Военный учет

Воинский учет производится с момента образования организации (как и соответствующее бронирование работающих граждан). Поэтому безотлагательно составление и подписание приказа об организации воинского учета граждан. Форма приказа утверждена методическими рекомендациями Генштаба ВС РФ (4-е приложение).

Отображают в этом документе такие данные:

  • должность и ФИО работника, отвечающего за организацию на предприятии указанного учета в целом и за разработку конкретных функциональных обязанностей для ответственного за воинский учет работника (чаще всего таким лицом назначают начальника кадровой службы);
  • ФИО ответственного работника (кроме прочего, данное лицо отвечает за хранение бланков строгой отчетности);
  • ФИО лица, заменяющего ответственного в период его отсутствия;
  • прочая необходимая информация (к примеру, необходимость передачи документов организации, связанных с воинским учетом, по акту).

На приказе об организации воинского учета граждан ставит свою подпись директор организации, а также все работники организации (с обязательным указанием даты ознакомления).

Стоит отметить, что аналогично плану работы по осуществлению воинского учета, приказ подлежит согласованию с военным комиссариатом. Обращаться для этого необходимо по месту нахождения организации (если по месту военкомата нет, согласование производит местный орган власти). Для составления приказа предлагается образец для скачивания.

23.01.2018 Просмотров: 3937

Памятка военно-учетному работнику организации

Военно-учетный работник обязан:

1. Твердо знать и строго выполнять все руководящие документы по учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее- ГПЗ) и призывников.

2. Систематически проводить разъяснительную работу среди ГПЗ и призывников по соблюдению ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, информировать их об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

3. При приеме на работу женщин в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.

4. Своевременно вносить в личные карточки ГПЗ и призывников сведения об изменении семейного положения, адреса места жительства, образования, специальности, занимаемой должности (тарифного разряда), а также об изменении состояния здоровья и сообщать об этом в военный комиссариат в 2-недельный срок.

5. О всех ГПЗ и призывниках при приеме на работу или увольнении с работы сообщать в военные комиссариаты по месту учета в 2-недельный срок.

6. Направлять в 2-недельный срок по запросам отдела военного комиссариата необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

7. Представлять ежегодно, в сентябре, в отдел военного комиссариата списки граждан мужского пола 15-16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

8. Ежегодно, в соответствии с утвержденным руководителем организации графиком, сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета ГПЗ и призывников, работающих в организации. Во всех случаях приема военных билетов от ГПЗ выдавать им расписки.

9. Ежегодно, в соответствии с графиком сверки отдела военного комиссариата, сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета военного комиссариата или органов местного самоуправления.

10.В 5-дневный срок возвращать гражданам военные билеты, взятые на сверку под расписку.

11.Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат или орган местного самоуправления и обеспечить их своевременную явку в места, указанные военным комиссариатом.

12.В 10-дневный срок со дня приема на работу, а принятым с испытательным сроком в течение 7 дней по окончании испытательного срока, оформить отсрочки от призыва (Ф-4) на всех ГПЗ, которые подлежат бронированию.

13.В 5-дневный срок письменно сообщить в военкомат об аннулировании отсрочек от призыва ГПЗ при изменении должности и т.д. с указанием даты и причины аннулирования предоставленной отсрочки от призыва. Погасить удостоверения Ф.№4, которые были оформлены этим ГПЗ, и аннулировать отметки в личных карточках о зачислении ГПЗ на спецучет. Сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (ф.№13).

14.В 5-дневный срок выслать извещения о зачислении забронированных ГПЗ на спецучет в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете.

15.Выдать удостоверения об отсрочке от призыва под расписку в ведомости формы №9а гражданам, убывающим в служебную командировку, в отпуск, на учебу или для лечения на срок свыше 3-х месяцев, на время выезда.

16.В 10-дневный срок внести изменения (должности, квалификации или военно-учетных признаков) в удостоверения (форма №4) и представить их в военный комиссариат.

17.Изменения в удостоверения об отсрочке от призыва (форма №4) вносятся не более 2-х раз.

18.Один раз в год к 1 ноября направлять в ОВК списки (форма №14) на бронирование студентов, аспирантов предпоследнего, последнего курсов, обучающимся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, списки аспирантов (докторантов) научно-исследовательских, конструкторских, проектных и других организаций независимо от возраста, воинского звания, состава, профиля и ВУС.

19.Испорченные бланки об отсрочке от призыва (форма №4) организациями не уничтожаются, а погашаются и не реже 1 раза в квартал сдаются в военный комиссариат для уничтожения.

20.В сроки, указанные вышестоящим органом, ежегодно представлять отчет по форме 6 и карточку учета организации (форма №18).

21.При увольнении с работы представлять акт приема-сдачи бланков спецучета Ф-4 в военкомат.

22.При убытии в отпуск (командировку) бланки спецучета передавать только по акту, на основании приказа по организации.

Последовательность оформления отсрочки от призыва по мобилизации

1. Заполнить личную карточку (ф.№Т-2) на работника.

2. Определить на основании данных воинского учета по ф.№Т-2 и Перечня должностей и профессий, подлежащих бронированию (далее-ПДП), подлежит ли работник бронированию.

3. Получить у работника, подлежащего бронированию, военный билет под расписку (Ф.№12).

4. Заполнить удостоверение об отсрочке от призыва и извещение о зачислении на специальный воинский учет (Ф.№4) и в 10-дневный срок оформить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Требования к заполнению бланка спецучета Ф.№4

— заполняется чернилами (пастой) одного цвета, никаких подчисток и помарок не допускается. По согласованию с военными комиссариатами при наличии соответствующего программного обеспечения удостоверения и извещения разрешается заполнять на средствах вычислительной техники. Все изменения вносятся чернилами (пастой) и заверяются подписью должностного лица и гербовой печатью. При этом изменения допускается вносить не более 2-х раз:

— домашний адрес и наименование военного комиссариата, где гражданин состоит на воинском учете, заполняются карандашом;

— в графе «на «____» месяцев» указывается прописью на какой срок согласно ПДП, постановлению МВК или извещению о персональной отсрочке предоставлена отсрочка. Если этот срок не указан, то пишется «шесть»;

— в строке «на основании» указать №, раздел и пункт ПДП либо дату и номер постановления МВК о предоставлении гражданину персональной отсрочки, а также № извещения о предоставлении персональной отсрочки;

— на рабочих в строке «должность» достаточно указать «рабочий ____ разряда», если в пунктах ПДП производственные специальности не указаны.

