Защита населения

безработицы на международном рынке труда, равным в настоящее время 5-6% к численности ЭАН1;

5) абсолютное уменьшение численности работников в ведущих отраслях материального производства не компенсируется ростом производительности труда. Значительные масштабы неполной занятости или скрытой безработицы на предприятиях, с неэффективным малопроизводительным трудом работающих, в итоге сказывается на конечном результате, а именно снижении материального уровня населения Дагестана.

Тщательный и всесторонний анализ состояния рынка труда является одним из главных направлений социально-экономической политики государства, ибо от этого зависит уровень благосостояния в обществе, что позволяет проследить взаимосвязь между инфляционными, инвестиционными и социальными показателями, а также дает в целом представление о динамике экономического роста государства.

В настоящее время для нормализации ситуации в сфере занятости населения требуется целенаправленная и организованная политика занятости, учитывающая на региональном и федеральном уровнях динамику численности населения, потенциальных работников, инвестиционных процессов, а также взаимодействие потенциальных работников и вакантных рабочих мест.

Хаджалова X. М.

Уровень жизни и основные направления социальной защиты населения2

В 90-х годах социально-экономические преобразования, проводимые в России, усложнили все стороны общественного бытия как на уровне социума в целом, так и применительно к каждой ячейке общества — семье — и каждой личности в отдельности. Радикальные перемены коснулись экономики и политики, государственного устройства и национально-этнических отношений, населения и социальной сферы. Изменилась и система распределения.

Главный удар пришелся по населению. Освобождение цен и открытый импорт потребительских товаров привели к галопирующей инфляции, которая обесценила заработную плату, пенсии, стипендии и социальные пособия, в результате чего, основная масса семей оказалась в сложных условиях падения доходов, лишения денежных накоплений, опасности безработицы. Одновременно начался процесс деградации отраслей социальной инфраструктуры.

Произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения и начался интенсивный процесс экономического расслоения. Общество оказалось расколо-

1 В отечественной учебной и научной литературе экономически активное население (ЭАН) определяется как часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных.

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 04-06-80097а)

то на две противостоящие части. Основная часть населения экономически бедна; ей противостоит небольшая группа богатых и очень богатых обладателей чрезмерной собственности и власти. Такое общество, в котором средние слои населения почти отсутствуют, крайне неустойчиво и бесперспективно в рыночном отношении.

Одним из регионов, характеризующегося низкими показателями уровня жизни является Республика Дагестан. В связи с этим, в числе основных задач укрепления социально-экономического положения региона становится все более важной проблема обеспечения гарантии достойного уровня жизни. Это требует разработки системы мероприятий, направленных на преодоление обнищания, рационализации масштабов дифференциации доходов, оказания социальной помощи населению в процессе адаптации к новой системе экономических отношений.

Уровень жизни определяется, прежде всего, через соотношение уровня доходов населения и стоимости жизни, которую в упрощенном варианте можно представить величиной прожиточного минимума. Уровень жизни во многом зависит от общего объема валового регионального продукта, уровня занятости, от характера системы распределительных отношений, а также от уровня бюджетного финансирования региона. К наиболее представительным показателям, характеризующие доходы населения, в настоящее время чаще всего относят: реально располагаемые доходы домашних хозяйств населения, средний размер заработной платы, а также средний размер пенсий. В связи с этим важной проблемой является оценка уровня жизни населения Дагестана.

Эти процессы находятся в определенной зависимости друг от друга. Так развитие производства способствует повышению уровня занятости. Занятость, в свою очередь, является первым и основным условием обеспечения нормального жизненного уровня, который обеспечивая его платежеспособный спрос, оказывается важным условием экономического подъема. Кроме того, повышение платежеспособного спроса населения и установление баланса с предложением потребительского рынка повышает его экономическую активность, что также способствует экономическому росту. Следовательно, повышение уровня жизни населения Дагестана ведет к развитию экономики республики.

