Забалансовый счет 002

Счет 02 применяют для отражения сведений об амортизационных начислениях, производимых организацией в течение срока эксплуатации основного средства. Существует несколько способов ее начисления применительно к бухгалтерскому и налоговому учету.

Счет 02 «Амортизация основных средств» используют для сбора сведений о процессах ежемесячного списания стоимости активов на расходы фирмы.

Счет является пассивным: по Кт счета показывают суммы начислений, по Дт – счета расходов (20, 23, 25, 26, 29).

Планом счетов бухучета не предусмотрено создание субсчетов к сч. 02, однако организация должна вести учет в по каждой единице основного средства.

Применение сч. 02 регламентируется Планом счетов бухучета, устанавливаемым Инструкцией Минфина от 31.10.2000 №94, а также ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и другими нормативными актами.

Внимание!

Забалансовый счет 002

Одна из важных особенностей учета основных средств в частности в том, что существуют значительные различия между бухгалтерским и налоговым учетом. Отличаются критерии отнесения к основным средствам, способы начисления амортизации, сроки полезного использования и так далее. Это создает необходимость двойного учета и налоговые разницы, часто влекущие за собой путаницу и ошибки.

В чем смысл амортизации?

Амортизация представляет собой, по сути, экономическое выражение износа актива.

Стоимость материалов и сырья переносится на расходы (а значит, уменьшается налогооблагаемая база налога на прибыль) по мере отпуска в производство или сразу в момент принятия к учету. Приобретая основные средства, организация не имеет права единовременно отнести всю сумму затрат по покупке (созданию, строительству) актива на расходы, так как основное средство предназначено для длительного пользования, а, следовательно, переносить стоимость имущества на себестоимость готовой продукции нужно частями, по мере износа (истечения срока полезного использования).

Еще одно назначение – формирование остаточной цены актива. Дело в том, что основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, а для выявления экономического результата при выбытии (продаже, безвозмездной передаче, ликвидации) необходимо знать остаточную стоимость – разница сальдо сч. 01 и сальдо сч. 02.

Неамортизируемое имущество

Не подлежат амортизации в бухучете природные ресурсы (земля, вода, полезные ископаемые), исторические ценности, предметы искусства.

Механизм расчета

Бухгалтер ежемесячно рассчитывает сумму амортизации по каждому объекту исходя из условий, установленных первичными учетными и локальными документами:

  • цена актива;
  • срок полезного использования;
  • способ начисления, установленные коэффициенты.

В бухучете применяют следующие способы расчета:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • пропорционально объему продукции.

Самый популярный способ – линейный. Расчет ведется по формуле:

А=ПС/СПИ,

где А – норма амортизации,

ПС – первоначальная стоимость,

СПИ – срок полезного использования (в месяцах).

В налоговом учете метода только 2:

  • линейный,
  • нелинейный (подобно способу уменьшаемого остатка).

Варианты расчета устанавливаются учетными политиками для целей налогового и бухгалтерского учета.

Очевидно, что если бухгалтер станет применять разные методы, то неизбежно возникнут налоговые разницы, что увеличивает вероятность ошибок. Зачем тогда ПБУ 6/01 разрешает применять 4 способа, если проще равняться на налоговый учет?

Дело в том, что смысл бухучета не только в том, чтобы верно посчитать расходы и начислить налоги, но и в том, чтобы корректно показать экономические результаты деятельности. Предприятия могут работать более или менее интенсивно, в некоторых отраслях организации вынуждены часто менять оборудование из-за быстрого морального износа, поэтому увеличивается или укорачивается реальный срок службы актива. Это позволяет показать в бухгалтерской отчетности сведения, реально отражающие степень эффективности работы компании.

Основные проводки

  1. Начисление амортизации.

    Дт 20 (23, 25, 26, 29) Кт 02 – начисления по имуществу, занятому в основном производстве (вспомогательном, обслуживающем, в административно-хозяйственных подразделениях).

    Дт 44 Кт 02 – начисления по торговому оборудованию.

  2. Доначисление в результате переоценки.

    Дт 83 Кт 02.

  3. Амортизация сданных в аренду активов.

    Дт 91 Кт 02.

    Проводка применяется в случае, если доходы от сдачи имущества в аренду принимаются на счет 91.

  4. Списание, продажа основного средства.

    Дт 02 Кт 01.

