Воспитательная функция права

УДК 340.11

Страницы в журнале: 22-24

Н.А. МАКАРОВА,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Саратовского юридического института МВД России

Статья посвящена анализу охранительной функции права как неотъемлемого компонента воздействия современного российского права. С учетом положений, которые уже были выработаны наукой, а также последних изменений, произошедших в обществе и государстве, формулируются основные признаки данной категории, подчеркивается значимость охранительной функции права на современном этапе.

Ключевые слова: функция, право, воздействие, общество, охрана, защита, охранительная функция, регулятивная функция, метод, способ, санкция, социальное назначение, порядок.

About a role of the guarding function of the law in a life of a modern Russian society

Makarova N.

Право — один из основных социальных институтов, самая известная и важная система норм, которая когда-либо была создана человечеством. Несмотря на то что в конце XIХ — начале ХХ века активно обсуждались идеи возможного отказа от права, связанные с появлением принципиально иных рычагов воздействия на личность, ее сознание и поведение, практика последующих десятилетий наглядно показала, что ни одно современное общество и его политическая организация — государство — не могут функционировать не только в отсутствии правовых норм, но и даже в случае уменьшения их роли и значения, потери доверия к таким нормам. Столь большое значение права в жизни современного общества и стало залогом того, что право является одним из основных объектов научных исследований не только теории права и государства, но и многих других, в том числе и неюридических, наук.

Советская правовая школа пыталась определить, что есть право, исходя главным образом из его формальной стороны. То есть право рассматривалось либо сугубо как система правовых норм, либо как набор нескольких других правовых категорий, как правило, правоотношений и правосознания. И только после того, как более внимательно исследуется такая категория, как функции права, право начинает трактоваться не только как формальная совокупность норм, правил или других элементов, но и как работающая, функционирующая система, ценная не сама по себе, а именно тем, что она работает, действует, оказывает влияние на процессы, происходящие в обществе. Следовательно, современный научный анализ права не может не учитывать роль и значение функций права как основных направлений его воздействия на общественную жизнь — единственного показателя подлинности права, его пользы для социума.

В теории права и государства все правовые функции традиционно классифицируются на две большие группы: собственно-юридические (регулятивная и охранительная) и общесоциальные (экономическая, воспитательная, политическая и др.). Таким образом, спектр направлений правового воздействия чрезвычайно широк. На наш взгляд, пониманию природы права прежде всего должно способствовать более детальное изучение не всех, а именно основных, т. е. собственно-юридических, функций права. В данном контексте такие функции уместно назвать даже собственно-правовыми, т. е. такими, исследование которых позволит охарактеризовать собственно право, раскрыть его основные свойства, отразить базовые направления его воздействия, показать уникальность права, его отличие от прочих разновидностей социальных норм. Именно такой подход может позволить наконец отойти от попыток поиска досконально точного определения понятия права, что на практике вообще вряд ли возможно, и обратить внимание на то, действует ли право, функционирует ли оно.

Итак, в качестве собственно-юридических функций права большинство ученых признают две основные функции — регулятивную и охранительную. Причем приоритет, как правило, отдается не охранительному, а регулятивному направлению правового воздействия. Более того, нередко охранительную функцию права вообще рассматривают как часть регулятивного направления.

Прежде чем сформулировать дефиницию охранительной функции права, необходимо выделить ее характерные черты. Следует отметить, что в научной литературе вопрос об основных свойствах охранительной функции права разработан недостаточно. Мы тем не менее попытаемся выделить черты данного направления правового воздействия.

Во-первых, поскольку основным критерием классификации функций российского права нам видятся задачи, стоящие перед правом, то охранительная функция права прежде всего отличается от остальных направлений правового воздействия особой целевой направленностью. Еще в 1963 году С.С. Алексеев отмечал: «Охранительная («негативная”) функция выражается в том, что право нацелено на вытеснение общественных отношений, которые чужды народу, его интересам». Таким образом, можно отметить, что специфической чертой охранительного направления правового воздействия является его нацеленность на сохранение текущего (нормального) общественного порядка, поддержание безопасности за счет вытеснения отношений, противоречащих такому порядку.