5. Подписать и заверить гербовой печатью организации заполненные бланки извещений Ф.№4.

6. Доставить в военный комиссариат по месту нахождения организации заполненные бланки Ф.№4, личные карточки Т-2 и военные билеты сдать их под расписку в книге (Ф.№11) учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (при необходимости копии документов, подтверждающие ученую степень, ученое звание и т.п.).

7. Получить в военном комиссариате оформленные удостоверения Ф.№4 (и извещения для отправки в военкоматы, где забронированные ГПЗ состоят на воинском учете ), военные билеты и личные карточки ф.№Т-2 и расписаться в книге Ф.№11. Оставить извещения на граждан, состоящих на воинском учете в данном военном комиссариате.

8. Выслать в 5-дневный срок извещения в военный комиссариат по месту жительства гражданина.

9. Сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (Ф.№13) об израсходовании извещений.

10.Внести карандашом в личную карточку ф.№Т-2 в строку «состоит на специальном воинском учете» серию и номер удостоверения об отсрочке, номер, раздел и пункт ПДП (у имеющих мобпредписания — писать МП и т. п.)

11. Разложить удостоверения (Ф.№4) об отсрочке по структурным подразделениям, а также по алфавиту и в порядке, обеспечивающем возможность быстрейшего вручения.

12. Возвратить в 5-дневный срок полученные от граждан документы (военные билеты), а они возвращают расписки (Ф.№12).

Не бронируются:

уволенные с военной службы в запас 1 разряда — в течение 5 лет пребывания в запасе 1 разряда. Исключение – организации оборонной промышленности, энергетики, транспорта и связи: постановления МВК от 21.03.95 №23 и от 18.12.01 №213 – о распространении на принятые взамен прежних ПДП положения, что бронирование ГПЗ 1 разряда не зависит от длительности пребывания в запасе.

не прошедшие по каким-либо причинам военную службу и зачисленные в запас — до достижения ими 27-летнего возраста;

пребывающие в запасе и работающие в организациях водителями автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов, дорожно-строительной, подъемно-транспортной техники и других машин и механизмов, предназначенных по нарядам военного комиссариата для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования;

пребывающие в запасе и предназначенные для укомплектования воинских частей и команд, отнесенных к команде с номером «300»;

пребывающие в запасе и предназначенные в специальные формирования и работающие в организациях, на которые мобилизационными заданиями возложено создание специальных формирований.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Рядовые (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы):

1 разряд — до 35 лет;

2 разряд — до 36-45 лет;

3 разряд — до 46-50 лет

и женщины до 45 лет.

Офицеры:

1 разряд: младшие офицеры — до 45 лет;

майор, подполковник — до 50 лет;

полковник — до 55 лет;

высшие офицеры — до 60 лет;

2 разряд: младшие офицеры — до 50 лет;

майор, подполковник — до 55 лет;

полковник — до 60 лет

высшие офицеры — до 65 лет;

3 разряд: младшие офицеры — до 55 лет;

майор, подполковник — до 60 лет;

женщины — до 50 лет

Женщины независимо от возраста состоят в запасе 3 разряда: рядовые, сержанты, прапорщики — до 45 лет, офицеры — до 50 лет;

Категории годности граждан к военной службе по состоянию здоровья

Официально установленные характеристики годности граждан к военной службе по состоянию здоровья. Категории годности граждан к военной службе определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с постановлением Правительства РФ «Положение о военно-врачебной экспертизе».

Установлены категории:

А — годен к военной службе.

Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями.

В — ограниченно годен к военной службе.

Г — временно не годен к военной службе.

Д — не годен к военной службе.

Категории запаса

Установленный МО РФ показатель воинского учета солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов запаса, характеризующий продолжительность военной службы и степень обученности.

1 категория запаса

— прослужившие на военной службе не менее одного года, а участники боевых действий — независимо от срока службы;

— окончившие учебное подразделение;

— прошедшие военные сборы общей продолжительности не менее 3 мес.

2 категория запаса

— прослужившие на военной службе менее одного года;

— военные строители;

— граждане не проходившие военную службу;

— граждане женского пола

Порядок формирования картотеки личных карточек формы № Т-2 в организациях

Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, строится по алфавиту.

1 раздел- личные карточки на офицеров запаса: спецучет и общий учет;

2 раздел- личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса: спецучет и общий учет;

3 раздел- личные карточки на женщин, пребывающих в запасе: спецучет и общий учет;

4 раздел- личные карточки на призывников.

5 раздел- личные карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания (строится по командам, партиям)

Вся информация в карточках формы №Т-2 – «Конфиденциально».

Отдел специальных мероприятий

администрации города Мегиона

У организаций есть много разных учетов: налоговый, бухгалтерский, кадровый. Но есть один учет, о котором многие в малом бизнесе даже и не подозревают — воинский. Что это такое и кто обязан его вести мы расскажем в этой статье.

Кто и почему должен вести воинский учет

Такой учет обязаны вести все без исключения организации, независимо от организационно-правовой формы и количества работников. Никаких исключений, в том числе для малых предприятий, нет.

Обязанность вести воинский учет возложена следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (подпункт 6 пункта 1 статья 8);
  • Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (подпункт 11 пункта 1 статьи 9);
  • Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 7 статьи 8);
  • Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Как вести учет, написано в «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017)

Индивидуальных предпринимателей обязанность вести воинский учет не касается/

Кого и почему надо учитывать

Все граждане России обязаны состоять на воинском учете, за исключением

  • лиц, проходящие военную службу;
  • лиц, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женщин, не имеющих военной специальности;
  • лиц, постоянно проживающие за пределами нашей страны.

