Я госслужащий

Государственная служба традиционно понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государственная служба — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах и организациях (в том числе деятельность врачей, учителей, служащих государственных предприятий, учреждений и т. п.); в узком смысле -это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах (органах государственной власти). Современная государственная служба, начиная с ФЗ от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ», понимается в узком смысле. Однако не всякое выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах (органах государственной власти) является государственной службой.

Для уяснения сущности государственной службы принципиальное значение имеют такие понятия, как «должность» и «государственная должность».

Должность — это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и т. п.), с соответствующей частью компетенции государственного органа, предоставляемой липу -служащему — в целях ее практического осуществления (В. М. Манохин).

Действующее законодательство (см.: ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»; ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ») разделяет должности на государственные и должности государственной службы.

Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее — ФЗ № 79) государственные должности — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Особенности государственных должностей:

  1. особый способ их учреждения — прямое указание на них в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах), законах субъектов РФ;
  2. назначение государственных должностей состоит в том, что они устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ;
  3. статус лиц, исполняющих полномочия по государственной должности, своеобразен и определяется соответствующими законами и подзаконными нормативными правовыми актами (Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ» и т. п.), нормы, касающиеся государственных служащих и закрепленные в законодательстве о государственной службе, на данную категорию лиц не распространяются.

Государственные должности бывают двух видов:

  • государственные должности РФ (Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Федеральный министр, судьи, Генеральный Прокурор РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ и т. д.). Исчерпывающий перечень государственных должностей РФ содержится в Указе Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях РФ»;
  • государственные должности субъектов РФ (Первый заместитель, заместитель высшего должностного лица субъекта РФ. Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, председатель избирательной комиссии субъекта РФ, мировой судья и т. д.).

Примерный перечень государственных должностей субъектов РФ устанавливается Указом Президента РФ от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов РФ». Исчерпывающие перечни должностей закрепляются соответствующим нормативными правовыми актами субъекта РФ (например, Законом Ярославской области от 28.12.2011 № 55-з «О государственных должностях Ярославской области»). Таким образом, деятельность на государственных должностях РФ и субъектов РФ, хотя и осуществляется в органах государственной власти, но по своим целям, задачам и масштабам осуществляемых служебных полномочий является самостоятельным видом служебной деятельности и А» государственной службе не относится.

В самом общем виде государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ в органах государственной власти на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

Признаки государственной службы:

  1. это разновидность служебной деятельности в обществе;
  2. является видом публичной службы, т. е. службы в органах публичной власти;
  3. профессиональная деятельность (осуществляется специалистами, имеющими соответствующее профессиональное образование, опыт работы, знания законодательства, навыки и т. д.);
  4. рассматриваемая нами служба является именно государственной, которая осуществляется в органах государственной власти (а не в органах местного самоуправления) и в некоторых организациях (службах, формированиях, учреждениях), реализующих функции государственных органов (в Вооруженных силах РФ, правоохранительных учреждениях и т. п.);
  5. носит обеспечивающий характер (это деятельность по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности);
  6. как правило, осуществляется гражданами РФ (исключением является военная служба, на которой могут состоять и иностранные граждане):
  7. связана с замещением определенных должностей — должностей государственной службы, исчерпывающий перечень которых содержится в соответствующем реестре (Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы», постановление Губернатора Ярославской области от 21.12.2005 № 871 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Ярославской области»):
  8. опосредуется правом (все вопросы, связанные со службой, ее формированием, прохождением, определением статуса служащих и т. п., должны быть четко урегулированы в соответствующих нормативных правовых актах; совокупность правовых норм, регламентирующих различные аспекты государственной службы, составляют институт (подотрасль) государственной службы в рамках административного права);
  9. возмездная деятельность (государственный служащий получает за нее денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ).

Официальное законодательное определение государственной службы содержится в ст. 1 ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ»: «Государственная служба РФ — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, ФЗ «О системе государственной службы РФ» не регулируется».

В юридической литературе под принципами государственной службы понимают основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы (Ю. Н. Стартов).

