Возмещение импортного НДС

Условия возврата импортного НДС

Таможенное оформление ввезенных товаров начинается с представления работникам таможни основного документа — таможенной декларации, а также других документов, подтверждающих приобретение товаров. После проставления службой специальных отметок в документах они передаются организации-импортеру — теперь товар считается выпущенным с таможни, и у организации появляется право на его использование в своей деятельности.

При этом налоговое законодательство предусматривает возможность для импортеров принять уплаченный на таможне НДС к вычету, но для этого необходимо обязательное соблюдение следующих правил:

  • импортный товар обязательно должен использоваться только на территории РФ и в операциях, подлежащих налогообложению НДС;
  • операции по приобретению импортных товаров должны быть отражены в бухгалтерском учете организации-импортера;
  • у импортера должен иметься подтверждающий пакет документов с обязательным наличием в нем информации о полной уплате НДС при ввозе.

Рассмотрим приведенные условия подробнее.

Пакет документов при возмещении импортного НДС

Подтверждением ввоза товаров и уплаты налога являются, в частности, платежные документы. Фискалы обращают на них самое пристальное внимание, поэтому при осуществлении импорта организации стоит позаботиться о наличии всех копий документов, подтверждающих уплату НДС.

В настоящее время заплатить налог достаточно просто. Это можно сделать как через платежные терминалы и банкоматы, так и при помощи банковских организаций, при этом подтверждающим документом будет выступать как платежное поручение, так и квитанция об уплате.

После соблюдения всех необходимых условий налогоплательщик имеет право на возмещение НДС при импорте. Для этого ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту учета и представить налоговую декларацию по НДС и соответствующий пакет документов, который будет содержать в себе таможенную декларацию, оформленную по всем правилам таможенного законодательства, и платежные документы, подтверждающие уплату налогов.

На этом этапе налоговые органы начинают проводить тщательную проверку представленных документов. Стоит отметить, что в данном случае у них есть право запросить все документы, связанные с импортными операциями. Если вопросов не возникает, то инспектор выносит решение о возмещении налога в установленные НК РФ сроки.

Работа налоговых органов при возмещении

Контролеры, после получения всей необходимой документации, начинают проводить комплекс контрольных мероприятий, направленный на изучение сделки и условий поставки товаров. Это необходимо для исключения вариантов неправомерного принятия НДС к вычету, а также возможного занижения уплаченных сумм налога.

В первую очередь налоговый инспектор будет проводить анализ товаросопроводительных документов с целью установления точек отправления и назначения, а также промежуточных точек и организаций, связанных с транспортировкой.

Также фискалы уделяют внимание и производителям импортируемых товаров, зачастую направляя запросы в компетентные органы иностранных государств. Однако в настоящее время всю необходимую информацию можно получить и посредством использования сети Интернет.

Кроме того, налоговики устанавливают лицо, которое фактически приобрело товар, также при помощи товарных и транспортных документов.

В процессе контрольной деятельности контролеры могут проводить и другие мероприятия, которые зависят от конкретных рассматриваемых ситуаций.

Как показывает практика, часто возникают ситуации, когда мнения по факту правомерности возмещения НДС расходятся. В качестве примера можно привести ситуацию, связанную с ввозом бесплатных образцов. Так, налоговики придерживаются мнения, что вычет по ним неправомерен, а налогоплательщики ссылаются на то, что полные аналоги указанных образцов будут реализованы с НДС и поэтому вычет обоснован.

Таким образом, аргументы подобного рода можно и нужно оспаривать и отстаивать свою точку зрения либо непосредственно в налоговой инспекции, либо в суде.

Как проводится проверка по возврату НДС при импорте товаров?

В целях проверки правомерности возмещения импортного НДС контролерами проводятся следующие мероприятия:

  1. Анализ представленных импортером документов, во время которого устанавливают декларанта, грузоотправителей, грузополучателей, фактические склады временного хранения и определяют факт пересечения транспортными средствами таможенных постов.
  2. Определение иностранного производителя (осуществляется путем направления запроса в соответствующие контрольные органы иностранных государств). Также может производиться анализ наличия либо отсутствия информации об иностранном контрагенте в интернете.
  3. Установление фактического покупателя товара по результатам исследования движения товара: проверяются транспортные и сопроводительные бумаги, определяется перевозчик, вид используемого транспорта и его собственник. Также объем ввезенной партии проверяется на соответствие грузоподъемности транспорта, устанавливается маршрут товародвижения, производятся контрольные мероприятия в отношении всех лиц, задействованных в цепочке (перевозчиков, экспедиторов, грузополучателей и даже водителей).
  4. Установление конечного покупателя по вышеописанной схеме.

