Закупки у единственного поставщика

В силу п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик может осуществлять закупку работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, когда их выполнение или оказание производит только орган исполнительной власти согласно его полномочиям либо подведомственные ему государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами определяющего субъекта РФ.

В части 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ, ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Вправе ли учреждение заключить контракт на проведение медицинского осмотра водителей с единственным поставщиком — государственным учреждением здравоохранения на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?

К.В. Бубнова,

заместитель начальника отдела правоприменительной

практики и методологии Управления контроля

размещения государственного заказа ФАС РФ

Журнал «Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 6, ноябрь-декабрь 2016 г., с. 67-69.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или производят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно данной норме заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании положений гл. 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 4 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835н, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Примечание. Участником закупки может быть исполнитель, имеющий лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности, то есть на проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров.

Указанными нормативными правовыми актами не установлено, что медицинские услуги по предрейсовым медицинским осмотрам могут быть оказаны только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием.

Таким образом, закупка медицинских услуг по предрейсовым медицинским осмотрам не может осуществляться у единственного исполнителя по правилам п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Соответственно, она должна производиться конкурентными способами либо у единственного исполнителя с учетом ограничений, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 данного закона, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Значительная часть всех закупок у крупнейших заказчиков в рамках 223-ФЗ осуществляются путём прямых закупок (закупка у единственного поставщика). На это у заказчика есть определённые причины, например, когда на рынке отсутствуют альтернативные потенциальные исполнители по данной закупке. Или, в силу специфики определённой деятельности или продукции (закупки продукции (товаров, работ, услуг у производителей-монополистов, хотя здесь можно отметить, скорее, директивную составляющую в части обоснования данных закупок), а также, например, требований о наличии определённых специальных знаний или компетенций у поставщика (закупки, связанные с безопасностью и т.д.) – заказчик осуществляет некоторые закупки напрямую у поставщиков.

Итак, закон 505-ФЗ от 31.12.2017 года внес значительные коррективы в закон 223-ФЗ, но, и тем самым, конкретизировал многие основополагающие элементы, такие как, например, способы закупок.

С 1.07.2018 года, запрос предложений, например, приравнен к торгам, также, как и был ранее конкурс и аукцион, и, в том числе, «запрос цен», который ныне переименован в запрос котировок. Все перечисленные способы закупок теперь определены как конкурентные. Если же не выполняются следующие условия части 3 статьи 3 223-ФЗ:

«Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)».

«Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке».

– процедура будет считаться неконкурентной.

Следует разделять неконкурентные закупки и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Некоторые заказчики под закупками у единственного поставщика подразумевают и иные неконкурентные способы закупок. Например, в ГК «Росатом», под закупками у единственного поставщика подразумеваются и мелкие закупки, и упрощенные закупки, и прямые закупки у единственного поставщика, и закупки путем участия в конкурентной процедуре продавца, а также закупки во исполнение доходных договоров. Некоторые из них подразумевают некую «состязательность» (упрощенная закупка в Росатоме), выражающуюся в том, что выбор поставщика осуществляется путем направления нескольких персональных запросов организациям, специализирующимся на поставке определенной продукции, и в последующей оценке полученных от этих организаций ответов в порядке, установленном в положении о закупке.

В ПАО «РусГидро» перечисленные выше закупки (за исключением мелкой закупки) относятся к неконкурентным… В КГ «Ростех» же, наоборот – предусмотрен только один неконкурентный способ – закупка у единственного поставщика. Эти и многие другие крупные заказчики в своих локальных нормативных актах по закупкам устанавливают обоснования по аналогии с 44-ФЗ.

Но, несмотря на различные формулировки в положениях о закупках, суть закупки у единственного поставщика у всех заказчиков одинаковая – приобретение продукции у заранее определённого поставщика (закупки, предопределенные обстоятельствами), либо, по решению самого заказчика – без конкурентной основы в понимании ч.3 ст.3 223-ФЗ.