Статья 3 ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» регламентирует основные принципы построения и функционирования системы государственной службы (федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих и др.). В данном акте указывается, что федеральные законы о видах государственной службы могут предусматривать также другие принципы построения и функционирования соответствующего вида государственной службы, которые будут учитывать их особенности. Например, принципы государственной гражданской службы закреплены в ст. 4 ФЗ № 79 (единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами и т. д.).

Мы объединяем их всех общим словом «чиновники», и чаще всего общественное мнение наделяет их незаслуженно большими доходами. А уж слово «бюрократ» в нашей традиции имеет резко негативную окраску. Хотя на самом деле образ госслужащего далек от устойчивого представления о нем.

Средняя заработная плата: 35000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 71% Оплачиваемость 58% Конкуренция 50% Входной барьер 50% Перспективы 35%

Государственный служащий – это профессионал в какой-либо области, который работает в государственных гражданских структурах, служит в органах правопорядка или вооруженных силах.

История профессии

Даже во времена зарождения первых государств были нужны люди для выполнения важных функций: сбора налогов, создания законов, обслуживания правителя. Изначально это были не профессионалы, а царедворцы, при этом должности нередко передавались по наследству. Со временем для исполнения служебных обязанностей потребовалось быть специалистом в каком-либо вопросе.

История российской профессиональной государственной службы берет свое начало в XV-XVII веках – в эпоху централизации страны. В 1722 году Петр I утвердил Табель о рангах. Согласно этому основополагающему документу все чины служащих подразделялись на три группы: воинские, гражданские и придворные. Еще через полвека для чиновников было введено постоянное денежное жалование. Минусом документа являлось заметное преимущество представителей дворянства перед другими сословиями.

В XIX веке активно нарабатывалась законодательная база, регулирующая бюрократию в Российской империи. Была введена зависимость должностей от уровня образования, установлен минимальный возраст поступления на службу (14 лет) и право на отпуск. В советские времена деятельность служащих регулировалась многочисленными юридическими актами, в основном отраслевой направленности. И только в 1995 году был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ», который дал определение понятия, установил принципы деятельности госслужащих, перечень категорий должностей и требования к ним.

Описание и характеристика профессии

Итак, кто такие госслужащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции государства в разных сферах. Вся государственная служба страны подразделяется на военную и гражданскую. Основной признак чиновника – выплата ему заработной платы из государственного или регионального бюджета. Военнослужащим платят зарплату из бюджета Министерства обороны.

Основными местами работы госслужащих выступают:

  • Администрация Президента;
  • Правительство РФ;
  • Государственная Дума;
  • Совет Федерации;
  • министерства и различные федеральные ведомства;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации;
  • силовые ведомства (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).

Граждане чаще всего в жизни сталкиваются с обычными чиновниками, то есть сотрудниками государственной гражданской службы. Их должности могут создаваться на основании федерального законодательства, указов Президента или актов субъектов Российской Федерации.

Все должности госслужащих в России делятся на 5 групп. Чтобы разобраться, что это за группы и кто к ним относится, рассмотрим этот реестр по возрастанию:

  • Младшая. Сюда относятся сотрудники, обеспечивающие работу государственных органов (курьеры, секретари). Таким работникам присваивается классный чин «секретарь госслужбы РФ».
  • Старшая. Включает в себя, кроме обеспечивающих работников, еще и специалистов ведомств. Здесь сосредоточены менеджеры средней руки, имеющие чин «референт госслужбы».
  • Ведущая. В эту группу, кроме специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Таким сотрудникам присваивается чин советника.
  • Главная. К данной группе относят специалистов центральных органов власти и руководителей. Чин – государственный советник.
  • Высшая. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют чин действительного государственного советника.

В зависимости от того, какое место занимает та или иная должность в этой иерархии, сотруднику устанавливается заработная плата.

Список профессий госслужащих в России очень широк, он включает в себя, кроме чиновников органов исполнительной власти и муниципальных органов, еще и сотрудников полиции, судов, МЧС, санэпидслужбы. Все эти работники обеспечивают исполнение функций государства в рамках действующего законодательства.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.

В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.

Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
  • Государственный университет управления (г. Москва);
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.

Направления подготовки управленцев также вводятся в программы региональных вузов с учетом их специфики и потребности в кадрах.