Проводя подробную проверку, налоговики пытаются установить факты незаконного возмещения НДС, в том числе путем применения серых налоговых схем.

О процедуре такой проверки читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Расчет НДС, уплачиваемого на таможне

Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в целях гл. 21 НК РФ признается объектом налогообложения (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Исключение составляют операции по ввозу товаров, перечень которых установлен ст. 150 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

В соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ при ввозе товаров (за исключением указанных в п. 2 и 4 настоящей статьи и с учетом ст. 150 и 151) на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:

  1. таможенной стоимости этих товаров;
  2. подлежащей уплате таможенной пошлины;
  3. подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

В пункте 5 ст. 166 НК РФ сказано, что общая сумма НДС, подлежащая уплате на таможне при ввозе товаров на территорию РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной на основании ст. 160 НК РФ.

Таким образом, рассчитать сумму «таможенного» НДС можно по формуле:

НДС = (ТСТ + ВТП + А) х 10% (или 18%),
где:

ТСТ – таможенная стоимость товаров;
ВТП – ввозная таможенная пошлина;
А – акцизы.

Как видим, повышение таможенной стоимости товаров ведет к увеличению суммы «таможенного» НДС. Поэтому таможенники строго контролируют величину таможенной стоимости ввозимых товаров, определяемой по правилам, установленным таможенным законодательством, действующим в рамках Таможенного союза.

Определение таможенной стоимости товаров

При ввозе товаров на территорию РФ правила определения таможенной стоимости товаров регулируются положениями Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее – Соглашение), и гл. 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Согласно п. 3 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим кодексом, – таможенным органом. То есть декларант рассчитывает таможенную стоимость самостоятельно.

К сведению. Соглашением предусмотрены шесть методов определения таможенной стоимости:

  1. по стоимости товара (ст. 4, 5);
  2. по идентичным товарам (ст. 6);
  3. по однородным товарам (ст. 7);
  4. метод вычитания (ст. 8);
  5. метод сложения (ст. 9);
  6. резервный метод (ст. 10);

В связи с этим таможенный орган наделен функциями контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, по результатам которого он выносит решение о принятии либо корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (ст. 66, 67 ТК ТС).

Вначале – уплата, затем – обжалование?

В силу ст. 68 ТК ТС если решение о корректировке заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров принято таможенным органом до выпуска товаров, декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений (п. 2 ст. 68 ТК ТС).

А если декларант не согласен с вынесенным решением о корректировке таможенной стоимости?

По разъяснениям Минфина, если декларант считает, что его права были нарушены при проведении таможенного контроля, он должен руководствоваться положениями ст. 9 ТК ТС, согласно которым любое лицо вправе обжаловать решение таможенных органов в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза (Письмо от 02.09.2010 № 03 10 09/60).

Но, как правило, в целях ускорения процесса выпуска товаров и по требованию таможни декларант корректирует таможенную стоимость исходя из величины таможенной стоимости, определенной таможней, и уплачивает дополнительные таможенные платежи (в том числе НДС) в соответствии с произведенной корректировкой, а уж затем обжалует вынесенное решение.

Отметим, что такой порядок действий со стороны декларанта (вначале «добровольная» уплата, а затем обжалование) не препятствует реализации им права оспаривать решение таможни о корректировке таможенной стоимости и требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Данный вывод следует из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 05.03.2013 № 13328/12. Высшие арбитры также указали, что действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.

Получается, что при принятии таможенниками решения о корректировке таможенной стоимости товаров необходимо иметь в виду, что доплата декларантом скорректированной суммы не свидетельствует о законности решения таможни, не лишает декларанта права обжаловать это решение в судебном порядке и не исключает возможности признания судом этого решения незаконным.

Корректировка в учете

Порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС, уплаченных таможенному органу при ввозе товаров, взыскание которых признано судом неправомерным, нормами НК РФ не урегулирован.

По мнению Минфина, налогоплательщику следует корректировать излишне принятый к вычету НДС посредством уточненной декларации (письма от 14.11.2011 № 03 07 08/318, от 03.11.2009 № 03 07 08/224).

Финансовый орган указал: п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, подлежат вычетам после принятия товаров на учет на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе на территорию РФ.

Согласно п. 10 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (в настоящее время п. 17 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), при ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.

Учитывая изложенное, право на вычет НДС, фактически уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором выполнены все вышеперечисленные условия, включая наличие таможенной декларации, подлежащей регистрации в книге покупок.

В случае если по решению суда взыскание таможенным органом суммы НДС признано неправомерным и она подлежит возврату налогоплательщику таможенным органом, налогоплательщик, принявший к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров, должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором производились указанные вычеты.

