Замещение временно отсутствующего работника

Замещение временно отсутствующего работника

Замещение работника на время его отпуска или больничного – обычная практика, многие расценивают уход коллеги в отпуск, как необходимость брать на себя дополнительную работу. Но не все руководители считают нужным делать доплату за замещение временно отсутствующего сотрудника, а многие работники мирятся с таким ущемлением своих прав.

Замещение временно отсутствующего работника

Замещение на время отпуска или больничного другого работника во многих компаниях проводится с нарушением прав работников фирмы.

Чтобы этого не произошло, необходимо знать порядок проведения такой процедуры и не бояться отстаивать свои права, если потребуется, то и в суде. Работодатель должен нести ответственность за нарушение трудового кодекса.

  1. Замещение временно отсутствующего работника может производиться путем совмещения должностей, увеличения объема работ, расширения круга обязанностей. Дополнительная работа может быть поручена по аналогичной или другой должности.
  2. Работодатель обязан получить согласие работника на временное замещение коллеги. Просто приказать поработать за другого человек, ни один начальник не имеет права. Работник вправе отказаться от замещения коллеги на период отпуска, больничного или другого отсутствия по уважительной причине.
  3. О предельных сроках замещения должностей может говориться в Уставе организации (если это муниципальное предприятие) или в соглашении к трудовому договору. То есть согласие работника на временное выполнение обязанностей другого сотрудника не может быть устным, требуется заключение письменного соглашения. В нем оговаривается объем дополнительной работы, ее характер, а также сроки и размеры оплаты за замещение.

Как оплачивается замещение временно отсутствующего работника?

Вопрос оплаты за замещение другого сотрудника волнует многих, поэтому ему стоит уделить больше внимания. Необходимо различать замещение сотрудника с освобождением от своих обязанностей и совмещение двух должностей. В первом случае оснований для доплаты может и не быть – если работа, выполняемая за другого сотрудника, не является более сложной или замещаемая должность аналогична постоянной должности работника.

В случае совмещения двух должностей на время отсутствия другого сотрудника, доплата должна быть обязательно. Отказ работодателя доплатить за совмещение должностей будет прямым нарушением трудового законодательства.

Временное совмещение должностей должно быть оформлено приказом руководителя. В приказе необходимо указать совмещаемую должность, периода, на который вводится совмещение (возможны фиксированные сроки замещения, возможно совмещение должностей без указания конкретных сроков), объем дополнительной работы и оплата за замещение должности другого работника. Доплата может быть установлена фиксированной суммой, но стороны могут договориться о доплате в процентном отношении к окладу (тарифной ставке).

Уменьшение размера доплаты за совмещение двух должностей или ее полная отмена должны оформлять приказом по организации. Сотрудник об изменении условий замещения временно отсутствующего работника должен быть предупрежден заранее. При этом, предупреждение должно быть письменным. Кроме того, при бессрочном совмещении должностей работник должен быть предупрежден об изменении условий оплаты за 2 месяца.

Подведем итог: замещение должности временно отсутствующего сотрудника может производиться только с письменного согласия работника; при совмещении должностей оплата должна производиться обязательно.

Доплата за временно отсутствующего сотрудника

Вопрос: можно ли возложить исполнение обязанностей начальника отдела на сотрудника, не имеющего высшего профессионального образования, и правомерно ли установить в данном случае выплату разницы в окладах?

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон № 25-ФЗ) установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ.

На основании статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.

Ограничений в отношении применения к муниципальным служащим норм статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации не установлено.

Таким образом, по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, правомерен временный перевод работника органа местного самоуправления на другую работу у того же работодателя для замещения временно отсутствующего работника, замещающего должность муниципальной службы, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, до выхода этого работника на работу.

Так как временный перевод на другую работу в соответствии со статьей 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации допускается только с согласия работника, выраженного в заключаемом им соглашении с работодателем, то стороны трудового договора в таких случаях решают вопросы оплаты труда в договорном порядке. При этом оклад устанавливается по временно замещаемой должности, но не ниже должностного оклада по прежней должности.

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (отсутствующий работник не выполняет трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, но за ним сохраняется его место работы, а замещающий его работник выполняет и свои обязанности, и работу временно отсутствующего работника), возможно также на основании статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Размер доплаты в этом случае производится с учетом положений статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Таким образом, решая вопрос об оплате труда работника, замещающего временно отсутствующего работника, следует иметь в виду, что во всех случаях такого замещения, независимо от занимаемой работником должности, он имеет право на соответствующие доплаты или выплату разницы в окладах, если работа выполняется по более высокооплачиваемой должности.

При этом обращаем внимание на то, что частью 1 статьи 9 Закона № 25-ФЗ установлены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Часть 2 указанной статьи предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» гражданам, претендующим на замещение главной должности муниципальной службы в городском округе (муниципальном районе), необходимо иметь высшее профессиональное образование, стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что при замещении должности «начальник отдела» помимо функций, исполняемых специалистом (например, подготовка проектов актов, составление отчетности и т.д.), имеются «управленческие» функции (планирование работы, организация, координация, стимулирование, контроль). Функции специалиста могут быть возложены на работника с соответствующими профессиональными характеристиками, функции руководителя структурного подразделения, осуществляющего полномочия по руководству отделом, могут быть возложены только на служащего, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством.

