Закон республики Коми об образовании

Об образовании

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
от 06 октября 2006 года N 92-РЗ
Об образовании

Принят
Государственным
Советом Республики Коми
21 сентября 2006 года

Статья 1

(в ред. Закона Республики Коми от 01.11.2018 N 85-РЗ)

1. Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отдельные отношения, связанные с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, а также определяет полномочия органов государственной власти Республики Коми в сфере образования.

2. Правовое регулирование отношений в сфере образования в Республике Коми осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Коми (далее — законодательство об образовании).

3. В настоящем Законе используются основные понятия, установленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 1(1)

(в ред. Закона Республики Коми от 01.11.2018 N 85-РЗ)

1. Реализация гражданами права на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, осуществляется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

2. В образовательных организациях преподавание и изучение коми и русского языков как государственных языков Республики Коми в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

3. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, коми языка как государственного языка Республики Коми, осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

Статья 2

(в ред. Закона Республики Коми от 24.12.2019 N 100-РЗ)

К полномочиям Государственного Совета Республики Коми в сфере образования относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми в сфере образования;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Коми в сфере образования;

3) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 2(1)

(введена Законом Республики Коми от 21.12.2007 N 120-РЗ)

1. К полномочиям Главы Республики Коми в сфере образования относятся:

(в ред. Законов Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ, от 24.12.2019 N 100-РЗ)

1) назначение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на должность руководителей органов исполнительной власти Республики Коми, осуществляющих полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — переданные полномочия);

(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 24.12.2019 N 100-РЗ)

2) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуры органов исполнительной власти Республики Коми, осуществляющих переданные полномочия;

(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 24.12.2019 N 100-РЗ)

3) организация деятельности по осуществлению переданных полномочий в соответствии с законодательством об образовании;

(п. 3 в ред. Закона Республики Коми от 24.12.2019 N 100-РЗ)

4) обеспечение своевременного представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

а) ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей;

(в ред. Закона Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ)

б) необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Коми по вопросам осуществления переданных полномочий;

(в ред. Законов Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ, от 24.12.2019 N 100-РЗ)

в) информации (в том числе баз данных), необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования.

(пп. «в» в ред. Закона Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ)

г) исключен с 1 сентября 2013 года. — Закон Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ.

2. Глава Республики Коми имеет право до принятия нормативных правовых актов, указанных в пункте 8 части 7 статьи 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, если данные регламенты не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе не содержат не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций) и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

(в ред. Законов Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ, от 24.12.2019 N 100-РЗ)

Статья 3

1. К полномочиям Правительства Республики Коми в сфере образования относятся:

1) разработка, принятие и реализация государственных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Коми;

2) создание, реорганизация, ликвидация государственных образовательных организаций Республики Коми, осуществление функций и полномочий учредителя государственных образовательных организаций Республики Коми;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Республики Коми;

(в ред. Закона Республики Коми от 28.11.2013 N 116-РЗ)

4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Республики Коми;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Республики Коми;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), по нормативам, определяемым в соответствии с пунктом 3 настоящей части;

(в ред. Закона Республики Коми от 28.11.2013 N 116-РЗ)

7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Республики Коми;

9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Республики Коми;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Республики Коми учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне Республики Коми;

11-1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Республики Коми;

(п. 11-1 введен Законом Республики Коми от 24.12.2019 N 100-РЗ)

12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

13) участие в проведении экспертизы учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Коми, реализации прав граждан на получение образования на коми языке и изучение коми языка и литературы на коми языке;

14) участие в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по коми языку и литературе на коми языке;

15) установление порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками;

16) установление порядка и критериев проведения оценки последствий принятия решения (включая порядок создания комиссии по оценке последствий принятия решения и подготовки ею заключений):

а) о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей в сфере образования, являющегося государственной собственностью Республики Коми или муниципальной собственностью в Республике Коми;