Социально-экономические процессы вступили в острое противоречие друг с другом. Социальная компонента реформ тормозит и блокирует экономические преобразования. Ситуация в социальной сфере вызывает активное недовольство большинства населения, для которых социальная цена реформ оказалась чрезмерной. Более того, социальное обеспечение сегодня зашло в тупик, попав в замкнутый круг: чем ниже уровень производства, тем больше нуждающихся (бедных) и, следовательно, величина необходимой помощи со стороны общества и государства. Но падение производства снижает возможности для оказания материальной поддержки. Однако, чем меньше социальная поддержка, тем, в конечном счете, беззащитнее индивид, слабее человеческий фактор, ниже качество трудового потенциала, а следовательно, меньше и создаваемый продукт.

Вместе с тем развитие общества как целостной системы не ограничивается его экономическим ростом. Мировой опыт свидетельствует, что недооценка социальных аспектов проводимых преобразований становится тормозом экономических реформ и может свести на нет их результаты. В связи с этим сегодня особенно остро проявляется проблема оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Переориентация социальных программ и разрешение их методами и средствами, характерными для рыночной системы хозяйствования, делает необходимым рассмотрение следующих проблем:

— самообеспечение членов общества за счёт своего личного труда;

— компенсация падения уровня жизни;

— социальная защищённость адресного характера.

Эти и другие аспекты социального характера давно нашли широкое освещение и применение в развитых странах, в то время как у нас ограничивались рассуждениями о всеобщей экономической стабильности и поддержке со стороны государства. В современной практике социального развития России нашли отражение такие стороны социальной защиты, как оказание помощи малоимущим при отсутствии чётких программ и финансовой базы для внедрения мероприятий, неразвитость механизмов компенсации населению снижения уровня жизни, отсутствие твёрдых гарантий осуществления самозащиты.

Данные Госкомстата РД свидетельствуют о положительной динамике основных показателей: денежные доходы на душу населения в 2003 г. составили в 2003 г. -2230 руб. против 328 руб. в 1997 г., средний размер назначенных пенсий в 1997 г. составил 275,8 руб. против 1370 руб. в 2003 г., номинальная заработная плата в 1997 г. составляла 364,5 руб., а в 2003 г. — 1520 руб. Вместе с тем, несмотря на существенный количественный рост реальные денежные доходы населения были несколько иными. Реальный доходы — это доходы с учетом роста цен. Поскольку рост цен опережал рост денежных доходов, на самом деле реально происходило не увеличение доходов, а их снижение. Реальный размер денежных доходов в 2003 г. по сравнению с 1997 г. снизился на 31%, пенсий на 36%, а реальная заработная плата — на 27,5%. Причины такого уровня реальных денежных доходов кроется в том, что минимальные уровни оплаты труда, пенсии, стипендии, детские пособия и другие социальные выплаты, как правило, предусматривались с существенным запаздыванием к повышению цен и тарифов на товары и услуги. Следовательно, раскручивание инфляции (рост цен) приводит к росту бедности подавляющего числа населения. Так, например, после известного августовского кризиса 1998 г. цены и тарифы на товары и услуги первой необходимости увеличились в 3-6 и более раз, соответственно упала покупательная способность рубля. В сентябре-декабре 1998 г. вследствие роста цен доля населения Дагестана с доходами ниже прожиточного минимума составляла 76%. В настоящее время доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 43,6% населения.

За годы реформ реальная оплата труда населения Дагестана, которая в общей структуре денежных доходов населения в последнее время составляет не более 20%, снизилась в 3 раза. Более того, она существенно дифференцирована по отраслям производства. Если в 1995 г. разрыв между отраслями с наибольшими и наименьшими заработками составлял 8 раз, в 1998 г. он достиг 11,4 раз, а в 2001 году — 12,9 раза, а в настоящий момент, на конец 2003, это различие составляет свыше 15 раз. Рост межотраслевой дифференциации характеризуется, с одной стороны, интенсивным увеличением заработков у работников финансово-кредитной сферы, а с другой стороны, низкими ее показателями в работников социальной сферы и сельского хозяйства протяжении всего последнего десятилетия. Такие различия у уровне оплаты труда в определенной мере связаны с кризисом неплатежей в экономике республики, ухудшением платежеспособности предприятий и, вследствие этого, ростом просроченной задолженности по выдаче средств на потребление.

