Юридически значимые действия

не действует Редакция от 25.11.2013 Подробная информация

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.11.2013 с изменениями, вступившими в силу с 25.12.2013)

Статья 333-35 Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:

1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1.1) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года, — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

2) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;

3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

4) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

5) Центральный банк Российской Федерации — при обращении за совершением установленных настоящей главой юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

6) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

7) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации;

8) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

9) физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;

10) органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

11) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

12) физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

Подпункт 13) утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

14) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), — за совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, либо участником Великой Отечественной войны, либо инвалидом Великой Отечественной войны;

15) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 201-ФЗ, от 05.04.2010 N 41-ФЗ)

2. Основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в подпунктах 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, является удостоверение установленного образца.

Льготы, предусмотренные подпунктом 14 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

Основанием для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом 15 пункта 1 настоящей статьи, является документ, выданный в установленном порядке.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

3. Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении;

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 318-ФЗ)

Подпункт 2) — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

2.1) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и прибывшему на территорию инновационного центра «Сколково»;

(в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

2.2) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

(в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

2.3) за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

(в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

Подпункт 4) — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

4.1) за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

4.2) за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 263-ФЗ)

4.3) за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

4.4) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

4.5) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

5) за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 264-ФЗ)

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество;

8.1) за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

8.2) за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

9) за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 106-ФЗ)

10) за совершение юридически значимых действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

10.1) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и прибывшему на территорию Российской Федерации в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 указанного Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Zakonbase: Положения подпункта 10.1 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 01.01.2017 (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

Подпункт 10.2) — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

10.3) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию или предоставление решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, принятого на основании поступивших из автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» ходатайств о выдаче обыкновенной однократной, двукратной или многократной визы, направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иностранного гражданина, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 235-ФЗ)

Zakonbase: Положения подпункта 10.3 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 01.01.2017 (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.4) за выдачу визы либо продление срока ее действия иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и прибывающему на территорию Российской Федерации в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 указанного Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Zakonbase: Положения подпункта 10.4 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 01.01.2017 (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

Подпункт 10.5) — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

10.6) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию или предоставление решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, принятого на основании поступивших из автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» ходатайств о выдаче обыкновенной однократной, двукратной или многократной визы, направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иностранному гражданину, привлекаемому в качестве волонтера автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и заключившему соответствующий гражданско-правовой договор с этой организацией;

(в ред. Федеральных законов от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 235-ФЗ)

Zakonbase: Положения подпункта 10.6 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 01.01.2017 (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.7) за выдачу визы либо продление срока ее действия иностранному гражданину, привлекаемому в качестве волонтера автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и заключившему соответствующий гражданско-правовой договор с этой организацией, прибывшему на территорию Российской Федерации в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Zakonbase: Положения подпункта 10.7 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 01.01.2017 (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

Подпункт 10.8) — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

10.9) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию или предоставление решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, принятого на основании поступивших из автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» ходатайств о выдаче обыкновенной многократной визы, направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иностранному гражданину, принимающему участие в организации и (или) проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в качестве временного персонала в соответствии со статьей 10.1 указанного Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 235-ФЗ)

Zakonbase: Положения подпункта 10.9 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 01.01.2017 (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.10) за выдачу визы или продление срока ее действия иностранному гражданину, принимающему участие в организации и (или) проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в качестве временного персонала в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и прибывшему на территорию Российской Федерации в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 указанного Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Zakonbase: Положения подпункта 10.10 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 01.01.2017 (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

11) за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

12) за проставление апостиля на истребуемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям физических лиц, проживающих за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 29.11.2012 N 205-ФЗ)

13) за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на государственную регистрацию до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

14) за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

15) за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных для подтверждения государственной регистрации до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

16) за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

17) за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

18) за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

19) за выдачу разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения по заявлениям, поданным до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также по заявлениям, поданным после дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», на основании экспертиз, проведенных до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

20) за государственную регистрацию юридических лиц, созданных FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями (в том числе Российским футбольным союзом), Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, производителями медиаинформации FIFA, вещателями FIFA, коммерческими партнерами FIFA, контрагентами FIFA, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

21) за аккредитацию филиалов иностранных организаций, созданных на территории Российской Федерации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, производителями медиаинформации FIFA, вещателями FIFA, коммерческими партнерами FIFA, контрагентами FIFA, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

22) за выдачу приглашения иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно;»;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

23) за выдачу визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или за продление срока действия этой визы в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно.

