Встречная налоговая проверка

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте правильно ли вы подготовили документы к проверке. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Почему документы в рамках встречки следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@.

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Пп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

В каких еще случаях может быть назначена встречная проверка, читайте в статье «Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента».

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте .

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Пример

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Как быть, если вы уже подавали документы в инспекцию, а она снова просит их подать уже в рамках встречки, читайте в материале «Может ли инспекция затребовать для «встречки» документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».

Процедура запроса

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), рассказываем .

Можно ли отказать налоговикам, если они прислали не полный пакет документов в запросе на встречку, узнайте в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Налоговики вправе запросить у вас документы или информацию о вашем контрагенте в рамках так называемой встречной проверки – специального мероприятия налогового контроля. Число запрашиваемых документов и период, за который они запрашиваются, в налоговом законодательстве не регламентируются.

Представить документы (информацию) о контрагенте или сообщить об их отсутствии необходимо в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от своей налоговой инспекции.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В ноябре прошлого года на сайте Государственной фискальной службы (далее – ГФС) появилось информационное сообщение об утверждении приказом Государственной фискальной службы Украины № 511 от 17 июля 2015 года «Методических рекомендаций по организации и проведению органами государственной фискальной службы встречных сверок, обмена налоговой информацией при осуществлении налогового контроля».

Что такое «встречная сверка» и какое значение это имеет для налогоплательщиков?

Учитывая то, что приказ не проходил государственную регистрацию в Минюсте, то можно предположить, что по мнению фискальной службы, этот документ направлен исключительно на внутреннее применение и не затрагивает прав или интересов налогоплательщиков. Попробуем разобраться, действительно ли права и охраняемые законом интересы налогоплательщиков не нарушаются контролирующими органами при проведении встречных сверок или по их результатам.

Встречная сверка – сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, что осуществляется контролирующими органами с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждение отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика, в том числе между налогоплательщиком и некоммерческими организациями (п. 73.5 ст. 73 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).

Целью проведения встречной сверки, как отмечено в приведенной норме, является только получение налоговой информации, необходимой для выполнения контролирующими органами своих функций. Поэтому законодатель решил, что она (встречная сверка) – не является проверкой, а это, в свою очередь, означает, что на нее не распространяются требования и ограничения, предусмотренные НКУ в части проведения проверок. Однако информация, полученная по результатам таких встречных сверок, в дальнейшем может быть использована как основание для внеплановой проверки.

Именно благодаря этому во время действия моратория на проведение проверок органы государственной фискальной службы применяют «встречные сверки» в качестве инструмента для давления на предпринимателей и формирования соответствующих «положительных» показателей своей деятельности.

Порядок проведения встречных сверок определен постановлением Кабинета Министров Украины № 1232 от 27 декабря 2010 года. Согласно п. 2 этого Порядка необходимость осуществления встречной сверки возникает в случае, если есть сомнения и / или необходимость исследования факта совершения таких операций, их вида, объема и качества, расчетов, осуществлявшихся между указанными субъектами и плательщиками.

В случае возникновения такого обстоятельства, орган ГФС (инициатор), который проводил проверку и считает необходимым исследовать выявленный факт, направляет контролирующему органу (исполнителю), на учете в котором находится предприятие (контрагент), запрос о проведении встречной сверки для подтверждения полученных от налогоплательщика данных.

Орган ГФС (исполнитель), который проводит встречную сверку, при наличии информации, которая подтверждает или опровергает факт, что исследуется органом ГФС (инициатором), составляет соответствующую Справку. Для получения необходимой информации и ее документального подтверждения, орган ГФС (исполнитель) обращается к субъекту хозяйствования с соответствующим запросом, заверенным печатью, который направляется по адресу налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично под расписку. Составлена ​​по результатам проведенной встречной сверки Справка предоставляется субъекту хозяйствования для подписания.

В случае отказа субъекта хозяйствования от подписания Справки (неявки для подписания), должностными лицами органа ГФС составляется соответствующий акт в произвольной форме, удостоверяющий факт такого отказа (неявки). Кроме этого, абз. 2 п. 7 Порядка позволяет должностным лицам контролирующего органа (исполнителя), составить «Акт о невозможности проведения встречной сверки предприятия», в случае установления фактов, не позволяющих провести встречную сверку предприятия в связи с снятием с учета, установлением отсутствия субъекта хозяйствования и / или его должностных (уполномоченных) лиц по местонахождению (налоговому адресу), непредоставлением информации и документов для проведения встречной сверки.

Именно указанными положениями Порядка пользуются должностные лица органа государственной фискальной службы для фактического проведения документальной проверки и дальнейшей корректировки налоговых обязательств налогоплательщиков путем неподтверждения хозяйственных операций или признания их фиктивными.

В таком случае, налогоплательщик может и не знать о проведении в отношении него встречной проверки, поскольку чаще всего Акт о невозможности проведения встречной сверки составляется должностными лицами государственной фискальной службы, не выходя из служебного кабинета, без соответствующего направления копии на адрес налогоплательщика, или направляя её по недостоверному адресу.

