло официальное письмо из этой организации с просьбой объяснить, почему сын не пошёл в местную школу, а посещает другую, в 35-ти километрах от дома. Звонка жены оказалось вполне достаточно, чтобы прояснить ситуацию. С тех пор представители Jugendamt нашей семьёй не интересовались.

Когда в Германии могут забрать ребёнка

По закону, взятие детей под опеку — это экстренная мера. Сразу забрать ребёнка из семьи могут только в том случае, если существует угроза его здоровью, либо если он сам попросит об этом. В этом случае возврат детей в семью может длиться гораздо дольше, если вообще возможен. Но ведь ещё нужно довести ситуацию до такого печального исхода. На первый раз с родителями серьёзно поговорят социальные педагоги и дадут какое-то время на исправление ситуации. Вероятно, за это время чиновники Jugendamt сделают несколько неожиданных визитов. Если в результате увещеваний и разговоров никаких изменений не произошло, то тогда работник ведомства по делам молодёжи может пойти на крайнюю меру. Обычно назначают время разлуки в полгода. За этот срок родители должны правильно отреагировать на претензии Jugendamt. После того, как все предписания выполнены и родители доказали, что они могут нести ответственность за свою семью, детей возвращают.

Бывают ситуации, когда помощь Jugendamt просто необходима. Например, если мать-одиночка серьёзно заболела и ей нужна срочная госпитализация. А из родни никто детей взять не имеет возможности. Тогда вариант передать заботу о воспитании на структуру ведомства по делам молодёжи выглядит не так уж плохо. Но нужно быть осторожным, пользуясь такими «услугами” Jugendamt. Отдать детей легко, а вот при возврате могут возникнуть проблемы. Наверняка, работники ведомства будут стараться удостовериться, что опасность миновала, что в связи с болезнью не будет проблем с воспитанием, что за детьми будет кому присматривать и что в целом в семье всё хорошо. Закон обязывает их проверить, что у себя дома им будет не хуже, чем в приюте. А понятия «хуже” и «лучше” можно трактовать по-разному. Я знаю случай, когда одна женщина отдала в тяжёлой ситуации своих четверых детей в детский дом, а вернуть после решения проблем смогла только двоих. Дело в том, что при проверке со стороны Jugendamt оказалось, что площадь её жилья недостаточна для проживания четверых детей, поэтому нужно было сначала найти новую квартиру. Да и двое старших не особо горели желанием возвращаться домой. Оказалось, что под опекой им живётся лучше.

Такой вариант развития ситуации для неблагополучных семей также возможен. Когда ребёнка берут под опеку, его помещают сначала в приют, а потом либо в детский дом, либо во временную приёмную семью (Pflegefamilie). В последнем случае ребёнок попадает в очень хорошие условия, так как людей на роль приёмных родителей отбирают довольно строго. Они должны иметь достаточно высокий и стабильный доход, иметь необходимую для ребёнка жилую площадь, быть здоровыми, психически уравновешенными и пройти специальный курс по уходу за детьми. Приёмные дети живут у них отведённое чиновниками Jugendamt время и потом возвращаются обратно к себе домой.

Что касается немецких детских домов, то, конечно, там не так хорошо, как в семье. В Германии в детском доме я никогда не был, поэтому не могу сказать чего-то более определённого. Судя по картинкам в интернете, для детей там созданы все необходимые условия, а что касается жизни без родителей, то в этом хорошего мало, хоть в Германии, хоть в России, хоть где угодно. Но у нас есть одна знакомая немка, которая в 15 лет ушла из дома в приют, поругавшись с мамой, и больше не возвращалась. Она говорит, что там ей было гораздо лучше, чем с родителями. Это не означает, что детские дома в Германии — это рай. Просто иногда детям жизнь в своей семье становится не в радость. Я могу сказать по себе: в 15 лет я тоже поступил в военный лётный интернат типа Суворовского училища, чтобы уйти от домашних скандалов с отчимом, и провёл там 2 года. Мне там нравилось и я не жалел, что ушёл из дома. Хотя условия там были, конечно, не домашние. Я приезжал домой на каникулы или когда болел, но практически всю часть жизни в возрасте 15-17 лет провёл там. До сих пор вспоминаю, как рыдал, когда окончил 11 классов и интернат пришлось покинуть.

