Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерской отчетности

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ С УПРАВЛЕНЧЕСКИМ УЧЕТОМ

Г.В. ЛЕВШИН,

заместитель директора филиала ООО «Волготрансгаз» УМТС

В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» учетная политика определена как принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности . Данное определение не полностью отражает сущность учетной политики, представляя ее как последовательные стадии учетного процесса. В международных стандартах учета и финансовой отчетности учетная политика рассматривается с позиций обеспечения достоверной информацией заинтересованных пользователей, на основе которой может быть дана адекватная оценка финансового состояния организации.

Учетная политика для целей управленческого учета разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности. Как правило, необходимость разработки учетной политики для целей управленческого учета возникает тогда, когда разработанные бюджетные формы требуется наполнить данными, а следовательно, определить, по каким правилам будут отражаться хозяйственные операции и оцениваться имущество организации, источники его возникновения и финансовые результаты. Поскольку нормативного определения понятия «учетная политика для целей управленческого учета» не существует, каждой организации необходимо самостоятельно определить содержание и сферу применения внутреннего нормативного документа.

Повышение качества информационного обеспечения бухгалтерского учета достигается двумя путями — экстенсивным и интенсив-

ным. Экстенсивный путь предполагает мероприятия по совершенствованию учетных стандартов в рамках концепции реформирования бухгалтерского учета. Интенсивный путь состоит в повышении качества бухгалтерской (финансовой) отчетности за счет использования информационного обеспечения управленческого учета, ориентированного на повышение его прогностической функции .

Составляющие системы бюджетирования в управленческом учете представлены на рисунке. При этом информационное обеспечение управленческого учета в части бюджетирования включает в себя следующие составляющие:

1)

2)

3)

4)

5)

систему нормативов расходов организации (нормативы загрузки оборудования, расхода материальных и энергетических ресурсов, данные по труду и заработной плате, предельного уровня запасов, финансовых показателей); систему ограничений (лимитов по постоянным расходам, выплатам, денежным средствам, финансовым показателям); систему прогнозов и предположений (бюджетов);

блок-схему формирования бюджетов; методику планирования, учета и анализа бюджетов;

Рис. 1. Система бюджетирования в управленческом учете

6) учетную политику для целей управленческого

учета.

Соблюдение законодательства в сфере бухгалтерского учета и отчетности в части требования достоверности отчетных данных организации, а также получения в системе управленческого учета достоверной информации для обоснования управленческих решений обеспечивается посредством осуществления контроля за формированием и применением учетной политики. Построение системы внутреннего контроля «грозит» стать обязательным требованием для российских организаций (в соответствии с проектом Федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете») . Таким образом, учетная политика организации является компонентом информационного обеспечения бухгалтерского (финансового и управленческого) учета.

Одно из определений учетной политики для целей управленческого учета дано в работе : «… Комплекс процедур, определяющих систему бюджетирования в фирме, и статей учета».

На практике часто оказывается, что учетная политика, применяемая для целей финансового учета, оказывается несоответствующей целям управления в силу причин, указанных в табл. 1.

Из особенностей вариантов использования учетной политики, представленных в табл. 1, следует, что нет явных преимуществ у представленных вариантов. С одной стороны, участники процесса формирования учетной политики стремятся к выбору методов организации и ведения учета, которые упрощают их деятельность, с другой — требуется разработка такой учетной политики, использование которой обеспечило бы нужным наполнением разработанные формы управленческой отчетности. Кроме того, при формировании отчетности голо-

вной и дочерних организаций возникает проблема унификации учетных процессов.

При формировании учетной политики для целей управленческого учета необходимо решить следующие задачи:

1) выделение и описание объектов управленческого учета (зачастую специфика деятельности организации приводит к тому, что не всегда определения объектов совпадают с бухгалтерскими, поэтому рекомендуется закрепить формулировки объектов в учетной политике);

2) кассификация объектов управленческого учета, признание и оценка;

3) рзработка порядка отражения операций в регистрах и отчетности управленческого учета (следует отметить, что для установления связи с бюджетированием аналитика счетов управленческого учета должна быть связана с бюджетами).

В табл. 2 приведены основные элементы учетной политики в целях управленческого учета и особенности выбора варианта учета (исследовано 19 элементов). Следует отметить, что приведенных в табл. 2 элементов учетной политики в практической деятельности больше, что связано с такими факторами, как вид деятельности, организационная структура организации и сама система бюджетирования.

