Восстановление НДС при экспорте

Восстановление НДС экспорт 0%

Учет НДС при экспорте товаров Сделки при продаже товарно-материальных ценностей иностранным контрагентам облагаются НДС по «нулевой» процентной ставке. Такое право закреплено п.1 ст. 164 НК РФ.Нов течение полугода его нужно подтвердить. В случае просрочки, компания обязана рассчитать и уплатить НДС.Кроме того, налоговики насчитают пени весь за период просрочки. Также организации необходимо сдать в инспекцию пакет бумаг для проверки: Контракт (договор-поставки) с иностранным контрагентом; Декларация, выданная таможенными органами, с отметкой «Выпуск разрешен» и датой выбытия; Вся сопроводительная документация: транспортные накладные, коносамент, грузовые накладные и проч. Данный список представлен в общем. Для каждого вида продукции, а также условий доставки ст. 165 НК РФ предусмотрен более развернутый перечень документов. При выполнении вышеперечисленных условий, все собранные бумаги следует подать в ФНС для проведения инспекторами камеральной проверки. К пакету необходимо приложить декларацию (п. 9 ст. 167 НК РФ).В 3 месячный срок налоговики должны решить, правомерно ли заявлена «нулевая» процентная ставка или нет. Также рекомендуем ознакомиться со статьей: «Учет НДС при экспорте-импорте товаров». Восстановление НДС при экспорте Рассмотрим, как проходил процесс исчисления (восстановления) и расчета налога до 01.01.2015 г. НДС, который был представлен к вычету, при экспортной реализации необходимо было восстановить, то есть исчислить. Процедура включала в себя 3 шага: При поступлении товаров от поставщика НДС заявлялся к вычету на основании входящих счетов-фактур; При реализации данных ТМЦ иностранным контрагентамреализация облагалась по»0″ ставке; По факту реализации заявленный к вычету НДС необходимо было восстановить и перечислить в ФНС. Такой порядок был регламентирован п.3пп.5 ст. 170 НК РФ. Но данная норма была упразднена ФЗ от 24.11.2014 № 366-ФЗ. Из этого следует, по мнению многих налогоплательщиков, что восстанавливать заявленный ранее к вычету НДС больше нет необходимости. Однако позиция чиновников в данном случае весьма однозначна: фирма обязана рассчитать и восстановить к уплате входной НДС. Причем данную процедуру следует провести в тот налоговый период (квартал), когдаТМЦ прошли таможенные процедуры. (Письмо Минфина от 28.08.2015 г. № 03-07-08/49710). В разъяснениях Минфин опирается на нормы п.3 ст. 172 НК РФ: при продажах ТМЦ на экспорт,НДС, уплаченный поставщику, подлежит вычету на дату определения базы для налогообложения, а именнона дату выпуска товаров, указанную вдекларации, выданной таможенными органами (ст. 167 НК РФ). Бухгалтерские проводки. Пример №1 Проектная декларация на рекламируемом сайте Для удобства расчётов все примеры приведены в рублях. Фирма ООО «Ромашка» 23.11.2015 г. приобрела товар стоимостной оценкой 1 950 000 руб. (в т.ч. НДС 297 457,63 руб.).14.12.2015г. был подписан контракт с итальянской компанией о продаже ТМЦ в размере2 450 000 руб.21.12.2015г. покупатель оплатил предоплату в размере 35% на сумму 857 500 руб. 13.01.2016г. фирма «Перевозка» доставила ТМЦ до морского порта. За свои услуги фирма предъявила счет-фактуру и акт выполненных работ стоимостной оценкой 380 000 руб. (в т.ч. НДС 57 966,10 руб.) Тогда же право владенияТМЦ переходит покупателю. 08.02.2016г.итальянский контрагент доплатил остаток долга в размере 1 592 500 руб. К 25.03.2016г. все документы по поставке были собраны. 19.04.2016г. бухгалтер подал декларацию и собранный пакет документов на камеральную проверку в ФНС. 16.05.2016г. ФНС вынесла решение о правомерности экспортного НДС. В бухучете необходимо провести следующие записи Дата Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание 19.11.2015 60 51 1 950 000 Перечислена оплата за ТМЦ 41 60 1 652 542,37 Товар оприходован 19 60 297 457,63 Учтен входящий НДС 21.12.2015 52 62 857 500 Получена предоплата от покупателя 62 76 АВ 130 805,08 Выделен авансовый НДС к оплате 76 АВ 51 130 805,08 Уплачен НДС с аванса 31.12.2015 68 19 297 457,63 Входящий НДС предъявлен к вычету 13.01.2016 76 51 380 000 Оплачены услуги 44 76 322 033,9 Отражены расходы по доставке 19 76 57 966,10 Учтен входящий НДС 62 90 2 450 000 ТМЦ прошли таможенный контроль 90 41 1 652 542,37 Списана себестоимость ТМЦ 08.02.2016 52 62 1 582 500 Покупатель оплатил последний транш 31.03.2016 19 68 297457,63 Восстановлен предъявленный к вычету НДС 16.05.2016 76 АВ 62 130 805,08 НДС,уплаченный с аванса предъявлен к возмещению 68 76 АВ 130 805,08 Экспорт не подтвержден Если плательщик НДС не сдалв инспекцию ФНС полный пакет бумаг, то на следующий после окончания срока день он обязан исчислить и перечислить в органы ФНС НДС в размере 10 или 18% (учитывая номенклатуру продаваемого товара). Помимо оплаты плательщик налогов должен подать «уточненку» с указанием расчетных сумм налога. Так как налог оплачивается спустя полгода от указанной в уточняющей декларации даты, налоговики исчисляют пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). Расчет пеней происходит с 21 числа, после отчетного месяца(письмо Минфинаот 28.07.2006 N 03-04-15/140). Однако судьи считают, что исчислять пени необходимо начиная с 181 дняот даты таможенного оформления (Постановление Президиума ВАС от 16.05.2006 N 15326/05). Помимо пеней на организацию могут быть наложены штрафы, предусмотренные ст. 122 НК РФ. Позиции судей по данному делу расходятся. Некоторые полагают, что наложение штрафа неправомерно, в связи с тем, что на сбор бумаг для подтверждение экспортного НДС у налогоплательщика есть 3 года. То есть на 181 день он оплачивает НДС, а после в течение 3 лет может предъявить его возмещению (Постановление Президиума Вас от 11.11.2008 N 6031/08). Но есть примеры противоположных решений (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 N А10-1614/08-Ф02-344/09). Бухгалтерские проводки. Пример №2 Для упрощения примера данные приводятся в рублях. 12.01.2015г. компания ООО «Стелла» заключила контракт с иностранным контрагентом ценой 3 550 000 руб. ТМЦ были приобретены 10.12.2014 г. за 2 750 000 руб. (в т.ч. НДС 419 491,53 руб.). 26.01.2015г. ТМЦ прошлитаможенный контроль. 16.02.2015г. покупатель перечислил оплату. В течение полугода документы собраны не были, и компания оплатила НДС 25.07.2015г. в размере 639 000 руб. (3 550 000 ×18%) 18.11.2015г. пакет бумаг, которые подтверждают экспорт, был собран и 19.01.2016г. передан вместе с декларацией в органы ФНС. 29.02.2016г. Инспекция приняла решение о правомерности применения заявленной «0» процентной ставки. Дата Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание 10.12.2014 60 51 2 750 000 Оплачен товар поставщику 41 60 2 330 508,47 Товар оприходован 19 60 419 491,53 Учтен входящий НДС 31.12.2014 68 19 419 491,53 НДС предъявлен к вычету 26.01.2015 62 90 3 550 000 Товары пересекли границу и право владения перешло к покупателю 90 41 2 330 508,47 Списана себестоимость ТМЦ 16.02.2015 52 62 3 550 000 Покупатель оплатил товар 31.03.2015 19 68 419 491,53 Восстановлен предъявленный к вычету НДС 25.07.2015 68начисл 51 639 000 Оплата просроченного НДС 29.02.2016 68возм 68 начисл 639 000 Начислен НДС к возмещению по неподтвержденному экспорту Государство выражает свою заинтересованность в активизации внешнеэкономической деятельности путем снижения налоговых ставок. Однако процесс их применения имеет много тонкостей и нюансов и вызывает массу вопросов у налогоплательщиков. http://online-buhuchet.ru/vosstanovlenie-nds-pri-eksporte/

