Закон об архитектурной деятельности

Фото: Беликов Валентин

Но едва ли защитит их права в поединке с заказчиком.

Существующий ныне закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» принят в 1995 году, то есть задолго до Градостроительного кодекса, во многом ему противоречит и устарел морально. На смену должен прийти новый, проект которого подготовлен совместно Союзом архитекторов России, Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН). Недавно документ был внесен в Минстрой, сообщил «Деловому Петербургу» вице–президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов.

Фемида снова выбрала еду. В Петербурге остекленную террасу ресторана узаконили под видом временного объекта Судебные споры

Фемида снова выбрала еду. В Петербурге остекленную террасу ресторана узаконили под видом временного объекта

275

Высшее подчинение

В соответствии с проектом закона, «главный архитектор субъекта Российской Федерации — лицо… находящееся в непосредственном подчинении высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации». Если применить эту норму к Петербургу, то Владимир Григорьев, совмещающий должность главного архитектора с постом главы КГА, должен перейти из подчинения строительного губернатора Николая Линченко к Александру Беглову.

Остальные архитекторы, как можно судить, превращаются в закрытую корпорацию. Во–первых, у них обязательно должно быть профильное образование (диплом из утвержденного перечня специальностей). Во–вторых, им следует иметь опыт работы не менее 2 лет (для главного архитектора проекта — не менее 7 лет). Наконец, настоящего архитектора характеризует «отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления». У зодчего должно быть российское подданство. Иностранцы могут принимать участие в архитектурной деятельности либо при наличии международного договора, либо в союзе с отечественным архитектором.

«Сейчас архитекторы вообще не имеют статуса. В юридическом поле понятий «архитектор” и «архитектурная деятельность” не существует. А нет понятия — нет и профессии», — прокомментировал «ДП» участвовавший в разработке законопроекта член правления Союза архитекторов Петербурга Владлен Лявданский.

В законопроекте провозглашается «персональная ответственность» архитекторов «за качество подготовленного и удостоверенного ими архитектурного проекта». Если то, что они построили, вдруг развалится либо нанесет ущерб третьим лицам и «будет установлено, что такой вред причинен в результате ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей», архитекторы привлекаются к ответственности.

Без хеппи–энда

Реклама

Также в законопроекте делается попытка урегулировать отношения архитектора и заказчика, но пока явно предварительная. Постулируется, что архитектор здания обладает исключительным правом на результаты своей деятельности, если договором не предусмотрено иное. Деятельность по подготовке проектов планировки, эскизов и макетов также будет отнесена к архитектурной. Заказчик обязан предоставить архитектору право осуществлять авторский контроль за разработкой документации и строительством. Любые эскизы, чертежи, рисунки, макеты и концепции, используемые для проектирования, должны соответствовать градостроительному законодательству (то есть рекламные материалы, в которых окружающая действительность бывает приукрашена, не пройдут). Архитектор не вправе разглашать информацию о намерениях заказчика без его согласия.

Доверяй, не проверяй. Пароли — хранить на бумажке Телеком и IT

Доверяй, не проверяй. Пароли — хранить на бумажке

337

Зодчий Михаил Мамошин считает, что авторские права архитектора должны быть защищены особо.

«Начиная сегодня работу, мы не имеем гарантий, что завершим ее. По пути с ней могут произойти страшные вещи, некие люди могут вообще все переделать. Точно так же, как если бы некие люди переписывали вашу статью на свой лад или творчество какого–нибудь писателя издатель переделывал. Ну не нравится ему концовка — и он хеппи–энд сделал», — посетовал «ДП» зодчий.

По его словам, в других странах ситуация намного лучше. У нас же «многие законы сделаны в угоду девелоперскому и строительному комплексу».

Этот архитектор знает, о чем говорит. Его мастерская делала проект новой сцены МДТ на Звенигородской ул. на субподряде у АО «Театрально–декорационные мастерские».

Контракт с обществом впоследствии расторгли, а сейчас оно находится в стадии банкротства. В мастерской архитектора сочли, что в должном объеме не получили оплату за свою работу, и инициировали судебные разбирательства (см. «ДП» № 67 от 16.05.2019 и № 4 от 20.01.2020). Вчера стало известно, что по требованию архитектора суд запретил использовать его проект (см. стр. 7).