Под воинский учет в организациях попадают следующие работники:

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • мужчины, находящихся в запасе;
  • сотрудники, обучившиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лица, освобожденных от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получивших военные специальности.

Кто должен вести в организации воинский учет

За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Нормы указаны в Методических рекомендациях.

Один работник, выполняющий обязанности по совместительству

При наличии на воинском учете менее 500 граждан

Один освобожденный работник

При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан

Два освобожденных работника

При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан

Один освобожденный работник

На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Как вести учет

Воинский учет призывников и военнообязанных запаса ведется в личной карточке работников. Её форма (Т-2) приведена в приложении 5 к Методическим рекомендациям.

Порядок ведения и хранения личных карточек, а также заполнения разд. II этой карточки «Сведения о воинском учете» приводится в приложении 7 к Методическим рекомендациям.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

При приеме на работу у гражданина надо проверить наличие документов воинского учета, а также посмотреть паспорт, есть ли там отметки о воинской обязанности.

Работодатель имеет право отказать в приеме на работу мужчине, не предъявившему воинские документы.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации

Список документов для воинского учета указан в пункте 39 Методических рекомендаций:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • карточку учета организации (форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Что надо сообщать в военкоматы

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодатель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом военкомат. Работнику надо вручить направление в военкомат для постановки на воинский учет.

После принятия на работу сотрудника, подлежащего воинскому учету, или его увольнения, надо в двухнедельный срок отправить в военкомат сведения. Форма таких сведений приведена в приложении 9 к Методическим рекомендациям.

По запросам военкоматов направляются в двухнедельный срок сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении 10 к Методическим рекомендациям).

Карточка учета организации по форме 18 заполняется по состоянию на 1 января каждого года и предоставляется в военкомат.

Штрафы за нарушение в воинском учете

В КоАП предусмотрена целая глава по нарушениям воинского учета. Не все статьи касаются учета у организаций, но три имеют прямое отношение:

Статья 21.1

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Статья 21.2

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Статья 21.4 пункт 3

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

📌 Реклама
91.5 Кб
скачать

2 от 12.01.2015

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОСЕЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12.01.2015 года № 2.

Об утверждении Порядка
осуществления первичного воинского учета
в Великосельском сельском поселении

На основании постановления Правительства Российской Федера-ции от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете», приказа Министерства обороны Российской Федерации от 18.07.2014 №495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», руководствуясь статьёй 27 Устава Великосельского сельского поселения

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОСЕЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить Порядок осуществления первичного воинского учета в Великосельском сельском поселении (Приложение 1).
2. Утвердить должностную инструкцию специалиста по воинскому учету Администрации Великосельского сельского поселения. (Приложение 2).
3. Постановление Администрации № 1 от 13 января 2014 года об утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории поселения и об утверждении должностной инструкции специалиста ВУС» считать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава Администрации
сельского поселения Г.Г.Шемет.

Приложение 1
к постановлению Администрации
Великосельского сельского поселения
от 12.01.2015 г № 2

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНОГО ВОИНСКОГО УЧЕТА
В ВЕЛИКОСЕЛЬСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ

3. Документы первичного воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданах:
а) фамилия, имя и отчество;
б) дата рождения;
в) место жительства;
г) семейное положение;
д) образование;
е) место работы;
ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;
з) основные антропометрические данные;
и) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
к) наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
л) наличие бронирования военнообязанного за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
м) наличие отсрочки от призыва на военную службу у призывника с указанием нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (подпункта, пункта, статьи), в соответствии с которой она предоставлена, даты заседания призывной комиссии, предоставившей отсрочку от призыва на военную службу, и номера протокола.
4. При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
5. В целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев) на их территории;
б) выявляют совместно с органами внутренних дел граждан, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев) на их территории и подлежащих постановке на воинский учет;
в) ведут учет организаций, находящихся на их территории, и контролируют ведение в них воинского учета;
г) ведут и хранят документы первичного воинского учета в машинописном и электронном видах в порядке и по формам, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации.
6. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) сверяют не реже 1 раза в год документы первичного воинского учета с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов и организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами;
б) своевременно вносят изменения в сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, и в 2-недельный срок сообщают о внесенных изменениях в военные комиссариаты по форме, определяемой Министерством обороны Российской Федерации;
в) разъясняют должностным лицам организаций и гражданам их обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль их исполнения, а также информируют об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) представляют в военные комиссариаты сведения о случаях неисполнения должностными лицами организаций и гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
7. В целях организации и обеспечения постановки граждан на воинский учет органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) проверяют наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок об их вручении), отметок в документах воинского учета о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства, отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок об их вручении);
б) заполняют карточки первичного учета на офицеров запаса. Заполняют (в 2 экземплярах) алфавитные карточки и учетные карточки на прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса. Заполняют учетные карты призывников. Заполнение указанных документов производится в соответствии с записями в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) и удостоверениях призывников. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания граждан и другие необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
в) представляют военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), алфавитные и учетные карточки прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, учетные карты, а также паспорта граждан Российской Федерации с отсутствующими в них отметками об отношении граждан к воинской обязанности в 2-недельный срок в военные комиссариаты для оформления постановки на воинский учет. Оповещают призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для постановки на воинский учет. Кроме того, информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета и мобилизационных предписаниях граждан исправлениях, неточностях, подделках и неполном количестве листов. В случае невозможности оформления постановки граждан на воинский учет на основании представленных ими документов воинского учета органы местного самоуправления оповещают граждан о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета выдают расписки;
г) делают отметки о постановке граждан на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах.
8. В целях организации и обеспечения снятия граждан с воинского учета органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) представляют в военные комиссариаты документы воинского учета и паспорта в случае отсутствия в них отметок об отношении граждан к воинской обязанности для соответствующего оформления указанных документов. Оповещают офицеров запаса и призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для снятия с воинского учета. У военнообязанных, убывающих за пределы муниципального образования, решениями военных комиссаров могут изыматься мобилизационные предписания, о чем делается соответствующая отметка в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов). В случае необходимости уточнения военно-учетных данных военнообязанных их оповещают о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета и паспортов выдают расписки;
б) производят в документах первичного воинского учета, а также в карточках регистрации или в домовых книгах соответствующие отметки о снятии с воинского учета;
в) составляют и представляют в военные комиссариаты в 2-недельный срок списки граждан, убывших на новое место жительства за пределы муниципального образования без снятия с воинского учета;
г) хранят документы первичного воинского учета граждан, снятых с воинского учета, до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата, после чего уничтожают их в установленном порядке.
9. Органы местного самоуправления ежегодно, до 1 февраля, представляют в соответствующие военные комиссариаты отчеты о результатах осуществления первичного воинского учета в предшествующем году.
10. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета проводится органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и соответствующими военными комиссариатами в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
Показатели, по которым оценивается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению первичного воинского учета, и критерии оценки их деятельности определяются Министерством обороны Российской Федерации.
11. Организация и непосредственное руководство ведением воинского учета осуществляется Главой Администрации Великосельского сельского поселения. Обязанности по ведению первичного воинского учёта возлагаются на специалиста по воинскому учету Администрации Великосельского сельского поселения. Специалист по воинскому учету назначается на должность и освобождается от должности Главой Администрации Великосельского сельского поселения. Специалист по воинскому учету находится в непосредственном подчинении Главы Администрации Великосельского сельского поселения. В случае отсутствия специалиста по воинскому учету на рабочем месте по уважительным причинам (отпуск, временная нетрудоспособность, командировка) его замещает специалист Администрации Великосельского сельского поселения, назначенный Главой Администрации Великосельского сельского поселения.