Экспорт несырьевых товаров

При экспорте несырьевых товаров вопрос восстановления НДС по товарам (работам, услугам), использованным в экспорте, решается в зависимости от того, когда такие товары (работы, услуги) были приняты на учет (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ).

Вариант 1. Товары (работы, услуги), связанные с экспортом несырьевых товаров, были приняты на учет до 01.07.2016, и НДС по ним был принят к вычету в момент принятия к учету, поскольку предполагалась продажа товаров на внутреннем рынке.

В этом случае при экспорте несырьевых товаров НДС нужно будет восстановить на дату экспортной отгрузки, как и в случае с сырьевыми товарами. И принять к вычету восстановленный НДС можно будет в порядке, описанном выше для сырьевых товаров.

Естественно, если НДС по таким товарам до момента экспорта к вычету не принимался, сделать это можно будет на момент подтверждения ставки 0% или по прошествии 180 календарных дней, если экспорт окажется неподтвержденным.

Вариант 2. Товары (работы, услуги), используемые в экспорте несырьевых товаров, были приняты на учет 01.07.2016 или позже.

Тогда НДС по ним принимается к вычету в общем порядке – на момент принятия к учету – и независимо от того, будут товары экспортироваться или реализовываться на внутреннем рынке. НДС в таком случае восстановлению не подлежит (Письмо Минфина от 12.12.2016 № 03-07-08/73930).

Внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД) – существенная составляющая работы современных предприятий в условиях рыночной экономики. Для России это направление приобрело особую актуальность в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью дальнейшей адаптации к условиям мирового рынка. В настоящее время внешнеэкономические связи в России в большинстве своем представлены экспортом и импортом. Быстроразвивающийся рынок мгновенно реагирует на изменения и подстраивается под новые условия. Реэкспорт стал одним из движущих факторов этого процесса. Однако в рамках данной статьи уделим особое внимание вопросам бухгалтерского учета, валютного и налогового регулирования и контроля операций реэкспорта, не предполагающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации для последующей реализации. Рассмотрим более подробно, что понимается под режимом реэкспорт.

Реэкспорт представляет собой вывоз из государства ранее ввезенных в него товаров с целью последующей перепродажи в другие страны. Реэкспорт в международной практике принято делить на две категории – прямой и косвенный. Отличаются они тем, что при прямом реэкспорте товар завозится на территорию страны, а при косвенном – отправляется напрямую к третьему лицу, минуя условие пересечения границы страны-резидента.

Преимущества использования режима косвенного реэкспорта очевидны.

Во-первых, значительное снижение расходов на транспортировку товара покупателю приводит к сокращению издержек с последующим снижением цены товара, что, несомненно, является конкурентным преимуществом для компании, которая собирается выводить товар на международный рынок, также сокращение сроков доставки приводит к снижению нагрузки на окружающую среду, косвенно экофактор повышает доверие потребителя к поставщику.

Во-вторых, сокращение налогового бремени, а именно: товары, реализуемые в режиме косвенного реэкспорта, т.е. без ввоза на территорию Российской Федерации, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Пунктом 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации не является и, соответственно, этим налогом не облагается. Поэтому согласно действующему порядку применения НДС суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и используемым при реализации такой продукции, нет оснований принимать к вычету. Порядок определения места реализации товаров установлен в ст. 147 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается или транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации

Учитывая, что валютный контроль реэкспортных операций, при которых товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, регламентирован, в данной статье рассмотрим вопросы валютного регулирования и контроля реэкспортных операциях без ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, причем использование термина «косвенный реэкспорт» будет включать сделки (в основном, сделки купли-продажи товаров).

Валютный контроль реэкспортных операций, как правило, сводится к осуществлению валютного контроля безналичных расчетов (по данным внешнеторговым операциям), которые могут осуществляться в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации. Валютное законодательство в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) В результате проведенного анализа валютного законодательства по регулированию реэкспортных операций, был выявлен ряд особенностей.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентом.

Основным документом, подтверждающим сделку в случае реэкспорта, может быть отнесен контракт или договор поставки. При осуществлении такой сделки в целях правильного оформления необходимых документов настоятельно рекомендуют проконсультироваться в уполномоченном банке. В случае ненадлежащего оформления документов для предстоящей сделки банк может предоставить участнику внешнеэкономической сделки мотивированный отказ контроля операций. В рамках действующего валютного законодательства имеется ряд преимуществ использования операций, применяя косвенный реэкспорт.

1) Отсутствие регламентированного пакета документов подтверждающих совершение сделки. Это означает, что для контроля данной сделки в банк должны быть предоставлены любые документы, подтверждающие совершенную операцию. Такими документами могут выступить:

  • договор поставки;
  • инвойс (счет, спецификация);
  • товарная накладная по форме ТОРГ-12;
  • акт выполненных работ;
  • CMR (международная транспортная накладная).

Валютные операции в рамках сделок между резидентами и нерезидентами, предусматривающих приобретение резидентами у нерезидентов товаров за пределами территории Российской Федерации и/или продажу указанных товаров другим нерезидентам без их ввоза на территорию Российской Федерации осуществляются без оформления резидентами паспортов сделок в соответствии с положениями Инструкции Центрального Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

2) Не осуществляется контроль сроков исполнения контрактов со стороны органов валютного контроля, т.е. валютные контролеры не зафиксируют нарушение в случае несвоевременного зачисления валютной выручки согласно срокам, указанным в контракте, в связи с тем, что операции данного типа не подпадают под действие Закона о валютном регулировании.