Низкий уровень заработной платы и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере. Основная часть заработка (до 70-80%) расходуется на питание и покупку товаров первой необходимости, а оставшаяся часть недостаточна для оплаты жилья, медицинских услуг, которые раньше в значительной мере оплачивались за счет основных фондов потребления. Следствием низкой заработной платы стало и то, значительная часть населения проживают в малообеспеченных семьях. Вместе с тем, существующие исследования показывают, что основную часть доходов населения Дагестана составляет не заработная плата, а другие неучтенные доходы. В структуре денежных доходов населения Дагестана доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности составляет 54,8%, социальные трансферты -21,7%, доля заработной платы, включая скрытую, — 23,5%. Таким образом, на деле доходы населения в два раза выше, чем официально учитываемая заработная плата и социальная помощь.

Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на то, что часть населения Дагестана является бедным. Инфляция, кризисное состояние экономики, изменение распределительных отношений, отсутствие реальных социальных гарантий, нерегулярность поступлений доходов — основные черты появления бедности. Во 2-ой половине 90-х годов в числе малообеспеченного населения оказалось в среднем 50% населения Дагестана. Традиционно, к малообеспеченным относят население, имеющее доходы ниже величины прожиточного минимума. В настоящее время в результате определенных позитивных тенденций эта цифра уменьшилась.

Стоимость жизни, как уже отмечалось выше, следует рассматривать равной величине прожиточного минимума. За годы реформ величина прожиточного минимума резко менялась: то опережающий рост цен и тарифов на товары широкого потребления и услуги, то отставания от их повышения. Так, вплоть до 1998 г. величина прожиточного минимума росла более высокими темпами, чем общий рост цен на

потребительские товары и услуги. И только в 2003 г. размер прожиточного минимума в Дагестане составил 1708 рублей.

Вместе с тем, тяжелым для населения результатом социально-экономических реформ является и поляризация доходов населения. Сегодня речь идет не столько о дифференциации, свойственной любому обществу, сколько о переходе ее в опасные формы. В целом, общий размах дифференциации по соотношению доходов 10-% наименее и Ю-% наиболее обеспеченного населения в 2003 г. составил 8,2 раз, в то время как в 1997 г. и 1998 г. этот разрыв составлял 11,6 и 10,8 раз соответственно.

Поляризация доходов населения приводит к социальному разлому общества, при котором возникает глубокий провал между слоями с высокими и низкими доходами. В настоящее время этот провал образовался на том месте, где в нормальной социальной структуре располагаются средние слои.

Представителями средних слоев является работники массовых профессий, в частности, работники сферы здравоохранения, образования, культуры и т.д. Средние слои образуют основной источник платежеспособного спроса на товары и услуги, который лежит в основе экономического роста республики. При отсутствии этих слоев нет массового спроса, т.е. рынок не развивается. При этом происходит разбивка рынка: на одном конце образуется высокий спрос преимущественно дорогих товаров, а на другом — низкосортных дешевых товаров, которые удовлетворяются преимущественно импортом. Застой экономики ведет к сокращению инвестиционной деятельности. Еще более падает производство, которое ведет к сокращению числа рабочих мест, к снижению доходов основной массы населения, т.е. процесс, приобретает самовоспроизводящийся характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, только повышение доходов среднего слоя общества может привести к существенному увеличению потребительского спроса населения республики на товары и услуги, что в свою очередь создает необходимую основу для роста экономики, и как следствие, позволит повысить уровень жизни всего населения. А обеспечение достойного уровня жизни населения на базе построения системы социальной защиты становится на сегодняшний день важнейшим направлением, которое определяет экономическую политику государства.

Гаджиев А.Г., Дандамаева Р.Г.

