Закон о мобильной торговле

МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Законопроект о нестационарной и мобильной торговле будет внесен в Госдуму на этой неделе, закон может быть принят уже в апреле 2019 года. Об этом сообщил директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов.

«Правительство его одобрила. Я думаю, что завтра-послезавтра он будет внесен в Думу. Согласно поручению президента, его должны принять до апреля месяца следующего года», — сказал он, выступая на форуме «Малый и средний ретейл в России».

По его словам, это шаг вперед, впервые такое внимание на федеральном уровне уделено малому бизнесу. «Речь идет о том, чтобы люди имели возможность торговать, ставить объекты, фудтраки на законных основаниях так, как положено. Вот этот законопроект направлен на решение ключевого момента — места. Места будут предоставляться на долгосрочных правах с правом продления без торгов. Сейчас бытует позиция, что малый бизнес — это стартап и ты должен поторговать и уйти, но это несправедливо в высшей степени. Законопроект, мы надеемся, поборется», — пояснил Кузнецов.

Версия законопроекта не отличается от первоначальной в базовых вещах, принципы сохраняются, сообщил представитель Минпромторга. «Первый принцип — меняется место, сохраняется бизнес. Второй принцип — принцип продления договора без торгов, третий — рамочные правила по внешнему виду должны быть установлены нормативным актом», — подчеркнул он.

Ранее глава министерства Денис Мантуров сообщил, что принятие закона о нестационарной мобильной торговле позволит реализовать 4,5 млн т сельхозпродукции и создать 250 тыс. рабочих мест. Мантуров отмечал, что, по расчетам Минпромторга, порядка 50 тыс. грузовиков и легкого коммерческого транспорта будет приобретаться предпринимателями для реализации своей деятельности.

О законопроекте

Правительство РФ по итогам заседания 29 ноября одобрило законопроект о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли. Документ закрепляет общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, устанавливает возможность ведения нестационарной или мобильной торговли по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения таких торговых объектов.

В настоящее время объекты нестационарной торговли в регионах размещаются на различных правовых основаниях и условиях. При этом не учитываются особенности развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и других механических средств. На федеральном уровне единообразных подходов в этой части не установлено, что препятствует развитию малого и среднего торгового предпринимательства, отметили в правительстве.

Подготовленный Минпромторгом законопроект уточняет соответствующую терминологию и приводит ее в соответствие с современными требованиями рынка, закрепляет в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов.

Документом также закрепляется принцип «меняется место — сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд. Устанавливается и минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта — пять лет.

Согласно документу, уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов в населенных пунктах, при этом предусматривается возможность общественного обсуждения с местными жителями изменений этой схемы.

Проект Федерального закона N 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)

Законопроектом:

вводятся понятия «мобильный торговый объект» (автомагазины, автолавки и т.п.), «развозная торговля» (розничная торговля, осуществляемая с использованием мобильных торговых объектов);

предлагается выделение мобильных торговых объектов в отдельную категорию и осуществление этого вида торговой деятельности на основании свидетельств, выдаваемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, и договора на размещение мобильного торгового объекта либо без заключения такого договора в определенных случаях;

устанавливается срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта (не менее 5 лет и не более 7 лет);

уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов, в том числе определяется их состав, а также закрепляется порядок их изменения и дополнения (также предусматриваются возможность дополнения схем размещения новыми местами исходя из заявления предпринимателей, порядок исключения мест из схемы размещения торговых объектов);

определяются порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на размещение торговых объектов, а также порядок осуществления торговой деятельности в общедоступных местах размещения торговых объектов, порядок предоставления компенсационных мест в случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов;

закрепляется процедура выдачи, аннулирования свидетельства об осуществлении развозной торговли (свидетельство выдается на неограниченный срок);

предлагается проведение общественных обсуждений по проектам схем размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;

корректируются полномочия органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (они в т.ч. будут устанавливать перечень случаев, при которых включение места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему их размещения не подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях).

Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 24 декабря 2018 года N 144-Пр
Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов

(с изменениями на 6 июня 2019 года)

(в ред. приказа минэкономразвития и внешних связей Амурской области от 06.06.2019 N 126-Пр)

Во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов.