3) Согласно ст. 2 Федерального Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ под внешнеторговой деятельностью следует понимать деятельности в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

К внешней торговле данная статья относит импорт и (или) экспорт товаров. К импортным операциям относят ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, а к экспортным вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Резюмируя вышеизложенное, требования статьи 19 Закона о валютном регулировании распространяется на внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При совершении такого рода сделки при заключении внешнеторгового контракта следует учесть норму Закона о валютном регулировании о зачислении денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары. Только если условиями внешнеторгового контракта предусмотрено, что продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом комиссий банков посредников, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым контрактом сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации не будет являться нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

Определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентом норм валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю. При определении момента исполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства, в частности, статьей 458 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проиллюстрируем практическим примером.

Контрактом поставки предусмотрено приобретение товаров резидентом у нерезидента на условиях FCA Клайпеда (Инкотермс 2010). В данном случае нерезидент считается выполнившим свои обязательства перед резидентом по поставке товара в момент доставки товаров в оговоренное место поставки. Контракт не предусматривает сроки и обязательства о ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Резидент, заключивший такой внешнеторговый контракт, не подпадает под нарушение и соблюдает требования статьи 19 Закона о валютном регулировании в случае несоблюдения нерезидентом сроков поставки товара.

Демократизация внешнеэкономической политики открыла каждому независимому предпринимателю возможность налаживания международных контактов. Вместе с тем, перед каждым российским предприятием, решившим распространить свой бизнес за пределы страны, встает задача организации бухгалтерского учета на более высоком уровне.

В рамках данной статьи хотелось бы отметить вопрос организации бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей, не предназначенных для реализации в режиме косвенного реэкспорта.

Основными задачами бухгалтерского учета реэкспортных товаров можно считать:

  • контроль за движением товаров от иностранного поставщика до места хранения товаров на территории склада за пределами Российской Федерации;
  • уведомление о точном местонахождении товаров по направлениям их движения и местам хранения;
  • контроль за количественной и качественной сохранностью товаров;
  • учет накладных расходов по реэкспортным операциям;

Бухгалтерский учет реэкспортных товаров зависит от вида реализуемых ценностей.

Материально-производственные запасы (МПЗ) согласно п. 5 ПБУ 5/01 принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Стоимость МПЗ согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и Инструкция по его применению, (утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н.) формируется на счетах 41 «Товары» и 10 «Материалы».

Для обобщения информации о заготовлении и приобретении может также использоваться счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае все расходы по заготовке и доставке товаров, включаемые в их фактическую себестоимость, будут собираться по дебету счета 15, а сформированная фактическая себестоимость товаров будет списываться в дебет счета 41. Чтобы обеспечить оперативный контроль за движением товаров предназначенных для реализации без завоза их на территорию Российской Федерации, организации -реэкспортеры ведут их синтетический учет. Так, к счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:

  • «Реэкспортные товары в пути»;
  • «Реэкспортные товары на складах и переработке за границей»;
  • «Реэкспортные товары для реализации в страны СНГ»;
  • «Импортные товары в пути в РФ».

Последний субсчет представлен в классификации не случайно, так как может возникнуть в хозяйственной деятельности предприятия ситуация, когда на внутренний рынок необходимо будет поставить товары, предназначенные первоначально для реализации с применением режима косвенного реэкспорта. При этом в учете следует в рамках счета 41 «Товары» их переквалифицировать.

Для того чтобы переквалифицировать товар предназначенный ранее для применения режима реэкспорта, одного желания продавца недостаточно. Чтобы ввезти данный товар на территорию Российской Федерации необходимо будет предоставить документы подтверждающие, что товар предназначен для реализации на территории Российской Федерации, таким документом выступает Инвойс (Invoice) производителя, в котором должно быть указано, что товар предназначен для реализации в России. Это обусловлено тем, что в рамках внешнеторговых отношений ценовая политика на один и тот же номенклатурный номер может отличаться в зависимости от условий поставки.

Поэтому организации-импортеру в данном случае следует обратиться к производителю с просьбой переквалифицировать поставленный товар и внести изменения в первичные документы т.е. инвойс в котором будет указано место реализации товаров. Таким образом, в целях правильного отражения реэкспортных товаров в бухгалтерском учете российским покупателям- реэкспортерам необходимо обеспечить полный контроль за движением товаров, а также четко отслеживать, каким образом во внешнеторговом контракте предусмотрен переход права собственности на эти товары, а также возможность реализации этих товаров на внутреннем рынке.

Елена Ранцева

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Учет реэкспортных операций

Реэкспорт товаров — это таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания и возвратом ввозимых таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

Реэкспортные операции связаны с экспортом импортных товаров за рубеж, при этом в операции участвуют как минимум фирмы трех стран:

иностранная фирма — экспортер товара;

российская фирма — импортер товара и экспортер этого же товара;

иностранная фирма — импортер товара.

Правовые взаимоотношения между партнерами сделки определяются контрактами и существующим законодательством по внешнеэкономической деятельности в России. Существуют различные варианты реэкспорта товаров: с завозом на территорию России; без ввоза на территорию России (прямо с территории зарубежной фирмы экспортера к иностранному импортеру), для чего в контракте между российской фирмой и иностранной фирмой-экспортером нужно указать отгрузочные реквизиты иностранной фирмы-импортера.

Во всех случаях российская фирма выступает реэкспортером, т.е. фирма на территории России выступает одновременно в роли импортера по отношению к одной стороне и в качестве экспортера — по отношению к другой. Особенностью реэкспортных товаров является то, что за них ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются.

При завозе на территорию России с целью реэкспорта иностранные товары помещаются под таможенный режим реэкспорта. Для этого представляются внешнеторговые документы (контракт и другие), которые подтверждают, что товар ввозится для экспорта.

Кроме этого, реэкспортер должен представить в таможню гарантийное письмо с обязательством вывезти из России ввезенные товары не позднее шести месяцев с даты таможенного оформления их ввоза, а если эти товары по истечении шести месяцев будут оставлены на территории Российской Федерации, то нужно будет оплатить таможенные пошлины и налоги. В гарантийном обязательстве должен быть указан пункт, через который будет вывозиться реэкспортный товар.

Как правило, на таможне реэкспортера предупреждают о том, что в случае невывоза реэкспортных товаров в течение шести месяцев таможенные пошлины и налоги будут уплачиваться с учетом процентов по кредитам, предоставляемым Банком России. При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта в течение двух лет после ввоза, уплаченные ввозные таможенные платежи подлежат возврату в течение одного года с момента вывоза, но при условии, что реэкспортируемые товары не использовались с целью извлечения дохода и находятся в таком же состоянии, как и на момент их ввоза.

