Вводный закон к жилищному кодексу

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Макеев П.В., канд. юрид. наук, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Формирование земельных участков под многоквартирными домами является одной из наиболее актуальных тем в земельном и жилищном праве. Это обусловлено принципиально новым подходом федерального законодателя к правовому регулированию указанной сферы общественных отношений.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами на федеральном уровне урегулированы в следующих нормативных правовых актах:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

№ 136-ФЗ (далее – ЗК РФ)(п. 2 ст. 36).

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

№ 188-ФЗ (далее – ЖК РФ)(ч. 1 ст. 36).
3) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ЖК РФ)(ст. 16).
4) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря
2004 г. № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ)(ст. 42–46).
5) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ГрК РФ)(ч. 2 ст. 6).
6) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ)(ст. 16, 17, 20, 22, 23, 37−40).
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Как следует из данной нормы, условия и порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах предусмотрены в жилищном законодательстве.

В п. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится лишь общее положение о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодатель закрепил в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ.

В соответствии с указанной статьей земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Из ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ следует, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, законодатель подразделяет на две группы:
1) земельные участки, которые сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет;
2) земельные участки, которые не сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.).

В первом случае в качестве условия предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названо вступление в силу ЖК РФ (1 марта 2005 г.).

Во втором случае условиями предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названы формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета.
Анализ ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ показывает, что в ней не закреплен подробный порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах.

Данное обстоятельство послужило поводом к тому, чтобы при предоставлении земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах использовать общий (заявительный) порядок оформления земельно-правовых отношений, предусмотренный в ЗК РФ.

Как отмечает Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 2 июня 2008 г. № 03-05-04-02/36, положения ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ содержат лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода, в связи с чем полагаем, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.

Указанная позиция отражена также в ряде решений судебных органов. Так, в постановлении от 31 марта 2009 г. № Ф04-957/2009(1585-А46-31)Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность, установленному в п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты, а последний в установленный законом срок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.

Вместе с тем в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № ВАС-8594/09ссылки на п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ, предусматривающие заявительный порядок приобретения земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, отклонены, поскольку п. 2 ст. 36 ЗК РФ, касающийся прав на земельные участки под многоквартирным домом, содержит отсылку к жилищному законодательству, устанавливающему исключение из общего правила (заявительного порядка).

Об отсутствии необходимости в издании органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (решения о предоставлении земельного участка собственникам помещений в многоквартирном доме) даны разъяснения Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 16 октября 2009 г. № Д23-3410 «О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме».

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-Птакже указал, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка.

Полагаем, что нормы ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ являются специальными по отношению к нормам ст. 36 ЗК РФ, о чем свидетельствует п. 2 ст. 36 ЗК РФ, отсылающий к жилищному законодательству в том случае, когда вопрос касается условий и порядка предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах.

В связи с этим считаем, что соблюдение общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного ЗК РФ, и принятие акта о предоставлении земельных участков под многоквартирными домами для приобретения собственниками помещений в таких домах права общей долевой собственности на указанные земельные участки не требуется.

Учитывая отсутствие в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ детального регулирования порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами, 15 ноября 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 455471-5 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (далее – законопроект № 455471-5).

Законопроектом № 455471-5 предлагается законодательно устранить препятствие собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Законопроектом № 455471-5 предусматривается возможность обращаться с заявлением о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений в многоквартирном доме, так и собственнику жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в индивидуальном порядке.

Кроме того, в законопроекте № 455471-5 закрепляется срок рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, и срок утверждения (1 месяц) органами государственной власти или органами местного самоуправления схемы расположения такого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимые для проведения кадастровых работ.

26 января 2011 г. законопроект № 455471-5 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, идет подготовка к принятию законопроекта № 455471-5 во втором чтении.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами в части определения границ и размеров таких земельных участков регламентированы ГрК РФ, Вводным законом к ГрК РФ и Федеральным законом № 221-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона к ГрК РФ границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ путем подготовки межевого плана. При этом если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

До вступления в силу ЖК РФ на основе ст. 10 Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (утратил силу) было принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» (утратил силу). В указанном акте был предусмотрен порядок определения размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в собственность или аренду домовладельцам или товариществам собственников жилья.

В настоящее время подзаконный правовой акт об определении границ и размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не разработан.

В этой связи 16 июня 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона
№ 391880-5 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект № 391880-5).

