Законный представитель налогоплательщика

Налогоплательщики вправе участвовать в налоговых отношениях через своего представителя. Основанием для этого, как правило, является доверенность. Рассмотрим, какие требования предъявляются к доверенности представителя, на что нужно обратить внимание при ее оформлении, а также в каких случаях доверенность утрачивает свою силу.

Представитель налогоплательщика может быть законным или уполномоченным. Законному представителю не нужно иметь доверенность. Его полномочия подтверждают нормы законодательства или учредительные документы компании (п. 1, 2 ст. 27 НК РФ). А вот иным лицам (не относящимся к законным представителям) для представления интересов налогоплательщика доверенность необходима (п. 3 ст. 29 НК РФ). Такие лица считаются уполномоченными представителями (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Требования к доверенности от организации

Согласно п. 1 ст. 184 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени компании выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учре­дительными документами (п. 4 ст. 185.1 НК РФ). Таким образом, если уполномоченный представитель действует в налоговых отношениях от имени компании, ему достаточно иметь доверенность в простой письменной форме, которая подписана руководителем компании или иным лицом, уполномоченным на это законом или ее учредительными документами. Нотариального заверения такой доверенности не требуется. ФНС России это подтверждает. В письме от 10.08.2009 № ШС-22-6/627@ она указала, что законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами.

Доверенность от ИП

Пунктом 3 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица действует на основании нотариально удостоверенной доверенности. Никаких специальных положений в отношении доверенности, выдаваемой индивидуальными предпринимателями, ст. 29 НК РФ не содержит.

Налоговый кодекс разделяет понятия «организации», «физические лица» и «индивидуальные предприниматели» (п. 2 ст. 11 НК РФ). Из положений п. 3 ст. 23 ГК РФ следует, что индивидуальные предприниматели приравниваются в правах к организациям. Как мы уже указали выше, выдаваемая организацией доверенность не требует нотариального удостоверения. Возникает вопрос: нужно ли удостоверять у нотариуса доверенность, выданную уполномоченному представителю индивидуальным предпринимателем?

Ранее ФНС России считала, что нотариально удостоверять доверенность, выданную индивидуальным предпринимателем, не нужно (письмо от 10.08.2009 № ШС-22-6/627@). При этом налоговики руководствовались положениями ст. 23 ГК РФ и ст. 11 НК РФ, о которых мы говорили выше. Они указывали, что поскольку законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами, отсутствуют основания и для предъявления указанных требований к индивидуальным предпринимателям.

Однако в п. 4 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум ВАС РФ разъяснил, что положения п. 3 ст. 29 НК РФ о том, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, распространяются и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В связи с этим налоговики стали разъяснять, что представитель налогоплательщика — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя (письма от 26.06.2015 № ГД-4-3/11188@, от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, от 16.10.2013 № ЕД-4-3/18527@).

Содержание доверенности

В тексте доверенности нужно четко прописывать, какие полномочия даются представителю.

Так, в письме от 18.11.2019 № БС-4-11/23406@ ФНС России рассмотрела ситуацию, когда уполномоченный представитель не смог сдать расчеты компании по страховым взносам из-за отсутствия соответствующих полномочий. В доверенности, выданной компанией, было указано, что представитель имеет право «подписывать любые документы бухгалтерской и статистической отчетности». Однако расчет по страховым взносам является формой налоговой отчетности. В связи с этим ФНС России указала, что у инспекции отсутствовали правовые основания для приема от компании налоговой отчетности, в том числе и расчета по страховым взносам, за подписью представителя. Ведь согласно подп. 2 п. 28 Адми­нистративного регламента Федеральной налоговой службы по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица — уполномоченного представителя на сдачу налоговой декларации (расчета).