Во-вторых, охранительное направление правового воздействия осуществляется при помощи специфических методов, способов и приемов, включающих правовые запреты, санкции, реализацию юридической ответственности, мер государственного принуждения и т. д. Поскольку цель охранительного воздействия — не допустить противоправного вмешательства в сферу действия права, то основным методом, каким осуществляется охранительная функция, является правовой запрет. Действенность правового запрета обеспечивается санкцией — указанием на форму и меру наказания за его нарушение. Конкретно охранительное воздействие права выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение таких деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, допустившим правонарушение.

В-третьих, охранительная функция права — это такое направление правового воздействия, без которого невозможно качественное осуществление всех остальных функций права. Недостаточная результативность правового влияния в отсутствие охранительного направления является очевидной. Другими словами, эффективность общерегулятивного направления правового воздействия и каждой социальной функции в отдельности существенно снижается, если такое воздействие не охраняется при помощи правовых запретов и санкций. В отсутствие охранительного направления правового воздействия обществу и государству остается полагаться на добропорядочность субъектов общественных отношений, что зачастую приводит к отрицательным последствиям: росту числа правонарушений, ухудшению социальной политической и экономической обстановки и др.

Наконец, в-четвертых, охранительная функция является показателем политического и культурного уровня развития общества. С данным утверждением нельзя не согласиться, так как роль охранительной функции права в обществе и государстве в действительности является прямым отражением ступени развития, которой достигло то или иное общество в целом и совокупность входящих в данное общество индивидов. То есть если потребность в охранительном воздействии права высока, можно констатировать, что порядок общественных отношений, сложившихся в данном социуме, далек от правового, а степень правосознания большинства его членов является невысокой. Как следствие, на таком же уровне, как правило, находятся экономика, культура, социальная сфера и т. д.

Необходимо отметить, что и в советской, и в российской теории права и государства недостаточное внимание уделялось и уделяется рассмотрению основных черт охранительной функции права; наблюдается и еще одна довольно характерная тенденция: определяя общее понятие функций права, большинство авторов, как правило, не формулируют определений конкретных правовых функций. Это особенно актуально для охранительной функции, которая, как уже отмечалось, исследовалась гораздо реже, чем многие несобственно-юридические функции права.

В научной литературе можно встретить следующие дефиниции охранительной функции права. «Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения». А.И. Бобылев считает, что «охранительная функция права — это направление правового воздействия на общественные отношения, связанные с охраной и защитой наиболее значимых общественных отношений. Это такой способ воздействия на поведение людей, который выражается в установлении запретов, применении юридической ответственности при нарушении тех или иных правил поведения».

В целом такие выводы возражений не вызывают, однако каждое из этих определений может быть несколько скорректировано или дополнено. Например, ссылка на общественные отношения в качестве главного объекта охранительного воздействия несколько сужает эту сферу. В данной ситуации наиболее приемлемой в качестве объекта охранительного влияния, на наш взгляд, является «общественная жизнь». Использование этого словосочетания, с одной стороны, подчеркивает историческую связь права с социумом (право появилось и стало развиваться именно по мере усложнения структуры общественных отношений). С другой стороны, общественная жизнь является конечным результатом, проекцией воздействия на каждого отдельного индивида, что в свою очередь проявляется во взаимодействии индивидов. Кроме того, термин «общественная жизнь» позволяет охватить неопределенно широкий круг субъектов, являющихся частью этой жизни: общество, государство, объединения, организации и т. д., которые также служат объектами охранительного влияния права.

Одной из неотъемлемых характеристик охранительной функции современного российского права нам видится ее зависимость от сущности и социального назначения права. Наличие охранительной функции связано с тем, что одной из основных задач, стоящих перед правом, является охрана ключевых социальных ценностей; но в то же время принудительность права, его «силовая» сторона есть неотъемлемая черта правовых норм, без которой они перестают быть правом как таковым, теряют свою социальную ценность.

Таким образом, под охранительной функцией российского права мы предлагаем понимать обусловленное сущностью и социальным назначением права одно из основных направлений правового воздействия на общественную жизнь, осуществляемое при помощи правовых запретов, санкций и других мер, посредством которых обеспечивается сохранность ключевых социальных ценностей: нормального порядка общественных отношений, прав и свобод человека и гражданина и др.

