Восстановление расходов в бюджетном учреждении проводки

Содержание

На основании статей 219 и 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработан и утвержден Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н «Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (в ред. Приказов Минфина РФ от 12.03.2009 N 25н, от 10.12.2009 N 128н, от 31.03.2010 N 27н, от 17.08.2010 N 92н, от 16.12.2011 N 176н).

Согласно п.4 и п.5 данного Порядка, уполномоченный руководителем Федерального казначейства работник проверяет Заявку на кассовый расход на соответствие установленной форме, соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также на наличие в ней следующих реквизитов и показателей:

  1. кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру и номера соответствующего лицевого счета;
  2. кодов классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов), по которым необходимо произвести кассовый расход (кассовую выплату), а также текстового назначения платежа;
  3. суммы кассового расхода (кассовой выплаты) и кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют, в которой он должен быть произведен;
  4. суммы кассового расхода (кассовой выплаты) в валюте Российской Федерации, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления Заявки;
  5. суммы налога на добавленную стоимость (при наличии);
  6. вида средств.

Для бюджетных и автономных учреждений такой порядок утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 72н от 16.07.2010 «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно п.20 которого органом Федерального казначейства осуществляется проверка Заявки по следующим направлениям:

  1. наличие указанного(ых) в Заявке кода (кодов) КОСГУ и кода субсидии в Сведениях;
  2. соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ, коду КОСГУ, указанному в Сведениях по соответствующему коду субсидии;
  3. соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 150н (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2010 г.

    Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

    № 01/844-АФ);

  4. соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке на кассовый расход;
  5. непревышение суммы, указанной в Заявке, над суммой остатка расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;
  6. соответствие информации, указанной в Заявке, Сведениям.

Несмотря на то, что платежные документы проходят вышеуказанный контроль, иногда возникают ситуации, когда после осуществления кассовой выплаты приходится уточнять код произведенного платежа.

Причинами данных уточнений могут быть не только ошибки при указании кода выплаты, но и внутренние приказы и распоряжения учреждения, когда, например, комиссионно при принятии к бухгалтерскому учету нефинансовый актив может быть признан основным средством, а не материальным запасом.

В таких случаях необходимо провести уточнение кода бюджетной классификации проведенной кассовой выплаты, которые могут касаться как непосредственно самого кода бюджетной классификации для казенных учреждений, так и только кода операции сектора государственного управления (КОСГУ) в случае бюджетных и автономных учреждений.

Рассмотрим, как отразить в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» восстановление кассового расхода, взяв за пример случай, когда восстановлению подлежат расходы, произведенные при выплате наличных денежных средств через кассу казенного учреждения.

Наиболее встречаемая ситуация, когда в кассу учреждения с лицевого счета приходуется сумма по ошибочному коду сектора государственного учреждения.

Итак, рассмотрим случай, когда в учреждении заработная плата персоналу, работающему по трудовым соглашениям, начисляется по КОСГУ 211, а выплата по договору гражданско-правового характера – по КОСГУ 226.

Документ «Отражение заработной платы в учете» выглядит следующим образом:

То есть, заработная плата начислена верно, но в момент формирования документа «Заявка на наличные» произошла ошибка, и наличные денежные средства были списаны с лицевого счета следующим образом:

Далее наличные денежные средства оприходованы в кассу учреждения документом «Приходный кассовый ордер» и выданы из кассы учреждения в соответствии с экономическим назначением кода КОСГУ документом «Расходный кассовый ордер».

 

При этом оборотно-сальдовая ведомость учреждения принимает следующий вид:

После того, как ошибка была обнаружена, необходимо произвести корректировку, как в бухгалтерском учете, так и сообщить в финансовые органы информацию о необходимости произведения уточнения кода. Операции по восстановлению кассовых расходов бюджета субъекта Российской Федерации на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в финансовых органах субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Одним из основных нормативно-правовых актов, утверждающих вышеуказанные правила, является Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" (с изменения от 30 июля, 25 декабря 2009 г., 29 октября 2010 г., 27 декабря 2011 г).

Согласно ч.II п.2.2.2. и п.2.2.3. разъяснено, как производить восстановление кассового расхода, и какие и как должны заполняться документы, переданные в финансовый орган.

Таким документом является Заявка на кассовый расход, заполненная согласно п.2.2.3. приказа Федерального казначейства РФ № 8н от 10.10.2008.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в документе «Заявка на кассовый расход» существует хозяйственная операция «Восстановление ПБС кассового расхода с одного КБК на другой», которую можно использовать для восстановления кассового расхода с одного КОСГУ на другой. В Заявке на кассовый расход (ф. 0531801) нет реквизита «Контрагент», поскольку будут указаны реквизиты учреждения, которое составляет данный документ. При этом табличная часть заполняется следующим образом:

По вышеуказанной Заявке орган Федерального казначейства проводит внебанковскую операцию без списания-зачисления средств на соответствующем банковском счете органа Федерального казначейства и для отражения ее на соответствующих лицевых счетах.