б) о реорганизации или ликвидации государственных организаций Республики Коми, муниципальных организаций в Республике Коми, образующих социальную инфраструктуру для детей в сфере образования, в том числе образовательных организаций, находящихся в ведении Республики Коми, муниципальных образовательных организаций в Республике Коми (по типам данных образовательных организаций);

(п. 16 в ред. Закона Республики Коми от 03.10.2016 N 84-РЗ)

17) установление порядка назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми; учреждение именных стипендий, определение их размеров и условий выплаты;

(в ред. Закона Республики Коми от 25.12.2013 N 138-РЗ)

18) установление нормативов и правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми;

(п. 18 в ред. Закона Республики Коми от 27.10.2016 N 105-РЗ)

19) установление размера и порядка выплаты педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

(п. 19 в ред. Закона Республики Коми от 01.11.2018 N 85-РЗ)

20) установление размера компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

21) установление среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях;

21-1) установление максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях для каждого муниципального образования, находящегося на территории Республики Коми, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми;

(п. 21-1 введен Законом Республики Коми от 02.11.2015 N 78-РЗ)

22) установление порядка обращения за получением компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования и порядка ее выплаты;

(в ред. Закона Республики Коми от 26.09.2014 N 117-РЗ)

23) право осуществления дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам;

24) право на осуществление предоставления государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей;

(п. 24 в ред. Закона Республики Коми от 27.10.2016 N 105-РЗ)

25) право обеспечения организации предоставления на конкурсной основе высшего образования за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях высшего образования;

26) право установления дополнительных мер государственной поддержки для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности;

27) право установления специальных денежных поощрений для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц;

28) определение порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях;

29) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Коми, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

30) создание государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Республики Коми;

31) обеспечение предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры, родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;

32) установление случаев и порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;

33) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;

34) отнесение к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся;

35) утверждение порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки (в том числе порядка определения общего объема контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки) за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми;

(п. 35 в ред. Закона Республики Коми от 23.06.2015 N 56-РЗ)

35-1) согласование установления контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования для государственных организаций Республики Коми, осуществляющих образовательную деятельность, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального образования при исполнении этими организациями условий, предусмотренных частью 3 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

(п. 35-1 введен Законом Республики Коми от 23.06.2015 N 56-РЗ)

35-2) установление квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, утверждение порядка и сроков ее установления;

(п. 35-2 введен Законом Республики Коми от 25.12.2018 N 126-РЗ)

35-3) утверждение порядка выплаты штрафа за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении по образовательным программам высшего образования за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в случаях, установленных частью 6 статьи 71.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», порядка и оснований освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядка определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;

(п. 35-3 введен Законом Республики Коми от 25.12.2018 N 126-РЗ)

36) утверждение типовых требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; определение случаев и порядка обеспечения форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми в федеральных государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе;

(в ред. Закона Республики Коми от 26.09.2014 N 117-РЗ)

37) участие в экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Коми);

37-1) установление случаев оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, указанным в части 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в медицинской организации;

(п. 37-1 введен Законом Республики Коми от 27.10.2016 N 105-РЗ)

38) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми.

(часть 1 в ред. Закона Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ)

2. Полномочия Правительства Республики Коми в сфере образования, определенные в части 1 настоящей статьи, осуществляются Правительством Республики Коми самостоятельно или уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, за исключением полномочий, указанных в пунктах 1, 15, 17 — 27 части 1 настоящей статьи, которые осуществляются исключительно Правительством Республики Коми.

(в ред. Законов Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ, от 03.10.2016 N 84-РЗ, от 01.11.2018 N 85-РЗ)

Статья 3(1)

(введена Законом Республики Коми от 20.12.2016 N 144-РЗ)

1. Родителям (законным представителям) детей, посещающих расположенные на территории Республики Коми образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, предоставляется компенсация с учетом критерия нуждаемости. Право на компенсацию имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

2. Критерием нуждаемости в целях реализации настоящей статьи является среднедушевой доход семьи, не превышающий двух с половиной размеров величины прожиточного минимума, утвержденной в Республике Коми в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми.

