Взаимодействие и взаимозависимость людей

Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве

Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения. Согласно ст. 23 ТК РФ оно базируется на взаимном сотрудничестве участников, направленном на согласование их интересов в области главного предмета их основных взаимоотношений, с возможностью привлечения к ним при необходимости третьей стороны (госорганов).

Определяющие задачи взаимного сотрудничества, называемого социальным партнерством, сводятся:

  • к согласованию действий сторон по вопросам трудового права;
  • обеспечению соблюдения норм трудового законодательства;
  • поиску решений, направленных на повышение эффективности деятельности организации-работодателя и заинтересованности работников в более производительном труде, не ущемляющих интересов ни одной из сторон.

Осуществляется это путем:

  • ведения коллективных переговоров и создания коллективно разработанных документов;
  • формирования постоянно функционирующих комиссий, которые могут быть как 2-сторонними, так и 3-сторонними;
  • осуществления взаимных консультаций и обмена информацией;
  • привлечения работников к участию в процессе управления деятельностью работодателя;
  • участия представителей сторон в процедуре разрешения индивидуальных и коллективных споров по трудовым вопросам.

Взаимодействие в сфере соцпартнерства, как и любые иные значимые взаимоотношения, регулируется законодательно, и этому вопросу посвящен особый раздел ТК РФ (раздел II).

Принципы, уровни и формы социального партнерства

Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:

  • уважении;
  • заинтересованности;
  • законопослушности;
  • ответственности;
  • свободах в обсуждении вопросов, выборе решений и принятии на себя обязательств;
  • обязанностях по выполнению принятых решений и осуществлению контролю за этим.

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.

В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:

  • разработка документов;
  • принятие решений;
  • переговоры;
  • консультации;
  • обмен сведениями;
  • создание комиссий, комитетов, 3-сторонних органов.

Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Стороны социального партнерства — это в первую очередь работники и работодатели (ст. 25 ТК РФ). В качестве работодателей или третьей стороны отношений могут выступать госорганы. Когда они являются третьей стороной, возможность их участия в соцпартнерстве должна прямо предусматриваться в ТК РФ или законах соответствующего уровня. Ими могут быть:

  • Правительство РФ;
  • Минтруд РФ;
  • правительство или администрация региона;
  • орган службы занятости.

О результатах участия государства в работе 3-сторонних комиссий подробнее читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Эти полномочия могут возникать в силу:

  • закона;
  • другого нормативного акта;
  • учредительных документов;
  • специального решения.

Каждый представитель должен иметь возможность документально подтвердить свои полномочия.

Из представителей сторон образуются главные органы соцпартнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до локального), которые и осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон. Чаще всего их работа завершается выработкой текста какого-либо документа. При наличии разногласий по нему об этом составляется соответствующий протокол, и дальнейшее урегулирование несогласованных вопросов ведется через последовательность особых процедур (гл. 61 ТК РФ):

  • работу примирительной комиссии;
  • привлечение посредника;
  • обращение в трудовой арбитраж.

Комиссии создаются из равного количества представителей каждой стороны и могут быть постоянно действующими.

Представители работников

Интересы работников в соцпартнерстве представляют:

  • профсоюзные органы — чаще всего;
  • трудовой арбитраж;
  • непрофсоюзные выборные органы.

От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.

В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:

  • общероссийского;
  • регионального;
  • отраслевого или межотраслевого;
  • локального, представленного первичной профсоюзной организацией.

Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них. Предполагается, что участвующие в переговорах представители нескольких коллективов работников предварительно вырабатывают единую позицию по вопросам, в отношении которых ведутся коллективные переговоры, и фактически представлены единым органом.

Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:

  • в профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
  • существует несколько профсоюзов и они образовали единый орган, представляющий интересы большинства работников;
  • общее собрание работников поручило профсоюзной организации ведение переговоров от имени всего их коллектива.

Трудовой арбитраж — представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:

  • отсутствия профсоюзной организации;
  • наличия нескольких профсоюзных органов, в которых (по отдельности или совместно) состоит менее половины работников, когда ни одному из этих органов не поручено представительство от имени коллектива.

Представители работодателей

Обычный работодатель в целях соцпартнерства чаще всего представлен:

  • руководителем организации;
  • работодателем-ИП;
  • уполномоченными ими на это лицами.

Вместе с тем возможно представление интересов работодателя:

  • членами правления или совета директоров;
  • управляющей организацией;
  • внешним или конкурсным управляющим;
  • руководителем обособленного подразделения, которому делегированы такие полномочия;
  • государственным органом (министерством) — для работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

Допускается также частичная передача полномочий, когда представитель, назначенный руководителем, участвует в разработке документа, а окончательное решение по этому документу принимает сам руководитель.

Когда формируется орган, работающий на более высоких уровнях, предполагающих представление интересов группы работодателей, они для этих целей объединяются в соответствующие некоммерческие организации. Такие объединения могут быть (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскими и общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми);
  • межрегиональными и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми);
  • региональными и региональными отраслевыми (межотраслевыми);
  • территориальными и территориальными отраслевыми (межотраслевыми).

Эти объединения являются законодательно независимыми в своих действиях и не подвержены вмешательству в их деятельность органов государственной власти (ст. 6 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ).

Допускается отсутствие прямого участия работодателя в объединении, но с возможностью делегирования права представления его интересов этим объединением.

Подписанные объединением работодателей соглашения, связанные с соцпартнерством, обязательны к исполнению для (ст. 48 ТК РФ):

  • всех членов этого объединения;
  • работодателей, уполномочивших объединение быть представителем их интересов;
  • работодателей, не участвовавших прямо или косвенно в разработке соглашения, но присоединившихся к нему после его подписания.

В постоянно действующих 3-сторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, созданных на федеральном уровне, работодателей могут представлять только их объединения (ст. 35 ТК РФ).

Участие государства в соцпартнерстве

Государству в соцпартнерстве отводятся достаточно важные роли, обязывающие его:

  • к содействию в укреплении и развитии этого процесса;
  • участию в работе 3-сторонних комиссий.

Первая из этих ролей заключается в разработке законодательной основы, необходимой:

  • для регулирования вопросов взаимодействия сторон в соцпартнерстве;
  • обеспечения наличия гарантий для лиц, участвующих в коллективных переговорах;
  • установления ответственности для нарушителей процедур взаимодействия и невыполняющих коллективные соглашения.

При этом государство далеко не всегда непосредственно задействовано во взаимоотношениях между работниками и работодателями. Его участие в соглашениях, финансируемых за счет бюджета, является обязательным, а во всех остальных случаях 2 основные стороны соцпартнерства могут сами решить, нужно ли такое привлечение (ст. 45 ТК РФ).

Вторая роль позволяет, ориентируясь на реальные интересы общества, принимать важные законодательные решения на всех существующих уровнях. Государство в этом качестве является третьей независимой стороной переговоров, в задачи которой входит:

  • защита интересов общества в целом;
  • учет различных мнений при разработке политики государства;
  • принятие мотивированных законодательных и управленческих решений.

Гарантии для представителей работников

Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):

  • помещением, подходящим для офисной работы в нем;
  • необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
  • возможностью размещения информации об осуществляемой деятельности.

Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):

  • освобождение от основной работы на период переговоров, но не больше, чем на 3 месяца;
  • сохранение места работы и средней зарплаты на этот период;
  • компенсацию всех затрат, понесенных в связи с участием в переговорах, в т. ч. на оплату услуг приглашенных сторонних специалистов, если такое условие содержится в заключенном в результате переговоров соглашении;
  • привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя только по согласованию с уполномочившим их быть представителем коллективом (органом), если дисциплинарный проступок не является грубым, допускающим увольнение за его совершение.

О существующих видах ответственности за дисциплинарные проступки и о тех нарушениях, которые относятся к грубым, подробнее читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».

Ответственность за неисполнение функций представителями

ТК РФ предусматривает административную ответственность для представителей обеих сторон, участвующих в соцпартнерстве (ст. 54, 55 ТК РФ). Однако в текстах соответствующих пунктов КоАП РФ речь идет только о представителях работодателя, которому в нижеперечисленных случаях грозит либо предупреждение, либо штраф, который может составить:

  • при уклонении от участия в переговорах по коллективному договору или срыве сроков его заключения — до 3 000 руб. (ст. 5.28 КоАП РФ);
  • при неправомерном отказе от подписания разработанного в результате переговоров документа — до 5 000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ);
  • при непредставлении необходимой для переговоров или контроля за выполнением принятого коллективного документа информации — до 3 000 руб. (ст. 5.29 КоАП РФ);
  • при нарушении обязательств, возложенных на представителей принятым коллективным документом, — до 5 000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ).

