Закрытый запрос цен

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Запрос котировок в электронной форме

С 1 июля 2019 года заказчики проводят закупочные процедуры на ЭТП только в электронной форме.

Требования к электронной процедуре запроса котировок такие же, как и к бумажной: цена контракта не должна превышать 500 тыс руб., а годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, должен составлять менее 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не превышать 100 млн руб.

Извещение запроса котировок в электронной форме

Заказчик размещает извещение о проведении запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ не менее, чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок на участие.

Оно должно находиться в бесплатном доступе для ознакомления в течение всего срока подачи заявок.

Одновременно с размещением в ЕИС извещения запроса котировок, заказчик вправе направить не менее, чем 3-м лицам, запрос на предоставление котировок.

Например, это удобно, если заказчик знает поставщиков, работающих в этой отрасли и предоставляющие требуемые товары (работы или услуги).

В случае, когда заказчик захочет внести изменения в извещение, то сделать он это может, если до конца срока подачи заявок осталось не менее 2-х дней.

Заявка на запрос котировок в электронной форме

Чтобы подать заявку, участник должен быть зарегистрирован в ЕИС и соответственно аккредитован на ЭТП, на которой проходит закупка.

Срок приема заявок на запрос котировок в электронной форме – с момента размещения извещения и до указанных в нем даты и времени окончания срока подачи заявок на участие.

Каждый участник запроса котировок может подать только одну заявку на участие. При этом, если заказчик внесет изменения в извещение, участник вправе изменить или вовсе отозвать свою заявку в регламентированные законом сроки, т.е. до конца срока подачи заявок.

Подготовка электронной котировочной заявки

со 100% допуском к участию

Заказать

В течение 1 часа, с момента получения заявки на участие в электронном запросе котировок, оператор ЭТП присваивает ей идентификационный номер и направляет поставщику уведомление, подтверждающий, что заявка принята.

Если были допущены ошибки, то оператор возвращает заявку отправителю.

Случаи, в которых заявка будет возвращена участнику:

  • подача котировки с нарушением требований;

  • подача одним участником 2-х и более заявок;

  • подача после даты или времени окончания срока подачи;

  • получение заявки от участника с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ;

  • котировка не содержащая предложение о цене контракта или предложение о цене, превышающей НМЦК или равной нулю;

  • участник находится в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

Участие в запросе котировок в электронной форме: сроки и этапы

В течение одного часа, после окончания срока подачи, оператор электронной площадки направляет заказчику все поданные заявки и документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

На следующий день котировочная комиссия начинает рассматривать заявки. Этот процесс занимает 1 рабочий день. В результате определяются соответствующие и несоответствующие котировки, а результаты фиксируются в протоколе рассмотрения заявок.

Затем, не позднее окончания срока рассмотрения заявок, заказчик направляет протокол проведения запроса котировок в электронной форме оператору ЭТП. Оператор, в свою очередь, присваивает всем допущенным заявкам порядковый номер – по мере увеличения предложенной в них цены контракта, т.е. от большего к меньшему.

Несостоявшийся запрос котировок в электронной форме 44-ФЗ

Электронный запрос котировок признается несостоявшимся в тех же случаях, что и запрос котировок в печатной форме: если отклонены все заявки участников или допущена только 1 заявка.

Если такая процедура признана несостоявшейся по основаниям, предусмотренным частью 14 статьи 82.3, частью 9 статьи 82.4 ФЗ-44, то заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 рабочих дня,

Заключение контракта по результатам электронного запроса котировок

Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

В течение 5 дней, с даты размещения протоколов, заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, в котором указана цена, предложенная победителем.

Затем, в течение 5 дней после размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта, победитель подписывает его усиленной квалифицированной подписью, а также предоставляет обеспечение исполнения контракта (если это предусмотрено тендерной документацией).

Если у победителя есть замечания по проекту контракта, то он размещает протокол разногласий и в течение 3-х рабочих дней заказчик рассматривает его и без своей подписи добавляет доработанный проект контракта, либо повторно размещает изначальный проект, с указанием причин отказа.

Важно: Протокол разногласий может быть размещен на электронной площадке для каждой процедуры не более, чем 1 раз!