(в ред. Закона Республики Коми от 24.09.2019 N 49-РЗ)

3. Порядок определения состава семьи, среднедушевого дохода семьи для предоставления компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих расположенные на территории Республики Коми образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, устанавливается Правительством Республики Коми.

4. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» органы исполнительной власти Республики Коми, уполномоченные Правительством Республики Коми, и организации, находящиеся в их ведении, предоставляющие установленную настоящей статьей компенсацию родителям (законным представителям) детей, посещающих расположенные на территории Республики Коми образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования:

1) размещают в своих информационных ресурсах информацию о предоставляемой компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих расположенные на территории Республики Коми образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, для последующей ее передачи в Единую государственную информационную систему социального обеспечения в порядке и составе, установленных Правительством Российской Федерации;

2) осуществляют иные функции поставщиков информации о предоставляемой компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих расположенные на территории Республики Коми образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в Единую государственную информационную систему социального обеспечения.

(часть 4 введена Законом Республики Коми от 27.12.2017 N 102-РЗ)

Статья 4

Субвенции местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми для обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях предусматриваются в составе республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.

(в ред. Закона Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ)

Статья 4(1)

(введена Законом Республики Коми от 24.12.2019 N 100-РЗ)

1. Организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

2. Учредителю муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, осуществляется компенсация расходов на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации, проживающих на территории муниципального района или городского округа, на территории которого не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся (далее — компенсация расходов), в виде субсидий в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района или городского округа, на территории которого не обеспечена транспортная доступность образовательных организаций по месту жительства обучающихся, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом положений настоящей статьи.

3. Компенсация расходов осуществляется на основании соглашения, заключенного между муниципальным районом или городским округом, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, и муниципальным районом или городским округом, на территории которого не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

4. Размер компенсации расходов рассчитывается учредителем муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации, проживающих на территории муниципального района или городского округа, на территории которого не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся, исходя из фактических затрат, непосредственно связанных с организацией перевозки обучающихся в муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы.

Статья 5

(в ред. Закона Республики Коми от 27.06.2013 N 69-РЗ)

1. Предусмотренные законодательством об образовании меры социальной поддержки:

(в ред. Закона Республики Коми от 27.12.2017 N 102-РЗ)

1) в отношении педагогических работников государственных образовательных организаций Республики Коми, муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (в части возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения);

2) в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в части бесплатного предоставления специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков);

3) в отношении обучающихся (в части обеспечения питанием)

предоставляются в соответствии с законодательством Республики Коми.

2. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» органы исполнительной власти Республики Коми, уполномоченные Правительством Республики Коми, и организации, находящиеся в их ведении, предоставляющие указанные в настоящей статье меры социальной поддержки:

1) размещают в своих информационных ресурсах информацию о предоставляемых мерах социальной поддержки для последующей ее передачи в Единую государственную информационную систему социального обеспечения в порядке и составе, установленных Правительством Российской Федерации;

2) осуществляют иные функции поставщиков информации о предоставляемых мерах социальной поддержки в Единую государственную информационную систему социального обеспечения.

(часть 2 введена Законом Республики Коми от 27.12.2017 N 102-РЗ)

Статья 6

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Правительству Республики Коми привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

2. Со дня вступления настоящего Закона в силу признать утратившими силу:

1) Закон Республики Коми «Об образовании» (Ведомости Верховного Совета Республики Коми, 1993, N 8, ст. 3);

2) Закон Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «Об образовании» (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 1998, N 6, ст. 885);

3) Закон Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «Об образовании» (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2004, N 4, ст. 3086).

Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ

г. Сыктывкар
6 октября 2006 года
N 92-РЗ

Постановление Конституционного Суда Республики Карелия

от 08 ноября 2007 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании» в связи с обращением прокурора Республики Карелия

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В. Сухачевой, судей В.П. Наговицына, Е.М. Переплесниной,

П.А. Союнена, Т.Н. Фотиной

с участием сторон: представителя прокурора Республики Карелия А.Н. Дорохова, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия Н.А. Евстигнеевой, представителя Главы Республики Карелия М.В. Даниловой, –

руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт «а» пункта 1 части 1), 83, 84 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение прокурора Республики Карелия.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании».

Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.М. Переплесниной, объяснения сторон, выступления представителей: Отдела законодательства Республики Карелия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу – О.А. Беспалой, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия – М.В. Петинова, Министерства финансов Республики Карелия – Е.В. Белашовой, – исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

1. Закон Республики Карелия № 874-ЗРК «Об образовании» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 15 апреля 2005 года, подписан Главой Республики Карелия 29 апреля 2005 года, опубликован в газете «Карелия» 7 мая 2005 года № 48, действует с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 6 данного Закона проживающие за пределами городов пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавшие на момент выхода на пенсию в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Республики Карелия, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовое предписание оспариваемой нормы, предусматривающее в качестве обязательного условия для получения данной меры социальной поддержки необходимость проработать педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности только на территории Республики Карелия, по мнению прокурора Республики Карелия, нарушает конституционные права тех пенсионеров, которые при соблюдении всех иных условий, содержащихся в абзаце 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании», зарабатывали необходимый стаж педагогической работы в образовательных учреждениях сельской местности не только на территории Республики Карелия. По этой причине они лишены права на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, несмотря на то, что законодательство СССР и РСФСР, гарантировавшее предоставление такого права, не разграничивало получателей льготы по региональной принадлежности образовательного учреждения.

Прокурор Республики Карелия считает, что правовое предписание абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании» в части указанного ограничения не согласуется со статьями 1 (часть 1), 16 (части 1 и 2), 19 (часть 2) Конституции Республики Карелия, в соответствии с которыми в Республике Карелия провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина, права и свободы признаются и гарантируются согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, действуют на территории Республики Карелия непосредственно и могут быть ограничены только федеральным законом. В связи с изложенным прокурор Республики Карелия просит проверить данные правовые предписания на соответствие Конституции Республики Карелия.

Как следует из представленных материалов, поводом для оспаривания прокурором Республики Карелия конституционности отдельных положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании» послужило обращение в прокуратуру Республики Карелия гражданина С.П. Маковского, действующего в интересах своей жены, которая проработала на педагогических должностях в сельской местности различных регионов Российской Федерации более 10 лет, но лишь 8 из них – в образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Карелия. Невыполнение условия о необходимости проработать не менее десяти лет педагогическим работником в образовательных учреждениях, расположенных только на территории Республики Карелия, явилось препятствием для получения ею меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением.

Учитывая, что правовое ограничение, оспариваемое прокурором Республики Карелия, содержится в словах «на территории Республики Карелия», именно это правовое предписание абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании» является предметом рассмотрения по настоящему делу.

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

2. Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования, жилищное законодательство и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункты «е», «ж», «к» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (его пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 322-О-П «указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В Российской Федерации с принятием федеральных законов от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ, от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, в том числе в части оплаты жилья и коммунальных услуг, установленных для различных категорий граждан.

В процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления был установлен перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), определены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В рамках реформирования системы социальных гарантий в Республике Карелия был принят Закон от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», согласно положениям абзаца 3 статьи 3 которого социальная поддержка пенсионеров – бывших педагогов в сельской местности осуществлялась в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В последующем законодатель Республики Карелия в процессе совершенствования республиканского законодательства, в том числе в связи с принятием Конституционным Судом Республики Карелия решений от 15 сентября 2005 года, от 17 мая 2006 года и от 10 мая 2007 года, внес изменения в правовое регулирование рассматриваемого вопроса.