«Я тайно консультирую стройку 5 лет, и это просто абсурд: свои объекты мы строим втихаря, из–за забора, потому что там большие деньги. Для примера скажу, что было выделено на проект 250 млн, мы получили всего 17 млн, сделав проект и пройдя экспертизу, — уже не говорю о деньгах, которые затрачены на стройку, там счет миллиард», — рассказывал Мамошин на конференции «Архитектура, закон, бизнес: поиск баланса».

Реклама

Отречение от дома

Проблема авторских прав беспокоит отечественных архитекторов. Руководитель мастерской «Студия 44» архитектор Никита Явейн в комментарии «ДП» привел пример здания на углу Малого пр. П.С. и Рыбацкой ул. (торговый центр Evropa застройщика ООО «Реди»). По его словам, в ходе строительства проект был «изменен полностью», так что своей работой Явейн этот дом не считает.

Другой пример из его опыта — семиэтажное здание на Гангутской ул., 8, возведенное в 2003 году застройщиком ЗАО «Север» с включением воссозданной трехэтажной стены исторического здания. Проектирование начинала «Студия 44», но затем архитектура была полностью переделана. Проект завершала мастерская Владимира Реппо (там отмечали, что переработки не были значительными).

Недопустимо, когда дом, получивший разрешение на строительство по одному проекту, достраивается по другому (в том числе уже после сдачи), говорит Явейн.

Во всяком случае, должен быть регламентирован вопрос авторства, чтобы имя отвергнутого архитектора не упоминалось в рекламных целях заказчика. «В противном случае у нас не возникает понятия репутации», — говорит Явейн.

Юридический неадекват

Главный архитектор бюро «Горпроект», проектировавший «Лахта Центр» и башню «Эволюция» в Москва–Сити, Филипп Никандров в комментарии «ДП» отметил, что «итоговый законопроект во многом учитывает большинство пожеланий и запросов представителей профессионального цеха. Тем не менее юридически не прикрытыми законопроектом все еще остаются вопросы авторского права архитекторов и механизмы защиты этого права в ходе разработки документации и реализации объекта при изменениях (равно искажениях) архитектурного проекта, которые чаще всего производятся у нас застройщиками или подрядчиками без согласования с автором–архитектором, массово порождая вопиющее уродство и низкое качество конечного продукта архитектуры в стране».

Ранее в законе об архитектурной деятельности была глава IV «Авторское право на произведения архитектуры», но в 2011 году ее полностью изъяли.

«Новый законопроект только раз вскользь упоминает про авторские права архитектора, относя вопросы их регулирования к гражданскому законодательству. В том, что действующим нормативом («Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений”) «автором” признается разработчик проектной и рабочей документации, а вовсе не автор–архитектор, и заложен ответ на вопрос — почему мы так строим. Такого вопиющего юридического «неадеквата” нет ни в одной другой творческой профессии, генерирующей авторские права», — говорит Никандров.

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1

1) статью 8 дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшие поддержку физическим лицам, указанным в части 1 статьи 141 настоящего Федерального закона, в соответствии с настоящим Федеральным законом, вносят сведения в указанные в части 1 настоящей статьи реестры в отношении таких физических лиц — получателей поддержки в порядке, установленном настоящей статьей. При этом наряду со сведениями, предусмотренными пунктами 1, 4 — 8 части 2 настоящей статьи, в эти реестры включаются фамилия, имя и (при наличии) отчество такого физического лица, а также указание на то, что такое физическое лицо на дату принятия решения о предоставлении соответствующей поддержки не является индивидуальным предпринимателем и применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».»;

2) наименование статьи 14 дополнить словами «, ее дочерними обществами»;

3) дополнить статьей 141 следующего содержания:

«Статья 141. Поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»

1. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — физические лица, применяющие специальный налоговый режим), вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2 — 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, за оказанием поддержки, предусмотренной статьями 17 — 21, 23, 25 настоящего Федерального закона, и поддержки, предоставляемой корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, корпорацию развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества.

2. Мероприятия по поддержке физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, включаются в государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы).

