Законопроектная деятельность правительства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2000 года N 347
О совершенствовании законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576 (Российская газета, N 151-152, 09.08.2001) (вступило в силу с 1 сентября 2001 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, 30.08.2004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242 (Российская газета, N 53, 27.03.2009).

Правительство Российской Федерации считает участие в законодательном процессе одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В результате целенаправленной работы Правительства Российской Федерации законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации стала более ориентирована на решение социально-экономических проблем, улучшилось планирование разработки законопроектов, взаимодействие Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе, активизировалась деятельность федеральных органов исполнительной власти в палатах Федерального Собрания Российской Федерации по отстаиванию позиций Правительства Российской Федерации на всех стадиях рассмотрения законопроектов (законов), достигнуты определенные успехи в продвижении и принятии первоочередных законодательных инициатив Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем законопроектная деятельность недостаточно систематична. Представляемые в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти законопроекты зачастую плохо подготовлены, не основываются на тщательной инвентаризации действующих нормативных правовых актов, а также должным образом не согласованы. Отмечаются случаи лоббирования узковедомственных интересов, требует дальнейшего совершенствования порядок планирования законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
В целях совершенствования организации законопроектной деятельности Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Установить, что:
планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации формируются в соответствии с программами социально-экономического развития страны, а также на основе концепции развития законодательства Российской Федерации;
проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации разрабатываются Министерством юстиции Российской Федерации с привлечением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424;
проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации с приложением концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов после предварительной экспертной оценки вносятся в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации в Правительство Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424).
Принятые планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации направляются Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают проработку, научное обоснование и своевременное представление в Министерство юстиции Российской Федерации предложений о разработке проектов федеральных законов.
Предложение о разработке проекта федерального закона, представляемое в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, должно содержать рабочее наименование проекта федерального закона и его концепцию, наименование федерального органа исполнительной власти — головного исполнителя и перечень соисполнителей, ориентировочные сроки рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также проект технического задания на разработку проекта федерального закона (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576.
Проекты планов законопроектной деятельности, а также планы мероприятий по введению в действие актов законодательства, предусматривающих разработку законопроектов, подлежат обязательному рассмотрению Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

3. Министерство юстиции Российской Федерации:

а) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

б) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

в) разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и дополнении планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

г) принимает в обязательном порядке участие в разработке системообразующих законопроектов;

д) привлекает в установленном порядке к разработке планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации представителей федеральных органов исполнительной власти, научных учреждений, экспертов и специалистов;

е) запрашивает информацию по вопросам законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти;

ж) докладывает Правительству Российской Федерации о ходе выполнения законопроектных работ федеральными органами исполнительной власти;

з) осуществляет методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных законов;

и) обобщает практику подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных законов.

4. Министерство юстиции Российской Федерации взаимодействует по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации с Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и иными координационными и консультативными органами при Президенте Российской Федерации и при Правительстве Российской Федерации.

5. Установить, что участие Министерства юстиции Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется в соответствии с решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и по согласованию с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
Подготовленные федеральными органами исполнительной власти проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации вносятся в Правительство Российской Федерации исключительно руководителями федеральных органов исполнительной власти либо лицами, исполняющими их обязанности, с приложением всех материалов, поступивших от субъектов права законодательной инициативы или Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424.
Неурегулированные разногласия по проектам заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации рассматриваются на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности с участием руководителей, имеющих разногласия (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424).

6. Федеральный орган исполнительной власти — головной исполнитель по законопроекту:

а) организует разработку законопроекта и перечня актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, координирует работу федеральных органов исполнительной власти — соисполнителей, привлекает к работе представителей заинтересованных организаций, в необходимых случаях — представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организует проведение независимой экспертизы законопроекта в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и направляет согласованный законопроект и перечень правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, в Правительство Российской Федерации (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424; дополнен с 4 апреля 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242;

б) образует, как правило, рабочие группы с привлечением представителей общественных, научно-исследовательских и других организаций, в необходимых случаях — представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для разработки законопроекта и подготовки прилагаемых к нему материалов;

в) регулярно докладывает Правительству Российской Федерации о ходе подготовки законопроекта и вносит предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации;

г) не позднее первого числа первого месяца каждого квартала направляет в Министерство юстиции Российской Федерации информацию о выполнении им планов законопроектных работ.

7. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки проектов законодательных актов, предусмотренных планами законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

8. Представление федеральными органами исполнительной власти законопроектов в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и иным субъектам права законодательной инициативы, а также передача иных материалов по вопросам, связанным с законопроектной деятельностью, не допускаются.
Копии материалов, представляемых федеральными органами исполнительной власти по парламентским запросам, а также запросам и обращениям комиссий, комитетов, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, комиссий, комитетов, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, направляются полномочным представителям Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424

9. Законопроект и перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с этим законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также протоколы согласительных совещаний (при наличии разногласий) и замечания направляются до внесения в Правительство Российской Федерации на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации с участием при необходимости Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации дает оценку законопроекту и перечню правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, в целях установления соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов, а также отсутствия в законопроекте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и соблюдения правил юридической техники (абзац дополнен с 4 апреля 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242.
Заключения на законопроекты до их внесения в Правительство Российской Федерации подписываются Министром юстиции Российской Федерации или его заместителями и направляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, как правило, в 5-дневный срок с даты поступления законопроектов. В зависимости от объема и сложности законопроекта по договоренности между Министерством юстиции Российской Федерации и соответствующим федеральным органом исполнительной власти может быть установлен иной срок подготовки заключения, который не может превышать 30 дней.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424

10. Правовое заключение Министерства юстиции Российской Федерации должно содержать следующие сведения:

а) предмет регулирования и его соответствие сфере федерального ведения или совместного ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

б) включение законопроекта в планы законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации;

в) состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность указанного законопроекта и перечня правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, для урегулирования затрагиваемых общественных отношений с учетом компетенции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 424;

г) оценка формы законопроекта (новый акт, внесение изменений и дополнений в действующие акты и т. д.) и соответствия его текста правилам юридической техники;

д) соответствие содержания законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также юридической практике;

е) иные юридические особенности законопроекта;

ж) соответствие представленного проекта федерального закона техническому заданию на его разработку (подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576).

з) результаты экспертизы законопроекта, проводимой в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (подпункт дополнительно включен с 4 апреля 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 242).

11. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить методические правила по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, а также представить в Правительство Российской Федерации предложения об унификации терминологии и правил подготовки документов, связанных с разработкой законопроектов федеральными органами государственной власти.

12. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по дополнительному финансированию организации законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

13. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 733 «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 9, ст.1019).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

Правительство РФ принимает активное участие в законодательной деятельности. В соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» ему принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое реализуется посредством внесения законопроектов в Госдуму.

Законопроектная деятельность Правительства РФ осуществляется согласно плану, утверждаемому на очередной календарный год. Такой план разрабатывается в целях реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями деятельности Правительства РФ на определенный период, программами социально-экономического развития государства и иными программными документами Президента РФ и Правительства РФ (п. 1 Положения о законопроектной деятельности Правительства РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 389). План законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год (далее – План-2020) утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. № 3205-р.

Остановимся на ключевых моментах этого документа.

Приоритетные направления законопроектной деятельности

Правительство РФ в текущем году запланировало подготовку 230 законопроектов. По сравнению с аналогичным планом на 2019 год, который предусматривал разработку 49 законодательных инициатив, в этом году намеченная законопроектная деятельность кабинета министров будет более плодотворной.

План-2020 сформирован по шести ключевым направлениям, актуальным для современной российской действительности:

  • создание условий для экономического роста;
  • цифровизация и научно-технологическое развитие;
  • развитие отраслей экономики;
  • развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни;
  • сбалансированное региональное развитие;
  • повышение качества госуправления.

Отметим, в прошлом году в приоритете были 12 направлений законопроектной деятельности правительства, в том числе: сохранение и укрепление здоровья граждан, развитие здравоохранения, социальная поддержка населения, развитие пенсионной системы; совершенствование законодательства в сферах образования и культуры; обеспечение государственной и общественной безопасности, законности и правопорядка; развитие транспортной системы и обеспечение транспортной безопасности; обеспечение устойчивости бюджетной системы, банковской и финансовой деятельности; формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности; повышение эффективности госуправления; обеспечение безопасности в сферах экономики и информации, систематизация информации, развитие связи; развитие рынка труда и т.д.

Создание условий для экономического роста

В рамках этого направления работы предусмотрена разработка 67 инициатив. Среди них – поправки в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, федеральные законы от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другие законы.

Целью большинства корректировок станет систематизация обязательных требований в различных сферах, например, в части:

  • электронной подписи;
  • трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений;
  • спецоценки условий труда;
  • рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы;
  • управления МКД и совершенствования жилищного контроля;
  • осуществления медицинской деятельности;
  • безопасности строительной продукции, саморегулирования деятельности в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства и т.п.