Роль народных промыслов в сохранении традиций большой семьи

Социальная защита населения

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Комплексная защита населения, это: совершенствование инженерной защиты, обеспечение населения современными средствами индивидуальной защиты, совершенствование эвакуационных мероприятий.

С целью совершенствования инженерной защиты в 2014 году проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, при этом проведена работа по улучшению их содержания. По итогам инвентаризации уточнен состав и категории имеющихся для укрытия населения защитных сооружений. Вместе с тем выявлена часть защитных сооружений, в которых в настоящее время потребность отсутствует.

Это связано, в первую очередь, с сокращением численности наибольшей работающей смены, для укрытия которой они создавались, и вследствие этого снижением потребности в данных сооружениях в соответствии с законодательством.

Создание убежищ гражданской обороны было связано с созданием и развитием ядерного оружия, которые были предназначены, в первую очередь, для защиты от поражающих факторов ядерного оружия .

Сегодня изменились сценарии современных военных конфликтов, и с учетом этих изменений пересматриваются подходы к предоставлению населению защитных сооружений.

В настоящее время принят актуализированный Свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», который содержит принципиально новые подходы к зонированию территорий по степени опасности при военных конфликтах.

В соответствии с данным сводом правил постановлением Правительства РФ от 18 июля 2015 г. № 737 оптимизирован состав защитных сооружений и категории укрываемого в них населения.

Суть оптимизации состава защитных сооружений и категорий лиц, в них укрываемых, заключается во внедрении дифференцированного подхода в предоставлении населению различных видов защитных сооружений с учетом вероятных сценариев военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций на определенной территории. Так, например, для наибольшей работающей смены по-прежнему будут создаваться убежища ГО — наиболее дорогостоящий вид сооружений; в районах возможного химического и радиоактивного заражения — противорадиационные укрытия; для населения городов, отнесенных к группам по ГО, будут создаваться укрытия, ну а в районах, где вероятность разрушений чрезвычайно мала, будет достаточно использования приспосабливаемых заглубленных помещений подземного пространства или простейших укрытий.

Использование убежищ, противорадиационных укрытий, простейших укрытий, всевозможных помещений подземного пространства позволит обеспечить высокоэффективную дифференцированную защиту населения от обычных средств поражения на всей территории страны.

Важный момент — обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты. В настоящее время она составляет 74 % (43,4 млн. человек).

Однако, в основном это устаревшие модели (ГП-5, ГП-7), поэтому подготовлены планы по обеспечению средствами индивидуальной защиты на новых принципах и утилизации старых противогазов.

Планируется совместно с Росрезервом и регионами уточнить номенклатуру и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях повышения эффективности их использования и сокращения затрат на хранение и освежение.

Следует отметить, что на современном этапе развития военно-политической обстановки изменился характер потенциальных угроз мирного и военного времени. Это требует пересмотра способов и методов защиты населения, а также требований в области гражданской обороны.

В соответствии с приказом МЧС России (от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения по организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты») оптимизированы объемы данных средств, накапливаемых в запасах (резервах). Указанные средства должны обеспечивать защиту от конкретного вида химически опасных веществ в зависимости от возможной обстановки.

С учетом новых подходов к зонированию территорий в приказе установлено, что обеспечению СИЗ подлежат только работники радиационно, ядерно- и химически опасных объектов, а также население, находящееся в санитарно-защитной зоне указанных объектов.

При этом склады имущества должны быть максимально приближены к зонам возможного химического и радиоактивного заражения, вплоть до выдачи СИЗ работникам потенциально опасных производств.

Внедрение данных подходов позволит:

— повысить эффективность защиты населения в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

— более чем на 80 % снизить количество создаваемых запасов (резервов) СИЗ;

— снизить расходы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на создание запасов СИЗ более чем на 1,2 млрд. руб. ежегодно и обеспечить проведение мероприятий по их утилизации.

Сегодня приходится говорить и о новых подходах в вопросах эвакуации населения.