Профессиональные обязанности

Поскольку перечень профессий госслужащих очень широк, описать в полной мере их обязанности не представляется возможным. Но можно выделить основные функции, применимые к чиновникам различных ведомств:

  • контроль текущих дел в соответствующей отрасли или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
  • обеспечение законных прав граждан;
  • работа с документами (изменения в законодательстве, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);
  • внесение предложений относительно улучшения работы объектов во вверенной сфере, пути и методы реализации этих проектов;
  • контроль над исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
  • участие в совещаниях, заседаниях и других мероприятиях, рабочих и представительских;
  • поиск путей решения возникающих проблем;
  • хранение государственной тайны и другой конфиденциальной информации;
  • координация деятельности подчиненных;
  • рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, прием посетителей;
  • повышение квалификации.

Особенностью деятельности государственных чиновников является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.

Кому подходит

Разобравшись, что такое госслужба и кто такой государственный служащий, рассмотрим, как стать чиновником в нашей стране. Для начала нужно проанализировать, какие профессии, относящиеся к госслужбе, подходят для имеющегося у претендента образования.

Затем нужно подавать на конкурс документы: заявление, анкету, диплом, военный билет, страховое свидетельство и др. При зачислении на младшие должности конкурс может не проводиться. Для должностей руководителей и старших специалистов обязательным является наличие высшего образования, обслуживающие специалисты могут иметь среднее специальное образование.

От чиновника требуется обладать такими качествами, как:

  • профессионализм и навыки работы по закрепленному направлению;
  • ответственность и терпение;
  • умение работать с документами и руководить людьми;
  • логическое мышление и аналитические способности;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность и корректность.

Чаще всего человек становится госслужащим, чтобы реализовать свои амбиции, получить стабильную работу с достойной зарплатой. Но при этом для чиновников действует целый ряд ограничений. Им нельзя:

  • заниматься предпринимательской или другой деятельностью, предполагающей оплату труда, кроме творческой, педагогической и научной;
  • получать вознаграждение от других лиц за выполнение своей работы;
  • использовать в своих целях служебное положение, служебный автомобиль и другие средства обеспечения;
  • участвовать в деятельности политических партий;
  • работать в подчинении или управлять лицами, с которыми находится в родстве и др.

За нарушение этих ограничений чиновник увольняется с госслужбы и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Заработная плата

Профессия «госслужащий» считается престижной и высоко оплачиваемой, хотя в среднем по стране зарплата госчиновника находится в пределах 35-45 тысяч рублей в месяц. Но разброс в этой сфере достаточно велик: опытные руководители на высоких постах получают значительно больше молодых специалистов.

В структуру заработной платы государственного служащего входят:

  • должностной оклад;
  • ежемесячная надбавка за стаж, которая увеличивается в зависимости от выслуги лет;
  • надбавка за особые условия работы или работу с государственной тайной;
  • надбавка за классный чин;
  • премия;
  • материальная помощь при оформлении отпуска.

Кроме того, люди, работающие на государство, имеют ряд льгот:

  • бесплатную медицинскую помощь в специализированных центрах;
  • оплачиваемый отпуск с увеличением его продолжительности;
  • оформление детей в дошкольные учреждения без очереди;
  • возможность получить субсидию для покупки собственного жилья;
  • компенсацию затрат на бензин, если работа предполагает использование своего авто;
  • бесплатное повышение квалификации;
  • повышенную пенсию и сохранение ряда гарантий для пенсионеров госслужбы.

Такой подход к стимулированию работников обеспечивает низкую текучесть кадров и стабильную работу всей системы.

Как построить карьеру

Иерархическая структура государственной службы представляет собой пирамиду: чем выше должность, тем меньшее число рабочих мест. Чтобы претендовать на повышение, необходим стаж работы и успешная деятельность на нижестоящих должностях. Нелишним будет также получение дополнительного образования.

Перспективы профессии

Государственная служба продолжает оставаться престижной и востребованной, а уровень стабильности и социальной защищенности работников дает ей преимущество перед работой в бизнесе.

Екатерина Шмулевич, начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики Минэкономразвития России, выпускница факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, считает, что главное, чему учит Вышка, — это учиться самостоятельно.

