Возврат земельного налога

В некоторые положения части второй Налогового кодекса РФ с 01.01.2015 вступили в законную силу изменения, одно из них исключило из объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. 

Соответственно, эта норма полностью исключила возможность уплаты земельного налога организациями, управляющими многоквартирным домом, такими как жилищно-строительные кооперативы (далее — ЖСК) и товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ). Указанные организации не являлись налогоплательщиками по земельному налогу и ранее, до вступления в силу указанных изменений, но уплата земельного налога ими производилась либо самостоятельно в добровольном порядке, либо в силу исполнения требований налогового органа. На деле видно, что денежные средства, вносимые в качестве уплаты сумм земельного налога, по тем или иным причинам до сих пор не возвращены на счета организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом. В свою очередь, это показатель низкого уровня эффективности работы исполнительного органа указанных организаций. Анонсированный обзор практики арбитражных судов РФ по делам, связанным с взысканием сумм ранее уплаченного земельного налога, позволит определиться управляющим организациям со способами восстановления своих нарушенных прав и ознакомиться с некоторыми юридическими аспектами и нюансами рассматриваемой категории дел.

Указанные управляющие организации не являлись плательщиками по указанному виду налога в связи с тем, что в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, а доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади вышеуказанного помещения (ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, плательщиком земельного налога являются субъекты общей долевой собственности, а не объединяющие их интересы юридические лица (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.11.2009 по делу N А60-11549/2009-СР).

Возврат сумм уплаченного земельного налога должен осуществляться с учетом правовых положений главы 12 Налогового кодекса РФ. Так, согласно ст. 78, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта. На сумму незаконно удерживаемой суммы подлежат начислению проценты. И вот что самое интересное: инспекция к возврату налога не стремится, в качестве основания для отказа указывает на необходимость проведения камеральной проверки, сверки расчетов по налоговым платежам, пропуск исковой давности по указанному требованию о возврате.

Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Но в случае пропуска указанного срока налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы. Требование может быть подано в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Указанное правовое положение содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 по делу N А65-28187/2007-СА1-56В.

Решение об отказе в осуществлении возврата ранее уплаченной суммы земельного налога должно быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 178 Налогового кодекса РФ в вышестоящий налоговый орган.

Таким образом, основанием для подобного иска является необоснованный отказ инспекции по возврату земельного налога, излишне уплаченного в предыдущие налоговые периоды. Более подробный пример рассмотрения указанной категории дел представлен следующим примером из практики.

Жилищно-строительным кооперативом за 2010 — 2013 годы произведена уплата земельного налога по земельному участку, границы которого были установлены планом межевания. Истец в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за период с 2010 года, считая, что в указанном периоде кооператив не являлся плательщиком земельного налога. Своим решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) сумм земельного налога за 2010, 2011, 2012, 2013 годы налоговый орган отказал в возврате налога и предложил составить акт сверки. Указанное решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган, жалоба осталась без удовлетворения, а решение без изменения. Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения в суд с заявлением о признании недействительным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) сумм земельного налога за 2010, 2011, 2012, 2013 годы и обязании устранить указанные нарушения.

Решением арбитражного суда указанные требования удовлетворены. Не согласившись с выводами суда первой инстанции, налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой указывает, что судом первой инстанции не был выяснен вопрос о наличии у ЖСК правоустанавливающих документов на участок, по которому производилась уплата земельного налога. Сведения из ЕГРП в отношении данного участка в суде первой инстанции не исследовались. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд, исходя из правовых положений статей 388 Налогового кодекса РФ, 36, 37 Жилищного кодекса РФ, правомерно установил, что юридическое лицо, созданное в форме жилищно-строительного кооператива, признается плательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Судом правильно учтено, что доказательств, подтверждающих право собственности кооператива на долю помещений в многоквартирном доме, налоговым органом не представлено, в связи с чем налоговым органом доказательств того, что кооператив являлся фактическим землепользователем земельного участка и плательщиком земельного налога в 2010 — 2013 годах, не представлено. А следовательно, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54, при разрешении вопроса о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья, арбитражным судам необходимо учитывать, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме (Постановление 11-го арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А65-13304/2014).

Стоит заметить, что по указанной категории дел, согласно ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял указанное решение, в данном случае на инспекцию.