При этом сборы за таможенное оформление реэкспортных товаров взимаются отдельно во время ввоза этих товаров на территорию России, при помещении на склад и при вывозе их с территории России.

Реэкспортные товары в целях контроля за ними помещаются на таможенный склад. Если они вывозятся с территории России в течение трех часов с момента их оформления, то в этом случае товары на таможенный склад не помещаются.

На таможенный режим реэкспорта могут помещаться и те иностранные товары, которые при ввозе изначально были заявлены не как товары, предназначенные для реэкспорта, а к иному таможенному режиму, например, определению их: а) на таможенный склад; б) на склад временного хранения; в) на переработку на таможенной территории; г) в магазин беспошлинной торговли; д) в свободную зону; е) на свободный склад.

В любом случае схема бухгалтерского учета реэкспортных операций строится на основе специфики их совершения по общей схеме импорта и экспорта товара. Например, при получении документов реэкспортером от иностранной фирмы, подтверждающих отгрузку его товаров по заключенному контракту (товары импортные, находящиеся в пути, на момент перехода права собственности), делается запись: Дт 41-3 — «Товары импортные в пути», Кт 60-2 — «Расчеты за товары с иностранными поставщиками».

Российская фирма при исполнении своих обязательств перед другой зарубежной фирмой передает импортный товар на реэкспорт и оформляет записью: Дт 90-22 — «Продажа реэкспортных товаров», Кт 41-3 — «Импортные товары». При этом сумма проводки та же, что и в первой бухгалтерской записи, так как товары переоценке не подлежат.

Такая проводка делается как при реэкспорте товаров без завоза на территорию России, так и с завозом их на ее территорию.

Учитывая, что реэкспортер по контракту с иностранной фирмой является продавцом товара, приобретенного им у другой иностранной фирмы в собственность, при передаче товара на реэкспорт в учете реализация этого товара на момент перехода права собственности должна быть отражена записью: Дт 62-1 — «Расчет с иностранным покупателем», Кт 90-12 — «Реализация экспортных товаров» (работ, услуг), субсчет «Реализация реэкспортных товаров».

А на себестоимость реализации списывается стоимость приобретенного импортного товара записью: Дт 90-22, Кт 41-3.

Расходы по импорту и экспорту товаров учитываются в обычном порядке. Финансовый результат от реэкспорта товаров отражается проводкой: Дт 90-22, Кт 99; или Дт 99, Кт 90-22.

>Восстановление НДС при экспорте: 2 примера учета

В данной статье мы разберем как осуществляется учет и восстановление НДС при экспорте товаров.

Учет НДС при экспорте товаров

Сделки при продаже товарно-материальных ценностей иностранным контрагентам облагаются НДС по «нулевой» процентной ставке. Такое право закреплено п.1 ст. 164 НК РФ.Нов течение полугода его нужно подтвердить. В случае просрочки, компания обязана рассчитать и уплатить НДС.Кроме того, налоговики насчитают пени весь за период просрочки.

Также организации необходимо сдать в инспекцию пакет бумаг для проверки:

  1. Контракт (договор-поставки) с иностранным контрагентом;
  2. Декларация, выданная таможенными органами, с отметкой «Выпуск разрешен» и датой выбытия;
  3. Вся сопроводительная документация: транспортные накладные, коносамент, грузовые накладные и проч.

Данный список представлен в общем. Для каждого вида продукции, а также условий доставки ст. 165 НК РФ предусмотрен более развернутый перечень документов.

При выполнении вышеперечисленных условий, все собранные бумаги следует подать в ФНС для проведения инспекторами камеральной проверки. К пакету необходимо приложить декларацию (п. 9 ст. 167 НК РФ).В 3 месячный срок налоговики должны решить, правомерно ли заявлена «нулевая» процентная ставка или нет.

Также рекомендуем ознакомиться со статьей: “Учет НДС при экспорте-импорте товаров”.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Рассмотрим, как проходил процесс исчисления (восстановления) и расчета налога до 01.01.2015 г. НДС, который был представлен к вычету, при экспортной реализации необходимо было восстановить, то есть исчислить. Процедура включала в себя 3 шага:

  • При поступлении товаров от поставщика НДС заявлялся к вычету на основании входящих счетов-фактур;
  • При реализации данных ТМЦ иностранным контрагентамреализация облагалась по»0″ ставке;
  • По факту реализации заявленный к вычету НДС необходимо было восстановить и перечислить в ФНС.

Такой порядок был регламентирован п.3пп.5 ст. 170 НК РФ.

Но данная норма была упразднена ФЗ от 24.11.2014 № 366-ФЗ.

Из этого следует, по мнению многих налогоплательщиков, что восстанавливать заявленный ранее к вычету НДС больше нет необходимости.

Однако позиция чиновников в данном случае весьма однозначна: фирма обязана рассчитать ивосстановить к уплате входной НДС. Причем данную процедуру следует провести в тот налоговый период (квартал), когдаТМЦ прошли таможенные процедуры. (Письмо Минфина от 28.08.2015 г. № 03-07-08/49710).

В разъяснениях Минфин опирается на нормы п.3 ст. 172 НК РФ: при продажах ТМЦ на экспорт,НДС, уплаченный поставщику, подлежит вычету на дату определения базы для налогообложения, а именнона дату выпуска товаров, указанную вдекларации, выданной таможенными органами (ст. 167 НК РФ).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Бухгалтерские проводки. Пример №1

Для удобства расчётов все примеры приведены в рублях.

Фирма ООО «Ромашка» 23.11.2015 г. приобрела товар стоимостной оценкой 1 950 000 руб. (в т.ч. НДС 297 457,63 руб.).14.12.2015г. был подписан контракт с итальянской компанией о продаже ТМЦ в размере2 450 000 руб.21.12.2015г. покупатель оплатил предоплату в размере 35% на сумму 857 500 руб. 13.01.2016г. фирма «Перевозка» доставила ТМЦ до морского порта. За свои услуги фирма предъявила счет-фактуру и акт выполненных работ стоимостной оценкой 380 000 руб. (в т.ч. НДС 57 966,10 руб.) Тогда же право владенияТМЦ переходит покупателю. 08.02.2016г.итальянский контрагент доплатил остаток долга в размере 1 592 500 руб.

К 25.03.2016г. все документы по поставке были собраны. 19.04.2016г. бухгалтер подал декларацию и собранный пакет документов на камеральную проверку в ФНС.

16.05.2016г. ФНС вынесла решение о правомерности экспортного НДС.