Исходя из изложенного, следует сделать вывод, что нормативно-методическая база системы бюджетного управления должна формироваться именно на основе учетной политики с учетом цели и задач управленческого учета. Совершенствование учетной политики организации — сложный процесс, предполагающий изучение особенностей бизнеса, анализ действующего законодательства, проведение экономических и финансовых расчетов, принятие решений и т. д.

Таблица 1

Особенности вариантов использования учетной политики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение учетной политики отдельно как для финансового, так и для управленческого учета Применение единой учетной политики для финансового и управленческого учета

Плюсы

• Сокращается время формирования плановых и фактических бюджетов • Управленческая (внутренняя) отчетность формируется с аналитикой по запросу пользователя с более высокой точностью в требуемые сроки • Первичная информация вводится только один раз; • Снижены трудозатраты на сбор, группировку и обработку информации

Минусы

• Первичная информация вводится два раза в разные учетные системы • Увеличены трудозатраты на сбор, группировку и обработку информации • Дополнительные затраты времени на получение необходимой информации из общей базы для управленческих целей • Возможность возникновения ошибок из-за отличия целей финансовой и управленческой (внутренней) отчетности

Таблица 2.

Элементы учетной политики для целей управленческого учета

№ п/п Элемент учетной политики Допустимые законодательством варианты или разработанные организацией самостоятельно Особенности

I. Организационно-технический раздел

1 Порядок отражения хозяйственных операций в управленческом учете Простая запись (принцип «приход-расход») Принцип «приход-расход» для оценки финансового состояния требует дополнительных расчетов, что нарушает требование рациональности

Двойная запись Трудоемкость работ при использовании метода двойной записи компенсируется возможностью использования российского плана счетов

2 Разработка плана счетов для целей управленческого учета На основе российского плана счетов Не учитывает специфику деятельности организации

С применением международных стандартов Удобный формат только для организаций, формирующих отчетность по правилам международных стандартов

На основе плана, самостоятельно разработанного организацией Трудоемкий процесс

3 Выбор метода учета затрат Direct Cоsting (учет затрат по неполной себестоимости) Выбор метода учета затрат обусловлен централизацией управления. По мере усиления самостоятельности бизнеса смещение возможно в сторону Standard Costing

Standard Costing (учет затрат по полной себестоимости)

4 Определение даты отражения хозяйственной операции в управленческом учете В день осуществления операции Дата отражения зависит от общего графика документооборота, структуры организации и периода планирования

На следующий день после осуществления

Не позднее второго дня с момента осуществления и т. д.

5 Определение калькуляционного периода Пять дней, декада, месяц Период зависит от системы бюджетирования

6 Документарное основание для отражения в управленческом учете Бухгалтерские первичные документы Целесообразно данный пункт проработать для каждой группы операций

Управленческие первичные документы

II. Методический раздел

7 Определение даты получения дохода Метод начисления В бюджете доходов и расходов использование данного метода позволяет определить с достоверной точностью эффективность управления организацией

Кассовый метод Целесообразно, если деятельность организации связана с рисками неполучения доходов в виде поступлений денежных средств

8 Порядок определения учетной цены материалов 1. Фактическая себестоимость по данным предыдущего или отчетного периода 2. Планово-расчетные цены 3. Средняя цена группы 4. Договорные цены Целесообразно применять планово-расчетные цены

9 Порядок оценки сырья и материалов, используемых при производстве продукции (работ, услуг) 1. По стоимости единицы запасов 2. По средней стоимости 3. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) 4. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) 5. По стоимости партии закупок Целесообразно использовать ФИФО, так как информация, содержащаяся в отчетности, будет более достоверно отображать стоимость материальных ценностей

10 Трансфертные цены 1. По рыночным ценам 2. По балансовой стоимости передаваемых ТМЦ 3. По нормативной стоимости, определяемой вышестоящей организацией Цены на предаваемые ТМЦ головной организацией устанавливаются исходя из характера отношений между вышестоящей и дочерними организациями

Продолжение табл.2

11 Определение лимита стоимости имущества, подлежащего учету в составе МПЗ Все объекты средств труда с длительным периодом использования учитывать в составе основных средств Отнесение всех объектов средств труда с длительным сроком пользования независимо от их стоимости к основным средствам предотвращает хищения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все объекты средств труда с длительным периодом использования и стоимостью не более 20 000 руб. учитывать в составе МПЗ

12 Срок списания стоимости основных средств Использование классификации основных средств, утвержденного постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1 Срок определяется в зависимости от особенностей работы организации, т. е. от интенсивности эксплуатации оборудования, периодичности эксплуатации и т. п.