— Екатерина, почему вы решили пойти работать на государственную службу?

— Потому что это работа, позволяющая вносить вклад в решение важных государственных задач. Муниципальная служба с этой точки зрения, возможно, даже еще интереснее, так как там результат работы каждого сотрудника появляется значительно быстрее, тогда как у нас он отложен на несколько месяцев, даже лет. Но все равно очень приятно видеть, как то, что ты делаешь, улучшает жизнь конкретных групп людей.

Например, мы много лет боролись за принятие закона, облегчающего деятельность некоммерческих организаций (НКО). Несколько лет назад он наконец был принят, и я рада слышать слова благодарности от сотрудников НКО. Когда я выбирала факультет государственного и муниципального управления, надеялась, что смогу принимать участие в решении каких-то важных задач, и это ожидание оправдалось.

— Как вы попали в Министерство экономического развития?

— На третьем курсе я проходила здесь практику. Мне очень понравилось, и когда встал вопрос, куда идти на практику на четвертом курсе, я выбрала то же место. Во время практики мне предложили оформиться на работу. Я согласилась и начала работать в должности старшего специалиста первого разряда. С неоконченным высшим образованием более высокую позицию на тот момент занять было нельзя.

С самого начала я принимала участие в работе над концепцией развития благотворительности и добровольчества в России, которая впоследствии, в 2009 году, была одобрена правительством. Занималась организацией ежегодных всероссийских конференций по развитию институтов гражданского общества, участвовала в разработке законопроектов о деятельности некоммерческих организаций.

Потом я некоторое время занималась вопросами взаимодействия России и США в сфере инновационного развития, но это было параллельно с работой, связанной с некоммерческими организациями. При этом постепенно шло продвижение по карьерной лестнице. Когда было принято решение о создании отдела, который будет заниматься исключительно развитием некоммерческого сектора, мне предложили стать его начальником.

— Сотрудников подбирали «с нуля»?

— В принципе да, но кто-то уже работал в министерстве, кого-то искали со стороны. Я очень довольна: коллектив у нас сложился великолепный. При приеме на работу я обращала внимание в основном на мотивацию человека, на то, знает ли он, что такое госслужба и готов ли работать здесь. Лучше всего, конечно, если есть какой-то опыт. Но если его нет, важно, чтобы человек понимал, с чем столкнется, а не только «хотел помогать НКО».

— Есть такой стереотип восприятия госслужбы — это бесконечная бюрократия и «перекладывание бумаг»…

— В нашем случае госслужба — это в первую очередь общение с огромным количеством очень разных людей. «Горячая пора» в нашем отделе наступает, когда начинаются конкурсные отборы регионов и некоммерческих организаций для предоставления субсидий. Работа сотрудников посвящена в это время тому, чтобы беспрестанно отвечать на звонки и письменные обращения представителей НКО, консультировать их. Звонки бывают самые разные, и часто приходится раз за разом одним и тем же людям рассказывать, как зайти на сайт, где размещены образцы заявок, на какую кнопку нажать, чтобы их скачать, и делать все это нужно терпеливо, доброжелательно.

Другая особенность госслужбы, к которой нужно привыкнуть, связана с тем, что существует определенный порядок, регламент действий для решения определенной задачи. Люди, приходящие к нам из коммерческих структур, привыкли, что они могут позвонить или написать письмо по электронной почте в какое-то подразделение компании, и решить какой-то вопрос, как у нас говорят, «в рабочем порядке». Но на госслужбе часто бывает сложнее. Много писем, официальных запросов, согласований как внутри министерства, так и с другими органами власти. Нужно каждый раз писать запрос, отправлять его определенному человеку, ждать ответа установленное время… Когда вопрос срочный, приходится находить обходные пути, но все зависит от людей, с которыми ты сталкиваешься. Это похоже на бег к цели с препятствиями. Новички должны быть к этому готовы. Мне кажется, не все люди в принципе могут работать на госслужбе.

— А приходится сталкиваться с письмами президенту от граждан, желающих сообщить, что соседи — агенты инопланетной разведки?