Когда действие доверенности прекращается

Перечень оснований для прекращения срока действия выданной доверенности приведен в п. 1 ст. 188 ГК РФ. К ним относятся:

  • истечение срока доверенности. Отметим, что если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ);

  • отмена доверенности лицом, выдавшим ее;

  • отказ лица, которому выдана доверенность, от полномочий;

  • прекращение юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;

  • смерть (признание недееспособным, безвестно отсутствую­щим) гражданина, выдавшего доверенность (которому выдана доверенность);

  • введение в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

В письме от 18.11.2019 № БС-4-11/23406@ ФНС России отметила, что перечень оснований прекращения доверенности, приведенный в п. 1 ст. 188 ГК РФ, является закрытым и законодательством не допускается его расширительное толкование. В этом же письме налоговики указали, что такие основания прекращения доверенности, как изменение наименования юридического лица и смена руководителя юридического лица, положения п. 1 ст. 188 ГК РФ не предусматривают. Поэтому доверенность остается действительной. Из сказанного налоговиками следует, что выданная представителю доверенность, подписанная бывшим руководителем компании, у которой изменилось наименование, является действующей.

Еще один нюанс, на который налоговики обратили внимание в указаннном письме, касается прекращения действия выданной доверенности при открытии в отношении компании, выдавшей доверенность, конкурсного производства. Они напомнили, что на основании п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника. А решение вопросов, связанных с представлением финансовой, бухгалтерской, налоговой и иной отчетности, относится к компетенции арбитражного управляющего. Поэтому расчеты компании по страховым взносам будут приняты инспекцией, когда их подпишет представитель, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, при введении в отношении компании конкурсного производства представителю нужно переоформить доверенность от имени арбитражного управляющего.

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Законный представитель налогоплательщика

Законные представители — лица, выступающие в качестве представителей физического лица в соответствии с законодательством.

Понятие законного представителя налогоплательщика-организации

В соответствии с действующими правилами налогового законодательства РФ, законным представителем налогоплательщика-организации признается физическое, либо юридическое лицо, обладающее необходимыми полномочиями на законных основаниях.

Касаемо физического лица налогоплательщика, им может являться только дееспособный гражданин, который наделяется правами по защите интересов организации налогоплательщика в сфере любых вопросов, входящих в категорию налогообложения.

В роли уполномоченного представителя могут выступать граждане, проживающие и зарегистрированные на территории РФ, а также иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства РФ.

Помимо физических лиц, услуги по налоговому представительству могут правомерно оказывать и юридические, включая как коммерческие, так и некоммерческие организации. Так как основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение денежной прибыли, процедура представительства, в большинстве случаев, будет осуществляться на возмездной основе.

В отношении некоммерческих организаций, налоговое представительство может осуществляться как на возмездной основе, так и бесплатно.

Права и обязанности представителя налогоплательщика-организации

Приобретая определенные права, связанные с представлением интересов налогоплательщика, официальный налоговый представитель берет на себя и некоторые обязанности, исполнение которых является обязательным. Права и обязанности переходят к представителю путем оформления соответствующего соглашения, заключения договора и т.д.

Основные обязанности представителя заключаются в следующем:

  • вести регулярный налоговый учет, своевременно перечислять все необходимые налоги в соответствующие фонды;
  • своевременно сообщать налоговому органу о возникших изменениях, либо о проблемах, которые повлекли за собой невозможность уплаты тех или иных налогов;
  • оперативно представлять налоговому органу необходимые документы, которые требуются для ведения учета и контроля регулярных налоговых выплат.

При неисполнении, либо ненадлежащем исполнении одной обязанности, либо нескольких, законный налоговый представитель юридического лица может лишиться своих прав на дальнейшее осуществление представительства.

Основные права представителя юридического лица заключаются в праве на ознакомление с текущей налоговой документацией, на истребование необходимой информации и т.д.

Действия (бездействие) законных представителей организации

Действующее законодательство РФ устанавливает, что неправомерные действия (бездействие) законных представителей организации должно быть приравнено к неправомерным действиям, либо проявленному бездействию, самой организации налогоплательщика – юридического лица.