Таким образом, если следовать приведенным разъяснениям, у налогоплательщика возникнет обязанность по уплате пеней. Не удивительно, что при проведении контрольных мероприятий налоговики апеллируют к указанным письмам при вынесении решений о доначислении пеней. Но справедливости ради отметим, что есть альтернативный подход, позволяющий оспорить начисление пеней по данному основанию в судебных инстанциях.

Альтернативный подход

Как было сказано, начисление пеней можно оспорить. Подтверждение тому – выводы судей, изложенные в Постановлении ФАС ДВО от 04.03.2013 № Ф03-569/2013, в котором была рассмотрена следующая спорная ситуация.

При ввозе товаров на территорию РФ организация уплатила и приняла к вычету суммы НДС, исчисленные с учетом произведенных таможенным органом корректировок таможенной стоимости (КТС) товаров в сторону увеличения. Впоследствии данные корректировки были оспорены организацией в арбитражном суде и решения таможенного органа были признаны недействительными. В связи с этим последний составил и направил организации формы КТС содержащие «минусовые» показатели сумм налога, ранее принятых к вычету на основании оспоренных форм КТС.

Руководствуясь указанными «минусовыми» формами КТС, организация произвела восстановление сумм НДС в налоговом периоде, в котором такие «минусовые» корректировки были приняты таможенным органом.

Однако в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекторы посчитали, что корректировку (по решению суда) организация должна была отразить, подав уточненные декларации за тот налоговый период, в котором они были приняты к вычету. А поскольку в нарушение п. 1 ст. 81 НК РФ организация не сдала уточненные декларации за те периоды, в которых были приняты налоговые вычеты, инспекторы на основании ст. 75 НК РФ начислили пени в сумме 111 709 руб. за просрочку уплаты НДС.

В ответ организация обратилась в суд и нашла там поддержку: арбитры трех инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям ст. 75, 81 и гл. 21 НК РФ. При этом судьи исходили из следующего.

Согласноп. 1 ст. 75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Надо сказать, что ФАС ДВО согласился с выводами судей нижестоящих инстанций об отсутствии самого факта несвоевременной уплаты налога в бюджет организацией, с чем связано начисление соответствующих пеней.

Кроме того, признавая недействительным решение инспекции в части начисления пеней по НДС, суды исходили также из отсутствия оснований, предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ, для внесения налогоплательщиком изменений в налоговые декларации и представление в налоговые органы уточненных налоговых деклараций за прошедшие налоговые периоды. По их мнению, наличие судебных решений о неправомерной корректировке таможенной стоимости и составление таможенным органом в связи с этим форм корректировки таможенной стоимости, содержащих «минусовые» показатели сумм налога, нельзя отнести к числу таких оснований.

С учетом изложенного ФАС ДВО посчитал правильными выводы судов о возможности применения к возникшим спорным правоотношениям положений п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которым суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях прекращения права на применение налоговых вычетов и восстанавливаются в том налоговом периоде, в котором это право прекращено.

Какой подход выбрать?

Ответ на поставленный вопрос зависит от того, считает ли организация получение от таможенного органа «минусовых» КТС обнаруженным фактом неотражения сведений в налоговой декларации (ошибкой). Поясним.

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Таким образом, если с учетом п. 1 ст. 81 НК РФ организация примет за основу подход Минфина, ей придется представить в налоговый орган уточненные декларации и, как следствие, уплатить пени.

Что касается альтернативного подхода, исключающего начисление пеней, то его сторонникам нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

О. А. Мазур / эксперт журнала
«НДС: проблемы и решения» /

Если торговая фирма закупает товары для перепродажи за границей, следует помнить, что при ввозе их на территорию России нужно уплатить «таможенный» НДС. А вот принять такую сумму к вычету можно не всегда…

Платим НДС на таможне Ввоз товаров на таможенную территорию РФ признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
Исчисляем налог О том, как исчислить налоговую базу по «импортному» НДС, сказано в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса РФ. В нее входят:
– таможенная стоимость ввозимых товаров;
– сумма акцизов, которую нужно уплатить, если товары подакцизные;
– таможенная пошлина.
Таможенная стоимость. Основным документом, регламентирующим принципы ее определения, является Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон). Согласно пункту 1 статьи 12 Закона, таможенную стоимость ввозимых товаров исчисляют исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. И только если сделать это невозможно, таможенную стоимость устанавливают:
– по стоимости сделки с идентичными товарами;
– по стоимости сделки с однородными товарами;
– методом вычитания;
– методом сложения;
– резервным методом.
Итак, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из фактически уплаченной (подлежащей уплате) на момент пересечения таможенной границы РФ цены ввозимого товара с учетом дополнительных расходов. К числу таковых, в частности, относят вознаграждение агенту, стоимость услуг по упаковке и маркировке товара, по его доставке до места ввоза на таможенную территорию РФ, по погрузке, выгрузке, перегрузке, страхованию на время перевозки (ст. 19, 19.1 Закона).
Учтите, что в определенных случаях для подтверждения таможенной стоимости товаров, а также для того,чтобы удостовериться в предоставленной информации, таможенники могут потребовать дополнительные документы и сведения.