Ниже в инфографике представлены основные виды обоснований закупки у единственного поставщика у крупнейших заказчиков (для анализа в работе использовались положения о закупке следующих заказчиков: ПАО «РусГидро», ГК «Росатом», ГК «»):

Заказчик проводит небольшую закупку

С 1 июля 2020 вводится новое правило закупок товаров, работ, услуг у едпоставщика — заказчики могут купить в электронном магазине любой товар, если цена не выше 3 млн руб., а закупают товар по характеристикам из Единого каталога товаров, работ, услуг. Если товар или работы покупают не в электронном магазине, то цена контракта не должна быть выше 600 тыс. рублей.

Годовой объем таких закупок не должен быть больше 10% совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн руб (4 п. 1 ч. 93 ст. 44-ФЗ).

У музеев, театров, зоопарков, национальных парков и других учреждений (5 п. 1 ч. 93 ст. 44-ФЗ) ограничение на одну закупку тоже 600 000 рублей. А годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 50% совокупного годового объема и 30 млн рублей.

Как участнику получить контракт без конкурса? Мы рассматриваем только добросовестные схемы, поэтому здесь заказчик чаще всего уже знает того поставщика, с которым планирует заключить контракт. Он работал с ним и остался доволен сотрудничеством.

Совет

Чтобы выполнять заказ в качестве единственного поставщика, важно иметь хорошую репутацию. Она складывается из опыта уже выполненных работ и наличия рекомендательных писем. Постарайтесь выигрывать в конкурентных процедурах и выполняйте подписанные контракты качественно, чтобы заказчик имел вас ввиду, когда будет проводить закупку у единственного поставщика.

Заказчик проводит закупку из специального перечня или на специальных условиях

Есть несколько групп закупок, которые тоже разрешено проводить у единственного поставщика:

Срочные и форс-мажорные закупки

Здесь получить товары или услуги нужно быстро, иначе в них не будет смысла. Например:

  • для ликвидации последствий аварий и природных катаклизмов,
  • чтобы обеспечить бесперебойные производственные процессы,
  • при мобилизации,
  • чтобы подготовить визиты глав иностранных государств и делегаций,
  • чтобы отправить работника в служебную командировку,
  • чтобы провести фестиваль, концерт и подобное культурное мероприятие.

Незаменимая или уникальная продукция или услуга

В этой группе есть несколько подгрупп. Каждая отличается тем, что продукция есть только у конкретного поставщика или у поставщика есть исключительные права на товары и услуги:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение,
  • преподавательские услуги, закупку книг, произведений искусства определенных авторов и тд,
  • закупка ПО для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности,
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.

Закупки лекарств или оплата лечения

У единственного поставщика можно закупить лекарства при определенных медицинских показаниях на сумму не больше 1 млн рублей.

Определение поставщика распоряжением правительства РФ

Такие ситуации возникают, например, на выборах при закупках бюллетеней, открепительных удостоверений, марок.

Это не полный список возможных закупок у единственного поставщика. Все случаи описаны в 93 ст. 44-ФЗ.

В закупке участвовала только одна заявка, соответствующая требованиям заказчика

Заказчик имеет право провести закупку у единственного поставщика по завершению конкурентной процедуры. Если соблюдено одно из трех условий:

  • Подана только одна заявка.
  • Соответствует требованиям только одна.
  • На электронный аукцион подано несколько заявок, но в самом аукционе принял участие только один поставщик и он соответствует требованиям.

В этом случае конкурентная процедура признается несостоявшейся и заказчик может заключить контракт с единственным участником. Цена контракта должна быть равна НМЦ или сумме, которую предложил поставщик. В таких закупках на этапе приемки товара заказчик должен будет привлечь к оценке внешних экпертов.

Отсутствие конкуренции во время закупок не всегда подразумевает сговор. Например, за три квартала 2019 года несостоявшимися было признано более 821 тыс. закупок на общую сумму 3,75 трлн рублей, в том числе потому что подали одну заявку. Это значит, что поставщики получили максимальную прибыль, а государство ни рубля не сэкономило на этих закупках.

Вопрос

При каких условиях можно заключить контракт на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ?