Например, в рамках рассматриваемого направления работы предполагается отказаться от проведения плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении федерального госконтроля (надзора) в сфере миграции, усовершенствовать порядок оказания страховых услуг, внедрить автоматизированный онлайн-мониторинг за деятельностью туроператоров и турагентов, исключить необходимость нотариального заверения доверенности на представителя заявителя при подаче и получении документов на госрегистрацию при создании юрлица. Также планируется подготовить законы об исполнении федерального бюджета за 2019 год, о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Кроме того, Правительство РФ намерено систематизировать обязательные требования в сфере коллекторской деятельности путем подготовки проекта отдельного федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомним, в середине декабря прошлого года Минюст России уже представил на общественное обсуждение соответствующий законопроект. Им, в частности, предусмотрено введение обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности физлиц, а также «автоматизированного интеллектуального агента» («робота-коллектора») для отправки голосовых сообщений. Там же устанавливается и перечень обязательных требований к профессиональным коллекторским организациям. В случае одобрения законопроекта закрепленные им нормы будут применяться с 1 января 2021 года.

Цифровизация и научно-технологическое развитие

Деятельность по цифровизации предусматривает подготовку 10 инициатив, включая изменения, направленные на совершенствование: антимонопольного законодательства, соответствующего требованиям цифровой экономики; порядка предоставления первичных статданных в электронной форме; регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг; порядка электронного взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве; регулирования создания и функционирования информационных систем в сфере образования. Здесь же выделены поправки в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», нацеленные на обеспечение необходимых правовых условий для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий, а также на установление порядка обезличивания персональных данных.

Отдельный пункт Плана-2020 посвящен разработке изменений в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», касающихся создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров. Также ожидаются поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства и иные законодательные акты РФ в части обеспечения электронного документооборота между судами и лицами, участвующими в деле, а равно участниками дела между собой.

Развитие отраслей экономики

По мнению Правительства РФ, развитию отраслей экономики может поспособствовать принятие отдельных федеральных законов «О семеноводстве», «О военном инновационном технополисе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О самоходных машинах и других видах техники» и внесение поправок в уже действующие законы. Речь идет о возможном введении в России типового проектирования, установлении госпошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, о совершенствовании регулирования развития высокоскоростного железнодорожного сообщения, порядка создания и управления особыми экономическими зонами, а также об отмене рыбоохранных зон.

Развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни

45 законопроектов, упоминаемых в Плане-2020, имеют социальную направленность. Это не только новые законы (о потребительской корзине в целом по РФ, об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2021 год, о повышении МРОТ, о страховых тарифах на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, о бюджетах ПФР, ФФОМС и ФСС России на тот же период, об экологическом аудите), но и поправки в действующие нормативные правовые акты. В частности, кабинет министров хочет пересмотреть размер прожиточного минимума (соответствующий законопроект планируется направить в Госдуму в марте), обновить фиксированные размеры страховых взносов для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам.

В Плане-2020 перечислены и корректировки, касающиеся порядка управления МКД и особенностей предоставления коммунальных услуг. Так, Правительство РФ инициирует предоставление регионам права реализовать вариативную систему расчета за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, а также введение штрафов для ресурсоснабжающих организаций, завышающих коммунальные платежи. Что касается управления МКД, то планируется законодательно закрепить особенности осуществления управления МКД в рамках программы реновации жилищного фонда. В свою очередь, ресурсоснабжающие организации, осуществляющие деятельность на основании концессионных соглашений в малых городах, Правительство РФ хочет освободить от обязанности исчислять НДС – соответствующие изменения в ст. 174.1 НК РФ оговорены в Плане-2020.

Среди социальных инициатив также следует отметить усиление контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий, урегулирование деятельности онлайн-кинотеатров, ограничение распространения рекламы БАД и пищевых добавок на объектах спорта. Упоминается и о корректировке брачного возраста (включая уточнение оснований для вступления в брак лиц, не достигших совершеннолетия), и об установлении правового режима доходов, полученных от использования общего имущества супругов в период брака.

Сбалансированное региональное развитие

Самый маленький раздел Плана-2020 посвящен территориальному развитию. Он включает инициативы по совершенствованию: бюджетных правоотношений (путем внесения соответствующих корректировок в Бюджетный кодекс РФ и в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); порядка создания и деятельности общин коренных малочисленных народов РФ; правил подготовки и согласования документов территориального планирования; развития городских агломераций. Остальные законопроекты нацелены на развитие Дальнего Востока (в частности, планируется расширить границы свободного порта Владивосток, продлить действие механизма выравнивания тарифов на электроэнергию в ДФО, ввести дополнительные меры господдержки инвестиционной деятельности и предоставить налоговые льготы инвесторам на территории ДФО).