Таможенная стоимость товаров, исчисленная из стоимости сделки, подтверждается соответствующей декларацией (ее формы утверждены приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. № 829).
При использовании основного метода заполняется форма № ДТС-1, в остальных случаях – форма № ДТС-2 (является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации).
Обратите внимание: следует различать таможенную стоимость товара и его фактурную стоимость, так как их величины совпадают не всегда. Если первая нужна для исчисления таможенных платежей, то вторая – для расчета первоначальной стоимости импортируемого товара (ее определяют из условий внешнеэкономического контракта).
Ввозная пошлина и акциз. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «Таможенный тариф Российской Федерации» введены ставки таможенных пошлин в виде процента от таможенной стоимости товаров (адвалорные ставки). Но есть и специфические ставки. Они рассчитываются в фиксированной сумме в евро на физическую единицу измерения товара (на штуку, на тысячу штук и т. д.). Также может использоваться комбинированный порядок. В таком случае расчет делают и по адвалорной, и по специфической ставке. Далее полученные суммы сравнивают. В бюджет уплачивается большая из сумм.
Порядок расчета акциза приведен в статье 194 Налогового кодекса РФ. Так, сумма акциза по товарам, облагаемым по адвалорным ставкам, исчисляется в виде процента от налоговой базы (суммы таможенной стоимости и таможенной пошлины).
Акциз по товарам со специфическими ставками рассчитывается как произведение соответствующей ставки и налоговой базы (принимается во внимание объем ввозимых товаров в натуральном выражении).
Если в отношении товаров применяются комбинированные ставки, акциз исчисляется как сумма акциза по специфической и адвалорной ставкам.
Пример 1. Компания «Арго» заключила договор с иностранным контрагентом на поставку товаров на сумму 100 000 условных единиц. При этом в контрактную стоимость не включены следующие дополнительные услуги:
– по перевозке товаров до таможенной границы РФ в сумме 100 000 руб.;
– по упаковке – 60 000 руб.
Ввозимые товары не являются подакцизными, ставка таможенной пошлины, используемая в данном случае, – 10 процентов.
Согласно договору, право собственности на товары перешло к «Арго» 10 июля 2010 года (в день оформления таможенной декларации). Курс на эту дату – 30 руб. за условную единицу.
Определим таможенную стоимость товара, используя метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
100 000 у. е. х 30 руб/у. е. + 100 000 руб. + 60 000 руб. = 3 160 000 руб.
Тогда таможенная пошлина составит:
3 160 000 руб. х 10% = 316 000 руб.
Сумма налога на добавленную стоимость, которую необходимо уплатить на таможне при ввозе импортного товара, рассчитывается так:
НДС = (Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз) x Ставка НДС.
Имейте в виду, что существуют категории товаров, при импорте которых НДС не уплачивается вовсе (ст. 150 Налогового кодекса РФ).

Уплачиваем налог в бюджет

«Таможенный» НДС уплачивают в бюджет в особом порядке: не по итогам квартала, в котором товары ввезены в Россию, а одновременно с другими таможенными платежами. Причем сделать это должен тот, кто товар декларирует (ст. 143, п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ, ст. 328 Таможенного кодекса РФ).
Налог уплачивается не позднее дня подачи таможенной декларации.
Если данный документ своевременно не представлен, то сроки внесения таможенных платежей исчисляются со дня, когда истекает срок для подачи таможенной декларации (ст. 329 Таможенного кодекса РФ).
В том случае, если товары декларируются в предварительном порядке, все таможенные пошлины и налоги следует перечислить не позднее дня выпуска этих товаров.
Факт уплаты «ввозного» НДС может подтвердить штамп «Выпуск разрешен», который проставляется в графе «Д» грузовой таможенной декларации (Инструкция о порядке заполнения ГТД, которая утверждена приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057). На это неоднократно обращали внимание и арбитражные судьи (см. постановления ФАС Московского округа от 30 января 2008 г. № КА-А40/ 105-08, от 20 марта 2007 г. № КА-А40/983-07, от 24 января 2007 г. № КА-А40/13676-06).
Обратите внимание: если налог уплачен не полностью, в декларации проставляется отметка об условном выпуске товара.