2. Отделу торговли и общественного питания (А.Н.Николаева) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства экономического развития и внешних связей области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и довести информацию до органов местного самоуправления области.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на Величко Т.С., заместителя министра экономического развития и внешних связей области.

Министр
Л.С.СТАРКОВА

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов

Утвержден
приказом
министерства
экономического развития
и внешних связей
Амурской области
от 24 декабря 2018 г. N 144-Пр

(в ред. приказа минэкономразвития и внешних связей Амурской области от 06.06.2019 N 126-Пр)

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее — Порядок) разработан в целях реализации статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», на основании постановления губернатора Амурской области от 26 февраля 2010 г. N 62 «О мерах по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», необходимости обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований Амурской области и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

1.2. Настоящий Порядок устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной, государственной собственности на территории Амурской области (далее — схема размещения).

1.3. Требования, предусмотренные настоящим Порядком, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов:

находящихся на территории розничных рынков;

при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, имеющих временный характер, и ярмарок.

Основные понятия

2.1. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

торговый объект — здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

К нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты:

павильон — нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов;

киоск — нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса;

палатка — нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную прилавком легко возводимую сборно-разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенный для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли;

торговый автомат — нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца;

бахчевый развал — нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованную временную конструкцию в виде обособленной открытой площадки или установленной торговой палатки, предназначенный для продажи сезонных бахчевых культур;

елочный базар — нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованную временную конструкцию в виде обособленной открытой площадки для новогодней (рождественской) продажи натуральных хвойных деревьев и веток хвойных деревьев.

К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты:

автомагазин, автолавка, автофургон — передвижные торговые объекты, осуществляющие развозную торговлю, представляющие собой автотранспортные средства (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день;

автоцистерна — передвижной торговый объект, осуществляющий развозную торговлю, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства и предназначенную для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров (квас и пр.);

лоток — передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день;

тележка — передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, оснащенный механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров.

Схема размещения нестационарных торговых объектов — схема, определяющая места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органом местного самоуправления.

Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов

3.1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.

3.2. Схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.

3.3. При разработке схемы размещения орган местного самоуправления может рассматривать предложения, поступившие от граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также от некоммерческих организаций, объединяющих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

3.4. Схема размещения на территории соответствующего муниципального образования разрабатывается с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов. Разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в целях:

восполнения недостатка стационарной торговой сети при обеспечении населения товарами первой необходимости и иными продовольственными и непродовольственными товарами;

упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения.

3.5. Схема размещения должна содержать тип объекта, его адресные ориентиры, специализацию, период размещения (для сезонных нестационарных объектов).

Схема размещения может быть оформлена в виде адресного перечня. Срок действия схемы для сезонных нестационарных объектов — 1 год.

3.6. При разработке схемы размещения орган местного самоуправления руководствуется следующими принципами:

осуществлять размещение нестационарных торговых, объектов с учетом размещения существующих объектов стационарной торговой сети;

восполнять недостаток стационарной торговой сети;

обеспечивать достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

особое внимание уделять обоснованности размещения нестационарных торговых объектов вдоль федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Амурской области, в зонах отдыха, в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, объекты военного назначения);

осуществление размещения нестационарных торговых объектов с учетом обеспечения свободного движения пешеходов, доступа потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственного подъезда спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, а также с соблюдением пожарных и санитарных требований.

(абзац введен приказом минэкономразвития и внешних связей Амурской области от 06.06.2019 N 126-Пр)

3.7. При разработке схемы размещения орган местного самоуправления предусматривает размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

3.8. Не допускается включать в схемы размещения нестационарные торговые объекты:

с нарушением существующих градостроительных и других нормативов, регулирующих размещение нестационарных торговых объектов;

на территориях, прилегающих к зданиям государственных органов власти, органов местного самоуправления, на придомовых территориях, на территориях, прилегающих к памятникам архитектуры, культовым объектам, на тротуарах, если это препятствует движению пешеходов, в арках зданий, газонах, детских и игровых площадках, площадках для отдыха и досуга, парковках, на особо охраняемой территории инженерных сооружений (систем, сетей) коммунальной инфраструктуры.