Неправомерные действия представителя налогоплательщика могут заключаться в следующем:

  • ненадлежащее исполнение, либо неисполнение обязанности по представлению определенных документов в налоговый орган для регулярной отчетности;
  • указание в декларации, либо в иных документах, неверных сведений, допущение ошибок и неточностей в имеющихся расчетах;
  • непредставление дополнительных сведений и документации по письменному запросу налогового органа;
  • иные незаконные действия (бездействие) законных представителей организации, которые повлекли за собой негативные последствия в виде пропуска допустимых установленных сроков, не принятия регулярной отчетности налоговым органом, наложение штрафов за просрочку сдачи отчетности и т.д.

Такие нарушения как действия (бездействие) законные представителей организации могут повлечь за собой определенные последствия в виде наказания для представителя налогоплательщика – физического, либо юридического лица.

Понятие законного представителя налогоплательщика – физического лица

Действующие нормы налогового законодательства наделяют правом по представлению организаций-налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц.

Обязанности по представлению, в случае физического лица, могут лечь и на индивидуального предпринимателя. Главным требованием, предъявляемым к налоговым представителем – физическим лицам, является наличие не ограниченной дееспособности.

Полномочия физического лица, являющегося налоговым представителем, могут осуществляться на основании официальной доверенности, форма которой установлена законодательством. Доверенность обязательно должна быть подписана руководителем организации налогоплательщика, а также главным бухгалтером.

В доверенность должен быть включен список полномочий и основные обязанности физического лица, которое становится налоговым представителем.

Отсутствие важных сведений в доверенности, либо допущение ошибок в содержании документа, является грубым нарушением, которое может привести к его недействительности.

Все решения и действия физического лица, являющегося официальным представителем налогоплательщика – организации, должны приниматься и осуществляться от имени самой организации. Не допускается осуществление действий представителя от собственного имени.

Права и обязанности представителя налогоплательщика – физического лица

Уполномоченный налоговый представитель – физическое лицо наделяется определенными правами и обязанностями, необходимыми для дальнейшего выполнения предусмотренных функций. Все эти права и обязанности направлены, прежде всего, на наиболее эффективное соблюдение всех действующих норм налогового законодательства.

В основные обязанности налогового представителя – физического лица входят следующие:

  • вовремя уплачивать все предусмотренные законом налоги;
  • подготавливать все требующиеся документы для постановки организации на учет в ФНС, если это необходимо;
  • выполнять требования налогового органа по поводу устранения нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки. Нарушения должны быть устранены в срок, указанный в акте проверки налогового органа;
  • в течение установленного временного периода обеспечивать максимальную сохранность всех данных бухгалтерского учета и иных важных документальных сведений организации;
  • своевременно уведомлять уполномоченный налоговый орган об определенных изменениях, касающихся уплаты налогов. Например, открытие либо закрытие счета, об открытии нового обособленного подразделения организации, об изменении текущего места нахождения организации-налогоплательщика и т.д.

Если уполномоченный представитель допустил определенные ошибки, повлекшие за собой пропуск допустимых сроков, либо иные нарушения установленных норм, на организацию могут быть наложены штрафы, либо иные санкции, соответствующие установленной степени нарушения.

План

5.1. Представительство в налоговом праве

5.2. Законный представитель налогоплательщика

5.3. Уполномоченный представитель налогоплательщика

5.4. Официальный представитель налогоплательщика

5.1. Представительство в налоговом праве является специфическим правовым институтом, обеспечивающим наиболее полную реализацию прав и обязанностей налогоплательщиков. Становление этого института — перспективная задача, поэтому попытаемся обозначить основные составляющие, контуры проблемы.

Основу института представительства в налоговом праве составляют многие нормы гражданского и гражданско-процессуального законодательства. Однако налоговое представительство имеет существенное отличие от гражданско-правового представительства. Принципиальным отличием правовой природы налогового представительства от гражданско-процессуального является направленность метода регулирования отношений, возникающих в различных формах представительства. Налоговое представительство регулирует реализацию первоочередной обязанности налогоплательщика ( уплату налогов и сборов ), базирующейся на отношениях власти и подчинения, обеспечивающейся властными, императивными методами в отличие от гражданско-правового представительства, имеющего диспозитивный характер.