В течение 3-х дней победитель должен подписать проект контракта. После этого заказчику также дается 3 рабочих дня на подписание со своей стороны и размещение его в ЕИС.

Также победителю необходимо предоставить вместе с подписанным контрактом обеспечение его исполнения. Обычно для этого используется банковская гарантия, требования к которой заказчик прописывает в тендерной документации. Если обеспечение не будет предоставлено заказчику, то победитель будет считаться уклонившимся!

Для расчета гарантии Вы можете воспользоваться нашим онлайн калькулятором, узнать стоимость и отправить заявку всего за 2 минуты.

★ Расчет гарантии для обеспечения контракта

Заранее подобрав банк, в котором Вы будете получать банковскую гарантию, Вы сэкономите свое время и деньги, когда будете участвовать в закупке.

С момента размещения в ЕИС подписанного проекта контракта победителем и заказчиком – контракт считается заключенным.

Уклонение победителя от подписания контракта по результатам электронного запроса котировок

Если победитель не предоставит заказчику подписанный контракт, а также выписку из ЕГРЮЛ (или засвидетельствованную в нотариальном порядке ее копию), в срок, указанный в извещении, то такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Заказчик может направить требование о включении данного победителя в Реестр недобросовестных поставщиков, а контракт заключить с участником электронного запроса котировок, чьей заявке был присвоен следующий за победителем порядковый номер.

Обратите внимание: участник запроса котировок в электронной форме, занявший второе место, вправе отказаться от заключения контракта с заказчиком.

При проведении закупки в печатном формате – он был обязан заключить контракт, если победитель признан уклонившимся.

Жалоба в ФАС в электронном запросе котировок

Обжалование действий заказчика и котировочной комиссии допускается в любое время проведения процедуры, но не позднее 10-ти дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Основа портала представляет собой электронный магазин, но также дополнительно к самому магазину есть информационный ресурс, на котором отображаются все закупки, которые проводят заказчики региона или уполномоченные органы.

Что дает портал поставщиков заказчику?

В первую очередь – оперативные сделки в электронной форме, причем в публичной сфере. Закупки малого объема проводятся хозяйствующими субъектами и в магазинах с предпринимателями, с которыми установились доверительные отношения.

Это дает поставщикам гарантированный доступ в систему закупок с минимальными издержками.

Что дает Портал поставщиков регуляторам?

В первую очередь ПП дает возможность регуляторам отслеживать и контроль цен и рынка в целом, прозрачность закупок и обоснованность цен и диалог с бизнесом.

Как это работает?

На портале организовано три простых инструмента:

  • котировочные сессии
  • Закупка у единственного поставщика
  • Закупка по потребности заказчика

Котировочная сессия – это фактически аукцион, где заказчик, выбирая какую-нибудь оферту, двумя-тремя нажатиями кнопок, превращает ее в котировочную сессию. Котировочная сессия длится сутки. Всем кто торгует аналогичной продукцией уходит приглашение поучаствовать в этой котировочной сессии.

Закупка у единственного поставщика – это самая простая схема. Вы ищите на портале интересующие вас товары, работы или услуги, и предлагаете поставщику заключить с вами контракт. Т.к. контракт заключается в электронном формате, то весь процесс проходит не более суток или максимум двух.

Закупка по потребности заказчика – данный инструмент включен по просьбам регионов. По сути данный вариант представляет собой мини конкурс. Здесь заказчик выставляет свою потребность, описывает ее с минимальным объемом конкурсных документаций. После этого выставляет ее не на сутки, а например, на неделю, чтобы заказчики давали свои предложения. Но в отличает от аукциона, поставщик дает предложение один раз. Из данного набора предложений заказчик выбирает подходящее ему предложение.

Портал поставщиков в цифрах

Защита интересов участников.

Если поставщик отказывается от заключения контракта, то блокируется работа на портале на три месяца. Если отказ происходит повторно, то блокировка происходит на 6 месяцев, при следующем попадании в реестры, поставщик блокируется на год.

Нормативно-правовые акты и базовые решения

Работая на портале поставщиков вы будете интегрированы с Березкой.