Охранительное направление правового воздействия является одним из самых главных на данном этапе развития российского государства, важной частью правопонимания. Конечно, «для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой — некоторое сужение сферы применения государственного принуждения». Но все это не должно сказываться на изучении принудительной стороны современного права, его охранительной функции. Необходимо понимать, что в отсутствие охранительного направления воздействия само право потеряет свое качественное своеобразие, перестанет отличаться от прочих разновидностей социальных норм, утратит свои позиции как универсального средства упорядочивания общественных отношений.

Кроме того, необходимо помнить, что не нужно понимать охранительную функцию права слишком узко, в частности, полагать, что она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Назначение охранительной функции права как раз и состоит в предотвращении нарушений норм права. Запреты совершать действия, попирающие права граждан, предусмотрение охранительных юридических фактов, установление санкций служат в том числе и этой цели.

Учитывая вышесказанное, необходимо констатировать, что трудности, с которыми сталкивается современное российское общество в процессе построения государства и права нового типа, во многом связаны с недооценкой права, неверным пониманием его сущности и функций. В такой ситуации предметом научных исследований должны становиться все стороны правового воздействия, а не только «положительная часть спектра», даже если такое изучение не вписывается в русло общепринятой правовой доктрины. Только в этом случае возможно более полно проанализировать сущность и особенности современного права, разобраться в причинах неэффективности его воздействия.

Библиография

3 См., например: Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). — М., 2005. С. 168—177.

4 Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Курс лекций. Выпуск первый. — Свердловск, 1963. С. 65.

5 См.: Теория государства и права: Учеб. / Под ред. П.В. Анисимова. — М., 2005. С. 104.

6 См.: Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 2005. С. 163.

8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. — М., 1995. С. 220.

9 Бобылев А.И. Указ. раб. С. 14.

10 Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 9.

11 См.: Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. — Волгоград, 1970. С. 110—111.

Левина Светлана Викторовна — аспирант Института права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (Тамбов).

Раскрывается содержание воспитательной функции права и правовой культуры; сопоставляются эти понятия, рассматривается их соотношение. Отмечаются основные элементы их синтеза как необходимые средства формирования и стимулирования позитивного социального развития гражданского общества.

Ключевые слова: право, воспитательная функция права, правовая культура, правовое воспитание, гражданское общество.

Educational function of law and legal culture: subject and forms of coexistence
S.V. Levina

Key words: law, educational function of law, legal culture, legal education, civil society.

В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике, формирования гражданского общества и правового государства право является мощным средством закрепления, регулирования и охраны общественных отношений, складывающихся в результате жизнедеятельности людей. Именно оно, реализуясь через создаваемые на его основе правовые отношения, воздействует на поведение граждан, коллективов, общественных организаций, государственных органов и должностных лиц, обеспечивает решение глобальных и повседневных задач по формированию позитивных процессов развития государства, определяет изначальный базис и последующую динамику жизнедеятельности общества. Российское государство демократизируется, стремясь обеспечить верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, охрану непротивоправных интересов личности, закрепляет взаимную ответственность между собой и гражданами, защищает общество от произвола властей. На арену общественной жизни выходит независимое от политических установок и корыстных интересов право, выступающее гарантом законности и справедливости <1>.
———————————
<1> Полищук Н.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: Моногр. / Под ред. С.А. Комарова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2008. С. 3.

Среди множества противоречий, существующих сегодня в российском обществе, наблюдается и парадоксально-причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, с другой — наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину политико-юридического бескультурья. В первом случае законы откровенно не уважаются, игнорируются, нарушаются; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Указанные крайности — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. Если правовой нигилизм в самом общем плане означает отрицание или недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку, идеализацию. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, незрелым правосознанием, дефицитом правовой воспитанности и культуры <2>. Именно от уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. Уровень общей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития — необходимое условие правильной постановки цели в праве, достижения успеха в правовом регулировании <3>.
———————————
<2> Матузов Н.И. Правовая культура, правовое государство и демократическое развитие общества // Правовая культура. 2008. N 2. С. 40.
<3> Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica: науч. тр. МГЮА. 2004. N 5. Т. LXIII. С. 382.