В качестве примера, можно привести судебное дело № 810/589/14-а по административному иску ООО «Агентство «Новелла» к ГНИ в Киево-Святошинском районе Главного управления Миндоходов в Киевской области о признании противоправными действий и обязательстве совершить действия, в котором суд апелляционной инстанции в постановлении от 5 июня 2014 года, согласившись с судом первой инстанции, установил: «… что в сентябре 2013 года должностными лицами ГНИ в Киево-Святошинском районе были предприняты меры по проведению встречной сверки ООО «Агентство «Новелти» относительно подтверждения хозяйственных отношений с контрагентами-поставщиками и контрагентами-покупателями за период с 01.01.2013 года по 31.07.2013 года. В связи с невозможностью проведения встречной сверки по причине установленного налоговым органом отсутствия истца по местонахождению Ответчиком составлен акт «О невозможности проведения встречной сверки предприятия ООО «Агентство «Новелти» относительно подтверждения хозяйственных отношений с контрагентами-поставщиками и контрагентами-покупателями за период 01.01.2013 года по 31.07.2013 года»(далее – акт).

… на основании зафиксированных в акте выводов Ответчиком осуществлена ​​корректировка показателей налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.

… Однако, как следует из материалов дела, ГНИ не была проведена встречная сверка относительно ООО, действия по сопоставлению данных первичных бухгалтерских и других документов Истца не осуществлено, соответствующей справки не составлено, о чем свидетельствует сам акт о невозможности проведения встречной сверки.

Помимо прочего, материалами дела опровергается утверждение ГНИ об отсутствии ООО «Агентство «Новелти» по местонахождению».

На основании установленных фактов суды первой и апелляционной инстанции по делу пришли к выводу о безосновательности изложенных в акте о невозможности проведения встречной сверки выводов налогового органа о ничтожности сделок.

Причем, коллегия судей отмечает, что поскольку встречные сверки не являются проверками налогоплательщика, письменный документ, который составляется после проведения такой сверки (справка) не может содержать в себе выводы должностных лиц налогового органа о нарушении субъектом хозяйствования требований действующего законодательства, в том числе и о реальности, полноте, достоверности хозяйственных операций такого лица. То есть, данные выводы являются противоправными, а потому не могут приниматься во внимание и использоваться налоговыми органами при проведении проверок других налогоплательщиков, как налоговая информация или доказательная база».

Таким образом, под видом составления Акта о невозможности проведения встречной сверки органы государственной фискальной службы фактически составляют акт невыездной документальной проверки с надуманными выводами, необходимыми для проведения соответствующих корректировок налоговых обязательств налогоплательщика, которые не вписываются в статистические показатели деятельности контролирующего органа.

В подтверждение этого, можно также привести дело № 826/7213/14 по административному иску ООО «Бумеранг Кэп» к ГНИ в Святошинском районе Главного управления Миндоходов Украины в г. Киеве о признании действий противоправными и обязательстве совершить действия, в котором Окружной административный суд г. Киева пришел к выводу, что: «… при осуществлении мероприятий с целью проведения встречной сверки ООО «Бумеранг Кэп» ГНИ в Святошинском районе фактически совершены действия по проведению документальной внеплановой невыездной проверки истца, по результатам которых и составлен Акт о невозможности проведения встречной сверки».

Однако, от таких действий контролирующего органа страдают не только налогоплательщики, в отношении которых составляется Акт о невозможности проведения встречной сверки, обычно негативные последствия от составления такого Акта испытывают на себе контрагенты такого предприятия. Поскольку материалы о невозможности провести встречную сверку (а значит и подтвердить хозяйственные операции) являются основанием для проведения внеплановых невыездных документальных проверок всех его контрагентов с заранее определенными результатами.

Так, в деле № 810/958/15 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Ла-Ком» к Ирпенской ОГНИ ГУ ГФС в Киевской области о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения (защита интересов Истца в котором осуществлялась автором этой статьи), выводы органа ГФС по результатам внеплановой невыездной документальной проверки, послуживших основанием для принятия налогового уведомления-решения, основывались лишь на налоговой информации, полученной от государственных налоговых инспекций других регионов, о невозможности проведения встречной сверки субъектов хозяйствования – контрагентов Истца.

Относительно этого, Киевский окружной административный суд, удовлетворяя иск, в постановлении по делу, изложил свою позицию -«При этом, наличие у налогового органа при проверке налогоплательщика определенной информации о хозяйственной деятельности его контрагентов, которая не оформлена решением субъекта властных полномочий и не является юридическим фактом, образует лишь повод и основания для проверки такой информации, может порождать определенные сомнения относительно законности хозяйственных операций налогоплательщика, однако не служит неоспоримым доказательством невыполнения сторонами сделок собственных хозяйственных обязательств по поставке товаров (работ, услуг)».