Поэтому после получения Выписки из лицевого счета Заявку на кассовый расход проводить не следует.

Для корректировки данных в бухгалтерском учете, в соответствии с п.18 Приложения №2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. № 157н, ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета — Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

То есть необходимо сторнировать целый ряд документов и создать корректировочные проводки, которые устранят найденную ошибку.

Проведем сторно следующих документов с одновременным созданием корректировочных проводок:

Заявка на наличные

Приходный кассовый ордер

Расходный кассовый ордер

Проверив оборотно-сальдовую ведомость учреждения, убедимся, что ошибка откорректирована верно.

По всем созданным документам «Сторно» следует распечатать Бухгалтерскую справку (ф.0504833), подписать и в дальнейшем подшить к необходимым Журналам операция (ф.0504071).

Исправлять ранее созданные документы является крайне неверным шагом, в таком случае Журналы операций (ф.0504071) не будут соответствовать первичным документам за прошедший период, что является грубым нарушением ведения бухгалтерского учета.

Количество показов: 26475

Возврат к списку

Операции по восстановлению кассовых расходов в автономном учреждении (Лунина О.)

УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ НА ГСМ

Шишкоедова Н.Н.,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

 
    При организации учета горюче-смазочных материалов (ГСМ) в 2011 году государственные и муниципальные учреждения должны руководствоваться прежде всего Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, а также соответствующими Планами счетов и Инструкциями по их применению в зависимости от типа учреждения (от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н).
 

Документальное подтверждение расходов на ГСМ

 
    Прежде всего необходимо четко понимать, что расход ГСМ возникает не в момент заправки транспортного средства (приобретения ГСМ подотчетным лицом на АЗС) и тем более не в момент приобретения топливной карты (еще до фактической заправки автомобиля), а лишь тогда, когда ГСМ будут фактически израсходованы в процессе эксплуатации транспортного средства.
    В частности, еще в письме УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 № 16-15/115253 разъяснялось, что учет в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение многоразовой литровой топливной карты с суточным (месячным) лимитом в момент приобретения карты является неправомерным. Затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала АЗС только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факта использования бензина для определенного автомобиля.
    Значит, авансовые отчеты, кассовые чеки, накладные и прочие документы, подтверждающие факт приобретения ГСМ, не могут служить основанием для их списания в состав расходов в бухгалтерском и налоговом учете, но используются лишь для постановки (оприходования) приобретенных ГСМ на баланс учреждения.
    А факт расходования ГСМ с целью их списания подтверждается прежде всего путевыми листами, обязательные реквизиты и порядок заполнения которых были утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Применять этот документ должны не только организации автомобильного транспорта, но также все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
    Как разъяснялось в письме Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, в связи с утверждением данного приказа организации вправе самостоятельно разрабатывать путевые листы, соблюдая требования вышеуказанного документа Минтранса России.

Восстановление кассовых расходов

В финансово-хозяйственной жизни государственных (муниципальных) учреждений нередко бывают ситуации, когда возникает необходимость возврата денежных средств в кассу или на лицевой счет. При этом возникают вопросы правильности отражения в бухгалтерском учете таких фактов хозяйственной жизни. В статье рассмотрим на примерах, как это правильно сделать.

Поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных кассовых расходов, то есть поступление денежных средств от юридического (физического) лица (контрагента), которому ранее была произведена выплата, как правило, называют восстановлением кассовой выплаты или восстановлением кассовых расходов.

Когда денежные средства, перечисленные или выданные организациям и физическим лицам, по той или иной причине подлежат возврату, у учреждения возникают дебиторская задолженность и обязанность по восстановлению кассовых расходов.

Поступление средств на восстановление расходов в текущем году отражается в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 157н <1>. При этом казенные учреждения руководствуются еще Инструкцией N 162н <2>, бюджетные — Инструкцией N 174н <3>, а автономные — Инструкцией N 183н <4>, которыми предусмотрены необходимые операции.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Рассмотрим несколько ситуаций, когда в бухгалтерском учете необходимо отразить восстановление кассовых расходов.

Возврат переплаты (авансовых платежей) по договорам. Государственные (муниципальные) учреждения для обеспечения своей деятельности заключают договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с различными предприятиями, организациями, а иногда и частными лицами. На практике встречаются ситуации, когда контрагент не может исполнить условия договора и должен вернуть авансовый платеж или по какой-то причине у учреждения может возникнуть переплата в рамках расчетов с поставщиками и подрядчиками. В этих случаях учреждение вправе рассчитывать на возврат (восстановление) произведенных кассовых выплат. Основанием для таких возвратов могут быть акты сверки, претензионные письма, судебные решения, иные документы.

Пример 1. Автономное учреждение физической культуры и спорта заключило договор на замену двух оконных блоков на сумму 30 000 руб. Условиями договора был предусмотрен авансовый платеж в размере 30% (9000 руб.). Учреждением исполнено данное условие. Оплата произведена за счет средств от приносящей доход деятельности. Подрядчик отказался от исполнения данного договора, уведомив об этом заказчика, и добровольно вернул полученный аванс.