Приложение №2
к постановлению Администрации
Великосельского сельского поселения
от 12.01.2015 г № 2

Должностная инструкция специалиста по воинскому учету

1. Общие положения

1.1. Должностная инструкция разработана на основании трудового законодательства с целью регулирования трудовых отношений и обеспечения выполнения Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в области обороны.
1.2. Специалист по воинскому учету относится к категории специалистов Администрации Великосельского сельского поселения.
1.3. Специалист по воинскому учету должен, как правило, иметь полное среднее образование. Требования к стажу работы не предъявляются.
1.4. В повседневной деятельности, применительно к исполнению своих должностных обязанностей, военно-учетный работник руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ и работающих в органах местного самоуправления и организациях, Методическими рекомендациями ГШ ВС РФ по осуществлению первичного воинского учета в ОМСУ, законами Ярославской области, Уставом Великосельского сельского поселения, а также настоящим Порядком.
1.5. Специалист по воинскому учету должен знать:
— законодательные и нормативные правовые акты, приказы, постановления, распоряжения, методические рекомендации и другие нормативные и руководящие документы, касающиеся военно-учетной работы, применительно к исполнению своих должностных обязанностей;
— порядок ведения специальной отчетности по воинскому учету кадров администрации поселения;
— делопроизводство (в том числе архивное);
— законодательство о труде, в том числе права и обязанности работников, режим работы;
— правила делового и антикоррупционного поведения;
— правила внутреннего распорядка, правила и нормы охраны труда, правила техники безопасности, противопожарной безопасности и гражданской обороны.
1.6. По уровню профессиональных навыков специалист по воинскому учету должен уметь:
— организовывать и обеспечивать выполнение поставленных задач;
— эффективно планировать рабочее время;
— анализировать свою работу, прогнозировать ее результаты;
— учитывать мнения коллег по работе и сотрудничать с ними;
— эффективно взаимодействовать с другими органами местного самоуправления, органами военного управления и организациями;
— систематизировать информацию по служебной деятельности;
— работать со служебными документами;
— пользоваться средствами оргтехники и связи.
1.7. Специалист по воинскому учету назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Главы Администрации Великосельского сельского поселения.
Специалист по воинскому учету находится в непосредственном подчинении Главы Администрации Великосельского сельского поселения.
На период временного отсутствия специалиста по воинскому учету его обязанности возлагаются на одного из специалистов Администрации Великосельского сельского поселения