(п. 3.8 в ред. приказа минэкономразвития и внешних связей Амурской области от 06.06.2019 N 126-Пр)

3.9. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения не могут служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

4. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Утвержденная органом местного самоуправления схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения представляются в министерство экономического развития и внешних связей области для опубликования на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4.1. Условия размещения нестационарных торговых объектов (конкурсы, аукционы и др.) определяются органами местного самоуправления.

Знаете, какое являение в советской торговли, ну по крайней мере позднего РСФСР мне кажется самым странным ? Нет, не повальный дефицит. Тут то все нормально, логично и понятно.
Выездная торговля.
Помните начало классического фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром» ?
На 6.25 герой Ширвиндта выходит на автобусной остановке и сталкивается со «снегурочкой», торгующей прямо на улице шампанским, и спрашивает про то где можно купить мандарины. Затем камера изменяет ракурс и мы видим, что все эти лотки мимо которых продирается персонаж всеми нами любимой комедии, располагаются прямо рядом с двухэтажным магазином.
Вы скажете, «эка невидаль, у нас тоже около каждого большого магазина то бабушки картошкой торгуют, то взрослые дядьки-фермеры колбасой и копченой рыбой !». И будете не правы. Разница большая. Нынешние (да и тех времен) уличные торговцы это были частники, а вот выездная торговля была делом совершенно официальным и государственным. Даже существовали «тресты выездной торговли».
Как это выглядело ? Вот было у нас в районе два больших по тем временам магазина — «Океан», специализировавшийся на торговле рыбой и, буквально, в соседнем здании, универсам «Россия» — некая пародия на современные супермаркеты. Около последнего, как правило, зияющего своей пустотой (он был, однозначно, самым бедным на 100-тысячный микрорайон магазином) летом все время стоял лоток с которого толстая тетка в халате продавала овощефрукты. О том, чем торгуют можно было судить по количеству покупателей. Если их не было, значит привезли «гибрид», он же «грип-фрукт», ну вы поняли ? Зачем в наших палестинах так активно продвигали грейпфрукты — товар, однозначно, нишевой я не совсем понимаю. Могу только предполагать, что родные партия и правительство как то пытались бороться с авитаминозом в условиях весьма скудного продовольственного импорта, который и рядом не стоял с современным. Без импорта же Россия чисто технически не способна покрыть свои потребности в овощах и фруктах — это реальность с которой никак не могут смириться «турбопатриоты», ездящие в Лаперанту за свежей рыбкой.
А вот если народу было много — значит, привезли бананы. Зеленые. У нас продавали только такие. Желтые это для москвичей и гостей столицы. И то не сразу. Стоили они году в 1983 1 рубль 1 копейку за килограмм. И были реально зелеными. То есть, сейчас в сетевых магазинах вы можете регулярно видить бананы с зеленоватыми концами плодов, но тут зеленым было все. Теоретически, за две недели они должны были бы дозреть, но ждать было невмоготу.
А вот у «Океана» торговля велась по вечерам и была куда как более бойкой.