В соответствии с Приказом N 171н <5> расходы автономного учреждения на оплату работ по текущему ремонту здания относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. Перечисление аванса подрядчику осуществляется на основании договора и полученного счета на предоплату. Операции по оплате и возврату кассовой выплаты в бухгалтерском учете автономного учреждения будут отражаться в соответствии с п. п. 72, 100 Инструкции N 183н следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Оплачен авансовый платеж по договору 2 206 25 000 2 201 11 000 9000
Возвращен полученный от подрядчика
аванс
2 201 11 000 2 206 25 000 9000

<5> Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Пример 2. Бюджетное учреждение (физкультурно-оздоровительный комплекс) с 01.09.2013 сменило поставщика коммунальных услуг (тепловой энергии). При сверке взаимных расчетов с предыдущим поставщиком установлена переплата на сумму 7000 руб. Акт сверки подписан сторонами, и должник возместил произведенные расходы на лицевой счет учреждения. Переплата выявлена по средствам, предоставленным для выполнения государственного задания.

Расходы бюджетного учреждения на оплату отопления согласно Приказу N 171н относятся на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ. В случае выявления факта переплаты за коммунальные услуги с действующим поставщиком она могла бы быть зачтена в счет будущих платежей, а так как услуги больше предоставляться не будут, то переплата подлежит возврату. Факт возмещения кассовых расходов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будет отражаться в соответствии с п. 72 Инструкции N 174н:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Возвращена излишне уплаченная сумма
от поставщика услуг
4 201 11 510 4 206 23 660 7000

Возврат переплаты налоговых платежей. Суммы налогов, взносов, начисленных учреждением в соответствии с законодательством РФ и подлежащих уплате в бюджет, отражаются им на счете 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты". Согласно п. 259 Инструкции N 157н суммы переплат, произведенных в бюджеты бюджетной системы РФ по платежам в бюджеты, учитываются на счете обособленно.

Пример 3. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования (спортивная школа) в течение года производила оплату авансовых платежей по земельному налогу за счет средств на муниципальное задание. В декабре 2012 г. земское собрание района приняло решение об освобождении от уплаты данного налога организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета. Это решение применяется с 01.01.2012. Таким образом, у учреждения образовалась переплата по земельному налогу на сумму 160 000 руб. Спортивная школа обратилась в ФНС с заявлением о возврате суммы переплаты по земельному налогу. По решению налогового органа сумма переплаты возвращена учреждению.

В соответствии с Приказом N 171н расходы бюджетного учреждения на уплату земельного налога относятся на статью 290 "Прочие расходы". Земельный налог относится к категории местных налогов. Порядок его исчисления и уплаты регулируется нормами гл. 31 "Земельный налог" НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования. Если у учреждения земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не является плательщиком земельного налога.

Переплату по земельному налогу можно вернуть на основании соответствующего заявления в ФНС согласно ст. 78 НК РФ.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление, оплата и восстановление кассовых расходов на земельный налог будут отражаться в соответствии с п. п. 72, 131, 133 Инструкции N 174н следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.

Начислен земельный налог 4 401 20 290 4 303 13 730 160 000
Уплачен земельный налог 4 303 13 830 4 201 11 610 160 000
Восстановлен кассовый расход на
земельный налог
4 201 11 510 4 303 13 730 160 000
Уменьшены начисления по земельному
налогу (методом "красное сторно")
4 401 20 290 4 303 13 730 (160 000)

Возврат денежных средств, выданных под отчет. Ситуации, когда в кассу учреждения возвращаются неизрасходованные подотчетные суммы, на практике нередки. В этом случае речь тоже идет о восстановлении кассовых расходов. Выдача под отчет денежных средств производится через кассу учреждения или путем перечисления на расчетные (дебетовые) карты.

Возврат неизрасходованных сумм может осуществляться таким же способом. Напомним, что выдача под отчет денежных средств производится на основании письменного заявления работника по распоряжению руководителя с указанием назначения, суммы и срока, на который они выдаются (п. 213 Инструкции N 157н).

Пример 4. В казенном учреждении через банковскую карту выданы под отчет денежные средства на заправку картриджей для принтера в размере 1000 руб. Заправка произведена на 900 руб. Неизрасходованную сумму (100 руб.) подотчетное лицо вернуло на банковскую карту. Эти денежные средства зачислены на лицевой счет на восстановление кассового расхода.

Расходы казенного учреждения на заправку картриджей в соответствии с Приказом N 171н относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

В учете казенного учреждения данные факты хозяйственной жизни будут отражаться в соответствии с п. п. 84, 92 Инструкции N 162н:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.