В более современных трактовках, например в трактовке Т.Н. Радько, воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и оказывать влияние на мысли и чувства людей. Одной из важнейших задач воспитательной функции права, по его мнению, является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан. Необходимо учитывать, что в праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, поэтому оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей цели <7>.
———————————
<7> Радько Т.Н. Теория государства и права: Учеб. 2-е изд. М., 2009. С. 752.

Личность как социальный субъект развивается по общественным законам <8>. Естественно, что и реализация воспитательной функции права начинается с усвоения нравственных ценностей общества, норм в семье, школе, в общении, в том числе в играх со сверстниками, товарищами и друзьями. С самого детства закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях за жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. Мы согласны с М.И. Ковалевым, который считает, что «достоинство сохраняется благодаря передаче по наследству строго определенных физиологических, психических и душевных качеств, присущих человеческому существу, и индивидуальных признаков, присущих родителям (в общем плане)» <9>, от родителей к детям переходит то духовное и нравственное, что дает им право, при выполнении воспитательной функции (в частном порядке).
———————————
<8> Пырин А.Г. Персонализация прав // Науч. тр. МГЮА. 2007. N 1. С. 27.
<9> Ковалев М.И. Генетика человека и его права (юридические, социальные и медицинские проблемы) // Государство и право. 1994. N 4. С. 22.

Вместе с тем воспитательная функция права состоит в неразрывной связи с общей культурой, где большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Являясь составной частью всей культурной жизни общества, данная функция способствует просвещению и воспитанию массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества и государства.
Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону и праву, а находит завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре, связанной, в свою очередь, с овладением основами юридических знаний, уважением к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям и борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом тоже является задачей этой функции.
К средствам реализации воспитательной функции права можно отнести пропаганду права, развитие заинтересованности граждан в повышении юридических знаний, практическое укрепление законности, что обусловливает развитие правосознания гражданина, общества, способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Возвращаясь к тематике данной статьи, отметим, что гражданское общество может считаться жизнеспособным только при высоком уровне социального и интеллектуального развития его членов. Последнее способно порождать необходимый для правового государства уровень правового сознания, которое, в свою очередь, пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения; оно не только предшествует созданию юридических норм, но и сопровождает их на всем протяжении их действия и даже после отмены.
В современном мире общечеловеческие ценности через право оформляются как общецивилизационные стандарты, интегрирующие государства, народы, социальные группы в единое целое — человечество. Естественные и неотчуждаемые права человека стали общеобязательными стандартами поведения как для отдельной личности, так и для государства <15>.
———————————
<15> Зазаева Н.Б. Право как составляющая цивилизации // Философия и общество. 2007. N 5. С. 75.

Помимо приведенных трактовок, изучение сущности правовой культуры позволяет выделить еще несколько основных подходов к ее пониманию, сложившихся в юридической учебной и научной литературе. Так, нередко в правовую культуру общества в юридической литературе включают право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок, правовое поведение <21>. Правовую культуру рассматривают также как деятельность по производству, распределению, потреблению ценностей правового характера <22>. Правовая культура трактуется нередко через понятие уровня развития ее компонентов, при этом в числе показателей уровня правовой культуры называются развитость правовых взглядов, широта и гарантированность прав, уровень правоохранительной деятельности, уровень юридического образования и воспитания <23>. Не вдаваясь в подробности дискуссий об определении данного понятия, ограничимся ее пониманием как разновидности общественной культуры, отражающей определенный уровень правового сознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. По существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики. Она немыслима без человека и его деятельности, определяемой мировоззрением, без прогрессивной направленности этой деятельности и этого мышления <24>.
———————————
<21> Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 42 — 43; Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 2001. С. 414.
<22> Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 44; Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989. С. 12; Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. Минск, 1984. С. 17.
<23> Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 1972. С. 179 — 180; Семитко А.П. Указ. соч. С. 21; Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учеб. М., 1996. С. 203.
<24> Бабаев В.К., Сальников В.П. Общая теория права. Н. Новгород, 1993. С. 500.