В Германии дети могут пожаловаться на родителей

Наличие в Германии ведомства, куда дети могут сами обратиться в случае проблем — это само по себе неплохо. Поэтому детей информируют о такой возможности. В школах им сообщают телефон доверия в Jugendamt, по которому надо звонить, если родители их бьют или унижают. Иногда дети распоряжаются полученными знаниями не по назначению. Например, ребёнку хочется новую игрушку, а родители не могут её себе позволить и просят подождать до Рождества. Расстроенное дитя несётся к телефону и звонит в Jugendamt: родители меня не любят, заберите меня! Дальнейшее развитие ситуации целиком и полностью зависит от адекватности чиновника, принимающего такой звонок. Само собой, что в 99,9% случаев никаких последствий не будет. Максимум — вызовут на разговор и разберутся в ситуации. Работники ведомства по делам молодёжи такие же люди, как все остальные, у них тоже есть дети и они прекрасно понимают, что к чему. Но не реагировать тоже нельзя. Поэтому если выясняется, что в семье есть другие проблемы, то работнику Jugendamt придётся принимать меры к их решению. Получается, что из-за пустяка, пустой ссоры с ребёнком, можно внезапно привлечь к себе внимание ведомства, которое вдруг обнаружит иные проблемы.

Статистика принятия детей в приюты в Германии

По статистике, самая частая причина попадания детей в детский дом — переутомление родителей. В 2012-ом году всего в Германии было примерно 40000 случаев принятия ребёнка в приют, из которых более 17000 — по названной выше причине. Эта статистика показывает, что практически в половине случаев немецкие родители сами рады передать заботу о своих детях Jugendamt. На сайте немецкой государственной статистики можно посмотреть все цифры за 2012-ый год. Приведу здесь перевод в формате «причина — количество случаев”:

  • Переутомление родителей — 17289
  • Проблемы с воспитанием детей — 6717
  • Игнорирование детей — 4774
  • Дети, приехавшие в Германию без присмотра родителей — 4767
  • Признаки насилия — 3769
  • Проблемы интеграции в детском доме или в приёмной семье — 2537
  • Криминальные проблемы — 2477
  • Проблемы с получением образования — 1752
  • Проблемы с жилой площадью — 1254
  • Наркотическая или иная зависимость ребёнка — 1159
  • Развод родителей — 735
  • Признаки сексуального насилия — 635
  • Прочие проблемы — 11003
  • Всего — 40227
  • Из них сразу вернулись обратно в семью около 15000 детей.

На 2012 в Германии 65000 детей и молодых людей в возрасте до 21 года проживали вне родной семьи, что составило примерно 0,43% от их общего количества. Другими словами можно сказать что примерно 1 из 200 немецких детей по тем или иным причинам проживает в детском доме или у приёмных родителей. Если не рассматривать случаи, когда детей отдают в приют добровольно (переутомлённость, разводы, депрессии, болезни, отказ после родов и тому подобное) или по причине смерти опекунов, а также интернациональных подкидышей (которых только за прошлый год набралось почти пять тысяч), то получается, что количество случаев насильственного отъёма детей в Германии ничтожно мало. Даже если судить только по этим статистическим показателям, можно смело говорить, что никаких зверств немецкого Jugendamt не существует в природе. А вот нерадивые родители, которые плохо заботятся о своих детях — это в общем-то обыденное явление. Асоциальные личности, пьяницы, наркоманы, психически нездоровые люди не могут воспитывать детей. Если учитывать этот факт, то количество отнятых детей в Германии имеет вполне разумные пределы.

Хотя сами немцы фиксируют рост числа детей, воспитываемых государством. Ещё 4 года назад это показатель был на 13% меньше, чем сейчас. Но они в первую очередь связывают это не с действиями Jugendamt, а с ростом числа безработных и снижением уровня жизни в стране.

Jugendamt — зло или благо?

Я ни в коем случае не отрицаю наличие отдельных недостатков в работе ведомства по делам молодёжи в Германии. Как и в любой государственной системе, там наверняка, есть свои перегибы. Работать в Jugendamt могут в том числе и не квалифицированные работники. Например, люди, сидящие на социальном пособии. Чтобы не потерять помощь от государства, им приходится соглашаться на выполнение так называемой ”1-Euro-Job” — работу за 1€ в час. От таких работников вполне можно ожидать недобросовестного или неверного исполнения своих обязанностей.

Если целенаправленно искать информацию о том, как детей в Германии забирают из семей без всякой на то причины, то кое-что в немецком интернете найти не сложно. В основном это голоса отчаявшихся родителей на форумах, ищущих поддержки среди уже переживших подобную беду. Основная претензия к Jugendamt на данный момент — это помещение детей в приют по не самым веским причинам. По закону, ведомство должно применять эту возможность только в крайнем случае. Но некоторые работники предпочитают переусердствовать, чем оказаться виновниками трагедии и забирают ребёнка из семьи не дожидаясь острого развития ситуации. В итоге после суда детей, как правило, возвращают в семью, но до этого они находятся в приюте, редко видясь с родителями. Такое действительно бывает и это нехорошо. Но проблема отнюдь не замалчивается и статей, освещающих её, в немецкой прессе немало.

23-10-2013, Степан Бабкин