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении в уполномоченные органы или к должностным лицам за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 НК РФ. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ установлено, что государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Таким образом, в случае, если заявитель обратился в уполномоченный орган за совершением в отношении него юридически значимых действий с заявлением и впоследствии отозвал свое заявление, то уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит (письмо Минфина России от 12 мая 2017 г. №03-05-04-03/28813).

Данная правовая позиция соответствует действующей в настоящее время судебной практике высших судебных органов Российской Федерации (пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. №47).

В связи с изложенным, уплаченная заявителем государственная пошлина за предоставление государственной услуги, в том числе, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, возврату не подлежит.

ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Бугаевская Наталья Валентиновна

канд. юрид. наук, доцент, докторант Академии ФСИНРоссии, г. Рязань

В постановлении Пленума Верховного суда от 16 октября 2009 г. .№19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» дословно указывается, что лицо может быть признано должностным, если осуществляет полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

То есть феномен юридически значимых действий основан на том, что они неразрывно связаны с юридическими последствиями . Б.В. Волженкин предлагал под юридически значимыми действиями понимать предоставленные должностным лицам права принимать решения, способные порождать, прекращать или изменять правовые отношения, и, обосновывая свою позицию, указывал, что они имеются у тех лиц, которые выдают от имени государственного или муниципального учреждения документы, подтверждающие определенный юридический факт , впоследствии обязательный для признания всеми гражданами и организациями. В то же время он подчеркивал, что эти действия имеют организационно-распорядительный характер, так как посредством принятия управленческих решений должностные лица организуют, направляют поведение граждан.

В целом юридически значимые действия как форма организационно-распорядительных функций должностных лиц заключается в виде полномочий по наделению, прекращению прав или обязанностей у других лиц, или изменению их объема. Данные полномочия могут быть осуществлены в виде выдачи документа, удостоверяющего юридический факт, издания акта, внесения записи в реестр, выдачи разрешений (лицензий), государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, Ц.А. Ямпольская полагала, что должностными лицами являются те государственные служащие, которые при осуществлении служебной компетенции имеют право на совершение юридически значимых действий (например, издание административных актов) . Г.И. Петров указывал, что должностными следует называть лиц, занимающих должности в государственном или общественном аппарате, связанные с непосредственным осуществлением юридически значимых действий, то есть действий, порождающих, изменяющих или прекращающих те или иные правовые отношения .

Юридически значимые действия следует отличать от юридически не значимых по созданию ими имеющего место быть факта правовых последствий для другого субъекта правоотношений.

А.В. Бриллиантов, указывая признаки юридически значимых действий, настаивает, что они подразумевают наличие правовых последствий, которые 1) связывают субъекта (или третьих лиц) с правом, обязанностью или возможностью действовать определенным образом или воздержаться от действий; 2) могут носить обязательный или вероятностный характер; 3) могут иметь место непосредственно после совершений действий, а могут носить отсроченный характер .

Не вызывает сомнений, что вынесение следователей постановления о возбуждении уголовного дела влечет за собой правовые последствия не только для участников уголовного процесса, но и для лиц, осуществляющих учет преступлений. Выдача справки врачом, освобождающим лицо от работы в связи с признанием его нетрудоспособным, также имеет правовые последствия как для него, так и для его работодателя.

Юридическими последствиями действий преподавателя судебная практика признает обязанность пересдать экзамен, вероятность отчисления, неначисление стипендии. В частности весьма показательным является следующий пример квалификации.