Объясняю диспозицию. Жители современного «Арбеково», конечно же знают где это и даже вывеска осталась на прежнем месте, но хорошо организованная торговля позволяет разместить ассортимент, на порядок превышающий советский, на площади, ничуть не поступлюсь истиной, на порядок меньшей, чем 30 лет назад.
Классический ассортимент «Океана» состоял по состоянию на времена конца 70-х — начала 80-х из мороженного минтая, оно го же минтая в консервированном виде и соленой селедки иваси. Не, конечно, иногда бывала скумбрия, иногда мелочь тунца, а до минтая, в открывшимся за год до «Океана» другом рыбном магазине под названием «Латвия» все было забито мороженным хеком, а на прилавках эпизодически возникали другие виды консервов, НО, чтобы понять, как все это было убого, скажу, что с 1981 года один маленький магазинчик на улице Кирова в Москве (ныне Мясницкая) стал обязательным туристическим объектом при посещении Москвы. Он назывался «Рыба» и я туда ходил так, как сейчас ходят в Океанариумы. В этом крохотном магазине видов рыбы было больше, чем в энциклопедии Брэма. И созерцание всего этого копчено-солено-консервированно-мороженного разнообразия в итоге привело меня к увлечению биологией и победе в областной олимпиаде по этому школьному предмету. У нас. кстати, тоже бывали эксперименты с расширением ассортимента. Эпизодически возникала какая то дикая экзотика, чтобы потом исчезнуть. Ну ладно, сайда или сардинелла в конце 70-х, но ведь еще был момент, когда магазины были завалены рыбой-пилой ! Где ее, бл..ть, брали ??
У нас все было не так. Магазин «Океан» занимал площадь на которой сейчас размещается офис «Сбербанка», «Магнит» и куча мелких магазинов, включая его самого, благополучно пережившего 26 лет «антисоветских времен». Тогда же он состоял из громадного, метров 70 в длину зала, в котором стояли открытые морозильные лари в которых и лежал расфасованный минтай, кулинарии и еще одного помещения в котором, по идее создателей, должен был стоять бассейн с живой рыбой. По периметру стояли банки с консервами.
Но почти каждый вечер, несмотря на погодные условия, на улице рядом с «Океаном» ставили лоток и торговали с него жареной скумбрией (а также, изредка, окунем, палтусом и камбалой). Народу всегда было много, но я не помню, чтобы кому то этих советских деликатесов не хватило бы. Мама часто приносила их на ужин.
И вот меня давно мучит вопрос — что мешало работникам этого магазина торговать жареной рыбой прямо в торговом зале, что мешало вообще советским торговым работникам торговать востребованными продуктами в магазинах, а не на улице ?
Когда «выездная торговля» закончилась ? Ну точно не сразу после 1991 года. Наоборот, в 1992 она пережила второе рождение — многие массово возникшие оптовики, не желавшие тратиться на аренду торговых площадей ставили своих работников торговать весьма «капитальными» продуктами на остановках общественного транспорта. Так, на против «Океана» возник сначала стихийный, а потом все более окультуривавшийся рынок, где в начале 90х цены и ассортимент товаров был куда лучше, чем в постепенно загибавшихся продуктовых магазинах, большинство из которых развал Союза не пережили. Большинство, но не все. Некоторым удалось полностью сохранить площади, а некоторые даже и расширились.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемые Правила организации развозной торговли.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от__________ № _____