Таким образом, фактически к ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве может быть привлечен только работодатель.

Итоги

Соцпартнерство — важная составляющая взаимодействия работников и работодателей, являющихся основными сторонами этого процесса, позволяющая расширить границы их взаимного участия в деятельности, осуществляемой работодателями. В определенных ситуациях соцпартнерство приобретает особое значение для уровня государственного управления, и тогда государство становится третьим участником переговоров, осуществляемых в рамках соцпартнерства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В качестве единицы анализа в социальной психологии рассматривается ситуация взаимодействия двух и более людей. Это — взаимонаправленные действия индивидов. Они могут быть рассмотрены как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей, практических задач или для реализации ценностей.

Питирим Сорокин предостерегает: «Если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином поступке, и описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа».

Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция — явления микроуровня. Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: религией, семьей, экономикой.

Социальная жизнь возникает и развивается, потому что существует взаимозависимость людей, создающая предпосылки взаимодействия их друг с другом.

Социальная связь — это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других, в ожидании соответствующего ответного действия партнера. В ней выделяются:

  • субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
  • предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
  • механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи происходит при изменении или утрате ее предмета или если участники не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь выступает как:

  • социальный контакт (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер может быть легко заменен другим);
  • взаимодействие (систематические, регулярные действия партнеров, взаимонаправленные, имеющие целью вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны другого, причем она порождает новую реакцию воздействующего).

Социальные отношения — это устойчивая, возобновляющаяся система взаимодействия между партнерами.

П. Сорокин подчеркивал, что «психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями) возможно: при наличии психики, органов чувств (чтобы узнать переживания и мысли другого человека, мы должны видеть выражение его лица, глаза, слышать его голос, смех, слова); если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одинаково понимают сами символы, объективирующие душевные состояния».

Ситуация контакта двух и более людей принимает различные формы:

  1. Простое соприсутствие.
  2. Обмен информацией.
  3. Совместная деятельность.
  4. Равная обоюдная или асимметричная активность, причем она бывает разного типа:
    1. социальное влияние;
    2. сотрудничество;
    3. соперничество;
    4. манипуляция;
    5. конфликт и др.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Общество состоит из четырех основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.

Что такое социальная сфера

Существует несколько определений социальной сферы.

Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Она включает в себя:

  • Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);

  • Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);

  • Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);

  • Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);

  • Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);

  • Общественное питание;

  • Коммунальное обслуживание — ряд служб по хозяйственному обслуживанию района, города, области (водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции);

  • Пассажирский транспорт, связь.

Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.

Третье определение универсальное: социальная сфера общества – это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.

Задачи, цели и основные направления в социальной сфере

Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.

Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии — алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики.

Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.

Элементы социальной сферы

Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.

К элементам социальной сферы относятся:

  • Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;

  • Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);

  • Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;

  • Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

  • Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

  • Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;

  • Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:

  • учёт численности населения;

  • уровень смертности;

  • уровень рождаемости;

  • процентное соотношение полов;

  • половозрастной состав.

Назначение социальной сферы

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов;

  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;

  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Социальная сфера и благосостояние граждан страны

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.

Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:

  • здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;

  • образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;

  • социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям

  • культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;

  • спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.

Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.

Существующие проблемы и функции социальной сферы

Существующие проблемы социальной сферы

Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.

С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:

  • предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;

  • предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.

Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.

Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).

Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.

Функции социальной сферы

Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.

Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.

В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.

Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:

  • регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;

  • обеспечение безопасности граждан страны;

  • предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;

  • социальное обслуживание;

  • поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;

  • обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;

  • формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Основные статьи расходов в социальной сфере это:

  • здравоохранение;

  • образование;

  • культура;

  • жилищно-коммунальные объекты;

  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

Управление социальной сферой

Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.

Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.

К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:

  • охрана здоровья и жизни населения страны;

  • обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;

  • обеспечение населения страны доступным жильем;

  • пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;

  • право на самовыражение и творческое развитие.