В настоящее время в Республике Карелия правовые отношения по предоставлению меры социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам в сельской местности урегулированы Законом Республики Карелия «Об образовании».

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель Республики Карелия был вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях неурегулирования в федеральном законе тех или иных общественных отношений; при этом должны быть соблюдены конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года № 3-П, от 16 октября 1997 года № 14-П, от 3 ноября 1997 года № 15-П, от 15 декабря 2003 № 19-П и другие).

3. Из статей 2, 5 и 16 (части 1 и 2), 19 Конституции Республики Карелия следует, что обязанностью государства является признание, соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общими принципами и нормами международного права. В Республике Карелия устанавливается верховенство права, гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина.

Из принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования.

ротиворечащие друг другу правовые нормы порождают и противоречивую правоприменительную практику, возможность произвольного их применения, ослабляют гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод.

На уровне Российской Федерации действуют вышеназванные нормативные правовые акты, установившие право педагогов-пенсионеров в сельской местности на натуральную льготу в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением. В соответствии с этими федеральными нормативными правовыми актами все педагоги, отработавшие не менее десяти лет в образовательных учреждениях сельской местности, после выхода на пенсию подлежат равной социальной защите как лица одной категории. Правовые предписания абзаца 2 части 3 статьи 6 рассматриваемого республиканского Закона, по сути, разделили педагогов-пенсионеров, работавших и проживающих за пределами городов, на две группы в зависимости от региональной принадлежности образовательных учреждений сельской местности, в которых они зарабатывали необходимый для получения льготы стаж. В одну группу вошли лица, заработавшие необходимый стаж в образовательных учреждениях сельской местности на территории Республики Карелия, в другую – лица, постоянно проживающие в сельской местности Республики Карелия, но заработавшие необходимый педагогический стаж также и в других регионах Российской Федерации. Оспариваемое правовое предписание допускает исключение лиц второй группы из числа получателей рассматриваемой меры социальной поддержки.

Таким образом, осуществленное в Республике Карелия регулирование правовых отношений по предоставлению рассматриваемой меры социальной поддержки педагогам-пенсионерам, проработавшим в образовательных учреждениях сельской местности более десяти лет, не согласуется с правовыми нормами, содержащимися в федеральных нормативных правовых актах, регулирующих эти же правовые отношения. Это создает правовую неопределенность в правовом положении субъектов данных правовых отношений, может привести к нарушению прав и законных интересов педагогов-пенсионеров и в конечном счете к дестабилизации единого правового пространства в сфере социальной защиты.

Различия в правах и обязанностях одних и тех же субъектов права связаны с необходимостью совершения ими юридически значимых действий на определенной территории (в Республике Карелия), а потому затрагивают право граждан на выбор места пребывания и жительства, право на свободу передвижения. Такое регулирование вступает в противоречие с конституционным принципом равенства, в силу которого различия допустимы, когда они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Невозможность отдельными лицами рассматриваемой категории, постоянно проживающими и работавшими на территории Республики Карелия, реализовать заработанное ими право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной федеральными нормативными правовыми актами, влечет нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Как отмечает в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, данный принцип предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П, Определение от 19 января 2005 года № 16-О и др.).

Исходя из изложенного, Конституционный Суд Республики Карелия приходит к выводу, что правовое предписание абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании», установившее в качестве обязательного условия получения меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением для педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, необходимость до выхода на пенсию проработать не менее десяти лет в образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, нарушает конституционный принцип равенства граждан, принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, допускает ограничение права граждан на свободу передвижения, нарушает единство правового пространства, а потому не отвечает требованиям Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 5 (часть 2), 16 (части 1 и 2), 19.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 6, 70-75, 78-80, 85 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

постановил:

1. Признать не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 5 (часть 2), 16 (части 1 и 2), 19 правовое предписание абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании», содержащееся в словах «на территории Республики Карелия».

2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия