Закон о противодействии коррупции 2013

«Методические рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» (приложение N 2 к протоколу заседания Совета по аудиторской деятельности от 06.06.2017 N 34)

8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

9. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных правонарушениях».

«Методические рекомендации по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции» (приложение N 1 к протоколу заседания Совета по аудиторской деятельности от 06.06.2017 N 34)

1. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

а) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

<Письмо> Минтруда России от 11.05.2017 N 18-4/10/П-2943 <О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией>

76. Согласно указанной статье КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного (муниципального) служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного (муниципального) служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от N 273-ФЗ, —

Приказ Россотрудничества от 16.03.2017 N 0032-пр (ред. от 27.02.2018) Об утверждении Положения о Комиссии Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими (далее — государственные служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, другими федеральными законами (далее — требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

Приказ Росрыболовства от 22.03.2017 N 166 Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством по рыболовству, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

«Кодекс этики и служебного поведения работников Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (утв. решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 29.08.2013, Протокол N 59) (ред. от 18.06.2020)

1.2. Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также устанавливающих в отношении работников Агентства ограничения, запреты и обязанности иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, внутренних регулятивных документов Агентства.

Приказ ФАДН России от 17.05.2017 N 61 (ред. от 12.09.2019) Об утверждении Порядка подготовки, согласования и внесения Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества

б) с органом (организацией), в которой избранный атаман замещает должность, в случае если на замещаемую должность распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2017, N 15, ст. 2139) и другими федеральными законами.

«Регламент работы Конкурсной комиссии по вопросам предупреждения банкротства и урегулирования обязательств банков» (утв. решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 08.08.2016, протокол N 108) (ред. от 29.05.2017)

2) наличия в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликта интересов.

При голосовании по вопросам повестки дня заседания, которые касаются аффилированности или конфликта интересов, соответствующий член Комиссии не участвует в голосовании, что указывается в протоколе заседания Комиссии.

Приказ Росгвардии от 27.04.2017 N 123 (ред. от 09.04.2018) Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Росгвардии <4> ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» <5>, другими федеральными законами <6>;

Приказ Минстроя России от 24.04.2017 N 728/пр О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 260/пр «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с настоящим Федеральным законом под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В основном прокурорами выявляются нарушения, связанные с неисполнением государственными и муниципальными служащими обязанностей, несоблюдением ими запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством. К ним относятся, в частности: непринятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; непредставление или представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдение требований закона о контроле за расходами.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность – это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

Представитель нанимателя/работодатель, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность, в том числе его увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия могут повлечь и такие нарушения антикоррупционного законодательства как непредставления служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, сокрытие фактов приобретения имущества, транспортных средств, ценных бумаг и т.д., представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о конфликте интересов, о несоблюдении антикоррупционных запретов и др.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» относит принятие мер, направленных на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения гражданина.

Практика показывает, что цели предупреждения правонарушений, прежде всего, достигаются обучением граждан самостоятельному применению законов для защиты своих прав и отстаивания своих интересов.

Одной из основных задач действующего Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы является повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.

В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработан ряд тематических информационно-разъяснительных материалов, направленных на повышение уровня правосознания граждан (памятки, буклеты, короткометражные видеоролики о негативных последствиях коррупционных действий, а также компьютерный программный продукт с образовательным наполнением в виде игрового тестирования).

Электронная версия материалов размещена на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в разделе «Противодействие коррупции» по адресу: www/genproc.gov.ru/antikor/.

.

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:

1. Установить, что на основании пунктов 11 — 3 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: (В редакции указов Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460, от 15.01.2020 № 13 — в ступает в силу с 1 января 2020 г.)

а) в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.12.2013 № 878)

гражданами, претендующими на замещение должности заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации;

заместителями Председателя Центрального банка Российской Федерации;

гражданами, претендующими на замещение должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, и лицами, замещающими указанную должность;

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613)

гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613)

б) в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации:

гражданами, претендующими на замещение должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613)

гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613)

в) в подразделения Центрального банка Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) — гражданами, претендующими на замещение должностей в Центральном банке Российской Федерации, перечень которых утвержден Советом директоров Центрального банка Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности;

г) в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, — гражданами, претендующими на замещение должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенных в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций, и лицами, замещающими указанные должности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613)

д) в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) — гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами этих федеральных государственных органов, и лицами, замещающими указанные должности. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613)

2. Граждане и лица, названные в абзацах втором — четвертом подпункта «а» пункта 1 настоящего Указа, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в порядке и сроки, которые предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 — вступает в силу с 1 января 2015 г.)