2. Должностные обязанности

Специалист по воинскому учету осуществляет первичный воинский учет на территории поселения, он обязан:
2.1. В целях обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета:
— осуществлять первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3-х месяцев) на территории поселения;
— выявлять совместно с работниками внутренних дел и работниками УФМС граждан, проживающих или пребывающих (на срок более 3-х месяцев) на территории поселения и подлежащих постановке на воинский учет;
— вести учет организаций, находящихся на территории поселения и участвовать в контроле ведения в них воинского учета;
— вести и хранить документы первичного воинского учета в машинописном и электронном видах в порядке и по формам, определенным Министерством обороны РФ (для призывников – по учетным картам призывников; для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса – по алфавитным и учетным карточкам; для офицеров запаса – по алфавитным карточкам и карточкам первичного учета).
2.2. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета:
— сверять не реже 1 раза в год документы первичного воинского учета с документами воинского учета отдела ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району, организаций, а также с карточками регистраций или домовыми книгами;
— своевременно вносить изменения в сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, и в 2-недельный срок сообщать о внесенных изменениях в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району;
— разъяснять должностным лицам организаций и гражданам их обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленные законодательством РФ, осуществлять контроль их исполнения, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— представлять в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району сведения о случаях неисполнения должностными лицами организаций и гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
2.3. В целях организации и обеспечения постановки граждан на воинский учет:
— проверять наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие фотографии и её соответствие владельцу, наличие мобилизационных предписаний (при наличии в военных билетах отметок об их вручении), отметок в документах воинского учета о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства, отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (при наличии в военных билетах отметок об их вручении);
— заполнять карточки первичного учета на офицеров запаса. Заполнять (в 2 экземплярах) алфавитные карточки и учетные карточки на прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса. Заполнять учетные карты призывников. Заполнение указанных документов производить в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточнять сведения о семейном положении, образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания граждан и другие необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— представлять документы воинского учета, алфавитные и учетные карточки прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, учетные карты, а также паспорта граждан РФ при отсутствии в них отметок об отношении к военной обязанности в 2-недельный срок в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району для оформления постановки на воинский учет;
— представлять в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете;
— оповещать призывников о необходимости личной явки в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району для постановки на воинский учет;
— информировать отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району об обнаруженных в документах воинского учета и мобилизационных предписаниях граждан исправлениях, неточностях, подделках и неполном количестве листов, владельцев таких документов направлять в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району;
— в случае невозможности оформления постановки граждан на воинский учет на основании представленных ими документов воинского учета оповещать граждан о необходимости личной явки в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району. При приеме от граждан документов воинского учета выдавать расписки о получении документов;
— делать отметки о постановке граждан на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах.
2.4. В целях обеспечения снятия граждан с воинского учета:
— представлять в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району документы воинского учета и паспорта в случае отсутствия в них отметок об отношении граждан к воинской обязанности. Оповещать офицеров запаса и призывников о необходимости личной явки в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району для снятия с воинского учета;
— в случае необходимости уточнения военно-учетных данных военнообязанных оповещать их о необходимости личной явки в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району;
— производить в документах первичного воинского учета, а также в карточках регистрации или домовых книгах соответствующие отметки о снятии с воинского учета;
— составлять и представлять в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району в 2-недельный срок списки граждан, убывших на новое место жительства за пределы городского поселения без снятия с воинского учета;
— изымать из картотеки и хранить документы первичного воинского учета граждан, снятых с воинского учета, до очередной сверки с учетными данными отдела ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району, после чего уничтожать их в установленном порядке.
2.5. В целях обеспечения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, из числа работающих в Администрации Великосельского сельского поселения:
— осуществлять воинский учет работников Администрации по личным карточкам работников (форма Т-2 для воинского учета);
— вести и хранить личные карточки работников Администрации в порядке, определяемом МО РФ;
— поддерживать в актуальном состоянии сведения, содержащихся в личных карточках работников Администрации, подлежащих воинскому учету;
— своевременно направлять в соответствующий отдел ВК донесения, извещения, сведения в соответствии с нормативными документами;
— обеспечивать документальное оформление зачисления работников Администрации, из числа пребывающих в запасе, на специальный учет;
— вести учет бланков строгой отчетности (форма № 4) и обеспечивать их сохранность.
2.6. Ежегодно, до 1 февраля, представлять в отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району отчеты о результатах осуществления первичного воинского учета в прошедшем году.
2.7. Оповещать граждан о вызовах (повестках) отдел ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные отделом ВК, в период мобилизации, военного положения и в военное время.

3. Права специалиста по воинскому учету

3.1. Специалист по воинскому учету имеет право:
— вносить предложения по запросу и получению в установленном порядке необходимых материалов и информации от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, по вопросам воинского учета;
— запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учёта;
— вызывать граждан по вопросам воинского учёта и оповещать граждан о вызовах (повестках) военного комиссариата;
— вести прием граждан по вопросам воинского учёта;
— запрашивать у отдела ВК ЯО по Гаврилов-Ямскому району разъяснения и вносить предложения по вопросам воинского учёта;
— вносить в отдел ВК предложения о совершенствовании организации воинского учёта;
— на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;
— вносить предложения по вопросам совершенствования работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями;
— на переподготовку и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения по занимаемой должности;
— докладывать Главе Администрации Великосельского сельского поселения обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

4. Гарантии для специалиста по воинскому учету

4.1. Специалисту по воинскому учету предоставляются:
— условия работы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей;
— денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и Ярославской области, органов и лиц местного самоуправления;
— ежегодный оплачиваемый отпуск;

5.Ответственность и ограничения
для специалиста по воинскому учету
5.1. Специалист по воинскому учету несет ответственность:
— за неисполнение или ненадлежащее исполнение военно-учетным работником возложенных на него должностных обязанностей;
— за представление не достоверной информации, нарушение сроков исполнения распоряжений и документов;
— за невыполнение распоряжений Главы Администрации Великосельского сельского поселения;
— за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Администрации поселения;
— за разглашение коммерческой тайны и других сведений о персонале администрации поселения;
— за сохранность служебных документов и содержащейся в них информации;
— за причинение материального ущерба, в пределах, определяющих действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
5.2. Показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности военно-учетного работника является: осуществление профессиональной служебной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №719, нормативно-правовых актов РФ и Ярославской области в установленной сфере деятельности.

Основные правила воинского учета устанавливает Порядок № 921, он же содержит и ряд положений, касающихся организации воинского учета призывников и военнообязанных на предприятиях, в учреждениях, организациях. Давайте разберемся, какие задачи он ставит перед предприятием и какой именно вид воинского учета оно должно вести.

Виды воинского учета

Воинский учет военнообязанных по назначению разделяется на:

• специальный воинский учет, на котором состоят военнообязанные, забронированные за органами госвласти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время, который ведется согласно Порядку № 45;

• общий воинский учет, на котором состоят остальные военнообязанные.

Виды воинского учета определены ст. 34 Закона № 2232, среди них:

• персонально-качественный учет призывников и военнообязанных, который ведется районными (городскими) военными комиссариатами (ч. 1);

• персонально-качественный учет военнообязанных СБУ возлагается на соответствующие учетные органы СБУ, а Службы внешней разведки Украины – на соответствующие ее подразделения (ч. ч. 2 и 3);

• персонально-первичный учет ведется органами местного самоуправления по месту жительства призывников и военнообязанных в сельской местности, а также в городах и поселках, где отсутствуют военные комиссариаты (ч. 4);

• персональный учет осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и учебными заведениями независимо от подчинения и форм собственности по месту работы или обучения призывников и военнообязанных (ч. 5).

Далее акцентируем внимание именно на воинском учете, который ведется на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Категории лиц, подлежащих воинскому учету

В таблице 1 приведен перечень категорий лиц, которые подлежат постановке на воинский учет государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, и тех, которые не подлежат воинскому учету.