Восстановление кода кассового расхода в государственном учреждении

Перечислена подотчетная сумма на
банковскую карту
1 210 03 560 1 304 05 225 1000
Получены под отчет денежные средства
на заправку картриджей
1 208 25 560 1 210 03 660 1000
Израсходованы денежные средства на
заправку картриджей (представлен
авансовый отчет)
1 401 20 225 1 208 25 660 900
Возвращены неизрасходованные
денежные средства на банковскую
карту <*>
1 210 03 560 1 208 25 660 100
Восстановлены расходы на лицевой
счет
1 304 05 225 1 210 03 660 100

<*> Инструкцией N 162н не предусмотрена корреспонденция счетов по внесению наличных денежных средств через банкоматы посредством банковских карт учреждения. Поэтому согласно п. 2 Инструкции N 162н указанную корреспонденцию счетов следует согласовать с главным распорядителем бюджетных средств, финансовым органом.

Восстановление кассовых расходов за счет разных источников финансового обеспечения. Рассмотрим ситуацию, когда расходы, произведенные по одному источнику финансирования, подлежат восстановлению за счет другого источника. По данному вопросу есть разъяснения в Письме Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428. В нем, в частности, рассмотрены варианты восстановления кассовых расходов, когда бюджетные и автономные учреждения производили выплаты академической стипендии и выплаты детям-сиротам, которые установлены законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержке данной категории граждан, за счет средств от приносящей доход деятельности ввиду отсутствия финансирования по целевым субсидиям. При этом Минфин счел возможным осуществить за счет целевых субсидий или бюджетных ассигнований, доведенных на исполнение переданных полномочий, единовременное возмещение расходов на социальные выплаты, произведенные в январе — феврале, при представлении учреждением в орган Федерального казначейства вместе с оформленной в установленном порядке заявкой на кассовый расход (ф. 0531801) соответствующих отчетов, подписанных руководителем учреждения.

Отражение операций по восстановлению расходов учреждения на лицевом счете с кодом 20 (30) на сумму произведенных расходов на выполнение переданных полномочий осуществляется на основании расчетного документа, оформленного на основании заявки, представленной учреждением в орган Федерального казначейства для перечисления средств из федерального бюджета.

Операции по осуществлению расходов на социальные выплаты с дальнейшей единовременной их компенсацией за счет целевых субсидий или бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отражаются в учете учреждений бухгалтерскими записями, приведенными в Приложении к вышеназванному Письму:

Бюджетное учреждение
(Инструкция N 174н)
Автономное учреждение
(Инструкция N 183н)
Дебет Кредит Дебет Кредит
Принятие к учету денежных обязательств по социальной выплате
за счет целевой субсидии
5 401 20 262 5 302 62 730 5 401 20 262 5 302 62 000
Принятие решения об оплате социальных выплат за счет ПДД
с последующим возмещением
5 302 62 830 5 304 06 730 5 302 62 000 5 304 06 000
2 304 06 830 2 302 62 730 2 304 06 000 2 302 62 000
Исполнение обязательств за счет ПДД:
— путем перечисления с лицевого счета в ОФК
2 302 62 830 2 201 11 610 2 302 62 000 2 201 11 000
— путем выплаты наличных денежных средств
2 210 03 560 2 201 11 610 2 210 03 000 2 201 11 000
2 201 34 510 2 210 03 660 2 201 34 000 2 210 03 000
2 302 62 830 2 201 34 610 2 302 62 000 2 201 34 000
Восстановление кассового расхода средств по ПДД за счет целевых субсидий
5 304 06 830 5 201 11 610 5 304 06 000 5 201 11 000
2 201 11 510 2 304 06 730 2 201 11 000 2 304 06 000

О.Марова

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Примеры проводок в бюджетном учете

Бухгалтерские проводки в бюджетном учете должны отразить все экономические операции в учреждении. Не будем повторять основные принципы, которыми руководствуются работники финансовых отделов, но напомним один, характерный для бюджетников момент. В одной проводке не должны присутствовать счета с различными источниками финансирования или различными КБК одного типа. К примеру не может быть проводки, в дебите которой счет с одной классификацией расходов, а в кредите — с другой. Также нельзя смешивать бюджетный источник финансирования с приносящей доход деятельностью. В указанных случаях счета принадлежат к различным сметам, что неприемлемо в бюджетном учете.

Какими проводками отразить восстановление кассового расхода, восстановление кассового расхода

В дальнейших примерах проводок будем использовать счета без первых восемнадцати символов, только синтетический, аналитические счета и КОСГУ. Ниже приведем основные примеры проводок в бюджетном учете, которые дадут представления о нем.

Примеры проводок бюджетного учета

Рассмотрим работу со сторонними контрагентами. Приобретение услуг складывается из двух частей. Вначале мы принимаем к учету счет (счет-фактуру) за предоставленные услуги Дт 40120223 — Кт 30223730, затем оплачиваем их: 30223830 — 20111610. В данном случае расчеты ведутся через счет 30223, учитывающий кредиторскую задолженность по расчетам за коммунальные услуги. Если бюджетная организация вначале платит, а потом получает товар или услуги, то расчеты ведутся через 206-счета. 20634560 — 20111610 — организация совершила авансовый платеж за материалы, 10536340 — 20634660 — материальные запасы оприходованы, приняты к учету.