В бухучете необходимо провести следующие записи

Дата Дебет Кредит Сумма, руб.
19.11.2015 60 51 1 950 000 Перечислена оплата за ТМЦ
41 60 1 652 542,37 Товар оприходован
19 60 297 457,63 Учтен входящий НДС
21.12.2015 52 62 857 500 Получена предоплата от покупателя
62 76 АВ 130 805,08 Выделен авансовый НДС к оплате
76 АВ 51 130 805,08 Уплачен НДС с аванса
31.12.2015 68 19 297 457,63 Входящий НДС предъявлен к вычету
13.01.2016 76 51 380 000 Оплачены услуги
44 76 322 033,9 Отражены расходы по доставке
19 76 57 966,10 Учтен входящий НДС
62 90 2 450 000 ТМЦ прошли таможенный контроль
90 41 1 652 542,37 Списана себестоимость ТМЦ
08.02.2016 52 62 1 582 500 Покупатель оплатил последний транш
31.03.2016 19 68 297457,63 Восстановлен предъявленный к вычету НДС
16.05.2016 76 АВ 62 130 805,08 НДС,уплаченный с аванса предъявлен к возмещению
68 76 АВ 130 805,08

Экспорт не подтвержден

Если плательщик НДС не сдалв инспекцию ФНС полный пакет бумаг, то на следующий после окончания срока день он обязан исчислить и перечислить в органы ФНС НДС в размере 10 или 18% (учитывая номенклатуру продаваемого товара). Помимо оплаты плательщик налогов должен подать «уточненку» с указанием расчетных сумм налога.

Так как налог оплачивается спустя полгода от указанной в уточняющей декларации даты, налоговики исчисляют пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). Расчет пеней происходит с 21 числа, после отчетного месяца(письмо Минфинаот 28.07.2006 N 03-04-15/140).

Однако судьи считают, что исчислять пени необходимо начиная с 181 дняот даты таможенного оформления (Постановление Президиума ВАС от 16.05.2006 N 15326/05).

Помимо пеней на организацию могут быть наложены штрафы, предусмотренные ст. 122 НК РФ. Позиции судей по данному делу расходятся. Некоторые полагают, что наложение штрафа неправомерно, в связи с тем, что на сбор бумаг для подтверждение экспортного НДС у налогоплательщика есть 3 года. То есть на 181 день он оплачивает НДС, а после в течение 3 лет может предъявить его возмещению (Постановление Президиума Вас от 11.11.2008 N 6031/08).

Но есть примеры противоположных решений (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 N А10-1614/08-Ф02-344/09).

Бухгалтерские проводки. Пример №2

Для упрощения примера данные приводятся в рублях.

12.01.2015г. компания ООО «Стелла» заключила контракт с иностранным контрагентом ценой 3 550 000 руб. ТМЦ были приобретены 10.12.2014 г. за 2 750 000 руб. (в т.ч. НДС 419 491,53 руб.). 26.01.2015г. ТМЦ прошлитаможенный контроль. 16.02.2015г. покупатель перечислил оплату.

В течение полугода документы собраны не были, и компания оплатила НДС 25.07.2015г. в размере 639 000 руб. (3 550 000 ×18%)

18.11.2015г. пакет бумаг, которые подтверждают экспорт, был собран и 19.01.2016г. передан вместе с декларацией в органы ФНС. 29.02.2016г. Инспекция приняла решение о правомерности применения заявленной «0» процентной ставки.

Дата Дебет Кредит Сумма, руб.

Глава 21 НК РФ предусматривает применение ставки НДС в размере 0%, что, безусловно, наиболее выгодно для налогоплательщика, поскольку не предполагает уплаты налога в бюджет, но при этом дает возможность воспользоваться налоговым вычетом. Уже более полутора лет налогоплательщики-экспортеры, которые приняли НДС к вычету по ресурсам, используемым в «нулевых» операциях, не обязаны восстанавливать НДС, но с учетом того, что выездной налоговой проверке может быть подвергнут период, не превышающий трех календарных лет, считаем, что рассмотрение вопроса о восстановлении НДС в случае применения нулевой ставки будет полезной.

Напомним, что исчерпывающий перечень операций, облагаемых налогом по ставке 0%, установлен в п. 1 ст. 164 НК РФ. К таким операциям относится в том числе и экспорт товаров. На основании ст. 147 НК РФ экспортные товары считаются реализованными в Российской Федерации, вследствие чего уплачиваемый при этом налог определяется в соответствии с нормами главы 21 НК РФ.

Следует иметь в виду, что если товары, отправляемые на экспорт, освобождены от налогообложения на основании ст. 149, то положения п. 1 ст. 164 НК РФ к ним не применяются (письма Минфина России от 1.02.13 г. № 03-07-13/01–2073, от 2.02.11 г. № 03-07-08/32). Такие товары независимо от факта их вывоза за рубеж будут реализованы в льготном порядке. Кто-то может задать вопрос, в чем, собственно, состоит разница, так как в случае использования льготного режима налогообложения, как и при экспорте, налог в бюджет фактически не уплачивается. Действительно, в части начисленного налога разницы нет, зато в части сумм «входного» налога она имеется. Дело в том, что в отличие от льготных операций при экспорте плательщик НДС имеет право на применение налоговых вычетов по НДС, которые традиционно называют экспортным налогом.

Отчетность в налоговую инспекцию

При реализации экспортных товаров обложение НДС производится по нулевой ставке, но при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. При этом на подготовку указанных документов налогоплательщику отводится всего 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Итак, для подтверждения использования ставки налога в размере 0% и налоговых вычетов экспортер обязан представить в налоговый орган следующие документы (п. 1 ст.165 НК РФ):

1) контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (далее — таможенная территория Таможенного союза); если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, в которой содержится информация, необходимая для проведения налогового контроля (в частности, сведения об условиях поставки, сроках, цене, виде продукции).

Для справки. На официальном сайте Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org) размещен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС). На сегодняшний день данный проект одобрен коллегией Евразийской экономической комиссии и направлен в государства-члены союза для проведения внутригосударственного согласования. До вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и иными международными договорами государств-членов, которые определяют таможенные правоотношения, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и единого экономического пространства.

Обратите внимание! Речь идет именно о контракте, заключенном с «иностранцем». Как разъяснено в письмах Минфина России от 8.05.13 г. № 03-07-08/16131, от 1.10.13 г. № 03-07-15/40626, если товары вывозятся из страны по контракту, заключенному с российским налогоплательщиком, то реализация товаров облагается налогом по ставке, применяемой на внутреннем рынке. Единственное исключение касается вывоза товаров (припасов) для использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении такого сырья. В этом случае на нулевую ставку налога может рассчитывать и налогоплательщик, заключивший контракт с российской стороной, которая осуществляет деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке указанного месторождения. В этом случае наряду с контрактом понадобятся и копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров (припасов) в пункт назначения, который находится на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации. Например, в отношении товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта автомобильным транспортом покупателя, организация-экспортер может представить в налоговый орган любой документ с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающими убытие за пределы территории Российской Федерации экспортированных товаров указанным автомобильным транспортом (письмо Минфина России от 16.04.13 г. № 03-07-08/12729).