Создание и развитие гражданской обороны во второй половине XX века было неразрывно связано с созданием и развитием ядерного оружия и было ориентировано, в первую очередь, на защиту именно от поражающих факторов ядерного оружия. Считалось, что данное оружия будет применено именно по крупным городам и объектам.

Поэтому раньше планировалась общая эвакуация населения в загородную зону, материальных и культурных ценностей из всех городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, тоже в загородную зону.

В XXI веке приходят новые виды вооружения, меняются подходы к вооруженной борьбе, меняются объекты-цели применения средств поражения.

Рассматривая современные риски военного характера необходимо отметить, что объектами воздействия перспективных видов оружия, будут являться пункты управления, вооружение и военная техника, потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.

При этом наиболее опасными для населения будут вторичные факторы поражения при разрушении потенциально опасных объектов (пожары, химическое, радиоактивное заражения (загрязнение), катастрофическое затопление и др.). Как известно, каждый субъект Федерации имеет свои особенности: площадь территории, плотность населения, число предприятий (в том числе потенциально опасных) и организаций. Значит, следует дифференцированно подходить к защите населения, учитывая особенности каждой отдельно взятой территории.

В связи с этим принят актуализированный Свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», который содержит принципиально новые подходы к зонированию территорий по степени опасности при военных конфликтах.

Прежде всего, современная эвакуация не будет носить всеобщий характер. Теперь она будет осуществляться локально из зон воздействия вторичных поражающих факторов в случае разрушения потенциально опасных объектов, т.е. из зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения), а также из зоны катастрофического затопления при разрушении гидросооружений в пределах 4-х часового добегания волны прорыва.

В настоящее время подготовлен проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющий Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Завершается доработка и согласование данного нормативного правового акта с учетом замечаний Правительства российской Федерации.

Его принятие позволит значительно повысить эффективность эвакуационных мероприятий и оптимизировать затраты бюджетов всех уровней на проведение эвакуационных мероприятий.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Контрольная работа

По дисциплине: «Юридическая социология»

Тема: «Социальная защита населения»

Выполнила: ст.гр. №07320

Дьячкова И.С.

Проверил: Куклина Н.Б.

.

Новосибирск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Понятие и сущность социальной защиты населения 6

2. Роль социальной работы в защите населения 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Актуальность исследования. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты населения.

Предмет исследования: нормы права, регулирующие основы социальной защиты населения в Российской Федерации.

Цель исследования: на основе изучения и анализа правовой литературы определить особенности и основы социальной защиты населения в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

— изучить законодательство и научную литературу в сфере социальной защиты населения;

— определить понятие и сущность социальной защиты населения;

— рассмотреть роль социальной работы в защите населения.

Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания: диалектического, историко-правового, сравнительно-правового, системного анализа, формально-логического.

1. Понятие и сущность социальной защиты населения

Социальная защита — политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения1.

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

— государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

— частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты — является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,

  • регулирование доходов и расходов населения;

  • социальное страхование;

  • социальное вспомоществование;

  • социальные услуги;

  • целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

— поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;

— заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

— патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения2.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах.

В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. Однако лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

— доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;

— реформирования пенсионной системы;

— упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

— соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

— создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

— воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

12 ноября 1992 года Советом народных депутатов города Нижневартовска было принято решение об образовании на базе отдела социального обеспечения Управления социальной защиты населения. В течение 13 лет оно являлось структурным подразделением администрации города Нижневартовска.

В это же время в Нижневартовском районе отдел социального обеспечения был реорганизован в отдел социальной защиты населения администрации Нижневартовского района.

В г. Нижневартовске основано первое социальное учреждение – «Дом престарелых», в котором проживало 7 человек.

1 января 1993 года решением малого Совета Управлению социальной защиты населения (УСЗН) придается статус юридического лица.

В 1994 году в Новоаганске распахнул двери для первых восьми обездоленных ребятишек детский дом «Родничок», а одинокие пожилые жители района и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной помощи, стали обитателями благоустроенного дома-интерната «Милосердие».