Похожие проводки используются, если затрагиваются расчеты с подотчетными лицами. 20834560 — 20134610 — выданы деньги из кассы в подотчет, 10533340 — 20834660 — подотчетное лицо приобрело топливо или ГСМ для организации.

Продолжим обзор проводок по материальным ценностям. 10531000 — 10531000 — передача медикаментов с одного материально ответственного лица на другое (здесь можно обойтись без КОСГУ). 40120340 — 10532440 — списание продуктов питания на расходы. Основные средства (ОС) чаще приобретаются через счет 10610, где собираются и накладные расходы, формирующие их стоимость: 10611310 — 20631560 (или 30231730). Далее идет собственно принятие ОС к учету: 10134310 — 10611410 (Машины и оборудование — иное движимое имущество).

ОС амортизируются — 40120271 — 10434410 и списываются: 10434410 — 10134410 — списание сумм амортизации, 40110172 — 10134410 — списание остаточной стоимости.

Некоторые проводки по заработной плате. 40120211 — 30211730 — начисление основной зарплаты, 30213730 — 30302830 — начисление пособий по временной нетрудоспособности, 30211830 — 30301730 — удержание НДФЛ из зарплаты. 40120213 — 30310830 — начислены взносы страховой части ПФР, 30211830 — 30403730 — перечисление зарплаты на банковские карточки (счет прочих расчетов по заработной плате).

Для приносящей доход деятельности расходы могут формироваться не через счет 40120, а через 109-е счета, формирующие себестоимость продукции, накладные или общехозяйственные расходы. Вот, например, как выглядит проводка начисления амортизации: 10960271 — 10434410. В конце определенного периода 109-е счета закрываются на 40120: 40120211 — 10960211. В конце года счета расходов и доходов закрываются на счет финансового результата 40130 по соответствующим КОСГУ (а у самого 40130 КОСГУ нет): 40130 — 40110000, 40120000 — 40130.

Порой не хватает на покупку машины и бытовой техники сущие копейки. И Вы уже стали задумываться о кредите. Но как узнать "потяните" Вы кредит или нет.

"Бухгалтерский учет", N 19, 2003

ПОСТУПЛЕНИЕ НЕУСТАНОВЛЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ:

УЧЕТ И НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В практике работы организаций нередко возникают ситуации, когда на расчетный счет поступает денежная сумма от неустановленного плательщика. Как следует отразить поступление этих средств в бухгалтерском учете и годовой отчетности? Имеют ли место налоговые последствия от поступления неустановленной суммы?

Получение неустановленной денежной суммы влечет образование кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете для отражения подобных операций в корреспонденции со счетами учета денежных средств может использоваться отдельный субсчет "Невыясненные суммы" к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а в бухгалтерской отчетности такая сумма будет отражаться в пассиве баланса в разд.IV "Краткосрочные обязательства" по стр. 628 "Прочие кредиторы".

Однако возникновение подобной ситуации маловероятно, так как в соответствии с Положением ЦБ РФ N 2-П от 12.04.2001 "О безналичных расчетах в Российской Федерации" в реквизитах платежных документов в обязательном порядке указывается и плательщик, и назначение платежа (п.2.10). Конечно, не исключены случаи, когда обслуживающий банк производит ошибочное зачисление на расчетный счет организации денежных средств других юридических или физических лиц, но такие ошибки устраняются достаточно оперативно, и при получении выписки, подтверждающей списание банком ошибочно зачисленных сумм, на счетах бухгалтерского учета делается запись в корреспонденции, обратной учету их зачисления:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсч. "Невыясненные суммы",

К-т сч. 51 "Расчетные счета".

Более вероятно, когда денежные средства поступили от плательщика, наименование которого известно (содержится в платежном документе), но он не является контрагентом организации. Указано и назначение платежа, однако оно неинформативно для получателя. Например, в платежном поручении, приложенном к зачисленной сумме, может быть указано: "Платеж по соглашению N 8 от 10.05.2002", но такое соглашение не заключалось, или же получатель зарегистрирован после 01.06.2002.

Как и в случае с невыясненными суммами, в бухгалтерском учете организации-получателя на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетами учета денежных средств формируется кредиторская задолженность, но это уже задолженность перед конкретным хозяйствующим субъектом.

В сложившейся ситуации сразу возникает вопрос о том, что же делать с полученными денежными средствами: следует ли попытаться вернуть их отправителю, оставить на своем расчетном счете как задолженность до истечения срока исковой давности или же сразу включить в доходы как безвозмездно полученные суммы?

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст.218). В рассматриваемом случае реальное основание перечисления денежных средств не известно, поэтому представляется неправомерным говорить о совершении сделки по отчуждению денег в пользу организации-получателя, следовательно, у организации не возникает права собственности на поступившие денежные суммы.

Если же лицо (приобретатель) без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), то к нему могут быть применены нормы гл.60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения". Так, в соответствии со ст.1102 ГК РФ приобретатель обязан возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), причем правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре (ст.1104 ГК РФ). Более того, в соответствии со ст.1105 ГК РФ если организация использовала полученные денежные средства в хозяйственной деятельности, то она будет обязана возвратить не только саму денежную сумму, но и все полученные доходы от использования этих средств.