Законопроектом № 391880-5 предлагается внести изменение в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ, дополнив ее частью 8, предусматривающей утверждение уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти методики расчета размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Как отмечается в пояснительной записке, необходимость разработки законопроекта № 391880-5 обусловлена тем, что в настоящее время методика расчета размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, отсутствует.
Законопроект № 391880-5 находится на стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, планируется принятие его в первом чтении.
На основании изложенного считаем, что на федеральном уровне вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами урегулированы недостаточно детально. Механизм предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах требует уточнения.
Полагаем, что с принятием законопроектов № 455471-5, № 391880-5 ряд вопросов, связанных с формированием земельных участков под многоквартирными домами, будет решен.

СЗ РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.

СЗ РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

Там же. Ст. 15.

Там же. Ст. 16.

Там же. Ст. 17.

СЗ РФ. 30.07.2007. № 31. Ст. 4017.

СПС «Консультант Плюс: Версия Проф».

СПС «Консультант Судебная Практика: Решения высших судов».

Там же.

Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2009. № 12.

29.04.2015 12:39:00

В Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой обратился Богатырев А.М., который просил признать несоответствующей Конституции Российской Федерации статью 19 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ), согласно которой при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением.

Обосновывая свою позицию, Богатырев А.М. указал, что по результатам торгов по продаже арестованного имущества приобрел трехкомнатную квартиру в г. Санкт-Петербурге без каких-либо обременений. В последующем оказалось, что в квартире проживали бывшие собственники супруги Тарановы, их дочь Гурьянова О.С. с супругом Гурьяновым Г.А. и двумя несовершеннолетними детьми. Богатырев А.М. обратился в суд с иском об их выселении, однако судом в выселении дочери Гурьяновой О.С. и ее несовершеннолетних детей было отказано со ссылкой на положения ст. 19 Федерального закона № 189-ФЗ, поскольку Гурьянова О.С. была включена в ордер на предоставление спорной квартиры в доме жилищно-строительного кооператива и не давала своего согласия на передачу в залог спорного жилого помещения, следовательно, она сохранила право пользования спорной квартирой.

А.М. Богатырев считает, что такое толкование судами статьи 19 Федерального закона № 189-ФЗ нарушает его права как собственника жилого помещения.

Рассматривая заявления Богатырева А.М., Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 24.03.2015 № 5-П с позицией заявителя согласился. Как указал суд, права членов семьи собственника жилого помещения в доме жилищного или жилищно-строительного кооператива жилищным законодательством не определены. Однако сложившаяся правоприменительная практика в случае отчуждения жилого помещения защищает эти права наравне с правами членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от приватизации, исходя из того, что члены семьи лица, принятого в члены жилищно-строительного кооператива, приобретали право пользования предоставленным жилым помещением на основании ордера и сохраняли это право в дальнейшем, если после их вселения выданный ордер не был признан недействительным. Полученное таким способом право пользования жилым помещением не подлежит государственной регистрации.

По мнению суда, обременение права собственности на жилое помещение правом членов семьи его прежнего собственника пользоваться этим жилым помещением существенно ограничивает правомочия его нового собственника, тем более, если он не был своевременно проинформирован о наличии прав третьих лиц на данное жилое помещение, не выражал своего согласия на его приобретение с имеющимися обременениями.

С учетом указанного Конституционный суд Российской Федерации посчитал, что статья 19 Федерального закона № 189-ФЗ не может рассматриваться в качестве надлежащей гарантии защиты прав участников гражданского оборота, действующих разумно и добросовестно, в той мере, в какой она позволяет сохранять при переходе права собственности на жилое помещение в случае обращения взыскания на него как на заложенное имущество и его реализации путем продажи с публичных торгов обременения данного права, притом что требование их государственной регистрации законодательно не установлено.

Федеральному законодателю указано не необходимость внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на создание механизма, обеспечивающего при соблюдении баланса прав и законных интересов членов семьи прежнего собственника отчуждаемого жилого помещения и собственника (приобретателя) данного жилого помещения их эффективную реализацию и защиту.

До внесения в действующее правовое регулирование изменений судам при разрешении подобных споров следует учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, а именно: наличие у членов семьи прежнего собственника права пользования иным жилым помещением, разницу между суммой, вырученной в ходе реализации жилого помещения, и суммой взысканного долга, обеспеченного залогом, возможность использования этих средств для приобретения иного жилого помещения в собственность или его найма и т.д.

Возврат к списку