Повышение качества государственного управления

В рамках последнего направления Плана-2020 предполагается разработка более 80 законодательных инициатив. Согласно документу в текущем году Правительство РФ займется подготовкой новых редакций Бюджетного кодекса РФ и КоАП (о проекте последнего портал ГАРАНТ.РУ писал ранее), разработкой Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях, а также законов о промышленной безопасности, об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте.

Также в Плане-2020 указаны законодательные инициативы, предусматривающие:

  • регулирование ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте;
  • введение федерального госнадзора в сфере безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов (за исключением метрополитена);
  • наделение Минюста России правом инициировать в суде признание нормативного правового акта субъекта РФ, устава и муниципального акта не действующим полностью или в части;
  • совершенствование практики заключения контрактов жизненного цикла;
  • уточнение полномочий по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы;
  • совершенствование организации регулярных перевозок;
  • представление для госрегистрации муниципальных актов в электронном виде;
  • внедрение системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов;
  • обеспечение фиксации в автоматизированном режиме результатов проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;
  • введение в Уголовно-процессуальный кодекс особого порядка досудебного производства;
  • совершенствование института процессуальных издержек;
  • установление уголовной ответственности за нарушения требований в сфере маркировки товаров;
  • регламентацию беспрепятственного предоставления подозреваемым и обвиняемым с момента их фактического задержания свидания с адвокатом, запрет цензуры переписки подозреваемого и обвиняемого с адвокатом и т.д.

***

Кроме наименований законопроектов с кратким описанием их ключевой идеи, Планом-2020 определены ответственные за подготовку и сопровождение инициатив органы, а также сроки представления готовых проектов в Правительство РФ, а затем – в Госдуму. На момент утверждения Плана-2020 часть документов уже поступили в кабинет министров и в ближайшие месяцы будут направлены в Госдуму. Руководителям федеральных органов исполнительной власти предписано принять необходимые меры по организации выполнения утвержденного плана.

Законодательные инициативы Думы

Законодательные инициативы, направленные на рассмотрение в Совет законодателей Российской Федерации

Законодательные инициативы, внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализует право в части законодательных инициатив и вносит законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что право внесения законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации принадлежит законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Также в соответствии со статьей 20 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз «О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» устанавливается, что Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» субъекты правотворческой, в том числе законодательной, инициативы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вправе вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о разработке нормативных правовых актов. Письменное предложение субъекта правотворческой (законодательной) инициативы автономного округа о разработке нормативного правового акта направляется руководителю соответствующего правотворческого органа.

Письменное предложение должно содержать:

1) статус (вид) предлагаемого к разработке нормативного правового акта;

2) обоснование необходимости принятия данного нормативного правового акта с указанием предмета правового регулирования, а также концепции нормативного правового акта, в которой дается характеристика и указываются цели будущего акта, излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия проектируемых норм, приводится примерная структура акта.

Право законодательной инициативы в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основании статьи 49 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принадлежит:

депутату Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

группе депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе фракциям;

комиссиям Думы автономного округа;

Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера;

Губернатору автономного округа;

Правительству автономного округа;

прокурору автономного округа;

органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

а также в порядке народной инициативы гражданам, проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обладающим избирательным правом, при наличии не менее двадцати тысяч подписей.

Постоянные комиссии Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в свою очередь, по вопросам, отнесенных к их ведению, осуществляют и организуют разработку проектов федеральных законов в порядке реализации Думой автономного округа права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со статьей 19.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз «О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Проекты федеральных законов подготавливаются и вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном главой 12 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Регламент).

Пунктом 1 статьи 105 Регламента устанавливается, что при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:

пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

заключение Правительства Российской Федерации (в статье 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливается, что наличие заключения Правительства Российской Федерации требуется только на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета);

заключение Правительства Российской Федерации и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции);

документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации соответственно с Верховным Судом Российской Федерации и субъектом Российской Федерации (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 105 Регламента определяется, что при внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по данному законопроекту.

Пунктом 4 статьи 105 Регламента устанавливается, что копии текста законопроекта и материалов, предусмотренных частями первой и третьей указанной статьи, а также сопроводительного письма о внесении законопроекта должны быть представлены на магнитном носителе.

Подготовленный Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проект федерального закона направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для предварительной правовой оценки.