Но даже если организация не будет использовать денежные средства, а они будут просто находиться на ее расчетном счете, то согласно ст.1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения денежных средств. В рассматриваемой ситуации приобретатель узнает о неосновательности получения в момент зачисления неустановленной суммы, следовательно, проценты могут быть начислены на весь срок нахождения у него полученных денежных средств. Возвращение неосновательно полученных сумм и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами возможно как по решению суда, так и в добровольном порядке на основании выставленной претензии.

Порядок начисления и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами определен ст.395 ГК РФ, согласно которой эти проценты подлежат уплате на сумму используемых денежных средств по действующей в месте нахождения кредитора учетной ставке банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

В бухгалтерском учете проценты, уплачиваемые за пользование чужими денежными средствами (в отличие от процентов, выплачиваемых по договорам кредита и займа), могут быть приравнены к финансовым санкциям за нарушение условий договоров и согласно ПБУ 10/99 включаются в состав внереализационных расходов (дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы").

Что касается налоговой базы по налогу на прибыль, то в соответствии со ст.265 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств (пп.13 п.1). В рассматриваемом случае, с одной стороны, проценты за пользование чужими денежными средствами не связаны с договорными или долговыми обязательствами и вытекают из внедоговорных отношений, а именно — из неосновательного обогащения, следовательно, их нельзя прямо отнести к финансовым санкциям, уменьшающим налоговую базу. С другой стороны, такие проценты непосредственно не относятся и к финансовым санкциям, взимаемым государственными органами, которым законодательно предоставлено право на взимание таких санкций, и не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (ст.270 НК РФ, п.2). Таким образом, вопрос о возможности уменьшения налоговой базы на сумму этих процентов будет зависеть от того, являются ли они экономически обоснованными и документально подтвержденными затратами (ст.252 НК РФ).

По нашему мнению, уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, предъявленных на основании законодательных норм о неосновательном обогащении, представляется неправомерным.

Случаи, когда в отношении полученного как неосновательное обогащение имущества не применяется описанный выше порядок возврата и уплаты дополнительных финансовых санкций, перечислены в ст.1109 ГК РФ.

Нестандартные проводки при удержаниях с сотрудников

В частности, не подлежит возврату:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Таким образом, при зачислении неустановленных денежных средств организация-получатель должна возвратить сумму по имеющимся реквизитам плательщика. В бухгалтерском учете это будет оформлено как погашение кредиторской задолженности (дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит счета 51 "Расчетные счета").

Если же имеет место отсутствие кредитора или очевидное отсутствие определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, то должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги на депозит нотариуса, а в случаях, установленных законом, в депозит суда (ст.327 ГК РФ). Принятие нотариусом денежных средств на депозит осуществляется в соответствии со ст.87 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ N 4462-1 от 11.02.1993 (ред. от 30.12.2001).

Внесение денежной суммы или ценных бумаг на депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства и позволяет избежать предъявления требования о возврате неосновательно полученного и выплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

В бухгалтерском учете организации-получателя денежных средств внесение их на депозит нотариуса, как и прямой возврат плательщику, будет оформлено бухгалтерской записью:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 51 "Расчетные счета".

В части налога на добавленную стоимость получение невыясненных денежных сумм не соответствует ни одному из объектов налогообложения, перечисленных в ст.146 НК РФ. В частности, такая операция не является реализацией товаров (работ, услуг), поскольку в рассматриваемой ситуации получение неопознанных денежных средств не связано со встречным переходом права собственности на какое-либо имущество получателя (ст.39 НК РФ).

Помимо всех видов расчетов за уже реализованные товары в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость также включаются суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (ст.162 НК РФ). Невыясненный характер полученных денежных средств подтверждает, что отсутствуют договорные обязательства и по предстоящей поставке товаров, работ и услуг, следовательно, и по этому основанию зачисленные деньги не должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Зачисление неустановленных денежных средств, не поступающих в собственность организации, не влечет за собой увеличение экономических выгод и поэтому не может рассматриваться в качестве дохода, подлежащего налогообложению налогом на прибыль (ст.247 НК РФ). Однако во избежание возможных споров с налоговыми органами зачисленные денежные средства целесообразно в сжатые сроки возвратить плательщику или же внести на депозит нотариуса, указав, что они не являются безвозмездно полученным имуществом.

Что же произойдет, если организация оставит поступившие денежные средства на своем расчетном счете, сохраняя сформированную кредиторскую задолженность, и они не будут востребованы собственником? Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. После истечения указанного срока кредиторская задолженность включается в доход организации, при этом ПБУ 9/99 установлено, что суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, относятся к внереализационным доходам. Списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". По истечении срока исковой давности суммы кредиторской задолженности увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (п.18 ст.250 НК РФ).