Подключение к порталу поставщиков

Существует два способа подключения к порталу поставщиков:

  • Личный кабинет заказчика
  • Интеграция с вашей системой по автоматизации торгов

Если вы выбираете подключение через личный кабинет, то будет предложено согласовать выгрузку муниципальных заказчиков из электронного бюджета и на основе этих данных автоматически будут созданы личные кабинеты каждого заказчика и присланы на почту логин и пароль для доступа на портал поставщиков. Данная процедура занимает несколько часов. Соответственно все заказчики в течение одного дня смогут начать работать на портале поставщиков.

Для работы на портале заказчику понадобится только ЭЦП, необходимая для заключения контрактов.

ВИДЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

В этой статье мы расскажем о различных видах закупочных процедур, применяемых для определения победителей при проведении государственных и муниципальных закупок. Перечень таких процедур подробно описан в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Прошедший 2018 год принес существенные изменения в закон 44-ФЗ, в том числе и в порядок проведения закупок. Изменения продолжились и в 2019 году. В связи с этим мы приняли решение переработать данную статью с учетом изменений в законодательстве. В дальнейшем, по мере вступления в силу очередных изменений в законодательство о закупках, мы будем вносить изменения в текст статьи, поддерживая информацию в актуальном состоянии.

Итак, одним из главных нововведений в законе 44-ФЗ является перевод большинства закупочных процедур в электронную форму. Полный перечень процедур для госзакупок, перечисленных в законе 44-ФЗ, по состоянию на 22 марта 2019 года выглядит следующим образом:

1. Конкурс (открытый, с ограниченный участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный).

2. Аукцион (электронный, закрытый).

3. Запрос котировок.

4. Запрос предложений.

5. Закупка у единственного поставщика.

Конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений относятся к конкурентным процедурам. Как следует из названия, принцип определения победителей таких процедур является состязательным, участники соревнуются между собой, предлагая наиболее низкую цену или более выгодные условия. Условия и сроки проведения конкурентных процедур всегда известны заранее. Они указываются в закупочной документации.

Закупка у единственного поставщика, напротив, является неконкурентной процедурой. Порядок проведения таких закупок регламентируется законом «О контрактной системе» и постановлениями Правительства.

Кроме того, конкурентные процедуры бывают открытые и закрытые. Если информация об открытых процедурах находится в общем доступе в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), то информация о закрытых процедурах направляется заказчиком ограниченному кругу поставщиков в виде приглашения к участию закупке. В ЕИС информация о проведении закрытых закупок не публикуется.

Классификацию способов закупок по закону 44-ФЗ можно проиллюстрировать следующей схемой:

Рассмотрим более подробно возможные способы проведения закупок.

Открытый конкурс – как следует из названия, это конкурс, в котором может принять участие любой из поставщиков товаров, работ или услуг. Открытый конкурс признан основным способом размещения государственного и муниципального заказа. Открытый конкурс должен проводиться в случаях, когда нет предусмотренных законом специальных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, ограниченный рынок предложений, узкоспециализированная продукция, малый объем закупок, срочные или секретные закупки.
Основная особенность открытого конкурса – это применение дополнительно к ценовым критериям неценовых критериев определения победителя. При этом каждому из критериев присваивается определенная значимость, определенная закупочной документацией. Победителем открытого конкурса признается участник, набравший большее количество баллов.

Конкурс с ограниченным участием – конкурс, при проведении которого информация о закупке размещается в свободном доступе в ЕИС, но при этом к участникам закупки кроме единых требований предъявляются и дополнительные требования. Победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным единым и дополнительным требованиям.
Заказчик может осуществить закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием только в двух случаях:

1. Если требуется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг высокой технической или технологической сложности и осуществить их могут только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации.

2. Для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов), и при этом требуется допуск подрядчиков к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек и т.п.

Двухэтапный конкурс – как следует из названия, конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе участники такого конкурса обязаны первоначальные заявки на участие, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

Конкурсная комиссия обсуждает поступившие предложения с участниками закупки. При этом, на обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники. По результатам первого этапа заказчик имеет право уточнить или дополнить условия закупки, а именно:

– требования к функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам объекта закупки;

— критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1) Конкурс проводится для заключения:

а) контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;

б) энергосервисного контракта;

в) контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Первый этап проводится в виде предквалификационного отбора или переговоров. На первом этапе участники закупки подают свои предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. На втором этапе подаются заявки с указанием цены с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. Победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заказчик вправе провести закупку в форме двухэтапного конкурса только при одновременном соблюдении следующих условий:

— конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

— для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

На втором этапе двухэтапного конкурса заказчик направляет всем участникам, принявшим участие в проведении его первого этапа, предложение представить окончательные заявки на участие в таком конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок.