Из положений ст. 78 Налогового кодекса РФ следует, что основанием для отказа налоговым органом в возврате налога может являться недоимка либо обращение к инспекции за пределами трехлетнего срока. Таким образом, для решения об отказе в возврате сумм уплаченного налога не могут быть использованы другие доводы налоговой инспекции, такие как: необходимость сверки взаиморасчетов, предстоящая камеральная проверка, отсутствие указанного в заявлении счета и т.д.

Пример из практики.

Суд апелляционной инстанции отменил решение нижестоящего суда, а заявленные требования о признании недействительным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченного земельного налога, и взыскании с инспекции процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного земельного налога удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, начисление процентов за несвоевременный возврат является мерой ответственности за виновные действия, налогоплательщик сам способствовал несвоевременному возврату налога, поскольку не представил сведений о расчетном счете. Суд оставил жалобу без удовлетворения, указав следующее: "Право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога предусмотрено ст. 78 Налогового кодекса РФ, из которой следует, что основанием для возврата является заявление налогоплательщика, возврат осуществляется в течение одного месяца, а в случае нарушения сроков на сумму уплаченного налога, которая не возвращена в срок, подлежат начислению проценты. Из положений ст. 78 Кодекса также следует, что основанием для отказа налоговым органом в возврате налога может являться недоимка либо обращение к инспекции за пределами трехлетнего срока. Форма заявления о возврате, а также обязанность заявителя указывать в заявлении расчетный счет положениями ст. 78 Кодекса не установлена" (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2010 г. по делу N А60-8906/2009).

Право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о наличии переплаты).

Пример из практики.

В удовлетворении требования кооператива было отказано в связи с пропуском трехлетнего срока. Суд указал, что о факте излишней уплате земельного налога кооператив должен был узнать в день уплаты налога (последний платеж 14.02.2010) или при подаче первоначальной налоговой декларации. На момент обращения в инспекцию с заявлением о возврате налога им был пропущен установленный законом срок для подачи заявления, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для возврата налога (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.07.2015 N А45-9323/2014).

В указанном деле стоит говорить не столько о пропуске трехгодичного срока со дня уплаты земельного налога (ст. 78 Налогового кодекса РФ) в качестве основания правомерности принятого решения налогового органа, сколько о пропуске общегражданского срока исковой давности для предъявления требования о защите нарушенных прав в суд.

Ст. 78 Налогового кодекса РФ не содержит информации о сроках обращения налогоплательщика в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога, но срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться в суд за защитой своих прав, составляет три года.

Арбитражными судами не выработана определенная позиция в отношении момента, с которого начинается отсчет срока предъявления подобного рода требований. Анализ практики показывает, что такой срок начинает течь с момента подачи декларации, другие полагают, что с момента уплаты налога. Так, к примеру, Арбитражный суд Краснодарского края в решении от 29.03.2014 по делу N А32-32754/2013 в исковых требованиях к налоговой инспекции отказал, при этом указал, что кооператив должен был узнать о переплате еще в 2008 году из соответствующей выписки по лицевому счету, по этому основанию решение инспекции признано правомерным.

Предполагается более правильным суждение, что в случае осуществления возврата уплаченного земельного налога, не связанного с его переплатой, сроки исковой давности исчисляются с момента последней уплаты земельного налога, так как кооператив, уплачивая сумму налога, еще не знает о том, что он не является налогоплательщиком. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, данные первоначальных деклараций, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Жилищно-строительный кооператив может являться плательщиком земельного налога, в случае если в его собственности имеется земельный участок.

Пример из практики.

Жилищно-строительный кооператив обратился с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель полагал, что был незаконно привлечен к административной ответственности, поскольку не является плательщиком земельного налога, так как земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в доме.

Суд установил: в соответствии с п. 1 ст.

Возврат (зачет) излишне уплаченного земельного налога

36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Статьей 392 Налогового кодекса РФ закреплено положение о том, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

ЖСК имело на праве собственности нежилое помещение, налоговым органом был представлен правильный расчет земельного налога для ЖСК, с учетом площади занимаемого помещения (решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2009 по делу N А-57-22496/09).