Таблица 1

Категории призывников и военнообязанных, подлежащих воинскому учету

Подлежат постановке на воинский учет призывников (п. 17 Порядка № 921) граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

Не подлежат постановке на воинский учет призывников (п. 19 Порядка № 921) граждане, которые:

Подлежат постановке на воинский учет военнообязанных (п. 18 Порядка № 921):

Не подлежат постановке на воинский учет военнообязанных (п. 20 Порядка № 921):

– не приписаны к призывным участкам и не пребывают в запасе ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки;

– приписаны к призывным участкам;

– прибыли из других местностей (административно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;

– приобрели гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам

– выбывают в другую местность (административно-территориальную единицу) Украины на новое место жительства;

– выбывают на срок более 3 месяцев за пределы Украины;

– поставлены согласно решениям комиссии по вопросам приписки или призывной комиссии на воинский учет военнообязанных;

– получили воинские звания офицерского состава после прохождения военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса;

– прекратили альтернативную (невоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом № 1975

– граждане, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное и военное время, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил;

– лица, которые после прохождения срочной военной службы приняты на военную службу по контракту в воинские формирования, образованные в соответствии с законами, кроме ВСУ, или на службу в Нацполицию, органы, подразделения гражданской защиты, в Госспецсвязь, Государственную уголовно-исполнительную службу;

– лица, выбывшие на срок более 3 месяцев за пределы Украины;

– лица, выбывшие в другие страны на постоянное место жительства;

– в других случаях (по решению Минобороны)

– лица, уволенные с военной службы в запас Вооруженных Сил, СБУ, Службы внешней разведки;

– лица, прекратившие альтернативную (невоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом № 1975;

– лица, уволенные со службы из Нацполиции, МВД, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты (кроме лиц, принятых на службу в порядке, определенном Кодексом гражданской защиты, до прохождения срочной военной службы), Государственной уголовно-исполнительной службы, ГФС;

– лица, которые приобрели гражданство Украины и подлежат постановке на воинский учет военнообязанных;

– лица, прибывшие из других местностей (административно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;

– военнообязанные, исключенные из воинского учета СБУ, Службы внешней разведки;

– призывники, которые в соответствии со ст. 18 Закона № 2232 освобождены от призыва на срочную военную службу;

– лица, достигшие предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников;

– женщины, имеющие специальность, родственную с соответствующими военно-учетными специальностями, приведенными в Перечне № 711, при условии их годности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению

Кем ведется воинский учет на предприятии

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации ведут персональный учет призывников и военнообязанных по месту их работы или обучения (п. 36 Порядка № 921).

Персональный учет призывников и военнообязанных предусматривает учет сведений о призывниках и военнообязанных по месту их работы или обучения и возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений независимо от подчинения и форм собственности (ч. 5 ст. 34 Закона № 2232).

Ведение воинского учета физлицом-предпринимателем не предусмотрено. Но Минобороны, опираясь на ч. 5 ст. 34 Закона № 2232, подчеркивает, что ведение персонального учета призывников и военнообязанных по месту их работы или обучения возлагается в том числе и на граждан-предпринимателей и других самозанятых лиц (письма Генштаба ВСУ от 27.09.2017 г. № 321/5989, Минобороны от 13.11.2017 г. № 321/7065).

Однако ст. ст. 2112 – 2114 КоАП не предусматривается административная ответственность для физлиц-предпринимателей за: неподачу в военкоматы списков работников, подлежащих приписке к призывным участкам; прием на работу работников, не состоящих на воинском учете по месту жительства; необеспечение извещения о вызове в военкомат.

Воинский учет граждан, с которыми заключен договор гражданско-правового характера, не ведется (письмо Минобороны от 13.11.2017 г. № 321/7065).

Количество лиц, ответственных за ведение воинского учета, определяется в госорганах в зависимости от наличия на воинском учете призывников и военнообязанных (пп. 2 п. 10 Порядка № 921):

• от 500 до 1000 – одно ответственное лицо;

• от 1000 до 2000 – два человека, а на каждые последующие 1000 призывников и военнообязанных – по одному человеку дополнительно.

Согласно пп. 3 п. 10 Порядка № 921 на предприятиях, в учреждениях и организациях количество ответственных за ведение воинского учета тоже зависит от наличия на воинском учете призывников и военнообязанных:

• от 500 до 2000 – одно ответственное лицо;

• от 2000 до 4000 – два человека;

• от 4000 до 7000 – три человека, а на каждые последующие 3000 призывников и военнообязанных – по одному человеку дополнительно.

Если на воинском учете в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях состоит менее 500 призывников и военнообязанных, то обязанности по ведению воинского учета возлагаются на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом, которому устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада, кроме госслужащих (п. 11 Порядка № 921).

Указанная доплата устанавливается, если на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом возлагаются дополнительные обязанности по ведению воинского учета, не предусмотренные должностной инструкцией (размер доплаты может быть установлен в размере 10 %, 20 %, 30 %, 40 %, 50 %).

Когда же в должностной инструкции, скажем, инспектора по кадрам определены задачи и обязанности по ведению воинского учета, то доплата, предусмотренная п. 11 Порядка № 921, не выплачивается. Ведь тогда специалист кадровой службы ведет воинский учет, исполняя свои должностные обязанности, за что получает соответствующую оплату с учетом выполнения указанных функциональных обязанностей (письмо Минсоцполитики от 09.02.2018 г. № 227/0/101-18/281).

Организация воинского учета на предприятии

Предприятия, учреждения и организации, где ведется воинский учет призывников и военнообязанных, изготавливают типографским способом правила воинского учета и вывешивают их на видном месте в соответствующих помещениях (п. 22 Порядка № 921). Образец Правил воинского учета призывников и военнообязанных приведен в приложении к Порядку № 921.

Перечень мероприятий, выполнение которых возлагается на государственные органы, предприятия, учреждения и организации, определен п. п. 14 и 37 Порядка № 921.

Приведем их для удобства в таблице 2 с уточнением сроков выполнения и используемых форм.