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе такого конкурса. Победитель определяется по итогам рассмотрения окончательных заявок на участие в конкурсе.

Аукцион – самая простая (но не всегда самая эффективная) закупочная процедура. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену в ходе торгов с пошаговым снижением цены. Но, как известно, низкая цена далеко не всегда является гарантией качества поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг. Поэтому, если заказчик хочет при определении победителя учитывать дополнительные критерии (например, наличие материально-технической базы, опыт исполнения контрактов, квалификация персонала и т.п.), он должен проводить закупки в форме конкурса, а не аукциона.

Запрос котировок – неторговая процедура, в которой победителем признается участник, предложивший самую низкую цену. Обязательное условие – заявка участника должна быть признана соответствующей требованиям, установленным закупочной документацией.

Закон устанавливает ограничения на использование процедуры. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Запрос предложений – неторговая процедура, победителем которой признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Основное отличие запроса предложений от запроса котировок заключается в наличии дополнительных критериев оценки поступивших заявок при использовании запроса предложений, в то время как при запросе котировок стоимость контракта является основным и единственным критерием определения поставщика.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случаях:

1) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;

2) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 ст. 95 закона 44-ФЗ;

3) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии;

4) осуществления закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;

5) признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 закона 44-ФЗ;

6) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.

Закупка у единственного поставщика – неконкурентная закупочная процедура, при которой заказчик приглашает к исполнению контракта только одного исполнителя, минуя конкурсные процедуры.

Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ст. 93 закона «О контрактной системе в сфере закупок». Таких случаев в законе указано более 50.

Закупка у единственного поставщика позволяет заказчику приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В то же время, из-за отсутствия конкуренции этот способ закупки создает широкие возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков. В большинстве случаев проведение закупки у единственного поставщика регулируются Президентом и Правительством РФ. В феврале 2019 г. Правительством дано поручение Минфину принять меры к сокращению закупок у единственного поставщика.

Необходимо помнить, что в ряде случаев при осуществлении закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов закупки, а также цену и иные существенные условия контракта.

Закрытые процедуры (аукцион, конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) – проводятся аналогично открытым конкурентным процедурам, за исключением ограничений на доступ к участию.

В соответствии со ст. 84 закона «О контрактной системе в сфере закупок» закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;

5) закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности государства, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Поговорим о том, в каком виде проводятся эти закупочные процедуры ?

В соответствии с внесенными изменениями в закон «О контрактной системе в сфере закупок» с 1 июля 2018 года заказчики получили возможность проводить все открытые конкурентные процедуры в электронном виде. Возможность проведения электронных закупок было на тот момент правом, а не обязанностью заказчика.

С 1 января 2019 года проведение аукционов, открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов возможно только в электронном виде, а запросов котировок и запросов предложений — в основном в электронном виде, за исключением отдельных случаев, специально оговоренных в законе 44-ФЗ.

Поясним, о чем идет речь. Закон «О контрактной системе в сфере закупок» предусматривает, что в ряде случаев разрешено проводить запросы котировок и запросы предложений в «бумажном виде». Это касается закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций:

• обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);

• оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);

• оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);

• проведение закрытых закупок (ст. 84);

• поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Оговоримся сразу, что норма закона об обязательном проведении конкурентных процедур в электронном виде касается закупок, объявленных после 1 января 2019 года. Закупочные процедуры, о проведении которых было объявлено еще в 2018 году, будут проводиться в соответствии с редакцией закона 44-ФЗ, действующей на момент объявления закупки. Порядок проведения при этом определяется закупочной документацией, т.е. возможны закупки как в «бумажной», так и в электронной форме. Следовательно, в течение 2019 года в ЕИС нередко еще будут встречаться процедуры, объявленные в 2018 году и проводимые в «бумажной» форме.

С 14 марта 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. N 223. Постановление в соответствии с требованиями ст. 84.1 закона 44-ФЗ утвердило «Положение об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках» и «Перечень заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг с применением закрытых электронных процедур».