Использование самостоятельно разработанного критерия (экономическое обоснование)

13 Метод начисления амортизации Линейный способ; Способ уменьшаемого остатка: — с применением ускоренной амортизации; — без применения ускоренной амортизации; — с применением замедленной амортизации; 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного пользования; 4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (нерегулярный метод); 5. Дегрессивный способ: — арифметически-дегрессивный; — геометрически дегрессивный Выбор метода амортизации должен быть обусловлен тем, что амортизационные отчисления не должны ложиться целиком на расходы одного вида, а распределяться между различными группами расходов

14 Вариант учета стоимости готовой продукции (работ, услуг) По фактической производственной себестоимости По нормативной (плановой) производственной себестоимости По прямым статьям расходов По договорным ценам; 5. По ценам, предусмотренным вышестоящей организацией Выбор метода учета стоимости готовой продукции (работ, услуг) обусловлен задачами прогнозирования продаж

15 Состав и классификация расходов (затрат) Методы разнесения затрат Чем больше будет прямых затрат, тем более точно определяется себестоимость продукции (работ, услуг). Если косвенные расходы невозможно сделать прямыми, то целесообразно использовать технические возможности, например, установка счетчиков использования ресурсов. С другой стороны, встает вопрос соотношения полезности информации и стоимости ее получения

16 Критерий распределения косвенных (накладных) расходов между конкретными видами продукции (работ, услуг) Площадь Объем выпуска продукции (работ, услуг) Неполная себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг) Выручка Расходы на оплату труда производственных рабочих Время работы административного персонала Коэффициенты интенсивного или экстенсивного использования ресурсов Могут использоваться любые базы в зависимости от метода калькулирования и целей управления себестоимостью

17 Порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства В полном объеме относить на себестоимость оказанных услуг Распределять на остатки НЗП по установленному критерию

Окончание табл. 2

18 Учет дебиторской и кредиторской задолженности По степени надежности По периодам погашения По характеру отношений Данный элемент связан тесно с бюджетом движения денежных средств, поэтому при разработке классификации задолженности используется критерий надежности

19 Финансово-экономические показатели бюджетов Расчет показателей, на основе которых формируются значения отдельных статей затрат Разрабатываются в зависимости от системы нормативов, ограничений. Данные показатели важны, так как являются начинкой бюджетов

Литература

1. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)»

3. А.А. Соколов, Проблемы формирования учетной политики // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 11 (92). — С. 18 — 27.

5. Е. Добровольский. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский и др. — СПб.: «Питер», 2006 -448 с.

Определяем назначение первого раздела учетной политики: организационный или организационно-технический

Учетная политика (УП) — основополагающий документ, регламентирующий основные аспекты организации и осуществления учетного процесса деятельности хозяйствующих субъектов.

Для того чтобы этот учетный процесс происходил планомерно и непрерывно (как этого требует закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н), его необходимо правильно организовать:

  • определить ответственных за организацию учета лиц (ст. 7 закона № 402-ФЗ);
  • регламентировать основные элементы, необходимые для осуществления процесса учета фактов хозяйственной деятельности и иных учетных объектов — формы первичных учетных документов и регистров, схему документооборота (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • разработать комплекс контрольных процедур, включающий алгоритмы проведения инвентаризаций, описание системы внутреннего контроля (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • учесть другие необходимые организационные аспекты (п. 4 ПБУ 1 /2008).

Указанные элементы УП принято объединять в отдельную главу, название которой может звучать по-разному: «Общие положения» или «Организационный раздел учетной политики».

Помимо организационных аспектов фирме необходимо в учетной политике прописать и иные подробности, носящие технический характер, а именно:

  • применяемые способы обработки учетной информации;
  • алгоритмы группировки данных в специально разработанных регистрах;
  • иные технические детали (порядок хранения бумажной и электронной первички, периодичность сохранения информации на съемных носителях или в спецхранилищах).

Все это фирма вправе прописать в отдельной главе учетной политики и озаглавить ее, к примеру, «Технические аспекты учетной политики». Но, учитывая, что жесткой структуры для УП в законодательстве не предусмотрено, вышеуказанные алгоритмы и регламенты часто объединяют в одной главе — организационно-технической. Эта глава в УП — важная и необходимая, но не основная. Что необходимо предусмотреть в основной части УП, расскажем в следующем разделе.