Таблица 2

Мероприятия по воинскому учету, осуществляемые предприятием

Мероприятие, связанное с воинским учетом

Срок

Документы

Разъяснения, примечания

Проверка у граждан при приеме на работу (обучение) наличия военно-учетных документов (у военнообязанных – военных билетов или временных удостоверений, у призывников – удостоверений о приписке к призывным участкам)

До приема на работу (обучение)

Военные билеты, удостоверения о приписке к призывным участкам

На работу (обучение) призывники и военнообязанные принимаются только после постановки их на воинский учет

Отправка в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты уведомлений об изменении учетных данных призывников и военнообязанных, принятых на работу (обучение) или уволенных с работы (отчисленных из учебного заведения)

В семидневный срок

Уведомление об изменении учетных данных

Уведомляют о приеме на работу, увольнении с нее или приеме на обучение (отчислении из учебного заведения)

Информирование соответствующих районных (городских) военкоматов о назначении, перемещении и увольнении лиц, ответственных за ведение воинского учета (п. 14 Порядка № 921)

В семидневный срок

В произвольной форме

В порядке информирования может предоставляться выписка из соответствующего приказа

Оповещение по требованию районных (городских) военных комиссариатов призывников и военнообязанных об их вызове в районные (городские) военные комиссариаты и обеспечение их своевременного прибытия. Руководители предприятий, учреждений, организаций и по требованию военкоматов обеспечивают своевременное прибытие граждан призывного возраста на призывные участки (ч. 8 ст. 15 Закона № 2232)

При необходимости

Повестки, мобилизационные предписания, распоряжения военкоматов

Как это реализовать, определено п. 47 Порядка № 921, а ст. 25 КЗоТ запрещено при заключении трудового договора требовать от лиц сведений о регистрации места жительства или пребывания

Обеспечение полноты и достоверности учетных данных призывников и военнообязанных согласно требованиям, установленным Порядком № 921 и другими документами первичного учета в соответствии с законодательством

Постоянно

Личная карточка работника (типовая форма № П-2), утвержденная приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 г. № 495/656, и Личная карточка государственного служащего, утвержденная приказом Нацагентства Украины по вопросам государственной службы от 05.08.2016 г. № 156

Изменения в личные карточки вносятся на основании соответствующих документов, подтверждающих их, а также приказов руководителя

Взаимодействие с районными (городскими) военными комиссариатами относительно сроков и способов сверки данных личных карточек, списков призывников и военнообязанных, их учетных данных, внесения соответствующих изменений в них, а также касательно оповещения призывников и военнообязанных

Постоянно

Согласовывается с военкоматом

Контактирует с военкоматом ответственное за ведение воинского учета лицо

Периодическая сверка личных карточек призывников и военнообязанных с записями в военных билетах и удостоверениях о приписке к призывным участкам

Раз в год – в установленные графиком сроки

Личная карточка работника, Личная карточка государственного служащего, военные билеты, удостоверения о приписке

Военнообязанные и призывники под расписку предоставляют военные билеты, удостоверения о приписке к призывным участкам

Проведение сверки с учетными документами районных (городских) военных комиссариатов, в которых они состоят на воинском учете

Раз в год – в установленные графиком сроки

Внесение в личные карточки призывников и военнообязанных изменений касательно их семейного положения, места жительства (пребывания), образования, места работы и должности

В пятидневный срок со дня подачи соответствующих документов

Документы, подтверждающие такие изменения

Соответствующие записи вносятся в Личную карточку работника, Личную карточку государственного служащего

Отправка в районные (городские) военные комиссариаты Уведомления об изменении учетных данных

Ежемесячно до 5 числа

Уведомление об изменении учетных данных (приложение 2 к Порядку № 921)

Составление и подача ежегодно в районные (городские) военные комиссариаты списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам (ч. 5 ст. 14 Закона № 2232)

До 1 декабря

Список граждан, подлежащих приписке к призывным участкам (приложение 3 к Порядку № 921)

Список составляется в алфавитном порядке, в него включаются все юноши, которым в год приписки исполняется 17 лет

Прием под расписку от призывников и военнообязанных их военно-учетных документов для подачи в районные (городские) военные комиссариаты для сверки с карточками первичного учета и оформления бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время

Раз в год в соответствии с графиком сверки

Расписка о приеме на хранение военно-учетного документа (приложение 4 к Порядку № 921)

Бланки расписок формируются в блокноты не менее 50 листов и хранятся. Использованные и возвращенные расписки хранятся в течение года до следующей сверки с военкоматом

Своевременное оформление документов для бронирования военнообязанных за центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время

При необходимости

Документы, предусмотренные Порядком № 45

Контроль за выполнением должностными лицами государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, призывниками и военнообязанными установленных правил воинского учета и проведением соответствующей разъяснительной работы

Постоянно

Периодичность и формы контроля определяются в плане мероприятий по воинскому учету

Контроль осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом

Информирование районных (городских) военных комиссариатов о гражданах и должностных лицах, нарушающих правила воинского учета, для привлечения их к ответственности согласно закону

При необходимости

Обращение об уклонении граждан от исполнения воинской обязанности (приложение 5 к Порядку № 921)

Это касается органов местного самоуправления, разыскивающих граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности

Ведение и хранение журнала учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверка их учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов

Постоянно

Журнал учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверка их учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов (приложение 7 к Порядку № 921)

В журнал вносятся записи о проведенных проверках военкоматами и о сверках учетных данных, проведенных с военкоматами. Журнал ведется до полного окончания, после чего хранится в течение 7 лет (п. 24 Порядка № 921)

Предприятию также следует составлять план мероприятий по воинскому учету в конце каждого текущего года на следующий год, в котором необходимо конкретизировать мероприятия, сроки, ответственных лиц за каждое мероприятие. Ведь планировочные документы упоминаются в списке документов, подлежащих проверке.

Кроме приведенных в таблице мероприятий, также необходимо предусмотреть периодическое изъятие из картотеки карточек военнообязанных, подлежащих исключению из воинского учета по возрасту в начале года (по итогам предыдущего года).