К особенностям налогового представительства можно отнести и специфический субъектный состав, который предполагает:

1) представляемого (налогоплательщика);

2) представителя (законного, уполномоченного или официального);

3)третье лицо (налоговые органы или иные, осуществляющие контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в соответствующие централизованные фонды).

Сущность представительства характеризуется сложностью, многопорядковостью. Отношения, регулируемые представительством, существуют на нескольких уровнях:

1) низший уровень (отношения между представителем и представляемым);

2) высший уровень (отношения между представителем и иными субъектами налоговых правоотношений, в первую очередь налоговыми органами).

На основании этого можно выделить внутренние отношения на (низшем уровне) и внешние отношения представительства (осуществляющие регулирование на высшем уровне).

Налоговое законодательство основывается на посылке, что главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов и сборов. При этом налогоплательщик может участвовать в подобных отношениях как непосредственно, так и через представителей. Второй путь используется в силу объективных причин, когда налогоплательщик не может исполнять налоговые обязанности (не достиг определенного возраста) либо выполнение обязанностей затруднительно (удаленность налогоплательщика и т.д.).

Система субъектов и отношения между ними связаны и проявляются в особенностях способов реализации правоотношений. Последние выступают как комплекс приемов и методов, при помощи которых субъекты правоотношений реализуют свои права и обязанности. Самостоятельное осуществление является путем реализации большинства налоговых правоотношений. В этом случае субъект правоотношений осуществляет свои права и обязанности самостоятельно. Определенное делегирование прав и обязанностей налогоплательщиков осуществляется при представительском способе, когда реализацию прав и обязанностей по уплате налогов осуществляют налоговые агенты. Чаще всего необходимость действий налогового агента зависит от сложности учета налогов и сборов, налоговой отчетности, сложности внутреннего налогового контроля.

Приобретение статуса налогового представителя может осуществляться в двух формах.

1. Пассивная форма — приобретение статуса представителя не связано ни с какими действиями представителя или представляемого, оно просто вытекает из закона.

2. Активная форма —• приобретение статуса представителя связано с активными действиями субъектов. В качестве таких активных действий могут выступать действия налоговых органов (официальное представительство); представляемого и представителя — при заключении соответствующего договора (уполномоченное представительство).

Проектом Налогового кодекса Украины, который представлен Кабинетом Министров Украины, сделан определенный шаг вперед в законодательном регулировании этого вопроса. Так, в

ст. 1038 подчеркивается, что плательщики налогов используют права и исполняют обязанности, предусмотренные этим Кодексом, лично или через законного или уполномоченного на это представителя. Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя. При этом дается определение и законному представителю: законный представитель налогоплательщика — лицо (лица), которое ведет дела, исполняет обязанности и представляет интересы налогоплательщика в отношениях, связанных с налогообложением (ст. 1013).

Таким образом, личное участие налогоплательщика в отношениях, связанных с уплатой налогов и сборов, не лишает его права иметь представителя, так же как и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в подобных правоотношениях. Следовательно, комплексное исполнение налоговых обязанностей может осуществляться в трех формах:

1)личной;

2) представительской;

3) смешанной (предполагающей сочетание двух первых форм).

Смешанный способ реализации прав и обязанностей имеет место в некоторых случаях, когда переплетаются действия плательщика (а может и налоговых агентов) и действия налоговых органов. Например, при реализации налогового обязательства по подоходному налогу с граждан можно выделить несколько этапов. На первом — налог уплачивается плательщиком самостоятельно (или через агента) ежемесячно и заполняется декларация в конце года. На втором — налоговая инспекция проверяет налоговую декларацию и детализирует сумму налога к оплате. На третьем этапе плательщик реализует детализированный долг (доплачивает сумму налога либо решает, как распорядиться излишком уплаченного налога: использовать в счет будущих платежей или требовать возврата).