3. Граждане и лица, названные в абзацах пятом и шестом подпункта «а» и в подпункте «б» пункта 1 настоящего Указа, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в порядке и сроки, которые предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 — вступает в силу с 1 января 2015 г.)

4. Граждане и лица, названные в подпункте «в» пункта 1 настоящего Указа, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в сроки, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определяемом нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, изданными в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 — вступает в силу с 1 января 2015 г.)

5. Граждане и лица, названные в подпункте «г» пункта 1 настоящего Указа, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в сроки, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, изданными в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 — вступает в силу с 1 января 2015 г.)

6. Граждане и лица, названные в подпункте «д» пункта 1 настоящего Указа, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в сроки, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 и иными нормативными актами Российской Федерации, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, изданными в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 — вступает в силу с 1 января 2015 г.)

7. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, включают в себя в том числе сведения:

а) о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

б) о государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов;

в) о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации;

г) об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.

8. Сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа, отражаются в соответствующих разделах справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Президентом Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 — вступает в силу с 1 января 2015 г.)

9. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации или специально уполномоченное им должностное лицо Администрации Президента Российской Федерации принимает решение:

а) об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации», — в отношении граждан и лиц, названных в абзацах втором — четвертом подпункта «а» пункта 1 настоящего Указа;

б) об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», — в отношении граждан и лиц, названных в абзацах пятом и шестом подпункта «а» пункта 1 настоящего Указа.

10. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации либо специально уполномоченное им должностное лицо Аппарата Правительства Российской Федерации в пределах своей компетенции принимает решение об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «б» пункта 1 настоящего Указа. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613)

11. Председатель Центрального банка Российской Федерации либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «в» пункта 1 настоящего Указа.

12. Руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, либо уполномоченные ими должностные лица принимают решение об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «г» пункта 1 настоящего Указа.

13. Руководители федеральных государственных органов либо уполномоченные ими должностные лица принимают решение об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «д» пункта 1 настоящего Указа.

14. Решения, предусмотренные пунктами 9 — 13 настоящего Указа, принимаются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных государственных органов, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, изданными в соответствии с федеральными законами. Решения принимаются отдельно в отношении каждого лица и оформляются в письменной форме.

15. На основании частей 7 и 71 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»:

а) Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции осуществляет проверку, предусмотренную: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.12.2013 № 878)

пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066, — в отношении граждан и лиц, названных в абзацах втором — четвертом подпункта «а» пункта 1 настоящего Указа;

пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, — в отношении граждан и лиц, названных в абзацах пятом и шестом подпункта «а» пункта 1 настоящего Указа;

б) подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, осуществляет проверку, предусмотренную пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «б» пункта 1 настоящего Указа;

в) подразделения Центрального банка Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) осуществляют проверку, предусмотренную пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «в» пункта 1 настоящего Указа;

г) подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, осуществляют проверку, предусмотренную пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г.

По мнению большинства политологов, экономистов, историков коррупция является одним из самых разрушительных явлений для всех государственных систем, а соответственно и для государства в целом.

Нарушение антикоррупционного законодательства с течением времени влияет на морально-нравственные устои государственных служащих, что приводит к снижению качества работы государственных органов. Такая ситуация способствует распространению недоверия к власти, возникновению протестных настроений.

Для осуществления контроля за коррупционной проблемой в стране существует свод нормативных документов, в которых есть указания по созданию и обеспечению мер противодействия коррупции.