Ответ

С 31 декабря 2017 года контракт на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами можно заключить у единственного поставщика по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Следуя терминологии федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — закон), возможность применения указанного основания закупки у единственного поставщика имеет ограничения:

— при определении предмета контракта следует обращать внимание на виды деятельности, обобщенные в определении «обращение с отходами» (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов);

— при определении видов и классов отходов, в отношении которых необходимо получить услугу необходимо руководствоваться определением «твердые коммунальные отходы», под которым понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. В законе также есть оговорка, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

— при заключении контракта необходимо убедиться, является ли их контрагент региональным оператором и входит ли местонахождение заказчика в зону деятельности регионального оператора.

Вопрос

Нужно ли в контракте (договоре) с единственным поставщиком, который заключается по п. 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, указывать идентификационный код закупки?

Ответ

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона № 44-ФЗ идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных названным Федеральным законом и обеспечивает взаимосвязь перечисленных документов. Порядок формирования идентификационного кода закупки утвержден приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422, положениями которого предусмотрен порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе по закупкам малого объема. Таким образом, идентификационный код закупки необходимо указывать в контракте, заключаемом с единственным поставщиком по пунктам 4, 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос

По договорам, заключенным на календарный год по п. 1, п. 8, п. 29 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не разбитым на этапы, необходимо ли формировать исполнение договора ежемесячно после предоставления акта оказанных услуги и оплаты?

Ответ

В соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.

По мнению Минэкономразвития России (письмо от 29.11.2013 № Д28и-2263), при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.

Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 05.03.2018 N 24−03−07/1450) и ФАС России (решение ФАС России от 03.02.2017 по делу № 06−04/17−09).

Вопрос

Возможно ли заключать сельским поселениям несколько однотипных договоров у единственного поставщика до 100 тыс. руб. в короткий промежуток времени?

Ответ

В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком (сельским поселением) для обеспечения муниципальных нужд на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом на сельские поселения не распространяются ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.

В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития РФ (письмо от 14 июля 2016 г. № Д28и-1805) Закон № 44-ФЗ не содержит ограничений в количестве закупок, не превышающих ста тысяч рублей, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, в своем письме Министерство экономического развития РФ (письмо от 29 марта 2017 г. № Д 28и-1353 «О рассмотрении обращения») рекомендует осуществлять по статье 93 Закона № 44-ФЗ в исключительных случаях.

Вопрос

Требуется ли проводить конкурентную процедуру на подтверждение компетентности химико-бактериологической лаборатории в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»? Если есть возможность заключить контракт с единственным поставщиком, то в рамках какого пункта 93 статьи — это можно сделать?

Ответ

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» под аккредитацией понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Также нормами названного закона определен Национальный орган по аккредитации — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии указанным законом (в соответствии с Положением о Федеральной службе аккредитации утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845, аккредитацию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Таким образом, в случае, если подтверждение компетентности химико-бактериологической лаборатории находится исключительно в компетенции Федеральной службы по аккредитации, то такая закупки может быть осуществлена на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос

Заключается договор на возмещение коммунальных расходов по арендуемому служебному помещению с арендодателем, какой пункт статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно применить к данной закупке?

Ответ

Возмещение коммунальных расходов возможно путем включения их в стоимость арендной платы, либо применения нормы п. 8 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которые дают право заключения контрактов с единственными поставщиками (поставщиками коммунальных услуг).

Вопрос

Заключен договор на поставку эл. энергии на сумму 5000 руб. на 1000 КВ/час в 2014 году. Позже выясняется, что фактический расход будет не 1000 КВ/час, а 1050 КВ/час на сумму 5250 руб. Каким образом можно исполнить данный договор в рамках Закона № 44-ФЗ? В соответствии с действующим законом о закупках цена контракта должна быть величиной постоянной, но как можно определить фактическое потребление эл. энергии до конца года?

Ответ

Контракты на поставку электроэнергии заключаются в размерах доведенных лимитов, а оплачиваются по факту потребления. В данном случае возможно заключить еще один контракт с единственным поставщиком (гарантирующим поставщиком электрической энергии) на недостающий объем эл.энергии.

Вопрос

Каким способом можно заключить контракт на услуги Интернет в рамках Закона № 44-ФЗ, без проведения конкурентной закупки. До 01.01.2014 договор заключался с одной компанией (Ростелеком), данная компания выполняла все работы по подключению к сети Интернет, и качественно оказывала услуги.