Согласно Перечню, Положением при проведении в электронной форме закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса и закрытого аукциона обязаны руководствоваться:

— Министерство обороны России;

— Федеральная служба безопасности России;

— Служба внешней разведки России.

Пользоваться Положением должны также подведомственные указанным заказчикам государственные учреждения и унитарные предприятия.

Обязанность проводить закрытые электронные процедуры при осуществлении закупок в соответствии с Положением в случае, установленном п. 5 ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, появится у заказчиков с 1 июля 2019 года.

В рамках реформы системы государственных и корпоративных закупок Правительство РФ распоряжением № 1447-р от 12 июля 2018 года утвердило перечень электронных торговых площадок для проведения закупочных процедур.

Новый перечень электронных площадок (операторов электронных площадок), отвечающих требованиям ч. 3 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и ч. 11 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» выглядит следующим образом:

1. Zakaz RF (Акционерное общество «Агентство по государственному заказу
Республики Татарстан»).

2. ЕЭТП (Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»).

3. РАД (Акционерное общество «Российский аукционный дом»).

4. ТЭК-Торг (Акционерное общество «ТЭК – Торг»).

5. Национальная электронная площадка (Акционерное общество «Электронные торговые системы»).

6. Сбербанк – АСТ (Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»).

7. РТС – тендер (Общество с ограниченной ответственностью «РТС – тендер»).

8. ЭТП ГПБ (Общество с ограниченной ответственностью «Электронная
торговая площадка ГПБ»).

Согласно этому же распоряжению, торги в рамках государственного оборонного заказа будут проходить на специализированной электронной торговой площадке АСТ-ГОЗ (Общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа»).

Для участия в электронных закупочных процедурах все поставщики должны быть аккредитованы на электронных торговых площадках. Согласно новой редакции Закона 44-ФЗ (часть 48 ст. 112) с 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется только после регистрации участников закупок в ЕИС и размещения информации и документов участника в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ).

Аккредитация происходит в автоматическом режиме, сразу на всех площадках, посредством электронного взаимодействия между ЕИС и ЭП. На аккредитацию участников, зарегистрировавшихся в ЕИС, операторам ЭП отводится не более 1 рабочего дня.

Подробнее о регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках Вы можете узнать из статьи на нашем сайте «Регистрация поставщиков в ЕИС – как и когда это необходимо сделать».

получение электронной подписи, подбор тендеров, тендерное сопровождение,

ЕДИНЫЙ АГРЕГАТОР ТОРГОВЛИ «БЕРЕЗКА»

Перечисляя виды закупочных процедур необходимо сказать несколько слов о Едином агрегаторе торговли (ЕАТ) «Березка». Агрегатор создан в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 824-р. и предназначен для проведения закупок на малые суммы у единственного поставщика. По своему функционалу ЕАТ «Березка» представляет собой интернет-магазин, размещенный на интернет-сайте по адресу — https://agregatoreat.ru/.

С 1 марта 2019 года закупки товаров, работ, услуг федеральными заказчиками у единственного поставщика, проводимые в соответствии с п. 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе», осуществляются с использованием единого агрегатора.

Уточним о каких закупках идет речь:

— закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;

— закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;

— закупки лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей».

Обязанность использования ЕАТ для проведения малых закупок не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственному управлению в области обеспечения безопасности, а также на организации, проводящие закупки для обеспечения деятельности Президента и Правительства Российской Федерации.

Подробнее о работе агрегатора Вы можете прочитать в статье на нашем сайте «Единый агрегатор торговли «Березка» — как это работает».

Как видите, способов проведения закупок по закону «О контрактной системе» не так уж и много. Но Правительство не собирается на этом останавливаться. Минфину и Федеральному казначейству поручено заняться упрощением закупочных процедур и сокращением их числа. В процесс реформирования закупок включилось и Федеральная антимонопольная служба. В настоящее время уже подготовлены предложения ведомств, предусматривающие отказ от избыточно сложных процедур – таких, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и, возможно, запрос котировок. Упростить собираются и закупочное законодательство в целом.

Это означает, что спокойной жизни у заказчиков и поставщиков в ближайшее время не ожидается. Перемены продолжаются. Станет ли лучше работать система закупок — это никому не ведомо. Но скучно точно не будет !