Виктор Степанов, 2016-10-30

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Справочные материалы по теме



Сохраните статью в социальные сети:

Что есть что

Для начала разберемся, что такое забалансовый счет в бухгалтерии. В рабочих планах счетов, применяемых при ведении бухучета как в бюджетных, так и в коммерческих и некоммерческих организациях, выделяют основные (балансовые) и внебалансовые счета. На основных отражаются операции, связанные с движением денежных и иных материальных средств, поступлений и выбытий, прибыли и взаиморасчетов с контрагентами.

Счет 02 в бухгалтерском учете — амортизация основных средств

Забалансовые счета используются для бухучета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в распоряжении организации и не принадлежат ей на правах собственности. Также забалансовые счета нужны для отражения операций по тем обязательствам, которые ожидают исполнения, и движения ценностей, не предназначенных для учета на основных бухсчетах.

Они являются вспомогательными бухсчетами. Остатки по ним не входят в баланс и иллюстрируются за итогами основного бухгалтерского баланса, то есть за балансом. Они не влияют на финансовый результат и не отражаются в периодической и итоговой отчетностях организации.

Открываются предприятиями для следующих целей:

  1. Ведение бухучета имущества, которое либо не принадлежит ему, либо списано в расходы.
  2. Сбор сведений, которые необходимо указать в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и итоговой отчетности.

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2018 года регламентируются Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина РФ № 157н от 01.12.2010 (Инструкция № 157н). Порядок ведения бухучета за балансом для НКО закреплен Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000. Также они регулируются 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 и ГК РФ.

Особенности для бюджетных учреждений

Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (Раздел 7). В данном разделе приведен список ценностей, которые должны учитываться БУ не в составе балансовых активов. Согласно действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

В соответствии с п. 322 Инструкции 157н, на ЗСЧ бюджетных учреждений ведется бухучет:

  • ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
  • ценности, которые учитываются вне балансовых сч. (основные средства в сумме до 3000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
  • обязательства, ожидающие исполнения.

Для финансового специалиста бюджетного учреждения важно знать, сколько забалансовых счетов существует с 2015 года. В настоящий момент в бюджетном учете применяется 31 сч.

Ознакомиться со всеми, используемыми при ведении учета в бюджетном учреждении, можно, скачав таблицу.

Бухучет имущества ведется с использованием 01, 02, 05, 06, 07, 09, 12, 13, 21, 22, 24, 25, 26, 27 ЗСЧ.

Бланки строгой отчетности, призы, путевки и периодические издания отражаются на сч. 03, 08, 23.

Бухучет денежных средств и расчетных документов ведется на сч. 14-19, 30.

Дебиторская и кредиторская задолженность проводятся на 04 и 20 ЗС соответственно, обеспечение гарантий — на 10 и 11.

Финансовые вложения записываются на 31, 40, 42 ЗСЧ.

Порядок ведения забалансового учета

Ведение забалансового учет обеспечивает контроль за использованием и сохранностью ценностей, находящихся у учреждения во временном распоряжении, а также своевременное и корректное оформление соответствующей бухгалтерской документации и организацию надлежащего бухучета по забалансу.

Учет по забалансу ведется в простой форме, то есть суммы по операциям с активами, вынесенными за баланс, отражаются либо по дебету, либо по кредиту. Корреспонденция (двойная запись) по ним не ведется.

Проводки составляются по следующему правилу: необходимая сумма записывается или в Дт, или в Кт. Одна и та же операция не должна проводиться по дебету одного бухсчета и по кредиту другого. На Дт забаланса формируются бухгалтерские записи по получению имущества и выдаче обеспечений, на Кт — выбытие ценностей и завершение обеспечений.

Остаток на начало периода (месяца) указывает на наличие того или иного вида ценностей, которые учитываются на определенном счете. Остаток на конец месяца у ЗС всегда является дебетовым.

Дебетовое сальдо на конец периода определяет остаток средств, сформировавшийся на отчетную дату.

Как списать с забалансового счета материалы

Для некоммерческих организаций типовые проводки будут следующими:

  • Дт 002 — принятие материалов на ответственное хранение;
  • Кт 002 — списание ранее принятых материалов.

Для БУ объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. отражаются на ЗС 21 (п. 332, 373 Инструкции № 157н).

Бухгалтерская запись на списание объекта будет такой: Кт 21 — объект основных средств списан с учета за балансом.

02 счет – активный или пассивный