В 1996 году отдел социальной защиты населения Нижневартовского района был реорганизован в комитет по социальной защите населения администрации Нижневартовского района. В сфере деятельности отдела появляется такое направление, как работа с семьей и детьми.

В 2001 году из структуры УСЗН администрации города был выведен отдел по назначению и выплате пенсий и передан в ГУ управление Пенсионного фонда по г. Нижневартовску, после чего органы социальной защиты сконцентрировали свое внимание исключительно на вопросах социальной защиты населения.

В период с 1992 по 2002 год в УСЗН было значительно расширена структура деятельности, так как из-за роста числа пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в поддержке и уходе, появилась необходимость развития новых форм социального обслуживания:

— в 1999 году был введен отдел социальных технологий;

— в 2000 году в состав УСЗН введен отдел по работе с инвалидами и льготной категорией граждан;

— в 2001 году был введен отдел социального обеспечения;

— в 2002 году на базе отдела социальных технологий и отдела по делам семьи, женщин и детей, был создан и введен в структуру Управления отдел технологий социальной работы, а так же был создан отдел труда, который занимался вопросами трудовых отношений.

С 1 января 2003 годауправление социальной защиты населения администрации города было преобразовано в управление по труду и социальной защите населения администрации города.

С 1 января 2006 года система социальной защиты населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры передана из муниципалитетов в ведение окружных органов власти. На территории города Нижневартовска и Нижневартовского района стали осуществлять свою деятельность территориальные подразделения Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры — управление социальной защиты населения по г. Нижневартовску и управление социальной защиты населения по Нижневартовскому району.

2007 год — начальник Управления социальной защиты населения по Нижневартовскому району, Давиденко Светлана Алексеевна, становится лауреатом конкурса социальных проектов территориальных подразделений Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры в номинации «Лучший руководитель территориального подразделения Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа в 2007 году» (2 место).

По итогам конкурса Управление социальной защиты населения по г. Нижневартовску объявлено победителем в номинации «Лучшее территориальное подразделение Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа в 2007 году».

По итогам данного конкурса Управление социальной защиты населения по г. Нижневартовску становится лауреатом в номинации «Лучшее территориальное подразделение Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа в 2008 году» и награждается дипломом 3 степени.

В 2010 году в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 13.04.2010 №68 «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» Управление социальной защиты населения по городу Нижневартовску и Управление социальной защиты населения по Нижневартовскому району преобразованы в Управление социальной защиты населения по городу Нижневартовску и Нижневартовскому району.

В 2011 году по итогам конкурса Управление социальной защиты населения по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району становится победителем конкурса в наминиции «Лучшее Управление социальной защиты населения Департамента социального развития Ханы-Мансийского автономного округа — Югры и награждается дипломом 3 степени.

Управление социальной защиты населения по городу Нижневартовску и Нижневартовскому району является структурным подразделением Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, осуществляет функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере социального развития, включая социальную защиту населения (государственную социальную помощь, социальное обслуживание населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан) на территории муниципальных образований город Нижневартовск и Нижневартовский район.

Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.07.2012 № 434-рп «О создании казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из состава Управления социальной защиты населения по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району выведен «Центр социальных выплат». С 01 октября 2012 года создано казенное учреждение Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» с местом нахождения в г. Ханты-Мансийск.

В 2013 году по итогам конкурса Управление социальной защиты населения по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району становится победителем конкурса в наминации «Лучшее Управление социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» и награждается дипломом за 1 место.

С 16.05.2014 года на должность начальника Управления социальной защиты населения по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району назначена – Журавлева Оксана Владимировна

В 2016 году по итогам конкурса Управление социальной защиты населения по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району становится победителем конкурса в номинации «Лучшее Управление социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» и награждается дипломом за 3 место».

Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры подведены итоги деятельности Управлений социальной защиты населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, по итогам деятельности за 2017 год победителем признано Управление социальной защиты населения по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району, занявшее 1 место в номинации «Лучшее Управление социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2017 году»