— Да, это, к сожалению, часть нашей работы. Когда кто-нибудь пишет президенту о том, что необходимо срочно начать борьбу с марсианами (я не привожу конкретных примеров), это поручение перенаправляется в ведомство, которое решает какие-то более или менее похожие задачи. Так поручение может дойти и до нас. Время от времени всем сотрудникам приходится писать письма таким гражданам. Между прочим, это задача серьезная — иногда министерство судится с гражданами, которым ответили не вовремя или не по существу. Что ж, госслужащий должен уметь писать убедительно.

— Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе руководителя?

— Сложно подобрать каждому человеку работу, которую он будет делать с удовольствием, которая ему подойдет. Я считаю, что заставлять сотрудника делать то, что ему неинтересно, — просто неправильно. Поэтому у меня сотрудник, которому по душе компьютерные технологии, занимается сайтом, тот, кто понимает в финансировании, работает над отчетностью. Не всегда понятно, чем человеку будет интересно заниматься. Бывает, даешь сотруднику определенную работу — смотришь, как-то у него она плохо идет, а вопросов он не задает. Значит, работа ему не подходит, нужно искать другие задачи. Рано или поздно любому можно подобрать что-то интересное.

Кроме того, есть различные чисто технические задания, не интересные никому. Так, проводим мы конференцию для НКО — нужно разослать всем участникам приглашения, потом всех обзвонить, узнать, получили ли, потом снова обзвонить, узнать, кто будет участвовать, рассмотреть все заявки и прочее. У нас нет секретаря, которому это можно было бы поручить, поэтому такой работой занимаются все сотрудники. Здесь моя задача — распределить ее так, чтобы никто не чувствовал, что на него «свалили» всю техническую работу, а остальные в это время решают судьбы Родины.

— Часто приходится слушать, что карьеру госслужащие делают, используя личные связи. Как вы считаете, связи играют здесь какую-то роль?

— Это мнение не всегда верно. Просто на госслужбе очень важно поддерживать со всеми хорошие отношения. Это может помочь, если нужно срочно получить какую-то информацию или что-то согласовать. В большинстве случаев приходится направлять официальный запрос. Но со временем сотрудники, которые хорошо к тебе относятся и часто с тобой работают, могут в случае большой необходимости предоставить какие-то документы и без запроса. Или, предположим, рассмотреть запрос вашего отдела в первую очередь и ответить быстро. Такая помощь, конечно, помогает в работе.

В целом на госслужбе репутация имеет большое значение. Все ведь вместе работают и хорошо друг друга знают. Мы изучаем все законодательные инициативы, связанные с НКО. Поэтому мы постоянно работаем с Минфином, с Минздравсоцразвития, с другими министерствами и ведомствами. Большинство госслужащих знает, какой отдел отвечает на все запросы вовремя, а какой проваливает все сроки, у кого все документы оформлены всегда правильно, а у кого нет. Так у человека очень быстро складывается определенная репутация, которая либо служит ресурсом развития, либо наоборот.

— Вы работаете с Минфином — вероятно, приходится часто спорить с ними о финансировании ваших проектов. Как убедить Минфин дать средства?

— Главное — четко объяснить, что та или иная программа экономически эффективна, то есть если сейчас вложить дополнительные средства, в будущем это поможет сократить расходы бюджета. Можно привести простой пример. В Череповце есть некоммерческая организация, занимающаяся проблемой социального сиротства. Она работает с мамами, которые намерены отказаться от детей, ищут усыновителей детям-отказникам, помогают неблагополучным семьям. Содержание одного ребенка в детском доме стоит 300 тысяч рублей в год. Благодаря работе этой организации реально закрываются детские дома. Естественно, государству просто выгоднее поддержать их, чем потом содержать детские дома.

— Как вы считаете, подготовки, полученной в Вышке, было достаточно для работы в министерстве?

—Да. Во всяком случае, мне ее хватило. Пожалуй, знания по экономической теории несколько избыточны, но вполне возможно, что это специфика моей нынешней работы. Что-то изменится, и они потребуются. Мне немного не хватает знаний, связанных с государственными финансами и межбюджетными отношениями, но это скорее не проблема Вышки, просто я не уделяла им достаточно внимания. Если бы я училась сейчас, то, наверное, глубже погружалась бы во все курсы — никогда не знаешь, что и когда пригодится… Но главное, чему учат в Вышке, — это учиться самостоятельно.