С.Е.Крюков

Юрист ООО "Юрвест"

Ю.В.Щербинина

Зам. главного бухгалтера

ООО "СОПАПЭКС"

Подписано в печать

17.09.2003

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Учет доходов от оказания платных услуг

Бухгалтерии любого медицинского учреждения приходится отражать в учете доходы от оказания платных услуг. Ведь такие услуги учреждение оказывает не только по добровольному медицинскому страхованию и отдельным договорам, но и по обязательному медицинскому страхованию.

Разобраться в нюансах учета выручки от оказания платных медицинских услуг по новому Плану счетов поможет наша статья. Чтобы вам проще было понять новые проводки, мы их даем вместе с привычными проводками по ныне действующему Плану счетов.

Два варианта учета

Говоря об отражении в новой системе бюджетного учета доходов от предпринимательской деятельности, в первую очередь следует обратить внимание на то, что в структуре нового Плана счетов определены два различных порядка отражения расчетов бюджетного учреждения.

При осуществлении медучреждением предпринимательской деятельности в рамках казначейского исполнения бюджета (то есть через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства) все платежи за оказываемые им платные услуги непосредственно поступают в доход соответствующего бюджета. Поэтому их нужно отражать в бюджетном учете как уменьшение задолженности медицинского учреждения перед бюджетом по перечислению неналоговых доходов.

При этом еще большее значение приобретает требование обязательной сдачи полученной в кассу коммерческой выручки бюджетного учреждения на его лицевой счет в органе федерального казначейства (ОФК) в целях оформления соответствующих неналоговых доходов в бюджет и доведения информации об этом до ОФК, на который возложено кассовое исполнение данного бюджета.

Ведь при казначейском исполнении бюджета лицевой счет медучреждения в ОФК уже не рассматривается как аналог его собственного банковского счета, и несдача полученной коммерческой выручки на лицевой счет в ОФК может быть квалифицирована как незачисление доходов в бюджет. А это означает, что могут быть наложены санкции в соответствии со ст.303 Бюджетного кодекса РФ.

При кассовом же исполнении медучреждением соответствующего бюджета средства в оплату оказанных платных медицинских услуг поступают на открытый им для этих целей собственный текущий счет. Поэтому такие средства необходимо показывать в учете как средства учреждения.

Наиболее сложные вопросы учета

Стоит рассмотреть два наиболее сложных момента в учете доходов от оказанных платных медицинских услуг.

В новом Плане счетов не предусмотрены счета для отражения полученных учреждением от сторонних организаций и физических лиц авансов. Соответствующие счета предусмотрены только для выданных медицинским учреждением авансов.

Поскольку все получаемые медицинским учреждением средства считаются потенциальными неналоговыми доходами бюджета, полученные им авансы необходимо рассматривать как разновидность таких доходов. При необходимости возврата полученных ранее авансов такие выплаты необходимо показывать как расходы бюджета.

Не в полной мере регламентирован в новом Плане счетов и порядок отражения в бюджетном учете сумм начисленного на доходы от платных услуг НДС.

В частности, в новом Плане счетов не определен специальный счет для отражения на нем движения сумм так называемого "отложенного" НДС, который возникает при принятии учреждением в своей учетной политике метода признания налоговой базы по данному налогу "по оплате" оказанных услуг.

При этом начисленный на стоимость реализованных услуг НДС подлежит отражению в учете как "отложенный налог" с отнесением его на задолженность перед бюджетом в момент получения учреждением оплаты за оказанную платную услугу.

Конечно, в связи с наличием в отношении медицинских услуг налоговых льгот, освобождающих их от обложения данным налогом, проблема отражения в бюджетном учете сумм начисленного НДС для медицинских учреждений не вполне актуальна.

Однако, учитывая, что, например, косметологические медицинские услуги от обложения данным налогом не освобождены, бухгалтеру медицинского учреждения также необходимо решать проблемы отражения в бюджетном учете "отложенного" НДС.

Отражать данный налог до получения медицинским учреждением оплаты за соответствующую реализованную услугу лучше на отдельном субсчете счетов учета дебиторской задолженности, например 2 205 03 ххх "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

Проиллюстрируем порядок отражения в новой системе бюджетного учета операций по формированию и получению медицинским бюджетным учреждением доходов от различных видов платных услуг на практическом примере.

Пример. Поликлиникой оказаны следующие платные медицинские услуги:

  • лечебно-профилактические услуги физическому лицу на сумму 500 руб. (НДС не облагается);
  • косметологические услуги физическому лицу стоимостью 1180 руб. (в том числе НДС — 180 руб.);
  • лечебно-профилактические услуги по договору со сторонней организацией на сумму 10 000 руб.

    Восстановление кассовых расходов

    (НДС не облагается).

Первая из перечисленных услуг оплачена через кассу поликлиники в день ее оказания. А остальные услуги оплачивались с 50-процентной предоплатой.

Проводки по нынешнему и новому Плану счетов по данной хозяйственной ситуации приведены в приложении на с. 48.