3. Условия и порядок оказания поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления наряду с формами поддержки, предусмотренными статьями 17 — 21, 23, 25 настоящего Федерального закона, вправе самостоятельно оказывать физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

5. Формы поддержки физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, условия и порядок оказания такой поддержки корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами определяются соответственно советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства, коллегиальными органами управления ее дочерних обществ, а в случае, если такие органы в дочерних обществах не образованы, — высшими органами управления указанных обществ.»;

4) в части 6 статьи 152 слова «предпринимательства, являющихся получателями» заменить словами «предпринимательства — получателей»;

5) часть 4 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«4. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок оказания такой поддержки корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами определяются соответственно советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства, коллегиальными органами управления ее дочерних обществ, а в случае, если такие органы в дочерних обществах не образованы, — высшими органами управления указанных дочерних обществ.»;

6) статью 19 дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. Оказание информационной поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления посредством размещения в соответствии с частью 3 настоящей статьи в информационных системах, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» информации, необходимой для развития деятельности физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в том числе информации, указанной в пунктах 1, 6 и 7 части 2 настоящей статьи.»;

7) статью 27 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся оказания поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 2 августа 2019 года N 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст. 4438) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в пункте 1:

абзац семнадцатый после слов «пунктах 1, 3 — 7 части 3» дополнить словами «, пунктах 1 и 2 части 8»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«7. В единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, подлежат внесению сведения о физических лицах, которые указаны в части 1 статьи 141 настоящего Федерального закона и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом оказана поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и об оказанной таким физическим лицам поддержке.

8. В отношении поддержки, оказанной физическим лицам, указанным в части 1 статьи 141 настоящего Федерального закона, в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки вносятся следующие сведения:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, идентификационный номер налогоплательщика такого физического лица;

2) сведения, указанные в пунктах 3-7 части 3 настоящей статьи;

3) указание на то, что физическое лицо на дату принятия решения о предоставлении ему поддержки не является индивидуальным предпринимателем и применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

9. Внесение сведений об оказанной физическим лицам, указанным в части 1 статьи 141 настоящего Федерального закона, поддержке в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом 15-го числа каждого месяца по состоянию на 1-е число текущего месяца в следующем порядке:

1) указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки на основании сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

2) указанные в пункте 3 части 8 настоящей статьи сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки на основании сведений о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и сведений об учете в налоговом органе физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход, имеющихся в уполномоченном органе по состоянию на дату принятия решения о предоставлении поддержки;

3) содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки сведения о физических лицах, применяющих специальный налоговый режим, исключаются из указанного реестра в соответствии с пунктом 3 части 4 настоящей статьи.»;

б) в пункте 3 слова «предпринимательства, являющихся получателями» заменить словами «предпринимательства — получателей»;

2) в части 2 статьи 2:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. В целях первого размещения сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, в срок до 5 ноября 2020 года в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 января 2019 года по 1 октября 2020 года, в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — физические лица, применяющие специальный налоговый режим), решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года, а в срок до 5 декабря 2020 года в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 октября 2020 года по 1 декабря 2020 года, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», его дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют в уполномоченный орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующие сведения:»;

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица, применяющего специальный налоговый режим, идентификационный номер налогоплательщика субъекта малого или среднего предпринимательства, физического лица, применяющего специальный налоговый режим, которому предоставлена поддержка;»;

в) в пункте 2 слова «корпорации развития малого и среднего предпринимательства, ее» заменить словами «акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», его».