Образцы учетной политики для организаций на ОСНО или УСН подготовили эксперты КонсультантПлюс. Ознакомиться с их разъяснениями, а также скачать примеры УП для каждой из систем налогообложения, можно в Готовом решении от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Основная часть учетной политики: методические аспекты

Методические аспекты учетной политики — это избранные фирмой способы оценок активов и обязательств. Данный раздел обладает ярко выраженной специфичностью, так как:

  • формируется исходя из условий работы фирмы (масштабов, структуры, объемов производства, видов деятельности и иных моментов, влияющих на методологию учета);
  • при выборе того или иного метода оценки учитываются индивидуальные показатели деятельности фирмы (например, рентабельность производства), а также ее стратегические и тактические планы.

Поэтому каждая УП обладает своеобразием, хотя и основана на законодательно закрепленных стандартных методиках.

С полным перечнем ПБУ, которые могут оказаться востребованными при составлении УП, знакомьтесь .

В раздел УП, посвященный методическим аспектам, могут включаться:

  • критерии признания, способы оценки, порядок формирования первоначальной стоимости и алгоритмы списания имущества и обязательств;
  • схемы учета производственных затрат и формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • варианты распределения затрат;
  • порядок формирования и корректировки оценочных обязательств;
  • иные аспекты (например, алгоритмы начисления и выплаты дивидендов, распределения и использования чистой прибыли).

Каждый методический аспект учетной политики включает следующие учетные нюансы:

  • основные (порядок признания, первоначальная оценка, механизм выбытия);
  • дополнительные (необходимая детализация и аналитика информации).

Если выбор способа оценки активов и обязательств из тех, что предлагаются законодательством, составляет проблему, фирма вправе самостоятельно определить эту методику, отразив ее в соответствующем разделе УП. Разработанная методика не должна противоречить законодательству и может основываться на международных учетных нормах.

С нюансами процесса формирования УП вас познакомит статья «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Итоги

Аспекты учетной политики носят разный характер: организационный, технический или методологический. Все они имеют важное значение и должны быть отражены в УП с достаточной степенью детализации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Начиная с 2013 года все экономические субъекты, поименованные в статье 2 Закона №402-ФЗ, обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с указанным законом. Ведение Закона №402-ФЗ распространяется на определенных лиц, именуемых экономическими субъектами:

Во избежание споров по вопросу о сфере действия Закона № 402-ФЗ, он вводит более определенные формулировки, говоря не просто об организациях, находящихся на территории Российской Федерации, а о коммерческих и некоммерческих организациях; выделяя отдельную категорию «публичных» экономических субъектов; упоминая в перечне Центральный банк Российской Федерации.Ибрагимова А.Х. Изменения в законодательства о бухгалтерском учете // «Актуальные вопросы современной экономики». 2014. №1, Махачкала.

Руководитель экономического субъекта.

На первый взгляд, роль руководителя по отношению к бухгалтерскому учету не изменилась. Во всяком случае никаких революционных норм в Законе № 402-ФЗ нет, однако в нем впервые дано определение того, кто является руководителем экономического субъекта:

Руководитель — это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» http://www.consultant.ru/popular/buch/

По сравнению со старым Законом № 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по новому Закону № 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).

В Законе № 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной. Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности. Следовательно, все остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и локальными актами.

Бухгалтерская отчетность.

Согласно новому закону годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Тем самым положение о составе бухгалтерской отчетности приведено в соответствие с приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности». Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141042/ В нем говорится, что приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т.е. в виде пояснительной записки).

В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, т.к. оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Пока еще бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В законе закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, ведь порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.

Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики

Закон № 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В статье 3 Закона № 402-ФЗ содержится определение таких организаций.

Организации государственного сектора — это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

На организации государственного сектора экономики, согласно Закону № 402-ФЗ, распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:

1. при установлении форм первичных учетных документов (ст. 9);

2. при установлении регистров бухгалтерского учета (ст. 10);

3. при установлении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.14), а также в случае установления порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).

Хотя бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, на них так же, как и на казённые учреждения, распространяется действие приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н. «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 N 19658) ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108357/

Кроме того, на казённые учреждения и на получателей бюджетных средств распространяется Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 138н). Приказ Минфина РФ от 28.21.2010 N 191н (ред. от 19.21.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об использовании бюджетов бюджетной системы РФ» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 N 19693) (с изм. и доп., вступ. в силу с отчетности за 2015 год)

] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175451/

В свою очередь бюджетные и автономные учреждения применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2010 № 33н) с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н. Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2011 N 20558) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.04.2015)] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175452/

Таким образом, начиная с 2013 года все нормативные акты, регулирующие особенности формирования первичных учетных документов, регистров учета и составления бухгалтерской отчетности, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, не должны противоречить Закону № 402-ФЗ.

Закон «О Бухгалтерском учете» и его значение для развития экономики

Постоянно совершенствуясь, бухгалтерский учет является языком бизнеса и частного предпринимательства, то есть важнейшим звеном формирования рыночной экономики.

На сегодняшний день в России система регулирования учета и отчетности состоит из четырех уровней. Преобразования в экономике страны, новые рыночные условия хозяйствования, распространение международных стандартов финансовой отчетности оказали большое влияние на формирование этой системы. Первый уровень образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и другие законодательные акты.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из множества федеральных законов, в том числе из Федерального закона «О бухгалтерском учете», и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ними.

Министерство финансов Российской Федерации работает при действенном участии бухгалтерской общественности страны и выполняет функции регулирования, а также постановки бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Современная система регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России формируется под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, которые разрабатываются Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committee — IASC).

По международным стандартам финансовой отчетности разработана Программа реформирования бухгалтерского учета согласно требованиям рыночной экономики и МСФО. Основной целью данной Программы является приведение национальной системы бухгалтерского учета; формирование системы национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые обеспечивают нужной информацией пользователей; согласование реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и введении реформированной модели бухгалтерского учета в стране.

Сегодня в России происходит системное реформирование правовых основ бухгалтерского учета и отчетности. Программным документом проводимой реформы является План Минфина России на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Утвержден Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 № 440.

Основным направлением Закона №402-ФЗ является приведение норм Закона № 129-ФЗ, которые регулируют систему бухгалтерского учета в стране, в соответствие с меняющимися экономическими условиями деятельности хозяйственных субъектов для формирования и раскрытия достоверной и полной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении.

Целью переработки основополагающего в учетно-экономической сфере законодательного акта является приведение концепции регулирования бухгалтерского учета в соответствие с меняющимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов.

Новый Закон акцентируется на бухгалтерской (финансовой) отчетности, что является конечным результатом бухгалтерского учета. Цель — бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности и должна давать собственникам бизнеса, а также заинтересованным лицам, представление о реальном имущественном и финансовом положении экономического субъекта.

На основе формируемой в соответствии с данными бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов финансовой отчетности внешними и внутренними пользователями принимаются управленческие решения. Причем указанный аспект имеет большое народнохозяйственное значение, так как получение достоверной финансовой информации о деятельности экономических субъектов — основная цель бухгалтерского учета. В связи с этим понятна и роль бухгалтерского учета, от которого во многом зависит стабильность всего российского общества. Из этого следует, что государство вполне правомерно оставляет контроль в указанной сфере за собой и не может допустить абсолютно либерального порядка, основанного на полном саморегулировании отношений.

Важнейшие аспекты нового облика системы регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в законе №402-ФЗ:

— введено смешанное регулирование бухгалтерского учета — государственное и негосударственное (со стороны профессионального сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета);

— введен общественный контроль за содержанием разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам бухгалтерского учета;

— установлена жесткая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и непротиворечивость нормативной базы;

— применение международных стандартов определено как основа разработки федеральных и отраслевых стандартов;

Согласно п. 11 ст. 21 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Пунктом 12 указанной статьи устанавливается, что «необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно» . Эта норма подчеркивает отличие стандартов экономического субъекта в области бухгалтерского учета от его учетной политики, формирование которой является обязательной для организации процедурой.

С целью формирования государственного информационного ресурса ст. 18 Закона №402-ФЗ установлена норма об обязательном представлении экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность), одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации. В связи с этим следует отметить, что данная норма не отменяет обязанности экономических субъектов представлять бухгалтерскую отчетность в другие адреса, например, налоговым органам, собственникам организаций, кредитным учреждениям и т.д. Просто в этих случаях представление бухгалтерской отчетности осуществляется на основании иных нормативных актов. В частности, в органы ФНС России на основании Налогового кодекса РФ, собственникам — на основании корпоративного законодательства (например, акционерными обществами на основании Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Огромное значение в Законе №402-ФЗ придается созданию условий по выработке научно обоснованных перспектив развития методологического обеспечения бухгалтерского учета. В связи с этим в ст. 26 Закона №402-ФЗ установлены требования к содержанию, порядку внесения предложений и процедуре утверждения программы разработки федеральных стандартов.

Закон «О бухгалтерском учете» отражает новый для российского законодательства подход к формированию системы документов, регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета экономическими субъектами в России. При этом введены многие новации, раскрывающие преемственность норм нового Федерального Закона №402-ФЗ относительно существовавшей системы регулирования учетной практики.

Следовательно, трудно недооценить роль и значение бухгалтерского учета в современное время, так как он выступает реальным и эффективным инструментом рыночных отношений для развития экономики страны.