Текущая ситуация дает основание полагать, что на сегодня значительная часть юридических лиц — некоммерческих организаций, созданных в форме жилищного кооператива и товарищества собственников жилья, продолжают уплачивать земельный налог, не являясь при этом его законными налогоплательщиками. За указанными управляющими организациями закреплено право на возврат ранее уплаченного земельного налога в пределах трехлетнего срока, своевременность осуществления которого позволит изыскать свободные денежные средства.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Очень часто о своих правах мы узнаем тогда, когда воспользоваться ими в полной мере уже не представляется возможным. В большинстве случаев, все что нам остается — это сожалеть об упущенных возможностях и набираться опыта. Впрочем, иногда находятся лазейки. Так, например, если вы не успели вовремя воспользоваться налоговым вычетом, за вами все равно сохраняется право на возврат подоходного налога.

О возврате излишне уплаченного земельного налога

Как его не упустить? Рассказываем сегодня.

Когда еще не поздно?

По месту работы заявления на вычеты принимают строго в течение налогового периода. Если право на вычет возникло давно, а гражданин по какой-либо причине с подачей заявления тянул, через бухгалтерию уже уплаченные налоги вернуть будет нельзя. Поэтому чем позднее подано заявление, так позднее будет предоставлен вычет.

Если, скажем, вы 16 лет тянули с заявлением на "родительский вычет", излишне уплаченные налоги за все 16 лет вам, конечно, никто не вернет. Впрочем, для особо забывчивых и медлительных граждан налоговым законодательством предусмотрена возможность возврата подоходного налога путем подачи декларации в фискальный орган.

Однако у этой процедуры есть свои ограничения:

  • Во-первых, срок возврата подоходного налога ограничивается 36 месяцами. Это означает, что вернуть налоги уплаченные более 36 месяцев назад нельзя.
  • Во-вторых, возврат денежных средств производится фискальным органом строго при наличии у гражданина уплаченных налогов. Если скажем лицо находилось в отпуске по собственному желанию или не работало в течении предыдущих 36 месяцев, то и возвращать налоговому органу будет нечего.

Хотите узнать возможен ли возврат подоходного налога? Опирайтесь на предельные сроки, установленные для каждого вида вычетов! Так, например, вычет за лечение и медикаменты действует строго в течение одного налогового периода, следовательно, через 36 месяцев деньги уже нельзя будет вернуть даже через налоговую. А вот имущественный вычет на покупку недвижимости не имеет срока давности, а следовательно может быть получен в любой момент при наличии облагаемого налогом дохода.

Изменения в возврате НДФЛ

С 2014 года вступили в силу некоторые поправки в порядок определения и получения налоговых вычетов. Большая часть изменений коснулась имущественных вычетов. Что же нового появилось в процедуре возврата подоходного налога в 2014 и 2015 годах?

Согласно текущей редакции ст. 220 НК РФ:

  • при покупке недвижимости в 2014 и 2015 годах предельный лимит вычета распространяется на приобретенные объекты в сумме;
  • при покупке квартиры в ипотеку теперь действует лимит на возврат фактически уплаченных процентов;
  • при возврате подоходного налога за квартиру, находящуюся в долевом владении родителей и детей, вычет можно делить по соглашению, а не пропорционально долям;

Отдельно необходимо сказать про пенсионеров. Некоторые из них получают право на вычет уже после того, как выходят на пенсию. Но так как пенсия не облагается налогом на доходы, то и вычет раньше пенсионеры применить не могли. Однако с 2014 года все изменилось. Пенсионерам разрешили переносить имущественные вычеты на предыдущие периоды. Правда все с тем же ограничением: 36 месяцев. Если пенсионер за последние 36 месяцев платил НДФЛ, возврат подоходного налога будет возможен.

Как заполнить декларацию?

Самое сложное при возврате подоходного налога — правильно заполнить декларацию. Не знаете, как это сделать? У вас есть два варианта:

  • найти образец заполнения декларации в Интернете и скопировать его, что не всегда правильно и всегда не быстро;
  • воспользоваться специальной программой с сайта ФНС, что абсолютно безопасно, просто и удобно.

Итак, где взять программу?

  • Заходим на сайт ФНС налог. ру и опускаемся в самый низ страницы;
  • На синем фоне будут перечислены основные разделы сайта. Вам необходимо выбрать раздел "Программные средства".
  • В шапке выбираем "Программные средства для ФЛ".
  • Кликните ссылку "Декларация. Программа подготовки сведений по формам 3 и 4 НДФЛ".
  • Выбираем нужный вам год и скачиваем предложенные файлы. Здесь (в колонке справа) вы найдете также подробную видеоинструкцию по пользованию программой и порядку заполнения декларации.
  • Устанавливаем программу и открываем.
  • Вводим предложенные сведения. Программа сама заполнит необходимые поля нужными данными.
  • Сформированную налоговую декларацию вы прямо из программы можете отправить на печать.