К истории вопроса см.: , подписанном Сергеем Чобаном, Олегом Шапиро и Марией Элькиной. Под письмом собирают подписи.
Ниже – полный текст письма Николая Шумакова; здесь – заверенная подписью версия письма в формате PDF.
«Ответ на письмо архитекторов Сергея Чобана, Олега Шапиро и критика Марии Элькиной о законе «Об архитектурной деятельности»
Уважаемые коллеги!
Ваше открытое письмо, возбудив «блогосферу», вызвало призывы лечь костьми, но не допустить принятие новой редакции «Закона Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», переданной в феврале сего года на рассмотрение Минстроя РФ. И этот факт красноречиво свидетельствует как минимум о двух вещах.
Во-первых, о недостаточно глубоком знании российских законов и процедуре прохождения законопроектов в России.
Во-вторых, о непонимании, что приостановка рассмотрения законопроекта может окончательно похоронить всякую надежду на принятие нового закона.
Есть и третий аспект этой позиции, который меньше всего хотелось бы рассматривать, так как аспект этот свидетельствует о намеренном шаге с целью оставить в архитектуре всё как есть – то есть в управляемом хаосе. Хаос этот очень выгоден мощному лобби крупных застройщиков, которое десятилетиями препятствует принятию нового закона под набившем оскомину предлогом: «Ну вот видите – архитекторы опять не договорились, они сами не знают, чего хотят».
К сведению всех тех, кто готов разобраться по существу. Никакой «редакции закона» официально нет! И быть не может! Это даже не «нулевая» редакция, которая обычно концептуально рассматривается в отдельных комитетах Госдумы перед внесением в неё законопроекта. То, что передано в Минстрой РФ,– это расширенные концептуальные предложения, результат работы трёх профессиональных организаций, весьма авторитетных и уважаемых в национальном архитектурном сообществе: Союза архитекторов России, Российской Академии архитектуры и строительных наук и Национального объединения проектировщиков и изыскателей. И главное в этом документе – консенсус или, если хотите, компромисс по наиболее принципиальным вопросам устройства архитектурной профессии в нашей стране, который позволит двигаться дальше, совершенствуя законопроект в непростых современных условиях. Компромисс необходим, так как «политика есть искусство возможного», а не считаться со сложившимися реалиями, в том числе с порядком прохождения законопроектов в существующем правовом поле, просто невозможно.
Текст, переданный в Минстрой РФ, должен будет пройти согласование с заинтересованными ведомствами и с Правительством России. Только после этого редакция станет «нулевой» и будет внесена в Госдуму РФ, пройдя в ней «семь кругов компромиссов», включая три чтения в нижней палате, согласование в верхней и проверку трёх правовых управлений. Что останется от нынешнего текста, предложенного тремя профессиональными объединениями, в окончательной редакции, которую подпишет Президент России, – известно только Господу Богу.
Конечно, для одних коллективные авторы законопроекта– уважаемые организации национального масштаба, для других –»отстой и паноптикум». Но других профессиональных объединений с тысячами членов в России просто нет, несмотря на попытки некоторых мелких группировок изобразитьиз себя крупное профессиональное объединение под громкими и пустыми названиями. Иначе как профанацией назвать это невозможно.
Так до чего же договорились СА России, РААСН и НОПРИЗ? Какие приоритеты выдвинули в предложениях к закону?
Первое: упрочение статуса профессии путём возвращения ей права ведения авторского надзора за строительством и права участия в приёмке построенных объектов.
Второе: укрепление статуса главного архитектора города и субъекта федерации путём назначения его на должность руководителя органа архитектуры и градостроительства с непосредственным подчинением главе города или субъекта.
Третье: расширение развития конкурсной системы проектирования путём проведения архитектурных конкурсов перед тендерами подряда на проектирование (в соответствии с Федеральным законом№44ФЗ), то есть с выбором лучших архитектурных решений, а не наименьшей цены и сроков проектирования.
Четвёртое: восстановление «эскизного архитектурного проекта» как предмета авторского права архитекторов и архитектурного конкурса.
Пятое: определение состава профессиональных работ и услуг, максимально приближенного к принятому в мировой практике.
Шестое: восстановление права создания архитектурных проектов на основе авторских договоров (с гонорарной системой оплаты).
Седьмое: фиксация специфики архитектурного образования как образования технического, но с социальным и художественным содержанием. Кроме того, в предложениях упорядочены все процедуры создания произведений архитектуры и введены в правовое поле определения, принятые в мировой практике.
Как видите, эти приоритеты бесконечно далеки от выдуманных 40 лет, якобы требуемых до достижения ступени ГАПа, и других не менее нелепых «ужасов». Но, голосуя «против внесённой редакции», вы точно голосуете и против перечисленных принципов, на которых основана архитектурная практика в мире. Так как же в действительности обстоит дело с выдвинутыми аргументами «против» закона вообще?