Важно иметь в виду, что права и обязанности отдельных категорий налогоплательщиков могут осуществляться исключительно представителями, действующими от имени этих налогоплательщиков (например, действия законных представителей в отношении налоговых обязанностей малолетних или лиц, признанных судом недееспособными).

Представительство в широком смысле слова представляет собой отношение, в силу которого представитель совершает в интересах представляемого юридические действия. Выступление одного лица в интересах другого является родовым признаком, присущим всем видам представительства. Именно в рамках представительства возникает возможность осуществления прав и обязанностей представляемым как субъектом права.

Полномочия представителя фактически определяются обязанностями его совершать в интересах налогоплательщика юридические действия от его имени. Полномочие представителя в .широком смысле выступает как субъективная обязанность его перед налогоплательщиком совершать определенные юридические действия от имени налогоплательщика в установленной налоговым законодательством форме. В узком смысле полномочие налогового представителя выступает в определенных действиях, которые он совершает по отношению к налоговым органам в рамках возложенных на него обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов.

Налоговое представительство выступает в трех формах.

1. Законное налоговое представительство — основывается на положениях закона или иного нормативного акта.

2. Уполномоченное налоговое представительство — основывается на договорах (или поручениях) между налогоплательщиком и его представителем. Следует отметить, что термин «уполномоченное представительство», видимо, не совсем удачный, поскольку фактически любая форма представительства в налоговом праве основана на полномочии. Различаются же формы налогового представительства в зависимости от оснований возникновения этих полномочий (закон, учредительные документы, административный акт, договор).

3. Официальное налоговое представительство — представительство налогоплательщика, в основе которого лежит инициатива налоговых органов.

Таким образом, налоговое представительство — это правоотношение, в силу которого юридические действия, совершаемые налоговым представителем от имени налогоплательщика в пределах полномочий, определяющихся особенностью, связанной с уплатой налогов и сборов, создают, изменяют или прекращают права и обязанности налогоплательщика.

5.2.Законным представителем налогоплательщика является юридическое или физическое лицо, уполномоченное представлять интересы налогоплательщика по основаниям, непосредственно вытекающим из закона и не требующим дополнительных соглашений.

Законным представителем плательщика признается представитель налогоплательщика, который ведет его дела, связанные с выполнением его налоговой обязанности на основании закона.» Законным представителем налогоплательщика являются:

1) родители, усыновитель, лицо, при наличии у него документов, свидетельствующих о брачных отношениях или родственных связях с физическим лицом, опекун, попечитель или лицо, назначенное органом опеки и попечительства при безвестном отсутствии физического лица или признании его недееспособным, или иное лицо, при наличии у него документов, удостоверяющих его соответствующие полномочия;

2) руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (бухгалтер) и другое лицо предприятия, учреждения, организации, если последние имеют доверенность на ведение дел налогоплательщика;

3) законные представители головного предприятия консолидированной группы налогоплательщиков;

4) руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (бухгалтер) и другие лица, если последние имеют доверенность или договора на ведение дел от налогоплательщика.

Законное представительство юридических лиц осуществляется в двух формах:

1) представительство на основании закона;

2) представительство на основании закрепления соответствующего статуса представителя в учредительных документах.

Основная масса юридических лиц действует на основании учредительных документов. Однако некоторые некоммерческие организации могут действовать на основании предусмотренного в соответствующем законодательном акте общего положения об организациях данного вида. Первая форма законного налогового представительства осуществляется в основном на предприятиях и учреждениях, собственником которых является государство. При этом необходимо, чтобы налоговый представитель был указан в качестве такового в акте соответствующего органа.

Любые действия (бездействия) законных представителей организаций-налогоплательщиков признаются в качестве действий (бездействия) представляемой организации так же, как если бы данная организация самостоятельно осуществляла определенные действия (бездействие). Данное положение имеет важное значение для порядка возложения ответственности за налоговые правонарушения. Поскольку одним из обязательных элементов состава правонарушения является наличие вины, то виновные действия (бездействие) законного представителя позволяют возлагать ответственность непосредственно на саму организацию, которую представляет законный представитель. Естественно, это не относится к законным представителям налогоплательщиков — физических лиц.

