Заключение договора закупки

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 223-ФЗ
  • Малые закупки по 223-ФЗ

Закупки малого объема в рамках 223-ФЗ не имеют строгих требований и регламентов, в отличии от 44 Федерального закона.

Единственное упоминание о проведении и отчетности малых закупок в 223 Федеральном законе находится в части 15, ст. 4.

В данной части говорится о том, что заказчик на свое усмотрение принимает решение о размещении в Единой информационной системе сведений о проведении закупок до 100 тысяч рублей. А в случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. руб., то он вправе увеличить цену процедуры до 500 тыс. руб.

Из этих данных можно сделать вывод, что единственным параметром выявления малых закупок является цена контракта.

Правила проведения прямых закупок до 100 или 500 тыс. руб

В законодательстве РФ отсутствуют какие-то конкретные требование к суммарному объему прямых торгов до 100 и 500 тыс. руб. от общего объема проведенных торгов заказчика.

Указаны только общие правила:

  1. основанием проведения процедуры может выступать внутренний документ компании-заказчика;

  2. заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении торгов малого объема по 223-ФЗ в плане закупок и ЕИС;

  3. заказчик должен в ежемесячных отчетах, в срок не позднее 20 дней следующего за отчетным, отражать такие процедуры.

Крупные компании, проводящие прямые торги в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ.

Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур малого объема.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Бесплатный доступ

Способы проведения закупок малого объема

Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.

Прямые закупки проводится двумя способами:

  1. направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;

  2. принятием предложения конкретного исполнителя.

Т.к. прямые торги до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.

Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.

Ответственность перед ФАС

Многократное искусственное разделение закупок на более мелкие, с дроблением цены до 100 или 500 тыс. руб., может привести к пристальному вниманию со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Уже были прецеденты, когда заказчиков наказывали за это, т.к. подобные действия ведут к нарушению ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также противоречат требованиям ч. 1 ст. 1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, а именно:

  1. развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

  2. информационной открытости закупки.

Таким образом проведение прямых торгов до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. всегда должны быть обоснованы и рациональны, для максимальной выгоды заказчика и соблюдения законодательства.

Заключение договора о закупке.

На порядок заключения договора о закупке по результатам торгов распространяются нормы Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины, с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках».

Заключение договора о закупке по проведенным торгам является завершающей стадией всего процесса проведения процедуры закупки. Заказчику и участнику — победителю процедур закупок, стоит быть внимательными на этой стадии и уделить максимальное внимание вопросу заключения договора, поскольку от этого зависит как этот договор будет выполняться, может ли он в дальнейшем быть признан недействительным и т.д.

Также, от того какие условия договора будут прописаны при его подписании (в том. ч. и штрафные санкции) во многом зависит эффективность исполнения договора.

Сроки заключения договора о закупке.

Законом «О публичных закупках» предусмотрены следующие сроки для заключения договора о закупке:

Открытые торги — договор по данной процедуре заключается не ранее чем через 10 календарных дней с даты опубликования на веб-портале Уполномоченного органа уведомление о намерении заключить договор о закупке и не позднее чем через 20 (двадцать) календарных дней со дня принятия решения Заказчиком о намерении заключить договор о закупке.

Переговорная процедура — Заказчик вправе заключить договор о закупке по результатам переговорной процедуры закупки в срок:

  • не ранее чем через 10 календарных дней (пять календарных дней — в случае применения переговорной процедуры закупки в соответствии с основаниями, определенными пунктом 3 части второй ст.35, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованного снабжения тепловой энергией, централизованного снабжения горячей водой, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и / или водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования) со дня опубликования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор;
  • не позднее 35 календарных дней (20 календарных дней — в случае применения переговорной процедуры закупки в соответствии с основаниями, определенными пунктом 3 части второй статьи 35, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованного снабжения тепловой энергией, централизованного снабжения горячей водой, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и / или водоотведения и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования) со дня опубликования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки.

Допороговые закупки

«Порядком осуществления допороговых закупок» предусмотрен такой срок для заключения договора:

  • договор по результатам этой закупки подписывается между Заказчиком и Победителем не ранее чем через 2 рабочих дня после оглашения решения о Победителе торгов, но не позднее 30 календарных дней после окончания срока подачи предложений.

Закупки для нужд обороны

В закупках, регулируемых законом «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны», предусмотрен такой срок заключения договора о закупке

  • договор заключается в срок не ранее чем через четыре рабочих дня и не позднее чем через 10 рабочих дней со дня опубликования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор о закупке.

Важно: в торгах, регулируемых законом «О публичных закупках» в случае наличия жалобы по процедуре закупки в органе обжалования (АМКУ) действие сроков для заключения договора приостанавливается до момента вынесения органом обжалования решения по жалобе.

Внесение изменений в условия договора.

Закон гласит общее правило: существенные условия договора не должны изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами его условий, и содержит исчерпывающий перечень из 8-ми оснований для внесения изменений в договор о закупке, которые указаны в ч. 4 ст. 36 закона.

Также стоит отметить, что закон не содержит ограничений относительно внесения изменений в несущественные условия договора о закупке.

Для внесения изменений в договор о закупке нужно:

  • иметь документы, подтверждающие такие изменения;
  • должным оформить внесение изменений в договор;
  • правильно выбрать основание для внесения изменений.

Изменение цены — одно из наиболее частых оснований изменения условий договора. В этом случае, заказчику и участнику на стадии заключения договора важно правильно прописать порядок (механизм) изменения цены предмета закупки, а также иметь подтверждение данных изменений (например, что цена предмета закупки имеет валютную составляющую).

Также, Законом предусмотрено, что договор можно продлевать на следующий календарный год на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в новом году, и в объеме, не превышающем 20% от общей суммы договора, если расходы на эти цели утверждены в установленном законом порядке.

Отказ от подписания договора.

В случае отказа победителя торгов от подписания договора о закупке заказчик отклоняет тендерное предложение этого участника и определяет победителя среди участников, срок действия тендерного предложения которых еще не истек. При этом, в случае если условиями документации было предусмотрено предоставление тендерного обеспечения предложения, то такое обеспечение этому участнику не возвращается.