Персональный учет – в личной карточке

Согласно п. 38 Порядка № 921 персональный учет призывников и военнообязанных:

– на предприятиях, в учреждениях и организациях ведется по типовой форме первичного учета № П-2 «Личная карточка работника», в разделе II которой указываются сведения о воинском учете;

– государственных служащих в центральных и местных органах исполнительной власти, других госорганах – по форме первичного учета «Личная карточка государственного служащего», в п. 14 которой указываются сведения о воинском учете.

Раздел «Відомості про військовий облік» личной карточки заполняется на основании записей в военно-учетных документах (п. 39 Порядка № 921). Порядок заполнения данного раздела личных карточек определен п. п. 40 – 42 Порядка № 921.

Таблица 3

Заполнение раздела «Відомості про військовий облік» личной карточки

Подраздел раздела (подпункт пункта) личной карточки

Рядовой, сержантский и старшинский состав запаса

Група обліку

Последняя буква военно-учетной специальности (от «А» до «Ч»)

Категорія обліку

Первая или вторая категория, а также серия и номер военного билета или временного удостоверения

Склад (військовозобов’язаних)

Рядовой, сержантский или старшинский

Військове звання

Воинское звание, присвоенное военнообязанному во время прохождения им военной службы или пребывания в запасе

Військово-облікова спеціальність

Трехзначное кодовое (цифровое) обозначение военно-учетной специальности

Придатність до військової служби

Согласно решению военно-врачебных комиссий в отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе в военное время

Найменування районного (міського) військового комісаріату за місцем реєстрації

Наименование районного (городского) военкомата, в котором военнообязанный состоит на воинском учете

Найменування районного (міського) військового комісаріату за місцем фактичного проживання

Наименование районного (городского) военкомата, на территории которого фактически проживает военнообязанный

Перебування на спеціальному обліку

Номера перечня, пункта и раздела перечня, по которым оформлено бронирование (для военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, – номер команды)

Для офицеров запаса в разделе «Відомості про військовий облік» личной карточки офицеров запаса в соответствии с п. 41 Порядка № 921 указываются в подразделе:

• «категорія обліку» – разряд запаса согласно записи в военном билете офицера запаса, а также серия и номер военного билета или временного удостоверения;

• «склад» – профиль подготовки: командный, инженерный, технический, юридический, медицинский, ветеринарный;

• «військово-облікова спеціальність» – шестизначное цифровое обозначение военно-учетной специальности;

• «група обліку» и «придатність до військової служби» не заполняются.

Для призывников в разделе «Відомості про військовий облік» личной карточки призывников согласно п. 42 Порядка № 921 указываются в подразделе:

• «група обліку» – слово «призовник»;

• «перебування на спеціальному обліку» – номер пункта (абзаца), части и статьи Закона № 2232, по которым предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу, и дата, до которой она предоставляется.

В личных карточках военнообязанных, достигших предельного возраста пребывания в запасе, после проведения очередной сверки с соответствующими военкоматами делается отметка «Виключений з військового обліку за віком» (п. 43 Порядка № 921). Предельный возраст пребывания в запасе установлен ст. 28 Закона № 2232 в зависимости от разряда: для первого разряда – до 60 лет, для второго разряда – до 65 (для высшего офицерского состава).

Личные карточки призывников и военнообязанных хранятся в алфавитном порядке в отдельной картотеке по следующим группам:

• первая группа – личные карточки военнообязанных офицерского состава;

• вторая – личные карточки военнообязанных рядового, сержантского и старшинского состава;

• третья – личные карточки военнообязанных-женщин;

• четвертая – личные карточки призывников.

Личные карточки военнообязанных, забронированных на период мобилизации и на военное время, выделяются отдельно в каждой группе, а исключенных из воинского учета по возрасту или состоянию здоровья хранятся в общей картотеке.

Проверка ведения воинского учета и ответственность

Генштаб ВСУ доводит штабам оперативных командований планы относительно проверки состояния воинского учета на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Областные военкоматы во взаимодействии с облгосадминистрациями проводят проверку госорганов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на соответствующей территории, в соответствии с утвержденными ими планами (п. 77 Порядка № 921).

Районные (городские) военкоматы в соответствии с утвержденными районными госадминистрациями, городскими советами планами проводят проверку (раз в три года) исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов, а также предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории их ответственности и в которых работают военнообязанные, забронированные за ними, а также те, которые имеют мобилизационные предписания (п. 78 Порядка № 921).

Вопросы, подлежащие проверке по организации и ведению воинского учета и обеспечению функционирования системы воинского учета, приведены в приложении 27 к Порядку № 921.

Во время проверки предприятий, учреждений, организаций проверке подлежат следующие документы:

• приказы руководителей о назначении ответственных лиц за ведение воинского учета и их должностные инструкции;

• штатное расписание;

• руководящие документы;

• приказы руководителей о приеме и увольнении с работы призывников и военнообязанных;

• распорядительные документы по организации вопросов, подлежащих проверке;

• картотека личных карточек работников и государственных служащих;

• документы служебной переписки с районным (городским) военкоматом;

• планировочные и отчетные документы за прошлый и текущий годы;

• документы по обработке предложений к перечню должностей и профессий, подлежащих бронированию;

• перечень должностей и профессий военнообязанных, подлежащих бронированию на период мобилизации и на военное время;

• сведения о численности военнообязанных, забронированных согласно перечню должностей и профессий, и военнообязанных, подлежащих бронированию;

• удостоверение об отсрочке от призыва в ВСУ на период мобилизации и на военное время, сведения об их выдаче;

• журнал учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов;

• расписки о получении военно-учетных документов;

• списки военнообязанных и призывников, сведения о начислении и получении зарплаты работниками и другие документы.

Руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от подчинения и форм собственности, виновные в нарушении порядка воинского учета, прибытия по вызову в военный комиссариат, а также в совершении прочих нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, несут ответственность согласно закону (ч. 1 ст. 42 Закона № 2232).

Для руководителей и должностных лиц предприятий предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета (см. таблицу 4).

Таблица 4

Виды нарушений в ведении воинского учета и ответственность