— Кто из преподавателей запомнился вам больше всего, как-то повлиял на дальнейшую работу и жизнь?

— Пожалуй, самое большое влияние на мое становление как профессионала оказал Алексей Барабашев, он был деканом, когда я училась. Он дал нам очень четкое представление, чего ждать от госслужбы, поэтому мне, наверное, было проще, чем многим, учившимся в других местах. Благодаря общению с ним, написанию работ под его научным руководством бюрократия не стала для меня шоком.

— А студенческая жизнь как-то повлияла на вашу карьеру?

— Да. Я была председателем студенческого совета на факультете. Когда при приеме на работу я сказала об этом начальнику, он ответил: «А я был председателем профкома», и все оставшееся время на собеседовании мы обсуждали студенческую жизнь… Мне тот опыт очень пригодился. Мы организовывали студенческую конференцию — сначала нужно было оформить заявки, добиться финансирования, прочитать доклады и выбрать лучшие. И убедить преподавателей принять участие в студенческой конференции. Помню, мы решили проводить конференцию в хорошем пансионате, чтобы людям просто захотелось съездить туда на выходные. Определенную роль это сыграло. Плюс мы уговаривали научных руководителей выступавших студентов также выступить. Этот опыт пригодился при организации различных конференций в министерстве.

— В Минэкономразвития много сотрудников, окончивших Вышку. Как вы думаете, их что-то выделяет из числа прочих?

—Мне так не кажется. Просто Вышка — один из лучших вузов в стране, дает качественное образование, поэтому университет стал одним из основных поставщиков кадров в министерство. Кроме того, выпускники Вышки всегда помогают друг другу, я сама лично помогла нескольким ребятам из Вышки устроиться в министерство.

— Как вы считаете, насколько сложно совмещать работу с учебой? Администрация вузов все больше говорит о том, что работать нужно начинать попозже, студенты пытаются найти себе подработку чуть ли не с первого курса…

— Я считаю, что на первом и втором курсах нужно только учиться. Слишком много основных, фундаментальных дисциплин, нельзя ничего пропускать. Дальше уже появляется какое-то время, которое можно уделить работе. Нужно смотреть по силам. Мне было не очень просто, иногда приходилось по нескольку раз в день бегать «туда-сюда» — сначала на пары, потом в министерство, потом опять на пары. Тяжело, но чем больше нужно сделать, тем больше успеваешь. Когда я закончила учиться и стала только работать, в жизни появилось ощущение пустоты, поэтому уже через год я решила получить степень магистра в МГИМО и снова пошла учиться.

— Есть распространенное мнение, что на госслужбе неконкурентоспособные зарплаты, это правда?

— До тех пор, пока человек не станет начальником отдела, он будет зарабатывать меньше, чем люди с таким же образованием в коммерческом секторе. Но с нематериальной точки зрения у нас есть свои плюсы. Это, во-первых, стабильность. Во-вторых, на мой взгляд, руководство гораздо более склонно входить в положение сотрудников, чем в коммерческих компаниях. Можно прийти попозже, уйти пораньше, отпроситься на полдня (хотя, как правило, все задерживаются). Кроме того, есть много социальных привилегий: бесплатное медобслуживание, дом отдыха.

— Каким вы видите свое будущее?

— Начальником отдела я стала всего год назад, поэтому еще какое-то время я точно буду работать, как работаю. Надеюсь, отдел будет развиваться, расширяться. Что дальше — покажут возможности. Может быть, это будет не карьерный рост, а какое-то горизонтальное развитие.

— Самый счастливый момент в вашей работе?

— Возможно, это удивительно, но я почти каждый день прихожу на работу с удовольствием! Я рада видеть своих коллег, рада, когда у нас что-то получается. Сложно выделить какой-то конкретный момент, просто каждый день мы делаем один шажок в сторону важных изменений.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта РФ;

— военная служба;
— правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон».

«Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Кроме того, ст. 4 Закона дает общее определение федеральной государственной службы:

«Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации».

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.