От злоупотребления положением до дачи взятки – для закона нет категории «меньшего зла». Понятие «коррупция» имеет сложное значение, так под коррупцией в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается: злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Понятие «взяточничества» также охватывает целый ряд преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ), и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

В противодействии коррупции принимают участие как федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, так и организации и физические лица в пределах их полномочий. Одной из мер профилактики коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Так, согласно статье 13.3 «Закона о противодействии коррупции», все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности. При разработке и выполнении комплекса мероприятий, направленных на снижение вероятности вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, должны учитываться существующие в деятельности организации коррупционные риски.

Документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации. Реализация мер по противодействию коррупции снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, в том числе и иностранных граждан.

Чтобы избежать нарушений законодательства о противодействии коррупции организациям необходимо разработать антикоррупционную политику, определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

В целях обеспечения полноценной и всесторонней борьбы с коррупционными проявлениями, необходимо выявить причины, по которым в тех или иных структурах обнаружены случаи дачи или получения взятки, использования должностных полномочий, рассмотреть вопрос всецело и подробно, проанализировать ситуацию, чтобы впоследствии разработать антикоррупционную политику, учитывающую специфику той или иной государственной структуры.

Создание новых нормативных документов и внесение поправок в уже существующие нормативно-правовые акты, содержащие инструкции по борьбе с коррупцией, в которых присутствуют пункты об ужесточении ответственности за действия, попадающие под определения «коррупция», указания на необходимость к формированию нетерпимости к коррупционному поведению — меры необходимые. Однако, для того, чтобы появилась нетерпимость недостаточно прослушивания лекций о том, что коррупция — это преступление. Человеку свойственно в первую очередь думать о себе и своих близких, но не как не об обществе в целом, поэтому необходимо организовать антикоррупционную политику так, чтобы перед тем как получить или дать взятку, использовать должностное положение ради продвижения по службе своих близких, государственный служащий задумывался, а имеет ли это смысл или ситуация обстоит так, что без этих действий он может получить всё честным путём в разумные сроки. Если каждый отдельный государственный служащий, да и просто обычный человек будет отказываться от коррупционных действий, зная, что он может обеспечить семью на свою заработную плату, что он и его близкие могут добиться продвижения по службе благодаря своим личным качествам, а не с помощью коррупционных действий, процент государственных служащих, участвующих в коррупции снизится, работы системы наладится.

Необходимым пунктом плана борьбы с коррупцией должно являться проведение занятий антикоррупционной направленности в школах и университетах. Чем раньше детям, некоторые из которых впоследствии будут работать в государственных органах, объяснят, что коррупция разрушает государство, а не способствует его развитию, тем проще будет воспитывать честных и добропорядочных членов общества. Личность человека, которая включает в себя в том числе и совокупность норм поведения, воспитывается с самого детства. Взрослому человеку привить какую-либо фундаментальную привычку, как правило, почти невозможно, потому как личность уже сформирована. Дети же легче впитывают информацию, поэтому даже такое сложное, казалось бы, взрослое чувство, как нетерпимость к коррупции должно медленно, но основательно воспитываться с малых лет.

В целях борьбы с коррупционными проявлениями Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга просит Вас информировать по телефону горячей линии 224 02 02 о всех фактах коррупционных проявлений со стороны государственных служащих и должностных лиц.

Правовая группа УМВД России

по Красногвардейскому району г. СПб

Текст: УМВД Красногвардейского района Фото: Новости Красногвардейского района Санкт-Петербурга Разделы: Новости и анонсы Профилактика правонарушений Тэги: Красногвардейский район

«Самый эффективный способ борьбы с коррупцией –
развитие гражданского общества
и свобода средств массовой информации…
Борьба с коррупцией — это задача всего общества»

«Коррупция, прежде всего, влияет не на экономическое развитие,
а на общественно-политическое состояние в стране,
так как теряется доверие людей к органам власти.
Если люди считают, что органы власти коррумпированы,
то это доверие стремится к нулю»

В.В. Путин

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» КОРРУПЦИЯ — это:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение деяний, указанных в п. «а», от имени или в интересах юридического лица.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Как поступить в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа)?

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименования товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форы коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов и т.д.)

Следует вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить коммерческий подкуп.

Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей встречи с чиновником, предложить для этой встречи хорошо знакомое Вам место. Но не переусердствуйте в своем настаивании.