«П., являясь должностным лицом — доцентом кафедры технической кибернетики факультета информатики и робототехники (ФИРТ) Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), согласно трудовым контрактам и приказам ректора университета, по роду своих должностных обязанностей, определенных Уставом УГАТУ, Типовым положением о кафедре, читал лекции, осуществлял руководство практикой, курсовым и дипломным проектированием, научно-исследовательской работой студентов. И в связи с возложенными на него обязанностями принимал у студентов лабораторные работы, курсовые проекты, зачеты и экзамены по предмету, который преподавал.

Используя свое положение и то обстоятельство, что несдача лабораторных работ, курсовых проектов, зачетов и экзаменов влекла для студентов правовые последствия — неназначение стипендии, пересдачу экзаменов, отчисление из университета, а удовлетворительная оценка также могла повлиять на назначение стипендии или получение диплома с отличием, П. в период с 2000 г. по 2002 г. получал от студентов взятки и выставлял за это в зачетные и экзаменационные ведомости, зачетные книжки студентов положительные оценки без процедуры принятия экзаменов и зачетов, также покушался на получение взятки за выставление положительных оценок 14 студентам УГАТУ за курсовые проекты, зачет и экзамен без их фактической сдачи. Верховным судом Республики Башкортостан 21.08.2003 г. П. был осужден по ст. 290 ч. 4 п. «б» УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы; по ст. 30 ч. 3, ст. 290 ч. 4 п. «б» УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено 6 лет 6 месяцев лишения свободы. Президиум Верховного Суда РФ приговор Верховного Суда Республики Башкортостан, кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2003 года и постановление Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2004 года в отношении П. оставил без изменения, а надзорную жалобу П. без удовлетворения .

При этом сдача экзамена или зачета — это проверка знаний студента, в ходе которой преподаватель осуществляет свою профессиональную деятельность, включающую контроль знаний. Выставление неудовлетворительной

оценки в зачетную книжку и ведомость сами по себе не влекут тех правовых последствий для студента, которые приводятся как аргумент в судебной практике, а являются предпосылкой для них. Юридическим основанием для перевода на следующий курс является распоряжение декана, а отчисление из вуза осуществляется по приказу ректора . Только при принятии данных управленческих решений меняется правовое положение студента, а значит именно данные лица — ректор или декан факультета совершают юридически значимые действия.

Следовательно, обосновывать совершение преподавателем юридически значимых действий таких как внесение в зачетную книжку студента как официальный документ ложных сведений о сдаче зачета или экзамена, без осуществления его действительной процедуры, либо при формальном осуществлении процедуры, но с выставлением завышенной отметки, не соответствующей действительным знаниям студента, необходимо, опираясь на наличие у него полномочий по совершению действий, влекущих правовые последствия как для студента, так и для третьих лиц.

Совершение юридически значимых действий как признак должностного лица нельзя трактовать широко и включать в состав субъектов коррупционных преступлений всех государственных и муниципальных служащих без исключения. Так, например, если лицо выполняет свои профессиональные или технические функции, которые не влекут никаких правовых последствий, то есть не создают обязанности или права субъекта действовать определенным образом, то оно не может быть признано должностным. В частности, если регистратор, вносящий в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права на данное имущество и выдающий свидетельство о государственной регистрации права, является служащим, выполняющим юридически значимые действия, и на этом основании может быть субъектом коррупционного преступления , то лицо, которое готовит документы, осуществляет их предварительную экспертизу, составляет заключение, носящее рекомендательный характер, напротив не может являться должностным, так как не совершает действий, влекущих правовых последствий.