Ответ

Проведение данной закупки, возможно, всеми способами, предусмотренными статьей 24 Закона № 44-ФЗ. Выбор способа определения поставщика осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных нормами действующего законодательства. При выборе не конкурентного способа закупки, такая закупка осуществляется только в рамках лимита единственного поставщика.

Вопрос

Предполагается прием парламентских делегаций из субъектов РФ, а затем прием парламентской делегации из Республики Беларусь. Можно ли применить условия п. 20 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для обоих этих случаев (размещение у единственного поставщика на транспорт, гостиницу, питание)? И входит ли это в 5%-ый лимит закупок, осуществляемых по п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Ответ

Проведение данной закупки, возможно, всеми способами предусмотренными статьей 24 Закона № 44-ФЗ. Выбор способа определения поставщика осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных нормами действующего законодательства.

Определение поставщика на оказание услуг по приему парламентских делегаций, делегации иностранных государств может осуществляется в соответствии с положениями п. 20 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос

Может ли учреждение образования закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика по п. 4 ч.1 ст. 93 и п. 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ одновременно?

Ответ

В соответствии с позицией Минэкономразвития РФ положения п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ распространяются на все государственные и муниципальные образовательные организации. Такие заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 и п. 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ одновременно.

Вопрос

При согласовании закупки у единственного поставщика по результатам несостоявшегося аукциона, контролирующий орган отказал в согласовании закупки. Должен ли быть сформирован протокол об отказе от заключения контракта с поставщиком, а процедура закупки проведена заново?

Ответ

Без согласования с контролирующим органом Вы не вправе заключать контракт с участником закупки. Процедура должна быть проведена заново.

Вопрос

Могут ли заключаться контракты/договоры на срок более одного года с единственным поставщиком, например, на поставку электроэнергии?

Ответ

Запрета на заключение контракта с единственным поставщиком на срок более одного года Закона № 44-ФЗ не установлено. В случае заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком на срок более одного года в плане-графике отражается общая сумма по договору, а также сумма на текущий год.

Вопрос

В случае осуществления закупки в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ должен ли был заказчик заключить контракт/договор или достаточно билетов, квитанции за проживание в гостинице?

Ответ

Если билеты и квитанция за проживание в гостинице приобретались работником заказчика за личные денежные средства, то такие расходы возмещаются в рамках трудового законодательства, и не являются закупкой осуществляемой в рамках Закона № 44-ФЗ.

Если билеты и квитанция за проживание в гостинице приобретались заказчиком (юридическим лицом), то необходимо оформлять контракт/договор в рамках Закона № 44-ФЗ.

Вопрос

Как определить 5% и 50% по п. 4,5 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (соответственно), если лимиты до бюджетного учреждения доведены не в полном объеме? И нужно ли в этом случае вносить изменения в план-график? Как рассчитать установленные лимиты по Закону № 44-ФЗ при переходе бюджетного учреждения с 2014 года на Закон 223-ФЗ? Необходимо ли учитывать эти внебюджетные средства?

Ответ

При увеличении либо уменьшении лимитов бюджетных обязательств, увеличивается либо уменьшается и совокупный годовой объем закупок, от которого рассчитываются 5% и 50% при закупках по п. 4,5 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (соответственно). Данные изменения необходимо вносить в план-график по Закону № 44-ФЗ, по Закону № 223-ФЗ.

Вопрос

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ государственное казенное учреждение Нижегородской области является государственным заказчиком. На основании пункта 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ учреждение заключает договоры энергоснабжения или договоры купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком для обеспечения электрической энергией пожарных частей и иных объектов недвижимости, находящихся на бухгалтерском балансе Учреждения.

В случае отсутствия технической возможности подключения напрямую к электрическим сетям гарантирующего поставщика, учреждение вынуждено осуществлять подключение к электрическим сетям третьих лиц (юридических лиц — собственников электрических сетей, имеющих действующие заключенные договоры с гарантирующим поставщиком электрической энергии) с целью заключения в дальнейшем с ними договоров о возмещении расходов за потребляемую электроэнергию. Данные договоры заключаются Учреждением на безвозмездной основе.