Оформляем возврат

Помимо декларации для возврата получите справку об уплаченных налогах с работы (в том числе за предыдущие периоды), а также подготовьте копии и оригиналы документов, удостоверяющих ваше право на возврат денежных средств. Перечень необходимых бумаг и образцы заявлений для каждого конкретного случая можно найти все на том же сайте ФНС.

Теперь вам необходимо обратиться в ФНС и представить инспектору все собранные вами документы. Если вы планируете вернуть деньги за предыдущие годы, будьте готовы подождать результатов камеральной проверки вашей декларации в течение 3 месяцев. Заявление на возврат за предыдущий год, поданное до 01.07. не подвергается проверке и обрабатывается в течение одного месяца. По результатам такой обработки вас должны уведомить о принятом решении и в течение 10 дней вернуть причитающиеся вам денежные средства.

Если вам пришел отказ в возврате денежных средств, обязательно потребуйте письменное обоснование такого отказа. В случае чего вы всегда сможете оспорить решение налоговой инспекции через суд. Если отказ пришел из-за недостаточности документальных доказательств, вы вправе собрать пакет документов по новой и обратиться в налоговую еще раз.

В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою на­логовую обязанность в несколько большем объеме, чем причи­тается в соответствии с действующим налоговым законодатель­ством. Переплата налогов, сборов или пеней может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из ко­торых являются расчетные ошибки, добросовестное заблужде­ние о ставках налога (сбора) или ставке рефинансирования Цен­трального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная на­логовым органом, и т. д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или вне-

Глава 17. Налоговая обязанность

бюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитает­ся, размере.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым орга­ном без начисления процентов на эту сумму. Исключение при­водится в п. 9 ст. 78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат пере­плаченной суммы.

Факт переплаты налога может быть установлен как налого­плательщиком, так и налоговым органом Обязанностью фис­кального органа является сообщение налогоплательщику о каж­дом факте излишней уплаты налога и о размере этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные — в течение 10 дней.

Практика финансовой деятельности показывает, что налого­вые органы не всегда могут достоверно установить факт пере­платы налога. В подобных ситуациях налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финан­совой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налого­плательщиком.

При установлении факта переплаты налога зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух спо­собов — по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налого­плательщика. Такое заявление рассматривается налоговым ор­ганом в течение пяти дней с момента получения, и по результа­там рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при уело-

Финансовое право России. Особенная часть

вии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюджетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформи­ровать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявле­ния о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению пе­реплаченной суммой, поскольку п. 5 ст. 78 НК РФ устанавлива­ет направления ее использования: излишне уплаченная или из­лишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предсто­ящих налоговых платежей, она может направляться на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении, куда направить средства, образовав­шиеся за счет переплаты.

Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то перепла­ченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законода­тельством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов) или пеней.

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключи­тельно на основании письменного заявления налогоплательщи­ка. Налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления: три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора) или пени. В случае, когда сумма перепла­ты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недо­имку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.

Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществ­ляется на основании установленного факта переплаты обяза­тельных платежей, который произошел в результате исполне­ния налогоплательщиком решения налогового органа. Меха-

Глава 17. Налоговая обязанность

низм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусмат­ривает административный и судебный способы. Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налого­плательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей. Установленный срок являет­ся пресекательным, поскольку по истечении одного месяца на­логоплательщик лишается права возврата переплаченных пла­тежей в административном порядке.

Возврат налогов в 2017-2018 годах (заявление и порядок)

Дальнейшая защита иму­щественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном поряд­ке. Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обраще­ние налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. По результатам рассмотрения заявления начальником (его замести­телем) налогового органа выносится решение. В случае призна­ния налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налого­плательщику с начислением на них процентов по ставке рефи­нансирования Центрального банка РФ. Неправомерно взыскан­ные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков за­конодательством определены сроки возврата излишне взыскан­ных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответ­ствующего решения начальником (его заместителем) налогово­го органа или вынесения решения судом.

Гарантией своевременного возврата излишне взысканных сумм налогов служит норма п. 4 ст. 79 НК РФ, согласно которой проценты на данную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 93 | Нарушение авторского права страницы