Конкретный перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий экспортного контракта, вида экспортируемых товаров, условий перевозки, вида транспорта и др.

Подтверждающие документы подаются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, действующей с налогового периода за I квартал 2015 г., утверждена приказом ФНС России от 29.10.14 г. № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Если экспортер представил требуемые документы в налоговую инспекцию в течение 180 календарных дней, то он подтвердил свое право на использование ставки налога в размере 0%. В случае, если в указанный срок необходимые документы не были представлены, экспортеру придется заплатить налог, исчисленный по ставкам 10 или 18% (в зависимости от вида реализуемого товара). Такой НДС обычно именуют налогом с неподтвержденного экспорта.

О принятии к вычету сумм НДС при реализации «экспортных» товаров

Касаясь вопроса о принятии к вычету сумм НДС при реализации «экспортных» товаров, необходимо иметь в виду, что с 1 июля 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 30.05.16 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок принятия к вычету сумм «входного» НДС в отношении экспортных операций, облагаемых НДС по ставке 0%.

Согласно общему правилу вычеты сумм налога, которые предусмотрены пп. 1–8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы в соответствии со ст. 167 НК РФ (п. 3 ст. 172).

Вычеты сумм налога, указанных в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, определенных ст. 165 НК РФ.

Положения п. 3 ст. 172 НК РФ не распространяются на операции по реализации:

товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (за исключением сырьевых товаров) (п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ); драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку Российской Федерации, банкам (п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Таким образом, вычеты сумм НДС в случае реализации «экспортных» товаров (за исключением сырьевых), принятых на учет с 1 июля 2016 г., производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, т. е. при принятии их на учет на основании выставленных поставщиками счетов-фактур. До указанной даты применить вычет по суммам «входного» налога, относящегося к экспортной реализации, экспортер мог в последний день квартала, в котором им собран комплект документов, подтверждающих нулевую ставку налога.

О восстановлении НДС при использовании ставки 0%

Относительно вопроса о восстановлении НДС необходимо отметить, что до 1 января 2015 г. в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ была предусмотрена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы «входного» НДС, если в дальнейшем оказывалось, что принятые к вычету суммы налога относятся к экспортной реализации. С 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону от 24.11.14 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ был признан утратившим силу, поэтому с указанной даты налогоплательщики-экспортеры, принявшие НДС к вычету по ресурсам, используемым в «нулевых» операциях, не обязаны восстанавливать НДС.

Если решение о назначении выездной проверки принято в 2016 г., то ею будут охвачены 2013, 2014 и 2015 гг., поэтому считаем, что в интересах экспортеров коснуться вопроса о восстановлении НДС при использовании ставки 0% в отношении сделок, осуществленных ими до 1 января 2015 г.

Итак, одним из случаев восстановления налога, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ, является дальнейшее использование товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав в «нулевых» операциях. Причем в законодательстве было определено, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету. Как было установлено в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановление производится в том налоговом периоде, когда осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), обложение налогом которых производится по ставке 0%. При этом восстановленные суммы налога подлежат вычету (за исключением сумм, восстановленных согласно п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ) в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164, с учетом особенностей, определенных ст. 167 НК РФ.

Таким образом, по купленным для перепродажи товарам вычет налога используется в том налоговом периоде, когда возникло право на его применение. Если же товары экспортированы, то на дату отгрузки НДС в размере, ранее принятом к вычету, необходимо восстановить и применить вычет по ним в том налоговом периоде, когда нулевая ставка будет подтверждена.

Вместе с тем в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ говорилось не только о товарах (работах, услугах), но и об основных средствах, нематериальных активах и имущественных правах, используемых в «нулевых» операциях, однако при этом отсутствовали какие-либо разъяснения относительно механизма восстановления налога по указанным активам. Поэтому у налогоплательщика возникает много вопросов, особенно по основным средствам, которые начинают использоваться для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ.

Обратите внимание! Минфин России в письме от 27.06.12 г. № 03-07-08/163 разъясняло, что норма п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ распространяется лишь на те товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы и имущественные права, которые были приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 (10)%, но в последующем стали использоваться для операций, подлежащих налогообложению по ставке налога 0%. Иными словами, если основное средство было приобретено налогоплательщиком для одновременного использования в операциях по реализации на внутреннем рынке и за рубежом, то налог восстанавливать не нужно.

Если исходить из буквального прочтения п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, то каждый раз, когда основное средство начинает использоваться для экспортных поставок, по нему налогоплательщик обязан восстанавливать налог, и в таком случае не имеет значения ни величина начисленной амортизации, ни сам объем экспорта.

Отсутствие четкого регламента восстановления налога по основным средствам в НК РФ попытался восполнить Минфин России в письме от 1.06.12 г. № 03-07-15/56 (далее — Письмо № 03-07-15/56), в котором указано, что применительно к порядку восстановления НДС, установленному п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, расчет этого налога, подлежащего восстановлению по основным средствам, производится исходя из суммы налога, принятой к вычету, в той доле, в которой основные средства используются при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке налога, и пропорционально остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (абзац 5 Письма № 03-07-15/56).

В соответствии с абзацем 4 п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, восстановленные на основании данной нормы, подлежат вычету в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке. В связи с этим при дальнейшем использовании основных средств в операциях, облагаемых по нулевой ставке, принятые к вычету согласно указанной норме суммы НДС повторному восстановлению не подлежат.

Иными словами, Минфин России предложил свой порядок восстановления налога по основным средствам, согласно которому:

НДС восстанавливается однократно (т. е. налог, восстановленный при первой экспортной реализации, при последующих отгрузках не восстанавливается); сумма НДС восстанавливается пропорционально остаточной (балансовой) стоимости основного средства без учета переоценки; восстанавливаемая сумма НДС определяется с учетом доли, в которой основное средство используется для экспортных операций (Минфин России распространил эту операцию также на те основные средства, которые применяются для производства экспортной продукции).

Между тем согласно Решению ВАС РФ от 26.02.13 г. № 16593/12 некоторые положения Письма № 03-07-15/56 признаны недействующими и вот почему: суд указал, что данное письмо является письменным разъяснением для налоговых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Содержащееся в нем толкование п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ порождает право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам, которые могут повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе прав и законных интересов общества в осуществляемой им сфере предпринимательской деятельности, связанной с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.

В соответствии со ст. 38 НК РФ для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Характеристика основных средств содержится в приказе Минфина России от 30.03.01 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет основных средств“ ПБУ 6/01». Определение понятия «основное средство» также имеется в ст. 257 НК РФ. Следовательно, для целей налогообложения и бухгалтерского учета, показатели которого применяются при исчислении налогов, понятия «товар» и «основное средство» имеют различные правовые значения.