О способах закупок по федеральному закону 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» мы расскажем в одной из следующих статей.
Удачных Вам закупок!

На сегодняшний день государственные закупки в нашей стране контролирует Федеральный Закон №44. И с 72-ой по 79-ую статьи данного законодательно-нормативного акта посвящены такому способу определения поставщика, как запрос котировок.

Что такое запрос котировок в электронной форме?

Согласно 1 пункту ст. 72 ФЗ-44, запросом ценовых котировок называется та форма определения поставщика, при которой контракт достается участнику, предложившему самую низкую цену его выполнения. При этом, вся информация публикуется в открытом режиме, на пространстве Единой Информационной Системы.

Правила проведения электронного запроса котировок

Электронный запрос котировок характеризует целый ряд важных моментов, которые необходимо знать как организатору, так и участнику торгов.

  • Максимальная сумма контракта, на который запрашиваются электронные котировки, не должна быть более пятисот тысяч рублей.
  • Извещение о проведении торгов размещается в открытом доступе не позднее недели до их завершения. В случаях, когда цена контракта менее 250 тыс. руб., этот срок может быть урезан до четырех дней (рабочих).
  • Ежегодная сумма закупок, проводимых подобным образом, не должна превышать сто миллионов рублей в денежном выражении.
  • Вместе с извещением необходимо опубликовать проект будущего контракта и не убирать его из свободного доступа вплоть до момента завершения подачи заявок.
  • Подача котировки не требует от участника наличия обеспечения заявки.
  • Организатор не вправе требовать от участника никаких документов, кроме заявки в установленной форме.
  • Если запрос котировок проводится на территории иностранных государств, либо он связан с экстренными ситуациями, то в действие вступают особые правила, прописанные в канве закона.

Как принять участие в запросе электронных котировок?

Для этого необходимо подать официальную заявку в электронном виде, составленную и оформленную по всем правилам ФЗ №44. Эти нормы содержатся в третьем пункте 73-ей статьи законодательного акта. Согласно ему, заявка должна содержать в себе:

  • Реквизиты организации;
  • Паспортные данные ответственного лица;
  • Юридический и физический адреса фирмы;
  • ИНН организации и ответственного лица;
  • Документы, подтверждающие наличие тех или иных преимуществ у участника – например, принадлежность к сегменту малого бизнеса;
  • Заявление стоимости выполнения работ/поставок по контракту.

При этом, никакого образца данной заявки закон не содержит, поэтому организатор вправе самостоятельно приложить его к тендерной документации.

Как выиграть запрос котировок в электронной форме?

Для того чтобы выиграть запрос котировок в электронном виде, прежде всего, необходимо условия заказчика. Законы о закупках содержат в себе множество нюансов, которые знакомы и понятны только узкоспециализированным профессионалам.
Желаете сделать свое участие в запросах котировок максимально продуктивным? Обратитесь за помощью к экспертам нашей компании!

УДК 351/354 Н.А. Тихонова

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА

Аннотация. Приведен сравнительный анализ процедур запроса котировок и запроса предложений с целью выявления их отличительных особенностей, достоинств и недостатков.

Ключевые слова: запрос котировок, запрос предложений, закупка, государственный и муниципальный заказ.

Государственный заказ позволяет удовлетворять потребности государства и муниципалитетов в рамках социально-экономической функции. Осуществление закупочной деятельности выступает значимым элементом процесса бюджетирования, что в конечном счете определяет его результативность, экономичность и эффективность, а также стимулирует социально-значимые отрасли российской экономики.

Ключевым моментом современного развития политики в области государственного и муниципального заказа является создание качественного и эффективного механизма осуществления государственных закупок. На сегодняшний день в сфере экономических отношений существуют как основные, так и менее распространенные способы государственных закупок. Огромное количество сделок заключается непосредственно через проведение конкурсов и аукционов, на которых требуется гарантирование исполнения своих обязательств. Однако в редких случаях заказчик отходит от стандартной процедуры и применяет другие механизмы — запросы котировок и предложений. Данные способы осуществления закупок могут подойти многим предпринимателям. Однако большинство заказчиков и потенциальных участников плохо понимают, в чем отличие этих процедур. На самом деле они есть, и притом очень существенные.