«Таможенный» НДС можно принять к вычету Сумму уплаченного на таможне НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Но только если:
– товары ввезены в Россию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, для временного ввоза, для переработки вне таможенной территории;
– активы приняты к учету;
– имеются документы, подтверждающие уплату «ввозного» налога.
О дате принятия товаров на учет Как правило, она совпадает с моментом перехода права собственности. Ведь если иное не предусмотрено законом или договором, у нового владельца это право возникает с момента передачи вещи (п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).
Если ввозимые товары предназначены для перепродажи, то датой, когда они приняты на учет, считают день их оприходования на счет 41 «Товары». При приобретении же объекта основных средств с определением даты принятия актива к учету не все так просто.
Многие специалисты считают, что это дата, на которую объект принят к учету на счет 08 «Приобретение объектов основных средств» или 07 «Оборудование к установке». Согласен с этим и Президиум ВАС РФ, что подтверждает постановление от 24 февраля 2004 г. № 10865/03. В пользу данной позиции говорит и письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-07-08/20. Здесь специалисты главного финансового ведомства согласились, что «ввозной» НДС по оборудованию, требующему монтажа, можно поставить к вычету после принятия оборудования к учету на счет 07.
Однако многие инспекторы на местах настаивают, что для вычета «ввозного» НДС по основному средству необходимо ввести этот актив в эксплуатацию. Такая трактовка действующего законодательства отражена и в письме ФНС России от 5 апреля 2005 г. № 03-1-03/530/8@.
Подтверждающие документы «Таможенный НДС» принимается к вычету на основании:
– внешнеэкономического контракта;
– инвойса иностранного контрагента;
– таможенной декларации, где указана сумма уплаченного НДС;
– документов, подтверждающих факт его внесения в бюджет (таможенная декларация, платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС таможенному органу).
Уплата платежей таможенной картой. Если налог уплачен таможенной картой, у таможенников можно запросить письменное подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по форме, утвержденной распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р. Этот документ и будет основанием для принятия НДС к вычету (письма Минфина России от 2 октября 2009 г. № 03-07-08/198, от 6 ноября 2008 г. № 03-07-08/249).
Налог уплачен заранее. В том случае, если таможенные платежи, в том числе и НДС, вносятся авансом, специалисты таможенной службы в течение 30 дней выдадут отчет о расходовании денежных средств (п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ).
Товар для торговой фирмы ввозит посредник. В такой ситуации компании следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих, что посредник заплатил НДС, а фирма возместила ему эти расходы (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/242).
Требовать дополнительные документы, не оговоренные действующим законодательством, налоговики не в праве (постановления ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/47-08, от 8 августа 2007 г. № КА-А40/7613-07). Правда, если все же придется отстаивать свою правоту в суде, организации могут пригодиться любые иные документы. Например, акты приема-передачи ценностей на ответственное хранение, акты сверки c таможенными органами. Подтверждает это и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 сентября 2008 г. № КА-А40/9086-08, от 16 июля 2007 г. № КА-А40/6676-07).
Учтите: принять к вычету сумму «ввозного» НДС следует в том налоговом периоде, когда выполнены все условия для его применения. На это же указывают налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 29 октября 2009 г. № 16-15/113588, от 23 января 2009 г. № 19-11/4833). Заявлять вычет позже, чем возникло право на него, нельзя. С чиновниками соглашается и ВАС РФ. В определении от 27 июня 2008 г. № 5704/08 сказано, что нормы главы 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не предоставляют право выбора при определении налогового периода, в котором НДС предъявляется к вычету.
В ряде случаев суммы «таможенного» НДС учитывают в стоимости ввезенных товаров. В частности, если:
– товары приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
– компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
– организация находится на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы» либо платит единый налог на вмененный доход.
Учесть суммы уплаченного на таможне НДС в стоимости товара позволяют нормы пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Те фирмы, которые применяют «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», сумму налога включают в состав налоговых расходов.

Как рассчитать и уплатить НДС при импорте из Китая

Порядок налогообложения товаров, предназначенных для ввоза на территорию России, регламентируется Налоговым и Таможенным Кодексами РФ. Механизм исчисления, уплаты и восстановления НДС от стоимости продукции при импорте из других стран, согласно нормативным документам, определяется по двум схемам:

  • особый порядок налогообложения применяется к странам-членам ЕАЭС;
  • общий порядок – для остальных государств, к которым относится и Китай.

При покупке импортируемых товаров в Китае НДС на стоимость груза оплачивается в таможенном пункте вместе с прочими платежами. Начисление суммы проходит одновременно с заполнением ГТД, согласно которой и определяется величина налога. Налог обязан уплатить декларант, перевозчик либо таможенный брокер, отвечающий за импорт, а срок уплаты соответствует таможенной процедуре, под которую помещается груз. В случае неуплаты НДС груз не может пересечь границу государства.