Поинтересуйтесь о гарантиях решения Вашего вопроса в случае вашего согласия дать взятку или совершить коммерческий подкуп

Не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушайте, позволяйте взяткополучателю выговориться, сообщить Вам как можно больше информации.

Что следует вам предпринять сразу после свершившегося факта вымогательства?

Согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту Вам предстоит принять решение. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый вариант: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй вариант: встать на путь сопротивления коррупционерам – взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления.

Каждый человек свободен в выборе своего решения. Но, как свободная личность, он не может не осознавать, что зло должно быть наказано. Поэтому второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права.

Ваши действия если Вы приняли решение противостоять коррупции

По своему усмотрению Вы можете обратиться:

По телефонам:
Дежурная часть УМВД России по Сахалинской области — (4242) 789-405

«Телефон доверия» УМВД России по Сахалинской области — (4242) 789-139

Дежурная часть Межмуниципального УМВД России «Южно-Сахалинское» – (4242) 789-406

Направить письмо по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина 149, инд. 693000

Направить обращение электронной почтой: mvd65@mvd.gov.ru

В обращении необходимо указывать Ф.И.О., адрес, по возможности контактный телефон.

Одной из форм сообщения о правонарушении коррупционного характера является анонимное обращение в правоохранительные органы. Хотя в этом случае заявитель не может в виду анонимности рассчитывать на получение ответа, а само анонимное обращение о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (п.7 ст. 141 УПК РФ) оно обязательно проверяется.

Правила поведения гражданина в случае вымогательства взятки

При обращении в органы государственной власти и местного самоуправления для получения справок, докумен­тов и т.д.

Если Вам необходимо получить какую-либо справку или иной документ, которые выдаю! органы государственной вла­сти или органы местного самоуправления, постарайтесь забла­говременно собрать информацию о порядке и сроках выдачи та­ких документов (через Интернет, СМИ, знакомых, которые об­ращались за получением подобных документов).

При обращении в орган государственной власти или иной орган, в обязательном порядке ознакомьтесь с информационны­ми стендами, находящимися в указанных учреждениях.

При написании письменного заявления, требуйте от чи­новников отметки о принятия документа на втором экземпля­ре заявления.

При первоначальном общении с чиновником покажите свою осведомленность о порядке и сроках получения Вами не­обходимых документов.

Никогда не намекайте на возможность более скорого ре­шения вопроса или получение документа вопреки установлен­ного порядка.

При общении с должностными лицами органов государ­ственной власти старайтесь использовать диктофон — — сейчас он есть и в мобильных телефонах. Постарайтесь не оставаться с чиновником наедине и всячески давайте понять о невозможно­сти решить тот или вопрос «по-другому».

В случае явного намерения чиновника получить взятку, постарайтесь перенести встречу на следующий день. В обяза­тельном порядке сообщите в правоохранительные органы о на­мерениях чиновника.

При прохождении обучения в высших, профессиональ­ных, общеобразовательных учебных заведениях, а также до­школьных учреждениях

При решении вопроса об устройстве своего ребенка в до­школьное учреждение, подробно изучите правила приема.

В ходе общения с заведующей или иным представителем дошкольного учреждения, требуйте официального докумен­та, подтверждающего постановку Вашего ребенка на очередь. Все выплаты, необходимые для зачисления ребенка, обговорите сразу.

Правила поведения в учебных заведениях:

Необходимо сдавать экзамен или зачет в общей груп­пе студентов, исключая индивидуальный порядок сдачи и возможности общения преподавателя и студента (ученика) наедине.

Исключите общие сборы денежных средств на «подарки» преподавателям. Сообщайте об указанных фактах в деканат и ректорат учебного заведения.

Незамедлительно сообщите родителям (при обучении в общеобразовательном учебном заведении) о денежных побо­рах со стороны преподавателей под предлогом приобретения учебников, ремонта помещений и т.п. Родители, в свою очередь, должны информировать о незаконных поборах со стороны ад­министрации учебного заведения правоохранительные органы.

В случае явного вымогательства со стороны преподавате­ля взятки, постарайтесь перенести встречу на следующий день. В обязательном порядке сообщите в правоохранительные орга­ны о намерениях преподавателя.