Запрос котировок — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении запроса котировок; победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта .

Запрос котировок создается в том случае, когда общая стоимость запланированного договора не превышает полмиллиона рублей. Однако при запросе котировок есть нюансы, которые необходимо учесть:

— заказ должен быть изложен в единой информационной системе;

— максимальный срок решения всех вопросов составляет семь дней;

— компания, предложившая самую низкую стоимость контракта, и будет являться победителем;

— максимальный процент годовых закупок, осуществленных через запрос котировок, не должен превышать 10 % от имеющихся средств, предназначенных на закупки.

Естественно, для осуществления запроса котировок заказчик в обязательном порядке должен выполнить определенные условия:

— указать информацию, подтверждающую личность и способы контактирования;

— изложить основную суть контракта;

— указать код закупки;

— уточнить, каким именно образом будет выбран победитель;

— время вскрытия конверта должно указываться максимально точно;

— в случае необходимости уточнить возможные ограничения во избежание форс-мажорных ситуаций .

Немаловажным будет отметить тот факт, что в случае подачи единственного запроса котировок такая закупка попросту считается недействительной.

Для вскрытия конверта назначается специальная комиссия, в обязанности которой входит тщательная проверка всех требований, установленных заказчиком. Вся доступная и необходимая информация при этом будет находиться в единой информационной системе. И самое главное — победу получает тот заявитель, стоимость контракта у которого является самой минимальной.

Запрос котировок является достаточно простым способом проведения закупок, который можно использовать для большинства госконтрактов. Среди основных преимуществ данного способа можно назвать:

1. Оперативность процедуры. Процедура запроса котировок по срокам занимает минимальные значения, особенно в сравнении с другими популярными методиками -такими, как открытый конкурс и электронный аукцион. Сам процесс запроса котировок и выбора исполнителя довольно прост, поэтому заказчику не потребуется много времени на его проведение.

2. Минимальные риски, связанные с документированием процедуры. Запрос котировок предполагает минимальное количество документации, регламент проведения процедуры четко прописан в законе и прост в исполнении, что сводит к минимуму возможность возникновения ошибок.

3. Техническая простота. В сравнении с электронным аукционом, процедура запроса котировок технически довольно проста, что исключает возможность возникновения сбоев в системе.

4. Для определения победителя требуется всего одно заседание. Все полученные предложения обсуждаются комиссией в ходе одного заседания, что упрощает и сокращает процедуру выбора исполнителя.

5. Доступность для всех. Правила участия в запросе котировок довольно просты как для заказчика, так и для исполнителя .

Запрос предложений — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, а также соответствующей документации; победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Запрос предложений актуален только в «экстренных» случаях, либо же в чрезвычайно срочных государственных закупках: при необходимости срочного дорогостоящего и заграничного лечения, выезда национальной сборной на значимые для страны соревнования, для закупки военной техники и инвентаря и т.п.

Суть данного запроса заключается в том, что тендер и вся информация о нем должна быть указана в пятидневный срок до его начала. Следует отметить, что информация, требуемая заказчиком, имеет довольно много пунктов, которые помогут сформировать тщательный, более конкретный моральный и финансовый портрет будущего исполнителя. Его основные пункты:

— финансовая информация. Проверяется платежеспособность компании, тем самым исключая риск банкротства исполнителя;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— техническая возможность, возможность транспортировки;

— контактная информация клиентов, с которыми исполнителю приходилось (приходится) заключать контракты и договоры. Это нужно для получения более точной характеристики.

Назначенная комиссия рассматривает и «взвешивает» возможности всех претендентов. В данном случае победа принадлежит тому представителю, который оптимально подходит по условиям запроса предложений и выполнил все требования заказчика. В запросе предложений существует вероятность рассмотрения предложения после окончания тендера, но это бывает весьма редко и только по соглашению заказчика с комиссией.

Преимущества запроса предложений:

— сроки. Минимальный срок подачи заявок — пять календарных дней. Контракт может быть заключен уже через 14-16 календарных дней после размещения в ЕИС извещения;

— отсутствие ограничения размера начальной (максимальной) цены контракта;

— возможность самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений и величины значимости этих критериев.