Налог на добавленную стоимость взымается не за отчетный период, а до завершения процесса выпуска груза с таможни. При наличии определенных условий и подаче соответствующей документации на импортируемый товар и в Китае, и в РФ предусмотрен возврат НДС.

Порядок и формула расчёта НДС

Размер НДС при импорте из Китая определяется согласно общему порядку налогообложения для государств, не являющихся членами Евразийского Экономического Союза, и рассчитывается по формуле:

НДС = (ТСТ + ТП + АС) х НС, где:

ТСТ – таможенная стоимость пересекающего границу товара, указанная в декларации;

ТП – сумма таможенной пошлины;

АС – акцизный сбор (при условии его начисления);

НС – размер налоговой ставки.

НДС при импорте товара из Китая может составлять 10% — для льготной категории, 20% — для остальных видов товара. К льготным видам ввозимого в РФ груза из КНР относятся:

  • продукты питания;
  • детские товары и питание;
  • медикаменты из утвержденного списка.

Товары, не относящиеся к данному перечню, облагаются налогом в 20%. Если груз освобожден от обложения таможенными пошлинами и акцизным сбором, сумма НДС равна произведению таможенной стоимости на налоговую ставку.

Пример расчёта

Компания импортирует из КНР партию морепродуктов с таможенной стоимостью 60000 руб. и посуды, стоимость которой 200000 руб. Согласно таможенной декларации пошлина за первый груз – 12000 руб., за второй – 50000 руб. НДС на товары рассчитывается следующим образом:

  • морепродукты относятся к льготной категории – ставка 10%, значит, размер налога равен (60000 + 12000) х 10% = 7200 руб.;
  • ставка за посуду равна 20%: (200000 + 50000) Х 20% = 50000 руб. – размер НДС.

Сроки возврата НДС в России

В течение последующих 3-х месяцев после получения документации налоговой службой проводится камеральная проверка с целью определения возможности возврата НДС. По итогам проверки в 7-дневный срок выносится решение о возмещении налога в полном размере, частично, либо об отказе в выплате.

До сведения импортера данная резолюция доносится в срок не позднее 10 дней, а в случае положительного решения перечисление возвращенных сумм на счет компании должно быть проведено в 12-дневный срок.

Внимание! При получении отказа в возмещении НДС можно обратиться с жалобой в налоговую службу не позднее 3 месяцев, а в суд – в течение 3 лет с момента вынесения решения. Постановления суда обычно принимаются не позднее месячного срока.

Пример возврата

Решение о возврате НДС могут принять только при условии, что на территорию РФ товар ввозится для реализации по сделкам, облагаемым налогом. Сумма возврата зависит от содержания поданной документации и решения, принятого налоговой службой. Общего правила нет: в каждом конкретном случае размер возмещения различный, НДС возвращается в полном объеме либо частично.

Так, например, при импорте (в 2018 году при старой ставке НДС в 18%) российской компанией «Авис Групп» из КНР блоков питания на сумму 220000 руб. НДС составил, согласно исчислениям, 49500 рублей (по новой ставке в 20% НДС составил бы 55000). После подачи соответствующей документации налоговой службой было принято решение о частичном возмещении налога в сумме 32720 рублей. Сумма вычета пошла в зачет будущих платежей компании-участника ВЭД.

Как вернуть НДС в Китае при экспорте в Россию?

В Китае для компаний, занимающихся импортом-экспортом товаров, также действует система возмещения налога на добавленную стоимость. На возврат имеют право как китайские, так и зарубежные компании. В 2018-2019 году возврат китайского НДС применяется по различным ставкам — 0%, 5%, 9%, 13%, 15%, 17%.

Самые высокие ставки возмещения НДС в Китае касаются, в основном, высокотехнологичного оборудования, потому что экспортирование такой продукции гарантирует развитие наукоемкого производства и увеличение рабочих мест.

Как происходит процесс возврата

Чтобы получить возврат НДС, компания, экспортирующая продукцию, должна соответствовать определенным условиям:

  • быть зарегистрированной именно в материковом КНР, а не в Гонконге, Макао, Тайване или в другой стране;
  • работать только по общей, а не упрощенной системе налогообложения;
  • иметь лицензию на экспорт и регистрацию в таможенных органах;
  • наличие валютной выручки из-за рубежа, доказывающей экспортный характер сделки;
  • наличие счета-фактуры с НДС, доказывающей факт покупки товара в КНР;
  • иметь таможенную декларацию как доказательство затаможенного и проданного за границу товара.