Похожие документы:

Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Исполнение обязанностей без освобождения от основной работы

Возложение обязанностей по должности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, вызванное производственной необходимостью, оформляется приказом по предприятию. Унифицированная форма такого приказа отсутствует, поэтому кадровая служба составляет приказ самостоятельно. В таком приказе необходимо указать, по какой должности на работника возлагается исполнение обязанностей, фамилию, имя и отчество отсутствующего работника, а также размер доплаты.

В законодательстве не установлено ограничение по срокам временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника, его срок действия обычно соответствует периоду отсутствия постоянного сотрудника. Трудовая функция, предусмотренная договором с сотрудником, в данном случае не изменяется, а дополняется по другой трудовой функции. По своему содержанию это аналогично совмещению должностей (профессий).

Для персонала, не относящегося к руководству, используется формулировка: "Возложить на (наименование должности, фамилия, имя отчество) исполнение обязанностей (наименование должности) на время отсутствия (отпуск, командировка и т.д.) (фамилия, имя, отчество отсутствующего работника)".

В этом случае с приказом знакомятся оба работника, копия приказа о направлении в командировку (предоставленииотпуска) помещается в личное дело сотрудника, направляемого в командировку (в отпуск), а выписка из приказа (в части распоряжения о возложении обязанностей отсутствующего сотрудника) – в личное дело временно исполняющего обязанности работника.

На время отсутствия руководителей их заместители и помощники имеют право исполнять обязанности временно отсутствующих руководителей с получением соответствующей доплаты согласно разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г.

Как оплачивается работа за временно отсутствующего работника по трудовому кодексу

N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" с учетом Определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. N КАС 03-25. Если такая должность не предусмотрена, распоряжением руководителя предприятия временно исполняющим обязанности первого лица предприятия может быть назначен другой сотрудник. В таком случае формулировка приказа выглядит следующим образом: "Назначить (наименование должности, фамилия, имя отчество) временно исполняющим обязанности (наименование должности)", в мотивировочной части приказа указывается причина отсутствия руководящего работника. Такжеобязательно оговаривается размер доплаты.

Трудовой договор работника, исполняющего обязанности руководителя, обязательно должен содержать информацию о временном заместительстве и об условиях его оплаты. Порядок исполнения обязанностей руководителя другим должностным лицом может быть предусмотрен уставом предприятия.

Во время отсутствия руководителя предприятия или иного служащего, имеющего право подписи организационно-распорядительной документации, документы подписывает работник, на которого возложено исполнение обязанностей отсутствующего.

Как в ЗУП оформить оплату за замещение

Как в ЗУП оформить оплату за замещение

Сотру оформили приказ на оплату за замещение другого сотра, который был в это время в отпуске.

Замещение отсутствующего работника

Оплата считается процентом от оклада замещаемого сотра. Как данную ситуацию завести в ЗУП? в ЗиК был отдельный документ для этого.

Re: Как в ЗУП оформить оплату за замещение

там нету. мы делали отдельный простой документ.
можно просто надбавку суммой с учётом дней.

Re: Как в ЗУП оформить оплату за замещение

нашел на ИТС. нужно завести новое основное начисление, указав формулу расчета. и потом ввести документом "Ввод сведений о плановых начислениях работников организаций"

Re: Как в ЗУП оформить оплату за замещение

формула расчета — Процент * Оклад замещаемого работника / Норма времени в днях * Время в днях

"Так как результат расчета доплаты не зависит от результатов других начислений, то переключатель Последовательность расчета устанавливается в положение Первичное начисление.

На закладке Время переключатель Вид времени устанавливается в положение Дополнительное начисление за уже отработанное время, в поле Вид времени по классификатору использования рабочего времени указывается вид времени, за которое производится доплата — значение Явка (рис.4).

На закладке Налоги производится настройка налогообложения начисления
код дохода — 2000, ЕСН, ПФР, ФСС облагается, прибыль — пп3 ст.255

На закладке Прочее (рис.8) указывается список вытесняющих начислений — начислений, в период действия которых доплата за замещение не выплачивается.

Обращаем внимание, что новый вид расчета следует включить в базу для расчета процентных начислений и удержаний, база которых должна рассчитываться с учетом доплаты за временное заместительство (в список базовых начислений соответствующих видов расчета из ПВР Основные начисления организаций, Дополнительные начисления организаций, Удержания организаций), а также в базу для расчета среднего заработка (в список базовых начислений для соответствующих видов расчета из ПВР Средний заработок).

"

так что выходит, не нужен отдельный документ

Re: Как в ЗУП оформить оплату за замещение

"

Это всё работает, когда идет только замещение !!!!

А если по табелю:
1,3,5 — Я4 (своя ставка)
2,4,5 — Я4 (ставка замещения)

??? Как делать, может кто-то сталкивался или есть идеи???

© 2009 Форум 1С: Одинэс.Ру
В основу сайта был положен архив форума «Территория 1С»

Замещение временно отсутствующего работника