Обращая внимание на структуру правовой культуры, отметим, что в юридической литературе высказываются различные мнения, связанные с определением данного понятия, например: «Это такое строение, расположение элементов и связей, которое обеспечивает ее целостность, сохранение основных свойств и функций при воздействии на нее разнообразных внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов реальной действительности» <25>. В.П. Сальников считает, что «структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, право, законность и т.п., но и характер, уровень, степень их развития, то есть то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса» <26>. Выделяют правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культуру, а также правовую культуру должностных лиц. Правовая культура общества охватывает его духовную атмосферу, ценности, накопленные правовой историей народа (памятники права и юридические мысли, нормативные правовые акты, акты применения права и т.п.); групповая правовая культура — это культура группы, коллектива; индивидуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Правовая культура как составная часть общей культуры призвана разрешать противоречия, являться основой диалога через нормы права для разных сил, общественных движений, наций <27>.
———————————
<25> Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структура, функции. Ярославль, 2008. С. 35.
<26> Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 502.
<27> Стрыгина С.В. Правовая культура современной России // Известия Саратовского ун-та. 2007. N 1. С. 69.

При формировании правовой культуры необходимо решить ряд задач. Во-первых, обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства <28>. Во-вторых, создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права. Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но и организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. В-третьих, обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы, преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности, и вести борьбу против правового нигилизма, который овладел за последнее время массовым сознанием. В-четвертых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности». В-пятых, активизировать правовое поведение <29>. От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
———————————
<28> Дмитриев Ю.А., Казьмин И.Ф., Лазарев В.В. и др. Общая теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1996. С. 150.
<29> Там же.

Получив общее представление о воспитательной функции права и о правовой культуре, попробуем сопоставить эти понятия и рассмотреть основные элементы их синтеза.
Обратим внимание на то, что правовая культура общества нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности правовой культуры, реализуется посредством воспитательной функции права. Другими словами, эта функция способствует формированию у граждан правовой культуры. Воспитательная функция права, как и правовая культура, имеет целью развитие правового сознания человека и общества в целом путем деятельности по трансляции правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Воспитательная функция права через приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, к пониманию сущности правовых учений, доктрин, выработке устойчивой ориентации на законопослушное поведение повышает их правовую культуру. Еще одно смежное понятие, а возможно, и форма взаимодействия этой функции права с правовой культурой — правовое воспитание (правовое просвещение, правовое обучение). Правовое обучение, прежде всего, происходит путем организации воспитательного процесса в форме правового обучения, пропаганды права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Система мероприятий правового обучения включает работу специальных правовых курсов, школ, семинаров. Задача правового обучения — ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности, а следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России.
Существуют также многообразные приемы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.
Правовое просвещение — процесс распространения правовых знаний, который служит росту общей правовой культуры. Главная его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России» <32>, изучение населением основ юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства <33>. Напомним, что задачами воспитательной функции права являются формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом, к чему стремится и правовая культура. Можно сделать вывод, что воспитательная функция права способствует формированию правовой культуры, во главе которой стоит право.
———————————
<32> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1997. С. 570.
<33> Там же. С. 452.

Большую роль для рассматриваемых понятий играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, происшедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился.
Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества и реализации воспитательной функции права играют такие средства информации, как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикаций и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодежной среде, общество оказалось лишенным объективной картины, отражающей не только преступление и его генезис, но и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности <34>.
———————————
<34> Васильев В.А. Юридическая психология. СПб., 1998. С. 319.

Право, посредством воспитательной функции формируя правовую культуру, предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов также являются составными частями правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого жаргонного языка, создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведет к нравственному и правовому разрушению личности, к ее культурной деградации» <35>.
———————————
<35> Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 450.

Все вышеперечисленные элементы, необходимые для полезного существования воспитания, можно объединить одним термином — правовые коммуникации. Общение — основной способ формирования правовой психологии; через него происходит становление сознания, накапливается социальный опыт, общение оказывает значительное влияние на правовую идеологию и правовую психологию личности и общества в целом. Важно и то, что правовая идеология выступает как теоретически обоснованное выражение в юридических категориях законности, справедливости, прав и обязанностей, свободы, равноправия социальных субъектов в различных проявлениях правовой жизни. На уровне правовой идеологии вырабатываются нравственные установки: уважение прав и соблюдение обязанностей всеми гражданами государства. Смежной категорией правовой идеологии является правовая психология (эмоции, чувства, переживания, настроения применительно к правовой среде). Необходимо заметить, что на формирование правовой психологии действуют не только общесоциальные, но и конкретные личностные условия <36>. Таким образом, здоровая правовая психология и правовая идеология также выступают целями воспитательной функции права и правовой культуры в реальной жизни, так как они обеспечивают осознание необходимости соответствующего правомерного поведения.
———————————
<36> Каландашвили З.Н. Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального аппарата правовой культуры // Правовая культура современного общества. СПб., 2008. С. 127.