При использовании средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) такие орудия производства квалифицируются в качестве основных средств. В случае отчуждения основных средств они переходят в категорию товаров как предназначенные для реализации налогоплательщиком.

На основании п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ на налогоплательщиков налагается обязанность по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых определено в п. 1 ст. 164 НК РФ с применением налоговой ставки 0%.

Из содержания п. 3 ст. 170 НК РФ, посвященного восстановлению НДС, усматривается, что только в отдельных случаях, которые обозначены в п.п. 1, 2 и 6, возможна постановка вопроса о восстановлении сумм НДС по основным средствам, используемым налогоплательщиками в процессе как производства продукции (товаров, работ, услуг), так и их реализации.

Следовательно, применительно к основным средствам правила, установленные п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, относятся только к средствам труда, применяемым в операциях по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%. На основные средства, используемые налогоплательщиком при производстве продукции (товаров), данные правила не распространяются, так как в указанном подпункте упоминание об основных средствах, используемых в производстве товаров (работ, услуг), отсутствует.

В соответствии с п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщики обязаны восстанавливать суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету (в том числе в отношении основных средств), но в нем отсутствуют предписания, обязывающие налогоплательщиков производить расчет частей (долей), в которых основные средства используются в операциях, облагаемых по налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 164 НК РФ, определять пропорции НДС и вести необходимый в таких случаях раздельный учет сумм названного налога в порядке, аналогичном установленному в п. 4 ст. 170 НК РФ, для налогоплательщиков, которые осуществляют операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения.

Таким образом, содержащееся в абзаце 5 Письма № 03-07-15/56 разъяснение о необходимости расчета НДС, подлежащего восстановлению по основным средствам, исходя из сумм налога, принятых к вычету в той доле, в которой основные средства используются при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, не основано на нормах НК РФ, регламентирующих вопросы восстановления принятых к вычету сумм НДС при использовании основных средств в операциях реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%.

Количество случаев восстановления сумм НДС в отношении одного и того же объекта основных средств в НК РФ не установлено.

Поэтому разъяснение, изложенное во втором предложении абзаца 6 Письма № 03-07-15/56, об отсутствии у налогоплательщика обязанности повторно восстанавливать суммы НДС также не основано на нормах НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых названным законодательством.

С учетом изложенного в соответствии с Решением ВАС РФ № 16593/12 признаны не соответствующими НК РФ и не действующими в указанных частях:

абзац 5 в части слов «в той доле, в которой основные средства используются при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке налога, и»; второе предложение абзаца 6 Письма № 03-07-15/56.

С учетом данного решения суда и исходя из буквального прочтения нормы п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ с 26 февраля 2013 г. каждый раз, когда основное средство будет использоваться налогоплательщиком для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, придется восстанавливать налог в полной сумме. Принять его к вычету можно в том налоговом периоде, когда нулевая ставка налога будет подтверждена налогоплательщиком.

Следовательно, в сущности механизм восстановления налога по основным средствам, участвующим в экспортной реализации (по нашему мнению, прежде всего это касается транспортных средств), представляет собой своего рода беспроцентный кредит, который налогоплательщик дает бюджету до тех пор, пока его основное средство участвует в экспортных поставках.

Бухучет экспорта

Экспортные операции нужно фиксировать обособленно от прочих операций. Это отдельное направление деятельности, которое будет облагаться НДС по специальной ставке. Правильный бухучет служит этим целям:

  • Контроль над своевременной доставкой продукции иностранным получателям.
  • Получение точных данных о статусе операции и местоположении груза.
  • Контроль над численной и качественной целостностью груза.

К СВЕДЕНИЮ! Учет осуществляется на основании документации: контракт на поставку продукции, паспорт сделки, таможенные декларации, счет-фактура, накладные, соглашения о страховании груза, декларации, счета контрагентов, акты об исполненных работах.

Расчеты по экспорту обычно производятся в валюте. Для ее использования нужно проделать эти действия:

  • Создание валютного счета. Под каждую валюту открывается свой счет.
  • Использование счета 52. В рамках операции выполняется эта проводка: ДТ52 КТ62.
  • При покупке-продаже валюты используются счета 57 и 91.
  • Расчеты выполняются в двух валютах: зарубежной и российской.
  • Создание обособленного счета для учета экспортных операций.

Обособленный счет необходим для этих целей:

  • Обособление операций по экспорту от операций, которые будут облагаться НДС по стандартным ставкам.
  • Контроль над тем, что иностранные контрагенты произвели оплату в полном объеме (пункт 1 статьи 19 ФЗ №173 «О регулировании» от 10 декабря 2003 года).
  • При таком учете проще не начислять НДС по авансам от иностранных контрагентов (пункт 1 статьи 154НК).
  • Контроль над сроками, положенными для пользования правом на использование ставки 0% (пункт 9 статьи 165 НК).
  • Отслеживание даты перехода прав на товар тогда, когда она не совпадает с датой отгрузки.

У компании возникает необходимость учитывать дополнительные экспортные операции. При этом применяются эти проводки:

  • ДТ76 КТ51, 52 и ДТ44 КТ76. Расчеты по пошлинам.
  • ДТ45 КТ41, 43 и ДТ90 ДТ45. Учет отгрузки. Эти записи становятся актуальными тогда, когда дата перехода прав собственности не совпадает с датой отгрузкой.

Учет вспомогательных операций нужен также для этих целей:

  • Восстановление НДС, который ранее был принят к вычету в стандартном порядке. Актуально это только тогда, когда есть нужда выполнить вычет НДС по нормам экспорта.
  • Определение пени по НДС.
  • Списание после 3 лет НДС по операции, которая не была подтверждена.

Бухгалтеру нужно следить за тем, чтобы все первичные документы были составлены правильно.

Бухучет импорта

В рамках бухучета импортные ТМЦ отражаются по их реальной себестоимости. Порядок ее определения прописан в пункте 6 Положения по бухучету «Учет МПЗ» (ПБУ 5/01). Этот же порядок актуален и для определения начальной стоимости купленных основных средств. В бухучете к фактическим тратам на покупку импортной продукции относятся эти расходы:

  • Суммы по соглашению с контрагентом.
  • Оплата за информацию и консультацию, которые приобретены в связи с импортной операцией.
  • Таможенная пошлина.
  • Невозмещаемые налоги по покупке товара.
  • Вознаграждение посреднику, который участвовал в импортной операции.
  • Траты по доставке продукции, ее страхованию.
  • Траты по привлечению займов.
  • Траты по доведению продукции до состояния, пригодного к эксплуатации.
  • Оплата банковских услуг.

В бухучете у импортера появляются эти проводки:

  • ДТ07, 08, 10, 15, 41 КТ60. Оприходование импортной продукции. Первичным документом является транспортная накладная.
  • ДТ07, 07, 10, 15, 41 КТ60. Траты на перевозку, страхование товаров на основании положений Инкотермс.