После осуществления экспорта в налоговую службу подаются документы, основными из которых являются таможенная декларация и счет-фактура. После проверки органом принимается решение о проценте возврата налога.

Сроки возврата НДС в Китае

Обычно сроки возврата НДС в Китае составляют от 3 до 6 месяцев с момента экспорта продукции. Экспортеры первой категории – крупные фирмы с серьезным оборотом имеют «зеленый коридор»: таким компаниям, как правило, средства возвращают в течение месяца. Если фирма была уличена в недобросовестности, время проверки может быть более полугода.

Все вышеизложенное лишь общая схема работы по возврату НДС, на самом деле есть много нюансов и тонкостей при импортировании товаров из Китая. Для выгодной внешнеэкономической деятельности нужно знать особенности таможенного оформления товара, налоговое законодательство или обратиться к специалистам в этих вопросах.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Для этого ответьте всего на 3 вопроса.

Связаться с нами

Особенности НДС при импорте
Ставки НДС при импорте
Особенности импорта из стран ЕАЭС и других государств
Подтверждение вычета НДС при импорте
Может ли недобросовестный контрагент оставить импортера без вычета?

Корректность исчисления налоговых платежей компаниями и индивидуальными предпринимателями, импортирующими в страну различные товары и услуги, контролирует не только ФНС, но и таможня. Как вернуть таможенный НДС при ввозе товаров и избежать во время камеральной проверки дополнительных вопросов от налоговиков, читайте в публикации.

Особенности НДС при импорте

Налог на добавленную стоимость при импорте товаров в Россию платят все импортеры, включая компании и ИП на спецрежимах. Зато возместить уплаченный НДС имеют право только организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения. Те, кто работает на УСН и ЕНВД, не имеют права на налоговый вычет – уплаченный налог они вынуждены включить в конечную цену товара или услуги при реализации.

Чтобы компенсировать (вернуть в виде вычета) потраченные на таможне средства на оплату налога, организация должна подтвердить, что транспортируемые товары или услуги будут использоваться в операциях, осуществление которых тоже облагается НДС.

Прежде чем перечислить деньги из бюджета на счет компании, заявившей импортный НДС к вычету, налоговики захотят убедиться в реальности проведенной сделки. С этой целью инспекция может запросить, например, дополнительные первичные документы или попытаться связаться с контрагентом.

Клиенты, которые находятся на бухгалтерском обслуживании в 1С-WiseAdvice, могут быть уверенными, что у налоговой не возникнет никаких дополнительных вопросов в ходе камеральной проверки декларации по НДС при импорте. Наши специалисты тщательно подготовят как саму декларацию, так и все первичные и сопроводительные документы, необходимые для получения вычета по НДС при импорте. В процессе проверки мы сами отвечаем на все дополнительные запросы со стороны налоговой и ведем этот процесс до его логического завершения.

Ставки НДС при импорте

Ставка таможенного НДС – 20%, 10% или 0% – зависит от того, к какому коду ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) относится ввозимая продукция.

В статье 150 Налогового кодекса РФ перечисляются группы импортируемых товаров, не облагаемые налогом. В их числе:

  • поступившие в качестве безвозмездной помощи по внешнеторговому договору (за исключением подакцизных);
  • печатные издания и различные культурные ценности для музеев, библиотек, архивов;
  • материалы для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов, используемых в профилактике и лечении конкретных заболеваний, и пр.

Импортируемая продукция, НДС на которую начисляется по ставке 10%, перечисляется в нескольких нормативных актах:

  • В постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 указан список продовольственных продуктов (мука, яйца, соль, сахар, живая рыба за исключением нескольких видов, море- и рыбопродукты, овощи и пр.) и товаров для детей (одежда определенного вида и размера, обувь, школьные принадлежности), ввоз которых будет облагаться по льготной ставке.
  • В постановлении Правительства РФ от 23.01.2003 № 41 говорится, что таможенный НДС составит 10%, если компания импортирует печатные издания и книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой.
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.2008г. № 688 утверждает НДС в размере 10% для конкретного перечня лекарственных и медицинских изделий.

Компания-импортер самостоятельно определяет налоговую базу при транспортировке товаров. Очень важно заранее корректно рассчитать, сколько составит НДС на вашу продукцию. Нередко на таможне случаются спорные ситуации, когда контролирующие органы требуют больше, чем рассчитывал импортер. В этом случае компании или предпринимателю приходится обращаться в вышестоящие инстанции, вплоть до суда.

Письмо Минфина России от 14.11.2011 № 03-07-08/318 поясняет, что, если суд признал неправомерным взыскание таможенным органом суммы НДС, налогоплательщик должен подать уточненную декларацию за период, в котором должен быть применен вычет «ввозного» НДС. Только после этого таможня вернет импортеру сумму незаконно истребованного налога.