Преимущества для участников:

— право изменить или отозвать поданную заявку вплоть до момента вскрытия конвертов с заявками — в отличие от запроса котировок;

— возможность продолжить конкурентную борьбу после рассмотрения и оценки поступивших заявок путем подачи окончательного предложения;

— отсутствие необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие (исключение составляет запрос предложений, который проводится в связи с несостоявшимся электронным аукционом или повторным конкурсом).

Рассмотрев оба варианта запросов, можно смело выделить несколько отличительных пунктов. Первое и самое главное отличие между запросами котировок и предложений — это механизм определения победителя. В первом случае им становится тот, кто предложил самую выгодную, минимальную цену, а во втором — наиболее выгодные и привлекательные условия исполнения. С точки зрения оценки заявок запрос предложений — самый субъективный способ из всех закупок, так как критерии определяются заказчиком на свое усмотрение — так же, как и система их оценки.

Следующее отличие двух указанных способов определения поставщика заключается в возможности проведения запроса. Путем запроса котировок можно осуществлять любые закупки. Главное — уложиться в установленные законом денежные лимиты: сумма одного контракта не должна превышать 500 тыс. руб., а общий годовой объем — 10 % от общего объема закупок, предусмотренных планом-графиком размещения заказов.

А вот случаи, в которых допускается проводить запрос предложений, строго определены ч. 8 ст. 83 Федерального закона № 44. Это могут быть:

— закупки спортивной экипировки, инвентаря и оборудования для Олимпийской или Паралимпийской сборных (для участия в играх или тренировок);

— закупки у иностранных организаций, предметом которых является лечение граждан нашей страны за рубежом;

— закупки по контракту, который ранее был расторгнут по односторонней инициативе заказчика на основании ч. 9 ст. 95 ФЗ № 44;

— закупки лекарственных препаратов, требующихся для лечения конкретного пациента в связи с индивидуальной непереносимостью других средств или жизненной необходимостью;

— закупки, ранее проводившиеся путем электронного аукциона или конкурса и признанные несостоявшимися в результате повторных процедур из-за отсутствия или недопуска всех заявок;

— закупки изделий народных художественных промыслов;

— закупки, предметом которых является оказание услуг по защите интересов РФ в судебных инстанциях различного уровня .

Также различия существуют и в составе необходимых документов. Заказчик, объявляющий запрос котировок, должен разместить на сайте www.zakupki.gov.ru извещение и приложить к нему проект контракта. В случае с запросом предложений помимо этих документов должна быть документация, требования к содержанию которой определяются ч. 6 ст. 83 ФЗ № 44.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения, фамилию, имя, отчество, место жительства, банковские реквизиты участника закупки, а также информацию и документы, которые указаны в ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44. При проведении запроса предложений состав и форму заявки заказчики определяют самостоятельно.

Еще одно отличие между запросом котировок и предложений в том, что в первом случае заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение не позднее, чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок. Во втором — не может вносить изменений в извещение и документацию, а также отменять закупку.

Еще одно важное отличие касается сроков подачи и оценки заявок. В случае с запросом котировок срок подачи заявок должен быть не менее четырех (для закупок стоимостью менее 250 тыс. руб.) или семи (для закупок стоимостью более 250 тыс. руб.) дней. Извещение о проведении запроса предложений публикуется на Портале госзакупок не позднее, чем за пять календарных дней до даты проведения процедуры.

После того, как заявки вскрыты, участникам запроса котировок остается только ждать оглашения результатов. Протокол должен быть размещен в течение одного рабочего дня.

А вот для тех, кто подал заявки на участие в запросе предложений, процедура еще не окончена. Все допущенные участники должны в течение одного рабочего дня представить окончательные предложения, и лишь на следующий день после их получения комиссия объявит победителя, составив протокол и разместив его на Портале госзакупок.

Такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. При этом важное значение имеет обеспечение реализации принципов профессионализма заказчика, прозрачности, конкурентности контрактной системы в сфере закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 18.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тихонова Наталья Андреевна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: natysik02072012@yandex.ru

УДК 351/354 Тихонова, Н. А.

Сравнительная характеристика запроса котировок и запроса предложений как конкурентных способов определения поставщика / Н. А. Тихонова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2017. — № 4 (20). — С. 42-46.