Законное представительство физических лиц осуществляется родителями и опекунами также в двух формах:

1) представительство на основании закона’,

2) представительство на основании административного акта.

Особенностью законного налогового представительства физических лиц является осуществление ими своих функций без специальных полномочий. В этом случае им необходимо иметь только документы, подтверждающие статус законного представителя: для родителей — свидетельство о рождении ребенка (паспорт с отметкой о рождении ребенка), для опекунов (усыновителей) — решение об установлении опеки (об усыновлении, удочерении).

5.3.Уполномоченным представителем налогоплательщика является лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в налоговых органах, арбитражных или других судах согласно подведомственности дел на основании нотариально удостоверенных договоров или поручений.

В основе уполномоченного представительства лежит волеизъявление налогоплательщика, на основании которого определенное лицо и наделяется статусом уполномоченного представителя. Отношения уполномоченного представительства носят договорной характер. Предметом этого договора является предоставленное поручителю поручение осуществлять в интересах налогоплательщика юридические действия в отношениях с иными субъектами налоговых правоотношений.

В качестве уполномоченного представителя могут выступать:

1) юридические лица;

2) физические лица (к моменту осуществления уполномоченного налогового представительства должны быть полностью дееспособны).

Уполномоченное налоговое представительство может осуществляться в двух формах:

1) возмездной;

2) безвозмездной.

Выбор формы осуществляется на стадии заключения договора между налогоплательщиком и представителем и зависит от соглашения, к которому Придут стороны. Необходимо учитывать, что предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, заключают договора с уполномоченными налоговыми представителями в основном на возмездной основе.

Ряд лиц является представителями органов государственной власти, контролирующих и правоохранительных органов и в налоговых отношениях представляют исключительно интересы государства (должностные лица налоговых и таможенных органов, налоговой милиции, судьи, следователи, прокуроры), именно поэтому устанавливаются запреты в законодательстве на возможность приобретения ими статуса уполномоченного налогового представителя.

Важно учитывать, что уполномоченные налоговые представители представляют интересы налогоплательщиков в отношениях не только с налоговыми органами, но и с иными участниками налоговых отношений (налоговыми агентами, сборщиками налогов). Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет полномочия на основании доверенности, которая представляет собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам. В последнем случае все лица, которым выдана доверенность, должны быть указаны в доверенности.

В зависимости от содержания полномочий доверенности делятся на :

1) специальные — доверенности, выданные уполномоченному налоговому представителю для осуществления однородных действий лицом, которому она выдана;

2) генеральные — доверенности, выданные для совершения налоговым представителем разнообразных действий от имени представляемого;

3))разовые—доверенности, выданные налоговому представителю для строго определенного действия от имени представляемого.

Доверенность, выдаваемая физическим лицом уполномоченному налоговому представителю, требует обязательного нотариального удостоверения либо удостоверения, приравниваемого к нотариальному.

В некоторых случаях представитель налогоплательщика может быть назначен по инициативе налогового органа. Возможно в дальнейшем подобная инициатива будет исходить и от налоговых судов.

5.4.Официальным представителем признается представитель налогоплательщика, принимающий участие в рассмотрении дела в арбитражном или ином суде, который назначается арбитражным или иным судом при отсутствии законного или уполномоченного представителя и при условии, что лицо, которое принимает участие в деле, не может непосредственно принимать участие в его рассмотрении.

Официальный представитель налогоплательщика может быть назначен в следующих случаях:

1) если лицо, участвующее в деле, не может принять участие в его рассмотрении в силу объективных обстоятельств;

2) если имущество, являющее предметом рассмотрения спора, — бесхозное.

Официальному представителю выплачивается вознаграждение и компенсируются расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, за счет бюджета, в который уплачивается соответствующий налог, или соответствующие расходы возмещаются за счет лица, не принимающего участие в рассмотрении дела. Не могут быть официальными представителя налогоплательщика судьи, следователи, прокуроры, должностные лица налоговых органов.