При обращении в органы здравоохранения

Каждый знает: несмотря на бесплатную медицину затра­ты на лечение бываю*значительными. И дело не только в до­рогих лекарствах. Благодарность медицинским работникам: за дополнительный уход, более внимательное отношение, отдель­ные палаты, «редкие» лекарства, шприцы, смену белья порой влетают в копеечку.

При обращении в муниципальные больницы и поликлини­ки не стремитесь получить помощь за деньги. Не провоцируйте и не обещайте вознаграждение за оказанную помощь. Законом каждому человеку гарантирована бесплатная медицинская по­мощь. Помните: оказание помощи — обязанность медицинско­го специалиста.

В случае не желания оказывать помощь, а также халатно­го отношения со стороны врачей и иных лиц — обратитесь с жа­лобой в администрацию учреждения.

В случае намерения предоставить дополнительные услу­ги, требующие материальных затрат, убедитесь, что это вхо­дит в компетенцию специалиста и является разновидностью услуг, предоставляемых учреждением. При стремлении оказать за деньги помощь, являющуюся бесплатной, незамедлительно сообщите в администрацию больницы или в правоохранитель­ные органы.

Что же делать в случаях, если Ваш коллега берет взятки?

Прежде всего, надо помнить, что своим молчанием Вы способствуете процветанию коррупции и нарушению закона!

Помните, что в соответствии с российским законодатель­ством любой служащий обязан уведомлять компетентные орга­ны обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях скло­нения к совершению коррупционных правонарушений, и невы­полнение этой обязанности является основанием увольнения со службы либо привлечения к иным видам ответственности, вплоть до уголовной!

Если по каким-то причинам у Вас нет возможности лич­но пойти в правоохранительные органы, необходимо звонить по телефонам доверия.

Сообщать о фактах коррупции необходимо, даже если коррупционер — Ваш коллега! Пойдя на сделку с совестью вы фактически станете пособником преступлений!

Это важно помнить тем, кто дает взятку!

За дачу взятки должностному лицу российское законода­тельство предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет.

При этом к уголовной ответственности может быть при­влечен как сам взяткодатель, так и посредник, передававший взятку, либо иными способами способствовавший этому пре­ступлению.

Если Вас склоняют к совершению преступлений кор­рупционной направленности — что делать?

Если Вас пытаются склонить к совершению одного из кор­рупционных преступлений, необходимо внимательно выслу­шать собеседника, запомнить поставленные условия и поста­раться перенести разрешение вопроса до следующей встречи.

В дальнейшем, принять решение согласно своей граждан­ской позиции, своим нравственным принципам и совести.

У Вас возникают три варианта действий:

прекратить всяческие контакты с лицом, склоняющим к совершению коррупционного преступления;
согласиться с его условиями, но при этом коррупция бу­дет только процветать;
либо, исходя из понимания того, что только всем миром можно одолеть это зло, сохраняя свое достоинство, не стано­вясь пособником преступления, обратиться в правоохранитель­ные органы с устным или письменным заявлением.
Заявление о преступлении, согласно статье 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, представля­ет собой сообщение о совершенном либо готовящемся проти­воправном деянии, содержащее ходатайство заявителя о при­влечении виновного к уголовной ответственности. Заявление о преступлении может быть подано заявителем письменно или сделано в устной форме. Однако, поскольку устное сообщение подлежит занесению в протокол, то, в конечном счете, всякое заявление о преступлении облекается в письменную форму.

Устное заявление о преступлении может быть зафиксиро­вано в протоколе принятия устного заявления о преступлении, в протоколе следственного действия (если заявление сделано в ходе его производства) либо в протоколе судебного заседания (если оно было озвучено в ходе судебного разбирательства).

Заявитель в обязательном порядке предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ста­тье 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, что долж­но быть отражено в собственноручно составленном заявлении, протоколе принятия устного заявления о преступлении, про­токоле следственного действия (если заявление было сделано в ходе его производства) или может быть составлен отдельный протокол.

Обращаться с заявлением лучше самому лично, поскольку у сотрудников правоохранительного органа могут возникнуть вопросы, необходимые для проведения первичных провероч­ных оперативных мероприятий.