При транспортировке продукцию через таможню начисляется пошлина. Она отражается в графе 47 ГТД.

Используемые бухгалтерские проводки

При совершении импортных операций вносятся эти записи:

  • ДТ07, 8, 10, 12, 41 КТ76. Начисление таможенных сборов.
  • ДТ76 КТ51, 52. Уплата таможенных платежей.
  • ДТ19 КТ76. Начисление таможенного НДС.
  • ДТ76 КТ51, 52. Уплата НДС на таможне.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.

Учет таможенных платежей определяется порядком налогообложения импортной продукции. Вышеуказанные проводки применяются в том случае, если НДС может быть принят к вычету. Импортная продукция может быть подакцизной. В этом случае выполняются эти записи:

  • ДТ7, 8, 10, 15, 41, 19 КТ76. Начисление акциза, который выплачивается на таможне.
  • ДТ76 КТ51, 52. Уплата акциза на таможенной границе.

Для отражения таможенных платежей рекомендуется открыть субсчета к счету 76:

  • 1 – пошлина.
  • 2 – сбор в российской валюте.
  • 3 – таможенный сбор в валюте.
  • 4 – выплата таможенного НДС.

Конкретные субсчета открываются в зависимости от нужд конкретной компании.

Рассмотрим все используемые проводки:

  • ДТ60 КТ52. Перечисление средств иностранному контрагенту.
  • ДТ76 КТ51. Оплата таможенных сборов.
  • ДТ07 КТ60. Поступление зарубежной техники для монтажа.
  • ДТ08/4 КТ60. Поступление зарубежных средств основного запаса.
  • ДТ01 КТ08/4. Оприходование ОС.
  • ДТ10 КТ60. Поступление зарубежных материальных запасов.
  • ДТ41 КТ60. Поступление импортной продукции.
  • ДТ7, 8, 10, 41 КТ76. Включение таможенной пошлины в себестоимость товара.
  • ДТ7, 8/4, 41 КТ60. Траты на доставку продукции.
  • ДТ19 КТ60. НДС по тратам на транспортировку.
  • ДТ68 КТ19. Вычет НДС.
  • ДТ60 КТ91/1. Отрицательная разница в валютных курсах.
  • ДТ91/2 КТ60. Положительная разница в валютных курсах.

Каждая запись включает в себя дату операции, ее сумму.

Бухгалтерский учет экспорта товаров

При сделках по экспорту расчеты между контрагентами ведутся не только в рублях, но и в иностранной валюте. Для этой цели предприятия открывают валютные счета, регулярно осуществляют покупку-продажу валютных ценностей и вычисляют курсовые разницы. Причиной возникновения курсовых разниц становятся валютные колебания, которые надо учитывать при пересчете показателей деятельности из иностранной валюты в национальную (рубли) при отражении в учете и отчетности.

Учет экспортных и импортных операций, курсовых разниц ведется по правилам ПБУ 3/2006. Суммы курсовых разниц списываются на 91 счет. Положительные курсовые разницы относятся в состав прочих доходов, а отрицательные – прочих затрат (п. 13 ПБУ 3/2006). В учете этот показатель отражается с привязкой к периоду, в котором было произведено погашение денежных обязательств по внешнеэкономической сделке.

Как организовывается бухучет: экспорт показывается отдельно от остальных договоров, все затраты и отправляемые партии товаров отражаются на аналитических субсчетах (например, 76/Экспорт или 41/Экспорт). Дополнительно возникают обязательства по уплате таможенных сборов – они показываются на счете 76.

Акциз при экспорте не начисляется согласно ст. 183 НК РФ, при условии ведения отдельного учета операций по таким подакцизным товарам. Основанием для занесения в учет данных о проведенной внешнеэкономической операции являются первичные документы, подтверждающие отгрузку продукции, ее оплату и погашение обязательств перед посредниками.

Бухгалтерские проводки при экспорте товаров

Когда компании поступает от покупателя оплата на валютный счет в банке, в учете делается запись Д52 – К62. При обмене валюты используются типовые корреспонденции со счетом 57:

  • Д57 – К52 – направлена иностранная валюта для обмена на рублевый эквивалент;
  • Д51 – К57 – операция по продаже валюты одобрена банком, обмен произведен, деньги зачислены на расчетный счет.

Если при переоценке валютных задолженностей произошло увеличение рублевого эквивалента суммы, составляется проводка по обозначению положительной курсовой разницы Д57(62) – К91.1. Если рублевое выражение суммы уменьшилось, то речь идет об отрицательных курсовых колебаниях. Это показывается записью Д91.2 – К57(62).

Пример отражения в журнале хозяйственных операций сделки по экспорту товарных изделий. Исходные данные:

  • стоимость экспортированной партии товаров равна 25 тыс. евро;
  • курс евро по данным ЦБ РФ на дату отгрузки – 76,85 руб., на дату оплаты – 76,95;
  • таможенный сбор – 0,1% от стоимости груза;
  • услуги транспортной компании оцениваются в 102 005 руб.;
  • себестоимость товаров 722 500 руб.

Бухучет при экспорте товаров будет базироваться на таких записях по синтетическим счетам (порядок организации аналитического учета каждое предприятие утверждает самостоятельно):

  • Д62 – К90.1 – произведена поставка иностранному контрагенту на сумму 1 921 250 руб. (25 000 х 76,85);
  • Д44 – К76 – учет таможенных платежей при экспорте товаров в сумме 1921,25 руб. (25 000 х 76,85 х 0,1%);
  • Д76 – К51 – произведено погашение обязательств по таможенным платежам в сумме 1921,25 руб. (если бы сбор платился в валюте, то по кредиту надо было бы указать не 51, а 52 счет);
  • Д44 – К60 – 102 005 руб. – начислена задолженность за оказанные услуги по перевозке груза транспортной компанией;
  • Д60 – К51 – 102 005 руб. – оплачены счета, выставленные перевозчиком;
  • Д52 – К62 – поступила оплата от покупателя в размере 1 923 750 руб. (25 000 х 76,95);
  • Д62 – К91.1 – образовалась положительная курсовая разница 2500 руб. (1 923 750 – 1 921 250)
  • Д90.2 – К41 – списание себестоимости проданных товаров в сумме 722 500 руб.;
  • Д90.2 – К44 – списаны реализационные издержки 103 926,25 руб. (1921,25 + 102 005).

О том, как при экспорте учитывается налог плательщиками НДС можно прочесть в этой статье.

Правильность и корректность проведения всех этапов сделок с иностранными покупателями помогает подтвердить аудит экспортных операций.

Если российская компания выступает в качестве посредника при поставке товаров в другие государства, то для учета будут характерны такие типовые корреспонденции:

  • Д43/Экспорт – К20 – оприходование готовой продукции, предназначенной для экспорта;
  • Д45/Экспорт – К43/Экспорт – произошла отгрузка продукции иностранному контрагенту.