В судебной практике также существует немало проблем разграничения административно-хозяйственных полномочий от полномочий по отношению к имуществу, соотнесения полномочий материально ответственного лица и управленческих полномочий. Данные противоречия между теорией и практикой были разрешены еще в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге», где было уточнено, что заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания этого работника субъектом должностного преступления, для этого необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо также выполняло функции по управлению или распоряжению им . Таким образом, лицо для признания его субъектом коррупционного преступления должно обладать полномочиями, которые ему дают право «решать дальнейшую судьбу имущества» , то есть принимать управленческие решения, которые издаются в форме актов управления и содержат распоряжения о продаже, аренду, списании и

других действиях, которые меняют правовое положение имущества.

В частности, возможна ситуация, когда лица, которые по своим функциональным обязанностям должны быть отнесены к представителям власти, на практике будут осуществлять административно-хозяйственные полномочия. Например, исходя из положений Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав исполнитель имеет право арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе . Таким образом, подчеркивается, что данное должностное лицо обладает полномочиями по управлению имуществом.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета. 1997. 5 августа. № 149.

2. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета. 1997. 30 июля. № 146.

3. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03. 1990 № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Постановления Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ). М., 1991. С. 368-373.

4. Постановление Пленума Верховного суда от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. 30 октября. № 5031.

5. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15 марта 2006 г. № 622 — П05 «Об оставлении без изменении приговора…» // СПС КонсультантПлюс.

6. Алексеев С.С. Общая теория права: Учеб. 2-е изд. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. — 656с.

7. Бриллиантов А.В. Юридически значимые действия и юридические последствия как признак должностного лица // Российский следователь. 2010. № 9. -С. 15-19.

8. Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005. — 365с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шульга В.И. Квалификация коррупционных преступлений по признаку специального субъекта // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19 апреля 2013 г., г. Хабаровск). Хабаровск: Юрист, 2013. — С. 155-159.

12. Яни П. Использование служебного положения при хищении вверенного имущества // Законность. 2010. № 3. — С. 15 — 19.

Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и

типичные юридические ошибки при совершении таких действий

При реализации полномочий в установленной Федеральным законодательством сфере деятельности, администрация МО «Барышский район» осуществляет постоянное взаимодействие с гражданами, коллективами граждан, представителями организаций различных форм собственности.

Одной из основных форм взаимодействия граждан, коллективов граждан, представителей организаций различных форм собственности и администрации МО «Барышский район» являются письменные и устные обращения, связанные: с осуществлением полномочий по предоставлению муниципальных услуг; исполнением муниципальных функций и др.

В целом, юридически значимыми действиями совершаемыми гражданами в быту могут являться:

— получение выписки из реестра муниципальной собственности;

— запрос копии постановления администрации МО «Барышский район»;

— подписание договора аренды земельного участка;

— открытие расчетного счета в банке;

— постановка/снятие с учета в качестве индивидуального предпринимателя;

— направление обращения в органы муниципальной власти.

Как видно юридически значимые действия очень разнообразны, и зачастую граждане встречаясь и совершая их даже и не представляются правовых последствий их совершения.

Порядок совершения юридически значимых действий определяется большим количеством законодательных актов. Некоторыми из них являются Федеральный закон от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Следует особо отметить, что к сфере полномочий администрации МО «Барышский район» относится также и участие в оказании бесплатной юридической помощи, осуществляемой в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан утвержденными 28.04.2011 Президентом Российской Федерации. И поскольку правовой отдел администрации МО «Барышский район» осуществляет бесплатные правовые консультации граждан и в не проведения дней бесплатной юридической помощи, просим всех граждан в любое время обращаться по адресу; Ульяновская обл.. г. Барыш, ул. 45 Стрелковой дивизии, д. 8, каб. 16

Типичными же юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются:

— заявитель обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

— заявитель обратился с просьбой о предоставлении государственной услуги при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

— заявитель обратился с просьбой о предоставлении государственной услуги при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в государственный или муниципальный орган;

— в заявлении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

— вопросы, изложенные в обращении (заявлении), не входят в компетенцию организации, предоставляющей государственную услугу.

Новая информация о подаче документов на государственную регистрацию прав в электронном виде.