Возможно, не стоит акцентировать внимание на арифметических ошибках. Но всё же! Сегодняшний студент вуза учится в основном пять лет с 17 до 21 года. Прибавьте к этому 10 лет стажа – получается не 40 лет, а тот же самый возраст (31 год), что у Жана Нувеля и других западных звезд, но с одной существенной разницей. В США, например, развита многоуровневая система подготовки к самостоятельной работе – ординатура с ведением отчётов о практике и жесточайшими экзаменами, которые сдают порой многие годы. В России ничего подобного нет, а большинство студентов начинают работать, ещё учась в вузе, сокращая тем самым установленный законом десятилетний срок получения опыта работы.
В северной Европе существуют самые либеральные процедуры подтверждения квалификации. Но на наш вопрос немецким, шведским, голландским коллегам: «Не боятся ли они выдавать лицензии через 2–3 года практики и собеседования «на вменяемость?», они отвечали очень просто. Лицензия – это право открыть бюро, но, чтобы осуществить это право и получить первый заказ, в некоторых европейских странах нужно ещё 10–15 лет участвовать в конкурсах и побеждать в них. И здесь не помогут ни «откаты», ни демпинг, ни самый вульгарный блат. Другая культура, до которой России ещё далеко.
Российская система ничуть не более жестока по отношению к молодым архитекторам, чем западная. Просто она другая, и, надо признать, более формальна, чем на Западе. В этой связи – информация к сведению тех, кто законов читать не умеет.
«Квалификационная аттестация» архитекторов, также как аттестация представителей всех иных профессий, введена не законом «Об архитектурной деятельности», а рядом Указов Президента РФ и Федеральным законом «О независимой оценке квалификации»№238-ФЗ, принятым 03.07.2016 г. Наш закон только ссылается на этот более ранний по времени закон, который, кстати, запрещает «придумывание» какого либо иного порядка проведения квалификационной аттестации. Так что в этом законе можно найти ответы на все вопросы о порядке аттестации. Читайте, господа, это полезно.
«Открытость рынка для лучших специалистов из-за рубежа»– вещь хорошая, но что делать если к нам свободно едут разные специалисты, в том числе не самые лучшие и порой не получившие лицензии в своих странах? Но даже лучшие редко знают нашу историю, культуру и порядок организации проектирования. Как быть, если, требуя «открытости», наши западные партнёры наглухо закрыли свои рынки архитектурных услуг от российских архитекторов? На этот случай не нами, а Международным союзом архитекторов рекомендовано заключать двух- и многосторонние соглашения о взаимном признании квалификационных документов. Наш закон только цитирует эти справедливые правила «двухстороннего движения».
Не мы «ограничиваем конкуренцию», а Запад. Какая же здесь честность? В международных отношениях главное – равноправие. И представьте, какую пользу принесло бы в «развитие собственной профессиональной школы» признание квалификации и возможность нашим архитекторам практиковать на Западе? Впрочем, есть сомнения, что нашим западным партнёрам нужны такие «честность и равноправие». Многих из них вполне устраивает роль миссионеров, несущих свет культуры «диким аборигенам» России. А рупором этой политики невольно становитесь вы, уважаемые противники справедливых законов в международных отношениях.
Вместе с тем нельзя не согласиться с тезисом авторов письма о том, что закон в этом виде, декларируя права авторов на произведение архитектуры (кстати, приведенные уже в части 4 гражданского кодекса Российской Федерации), «не создаёт по-настоящему действенных механизмов защиты этих прав». Но этот вопрос вместе с вопросом о «минимальных размерах гонорара» и снятием противоречий с ФЗ №44 и №223 вызывает яростное сопротивление того самого лобби девелоперов, о котором уже упоминалось.
Для того, чтобы «разрубить» узел этих противоречий, явно недостаточно сил всех официальных профессиональных объединений архитекторов. Нужна не конфронтация по поводу отдельных «недоработок» и бесконечное откладывание закона, а широкая консолидация всех архитекторов страны, включая молодых и ветеранов, с западным образованием и с отечественным, с опытом работы в России и за рубежом.
Повторяю: никто не собирается принимать закон в этом виде завтра. Ещё есть как минимум год (или многие десятилетия, если отложат его внесение в Думу). Что же касается обсуждения – его можно и нужно продолжить и после внесения в Государственную думу, хотя оно уже проходило год назад на самых различных платформах, и очень активно. Сейчас речь о другом. Ожидать какого бы то ни было положительного результата и достижения тех целей, которые провозглашаются в вашем письме, можно лишь при условии конструктивного диалога, лишённого всякого лукавства и подтасовки фактов и основанного на безупречном знании законов страны, в которой мы все живём и работаем».

