Вопросы следственного комитета при прокуратуре российской федерации

Президент России Владимир Путин подписал указ «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации». Об этом сообщили «Интерфаксу» в четверг в пресс-службе Кремля. Согласно тексту указа, он подписан в целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в соответствии со статьей 11 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Путин постановил разрешить иметь в Следственном комитете при прокуратуре РФ 12 заместителей председателя Следственного комитета, в том числе одного первого заместителя председателя Следственного комитета и одного заместителя председателя Следственного комитета — руководителя военного следственного управления.
Согласно указу, устанавливается общая штатная численность органов прокуратуры РФ в количестве 58 тысяч 521 единицы, в том числе предельная штатная численность системы Следственного комитета в количестве 16 тысяч 656 единиц (без военнослужащих и гражданского персонала военных следственных органов следственного комитета), включая руководителей следственных органов следственного комитета в количестве 3500 единиц.

Предельная численность военных следственных органов Следственного комитета за счет штатной численности органов военной прокуратуры устанавливается в количестве 2034 единиц.

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10526

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

Законодательные и теоретические основы

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Аннотация. В данной статье определяются предмет и содержание прокурорского надзора за органами следствия и дознания как одного из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Проанализирована процессуальная деятельность руководителя следственного органа, которая также является предметом прокурорского надзора в указанной сфере. Указываются процессуальные нарушения дознавателя при составлении обвинительного акта и обвинительного постановления. Отмечаются полномочия прокурора при возвращении уголовного дела дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования уголовного дела.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы прокуратуры, законность, органы дознания, следователь, уголовное дело.

Keywords: prosecutor supervision, prosecutors, legality, inquiry bodies, investigator, criminal case.

Научный руководитель: Х.Г. Дациева, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета

Прокуратура Российской Федерации является важнейшим гарантом обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и осуществляет свою деятельность в форме прокурорского надзора.

«Прокурорский надзор, по мнению О.В. Воронина, — это, прежде всего, система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, правовом статусе прокуратуры, а также целях, задачах, функциях, направлениях, формах и методах ее деятельности» .

Саид Сабирович МАЛЛЕЕВ, магистрант Дагестанского государственного университета E-mail: said.malleev94@mail.ru

Как отмечает Е.С. Пойда, прокурорский надзор призван обеспечить законность «путем осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением и применением норм права норм права» .

При этом надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Так, согласно ст. 37 УПК РФ к основным полномочиям прокурора в рассматриваемой сфере относятся:

1) проверка исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

2) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о процессуальных действиях, которые допускаются на основании судебного решения и дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования;

3) разрешать отводы дознавателя, отстранять дознавателя от расследования;

4) изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

5) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление;

6) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования уголовного дела;

7) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.

Вместе с тем полномочия прокурора по надзору за дознанием намного шире по сравнению с надзорными полномочиями за следствием.

Например, прокурор вправе отменять лишь некоторые постановления следователя, это могут быть постановления о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о приостановлении предварительного следствия; о прекращении уголовного дела либо преследования. В остальных случаях выявления нарушений законодательства прокурор вправе принять иные меры прокурорского реагирования.

По мнению К.А. Рыгаловой, «полномочия, предоставленные УПК РФ прокурору в досудебном производстве, свидетельствуют о том, что функция надзора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя является для него основной» .

В обеспечении единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении

сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, немаловажную роль сыграл приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», предписывающий осуществлять контроль за соблюдением требований закона при производстве дознания по уголовным делам.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Среди всех направлений прокурорского надзора наибольшими полномочиями прокурор обладает именно в сфере дознания и предварительного следствия, причем полномочия прокурора различаются в зависимости от осуществления деятельности органом дознания или органом предварительного следствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консулльтант Плюс»

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // СПС «Консультант Плюс»

5. Воронин О.В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. 4 (6). С. 14-17.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

Утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (подразделениях) системы СК РФ.

Инструкция, в частности, касается руководителей органов (подразделений), следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей, при наличии соответствующего поручения — следователей-криминалистов.

Руководитель следственного органа ежедневно осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями и обеспечивает их прием, регистрацию и рассмотрение.

Лицо, принявшее заявление о преступлении, обязано предоставить заявителю талон-уведомление об этом. Он выдается под роспись в талоне-корешке.

Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности.

Заполненные талоны-корешки сдаются уполномоченному должностному лицу следственного органа для отчета и организации их хранения в течение года.

Принятые сообщения о преступлении незамедлительно докладываются руководителю следственного органа либо его заместителю.

В следственных органах вводятся книги регистрации сообщений о преступлении.

По общему правилу проверка сообщения должна быть завершена не позднее 3 суток со дня его поступления.