Правила организации развозной торговли

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, устанавливающие порядок организации развозной торговли, регулируют отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением развозной торговли.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«продавец» – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие розничную торговлю с использованием мобильных торговых объектов;

«мобильный торговый объект» – торговый объект, представляющий собой специализированное или специально оборудованное транспортное средство, используемое при осуществлении развозной торговли. К данным объектам относятся, в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, тонары, автоприцепы, автоцистерны;

«развозная торговля» – розничная торговля, осуществляемая с использованием мобильных торговых объектов;

«специализация мобильного торгового объекта» – ассортиментная специфика, выраженная в принадлежности реализуемых товаров к одной из товарных групп.

3. Осуществлять развозную торговлю вправе юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами.

II. Порядок уведомления о начале осуществления развозной торговли

4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предполагающее осуществлять развозную торговлю (далее – заявитель), обязано представить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) по месту предполагаемого фактического осуществления деятельности уведомление о начале своей деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам (далее – уведомление).

5. При наличии у заявителя нескольких транспортных средств для осуществления развозной торговли (мобильных торговых объектов) уведомление подается по каждому транспортному средству.

6. К уведомлению должны прилагаться следующие документы:

— копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для юридических лиц дополнительно копия документа, подтверждающего полномочия заявителя);

— для юридических лиц выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (с датой выдачи не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи документов);

— для индивидуальных предпринимателей выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (с датой выдачи не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи документов);

— копия свидетельства о регистрации транспортного средства, заверенная заявителем;

— копия паспорта транспортного средства, заверенная заявителем;

— копия договора лизинга на транспортное средство (в случае если транспортное средство находится в лизинге), заверенная заявителем;

— копия договора аренды/сублизинга на транспортное средство (в случае если транспортное средство находится в аренде/сублизинге), заверенная арендодателем;

— пять фотографий транспортного средства формата А4, на которое подается уведомление, с приложением электронной версии с разрешением не менее 1600х2400 без искажения пропорций и не менее 200 dpi (вид с обоих боков, вид спереди и сзади, а также ракурс 3/4 с видимым окном выдачи товара в режиме торговли, с четкими изображениями элементов оформления мобильного торгового объекта);

— копия договора на GPS/Глонасс/GSM (и иных систем геопозиционирования, действующих на территории работы мобильного торгового объекта) мониторинг транспортного средства с указанием необходимых реквизитов для o№li№e доступа к координатам, позволяющих организовать непрерывную передачу данных (ретрансляцию) в государственный центр контроля уполномоченного органа.

7. Уполномоченный орган вправе организовать прием уведомлений в электронной форме через портал государственных услуг.

8. Заявитель представляет уведомление в 2-х экземплярах в уполномоченный орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

В случае представления уведомления непосредственно в уполномоченный орган днем его подачи считается день регистрации уведомления в уполномоченном органе. При направлении уведомления по почте днем его подачи считается день отправки почтового отправления. При направлении уведомления в виде электронного документа днем его подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа.

9. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день получения уведомления регистрирует его и проставляет на обоих экземплярах уведомления отметку с указанием даты его получения и регистрационного номера.

Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю.

В случае подачи уведомления в виде электронного документа должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день его регистрации обязано направить заявителю подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного органа.

10. Заявители обязаны сообщить в уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, сведения о следующих изменениях:

а) изменение места нахождения юридического лица;

б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

в) реорганизация юридического лица;

г) изменение регистрационных данных транспортного средства.

11. Сведения об указанных в пункте 10 настоящих Правил изменениях представляются в уполномоченный орган в течение 10 дней со дня внесения соответствующих изменений посредством представления (направления) в уполномоченный орган заявления в произвольной форме с приложением копий документов, заверенных заявителем, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений, или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

12. Уполномоченный орган осуществляет учет уведомлений путем внесения следующих сведений в реестр уведомлений об осуществлении развозной торговли (далее — реестр), в том числе в электронной форме, по каждому заявленному мобильному торговому объекту:

а) дата поступления уведомления и его регистрационный номер;

б) полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

в) почтовые адреса места нахождения юридического лица, в том числе его филиалов и представительств (адрес места жительства индивидуального предпринимателя);

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

д) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

е) специализация мобильного торгового объекта;

ж) сведения о марке, модели, государственном регистрационном знаке и годе выпуска транспортного средства, с использованием которого предполагается осуществлять развозную торговлю;

з) сведения о системе мониторинга геопозиции транспортного средства;

и) фотографии транспортного средства, предоставленные в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

13. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, вносит сведения в реестр и выдает заявителю Свидетельство о внесении в реестр по форме приложения № 2 к настоящим Правилам в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления. В случае утраты Свидетельства о внесении в реестр заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган для получения дубликата, который выдается в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления.

Внесение в реестр изменений, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также выдача нового Свидетельства о внесении в реестр осуществляются в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов в уполномоченный орган.

14. Отказ заявителю во внесении в реестр допускается в следующих случаях:

— несоответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящих Правил;

— недостоверность представленной информации.

15. В случае отказа во внесении в реестр уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения пакета документов выдает заявителю уведомление об отказе в письменной форме с указанием причин отказа.

16. Уполномоченный орган вправе исключить организацию (предпринимателя) из реестра в случаях:

— ликвидации юридического лица либо исключения его из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя) о прекращении осуществления развозной торговли.

17. Уполномоченный орган вправе исключить мобильный торговый объект из реестра в случаях:

— обнаружения недостоверности информации, представленной в отношении данного мобильного торгового объекта;

— при неоднократном (три и более раз) нарушении требований, установленных настоящими Правилами, в течение 1 квартала;

— по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя) о прекращении осуществления развозной торговли с использованием данного мобильного торгового объекта.