Итак, проведя анализ сущностных характеристик воспитательной функции права и правовой культуры, можно отметить, что эти понятия представляют собой феномены взаимообусловливающего ряда. Так, правовая культура как один из итогов воспитательного процесса права является обязательным атрибутом гражданского общества, правового государства. На современном этапе она выступает важнейшей детерминантой, обеспечивающей успех внедрения и функционирования демократических норм и ценностей. При наличии высокой правовой культуры гражданин в состоянии правильно себя ориентировать исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения. Это особенно важно в сегодняшних условиях, когда существует еще много морально устаревших, не отвечающих интересам правового государства и гражданского общества юридических правил, когда процветают правовой нигилизм и коррупция. Правовая культура необходима для укрепления в обществе принципов правовой законности и социальной справедливости, создания такой нравственной атмосферы, в которой человек может свободно жить. Она выступает показателем высокой гражданской активности и ответственности граждан. Гражданин — это человек, обладающий гражданским мужеством и гражданским достоинством, готовый встать на защиту основополагающих ценностей открытого общества <37>. Вопросы правовой культуры должны стать основой для создания условий роста значимости права в жизни формирующегося гражданского общества. С учетом множества сложностей, препятствующих ее формированию, можно обратить внимание на трудности и в построении правового государства. Эти задачи остаются неотъемлемыми для политико-правовых условий современной России. Их решение сопряжено с процессом образования и последующего воспитания посредством права на личностном уровне определенных характеристик, соответствующих требованиям, выдвинутым к человеку как к правокультурному члену гражданского общества в правовом государстве.
———————————

<37> Балаклеец И.И. Роль правовой культуры в становлении гражданского общества в России // Правовая культура. 2009. N 2. С. 21 — 22.

1. Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

† экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

† политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

† воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

† коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функцияимеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функцияреализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей — жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности (Т.Н. Радько).

Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций — наказаний и процедуры их реализации.

Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему в этой системе особыми функциями (задачами). Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли (элементы данной системы) различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций.

Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная.

Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание в нем регулятивных задач (в сравнении, например, с функциями, выполняемыми уголовным правом).

Роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений в обществе. Иначе говоря, оно имеет дело не столько с правонарушениями, сколько с организацией обычных имущественных (и неимущественных) взаимосвязей. Именно поэтому оно содержит минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений. С помощью гражданско-правового инструментария участники имущественных отношений самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необходимых им результатов. Таким образом, регулятивная функция гражданского права заключается в предоставлении участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации, саморегулирования.

Очевидно, что такое содержание и направленность этой функции обусловлены особым, частным характером отношений, входящих в предмет гражданского права. Это отличает ее от регулятивных задач, стоящих перед публичным правом. Здесь регламентация соответствующих отношений носит жестко определенный характер, почти не оставляющий места свободному усмотрению участников.

Охранительная функция гражданского права имеет первоочередной целью защиту имущественных и неимущественных интересов участников гражданского оборота. Она направлена на поддержание имущественного и неимущественного состояния (статуса) добросовестных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов. Поэтому по общему правилу она реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсации причиненных потерпевшим убытков. Ясно, что ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена прежде всего эквивалентно-возмездной, стоимостной природой регулируемых товарно-денежных отношений.

Важный аспект охранительной функции составляет также предупредительно-воспитательная (превентивная) задача, состоящая в стимулировании и организации такого поведения участников регулируемых отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов. Наиболее отчетливо эта функция выражена в деликтных и иных правоохранительных обязательствах, а также в регламентации личных неимущественных отношений. Здесь охранительная функция гражданского права тесно переплетается с его основной, регулятивной функцией. В оформлении же личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, в гражданском праве в целом преобладают защитные (охранительные) задачи.