Чтобы правильно рассчитать размер НДС, который придется заплатить, нужно:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС;
  • сопоставить его с перечнями товаров, облагаемых по льготным ставкам;
  • если нужный код отсутствует в указанных списках, значит, вам придется заплатить 20%.

Риск конфликта на таможне можно свести к минимуму, если рассчитать импортный НДС отдельно по каждой группе товаров.

Подтверждение вычета НДС при импорте

Чтобы компенсировать налоговый сбор, необходимо соблюсти условия принятия к вычету НДС при импорте.

В первую очередь компания должна находиться у таможенников на хорошем счету. Начиная камеральную проверку, налоговики с помощью специального программного обеспечения – системы управления рисками – распределяют юридических лиц, заявивших НДС к вычету, на три группы риска: низкий, средний и высокий.

Подобная база сформирована из уже имеющихся в ФНС сведений за предыдущие периоды. Налоговики вряд ли перечислят средства из бюджета на счет сомнительной организации – например, той, которая может заявить о ликвидации сразу после получения вычета. Несколько последних лет инспекторы возвращают импортный НДС охотней всего тем компаниям, которые готовы предоставить банковскую гарантию в размере возмещаемой суммы и документально поручиться за возврат неправомерно полученных средств.

Словом, инспекторы, прежде чем перевести импортеру деньги, тщательно проверят действительность сделки, в результате которой на территорию страны были ввезены определенные товары.

В каких случаях добросовестный налогоплательщик может рассчитывать на компенсацию НДС:

  • импортируемые товары будут использоваться исключительно для извлечения прибыли, то есть в операциях, которые также облагаются НДС (перепродажа, производство других товаров и пр.). Если продукция будет использоваться для деятельности без НДС, тогда нельзя взять к вычету.
  • вы можете документально подтвердить факт оплаты НДС (приложить копию таможенной декларации по товарам, импортируемым не из стран ЕАЭС, квитанции на оплату или другой документ, удостоверяющий оплату).
  • факт сделки, как и приобретенные товары, отражены в бухгалтерском учете компании посредством соответствующей первичной документации (счет-фактура, книга покупок и пр.);
  • когда НДС оплачен, декларация сформирована и стоит отметка ИФНС в заявлении о ввозе – это условие относится к импорту из стран ЕАЭС;
  • в книге покупок НДС отражен с указанием суммы налога к возврату (естественно, после его оплаты и получения подтверждения от ИФНС).

Перечень документов, свидетельствующих о реальности внешнеэкономической сделки, а значит, подтверждающих обоснованность вычета, следует из перечисленных условий. Как правило пакет документов состоит из:

  • оригинала (или копии) внешнеторгового контракта поставки определенной продукции в РФ. Договор должен быть заключен от имени компании-импортера и содержать все фактические детали сделки, которые при необходимости можно проверить – конкретные условия, сроки и стоимость поставки, спецификацию ввозимой продукции. Оплату налога необходимо производить со счетов, означенных в договоре и принадлежащих организации, а не ее собственнику или учредителю.
  • таможенной декларации на импортируемые товары, в которой будет отмечено, что НДС оплачен;
  • платежные документы (квитанции, чеки), подтверждающие факт оплаты налога;
  • сопроводительные и накладные (товарно-транспортные) документы;
  • банковский паспорт сделки (в определенных случаях);
  • первичная документация, подтверждающая оприходование компанией импортируемой продукции (журнал регистрации счетов-фактур, книги покупок и пр.).

Может ли недобросовестный контрагент оставить импортера без вычета?

Одно из ключевых условий подтверждения НДС при импорте, которое следует из всего вышесказанного – участники сделки не должны быть фиктивными структурами, которые для получения вычета оформляют хозяйственные отношения с несуществующими или недобросовестными компаниями. Импортеру необходимо понимать, что, проверяя реальность сделки в ходе «камералки», налоговики обратят внимание и на его контрагента, пусть и из другого государства.

В письме ФНС России от 31.12.2015 № ЕД-4-2/23367@ указано, что отказ в вычетах по НДС возможен в том случае, если налоговики установят, что ваши действия направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, или вы просто не проявили должную осмотрительность.

Подробней о том, почему так важно проверять контрагента, читайте

Тонкости уплаты НДС при импорте товаров и другие актуальные для участников ВЭД вопросы обсуждаются на заседаниях Клуба директоров.
Записаться на мероприятие можно заранее.
А вы можете посмотреть отчет о заседании закрытого Клуба директоров, которое состоялось 21 марта 2019 года.

Заказать услугу