18. Исключение из реестра влечет за собой утрату права юридического лица (индивидуального предпринимателя) на осуществление развозной торговли с использованием исключенного из реестра мобильного торгового объекта.

Исключение из реестра не препятствует повторной подаче уведомления через 30 календарных дней со дня исключения при условии устранения нарушений, повлекших исключение из реестра.

19. Реестр ведется на бумажном и электронном носителях.

20. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

Уполномоченный орган размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сроки, установленные пунктом 11 настоящих Правил.

21. Уполномоченный орган по письменному запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления представляет бесплатно сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок или сообщает об отсутствии указанных сведений в день поступления соответствующего запроса.

22. За регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр, предоставление сведений, содержащихся в реестре, выдачу дубликатов Свидетельств о внесении в реестр плата не взимается.

23. Заявитель вправе осуществлять развозную торговлю с даты внесения в реестр сведений о нем.

III. Требования к мобильным торговым объектам

24. Для осуществления развозной торговли могут использоваться транспортные средства, соответствующие требованиям не ниже экологического класса 4 (Евро-4), прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр, содержащиеся в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

25. Каждый мобильный торговый объект должен быть оснащен системой мониторинга геолокации объекта с возможностью отслеживания нахождения и движения мобильного торгового объекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Сведения о фактическом нахождении мобильного торгового объекта должны быть открытыми и общедоступными.

На мобильном торговом объекте (на видном месте: боковых поверхностях кузова, ветровом стекле и т.д.) должна находиться информация об интернет-адресе ресурса, где потребитель и любое заинтересованное лицо может получить информацию о нахождении и движении данного мобильного торгового объекта, а также пароли и иные сведения, необходимые для доступа к соответствующей информации.

При размещении информации должны быть соблюдены требования о размещении рекламы на транспортных средствах в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

26. Мобильный торговый объект должен быть оборудован витринами и прилавком (прилавками), доступными во время осуществления обслуживания потребителей, а также необходимым торговым, холодильным и иным технологическим оборудованием, соответствующим обязательным требованиям нормативных правовых актов.

Мобильный торговый объект может быть оборудован встроенным жидкотопливным электрогенератором шумностью не более 55 дБА.

IV. Требования к хозяйствующим субъектам

27. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр, обязаны:

— При осуществлении своей деятельности соблюдать обязательные требования к организации торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом требований настоящих Правил;

— Размещать на витрине мобильного торгового объекта информацию, содержащую сведения о заявителе, времени начала и окончания работы мобильного торгового объекта, сведения о включении в реестр (в виде оригинала Свидетельства о внесении в реестр), информацию о номере телефона и адресе предприятия, номерах контактных телефонов уполномоченного органа, информацию, предусмотренную пунктом 25 настоящего порядка, а также иную информацию о товарах и их изготовителях в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

— Обеспечивать соблюдение требований федерального законодательства, регулирующего кассовые операции, при осуществлении развозной торговли;

— Представлять в уполномоченный орган информацию об изменении сведений о мобильных торговых объектах, содержащихся в реестре, в срок, установленный настоящими Правилами;

— Обеспечивать бесперебойную работу бортового блока системы геолокации и отслеживания нахождения и движения мобильного торгового объекта, круглосуточную публикацию координат размещения мобильного торгового объекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также общедоступность указанной информации;

— Обеспечивать доступ представителей уполномоченного органа к мобильному торговому объекту в целях проведения проверки соблюдения хозяйствующим субъектом требований настоящих Правил.

28. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, определяются продавцом самостоятельно в соответствии со специализацией с учетом требований настоящих Правил.

V. Условия функционирования мобильных торговых объектов

29. Мобильные торговые объекты могут размещаться в местах, допускаемых для стоянки Правилами дорожного движениями, действующими в Российской Федерации.

30. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вправе определить дополнительные зоны, где допускается функционирование мобильных торговых объектов – механических транспортных средств исходя из особенности соответствующих территорий.

31. Не допускается размещение (стоянка) мобильного торгового объекта с обслуживанием покупателей при отсутствии свободного подхода покупателей к витринам и прилавку, через который производится обслуживание покупателей.