Таким образом, суммируя вышесказанное, вынуждены констатировать факт, что лозунги государственной фискальной службы о «сервисной службе» пока остаются декларативными, поскольку даже нормативно-правовой акт, направленный на внутреннее использование, применяется службой не для облегчения своей деятельности, а прежде всего для применения давления на налогоплательщиков. И это – вопрос не в норме права, а как мы видим, в ее применении. Поэтому надеемся, что негативная для органов государственной фискальной службы судебная практика наконецто заставит их отказаться от такого креатива и побудит в своей деятельности четко придерживаться действующего законодательства и в конце концов стать для налогоплательщика сервисом, а не головной болью.

Владимир ЗЛОБИН,

ведущий специалист по налоговому и
фискальному праву международной юридической компании LEXLIGA

Виды налоговых проверок

Как известно, приходить на отечественное предприятие с проверками могут представители десятков контролирующих органов. Однако проверки налоговой службы являются, пожалуй, наиболее опасными. Причина – широчайшие полномочия проверяющих, наличие многочисленного и хорошо обученного штата, значительные размеры штрафов, которые могут быть применены по результатам проверки. Основным документом, которым руководствуются сотрудники налоговой службы при проверках, является закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (в редакции от 24.12.1993 № 3813-XII, с изменениями и дополнениями).

Проверки могут быть как выездными, так и камеральными (документальными). В первом случае представители налоговой службы приходят непосредственно на ваше предприятие, во втором – предоставленные вами налоговые декларации, а также другие документы, касающиеся уплаты налогов, проверяются непосредственно в помещении налоговой инспекции, без выезда «на место». Общаться с налоговиками вам придется в основном в ходе выездной проверки, причем от того, насколько правильно будет построено это общение, в немалой степени будет зависеть конечный результат.

Другие виды проверок бизнеса:

  • Проверки Госпродпотребслужбы по-новому: ежегодные планы проверок с учетом риска, составление акта контроля, повышенные штрафы
  • Проверки и штрафы Пенсионного фонда
  • Санитарно-эпидемиологическая служба. Кто выполняет функции СЭС после ее ликвидации?
  • Проведение проверок сотрудниками органов пожарной безопасности
  • Финансовый мониторинг по-новому: субъекты, порядок, ответственность
  • Раскрытие информации о конечних бенефициарах: отчетность, сроки подачи, штрафы
  • Проверки Гоструда: виды, основания, права и обязанности инспекторов, обжалование результатов

В свою очередь, выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановая выездная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по его местонахождению. Продолжительность плановой выездной проверки не должна превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства – 10 дней. Однако проверка может быть продлена: в общем случае на 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – на 5 рабочих дней. Плановые выездные проверки проводятся по письменному решению руководителя ГНИ не чаще одного раза в год. При этом запрещено проводить плановые выездные проверки по отдельным видам налогов. За отведенное время налоговики должны проверить все налоговые вопросы – если они упустят что-либо, прийти повторно на плановую проверку они не имеют права. Что касается внеплановой проверки, то ее продолжительность не должна превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней.
Отметим, что о плановой проверке проверяемое предприятие всегда знает заблаговременно. Не позднее, чем за десять календарных дней до дня проведения проверки, проверяемому должно быть послано письменное уведомление с указанием даты ее проведения. Лишь в случае соблюдения этой нормы проверка является законной. Неуведомление о дате начала проверки является основанием для недопуска проверяющих на проверку. Зная это, налоговая служба, как правило, строго придерживается этой нормы.
Конечно, десять дней — достаточно короткий срок. Многие руководители хотели бы знать о проверке намного раньше. Следует учесть, что составление плана проведения проверок — процедура достаточно сложная, с ней связано достаточно много сотрудников налогового ведомства, как в отделах районной налоговой инспекции (которая готовит первичные материалы для составления плана проверок), так и в Главной налоговой администрации, где этот документ утверждается. Если у вас найдутся знакомые в какой-либо из инстанций, возможно, вы и сможете узнать о приближающейся проверке за несколько месяцев (естественно, о законности подобного получения информации речи не идет). Узнать заблаговременно о внеплановой проверке намного сложней. На то она и называется внеплановой, что решение о ее проведении может быть достаточно непредсказуемым.

Но даже если «своих» людей в налоговой инспекции нет, существует ряд косвенных признаков, по которым можно прогнозировать, стоит ли ждать проверку в ближайшее время. Например, шансы на проведение проверки значительно повышаются, если с момента последней проверки вашего предприятия прошло больше года, налоговые декларации содержат отрицательные объекты налогообложения, идет проверка ваших деловых партнеров (возможна встречная проверка), вы обжалуете результаты предыдущей проверки (возможна повторная проверка).

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод – время на подготовку к проверке есть почти всегда. Чем и нужно пользоваться. Что же можно сделать? Ниже приведен ряд советов, сделанных автором на основании опыта, полученного во время работы бухгалтером и аудитором.

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).

На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.

В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

Важно!

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. ( НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также — можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).

К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом <…>. При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза

С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация. В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их. К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. ). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

Связаться с экспертом