Распространяет ли свое действие Закон о контрактной системе на правоотношения сторон, возникающие при заключении договоров о возмещении расходов за потребляемую электроэнергию государственными заказчиками. В случае, если заключение данных договоров необходимо осуществлять в соответствие с Законом о контрактной системе, то каким именно пунктом 93 статьи Закона № 44-ФЗ необходимо руководствоваться.

Ответ

Пунктом 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ регулируются отношения, связанные с заключением договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Данные договора могут быть заключены только с гарантирующим поставщиком электрической энергии, которым в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» признается — коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Статус гарантирующего поставщика присваивается в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Кроме того, Перечень гарантирующих поставщиков размещен на официальном сайте Федеральной службы по тарифам.

Таким образом, заключение иных видов договоров по пункту 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с коммерческими организациями за исключением тех, которые признаются гарантирующими поставщиками, не допускается.

Исчерпывающий перечень оснований оплаты для обеспечения функций казенных учреждений перечислен в ст. 70 Бюджетного кодекса Российской федерации, среди них в том числе: закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, которые должны осуществляться в соответствии с Закона № 44-ФЗ путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или путем закупки у единственного поставщика. Заключение договоров с целью оплаты расходов за потребляемую электроэнергию ГКУ НО «Управление по делам ГО, ЧС и ПБ по Нижегородской области» может осуществляться в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ либо конкурентным способом.

Рекомендуем пересмотреть вопрос о порядке обеспечения электрической энергией пожарных частей и иных объектов недвижимости, находящихся на Вашем бухгалтерском балансе, в том числе путем приведения их в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг…».

Согласно вышеуказанному Постановлению, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Вопрос

1) При осуществлении закупки в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ вправе ли заказчик заключить неограниченное количество договоров на сумму, не превышающую четырехсот тысяч, в переделах квоты, без разбивки по КБК, КОСГУ, ОКПД?

2) Попадает ли под действие п. 16 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключение заказчиком контракта с образовательной организацией по проведению семинаров, курсов повышения квалификации?

Ответ

1. В пункте 5 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указаны условия закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Данная норма не содержит каких-либо ограничений относительно одноименности при осуществлении закупок. Таким образом, заказчик (если он является государственным или муниципальным учреждением, указанным в настоящем пункте) вправе заключить неограниченное количество контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без учета одноименности закупаемых товаров, работ, услуг, но с соблюдением предусмотренных лимитов. В соответствии с пунктом 4 части 5 Приказа Минэкономразвития России № 544, Казначейства России № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» при проведении закупок в 2014 и 2015 годах в плане-графике информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, указываются одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств.

2. Пункт 16 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном Закона № 44-ФЗ) не раскрывает перечень мероприятий, которые могут быть осуществлены в рамках данной нормы. Но в рамках данного пункта обязательными условиями являются:

— необходимость определения организатора мероприятия (на основании межведомственного соглашения, распорядительного акта или иного документа);

— направленность мероприятия на обеспечения нужд нескольких заказчиков.

Вопрос

В соответствии с частью 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе, в порядке и по форме, определенным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Предлагаемые на официальном сайте www.zakupki.gov.ru способы размещения отчета в реестре контрактов:

1) размещение отчета путем прикрепления его в виде файла к информации об исполнении контракта (о расторжении контракта), подаваемой по факту приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

2) размещение отчета путем прикрепления его в виде файла к информации об исполнении контракта (о расторжении контракта) при внесении исправлений в такую информацию.

Каким образом заказчиком должен исполнить данную норму Закона в случае осуществления закупок по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ?

Ответ

До вступления в силу Закона № 140-ФЗ, согласно части 1 статьи 103 Закона № 44-ФЗ в реестр контрактов не включалась информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и прикрепить отчет на официальном сайте не представлялось возможным. Однако заказчик в соответствии со статьей 93 Закона № 44-ФЗ обязан составлять отчет, который необходимо хранить вместе с контрактом.

В связи со вступлением в силу Закона № 140 — ФЗ, в соответствии с частью 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге по контрактам, заключенным в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, НЕ отражаются заказчиком в отчете, который подлежит размещению в единой информационной системе.