Сличительная ведомость отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете медицинского бюджетного учреждения операций, связанных с формированием и получением доходов от оказания платных медицинских услуг

—-T——————————T———————T———————————————————-¬
¦ N ¦ Содержание операции ¦ По старому Плану ¦ По новому Плану счетов ¦
¦п/п¦ ¦ счетов +————————-T————————-T——+
¦ ¦ ¦ ¦ при казначейском ¦ при кассовом ¦Сумма ¦
¦ ¦ ¦ ¦ исполнении бюджета ¦ исполнении бюджета ¦ ¦
¦ ¦ +——T——T——+————T————+————T————+ ¦
¦ ¦ ¦Дебет ¦Кредит¦Сумма ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ ¦
+—+——————————+——+——+——+————+————+————+————+——+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+—+——————————+——+——+——+————+————+————+————+——+
¦ 1. Лечебно-профилактические услуги физическому лицу ¦
+—T——————————T——T——T——T————T————T————T————T——+
¦1.1¦Оказаны физическому лицу ¦ 153 ¦ 401 ¦ 500¦2 205 03 560¦2 401 01 130¦2 205 03 560¦2 401 01 130¦ 500¦
¦ ¦и оплачены им платные ¦120.2 ¦ 153 ¦ 500¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦ 500¦
¦ ¦медицинские услуги ¦ 401 ¦ 400 ¦ 500¦2 210 02 130¦2 201 04 610¦2 201 01 510¦2 201 04 610¦ 500¦
¦ ¦(освобожденные от НДС) ¦ 111 ¦120.2 ¦ 500¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+——————————+——+——+——+————+————+————+————+——+
¦ 2. Косметологические услуги физическому лицу ¦
+—T——————————T——T——T——T————T————T————T————T——+
¦2.1¦Получен в кассу от ¦ 120 ¦ 155 ¦ 590¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦ 590¦
¦ ¦физического лица ¦ 111 ¦ 120 ¦ 590¦2 210 02 130¦2 201 04 610¦2 201 01 510¦2 201 04 610¦ 590¦
¦ ¦с последующей сдачей ¦ 155 ¦173ндс¦ 90¦2 302 16 830¦2 303 04 730¦2 302 16 830¦2 303 04 730¦ 90¦
¦ ¦на лицевой счет в ОФК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аванс за платную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦косметологическую услугу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+——————————+——+——+——+————+————+————+————+——+
¦2.2¦Оказаны физическому лицу ¦ 153 ¦ 401 ¦ 1 180¦2 205 03 560¦2 401 01 130¦2 205 03 560¦2 401 01 130¦ 1 180¦
¦ ¦и оплачены им в кассу платные¦ 401 ¦173ндс¦ 180¦2 401 01 130¦2 303 04 730¦2 401 01 130¦2 303 04 730¦ 180¦
¦ ¦косметологические услуги ¦120.2 ¦ 153 ¦ 590¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦ 590¦
¦ ¦с зачетом ранее ¦ 155 ¦ 153 ¦ 500¦2 303 04 830¦2 302 16 830¦2 303 04 830¦2 302 16 830¦ 90¦
¦ ¦полученного аванса ¦ 401 ¦ 400 ¦ 500¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦ 590¦
¦ ¦ ¦173ндс¦ 155 ¦ 90¦2 210 02 130¦2 201 04 610¦2 201 01 510¦2 201 04 610¦ 590¦
¦ ¦ ¦ 111 ¦120.2 ¦ 590¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+——————————+——+——+——+————+————+————+————+——+
¦ 3. Медицинские услуги организации ¦
+—T——————————T——T——T——T————T————T————T————T——+
¦3.1¦Получен на лицевой счет ¦ 111 ¦ 155 ¦ 5 000¦2 210 02 130¦2 205 03 660¦2 201 01 510¦2 205 03 660¦ 5 000¦
¦ ¦в ОФК от организации аванс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за платную медицинскую услугу¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+——————————+——+——+——+————+————+————+————+——+
¦3.2¦Оказанные организации и ¦ 153 ¦ 401 ¦10 000¦2 205 03 560¦2 401 01 130¦2 205 03 560¦2 401 01 130¦10 000¦
¦ ¦оплаченные ею на лицевой счет¦ 111 ¦ 153 ¦10 000¦2 210 02 130¦2 205 03 660¦2 201 01 510¦2 205 03 660¦ 5 000¦
¦ ¦платные медицинские услуги ¦ 155 ¦ 153 ¦ 5 000¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(освобожденные от НДС) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—+——————————+——+——+——+————+————+————+————+——-

Примечание. Особенности учета доходов по обязательному медицинскому страхованию

Услуги, которые оказаны по программам обязательного медицинского страхования, — возмездные. Это следует из гл.39 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, данные услуги медицинское учреждение оказывает в рамках своей предпринимательской деятельности. И при этом не важно, что доходы от оказанных по программе обязательного медицинского страхования услуг не облагаются налогом на прибыль.

Выходит, что, отражая хозяйственные операции по оказанию услуг по обязательному медицинскому страхованию, бухгалтер в 18-м разряде нового счета должен поставить цифру 2.

Ю.Н.Старовойтов

Аудитор

ООО "А.И. Аудит-Сервис"