При осуществлении торговой деятельности обслуживание покупателей должно осуществляться со стороны тротуара или иной площадки с твердым покрытием, не являющейся проезжей частью.

32. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр, вправе осуществлять развозную торговлю с 8 часов до 22 часов по местному времени. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе расширять временные интервалы работы мобильных торговых объектов для всех либо для определенных специализаций мобильных торговых объектов. Не допускается ограничение времени работы мобильных торговых объектов, если это влечет за собой ограничение конкуренции с другими формами торговли.

33. Стоянка мобильного торгового объекта вне времени работы, определяемого в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил, допускается исключительно на оборудованной стоянке (в гараже) по адресу, указанному заявителем в уведомлении.

Стоянка мобильного торгового объекта в указанное в пункте 32 настоящих Правил время на дворовых территориях и в жилых зонах не допускается.

VI. Требования к ассортименту товаров

34. При осуществлении развозной торговли допускается розничная продажа групп товаров в соответствии со специализацией мобильных торговых объектов.

35. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие развозную торговлю, должны обеспечивать надлежащие условия хранения и реализации товаров в соответствии с обязательными требованиями нормативных правовых актов.

36. Группы товаров, допускаемые для реализации при развозной торговле, определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также в соответствии со специализацией мобильного торгового объекта. Перечень специализаций мобильных торговых объектов указан в таблице 1 настоящего пункта:

Таблица 1

№ п/п

Специализация

Мясо и мясная продукция

Молоко и молочная продукция

Хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия

Цветы

Печатная продукция

Быстрое питание (готовая еда)

Овощи-фрукты

Рыба и морепродукты

Продукты

Непродовольственные товары

37. Применение широких специализаций «Продукты» и «Непродольственные товары» (п.38 Правил) в отношении специализации мобильного торгового объекта допускается исключительно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих развозную торговлю в городах с населением менее 300 тысяч жителей и в сельских населенных пунктах. В городах с населением свыше 300 тысяч жителей применение широких специализаций «Продукты» и «Непродольственные товары» не допускается.

VII. Ответственность

38. За нарушение обязательных требований к организации торговой деятельности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие развозную торговлю, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение № 1

к Правилам организации развозной торговли

Руководителю

(уполномоченный орган субъекта РФ)

Дата _____________

Уведомление

об осуществлении развозной торговли на территории _____________________________

(субъект РФ)

Настоящим уведомляю о начале осуществления развозной торговли на территории __________________________________________________________________________________

(субъект РФ)

Полное наименование юридического лица/ Ф.И.О. индивидуального предпринимателя: ___________________________________________________________________________

Сокращенное наименование юридического лица: _________________________________

Фирменное наименование юридического лица:

Место нахождения юридического лица/ Место жительства индивидуального предпринимателя: ___________________________________________________________

Ф.И.О. руководителя юридического лица: _______________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя: ___________________________________________________________________________

Регистрационные данные: дата регистрации __________

место регистрации ___________________________________________________________

орган регистрации___________________________________________________________

ИНН __________________ ОГРН / ОГРНИП_________________________________

Телефон: ____________________ Факс: __________________E-mail: ________________

Мобильный торговый объект, специализация: ___________________________________

Регистрационный знак_______________Марка, модель __________________________ Год выпуска ТС_________VI№ ________________ Шасси №___________________

Документ, устанавливающий право владения ТС (свидетельство о регистрации ТС/договор лизинга) № ____________________________________________________

Технический осмотр пройден _______20_г. Дата очередного техосмотра ________20_г.

Адрес ночной стоянки (гаража) _______________________________________________

Доступ к системе мониторинга (геопозиционирование):

Logi№:___________________________ Password:__________________________________

Приложение: опись прилагаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от __.__.____ г. №___ документов.

Примечание:

Данным заявлением подтверждаю соблюдение требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от __.__.____ г. №___, а также обеспечение проведения контроля технического состояния транспортного средства перед выездом на линию и предрейсового медицинского осмотра водителей.

Подпись ________________________/______________________/

М.П.