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1

1) статью 8 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшие поддержку физическим лицам, указанным в части 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с настоящим Федеральным законом, вносят сведения в указанные в части 1 настоящей статьи реестры в отношении таких физических лиц — получателей поддержки в порядке, установленном настоящей статьей. При этом наряду со сведениями, предусмотренными пунктами 1, 4 — 8 части 2 настоящей статьи, в эти реестры включаются фамилия, имя и (при наличии) отчество такого физического лица, а также указание на то, что такое физическое лицо на дату принятия решения о предоставлении соответствующей поддержки не является индивидуальным предпринимателем и применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».»;

2) наименование статьи 14 дополнить словами «, ее дочерними обществами»;

3) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

«Статья 14.1. Поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»

1. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — физические лица, применяющие специальный налоговый режим), вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2 — 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, за оказанием поддержки, предусмотренной статьями 17 — 21, 23, 25 настоящего Федерального закона, и поддержки, предоставляемой корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, корпорацию развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества.

2. Мероприятия по поддержке физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, включаются в государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы).

3. Условия и порядок оказания поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления наряду с формами поддержки, предусмотренными статьями 17 — 21, 23, 25 настоящего Федерального закона, вправе самостоятельно оказывать физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

5. Формы поддержки физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, условия и порядок оказания такой поддержки корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами определяются соответственно советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства, коллегиальными органами управления ее дочерних обществ, а в случае, если такие органы в дочерних обществах не образованы, — высшими органами управления указанных обществ.»;

4) в части 6 статьи 15.2 слова «предпринимательства, являющихся получателями» заменить словами «предпринимательства — получателей»;

5) часть 4 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«4. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок оказания такой поддержки корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами определяются соответственно советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства, коллегиальными органами управления ее дочерних обществ, а в случае, если такие органы в дочерних обществах не образованы, — высшими органами управления указанных дочерних обществ.»;

6) статью 19 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Оказание информационной поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления посредством размещения в соответствии с частью 3 настоящей статьи в информационных системах, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» информации, необходимой для развития деятельности физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в том числе информации, указанной в пунктах 1, 6 и 7 части 2 настоящей статьи.»;

7) статью 27 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся оказания поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 2 августа 2019 года N 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст. 4438) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в пункте 1:

абзац семнадцатый после слов «пунктах 1, 3 — 7 части 3» дополнить словами «, пунктах 1 и 2 части 8»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«7. В единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, подлежат внесению сведения о физических лицах, которые указаны в части 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом оказана поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и об оказанной таким физическим лицам поддержке.

8. В отношении поддержки, оказанной физическим лицам, указанным в части 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки вносятся следующие сведения:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, идентификационный номер налогоплательщика такого физического лица;

2) сведения, указанные в пунктах 3 — 7 части 3 настоящей статьи;

3) указание на то, что физическое лицо на дату принятия решения о предоставлении ему поддержки не является индивидуальным предпринимателем и применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

9. Внесение сведений об оказанной физическим лицам, указанным в части 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, поддержке в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом 15-го числа каждого месяца по состоянию на 1-е число текущего месяца в следующем порядке:

1) указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки на основании сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

2) указанные в пункте 3 части 8 настоящей статьи сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки на основании сведений о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и сведений об учете в налоговом органе физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход, имеющихся в уполномоченном органе по состоянию на дату принятия решения о предоставлении поддержки;

3) содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки сведения о физических лицах, применяющих специальный налоговый режим, исключаются из указанного реестра в соответствии с пунктом 3 части 4 настоящей статьи.»;

б) в пункте 3 слова «предпринимательства, являющихся получателями» заменить словами «предпринимательства — получателей»;

2) в части 2 статьи 2:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. В целях первого размещения сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, в срок до 5 ноября 2020 года в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 января 2019 года по 1 октября 2020 года, в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — физические лица, применяющие специальный налоговый режим), решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года, а в срок до 5 декабря 2020 года в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 октября 2020 года по 1 декабря 2020 года, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», его дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют в уполномоченный орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующие сведения:»;

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица, применяющего специальный налоговый режим, идентификационный номер налогоплательщика субъекта малого или среднего предпринимательства, физического лица, применяющего специальный налоговый режим, которому предоставлена поддержка;»;

в) в пункте 2 слова «корпорации развития малого и среднего предпринимательства, ее» заменить словами «акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», его».